Биография Григория Богослова

Стихи святого Григория Богослова о том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета

Дабы не прельщен был ум твой чуждыми книгами, ибо обретаются многия подложныя писания, не право написанныя: то прими, возлюбленный, сие мое верное изчисление. Исторических книг древнйшия еврейския премудрости, всех дванадесять. Первая Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, потом Второзаконие; потом Исус и Судии; осмая Руфь. Девятая и десятая книги: деяния Царств, Паралипоменон; и последнею имеем Ездру. Стихотворных книг пять: первая Иова, потом Давида, далее три Соломоновы: Екклесиаст, Песнь песней и Притчи. Такожде пять книг духа пророческаго. Во едину книгу совокупляются сии дванадесять: Осия, Амос и третий Михей, потом Иоиль, потом Иона, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, далее Захария и Малахия. Се едина книга, вторая же Исайи; потом Иеремия призванный от младенчества; потом Иезекииль и Даниилова благодать. Предложил я двадесять две книги Ветхаго Завета, еврейским буквам равночисленныя. После сего счисляй книги и Новаго таинства. Матфей писал о чудесах Христовых для евреев, а Марк для Италии, Лука для Ахайи. Для всех же Иоанн, великий проповедник и небошествователь. Потом следуют Деяния мудрых апостолов, четыренадесять посланий Павла. Седмь соборных, из коих едино Иакова, два Петровы, далее три Иоанновы, седмое есть Иудино. Тако имеешь все. Аще же какая суть сверх сих, не принадлежит к признанным.

Вальсамон. Дабы не пресыщать своего ума чуждыми книгами, (ибо есть много написанных лживо), – прими, возлюбленный, это мое испытанное, или утвержденное число: двенадцать книг, содержащих историю, то есть Ветхого Писания, и книги Царств, хотя их и четыре, принимаются и считаются за две; и двенадцать книг исчисленных пророков принимаются, говорит, за одну; а четыре прочих пророков принимаются каждая за одну, таким образом написано 22-е книги древнего, то есть Ветхого Писания, – в противопоставление, то есть в равенство с числом еврейских букв; ибо предлог «против» принимается и вместо «равно» точно так как мы говорим «противен» вместо «подобие»; букв же у евреев, говорят, 22-е. Исчислив и книги Нового Писания, святый присовокупил, что если есть что нибудь кроме этого исчисленного, не считается подлинным, но подложным.

Славянская кормчая. (Нижеследующий текст Славянской кормчей есть дословный перевод греческого Синопсиса, в котором стихотворение святаго Григория Богослова начинается прямо с исчисления книг Святаго Писания. Греческий текст Синопсиса смотри у Беверегия в siue Pandectae canonum ecclesiae graecae? t. 2, на 4-м ненумерованном листе после 188-й страницы).

Святаго Григория Богослова от словес о тех же книгах. Первое Бытие: и потом Исход: и Левитик: к сему же Числа: и потом Вторый Закон. И потом Исус, и Судьи, и Руфь осьмая, девятая же и десятая книги, Деяния царские: Паралипомена. Последи же Ездру имаши. Стиховныя же пятеры. От них же первыи Иов: и по сем Давыд. И трои Соломони. Екклесиаст: Песни Песнем: и Притчи: и Плачь. Такоже Духа пророчества, во единех убо суть писанием, 12, якоже суть сии, Амос, и Михей: к сим же, Иоиль: и потом Иона, и Авдиа: Наум же, и Аввакум, и Софония, Аггей, и потом, Захария, и Малахия. Едины убо и вторыя Исаины, и потом позваныи Иеремия измлада: и потом Иезекиль, и Даниил. Ветхого убо Завета положих, двадесяте и двои книги. Новагоже Завета сия суть. Матфей убо написа евреом чудеса Христова. Марко же Италии. Лука же Ахаии. Всем же Иоанн проповедник, великий небесный сшественник. Потом же деяния премудрых апостол. И 14, послания Павла апостола.

7 же соборных: Иаковле едино. Дваже паки Петрова: и три Иоаннова: Иудино же есть седьмое. И се все имаши прочая же кроме их не суть ближняя.

Борьба с ересью. Литературная деятельность

После смерти Валента, покровительствовавшего арианским «священнослужителям», на царский трон взошёл Феодосий, который поддерживал православных.

В 379 году верующие граждане Константинополя обратились к святителю Григорию с призывом о помощи. Внявший советам друзей и чувству пастырского долга, он оставил уединение и поспешил в столицу.

Увиденное там привело его в состояние праведного негодования: храмы были захвачены арианами, внутри православных отсутствовало единство, нравы жителей отличались распущенностью и развращенностью. Святитель Григорий вынужден был искать себе более или менее безопасное пристанище и обрёл его в частном доме.

Ревность о Господе, преданность Православию, трезвомыслие, образованность и, конечно же, красноречие Григория Богослова не могли не вызвать надлежащего отклика в сердцах горожан. Под действием его увещеваний и проповедей люди преображались. Многие пламенели желанием увидеть и послушать ревностного защитника веры. Очень быстро слава святителя достигла такого размаха, что стала привлекать в Константинополь даже и жителей отдаленных селений.

Всё это вкупе возбуждало у последователей Ария недружелюбные, агресивные чувства. Еретики были готовы не только интриговать против святителя, но даже и покушались на его жизнь.

Прибывший в 380 году в Константинополь государь, Феодосий, прибегнул к возможностям своей, царской, власти и передал захваченные еретиками храмы в руки Православных. Святитель Григорий, понимая необходимость личного присутствия, согласился остаться в столице, пока не соберется намеченный Собор.

Неделя Паламы и дни памяти святого

Память святителя Григория Паламы, величайшего богослова и подвижника, талантливого проповедника, почитается Церковью дважды в год. Первый день памяти –14 (27) ноября. А второй, привязанный к подвижному кругу богослужения – во второе воскресенье Великого поста. Всю вторую Великопостную седмицу православная Церковь посвящает своему умному защитнику и доброму святителю Григорию Паламе, вспоминается и прославляется его догматическое богооткровенное творчество.

Св. Григорий не только создал и обосновал развернутую концепцию мистического опыта для православного монашества, но и смог передать свой опыт богообщения следующим поколениям верующих. Он показал всему миру, как путь покаяния, молитвы и поста дает человеку возможность реальной встречи с Господом.

Здесь важен момент согласования воли человеческой с волей Божьей. Желания же, часто происходят от падшей части человеческой души. Таким образом, исихия или безмолвие, – в непрестанной молитве, в постоянном волевом усилии поворота мыслей и воли к созерцанию Бога, явленного нам Сына Божия, суть, необходимая очистительная практика для богообщения и богопознания. Творения св. Григория Паламы – особый род опытного богословия, подтвержденного личным опытом.

Литература

Переводы

Русские переводы

  • Житие св. Григория Назианзина, писанное им самим; с присовокуплением философической поемы на нещастия в его жизни. / Пер. с фр. Тургенева. — М., 1783. 176 стр.
  • 13 слов Григория Богослова. / Пер. еп. Иринея (Клементьевского). — М., .
  • Григорий Богослов. Творения. / Пер. Московской духовной академии. В 6 ч. — М., 1843—1848.
    • переизд.: В 2 т. СПб.: Сойкин, 1912. Т. 1. 680 стр. Т. 2. 596 стр.
    • переизд.: Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. / Пер. Моск. дух. акад. (Серия «Классическая философская мысль»). Мн., Харвест — М., АСТ, 2000.
      • Т. 1. Слова. 832 стр.
      • Т. 2. Послания. Стихотворения. Письма. 688 стр.
    • переизд.: Творения В 2-х т.М.,2007
      • Т. 1. Слова. 895 стр.
      • Т. 2. Стихотворения, Письма, Завещания. 943 стр.

Новые переводы

  • Эпиграммы. Гимн Христу. Жалобы. Молитва в болезни. Плач. На Максима. / Пер. С. С. Аверинцева. Из надгробной речи Василию Великому. Фрагмент из второй речи против Юлиана. / Пер. Т. В. Поповой. // Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М.: Наука. 1968. — С. 70-83. (также: Эпиграммы греческой антологии. — М., 1999. — С. 285—288).
  • О началах . / Пер. Т. Сидаша. // Вестник РХГИ. — 1997. — № 1. — С. 167—176.
  • О себе самом и о епископах. / Пер. А. Ястребова. // ЦиВр. 2003. — № 1 (22). — С. 106—172.
  • Избранные стихотворения / Пер., вступ. статья и прим. В. Н. Генке // Богословский вестник. — 2008—2009. — № 8/9. — С. 17—67.
  • De vita sua / Пер. А. Зуевского. — М.: ГЛК, 2011.
  • Неизреченное / Пер. и вступ. статья В. Н. Генке // Богословские труды. — 2012. — № 43/44. — С. 61—98.

Французские переводы

  • Sermons de Saint Gregoire de Naziane,surnomme Le Theologien,traduits du grec,avec des notes. – Paris, Chez Andre’ Pralard, 1693.
    • Tom 1, 634 p.
    • Tom 2, 619 p.
  • В серии «Collection Budé» начато издание его сочинений (вышло 3 тома):
    • Correspondance. Tome I: Lettres I — C. Texte établi et traduit par P. Gallay. 2e tirage 2003. LI, 256 p.
    • Correspondance. Tome II: Lettres CIII — CXLIX. Texte établi et traduit par P. Gallay. 2e tirage 2003. X, 332 p.

Исследования

  • Васильев П. П. Григорий Богослов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • (с библиографией)
  • Говоров А. В. Св. Григорий Богослов как христианский поэт. Казань, 1886. 320 стр.
  • Виноградов Н. П. Догматическое учение св. Григория Богослова. Казань, 1887. 508 стр.
  • Бергман С. Дух, освобождающий природу: Тринитарная космология Григория Назианзина в свете экологической теологии освобождения. / Пер. с нем. Архангельск, 1999. 536 стр.

Исследования по рецепции

  • Будилович А. С. Исследование языка древнеславянского перевода XIII слов Григория Богослова по рукописи Имп. Публ. б-ки XI века. СПб., 1871.
  • Пашалишвили Т. С. «Слово-эпитафия» Григория Назианзского в древнегрузинском переводе. (Филол. исследование). Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб., 1956.
  • Описание грузинских рукописей, содержащих сочинения Григория Назианзина. Тб.: Мецниереба, 1988. 323 стр. (на груз. яз.)
  • Безарашвили К. П. Грузинская версия поэзии Григория Назианзина. Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб., 1990.
  • Мурадян К. М. Григорий Назианзин в древнеармянской литературе. Автореф. дисс. … д. филол. н. Ер., 1985.

Жизнь и учение святителя Григория Богослова

Отец Григория был аристократического происхождения, а мать – истинная христианка. У нее долго не было детей. В молитвах она просила послать ребенка, которого посвятит Господу. Впоследствии она родила еще двоих детей, которые также канонизированы церковью.

Григорий учился в высших учебных заведениях Палестины, Александрии, Каппадокии. Затем перебрался в Афины, где посвятил себя изучению астрономических, математических, ораторских наук, а также поэзии. Здесь он подружился с Василием Великим. Закончив обучение, стал преподавать красноречие.

Когда он вернулся домой, отец его окрестил, ему уже исполнилось тридцать лет. В те времена в богатых семьях крестили после обучения. Позже он перебрался в обитель основанную Василием Великим, где изучал труды философа Оригена.

Отец вел борьбу с еретиками и царем Юлианом, ему необходима была поддержка сына. Григорий вернулся домой, его назначили в пресвитеры, затем епископом Назианза. Но отшельнический образ жизни был больше по душе Григорию, он снова уезжает в монастырь. Василий Великий просил его занять пост епископа и кафедру в городе Сасима. Он согласился, но скоро удалился в пустыню, где провел три года. Этот уход прервал дружбу с Василием. Смерть родителей была для него ударом. Вторым неприятным событием стала кончина Василия Великого.

Григорий стал популярным защитником христианской веры и прекрасным проповедником. Теперь его стали звать Григорием Богословом за блестящие ораторские качества. Император Феодосий предложил возглавить епархию в Константинополе. Но он считал, что не достоин занимать место отца. Константинополь был в руках ариан, поэтому Григорий стал объектом преследования. Через два месяца город посетил император и лично передал церковь Софии.

Для борьбы с еретиками был созван Второй Вселенский собор, где Григорий ввел догмат Троичности: единый Бог в трех лицах – отец, сын, святой дух. В результате развернулся спор, в котором Григория осудили за несоблюдение положения Первого Вселенского собора. Он оставался епископом Сасима и не мог возглавлять епархию Константинополя. В результате он покинул город. К тому же власть ему была чужда. Он был аристократической личностью и самоуглубленным человеком, занял первый раз церковный пост сановника по просьбе Василия Великого. Поэтому он уезжает в Назианза, где продолжает управлять церковью. Когда он стал болеть, назначили епископом Евладии.

Богословское и литературное наследие

Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.

Иллюстрации к гомилиям Григория Богослова, XI век

«Слова»

Собрание 45 бесед (Слов) составляет основную часть литературного наследия Григория. Слова охватывают 20-летний период его жизни: самые ранние (1—3) относятся к началу священнического служения Григория в 362 году, а последние (44—45) были произнесены весной 383 года, вскоре после возвращения в Назианз. Около половины Слов (с 20-го по 42-е) первоначально составлены во время пребывания Григория в Константинополе. В 387 году сам Григорий подготовил сборник 45 избранных бесед, стремясь, по-видимому, предоставить священству образцы различных видов проповеди.

Слова чрезвычайно разнообразны по тематике и жанру. Они включают, в частности, надгробные слова (7, 8, 18, 43), обличения императора Юлиана (4, 5) и еретиков (27, 33, 35), слова в память священномучеников (16, 24, 35, 44), беседы на Богоявление (38), Крещение (40), Пятидесятницу (41) и другие праздники. Первая и последняя (45-я) беседы были произнесены на Пасху. Во многих беседах Григорий говорит о себе и событиях своей жизни. Так, уже в самом начале 1-го Слова он упоминает о добром принуждении, подразумевая своё рукоположение по настоянию отца; в 3-м Слове оправдывает своё удаление в Понт; а в 33-м Слове говорит о своём противостоянии с арианами. Ряд Слов имеют адресатом отца Григория (9, 10, 12) или произнесены в его присутствии; среди адресатов Слов есть и Василий Великий (10) и Григорий Нисский (11). Важнейшее место в наследии Григория занимают Слова о Богословии (27—31), посвящённые догмату Троичности, они и принесли Григорию славу богослова.

Письма

Сохранилось, по разным оценкам, до 245 писем Григория Богослова, большая их часть была написана и собрана им самим в сборник, составленный в последние годы жизни, по просьбе родственника Никовула. Сохранилась обширная переписка Григория с Василием Великим: в письмах Григорий вспоминает их совместное проживание в монастыре, поздравляет Василия с епископской хиротонией, в поздних письмах он уже обвиняет Василия в вовлечении его в борьбу с арианами и возведении себя на Сасимскую кафедру.

Богословский интерес и значимость представляют два письма Григория к Кледонию, в которых он рассуждает о природе Христа и выступает с критикой учения Аполлинария Лаодикийского и послание к монаху Евагрию о Божестве.

Стихотворения

Большинство стихотворных сочинений были написаны Григорием в последние годы его жизни после возвращения из Константинополя. Стихи написаны не только на богословские темы, но содержат и автобиографические воспоминания, несколько стихотворений было написано Григорием на смерть друзей. Стихотворения Григория написаны в формах гекзаметров, пентаметров, триметров.

В своём сочинении «О стихах своих» Григорий сообщает о целях, побудивших его обратиться к данной литературной форме:

самовоспитание — чтобы писать и, заботясь о мере, писать немного;
создать для всех увлекающихся словесным искусством альтернативу сочинениям античных авторов, «неосторожное чтение которых приносило иногда дурные плоды»;
борьба с аполлинарианами, которые составляли новые псалтири и стихи: «И мы станем псалмопевствовать, писать много и слагать стихи».

Наиболее известна поэма Григория «Pro vita sua» (О себе самом), состоящая из 1949 ямбических стихов.

Храмы и мощи святителя

В мире есть несколько мест, где сохраняются его мощи. Изначально сберегались только в Неокесарии. Затем их начали развозить в прочие уголки планеты. Так например:

  • правица — храм Гроба Господня в Иерусалиме;
  • левая – в Метеорском монастыре;
  • часть – в монастыре великомученика Пантелеймона на Афоне;
  • м-рь первомученника Стефана в Метеорах;
  • церковь Анастасии и Георгия;
  • святыня Агия-Лавра радом с Калавритой;
  • м-рь Константина и Елены вКаламате;
  • обитель Успения Пресвятой Богородицы в Кинурии;
  • монастырь Кехровунион;
  • храм Иоанна Богослова.

Есть известия о том, что глава его была переправлена в церковь Сан-Роки в Лиссабоне. Присутствуют части и в Риме в храме св. Игнатия и в соборе апостола Петра. Найти мощи можно и преклонится к ним с молитвой в храме святого Григория Неокесарийского на Полянке в Дебрицах в Москве.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Григорие:

Иконы

Житие святителя

Будущий святитель появился на свет в благочестивой семье христиан около 325 года, в городе Арианзе, который находился недалеко от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий старший, был епископом Назианским. Мать звали Нонна, и она была ревностной христианкой.

Биография Григория Богослова
Святитель Григорий Богослов

До того как стать епископом, отец Григория увлекся культом, который объединил в своем учении положения из христианства, персидских учений и иудейства. Однако супруга сумела убедить его в заблуждении, и вскоре Григорий старший принял христианство и прошел обряд Крещения. Его посвятили в священники, а затем и в епископы.

На заметку! Следует отметить, что вся семья Григория была посмертно канонизирована Церковью. Поэтому Григорий Богослов в прямом смысле происходил из семьи святых.

Еще до рождения сына, Нонна усердно молилась Господу о даровании чада. Она пообещала, что, если сможет родить, то отдаст своего ребенка на служение Всевышнему. Просьба была услышана, а обет исполнен. Маленького мальчика воспитывали в любви к Богу. Он получил начальное домашнее образование, и уже в раннем возрасте принял решение посвятить себя безбрачной жизни в молитве и созерцании.

Период обучения

В более взрослом возрасте Григорий продолжил обучаться. Сначала это была Кесария Каппадокийская, затем Кесария Палестинская, Александрия и Афины. Хотя плата за обучение была немаленькой, благосостояние родителей позволяло получать юноше образование.

Об Афинах будущий проповедник отзывался в своих письменных трудах очень тепло. Он считал их сосредоточением учения, обителью наук, где он смог получить много доброго. Во время учебы Григорий познакомился с Василием Великим, который впоследствии стал епископом Кесарии Каппадокийской. Случайное знакомство переросло в настоящую крепкую дружбу.

Биография Григория Богослова
Василий Великий и Григорий Богослов

После окончания обучающего периода Григорий какое-то время преподавал риторику в Афинах. Затем он вернулся в родной город. Здесь, будучи в возрасте тридцати лет, он принимает Крещение от отца, который уже стал епископом. Желавший уединения и монашеской жизни, Григорий удаляется в Понт, где его друг Василий основал монастырь на реке Ирис. Вместе они изучали труды Оригена и сделали из него выписки, которые вошли в труд под названием «Филокалии».

Борьба с арианством

В 360 году Григорий буквально спас своего отца от серьезной ошибки. В то время очень широкий размах набрало арианское лжеучение. Григорий старший, не слишком вникая в богословские нюансы, подписал арианский Символ Веры, тем самым вызвав бурю негодования среди своей паствы. Сын разъяснил отцу, в чем проявляется несоответствие данного Символа Веры по отношению к никейскому, после чего епископ признал свою ошибку, и дело не приняло опасный оборот.

В 361 году Григория вопреки его нежеланию посвятили в пресвитеры. Он считал это бременем, которое будет мешать вести аскетический образ жизни в постоянной молитве, но повиновался. В расстроенных чувствах он вновь уехал в Понт. Василий Великий нашел нужные слова и приободрил своего давнего друга.

Через год Григорий вернулся в Назиан. Здесь он всячески помогал своему отцу в архиерейском служении и взял под опеку паству, которая была ему вверена.

В 370 году Василий Великий стал архиепископом Кесарийским. Борясь с арианской ересью, он открывал новые кафедры, в которые требовались опытные и ревностные пастыри. Конечно же, в первую очередь, он вспомнил о своем друге и попросил Григория прибыть в Сасим для того, чтобы возглавить там церковь. Григорий принял это предложение без энтузиазма, как и в случае с посвящением в пресвитеры. В Сасиме он так и не провел ни одного богослужения.

Через какое-то время он просто удалился в пустынное место на три года и полностью предался молитве. В своих трудах он упоминал об этом периоде с укором в адрес друга, который, по его мнению, втянул его в борьбу с арианством.

Позже отец уговорил его вернуться в Назиан для оказания помощи в управлении епархией. Сын послушался, но с условием, что не выступит в качестве приемника кафедры. Григорий старший умер в 374 году. Какое-то время сын продолжал его дело. Но после смерти матери, Григорий младший сильно заболел. Уход близких людей подкосил силы святителя, и недуг оказался столь тяжелым, что приближенные к пастырю люди уже не надеялись на его выздоровление.

Биография Григория Богослова
Григорий Богослов в монастыре

Тем не менее, Григорий восстановился и через год ушел в Селевкию Исаврийскую, добровольно заточив себя. Очередной удар ему нанесло известие о кончине Василия Великого.

Описание святого образа

Образ святителя Григория вначале появился на иконах рядом с другими святыми, такими, как икона четырех Григориев, написанная в начале 9 столетия. Единичный погрудный образ является редким памятником иконографии, относящийся к византийскому периоду.

Однотонная охристая фелонь и черные кресты на белом омофоне — отличительные черты этой иконы. По предположению историков, первым храмом, в котором был написан святой лик Григория Великого, стала Успенская церковь, расположенная недалеко от Новгорода Великого.

  • Начиная с начала десятого века образ святителя присутствует на многих минейных циклах.
  • В отличие от русских икон, на них богословский учитель и поэт изображается лысым, с длинной бородой, греки, описывая иконы святого, говорят о кудрявом старце, у которого короткая борода.
  • По традиции иконографии святой Григорий Великий на святых образах одет в богослужебное облачение, одна рука его поднята для благословения, в другой святитель держит Евангелие или крест.
  • По отрешенному выражению лица, на котором не отображается чувственность и какие-либо эмоции, можно судить о высоком даре посвящения Господу.
  • Его облик наполняет благоговением и спокойствием. Строгое лицо святителя выполнено в нежных тонах, подчеркивая мягкость и теплоту характера Богослова.
  • Одежды архиепископа ниспадают прямыми и широкими складками, являясь символами полноты и порядка духовной энергии.
  • При написании святого лика Григория Богослова использовались природные краски с добавлением минералов, полудрагоценных камней и охры, что создает особое ощущение объемности и воздушности.

На заметку! Святой образ святителя Григория украшает многие храмы России. Поклониться иконе святого Богослова можно в церкви Святой Троицы в Москве, в соборе Успения Богородицы во Владимире и Санкт-Петербургском соборе Трех Святителей.

Часто в храмах можно встретить образ святителя Григория на иконе Трех святых, где рядом с ним изображается Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Первые шаги на пути христианского делания

Святитель Григорий Богослов родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года.

Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы.

Его родной отец, Григорий старший, в свое время он принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу он обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под её благотворным влиянием он принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.

Ещё до появления на свет Григория младшего, будущего святителя Григория Богослова, Нонна усердно молилась Богу о даровании ей сына и обязалась, что в случае, если её молитва будет исполнена, она посвятит дитя Богу. Сын был дарован, обещание исполнено.

С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем, святителем Василием Великим. Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Оригена.

Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен.

Молитвы, тропарь, кондаки

Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, глас 8

Православия светильниче, / Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, / богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, / Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, // молися выну спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, глас 8

Православия наставниче, святителем украшение, / Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, / Солуню великая похвало, проповедниче благодати, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н, / богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́, / воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче: / но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й, / к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.

Молитвы

О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Григорие! Приими сие малое моление от нас грешных к тебе прибегающих и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Всех православных наставниче и Церкви сияние, отче Григорие, всякаго обстояния нас избави, божественной иконе твоей препадающе верою, свобождая от навождения на нас вражия, ты бо помощник наш являешися и исполняешися и исполняеши присно прошения светло ублажающих тя, на всяко время моляся Трисиянной Троице, Ейже подобает велия слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Философия и богословие

Варлаам уподобляет знание здоровью, которое неделимо на здоровье, подаваемое Богом, и на здоровье, приобретаемое благодаря врачу. Также и знания, божественное и человеческое, богословие и философия, согласно калабрийскому мыслителю, едины4: «философия и богословие, как дары Божии, равны по ценности пред Богом». Отвечая на первое сравнение, св. Григорий писал о том, что врачи не могут целить неисцельные болезни, они не могут воскрешать мертвых5.

Далее Палама проводит предельно ясное различие между богословием и философией, твердо опираясь на предшествующую святоотеческую традицию. Внешнее знание совершенно отлично от истинного и духовного знания, невозможно «от научиться чему-либо верному о Боге»6. При этом между внешним и духовным знанием существует не только отличие, но и противоречие: «оно настроено враждебно по отношению к истинному и духовному знанию»7.

Биография Григория Богослова

По Паламе есть две мудрости: мудрость мира и мудрость Божественная. Когда мудрость мира служит Божественной мудрости8, они составляют единое древо, первая мудрость приносит листья, вторая плоды9. Также «двойным является вид истины»10: одна истина относится к богодухновенному писанию, другая — к внешнему образованию или философии. Перед этими истинами стоят не только разные цели, но и разные первоначальные принципы.

Философия, начинаясь с чувственного восприятия, заканчивается познанием. Мудрость Божия начинается с блага за счет чистоты жизни, а также с истинного ведения сущих, которое происходит не от научения, а от чистоты11. «Если ты без чистоты, хоть бы и изучил от Адама до кончины мира всю природную философию, ты будешь глупцом, а то и хуже, а не мудрецом»12. Конец мудрости — «залог будущего века, неведение превышающее знание, тайное тайному причастие и невыразимое видение, таинственное и неизреченное созерцание и познание вечного света»13.

Представители внешней мудрости недооценивают силу и дарования Святого Духа, то есть они сражаются против таинственных энергий Духа14. Мудрость пророков и апостолов не приобретается научением, но преподается Духом Святым15. Апостол Павел, восхищенный до третьего неба, просветился не мыслями и умом, но получил озарение «силы благого Духа по ипостаси в душе»16. Озарение, происходящее в чистой душе, не является познанием, поскольку превосходит смысл и познание17. «Главное добро» посылается свыше, является даром благодати, а не природным дарованием18.

Роль Григория Богослова в христианстве

Отец Церкви Григорий Богослов, воспитанный на христианских традициях, был другом и однодумом святителя Василия Великого, одно время общался с Юлианом, ставшим императором, отступником и ярым гонителем христианства.

Биография Григория Богослова
Святитель Григорий Богослов

  • В возрасте 26 лет Григорий принимает крещение, много времени проводит в Пустыни Василия Великого, но по просьбе престарелого отца возвращается домой и рукополагается в сан пресвитера.
  • Служение в качестве священника не приносит удовлетворения святителю. Он постоянно уединяется в Пустынь для исследования Писания и общения с Богом. Там он создает свои уникальные рукописи, не утратившие актуальности и в 21 столетии.
  • Его проповеди собирают тысячи христиан.
  • Рукоположенный в сан архиепископа Константинополя Григорий Великий ведет ярую борьбу с арианами, защищая основы православной веры, за что терпит преследования и гонения.
  • Будучи архиепископом Константинополя, он отказывается от кафедры и удаляется в пустынное место для написания своих бессмертных посланий миру.

Важно! Вселенская Церковь оценила богословские послания Григория, и нарекла святителя Григория Богословом Великим. Обладая даром познавать глубину Божьих посланий и умением донести их в истине широким массам, архиепископ Григорий стал автором поэтических посланий, которые и поныне используются в Литургиях

Обладая даром познавать глубину Божьих посланий и умением донести их в истине широким массам, архиепископ Григорий стал автором поэтических посланий, которые и поныне используются в Литургиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: