Икона Василия Великого описание, значение, молитвы, в чем помогает

Молитва Василия Великого на изгнание бесов

«Заклинаю тя, злоначальника хульнаго, начальника сопротивнаго востания, и самодетеля лукавства, заклинаю тя низверженнаго от горняго светоношения, и во тму глубины низведеннаго возношения ради. Заклинаю тя и всю низпадшую силу последовательную твоего произволения: заклинаю тя, душе нечистый, Богом Саваофом, и всем воинством ангел Божиих, Адонаи Елои Бога Вседержителя, изыди и разлучися от раба Божия (имя), заклинаю тя Богом Словом вся создавшим, и Господом нашим Иисусом Христом, Единородным Сыном Его, прежде век неизреченно и безстрастно от Него рожденным, видимую же и невидимую тварь соделавшим, по образу Своему человека создавшим, законом первее естественне сия детоводившим, и ангельским приставлением сохраншим: водою согрешение свыше потопившим, и поднебесныя бездны разустившим, и гиганты нечествовавшыя растлевшим, и столп скверных растрясшим, и землю содомов и гоморров огнем жупельным испепелившим, егоже свидетель дым неугасимый курится; жезлом море раздельшим, и люди ногами немокрыми проведшим, и мучителя фараона, и воинство богоборное, во веки волнами нечестия брань потопившим; в последняя дни от Девы Чистыя Воплотившимся неизреченно, и целы печати чистоты сохраншим, омыти крещением древнюю нашу скверну благоизволившим, еюже мы преступлением осквернихомся. Заклинаю тя Крестившимся во Иордане, и образ нам нетления в воде по благодати Подавшим; Егоже ангели и вся силы небесныя удивишася, воплощенна Бога Смирившагося зряще, егда Безначальный Отец, безначальное Рождество Сыновнее откры, и Святаго Духа схождение, Троическое Единство свидетельствова. Заклинаю тя Оным, ветру Запретившим, и бурю морскую Укротившим, полк демонский Отгнавшим, и зеницы очныя от утробы лишенныя брением слепыя прозрети Соделавшим, и древнее рода нашего создание Обновившим, и немыя еже глаголати Исправившим: струпы проказ Очистившим, и мертвыя от гробов Воскресившим, даже до погребения человеком Беседовавшим, и ад востанием Пленившим, и все человечество необъято смертью Устроившим. Заклинаю тя Богом Вседержителем, Богодухновенным гласом человеки Вдохнувшим, и апостолом Содействовавшим, и всю вселенную благочестия Исполнившим: убойся, бежи, бежи, разлучися демоне нечистый и скверный, преисподний, глубинный, льстивый, безобразный, видимый безстудия ради, невидимый лицемерия ради, идеже аще ecи, или отъидеши, или сам ecи Веельзевул, или сотрясаяй, или змеевидный, или звероличный, или яко пара, или яко птица, или нощеглагольник, или глухий, или немый, или от нашествия устрашаяй, или растерзаяй, или наветуяй, или во сне тяжце, или и недузе, или в язве, или в смесе скоктаяй, или слезы любосластныя творяй, или блудный, или злосмрадный, или похотный, или сластотворный, или отраволюбивый, или любонеистовый, или звездоволхвуяй, или домоволшебник, или безстудный, или любопрительный, или непостоянный, или с месяцем пременяяйся, или временем неким сообращаяйся, или утренний, или полуденный, или полунощный, или безгодия некоего, или блистания, или по случаю сретился еси, или от кого послан еси, или нашел еси внезапу, или в мори, или в реце, или от земли, или из кладязя, или от стремнины, или от рова, или от езера, или от трости, или от вещества, или от верху земли, или от скверны, или от луга, или от леса, или от древа, или от птиц, или от грома, или от покрова баннаго, или от купели водныя, или от гроба идольскаго, или отнюдуже вемы, или не вемы, или от знаемых, или от незнаемых, или от непосещаемаго места, отлучися и пременися, устыдися образа рукою Божиею созданнаго, и воображеннаго: убойся воплощеннаго Бога подобия, и не сокрыйся в рабе Божием (имя), но жезл железный, и пещь огненная, и тартар, и скрежет зубный, отмщение преслушания тебе ожидает. Убойся, умолкни, бежи, не возвратися, ни сокрыйся со инем лукавством нечистых духов: но отъиди в землю безводную, пустую, неделанную, на нейже человек не обитает: Бог Един призирает связаяй всех уязвляющих, и злосоветующих на образ Его, и веригами мрака, тартару предавый, в долгую нощь и день, тебе всех злых искусителя и изобретателя диавола. Яко велий есть отрок Божий, и велия слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.»

Дни празднования

Празднование в церквях и храмах проходит дважды: 14 января (1 по старому стилю) и 12 февраля (30 января по старому стилю). Торжественные литургии может посетить каждый и помолиться святому, чтобы достичь в жизни успехов, избавиться от тоски, болезней и неверия.

Это интересно: Икона святого апостола Андрея Первозванного

Молитва Василию Великому о здравии

От трудноизлечимых заболеваний, о помощи в жизни, об укреплении веры.

«О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на Небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Умоли Господа, да возвысится страна наша, и да дарует всему народу нашему здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей Горних на нас, смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте Небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да, оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православней Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную пети и славити во веки веков. Аминь.»

Молитва перед иконой святого Василия

«Великий и премудрый Василий. С искренней молитвой обращаюсь к Тебе. Не отверни лика своего от жизни моей, помоги справиться с трудностями на пути да укрепи веру мою в Господа. Дай сил сопротивляться гневу и защити от нападок еретиков и завистников. Исцели, Василий, раны душевные, помоги одолеть болезни телесные. Вразуми на учение отпрысков моих да не покинь при начале новых дел богоугодных. Аминь».

Празднование Старого Нового года как раз выпадает на день памяти Святого Василия. Помолитесь ему о здравии всех своих родственников и попросите помощи. Искренние молитвы, идущие от самого сердца, обязательно откроют перед вами двери в благополучную жизнь. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Краткая биография

Родиной Василия Великого
– одного из отцов христианской церкви, святителя, Вселенского учителя, архиепископа, знаменитого богослова, была Кесария Каппадокийская, поэтому его еще называют Василием Кесарийским. Появился на свет приблизительно в 330 г. Оба родителя принадлежали к знатным и очень состоятельным родам, но семейство его славилось не только этим, но и выдающимися способностями, ревностным отношением к христианству. Примечательно, что из десяти родившихся в этой семье детей половина была причислена к лику святых вместе со своей матерью прав. Емилией.

Образование Василий получил превосходное: сначала на родине, потом 18-летним юношей он приехал в Константинополь, где изучал различные науки: физику, астрономию, медицину, философию, риторику, математику. Известно, что он был слушателем лекций известного софиста Ливания. Его познания в философии и других областях значительно углубились после пребывания в течение нескольких лет в Афинах.

Некоторое время после возвращения на родину, в Кесарию, Василий занимался делами сугубо светского характера, однако под влиянием сестры Макрины его интерес к духовной жизни все более возрастал, превращаясь в осознание призвания. Его образ жизни стал более аскетичным; вместе с группой единомышленников он уехал на семейные земли в Понте, подальше от города с его суетой и соблазнами. После принятия крещения его посвятили в чтецы. Есть в его биографии и такой факт, как путешествие в Египет через Палестину и Сирию, в которое он отправился в 357 г. Там он ездил по монастырям, наносил визиты известным отшельникам, активно штудировал труды святых отцов, совершал аскетические подвиги.

Вернувшись на родину, Василий основал в Понтийской области ряд монастырей, для которых он собственноручно написал устав. Его рукоположили в пресвитеры, позднее он стал епископом, а 370 г. его избрали архиепископом Кесарии.

Деятельностью на поприще служения богу он снискал себе всеобщее уважение и славу (в том числе иудеев и язычников), авторитет его был поистине велик. Он строго следил за тем, чтобы каноны не нарушались, чтобы в церквях царила дисциплина. Им были основаны не только два монастыря, но и гостиница, странноприимный дом, богадельня; все живущие в нужде, гонимые, угнетенные всегда могли рассчитывать на его поддержку – активная благотворительная деятельность Василия Кесарийского была неотъемлемой чертой его служения богу и людям. Образ жизни его был очень строгим, аскетичным, а сила молитвы – великой. Обладая сверхъестественной прозорливостью, Василий Великий мог отмаливать даже самые тяжелые грехи и давать надежду отчаявшимся грешникам; стяжал он и дар сотворения чудес.

Сложно переоценить его вклад в создание духовной, богословской литературы. Его богатое наследие включает в себя книги в защиту православной веры (например, критика арианского учения «Против Евномия»), толкования, аскетические трактаты, проповеди, правила, письма. Написанные им «Девять бесед на шестоднев» о принципах христианской космогонии пользовались у современных ему богословов и философов большой популярностью. Внесенная им лепта в святоотеческую литературу не потеряла актуальности до сих пор. И по сей день в церквях служится т.н. литургия Василия Великого, создание которой (равно как и изобретение иконостаса) приписывается именно этому знаменитому богослову.

Жизнь одного из отцов церкви было яркой, насыщенной, но недолгой. Будучи сорокалетним мужчиной, в письмах он говорил о себе как о старике. Суровый аскетический образ жизни нанес его здоровью серьезный ущерб, и сердце знаменитого богослова остановилось 1 января 378 г., а вскоре его имя пополнило сонм православных святых.

Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя

Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь.

Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр.

Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь.

Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.

Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.

Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину. В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество. Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.

Молитва святому Василию Великому от наветов вражиих

Об избавлении от бед и напастей.

«О великий и пресвятый святителю отче Василие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея пренепорочнаго девства предызбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе. Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, о премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогда же на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких; соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егда же час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми неприступнаго Божия величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную же и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.»

Правила Святителя Василия Великого

В данную книгу собраны 92 правила. Это количество самое большое, если рассматривать иных святых отцов. В Правилах Святителя Василия Великого каждый сможет найти ответ на интересующие вопросы. Много толкований и размышлений по поводу праведной православной жизни – какой она должна быть. Правила можно разделить на следующие блоки:

  • Первое каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому Правило 12 3 4 5 6 7 8 15 16

  • Второе каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому

Правило 3839 49 50

Третье каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому

Правило 7273

Святаго Василия Великаго из другаго послания к Амфилохию Иконийскому

Правило 86

Святаго Василия Великаго послание к Диодору, епископу Тарскому

Правило 87

Святаго Василия Великаго послание к Григорию пресвитеру

Святаго Василия Великаго к хорепископам послание

Правило 89

Святаго Василия Великаго к подчиненным ему епископам

Правило 90

  • Святаго Василия из 27 главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию
  • Святаго Василия Великаго, из 29 главы того же сочинения

Правило 92

Святой Василий Великий, архиепископ, Кесарийский Капподакийский 12 февраля, свт. 14 января Вселенский учитель

В 330 году в городе Кесарии этим именем был наречен мальчик, который позднее будет известен всем христианам, как Василий Великий
. Он рос в удивительной семье, в которой кроме него к лику святых были причислены еще и брат Григорий, епископ Нисский, брат Петр, епископ Севастийский, старшая и младшая сестры Макрина и Феозва, диакониса. К слову, мама Василия Великого, преподобная Емилия, также вписана Церковью в сонм святых. После смерти своего отца, мальчик отправился учиться в Константинополь, а далее в Афины. Около 5 лет изучал он здесь математику и астрономию, медицину и физику, философию и риторику. В это же время в Афинах получал образование и святой Григорий Богослов, они очень подружились, и эта дружба длилась всю жизнь. В скором времени святой Василий отправился в паломническую поездку в Египет, Палестину, Сирию, побывал он и в святом городе Иерусалиме, а после вернулся в Кесарию. Он вел очень строгую жизнь инока: много проповедовал, помогал простым людям в их горестях и бедах. За доброе сердце он очень полюбился своей пастве, что вызвало зависть действующего епископа Евсевия. Узнав об этом, святой Василий удаляется в пустыню и поселяется рядом с монастырем, который основали его мама и сестра. Вместе с ним был Григорий Богослов, в это время они составляют устав для жизни иноков в монастыре. В 325 году в мире стало вновь распространяться арианство. Для борьбы с ним из молитвенного уединения Господом были призваны Василий Великий и Григорий Богослов. Вернувшись в Кесарию, епископ Евсевий умер на руках у Василия Великого. Именно его почивший епископ благословил стать своим приемником. Святой очень яростно защищал Православную веру от нападок ереси. Он много времени проводил в молитве и посте, за что снискал дар чудотворения и прозорливости. Однажды император Валент решил отдать православный храм еретикам – арианам. В защиту выступил Василий Великий, который предложил, чтобы решил этот спор Божий суд: по чьей молитве откроются запечатанные двери, тому и служить в этом храме. Ариане провели в молитве три дня, но все усилия были тщетны. Как только к дверям подошел Василий Великий с молитвой, двери храма распахнулись сами. Очень многих людей обратил к Православной вере святой Василий, даже будучи на смертном одре он помог уверовать своему врачу – иудею. Он понимал, что Василию Великому не дожить до утра, но если все же это случится, доктор примет Крещение. И тогда святитель упросил Господа подождать до утра, чтобы врач уверовал. Так и случилось. Более того, наутро святой сам встал и лично пришел крестить новоначального верующего, только после этого святитель Василий Великий скончался. Святой очень почитаем Русской Православной церковью. Частичка его мощей хранится в Почаевской Лавре. На Афоне находится честная глава святителя, в Иерусалиме – десница.

Жизнеописание

Изображение кисти Феофана Грека.

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Мать Василия – преподобная Эмилия Кесарийская. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где обучался в школе риторов Проэресия. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда тяготел.

Статуя св. Василия Кесарийского в одном из храмов Праги.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианства.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.

Икона Святого Василия Великого история

Родился в благородной семье в 330 году, в Кессарии (Малая Азия). Благочестивые семена в маленьком ребенке были посеяны его бабушкой, Макриною, которая еще в юности получала наставления Григория Чудотворца. Отец преподавал сыну не только основы христианской веры, но и красноречие, философию, риторику.

Имея острый ум, молодой человек в возрасте 17 лет сравнялся с учителями, поэтому решил отправиться в Константинополь. После знакомства здесь с софистом Ливанием, святой угодник посетил Афины, город, который считали эпицентром всех наук. Там он познакомился с мудрейшим Григорием Богословом.

Оба учителя обладали смиренностью, благочестием и дружили до конца своих дней.

На заметку! Угодник говорил, что церковь всеми силами старается приобщить мирских людей, привязанных к житейскому, к истинной добродетели. Духовная сила всегда испытывает милосердие ко всякому человеку, отрешенному от служения Богу. Икона Василия Великого чрезвычайно помогает укрепить веру в истинного Отца.

Преодоление трудностей

Святой учитель с большим усердием изучал науки. Он обладал глубокими философскими, филологическими и ораторскими познаниями. Вернувшись из Афин, отклонил предложение мудрых людей заниматься законоведением и решил посвятить свою жизнь служению Богу.

Василий принял Крещение, когда ему было 25 лет

В те времена этому ритуалу уделяли должное внимание и порой оттягивали его до самой кончины

Угодник отправился в Египет и стал аскетом для того, чтобы совершенствовать христианскую веру. Он побывал в Сирии, Месопотамии и на территории Палестины, где знакомился со знаменитыми подвижниками, изучал их труды.

Вернувшись домой, он и Григорий Богослов основывают общину, где происходят молитвы иконам, разнообразные работы и изучение святых трудов.

Арианская ересь

Вскоре Василий Великий получает должность диакона, а после и пресвитера Церкви, находящейся в Кессарии. Здесь он становится помощником епископа Евсения. У них возникали недомолвки, о которых пришлось забыть с приходом арианского учения.

Василий усердно сопротивлялся еретическому движению: молился иконам, читал проповеди и создавал большие религиозные труды. Таким образом, он старался изобличить арианское учение.

После того как умер Евсений, Святой учитель становится епископом и имеет возможность нести просвещение большему количеству народа.

Император по имени Валента не смог переманить Святого Василия в арианскую веру и решил прибегнуть к особым мерам, разделив церковные приходы на две части. Однако Великий учитель смог избежать раскола и распределил начальство между своими ставленниками.

В 379 году Святой Василий умер от переутомления и чрезвычайной аскезы.

Десница Василия Великого

Почитание мощей

По смерти тело угодника положили в гробницу отцов, где находились останки его предшественников. Этому месту поклонялись православные и мусульмане, называвшие его святым старцем.

Большое количество древних храмов посвящались Василию Великому.

  • Западное предание гласит, что мощи Святого учителя располагаются на Сардинии и хранятся в храме св. Франческо. Здесь оно появилось в начале IV века.
  • По православным преданиям, честная глава Василия находится на Афоне. Ее подарил император Никифор II. Другие источники утверждают, что она располагалась в Константинополе. Некоторые паломники видели мощи в монастыре Панахранту.
  • В русской летописи «Хождение в Царьград» имеется утверждение, что останки располагались в монастыре Святого Василия. В начале XII века они были увезены в город Амальфи (Италия).

Житие Василия Великого показывает его благочестие, добродетельность и целеустремленность в служении Богу. Пройдя множество испытаний и не сломившись, он заслужил истинное поклонение церкви.

Важно! Чудотворный лик учителя помогает укрепить веру, повысить желание к наукам. Образ избавляет от гонений и злых духов и покровительствует ученичеству

Посмотрите видео о Василии Великом

Служение Василия Великого в сане пресвитера

В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться возможности полюбившегося ему монашеского уединения.

Состояние Церкви в то время было смятенным, если не сказать: удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда — вот лишь немногие трудности, с какими столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.

Будучи незаурядною личностью, отныне он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан. Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, нездоровую ревность, и между ними произошёл раздор. Не желая усугублять и без того осложнившуюся ситуацию, Василий проявил благоразумие и вновь удалился в уединение. Между тем, с усилением влияния арианства Василий счёл своим долгом вернуться. Раздор был сглажен и преодолен.

Чудеса и добрые дела

Жизнь Василия Великого обросла легендами. Православные верят, что мужчина был свидетелем и исполнителем нескольких чудес. Однажды к святому обратилась женщина, которую притеснял начальник. Но на письмо, написанное Василием, обидчик ответил грубо. Тогда великий угодник напророчил ему, что вскоре сам будет спасаться от гнева вышестоящих лиц. И действительно, спустя время начальник попал в опалу к царю.

Икона Василия Великого описание, значение, молитвы, в чем помогает

Во время Персидской войны Василий самозабвенно молился перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног которой изображался великомученик Меркурий – воин с копьем. Мужчина просил, чтобы святые не допустили возвращения живым с войны Юлиана Отступника. Вдруг Меркурий исчез, а когда появился, с копья его капала кровь. Позже гонцы принесли весть, что Юлиана на войне серьезно ранили.

Василий обладал необычным даром: во время литургии золотой голубь, висевший над святым престолом, три раза сотрясался, свидетельствуя о появлении Святого Духа. Но как-то раз птица не подала знака, а Василий задумался и понял, что причина в диаконе, который посмел на службе смотреть в строну красивой женщины.

Икона Василия Великого описание, значение, молитвы, в чем помогает

Священник посадил диакона на жесткую епитимию, а перед алтарем повелел соорудить перегородку, чтобы женщины не могли смотреть на него во время богослужения. С тех пор голубь не переставал возвещать о сошествии Святого Духа.

Еще одно предание гласит, что Василию удалось избежать изгнания по божественному провидению. В день Богоявления Господня в церковь, где он служил, явился царь Валент. Увидев красоту убранства и порядок в храме, настолько восхитился, что проникся расположением к святому угоднику.

Однако, уехав домой, враги Василия склонили правителя изгнать борца с арианами. Во время подписания соответствующего указа под Валентом закачался стул и сломалась трость, которой ставят подпись. После того как треснула третья трость, император испугался и уничтожил приговор.

Икона Василия Великого описание, значение, молитвы, в чем помогает

Василий снискал славу доброго человека, готового прийти на помощь нуждающимся, даже если его самого ждет при этом наказание. Известна история о спасении юной и богатой вдовы Вестианы, которую епарх Евсевий пытался насильно выдать замуж за одного сановника. Девушка не желала терять вдовью чистоту и бросилась с мольбами о помощи к Василию.

Архиерей успел отправить беднягу в девичий монастырь, как тут же прилетели гонцы Евсевия с требованиям выдать непокорную беглянку. Тогда Василия уличили в прелюбодеянии и обыскали опочивальню. Рассерженный епарх обещал святителя отправить на великие мучения. Прознав о том, что Василия хотят наказать, народ с оружием кинулся к дворцу Евсевия. В итоге святой вернулся в собственную обитель живым и невредимым.

Творения

Василий Великий за свою жизнь успел написать множество книг. Удивительно, но все из них намного определили свое время. В них указывается такая информация, присутствуют такие особенности мировоззрения, которые не был понятны современникам Святого. Только теперь, с высоты прожитых столетий, человечество может оценить великую мудрость, которая была заложена в каждом томе книг.

Догматико-полемические

Догматические труды относятся к формальному, теоретическому типу литературы. В них Василий Великий описывает некоторые детали, которые могли не учесть более ранние исследователи писания. Также он дает пояснения довольно спорным моментам, которые встречались в православной традиции. Среди догматических творений Святого наиболее известными являются «Против Евномия» и «О Святом духе».

Экзегетические

Экзегетические трактаты Святого посвящены важным исследованиям, важным беседам, которые непременно проводятся как православными между собой, так и каждым человеком в своей голове. К тому типу относят такие книги, как «15 бесед на псалмы», «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию».

Икона Василия Великого описание, значение, молитвы, в чем помогает

Аскетические

Аскетические беседы — это именно те трактаты Василия Великого, которые были написаны им в моменты уединения и полного спокойствия души. Аскетические трактаты считаются наиболее глубокими и осмысленными, более философской направленности, чем религиозной. В них Василий Великий дает понимание того, почему он выбрал именно такой жизненный путь, как стоит жить монахам и отрекшимся от мира, чтобы получить Божье благословение и получить его благодать. Популярны и до сих пор не теряют своей актуальности аскетические трактаты «Нравственные правила», «Монашеские правила». Есть краткие правила и пространные. Последние указаны с глубокими философскими аспектами действий, в то время как первые более направлены на получение практических умений.

Литургические труды

Литургии, которые написаны были Василием Великим, используются в церковной практике. Они широко известны в православной и католической церквях. Насчитается и 28 проповедей Святого на различные темы. Найти их можно в свободном доступе, иногда встречаются и аудио версии бесед.

Письма

Письма Василия Великого многочисленны — их насчитывается более трех с половиной сотен. Среди них наиболее интересные Афанасию Великому, Григорию Богослову и Амфросию Медиоланскому.

Икона Василия Великого описание, значение, молитвы, в чем помогает

Детство и юность

Великий угодник родился в городе Кесария, который был административным центром турецкого региона Каппадокия, в очень религиозной, знатной и богатой семье. Год рождения церковникам так и не удалось установить – примерно 330-й. Василий назван в честь отца, законоведа и оратора.

Икона Василия Великого описание, значение, молитвы, в чем помогает

Мальчик с детства рос в атмосфере почитания Господа. Бабушка в юности училась у святого Георгия Чудотворца, а в молодости вместе с мужем пострадала от масштабной опалы на христиан, вошедшей в историю как Диоклетиановые гонения. Родной дядька служил епископом, как и два брата Григорий Нисский и Петр Севастийский. Сестра Макрина в будущем стала игуменьей монастыря.

Маленького Васю отец тоже готовил к стезе священника. Будущий учитель Церкви получил прекрасное образование – сидел за партами школ Кесарии, Константинополя и Афин. В 14 лет родитель Василия умер, и юноша три года жил в загородном доме бабушки, который позднее превратили в монастырь. А в 17-летнем возрасте молодой человек лишился и старшей родственницы, пришлось переезжать к матери в Кесарию.

Икона Василия Великого описание, значение, молитвы, в чем помогает

В столице эллинских премудростей Афинах Василий прилежно учился и посещал церковь – в жизнеописаниях сделан акцент на чистоту жизни юноши. Его настолько увлекали науки, процесс получения знаний, что, сидя днями и ночами за книгами, забывал даже поесть. Здесь произошла знаковая встреча: Василий познакомился, а позднее крепко подружился с . Его однокашником был также Юлиан Отступник, будущий император и гонитель христиан.

Пять лет Василий провел в Афинах, а после окончания учебы решил, что багаж знаний достаточно наполнен светскими науками. Молодому человеку не хватало религиозной опоры, поэтому отправился на поиски христианских подвижников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: