Свято-Михайловский собор в городе Ижевске

История

Церковь Михаила Архангела, 1897-1907 г.

Храм стоит на месте существовавшего с 1765 года заводского кладбища, где находилась Троицкая часовня, приписанная к первому Ижевскому храму пророка Илии. В 1784 году часовня была перестроена в храм — в честь Святой Троицы; храм был разрушен пожаром в 1810 году.

Первый храм

Собор на фото 1918 года

В первой половине XIX века среди ижевчан возникло особое почитание Архангела Михаила — святого покровителя генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича — начальника всех оружейных заводов России; перед Александро-Невским собором города (1823) был построен и освящён памятник последнему.

В 1855 году на месте прежней Троицкой церкви выстроена в византийском стиле большая каменная часовня 30-метровой высоты — в честь Архангела Михаила. В 1876 году началась кампания по сбору средств на строительство на месте Михайловской часовни нового храма. В 1893 рабочие Ижевского завода приняли решение перечислять на строительство храма 1 % от зарплаты. Проектирование было поручено вятскому архитектору Ивану Чарушину. Строительный комитет в 1896 году принял решение о том, что новый сбор не должен быть больше Александро-Невского собора. В 1897 году состоялась торжественная закладка; основное строительство здания было завершено к 1907 году; но, ввиду революционной смуты, дальнейшее благоустройство храма было приостановлено. 4 ноября 1915 состоялось торжественное освящение главного престола храма как бесприходной церкви Ижевского завода, приписанной к Александро-Невскому собору. Храм имел 3 престола: главный — во имя Архистратига Михаила, южный — в честь Николая Чудотворца и северный — в честь мученицы Александры.

19 марта 1929 года Ижевский городской совет рабочих и красноармейских депутатов постановил: «Расторгнуть договоры с религиозными общинами Михайловского, Александро-Невского соборов и Покровской церкви на аренду зданий». 27 марта 1929 года собор был закрыт и опечатан представителями ижевской милиции. С 1932 по 1937 годы в здании собора располагался Областной музей краеведения ВАО. 8 апреля 1937 года СНК УАССР принял решение о сносе здания Михайловского собора, и вскоре собор был разрушен.

Воссоздание

11 февраля 2000 года было принято совместное постановление Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, положившее начало воссозданию Свято-Михайловского собора. В мае 2004 года состоялось закладка в основание будущего собора освященного креста.

16 мая 2007 года, в отдание праздника Пасхи, митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) совершил освящение нижнего храма в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

5 августа 2007 года главный престол, посвященный Архистратигу Михаилу, был освящён Патриархом Алексием II, который совершил первую литургию в храме в присутствии президента Удмуртии Александра Волкова и иных официальных лиц.

Судьба Революционного Некрополя

В 1922 году по проекту архитектора Г. Ф. Сенатова рядом с храмом был построен Революционный Некрополь в память о красноармейцах, павших за дело рабочего класса. Монумент увековечил память бойцов Красной Армии, погибших при освобождении Ижевска от белогвардейцев во время Гражданской войны. Некрополь явился уникальным архитектурным памятником для города и входит в число памятников культуры и истории, охраняемых государством. После разборки здания прежнего собора в 1937 году на месте рядом с монументом расположился липовый сквер, который в советское время был местом отдыха ижевчан.

В феврале 2007 года во время строительных работ по восстановлению собора с попустительства Удмуртской епархии и правительства строительная техника сломала уникальную кованую ограду вокруг монумента, полностью разрушила лестницу, ведущую к нему, площадку перед стелой и оба крыла памятника. 19 февраля 2007 на разрушенной площадке перед памятником прошёл митинг против сноса монумента, организованный Ижевским комитетом РКРП и региональным отделением партии «Патриоты России». Появились слухи, что соседство собора с революционным памятником не нравится цервки и его собрались сносить. Только после этого было объявлено, что частичное разрушение памятника является частью работ по «реконструкции» памятника, которая понадобилась для того, чтобы вписать Некрополь в архитектурный ансамбль собора. Дальнейшее разрушение памятника действительно было остановлено, а площадка перед монументом к моменту открытия собора была отреставрирована.

Свято-Михайловский собор Ижевск

Ижевска. Ему сослужили ключарь собора протоиерей Роман Воскресенский и духовенство храма.

Завершая богослужения, владыка Викторин поздравил молящихся с праздником обратился со словами проповеди.

Этот праздник своими корнями уходит две тысячи лет тому назад и более, когда в Иудее в семье Иоакима и Анны родилась девочка, которую назвали Марией. Мы знаем, какая участь Богом уготована была Ей. Святитель Лука Крымский, говоря проповедь на этот праздник, сделал интересное сравнение. Вся земля покрыта растительностью. Травой в большей степени. Это все люди, это – все наше человечество. И среди этой травы иногда вырастают кустарники.. Это люди ученые, философы. Еще выше вырастают деревья. Это святые угодники. Но с чем сравнить Пресвятую Богородицу, которая выше всего этого? Она выше Архангелов и Ангелов и уготовано Ей было стать связующим звеном между человеком и Богом. Господь Иисус Христос воплотился в этом Сосуде, в котором не вмещается Бог. Для нас, для всего человечества. Та, через которую Бог стал человеком, получил все человеческое кроме греха, конечно выше всех. Для нас Она есть Мать. Стоя у Престола своего Сына, она молится как заботливая Мать о нашем спасении. И мы очень хорошо знаем, что Матерь Божия всегда принимает всех, кто обращается к ее покрову. Как с рождения начинается жизнь, так с этого праздника начинается круг церковных праздников, который замкнется праздником Успения Богородицы. Сегодня и есть начало церковных праздников и начало нашего спасения.

По окончании богослужения владыка митрополит освятил написанные иконы на стене Казанско-Богородичного храма.

                                                                                                                           Свято-Михайловский собор в городе Ижевске

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в каноничес-ких книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания.

Свято-Михайловский Собор в Ижевске

Свято-Михайловский собор в городе Ижевске

История Свято-Михайловского Собора в г. Ижевске берет свое начало из XIX века. В 1893 году рабочие Ижевского завода начали перечислять 1% от ежемесячной заработной платы на строительство храма, а в 1897 году состоялась закладка Свято-Михайловского Собора.

https://youtube.com/watch?v=p0LiY7sqNe4

Проектирование Собора было доверено Ивану Чарушину – губернскому архитектору. Собор был успешно возведен к 1907 году на самом высоком холме поселка, но отделочные работы продолжались вплоть до 1915 года. Он был исполнен в «византийском» («русском») стиле, чем-то напоминал храм Василия Блаженного в Москве.

Высота Михайловского Собора составляла 70 метров, диаметр – 43 метра, он имел отчетливую форму креста с 9 главами и 8 башнями, в 4 из которых находились 11 колоколов. Главный колокол весил около 3 тонн, а его звук был слышен даже в соседнем городе Сарапуле и селе Якшур-Бодья.

Сам Собор имел многоугольную планировку, белокаменную отделку и красную кирпичную кладку, выполненную в виде узоров. Лестницы Собора были из белого мрамора, полы – из оранжевой плитки. Собор имел огромное значение для города. Прежде всего, он был самым вместительным храмом. Также это была самая восхитительная и самая высокая постройка в Ижевске.

На территории Собора для жителей устраивались гулянья, катания на санях, с горок.

Отстояв храм однажды, население не в силах было пойти против власти в другой раз. Сначала с Собора были сняты все кресты, а сама постройка была переоборудована в музей, здесь были расположены чучела различных животных, агитационные материалы.

В музее кощунственно установили маятник Фуко, который символизировал победу науки над религией.

В 1931 году в Москве был взорван храм Христа Спасителя, что явилось «зеленым светом» для уничтожения Свято-Михайловского Собора в Ижевске. Весной 1932 года все колокола были сняты и отправлены на переплавку. В 1937 году Совнарком УАССР принимает постановление о полном сносе Собора.

С этого момента самый грандиозный и величественный Собор Вятской губернии остался лишь в памяти жителей.

К началу 1990 года в обществе всё-таки назрела идея восстановления Свято-Михайловского Собора. Деньги на строительство, как и сто лет назад, собирали «всем миром». Вкладывают средства и благотворители, и спонсоры, и просто рабочие.

В 2003 году был заложен первый камень и с этого момента начался кропотливый труд над созданием Свято-Михайловского Собора в его первозданном виде, на историческом месте, то есть все там же, на самой высокой точке города. Строители проводят на своих рабочих местах по 14 часов, темпы работы невиданные.

Храм на полторы тысячи человек становится главным украшение города. Президент Удмуртской Республики А.А. Волков назвал собор «жемчужиной Удмуртии и России».

Сегодня Свято-Михайловский собор и его территория, как и сто лет назад, одно из любимейших мест горожан. Он окружен тротуарами, великолепными клумбами и газонами, осветительной аппаратурой. Собор является символом возрождения России и Удмуртии. Архангел Михаил – предводитель Небесных сил, поэтому Свято-Михайловский Собор – символ оружия, мощи и непобедимости.

Свято-Михайловский собор, Ижевск

Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28;).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный».

Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил — держит в руке весы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: