Православный Церковный календарь Преподобный Варсонофий Оптинский

В чем помогает молитва святому

Молитва Варсонофию Оптинскому может помочь в решении многих проблем. Искрение слова от чистого сердца способны привлечь на свою сторону благосклонность. За любовь к Богу ему была дарована способность творения чудес. Чаще всего это проявляется в:

  • исцелении души и тела человека;
  • открытии сокровенного;
  • направлении на истинный путь;
  • изгнании бесов.

Вот текст сильного молитвенного обращения к святому:

Старайтесь максимально сосредоточиться на том, что происходит. Если Вы читаете ее дома, то поставьте перед собой лик и зажгите свечу. Это поможет отрешиться от всех окружающих факторов. Нередко в храмах можно услышать чтение канона Варсонофию Оптинскому. Есть мнение, что он имеет значительную силу.

Святитель Феодосий104

Преудобрен во архиереех, святителю

Феодосие, был еси светило своему стаду…

(Тропарь святому Феодосию Черниговскому, чудотворцу)

В час тревожного и смутного волненья

Встает в моей душе по временам,

Как дивный звук святого песнопенья,

Блаженное и чудное виденье:

Я вижу город, и старинный храм,

И тополи вокруг него густые,

Сияющий алтарь, лампады золотые,

Ряды святых икон, молящийся народ,

Святителя с слезами умиленья,

Свершающего дивное служенье,

И купола над ними звездный свод,

И чувств молитвенных исполненные лица…

Торжественно там высится гробница,

Духовный исполин и воин Божьей рати,

Исполненный даров небесной благодати,

Почиет Феодосий в ней святой –

Безмездный врач и немощных целитель,

Скорбящих, плачущих духовный утешитель,

Могучий страж страны своей родной –

И хор певцов гремит ему хвалой!..

* * *

Страна чудес, о Русь моя святая!

Иноплеменников теснят тебя толпы

И силятся занять твои стопы…

Но ты идешь, страна моя родная,

Вперед с надеждою на Господа Христа,

Смиренно преклонясь под тяжестью креста.

Храня Его святые повеленья,

Из рода в род пребуди им верна.

В тебе таится сила возрожденья

Народов мира. К свету Воскресенья

И в царство жизни, радости полна,

Ты поведешь их мощною десницей

И плод духовный возрастишь сторицей,

Блаженная, счастливая страна!..

Молитва Иисусова97

Ее начало – тесный путь.

Душе тревожной негде отдохнуть:

Болезни и труды, великие страданья,

Смущений вихрь, презренье, порицанье

Подвижника встречают; видит он,

Как скорби восстают со всех сторон,

И он стоит, исполненный сомнений,

Тревожных тяжких дум, недоумений,

Томлением объятый и тоской.

Неведомы ему ни радость, ни покой,

Помощи не ждет он ниоткуда,

Как только от Спасителя Христа.

А злобные враги кричат ему отвсюду:

«Уа! Да снидет со креста!»

Мой друг о Господе! Дерзай!

Не прекращай великой, тяжкой битвы

И поле бранное отнюдь не покидай –

Не оставляй Божественной молитвы!

Пребуди в подвиге до смерти, до конца:

Победа ждет тебя, духовного борца.

Души твоей да не смятутся кости,

Да не колеблются ее твердыни и столпы,

Когда приступят к ней злокозненные гости –

Бесовских помыслов несметные толпы.

Всемощным именем Господним их рази;

Гонимы им, рассеются врази!

Покрывшись мудрости исполненным смиреньем,

Сей ризою нетленной Божества,

Невидимым врагам душевного спасенья

Не доставляй победы торжества!

Безропотно терпи обиды и гоненья,

Не оставляй прискорбного пути –

Духовных благ священного залога;

Живи для вечности, для Бога –

Единой истинной и вечной красоты,

Всю жизнь Ему всецело посвяти.

Откинув ложные надежды и мечты,

Мужайся в подвиге суровом

И узришь жизнь во свете новом.

И час пробьет, настанет время,

Духовная твоя умолкнет брань –

Страстям невольная, мучительная дань,

И с радостию ты поднимешь бремя

Напастей, бед, гонений и скорбей.

В душе твоей, свободной от страстей,

Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,

И свет духовный воссияет в ней –

Наследнице Небесного Чертога.

Мир чудный водворится – рай,

И с Господом ее свершится единенье,

Исчезнет без следа твоя печаль,

И ты увидишь, полный изумленья,

Иной страны сияющую даль –

Страны живых, страны обетованья,

Грядущего за подвиг воздаянья,

Желаний твоих край…

Памяти в Бозе почившего старца Оптиной пустыни иеросхимонаха отца Амвросия

Блаженны рабы те, которых господин,

придя, найдет бодрствующими.

(Лк. 12, 37)

Блажен, кто, путь свершая тесный,

Кумирам тленным не служил,

В чьем чистом сердце Царь Небесный

Себе обитель сотворил.

Блажен, кто страсти победил

И чужд был суетных стремлений,

Кто средь житейских треволнений

Свой крест безропотно носил,

И был утешитель скорбящим,

И перед миром, в зле лежащим,

Как раб колен не преклонил!

Кто чужд был злобы и гордыни,

Смиренномудрие стяжал,

И Вечной Жизни, и святыни,

И высших подвигов искал,

Как светоносной благостыни;

Кто всей душой своей сознал

Тщету и ложь плотской отрады,

И, невзирая на преграды

И обольщенья темных сил,

Как странник и пришелец жил

Средь слепотствующего мира,

Чуждался жизненного пира

И тучных брашен не вкусил.

* * *

Блажен, кто с юности презрел

Сей мир и суетный, и ложный,

С его гордынею тревожной

И всей пустыней его дел;

Кто к Богу ревностью горел

И жаждал вечного спасенья,

Не ведал злобы и сомненья

И под покровом вышних сил,

И, полный светлых упований,

Без малодушных колебаний

В обитель иноком вступил…

Блажен, кто веру сохранил

В свое высокое призванье!

Кому за подвиг в воздаянье

Всевышний быть определил

Начатком будущих созданий,

И как наследнику небес,

Послал дар веденья высокий

Своей премудрости глубокой,

Своих таинственных чудес!

Блажен, кто среди бед и зол

Соблюл евангельский глагол,

И плоть распял с ее страстями,

И свергнул беззаконий гнет,

И к свету вечному идет

Непреткновенными ногами.

И, чуждый дольней суеты,

Стремится в вечную обитель –

Обитель вечной красоты,

Где в славе царствует Спаситель

С Отцом и Духом, и пред Ними

Поют немолчно Херувимы,

И с ними лики Горних Сил

Невечереющих светил!

Путь к служению

О точной дате рождения и семье святителя практически нет достоверных данных. Историк Евагрий отмечает, что во второй половине VI столетия его уже почитали в качестве великого подвижника и Божьего угодника.

Православный Церковный календарь            Преподобный Варсонофий Оптинский
Преподобный Варсонофий Великий

Латинская версия жития повествует, что он еще в юности отправился в качестве паломника на Святую землю, посетил несколько монастырей и принял постриг от аскета по имени Маркелл. Варсонофий жил вместе со своим духовным наставником, а после смерти учителя несколько лет являлся странствующим отшельником.

  • В своё время святитель поселился в обители аввы Серида, которая находилась на юге от Палестинского города Гиза. Многие другие монастыри желали видеть в своих стенах преподобного Варсонофия, но он выбрали тот, который никогда не искал его.
  • Первоначально святитель расположился в келье, находящейся на территории обители, но вскоре он удалился в затворничество. Сам аскет отмечал, что этот шаг можно сравнить с символическим заключением себя в воображаемом гробу ради славы Господней. В уединенной келье святитель провел более 50 лет, строжайшим образом следя за собственной деятельностью. Он практически никого не принимал, показывая тем самым, что для него все равны.
  • Однако один раз в неделю к отшельнику приходил сам авва Серид и приносил три куска хлеба и немного воды. Гость читал Варсонофию вопросы, которые интересовали прихожан монастыря и записывал ответы аскета. Некоторые иноки стали сомневаться в их истинности, так как отшельник был полностью недоступен для всех, кроме Серида. Поэтому многие решили, что именно основатель монастыря составляет эти нравоучительные и духовно полезные ответы. Тогда Варсонофий принял всех сомневающихся и умыл гостям ноги.
  • Великий отшельник никогда не оставлял трудов несмотря на постоянные боли и немощь. Он забывал о пище и воде, говоря, что Святой Дух есть все необходимое ему. Спустя много лет практики, Бог одарил святого отшельника способностью видеть истинный мир. Его назначили духовным руководителем многих близлежащих монастырей, учителем клира и мирян, несмотря на тот факт, что аскет был фактически заперт в своей уединенной келье. Великий отшельник прославился в округе своим непоколебимым смирением, способностью здравого рассуждения, прозорливостью, любовью ко всем существам и чудотворениями.

Интересно! В латинской версии жития говорится: преподобный Варсонофий единожды нарушил обет уединения и отправился в Константинополь, чтобы ходатайствовать об иноках своей области, которые проявили несогласие с богословским учением Оригена.

Император Юстиниан колебался в своем решении, то принимая сторону этого положения, то отвергая её, поэтому часто одна из двух противоборствующих сторон страдала от упреков правителя. Варсонофий, видя нерешительность императора в этом сложном богословском вопросе, советовал ему не бояться мирского и положится на волю Всевышнего.

Духовное наследие

Иоанн Кронштадтский видел в отце Варсонофие истинного подвижника христианского мировоззрения. Сохранилось предание, что святой, находясь в алтаре Андреевского храма, поцеловал руку офицеру русской армии, которому суждено было стать схимником и Оптинским старцем.

И. Кронштадский прославил имя Варсонофия, когда явился в видении одному сильно больному монаху и послал того для исцеления к великому Оптинскому чудотворцу.

Православный Церковный календарь            Преподобный Варсонофий Оптинский
Книга Варсонофия Оптинского

Особое мнение преподобный старец имел по поводу того или иного искусства, которое способно услаждать как внешними формами, так и внутренним содержанием.

Варсонофий отмечал, что приятные явления в душе от созерцания искусств — это гости из духовных областей. Ум, расширяющийся посредством знания о Боге, естественным образом постигает божественное и способен непринужденно испытывать великую радость от общения с прекрасным. Райская жизнь выражается в том, чтобы уметь созерцать и наслаждаться великими творениями Господа.

Святитель говорил, что монах должен вести на земле жизнь, уподобленную ангелам. Каждый инок должен побороть пристрастие к материальным предметам, которые кратковременны и несостоятельны сами по себе. Для достижения ангелоподобного жития и смирения плоти помогают труды, пост и непрестанная молитва, обращенная к Богу. Иноки обязаны отвергать собственную волю и слышать повеления Господа, а также славословить Творца внутренней работой.

Фильм о жизни преподобного Варсонофия Оптинского

Дары от Бога

Варсонофий получил от Господа дар прозорливости и не уступал в этом другим старцам пустыни. Бог открывал ему все три времени в жизнях людей, приходящих к нему за помощью. Святитель видел душу как полотно, поэтому ему было проще направить мирянина на праведный путь, исцелить болезни, изгнать бесов. Этому дару старец был обязан непрерывному пребыванию в духовном подвиге через молитву, обращенную напрямую к Творцу.

Свидетели уверяли, что Варсонофия обнимало божественное пламя, когда в пустыни совершалась литургия.

  • Однажды к добродушному праведнику обратилась дочь богатого помещика с просьбой благословить её на хороший брак. Старец оповестил её, что она получит самого лучшего жениха, которого только можно придумать. В течение года девушка встречала интересных и красивых мужчин, но дальше дружественных отношений дела не шли. Во время гражданской войны она переезжала вместе с родителями в другой город. По дороге девушка заболела тифом и умерла. Перед смертью она успела приобщиться Святых Тайн и обрести Христа, своего жениха.
  • Когда Софья Лопухина была еще 16-летней девушкой, родители взяли её с собой в Оптину пустынь. Старец Варсонофий заприметил ребенка, вызвал к себе и подробно рассказал то, что ждет её в жизни, до мельчайших подробностей. Во второй раз Софья видела святителя, когда тот останавливался в Москве, направляясь в Голутвинский монастырь. Женщина получила в дар икону «Казанской» Богоматери, которую ей завещал сам Варсонофий после своей кончины. Софья Лопухина никогда не расставалась с этой священной реликвией, напоминающей о прозорливости преподобного святителя.
  • Приближенные преподобного Варсонофия не раз видели, как святой прогонял бесов из тел несчастных страдальцев. В самых сложных случаях старцу приходилось тратить колоссальное количество собственной жизненной энергии, чтобы избавить человека от гнева сатаны. Бесноватые долго сопротивлялись исцелению, поносили святого невыносимой бранью, тряслись в неистовой ярости, называя обыкновенным полковником и желая растерзать его плоть. Однако святой всегда побеждал в подобных схватках с бесами, не жалея себя самого.

В своем последнем завещании преподобный отец просил, чтобы друзья и близкие простили его за прегрешения. Святой отметил, что он действовал в рамках сохранения божественных заветов и установлений древних подвижников. Варсонофий каялся о том, что был несовершенен и просил своих духовных чад следовать наставлениям мудрости и праведности.

Он особо подчеркивал:

Величие Богоматери

К празднованию дня Собора Богоматери (26 декабря)

Весь объятый изумленьем

Пред величием творенья,

Полн глубоких дум,

Жаждет полного познанья

Тайн вечных мирозданья

Наш пытливый ум.

Зрит он солнца и планеты

И следит пути кометы,

Зрит небес покров,

Неисчетные громады,

Мириады, мириады,

Бездны звезд-миров!

И, исполненный сомнений,

Вековых недоумений,

Задает вопрос:

Для кого сей необъятный,

Полон тайны непонятной,

Сотворен колосс?

Те безбрежные пучины

Есть начало иль кончина,

И предел, и грань,

Что премудро возродила

К жизни творческая сила,

Зиждущая длань?

Цель какая сих созданий,

Что числа им, и названий,

И пределов нет?

Жизнь там творческая дышит

Или смерть царит? И слышит

Библии ответ:

Этот мир в начале века

Сотворен для человека –

Так судил Творец!

Но со дня грехопаденья

Снят с него за преступленье

Царственный венец.

Но иной есть мир у Бога,

Превосходнее он много

Видимых миров.

Беспредельный и безмолвный,

Неподвижных тайн полный,

Мир святых духов.

В нем есть также мириады,

Светоносные громады,

Солнца там горят!

Бога высшие творенья –

Все они Его веленье

С трепетом творят.

И над этим царством света,

Царством мира и привета,

Царством чудных сил

Бог вознес Отроковицу,

И навеки, как Царице,

Царство то вручил.

И облек ее в порфиру,

Превознес превыше мира

Ангельских умов.

И нам, падшим и гонимым,

От мятежных сил боримым,

Даровал в покров!

Помню годы я былые –

Годы детства золотые;

Горе и печаль

Неизведаны мной были;

Люди счастье мне сулили,

А мечты вперед манили

В радужную даль.

Помню город я далекий,

Древний кремль его высокий,

Помню чудный храм.

Есть икона в нем святая,

На ней риза золотая,

И пред ней, благоухая,

Вьется фимиам.

И пред ликом свет лампады…

Помню, как, ища отрады,

Я пред ней стоял…

И мечты, и упованья,

Свои скорби и страданья,

Сердца жаркие желанья

Ей тогда вверял.

Как на лик Ее чудесный,

Полный кротости небесной,

Устремлял я взор.

Как, смирясь пред горькой долей,

Я предался Божией воле…

Много лет, как ветер в поле,

Пронеслось с тех пор.

Помню храма звон пустынный

И молитв напев старинный,

Сладкозвучный хор;

Сумрак сводов, колоннаду,

Фрески, купола громаду,

И – души моей усладу –

Иноков собор.

О Заступница благая!

Зришь Ты, Дева Пресвятая,

Скорбь моей души.

Даруй слезы умиленья,

Сердцу – чувство сокрушенья

И страстей моих волненье,

Бурю утиши.

Даруй силу обновленья,

Целомудрие, терпенье,

Даруй сердцу мир.

Потреби державной силой

Ты в душе моей унылой,

Страстной, злой, самолюбивой

Гордости кумир.

Испроси грехов прощенье

И с Всевышним примиренье

Милостью покрой.

Да храня Его уставы,

Совершаю путь я правый;

Со святыми в Царстве Славы,

В лике их устрой!..

Оптина пустынь

Рукопись подвижников

Варсонофий самостоятельно ничего не писал, его ответы заносил в свой дневник авва Серид, прославившийся мудростью и любовью к окружению. После смерти Серида дело составления «Вопросоответов» перешло к новому настоятелю Елиану. Некоторое время предполагалось, что рукопись создал один безвестный монах. Современная патрология (наука об отцах церкви) повествует: составителем сборника является авва Дорофей, который был учеником преподобного Иоанна. Он собрал большую часть письменных и устных наставлений старцев.

Православный Церковный календарь            Преподобный Варсонофий Оптинский
Книга Варсонофия Великого и Иоанна Пророка

  • Однако составитель нигде не указал своего настоящего имени, но ясно одно: он был современником Варсонофия и Иоанна. Исследователи утверждают, что автор находился среди братии монастыря Серида и имел возможность входить к Иоанну.
  • Ответы самой книги адресованы отшельникам, братьям-монахам, епископам и обыкновенным мирянам. В рукописи чаще всего цитируется Псалтирь, наставления Иова, Соломоновы притчи, пророк Исайя.
  • Когда Варсонофий толкует Библию, он показывает себя в качестве опытного и эрудированного мудреца. Он отмечает, что спасение придет, если его наставления будут глубоко изучены, ведь в них содержаться оба Завета, но в кратком изложении. Тогда уже не будет нужды в изучении других книг. Отсюда понятно: Варсонофий считал свои ответы истинными комментариями к Писанию, которые способен понять каждый человек.
  • Для современников Варсонофия и людей настоящего очевиден богооткровенный характер этого литературного труда. Авторы книги руководствовались божественным принципом: «Сам ищи Господа, а не пытай других, где Он находится». Их книга бесценна оттого, что в ней прямым образом отражена традиция религиозного наставничества, которая получена через личный духовный опыт.
  • Авторы книги подробно излагают основы подвижнического жития, хотя не считают аскетизм чем-то важным по сравнению со знанием Истины. Они превозносят труд, как лучшее лекарство от мирских соблазнов. Его необходимо выбрать самолично, без всякого сомнения, ибо ничто не дается нам сверх силы.

Пророчества оптинского старца

Он любил проводить вечера в беседах с старцами для углубления познаний в христианском учении. За такое желание более глубокого постижения религии ему был дан дар прозорливости. Нередко являлись ему святые, которые предрекали будущее. Многие исследователи используют такие его «беседы» как основу для изучения его биографии.

В  пророчествах Варсонофий Оптинский призывает к тому, чтобы не прельщаться к материальным благам и прочим страстям. Стоит следовать законам Божьим, ведь только таким образом Вы сможете обеспечить себе Царство Небесное в будущем. Еще он говорил о том, что если все отвернуться от Христа, то человечество погибнет. Некоторые бегут от Христа и всячески стесняются Его, отказываясь он Него.

Больше всего таких проявлений он относит к богатым людям. Это отбирает у них возможность прийти к Всевышнему и покаяться в совершенных грехах. Не пуская Его в свое сердце – они не обретут покоя.

Помните, что какие бы дела ни происходили на Земле, мы должны верить в Господа и в спасение. 

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святом оптинском старце:

Иконы

Последние годы

Когда авва Серид покинул этот мир, великий отшельник полностью отгородился от света, совершенно отказавшись принимать у себя людей, даже нового игумена монастыря по имени Елиан. Он не принимал пищи, не отвечал на вопросы, и вскоре Варсонофий скончался, будучи глубоким старцем.

Существует несколько предположений о дате его смерти.

  • Евагрий Схоластик пишет: люди продолжали верить в то, что старец все еще жив, несмотря на то, что он практически не выходил из кельи на протяжении 50 лет. Патриарх Евстохий усомнился в этом предположении и настоял на раскопке жилища старого затворника-аскета. Во время этих работ из кельи вырвался сильный огонь и чуть было не погубил всех присутствовавших на этом месте. Есть предположение, что старец Варсонофий скончался от истощения незадолго до раскопки.
  • Латинская версия его жития повествует: Великий подвижник умер вскоре после возвращения из Константинополя, где он решал сложный вопрос веры с императором Юстинианом (563 г.).

Православный Церковный календарь            Преподобный Варсонофий Оптинский
Статуя Варсонофия Великого в городе Ория, Италия

В IX столетии останки преподобного Варсонофия перевезли из города Газа в Орию (Южная Италия). Здесь их торжественно встретил епископ Феодосий. Чудотворные останки положили в старинной базилике, находящейся рядом с главными вратами церкви.

Константинопольская Церковь стала отмечать память великого подвижника в конце X столетия (6 февраля). Имя Варсонофия внесли в праздничный сборник под названием Синаксарь, который составили при императоре Константине VII. В середине XIX на горе Афон была составлена служба авторам «Вопросоответов». Однако рукопись сгорела во время пожара.

На заметку! Об ученике, сподвижнике и соавторе Варсонофия авве Иоанне известно меньше. Последний писал о духовном единении с первым: «Мы в Боге и составляем одно целое». Преподобного Иоанна в сочинении «Вопросоответы» называют «другим старцем».

Он 18 лет находился в монастыре аввы Серида, в той уединенной келье, где раньше жил Варсонофий. Иоанн принимал у себя только настоятеля Серида и преподобного Дорофея, который служил у него послушником 9 лет. Ученик Варсонофия, подражая своему наставнику, совершал духовное руководство при помощи письменных ответов, прямых и практичных. Иоанн также обладал великим даром прозорливости и пророчества, он скончался в 540 г.

Памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха отца Анатолия,

преемника и носителя старческих заветов

после кончины старца иеросхимонаха отца Амвросия

(† 25 января 1894 г.)

Он как ангел небесный служил,

Полный веры пред Господом Сил,

Как светильник сияя средь нас!

Все мы помним торжественный час,

Когда в схиму его облачили,

И с слезами во гроб положили,

И почтили молитвенно память его,

Песнь воспевши над ним погребальную,

Песнь святую и грустно-прощальную:

«Упокой, Христе, душу раба Твоего

Со святыми, где нет воздыхания,

Ни болезни, ни гласа стенания,

Но единая царствует вечная

Всеблаженная жизнь бесконечная!».

О возлюбленный, Авва родной!

Верим мы, что чистой душой,

Совершивши путь истины правый,

Предстоишь ты пред Господом Славы

В вечном свете Небесных Обителей,

В лике Его верных служителей!

Нас, истомленных душевной борьбой,

Помяни ты в молитве святой!

1895 г
.

Возрождение

Давно, в дни юности минувшей,

Во мне горел огонь святой.

Тогда души моей покой

Был безмятежен, и живущий

В ней Дух невидимо хранил

Ее от злобы и сомненья,

От пустоты, тоски, томленья

И силой чудною живил.

Но жизнью я увлекся шумной:

Свою невинность, красоту,

И светлый мир, и чистоту

Не мог я сохранить, безумный!

И вихрем страстных увлечений

Охваченный, я погибал…

Но снова к Богу я воззвал

С слезами горьких сожалений,

И Он приник к моим стенаньям,

И мира Ангела послал,

И к жизни чудной вновь призвал,

И исцелил мои страданья.


Надгробная речь митрополита Трифона (Туркестанова)

Помню я, дорогой брат, батюшка, как я вошел в твою убогую келию в скиту. Вся обстановка ее состояла из деревянного стола, деревянного ложа без всякой подстилки; иконы и книги составляли единственное ее украшение. Помню, как смиренно склонялся предо мною на колени этот почтенный, седовласый послушник, принимая мое благословение, – я тогда был иеромонахом.

Помню, с какой радостью говорил ты о ските: «Мне здесь так нравится, так здесь хорошо, и одного бы я желал, чтобы никогда отсюда никуда меня не переводили…».

Прошли годы, и вот тебя посылают на японскую войну священником при отряде Красного Креста. Проездом через Москву ты был у меня в Богоявленском монастыре и просил благословить тебя иконой святого великомученика Пантелеймона. И снова склонил ты предо мной свою седую голову, принимая благословение.

Ты жалел, что уезжаешь из скита, но покорно подчинился воле Божией. «В скиту нам приходится бороться с врагами, во сто крат коварнее, хитрее и злее всяких японцев», – говорил ты, подразумевая врагов нашего спасения.

Прошли годы войны, за нею события 1905–1906 годов. Измученный тем, что пришлось пережить за это время, я уехал в Оптину на отдых и здесь снова встретился с тобою. Сколько чудных вечеров провели мы в беседах! Какие ценные наставления ты мне делал, какие возвышенные речи вел! Драгоценна была для меня твоя дружба, дорогой брат, батюшка!

Прошло еще время, проведенное тобой в неусыпных трудах на благо порученных тебе Богом душ. И в конце жизни пережил ты последнее испытание. Бог испытывал тебя, как некогда Авраама; и как от него потребовал Он принести в жертву единственного сына, так и у тебя угодно было Богу взять любимейшее твое чадо – чудный, благоуханный скит, который ты так благолепно украсил.

И поднялась против тебя буря коварства, низкой злобы, клеветы и лжи – ты все терпеливо вынес, безропотно отдавая себя в волю Божию. И в конце всего оторвали тебя от возлюбленного тобой скита, перевели на новое место. Не дешевой ценой досталась тебе эта перемена. Надорвались силы, перегорели нервы, устало измученное сердце, и ты ушел от нас, ушел туда – к Богу. А мы… мы остались одни.

На огромной колеснице возносился к Богу пророк Илия, а ученик его Елисей смотрел на небо, взывая: «Отец мой! Отец мой!». Так и нам сегодня хочется воскликнуть: «Отец наш! Отец наш! На кого ты нас оставил? Что же мы теперь будем делать? Что же ты оставил нас сиротами?». (Владыка замолчал и заплакал. Вся церковь рыдала и не сразу можно было продолжать.) Низкий тебе поклон, дорогой брат, батюшка, за твою любовь ко мне, за твои чудные беседы, за драгоценные наставления.

А еще тебе земной поклон (владыка поклонился в землю гробу) за твоих духовных детей. Как пастырю мне хорошо известно, какое море скорбей, сомнений и грехов окружает современное человечество; знаю я, что люди часто доходят до бездны отчаяния, до самоубийства, и потому я знаю, как драгоценны в наше время именно старцы-руководители, подобные почившему батюшке.

В момент гибели отчаявшемуся человеку является такой старец и говорит: «Погоди, не бойся, не приходи в отчаяние, еще не все потеряно, дай мне руку, я выведу тебя на дорогу, обопрись на меня, я поведу тебя, подниму твои скорби, помогу снова начать жизнь». Таким старцем был батюшка, он жил скорбями своих детей и сгорел в скорбях.

К вам обращаюсь, братие этой обители, может быть, подчас он казался вам суровым, может быть, вы встречали с его стороны суровый взгляд, неласковое слово и считали его недобрым. Но верьте мне, архипастырским словом я вас заверяю, что искренне любил он вас и все делал, ища одного – вашего блага и спасения ваших душ.

Помолимся же об усопшем, да вселит его Господь во дворы Своя, а его молитвами и нас помилует!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: