Символ веры Афанасия Александрийского

Святитель Афанасий Великий

Святитель Афанасий Великий, Архиепископ
Александрийский, родился около 297 г. в
Александрии в добродетельной христианской
семье. С детства святой Афанасий так
полюбил церковное богослужение, что,
подражая увиденному, устраивал со своими
сверстниками игру: «назначал» их
священниками и диаконами, а сам подобно
епископу со всей точностью совершал
церковную службу. Когда к мальчикам
присоединялись дети из языческих семей,
святой Афанасий рассказывал им о Христе
Спасителе, а затем в случае их согласия
совершал над ними на берегу моря обряд
крещения.

Святитель Александр (312–326), епископ
Александрийский, обратил внимание на эту
игру. Убедившись, что святой Афанасий
совершал таинство крещения в соответствии
с церковным уставом, он признал его
действительным и довершил миропомазанием.
Призвав родителей святого Афанасия,
святитель Александр просил их воспитать
мальчика в книжном научении и, когда он
придет в возраст, посвятить его на служение
Церкви

Когда святой Афанасий достиг 21 года,
святитель Александр рукоположил его в
диакона Александрийской Церкви. В этом
сане святой Афанасий сопровождал
Патриарха Александра на Никейский Собор (325
г.). На Соборе святой Афанасий выступил с
опровержением ереси Ария. После смерти
святителя Александра диакон Афанасий был
избран его преемником. 8 июля 326 года он был
рукоположен во епископа Александрийского.
Возглавляя Александрийскую Церковь, он
продолжал ревностную борьбу против
еретиков, последователей Ария.

Последние, пользуясь поддержкой при
дворе, добились осуждения святителя
Афанасия, который по навету клеветников в
336 году был отправлен в изгнание в Трир.

После смерти императора Константина
святитель Афанасий возвратился из ссылки и
продолжал обличать ариан. Но преемник
Константина император Констанций (337–361)
благоволил арианам. По его приказу
архиепископом Александрийским был
поставлен арианин Григорий.

Святитель Афанасий отправился в Рим к
папе Юлию I (337–352), старанием которого был
оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году.
Сардикийский Собор признал истинным
Никейский Символ веры, а учение святителя
Афанасия согласным с догматами Церкви.

После этого святитель Афанасий
возвратился в Александрию, но по наущению
ариан несколько раз изгонялся из города.
Несмотря на многолетние (в общей сложности
более 20 лет) гонения и преследования
еретиков, святитель Афанасий продолжал
неотступно отстаивать чистоту Православия
и неустанно обличать ариан, против которых
написал много посланий и богословских
трактатов.

При императоре Юлиане Отступнике (361–363)
святой Афанасий оказался в изгнании в
Фиваидской пустыне. После бесславной
смерти Юлиана Отступника святитель
Афанасий управлял Александрийской
Церковью семь лет вплоть до своей
блаженной кончины 2 мая 373 года.

Он оставил огромное духовное наследие:
многочисленные комментарии к Священному
Писанию, аскетические наставления, слова и
беседы, письма, апологетические и
догматические сочинения, в которых
отстаивал чистоту православного
вероучения. Особое значение в полемике с
арианами имели «История ариан для монахов»,
«Четыре слова против ариан», «Книга о
Троице и о Духе Святом». Святителю Афанасию
принадлежит также жизнеописание
преподобного Антония Великого (память 17
января).

Тропарь, глас 4: (Кириллу и Афанасию
Александрийским)

Боже отец наших, творяй присно с нами по
Твоей кротости, не отстави милость Твою от
нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Или сей тропарь, глас 3:

Делы возсиявше православия, все
погасивше злославие, победителие,
победоносцы бысте, благочестием вся
обогативше, Церковь вельми украсивше,
достойно обретосте Христа Бога, дарующаго
нам велию милость.

Кондак, глас 2.

Подобен: Кровей Твоих:

Православия насадив учения, злославия
терние изсекл еси, умножив семя веры
одождением Духа, преподобне, темже тя поем,
Афанасие.

Главная страница |
Автор

Чудеса по молитвам

К раке с мощами святого приходят многие верующие и просят о помощи в разных сложных жизненных ситуациях, находя утешение в молитве. При жизни святитель всячески помогал людям в их скорбях.

Однажды в храме прихожане заметили, что владыка выходит из алтаря над полом — его как будто вынесла оттуда невидимая волна. Некоторые утверждали, что он обладал даром прозорливости, но использовал его только в случае крайней необходимости, чтобы помочь человеку.

Жизнь Афанасия Ковровского — это пример высокой духовности и большой веры в Бога. Несмотря на тяжелейшие испытания, святой не впадал в отчаяние и все принимал с благодарностью, считая, что трудности — это возможность проявить силу своей веры и послужить во имя Господа.

Исповеднический путь святителя Афанасия (Сахарова)

Использованные материалы

  Написание фамилии разнится – так, кириллицей пишется также Пателяр, Пателар, Пателарий; латиницей – Patellaros, Pattelaras, Patelaros.

  “23 Июля праздник всех Ватопедских святых”, информационный портал Святая Гора Афон, , память указана на графическом изображении греческого списка Ватопедских святых, источник неизвестен. См. также календарь на Православии.Ru –

  “Άγιος Αθανάσιος ο Πατελλάρος, ο Καθήμενος, Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως”, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), .

  По другим источникам, в или году.

  См. Αθανασιοσ Γ΄, Πατριαρχησ Κωνσταντινουπολεωσ Ο Πατελαροσ на официальном сайта Рефимнской епархии:

  По другой датировке свт. Афанасий пребывал на патриаршем престоле с 25 февраля по 5 апреля года. См. список Цереградских патриархов: .

  По другой датировке – в последней трети июня года. См. список Цереградских патриархов: .

  Бантыш-Каменский Н. Н., Реестры Греческим Делам Московского Архива Коллегии Иностанных Дел, «Индрик», Москва, 2001, с. 115.

  греч. оригинал, написанный рукой Афанасия — ГИМ. Син. греч. No 245. См. Желтов, М. С., «Архиерейское Богослужение», .

Почитание

Святые мощи святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца

Паисий

1 февраля года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2 мая в день памяти одноименного ему святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского.

Слава об исцеляющих мощах Афанасия Сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины и тысячи людей приходили во Мгарский монастырь прикоснуться к мощам в позолоченной гробнице, обильно получая исцеления от недугов.

В ответ население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило в монастырь, не давая комиссарам приблизиться к мощам святого окружив собор живим кольцом в десятки тысяч людей. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа, а народ ежедневно прибывал. Тогда власти начали в районе монастыря военные учения с пулеметной и артиллерийской стрельбой и криками «ура», прислав до 3000 солдат и курсантов, но и маневры не смогли разогнать народ. Только с началом уборочной страды люди стали расходиться. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб, а серебряную раку комиссары отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и мощи святителя, где они вначале хранились в музее, а в году, по инициативе архиепископа Стефана (Проценко), были перенесены в Благовещенский кафедральный собор, где пребывают и поныне.

С именем святителя Афанасия также связана чудотворная икона Божией Матери “В скорбех и печалех утешение”, посланная после его кончины на Афон, но вновь принесенная в Россию в году и тотчас прославившаяся чудесами.

Свт. Афанасий, Лубенский чудотворец

Почитание святого

Иконе с изображением святого Афанасия молятся о том, чтобы он помог простым верующим справиться с греховными страстями и житейскими проблемами. Образ часто просят об исцелении недугов различной направленности.

Память преподобного отмечается 5 июля.

В молитве, обращенной к Афанасию, говорится, что святой монах наставил большое количество людей на путь истинной веры, всегда стремился утешить скорбящих, подавал руку немощным, был всегда любезен и милостивым. Его называют образованным христианином, рассудительным и мудрым наставником, победителем уныния и тоски.

История жизни преподобного Афанасия Афонского

Борьба с арианами

Появление в то же время произведений молодого диакона «Слово против эллинов», «О воплощении Бога Слова» выдавало неустрашимого обличителя ариан, на это обратили внимание священники Вселенского собора, которые в 326 году предложили Афанасию Великому стать главой Александрийской кафедры, рукоположив в епископы. Император Константин поддерживал епископов, которые были сторонниками арианства, ставшего с 330 года основным христианским направлением Рима, а святитель был сторонником ортодоксальной церкви

Император боялся распрей внутри страны и разрешил сослать бунтующего священника

Император Константин поддерживал епископов, которые были сторонниками арианства, ставшего с 330 года основным христианским направлением Рима, а святитель был сторонником ортодоксальной церкви. Император боялся распрей внутри страны и разрешил сослать бунтующего священника.

Непокорный епископ отказал арианским общинам в принятии на Александрийскую кафедру, в ответ ему предъявляли обвинения в гонении и сожжении церквей, поддерживающих мелетианских епископов.

Символ веры Афанасия Александрийского
Первый Вселенский собор, осудивший Ария и его учение

Против святителя Александрийского фабриковались ложные обвинения, приписывались убийства и растление, сексуальное домогательство и обворовывание храма. Во время гонений на сторону бунтовщика и ревнителя православия встали преподобные монахи Антоний и Пахомий.

Во время одного из судов против ревностного гонителя ариан порочная женщина согласилась оклеветать святого в изнасиловании, никогда прежде не встречая святого. Во время ее неистовой речи, полной негодования и обмана, перед обманщицей престал Тимофей, ученик святителя, выдав себя за обвиняемого.  Когда женщина признала в Тимофее своего растлителя, рассмеялись даже судьи, видя явный обман.

Якобы гонимый и убитый святителем епископ Арсений, не смог стерпеть нападок и обвинения в насилии и колдовстве учителя, сам явился перед судом к Афанасию, которого обвиняли в усечении руки епископа.

На суде обвинители демонстрировали отрубленную руку, и множество лжесвидетелей уверяли судей в том, что собственными глазами видели, как Афанасий отрубил руку Арсению. Каково же было удивление судей и присутствующих, когда пред ними предстал здоровый и невредимый епископ Арсений, но суд все же нашел, за что отправить святого Афанасия в ссылку.

Ссылка

Тирский собор осудил в 335 году епископа Александрийского за подготовку якобы убийства священника Арсения, сослал его на 2 года в ссылку, откуда опальный бунтовщик вернулся после кончины Константина, но ненадолго, в 340 году его ожидала новая ссылка на пять лет, второй сын Константина Констанций встал на сторону арианства.

Важно! Неуклонный противник арианства вел постоянную борьбу с последователями нового псевдо-христианского движения, отстаивая ортодоксальное направление. Миланский собор в 356 году снова подвергает ссылке противника ариан, откуда он сбегает в Египет, пребывая там до императорской кончины в 361 году

Императором Юлианом было принято решение дать свободу всем вероисповеданиям, что дало Афанасию возможность вернуться в Александрию. В 364 году император Юлиан умирает, его преемник Валент снова поддерживает арианство и требует изгнания епископов, отправленных в ссылку императором Констанцием, выдает соответствующий эдикт

Миланский собор в 356 году снова подвергает ссылке противника ариан, откуда он сбегает в Египет, пребывая там до императорской кончины в 361 году. Императором Юлианом было принято решение дать свободу всем вероисповеданиям, что дало Афанасию возможность вернуться в Александрию. В 364 году император Юлиан умирает, его преемник Валент снова поддерживает арианство и требует изгнания епископов, отправленных в ссылку императором Констанцием, выдает соответствующий эдикт.

Афанасий на четыре месяца покидает Александрию в целях безопасности, чтобы вернуться на Александрийскую кафедру до конца своей жизни.

Символ веры Афанасия Александрийского
Икона святителя Афанасия Великого

368 году патриарх Афанасий Великий созывает Собор епископов египетских и ливийских, на нем составляется послание ко всем церквям с предупреждением об опасности арианства и творимых ими кознями.

В начале мая 273 года Господь принял мирно отошедшую душу борца за чистоту ортодоксальной церкви Афанасия Великого. Паства, потерявшая в лице почившего патриарха попечителя, глубоко скорбела.

Примечания код

  1. Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. — СПб.: Алетейя, 2000. — 385 с. — ISBN 5-89329-227-8.

Литература | код

на русском языке
  • Владимир (Горьковский). // Православная богословская энциклопедия. — Издательство Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2. — Стб. 163
  • Афанасий, архиепископ александрийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Горский А. В. Жизнь св. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. — М.; Сергиев Посад, 1851; 1902.
  • Никанор (Каменский Н. Т.). Св. Афанасий великий архиеп. Александрийский и его избранные творения. — СПб., 1893.
  • Пономарёв А. И. // Православная богословская энциклопедия. — Издательство Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2. — Стб. 163
  • Попов И. В. Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского. — Сергиев Посад, 1904.
  • Шинджиашвили М. И. Грузинские переводы и редакции «Жития Антония» Афанасия Александрийского. Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб.,. — 1979.
на других языках

Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381 A.D.. — New York: Continuum International Publishing Group, 2005. — 960 p. — ISBN 0-5670-3092-X.

Ранние годы и начало служения

На основании послания коптов было доказано, что местом рождения святого была Александрия.  Афанасий Великий, житие которого исследовано многими священниками, родился в 293 году, о его семье и первых годах жизни не сохранилось никакой информации.

Символ веры Афанасия Александрийского
Святитель Афанасий Великий, Александрийский

По рассказу писателя Руфина епископ Александр обратил внимание на мальчика, который старался подражать священничеству и в игровой форме производил крещение сверстников – язычников, рассказывая им о Христе. Александр признал крещение действительным и помазал крещаемых миром

С 313 года на протяжении шести лет молодой христианин известен, как опытный чтец. 319 год фигурирует, как время рукоположения в диакона епископом Александрийским своего подопечного.

Сопровождавший епископа Александрийского диакон Афанасий был секретарем Первого Никейского Собора. Его активное участие в спорах было учтено при формулировке Символа Веры, принятого в Никее.

Жизнь в монастыре

Святой основатель делал все возможное для того, что основанный им монастырь созревал и процветал. Эти места привлекали все больше искренних приверженцев христианства. Преподобный ни на мгновение не останавливал внутреннюю молитву перед Господом и трудился, не жалея сил. Из его глаз постоянно текли слезы, которыми он пропитывал свой платок. Эта ткань впоследствии исцеляла многие болезни.

Несмотря на пост настоятеля, он с каждым человеком общался на равных и стремился оказать посильную услугу. Святитель не брезговал общения с прокаженными, долго простаивал рядом с умирающими и вселял в них надежду на Царствие Небесное.

Символ веры Афанасия Александрийского
Икона святого Афанасия Афонского

Афанасий поощрял братию в рукоделии, говорил, что праздность губительна и порождает все пороки. Святой отец учил: «Цель иночества состоит в умении стяжать Божественное естество через практику очищения разума и тела». Основатель Лавры был чрезвычайно близок с Творцом, который наделил своего преданного слугу нескончаемой мудростью. Беспорочность и знание Истины помогали Афанасию безукоризненно руководить обителью, исправлять греховное мировоззрение иноков. Он держался строго с простым народом, но с монахами был более мягок.

Он исцелял людей силою молитвы, но, чтобы скрыть свою силу, прописывал им лекарственные снадобья. После непосредственного диалога со святым подвижником человек возвращался домой свободным от грубых недостатков мировоззрения.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Прему́дростию уче́ний твои́х/ ца́рствующий гра́д просвети́в,/ тьму́ неве́дения ерети́ческаго разгна́л еси́, преблаже́нне:/ твое́ благослове́ние земли́ Росси́йстей прине́сл еси́,/ о́тче на́ш, святи́телю Афана́сие,/ иде́же сконча́в тече́ние твое,/ на кри́лех чистоты́ возлете́л еси́ в Небе́сное Ца́рство.// Моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно о душа́х на́ших.

Кондак, глас 8

О всесвяте́йший па́стырю и учи́телю вселе́нныя,/ преблаже́нне о́тче на́ш святи́телю Афана́сие,/ к ра́це моще́й твои́х припа́дающе, усе́рдно мо́лим тя́:/ приими́ от убо́гих ду́ш на́ших любо́вию приноси́мая тебе́ моле́ния/ и, я́ко име́я дерзнове́ние у Престо́ла Влады́чня,/ испроси́ моли́твами твои́ми чту́щим тя́/ со А́нгелы и все́ми святы́ми// непреста́нно Пресвяте́й Тро́ице воспева́ти: аллилу́йя.

Начало служения

Родился в 930 г. в Каппадокийском городе Трапезунд в благородной и верующей семье, при ритуале крещения получил имя Авраамия. Уже в раннем детстве он остался без отца и матери, мальчика взяла к себе благодетельная монахиня Канита, супруга знатного городского помещика, приходящаяся будущему святителю родственницей. В детстве Авраамий сторонился шумных игр, предпочитая уединение в лесной чаще или пещере с одним-двумя друзьями. Родственников радовало то, что мальчик легко обучался и рос сообразительным.

Символ веры Афанасия Александрийского
Преподобный Афанасий Афонский

Однажды на отрока Авраамия обратил внимание императорский чиновник, приехавших в Трапезунд по важным политическим делам. Вельможа восхитился способностями мальчика и увез его в Константинополь

Юноша поселился в доме знаменитого военачальника. Науки и искусства ему преподавал учитель по имени Афанасий. Авраамий блестяще изучил литературу и вскоре сам начал преподавать, несмотря на юные годы и небольшой опыт.
Будущий святитель не забывал вести подвижнический образ жизни, который полюбил с детских лет. Он сторонился богатого и питательного стола, обменивал принесенную слугами вкусную пищу на кусок простого ячменного хлеба. Он соблюдал строгий пост, боролся с дневным сном, обливаясь холодной водой, раздавал одежду бедствующим.
Молодой Авраамий был приветлив к людям, вел чистую и праведную жизнь, поэтому вокруг него собиралось большое количество таких же учеников, как и он сам. Правитель Константин VII перевел будущего святителя в другую школу, чтобы отгородить его от излишнего внимания, мешающего обстоятельному обучению. Однако преданные друзья Авраамия не желали расставаться со своим любимым и мудрым не по годам товарищем и наставником. Великий ученик не желал ссоры с учителем Афанасием, ведь от старца могли отвернуться многие последователи, и не хотел явных почестей, поэтому отказался от императорских даров и решил покинуть светское общество.
Вскоре Авраамий познакомился со святым подвижником по имени Михаил Малеин, служившим в сане игумена в монастыре на Киминской горе. Юноша восхищался нравственными качествами этого знаменитого монаха, он открыл иноку свое желание приобщится к монастырской жизни. Михаил согласился стать для Авраамия святым духовником, вместе они направились на Киминскую гору. Здесь юноша принял постриг и получил имя Афанасия, что значит «бессмертный». Святой старец разглядел в своем ученике великую предрасположенность к аскетическим практикам, поэтому решил сделать его непревзойденным подвижником, закаленным в смирении и угодничестве Богу.
Преподобный Михаил настоял, чтобы Афанасий снизил строгость своего послушания для сбережения тела. Ученик отныне спал на тюфяке, а не в сидячем положении, как привык, принимал пищу один раз в трое суток, а не в одну неделю. В монастырских условиях Афанасий работал над переписью церковных книг, занимал пост помощника пономаря, с великим усердием усмиряя свою волю. Зная о беспрекословном подчинении ученика Михаила, братия прозвала его «сыном послушания».

Афанасий проявил грандиозное усердие в монастырских делах и уже через несколько лет достиг безупречной чистоты ума, за что получил от Бога дар созерцания будущих событий. Преподобному Михаилу стало понятно, что его ученик готов к жизни в уединении и безмолвии. Старец благословил Афанасия, который удалился в небольшую пустынническую келью, находящуюся в двух километрах от обители. Отшельнику было разрешено питаться сухарями каждые два дня и не спать ночью.

В 963 г. преподобный Афанасий основал Великую Лавру на Священной горе Афон. Большинство построек возводилось за счет финансирования византийских императоров. Обитель процветала и становилась больше и богаче, получая пожертвование в виде золота и земельных территорий. Кризис пришел со времен, когда обитель стала подвергаться нашествиям пиратов и разбойников. Состояние ухудшилось после частых землетрясений и налогообложения турецкого ига. Главный храм Лавры — кафоликон с двумя приделами, в одном из них находится гробница святого Афанасия.

Богословие Афанасия Великого код

Учение Афанасия о Святом Духе | код

Тексты Афанасия в основном сосредоточены на христологии и защите единосущия Отца и Сына в полемике с арианами. Существует, однако, по меньшей мере два текста, в которых Афанасий обращается к вопросу об исхождении Святого Духа: Contra Arianos, написанный во время ссылки Афанасия в Рим (ок. 339—346), и Epistula ad Serapionem, сочинённая десятью годами позднее (ок. 357—358).

Epistula… написана в полемике со сторонниками ереси духоборчества (др.-греч. πνευματομαχία), которых Афанасий называет «тропиками» (др.-греч. τροπικοί, от др.-греч. τρόπος — фигура речи), чьё толкование слов из Священного Писания привело их к выводу, что Святой Дух не божественное, а сотворенное существо. Афанасий, говоря об отношениях внутри Троицы, утверждает, что Дух имеет такое же отношение природы и порядка по отношению к Сыну, какое Сын имеет по отношению к Богу Отцу, тем самым защищая божественность Духа.

Как Сын говорит „Всё, что имеет Отец, есть Моё“ (Ин 16, 15), так найдём, что всё это через Сына есть и в Духе.

В Contra Arianos Афанасий затрачивает усилия на преодоление некоторых субординационистских тенденций в тринитарном богословии, которые есть у Оригена, в то же время указывая на некоторый порядок отношений Лиц в Троице:

не Дух сочетает Сына с Отцом, но паче Дух приемлет от Слова.

Подобные высказывания Афанасия позднее будут истолковываться в среде латинского богословия как аргумент в пользу идеи об исхождении Духа не только от Отца, но и от Сына (филиокве).

Афанасию ошибочно приписывается составление Афанасьевского Символа веры.

Библиография код

Переводы | код

Русские переводы:

  • Краткое обозрение священного писания Ветхого и Нового завета. — СПб., 1841. — Т. 1. — 109 с.; Т. 2. — 83 с.
  • Афанасий Александрийский. Творения. / Пер. Моск. дух. акад со вступ. ст. А. В. Горского. — М., 1851—1854. (Серия «Творения св. отцев…»)
      • Ч. 1. (Т. 17.) 1851. — 436 с.
      • Ч. 2. (Т. 19.) 1852. — 523 с.
      • Ч. 3. (Т. 21.) 1853. — 427 с.
      • Ч. 4. (Т. 23.) 1854. — 532 с.
    • 2-е изд., испр. и доп.: В 4 т. Сергиева Лавра, 1902—1903.
    • репринт 2-го изд.: В 4 т. М., 1994. — 10000 экз.

Новые переводы:

Отрывки из «Жизни Антония». / Пер. Т. В. Поповой. // Памятники византийской литературы IV—IX веков / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М.: Наука, 1968. — С. 38—44.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: