Праздник Успение Богородицы

Место Успения Богородицы в Иерусалиме

Согласно преданию, перед смертью Пресвятая Богородица жила в доме у апостола Иоанна Богослова. Здесь же она и преставилась.

В 415 году на месте успения Богородицы, в том месте, где стоял дом апостола Иоанна Богослова, рядом с Горницей Тайной Вечери, была построена византийская базилика «Святой Сион», посвященная пасхальной Тайной Вечере Иисуса Христа и Его учеников, а также схождению Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу. Этот храм несколько раз разрушался и восстанавливался (в 614 году при нашествии персов, в 966 году и в 1200 году мусульманами). 

В 1910 году на этом месте, на вершине горы Сион, было построено немецкое бенедиктинское аббатство — монастырь Успения Богородицы (Дормицион) (в конце XIX века католическому Ордену бенедиктинцев удалось приобрести этот участок земли у султана Абдул-Хамида II).

Праздник Успение Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Гора Сион)

Праздник Успение Богородицы

Интерьер, главный алтарь

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.

Праздник Успение БогородицыПраздник Успение Богородицы

Место Успения в крипте Храма Успения Пресвятой Богородицы на горе Сион

Гробница Богородицы

Пречистое тело Матери Божией было погребено, как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.

Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем

В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы.

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века

Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.

Праздник Успение Богородицы

Лестница, вид от входа в церковь

Праздник Успение Богородицы

 Интерьер храма

Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры находится жертвенник. В каменном кивоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма. 

Праздник Успение Богородицы

Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада 

Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. Слева от входа армянский престол 

Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери. 

Празднование Успения Богородицы в Греции

В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос, и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская»: чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы.

Праздник Успение Богородицы

Праздник Успение Богородицы

Из храма выходит торжественный крестный ход, икону водружают на носилки, которые несут матросы

Под многочисленными дарами, которыми украсили верующие икону в благодарность за чудеса сложно разглядеть сюжет иконы – явление архангела Гавриила деве Марии с благой вестью. Тем не менее, каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы тысячи людей стекаются на греческий остров Тинос, чтобы проделать на коленях путь из порта до храма и прикоснуться к чудотворной иконе.

Праздник Успение Богородицы

Каждый проходящий под иконой старается прикоснуться к ней рукой или приложить какой-либо предмет к иконе

От порта до храма на холме идет прямая дорога. По обочине специально для паломников положена дорожка из материала наподобие ковролина

Иногда родители на спину берут больных детей, чтобы те получили исцеление

В Греции на острове Кефалония, или «остров чудес», как его называют, каждый год 15 августа к храму Успения Пресвятой Богородицы, что в деревне Маркопуло, где находится чудотворная икона Панагия Федуса (переводится, как «Богородица Змеевая»), приползают ядовитые змеи. Верующие называют их «змеи Девы Марии», поскольку именно в этот день они безобидны. В длину они не превышают одного метра, на голове у них изображен крест, как и на кончике языка. Согласно традиции, если змеи не появляются – это плохой знак. Так было дважды – в 1940 году перед началом Второй мировой войны в Греции и в 1953 году — перед разрушительным землетрясением.

Праздник Успение Богородицы

Панагия Федуса икона Божией Матери

Жители деревни замечают змей накануне праздника, часто заранее собираются со священником, читают молитвы и ожидают появления змей. Сюда приползают маленькие змейки, их и приносят в храм на Богослужение. Их собирают, одевают на шею и гладят. Православные греки верят, что это прикосновение приносит счастье. Во время праздничного богослужения змеек кладут на икону Божией Матери, и они спокойно лежат там на протяжении всей не такой уж короткой службы. По древней традиции змей оставляют в церкви на всю ночь.

Праздник Успение Богородицы

Змеи упоминаются в христианских книгах, в основном, с негативным оттенком, но Кефалония — практически единственное место в мире, где эти пресмыкающиеся как бы реабилитированы в глазах верующих христиан.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Апокрифы

Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о предстоящей кончине (Дуччо, Маэста, деталь. 1308—1311)

Святитель Епифаний Кипрский, по происхождению еврей, уроженец Финикии, принявший христианство в зрелом возрасте и проживший уже будучи монахом более 20 лет в Палестине с 335—340 по 362 год, во второй половине IV века в «Панарионе» (374/5 — 376/7 года), в главе «Против антидикомариамитов» писал:

А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней. И так умерла ли она и погребена ли, мы не знаем, но она пребыла чуждою плотского совокупления.
Потому умерла ли святая Дева и погребена: во славе упокоения Ея, в непорочности кончина, в девстве — венец; а если умерщвлена, как написано: «и душу её пройдет оружие» (Лук.2.35) и в таком случае с мучениками слава Ея и в блаженстве святое тело Ея, через которое Свет воссиял миру. А может быть Она осталась в живых, так как не изнеможет у Бога всё, что Он хочет делать (Лук.1.37.), ибо о кончине Ея никому не было известно. Вообще сверх должного не должно почитать святых, а чтить Владыку их. Посему престанет заблуждение обольщенных.

Икона. Успение Богоматери. XVI век, Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Внизу иконы изображён сюжет из апокрифа «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (конец V, или начало VI века) — ангел огненным мечом отрубает руки иудея Иефании (позднее названного: Афоний), который пытался сбросить тело Марии с одра.

О событиях Успения и погребения Богородицы известно из поздних апокрифов: «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (конец V, или начало VI века), сирийский апокриф «Исход Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (конец V, или начало VI века), «Письмо Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу», «Слове Иоанна, архиепископа Солунского» (VII век), «коптское сказание об исходе» (VII век), «латинское сказание об исходе „W“» (VII век), «армянское сказание об исходе» (VII век), «сказание Псевдо-Иосифа Аримафейского» (VII век), «История Евфимия» (VII век). Один из таких апокрифов помещён в «Истории Церкви» Никифора Ксанфопула. Перечисленные апокрифы отличаются друг от друга содержанием. Известно не менее 70 различных апокрифов, написанных на самых разных языках (греческий, сирийский, коптский, латинский, ирландский, армянский, арабский, эфиопский, грузинский, славянский).

Примечания

  1. Часть , включая Русскую, для литургических целей продолжают использовать юлианский календарь; в XX—XXI веках 15 августа по юлианскому календарю соответствует 28 августа по григорианскому.
  2. См. Старостильные церкви
  3. Успение Божией Матери // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Епифаний Кипрский. Творения святого Епифания Кипрского. — Ч. 5. — С. 273.
  5. ↑ Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых. / сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. — М.: Когелет, 1999. — С. 135—145. —175 с. — ISBN 5-93348-003-7
  6. Католическая Энциклопедия. В 5 томах. В. Л. Задворный (ред.) / Том 4 / 2011 Издательство: Изд-во Францисканцев. стб 1608—1616. ISBN 978-5-89208-096-5
  7. Великие Четьи-Минеи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. — Январь, тетрадь 2, дни 6-11. — М., 1914 фпθ. — С. 93.
  8. Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. — Тифлис, 1908. — С. 124.
  9. ↑ Димитрий Ростовский. .
  10. П. Ю. Малков — кандидат богословия, один из авторов Православной энциклопедии
  11. Димитрий Ростовский. : С этого времени они (апостолы) как сами уверовали, так и святую Церковь научили верить, что Пречистая Матерь Божия в третий день после погребения была воскрешена Своим Сыном и взята с телом на Небо.
  12. На церковнославянском в транслитерации: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста»
  13. В. Н. Васечко — доктор теологии, один из авторов Православной энциклопедии
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 октября 2012.

История праздника

Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

В отличие от празднования мучеников в христианской церкви праздники в честь Девы Марии более позднего происхождения. Для их появления необходимо было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения для защиты от посягательства еретиков на достоинство Богоматери, что произошло только в V веке (Эфесский собор в 431 году и Халкидонский собор в 451 году)

Только после этого христианская церковь обратила внимание на личность Марии. В похвальной речи Феодора Петрского преподобному Феодосию Великому (около 530 года) говорится, что в палестинских монастырях ежегодно с большой торжественностью совершается память Богородицы, о собственно празднике Успения в греческой Церкви достоверные известия начинаются лишь с конца VI века

Как свидетельствует Никифор Каллист Ксанфопул в «Истории Церкви», император Маврикий (конец VI века) издал эдикт, в котором установил дату празднования Успения Богородицы — 15 августа в благодарность за победу, одержанную над персами. Михаил Скабалланович приводит два варианта, либо тогда праздник стал общецерковным (общеимперским), либо император перенёс праздник с 18 января на 15 августа.

Дата празднования 15 августа была выбрана не случайно. Ранее, как свидетельствует армянский лекционарий V века (сохранивший древнюю литургическую практику Иерусалимской церкви), этот день отмечался под названием: «Исполнение Марией Богородицей правила на второй миле от Вифлеема», связанный с событием, описанным в Евангелии от Луки (), исполняя повеление императора Августа о переписи, Иосиф с беременной Мариею из Назарета идут в Вифлеем, однако для них не было место в гостинице, по этой причине когда Иисус Христос родился, то он был положен в яслях для скота. В Иерусалимском лекционарии VII — начало VIII века (сохранившейся в грузинском переводе) 15 августа уже отмечался как «В Гефсимании в постройке царя Маврикия, память Богородицы», при этом указан тропарь глас 6, посвященный Успению Марии: «Егда преставилася еси» (по-русски: «Когда умерла»).

В латинских церквях свидетельства о празднования Успения до VIII века очень редкие, и этот праздник не был общераспространённым. От VII века сохранилось только одно свидетельство существования праздника Успения — постановление папы Римского Сергия (687—701): «в дни Благовещения, Рождества и Успения (Dormitionis) Преславной Марии» литания выходила от (храма) св. Адриана и до св. Марии встречал её народ». В Риме праздник под названием «Dormitio Beatae Virginis» («успение блаженной Марии»), заимствован из Константинополя. В латинских манускриптах дата Успения испытывает колебания между январем и августом. В Псевдо-иеронимовом мартирологе VIII века (en:Martyrologium Hieronymianum) существовали две даты, связанные с успением Марии, — 18 января «Depositio Веаtае Mariae» («кончина блаженной Марии»), а 14 августа — «Assumptio» («взятие на небо»). В Мартирологе Узуарда IX века (en:Martyrology of Usuard) и в Мартирологе Адона IX века уже один праздник Успение — 15 августа.

У части христиан праздник Успения был связан с Богоявлением, у несториан праздник «Пресвятой Марии» тотчас по Рождестве Христовом; в коптском календаре VII века 16 января (вскоре по отдании Богоявления) «рождение Госпожи Марии», в календаре IX века 16 января — «смерть и воскресение Богородицы».

Наиболее ранее упоминание о событии успения Марии среди авторов, подписавшихся собственным именем, — у Григория Турского (конец VI века) в сочинении «О славе мучеников» (лат. «De gloria martyrum»), пересказавшего апокриф «Псевдо-Мелитона Сардийского»:

Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по божественному внушению все апостолы из всех стран в Ее дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Нее и передал ее архангелу Михаилу. Апостолы перенесли бездушное тело на следующее утро в гробницу. И пока они там стояли, опять внезапно появился Господь, взял тело в облако и принес его в рай, где душа опять с ним соединилась

Мощи Богородицы на небе

Впервые документально упоминают об Успении Пресвятой Девы св. Андрей Критский и Модест Иерусалимский (оба жили в VII в.), а также св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) в своем Похвальном Слове на Успение Богоматери. Он пишет, как императрица Пульхерия (V в.), построив Влахернский храм Богоматери в Константинополе, попросила у Иерусалимского патриарха св. Иувеналия мощи Пресвятой Девы Марии.

Св. Иувеналий ответил ей, что тело Божией Матери взято на небо.

И пересказал предание, как апостолы были перенесены по небу чудесным образом на погребение Богородицы. Апостол Фома задержался и прибыл лишь на третий день. Для него специально был открыт гроб, который оказался пуст, осталась лишь погребальная одежда Богоматери, от которой исходило благоухание: сама Богоматерь телесно была вознесена на небо. Она не спускалась в ад, как Сам Христос и Иоанн Предтеча.

Из этого факта происходит разница восприятия события Успения у христиан Востока и Запада.

Особая роль Пресвятой Богородицы в евангельской истории на Западе закрепилась, помимо прочего, во мнении, что Дева Мария не пережила человеческой смерти, но телесно была переселена в рай.

Праздник Успение Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы; Тверская икона 15 века

Восточные христиане верят в то, что особое предстательство Богородицы перед Богом за человеческий род связано не только с милостивым устроением ее души, но и с тем, что она знает, что такое смерть, которую пережила. После Успения Господь сохранил тело Своей Пречистой Матери от тления, но, в силу общего для человеческого естества закона, Богородица умерла и уже после того была взята на небо.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом.

Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после поста, почти такого же строгого, как и Великий.

Праздник Успение Богородицы

Успение Божьей Матери, плащаница

Плащаница праздника рассказывает о погребении Пресвятой Богородицы. Храм насыщен цветом не красным (как на Пасху), но голубым (это цвет богородичных праздников).

Успение Богородицы прославляется как восхождение: «При родах Ты сохранила девство, а в успении не оставила мира, Богородица. Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши». Это тропарь праздника – песнопение, раскрывающее его смысл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: