Когда день ангела Владимира по церковному календарю

Выбор веры

«Второй Владимир» в повествовании летописца – «испытатель вер», выбирающий для Руси новую религию, которая призвана была объединить разрозненные племена.

Читая летописные статьи, начиная с 986 года ясно ощущаешь, что написаны они были православным книжником, который уже совершенно точно знал, чем закончится дело. Выбор князя здесь словно бы предрешён, а основная задача повествователя заключается в том, чтобы изобразить принятие Русью именно православия делом, максимально независимым от Византии, вмешательства которой в свои внутренние дела молодое славянское государство в те годы всеми силами старалось избежать.

Владимир здесь совершенно новый – непредсказуемый собеседник, тонкий дипломат и где-то даже осведомлённый богослов.

Показательно, что отношение князя к представителям разных религий в древней летописи существенно различается. Так, «сладко заслушавшись» болгар-магометан, рассказывающих князю-многожёнцу о порядках ислама, Владимир в то же время находит весьма бытовой предлог для того, чтобы отослать их ни с чем. «Руси есть веселие пити», – говорит он, и его слова звучат, как пословица.

Давних противников Руси – хазар, государство которых к тому же основательно «повоевал» отец Владимира Святослав, князь отправляет восвояси, проявив неожиданные знания основ иудаизма. «Где есть земля ваша», – интересуется насмешливый правитель, и иудеи уходят из Киева, посрамлённые дважды.

А вот с посланцами папского престола Владимир ведёт себя очень сдержанно и вынужден довольствоваться лишь туманной ссылкой на традицию: «Отцы наши не приняли этого». Исследователи склонны видеть в этой фразе намёк на западные миссии, захаживавшие когда-то ко двору княгини Ольги. Дипломатичность княжеского ответа понятна: ко времени описываемых событий официального разделения западной и восточной ветвей христианства ещё не состоялось.

Когда же ко двору Владимира приходит греческий философ, то он произносит такую несоразмерно длинную речь, включающую в себя пересказ сразу обоих Заветов, а киевский князь начинает задавать столь мудрёные вопросы, что их беседа местами напоминает катехизис.

Впрочем, дабы не проявлять слишком явной зависимости от греков, киевский князь даже после столь пространной беседы предлагает с окончательным выбором религии «ещё немного подождать».

Когда день ангела Владимира по церковному календарю

Крещение великого князя Владимира. Радзивилловская летопись. Кон. XV в

Помощь иконы

Благоверный правитель завещал русскому народу узреть истинного Творца и обрести православную веру. Он просил от Господа помощи против неприятеля и всегда надеялся на победу над вражескими силами.

  • Перед иконой благоверного молят о заступничестве, верующий просит о том, чтобы Бог услышал прошение.
  • Святой князь способен защитить русские города, если человек будет искренен в своих молитвах.
  • Он также отклоняет наваждения со стороны темных сил, нечистой магии и чародейства. Икона благоверного князя способна примирить враждующих, принеся мир и гармонию в отношение двух конфликтующих сторон.
  • Святой спасает от влияния еретиков, пытающихся расколоть Православие.
  • Молитвы чудотворному образу исцеляют от тяжелых недугов и отталкивают различные козни врагов.

Когда день ангела Владимира по церковному календарю
Икона равноапостольного князя Владимира

Простые миряне имеют возможность произносить молитвы не только в храме, но и в домашних условиях, для этого необходимо соорудить личный иконостас. В одном из углов собственной квартиры верующие объединяют чудотворные образы с ликами Богородицы и Христа.

Совет! Церковь также советует добавлять в домашний иконостас полотна с изображениями святых людей, именами которых назвали членов семьи.

Церковь ежегодно вспоминает святого Крестителя Отечества 28 июля (н. ст.).

Анализ прошения

В молитве упоминается о том, что благоверный и богоизбранный правитель Руси отверг язычество, принял Единого Триипостасного Господа и крестил Русь. Верующие восхваляют имя просветителя Владимира и благодарят за его свершения, которые позволили Отечеству войти в реку христианского мировоззрения. Через Принятие Православия русский народ избавился от хуления Бога, присущего язычеству, мучений ада и рабства сатаны, а также приобрел надежду на Царствие Божье.

Равноапостольный правитель стал вождем на пути к Творцу, рядом с которым жизнь становится блаженством. Владимира восхваляют как доброго молитвенника и защитника русских земель, покровителя национального воинства и простого народа. Обыкновенных словосочетаний не хватает для того, чтобы выразить величие деяний крестителя Руси. Христианин просит у святого правителя помилования и спасения, отторжения от пути бесчестия и обмана, избавления от иноплеменного вторжения, внутренних расколов, а также о даровании плодородных земель, любви и взаимопонимания среди сограждан.

Православный народ искренне молит Господа и крестителя Руси о защите от междоусобных войн, нападения со стороны, от ослабления веры. Отечество защищали предки, среди которых были цари и святые, они пытались сохранить территорию и устоявшуюся религию. Святой государь Руси вечно предстоит перед Богом и вымаливает для своих потомков единство и мир.

Важно! Необходимо помнить, что благополучие в стране образуется, если каждый гражданин будет желать добра своему окружению и не забудет об основных принципах христианства

Три Владимира Повести временных лет

Первым из древнерусских летописцев Владимира Святославича очень подробно описал составитель «Повести временных лет». Но, читая его повествование, ловишь себя на мысли: автору не позавидуешь.

И дело не только в том, что жил составитель летописи в начале XII столетия, а его герой в X веке, что ко времени написания летописи вопрос о канонизации князя – крестителя Руси – всё ещё не был решён.

Просто автору летописи нужно было совершить почти невозможное: он, православный монах, должен был описать язычника и раскаявшегося грешника, но при этом не уронить честь фактического основателя правящей династии. А ведь проявления, достойные сильного князя и христианского святого, так различны, что порою противоречат друг другу.

Временами создаётся впечатление, что в древней летописи – перед нами не один князь, а, как минимум, три разных человека.

Когда день ангела Владимира по церковному календарю

Владимир пытается убить Рогнеду, но её сын, князь Изяслав преграждает ему путь(Миниатюра из Радзивилловской летописи, ХV век)

Язычник

«Первый Владимир» летописи – воинственный и коварный язычник. Он скор на подъём, решителен в действиях и никому не позволяет оскорбить себя. Стоило дочери полоцкого князя язвительно и публично намекнуть Владимиру на его низкое происхождение («Не хочу розути робичича», – заявляет строптивая княжна, у которой на примете есть более почётный жених), как Владимир нападает на Полоцк и берёт Рогнеду в жёны насильно, убив её отца.

Владимир-язычник не только отбирает у старшего брата невесту, но и идёт на него самого войной. Всё, что в силах сделать здесь летописец, – это снять со своего героя часть вины. Так убийство Ярополка, замысленное Владимиром, в его повествовании оказывается выполнено руками варягов по наущению изменника-воеводы Блуда. Сам же Владимир проявляет даже некоторое благородство, заранее предупреждая брата о том, что пойдёт на него войной.

Владимир-язычник расчетлив и по-своему даже бережлив. Так, варягов, совершивших убийство Ярополка, он не награждает, а просто отпускает к грекам, предварительно выбрав из них лучших себе на службу. Покорив воинственных болгар, Владимир дальновидно предпочитает не обкладывать их данью, как он делал с племенами послабее, а заключить мир.

Владимир-язычник женолюбив, воински удачлив, охотно ставит в разных местах идолов и приносит им жертвы. Обо всём этом, в том числе о военных завоеваниях князя, летописец говорит открыто и подробно.

Когда день ангела Владимира по церковному календарю

Князь Владимир перед языческим капищем. Справа — идол Перуна

Князь Владимир история жизни и роль в истории

Отцом князя Владимира был киевский князь Святослав Игоревич, матерью – ключница Малуша, а бабушка – княгиня Ольга, которая первой из русских правителей приняла крещение. Именно под руководством бабушки и происходило воспитания будущего князя.

Владимиру предстоял долгий и сложный путь к киевскому княжению. Князь правил в Киеве на протяжении 37 лет и совершенно не собирался отказываться от язычества, вел распутный и разгульный образ жизни. У него было много жен и огромный гарем из наложниц, но все же Владимир принял христианство, а после этому крестил и всю Русь.

Когда день ангела Владимира по церковному календарю

Выбор христианства в качестве новой религии для Руси — это мудрый политический ход, но свою ключевую роль сыграли и наставления, полученные в детстве от крещеной княгини Ольги. После крещения с князем произошли заметные изменения, об этом рассказывают летописи.

Он стал кроток и милосерден, щедр к сирым и убогим. В семейной жизни Владимира также произошли изменения, он обвенчался и жил только с одной женой, византийской царевной Анной. После крещения на Руси началось распространение грамотности, строительство православных храмов.

В историю русский князь вошел как Владимир Красное Солнышко, а после был канонизирован, как святой равноапостольный князь, то есть приравненный к апостолам за распространение христианства.

Киевский, новгородский, московский

Сейчас это может показаться удивительным, но Владимир Святославич, ныне почитаемый как святой равноапостольный и входящий в Соборы киевских, галицких, псковских и волынских святых, канонизирован был далеко не сразу.

Понятно, что первые несколько веков, пока Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриархата, «притормозить» процесс канонизации славянских равноапостольных могли греки.  Появление святых столь высокого ранга слишком уж поднимало статус едва-едва образованной епархии.

Однако до нашего времени дошли сведения о стихийном почитании в домонгольском Киеве бабки Владимира – княгини Ольги. В те времена якобы существовала даже гробница с её мощами, позднее утраченная во время монгольского нашествия. А вот с Владимиром Святославичем ещё несколько веков всё было очень неопределенно.

В «Похвале кагану Владимиру», вошедшей в состав «Слова о Законе и Благодати» середины XI столетия, митрополит Иларион называет Владимира «блаженным». Но разграничить здесь дань уважения правителю, ещё памятному живым свидетелям, и намёк на совершившуюся канонизацию весьма сложно. Летописи того времени факт прославления киевского князя тоже не упоминают.

А вот все дошедшие до нашего времени Прологи и богослужебные книги XIV столетия уже содержат сведения о святом Владимире, единодушно помещая его память на 15 июля.

Среди медиевистов бытует версия, что прославление святого могло состояться во времена Александра Ярославича, а как свидетельство чудесной помощи князя Владимира была воспринята победа русичей в Невской битве 15 июля 1240 года. Но это значит, что впервые киевский князь был прославлен как святой… новгородский.

Общерусское же прославление святых Владимира и Ольги состоялось лишь в 1540-е годы, во время московских Великих соборов. Тогда же за святыми окончательно закрепился статус равноапостольных.

Христианин

«Третий Владимир» летописи – князь-христианин, градо- и храмостроитель. Неожиданно в этой части повествования киевский правитель оказывается довольно слабым полководцем.

Правда, князь воюет с печенегами и даже побеждает их, но всё же большинство военных успехов Владимира в этот период оказывается связано с какими-то дополнительными обстоятельствами – доблестью юноши-кожемяки, находчивостью белгородцев (которые сумели убедить врагов, что кисель родится в их городе прямо из земли), обещанием построить церковь в Васильеве. В целом же перечень княжеских походов этого периода превращается у летописца в бесконечное «ходил, ходил, ходил» – и никаких конкретных результатов.

Не слишком удаётся Владимиру-христианину и поддержание порядка в государстве. Составитель летописи упоминает законодательные эксперименты князя, пытавшегося отменить смертную казнь («Боюсь греха»), отчего умножились разбойники, а затем денежные штрафы (отчего пришла в упадок армия).

Основное же внимание летописца в этот период жизни князя привлекают широкие пиры Владимира. А сам князь, сидящий за пиршественным столом вместе со своей дружиной и совещающийся с ней об устройстве страны и военных делах, здесь чрезвычайно напоминает былинного «Владимира Красно Солнышко»

Когда день ангела Владимира по церковному календарю

Крещение дружины князя Владимира

Описание святого лика

Практически в каждом храме РФ можно лицезреть равноапостольного крестителя Руси, мудрого государя, сумевшего зажечь в сердцах сограждан огонь христианской веры. Владимир на долгие годы вперед определил курс духовного развития России как великой православной державы. Он навсегда закрепил память о своих деяниях в скрижалях истории. Икона, изображающая великого правителя, вдохновляет христиан на духовные подвиги, молитвы и праведность.

Когда день ангела Владимира по церковному календарю
Святой равноапостольный князь Владимир

  • Святой на полотнах демонстрируется в полный рост или же поясно. Он облачен в традиционные царские одежды (белая далматика и красный плащ), голова равноапостольного государя украшена венцом. Цвета одеяния и золотистый фон образуют гармоничное впечатление для наблюдателя. В правой деснице мудрого правителя Руси располагается крест, отсылающий к суждению о том, что в основании государства стоит православная вера. Левая рука прижата к телу, это говорит о покорности воле Господа. На некоторых других экземплярах полотен святитель держит большой лист Священного Писания.
  • Реже Крестителя Руси изображают стоящим рядом со святой Ольгой, которая приходится ему бабушкой. Княгиня стала первой в Отечестве, кто принял христианство, внук последовал по её стопам. Владимир и Ольга изображены в полный рост, их одежды имеют красно-синие цвета, головы их покрыты традиционными уборами. В правых десницах находятся кресты, напоминающие о Страданиях Христа во имя человека. Левая рука князя придерживает большой меч, при помощи которого он прогнал врагов из Отечества.

Роль князя Владимира в становлении православия

В первые годы правления князь был ярым приверженцем идолопоклонства. Его разум был настолько затуманен, что он отправился войной на Киев, где правил его брат Ярополк. Захватив власть, Владимир сделался единственным правителем Киевской Руси. Он вел бурную жизнь, защищал границы государства, а иногда и расширял их. Приобретя мудрость, он стал рассматривать собственную жизнь с иной точки зрения. Князь приглашал представителей разных религий и расспрашивал об их вере. Выбор остановился на Православии.

Когда день ангела Владимира по церковному календарю
Житийная икона святого князя Владимира

Правитель решил принять Крещение, но не хотел подчиняться грекам. Он вознамерился взять в жены сестру императора Василия II Анну с условием, что примет христианство. Перед ритуалом его поразила слепота, и князь лично испытал чудотворное могущество веры, когда полностью прозрел, выйдя из купели.

Владимир вернулся в Киев, с его благословения Крещение приняли его многочисленные сыновья и приближенная свита. На Руси низвергали идолов и оглашали Евангелие. Массовое Крещение с молитвами народа прошло на берегу реки Днепр. Истинная вера прижилась благополучно, ибо распространялась мирным образом и проповедью.

Икона с изображением лика равноапостольного русского князя Владимира, крестившего Отечество, высоко чтится в православном мире. Верующие просят святого об укреплении веры, заступничестве, избавлении от болезней и внутренних расколов.

Икона равноапостольного князя Владимира

Выбор веры Редактировать

К 986 году Владимир Святославич начал переговоры с Византией относительно женитьбы на сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII принцессе Анне. В обмен на руку Анны киевский князь предлагал императорам военную помощь, в которой те очень нуждались. В конце концов они приняли предложение русской стороны.

К этому же времени Владимир призвал в Киев послов-миссионеров от волжско-камских булгар (мусульман), хазар (иудеев), “немцев” (посланцев папы римского) и греков (восточных христиан). Каждый из посланцев стремился привлечь князя проповедью своей веры. Около 987 года Владимир остановился на православии. Несмотря на легендарный характер, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»:

«Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли).

В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».

Когда день ангела Владимира по церковному календарю

Поход на Корсунь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: