Троица история и суть праздникаЛучшее сегодняСмотрите также

Андрей Рублев, Троица

Искусство Андрея Рублева является одним из высших достижений русского и всего мирового искусства. Рублев был монахом, долго жил в Троице-Сергиевом монастыре – одном из крупных культурных центров Руси той поры. В 1405 г.

он вместе с замечательным иконописцем Феофаном Греком и Прохором из Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Некоторые иконы этого собора в сохранившемся до наших дней иконостасе принадлежат кисти Рублева. В 1408 г. он вместе со своим другом Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире.

Сохранившиеся фрески и иконы, посвященные теме Страшного суда, хранятся ныне в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее Санкт-Петербурга.

Вершиной творчества Андрея Рублева стала созданная им в 1411 г. икона «Троица». Прекрасны, задумчивы фигуры трех ангелов, сидящих за трапезой. Склонясь друг к другу, они словно ведут тихую беседу.

Символика иконы (Троица – это единство Божества в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) не затемняет ее религиозного содержания. Мир, согласие и единодушие – вот к чему призывает художник своих соотечественников.

«Троица» Рублева была написана им «в память Святителя Сергия» – для Троицкого собора, основанного святым монастыря.

Прообраз этой удивительной иконы некоторые исследователи усматривают в сходной по тематике фреске Феофана Грека; однако если ангелы последнего суровы, подобно древним аскетам, и могли бы составить подобающую свиту Спасу Ярое Око, то на иконе Рублева покой ангелов столь же светел, сколь светлы их лики и золото их нимбов.

Композиция расположения ангелов, грациозность их силуэтов сообщают этой иконе необычайную гармоничность. Очень красивы и чисты ее краски, особенно нежно-голубая, которая в сочетании с золотыми тонами словно воссоздает цвет синего неба.

В монастыре, в котором провел последние годы жизни Андрей Рублев, очевидно, покоятся и его останки. Увы, достоверно подтвердить это невозможно.

Во время поздней перестройки монастыря среди строительных материалов была найдена плита с надписью «Андрей Рублев», однако ее едва удалось зарисовать – на следующий же день разбитая в куски плита была использована для фундамента.

Точно установить авторство Рублева не всегда удается, многие из произведений не сохранились и известны лишь по фрагментам, описаниям или упоминаниям в древнерусских источниках.

Нет сомнений, что его кисти принадлежат иконы Звенигородского чина, иконы для многоярусного иконостаса Успенского собора во Владимире.

Специалисты приписывают Андрею Рублеву авторство и многих других работ, хотя точных доказательств не существует.

Как правильно разместить иконы в доме

Раньше в каждом православном доме богатой и бедной семьи, простой и знатной почетное место уделялось иконам. Где-то ютилась скромная полочка, а где-то целый иконостас. В состоятельных домах иконы имели богатый и роскошный оклад, являясь показателем высокого положения хозяина дома. В современных квартирах, увы, уже не всегда соблюдается эта добрая традиция, а главное место в комнате занимает телевизор или компьютер, но, к счастью, постепенно прежние обычаи восстанавливаются. Икона вновь становится бережно хранимой семейной реликвией, которую берегут, которой выделяют почетное место в доме. Впрочем, расположение икон в квартире вовсе не является случайным. Красный угол (или как его ещё называли: передний угол, святой угол, божница) должен располагаться в определенном месте. Чтобы обитатели дома могли обратить свои мысли к Богу, читая вечерние и утренние молитвы, чтобы могли сосредоточиться и направить свои помыслы к небесам, следует соблюдать определенные традиции при выборе места.

Когда человек обращается с молитвой к Богу, обычно он становится лицом на восток, именно поэтому при строительстве храмов алтарь устанавливается таким образом, чтобы он располагался на восточной стороне. Следуя этому обычаю, правильное расположение икон в квартире – восточная стена комнаты. Конечно же, не всегда планировка квартиры позволяет это сделать, потому что на восточной стене могут располагаться окна. Рядом с окном и батарей икону ставить не стоит, так как это может привести к её порче из-за сквозняков или батарейного жара. В этом случае от восточного расположения придется отказаться. Несмотря на то, что желательно вешать икону именно так, нет ничего страшного и в другом размещении, ведь искренняя молитва будет всегда услышана, независимо от того, на какой стороне при этом висел святой образ

Важно, чтобы перед иконой было достаточно свободного места, чтобы те, кто будет молиться, могли полностью погрузиться в свои мысли, не отвлекаясь на неудобства и тесноту. Особенно это важно для большой семьи, где на молитву может собраться несколько человек

Расположение икон в доме может быть различным, иногда их помещают над кроватью. Например, мерная икона вешается у изголовья, чтобы беречь и хранить покой спящего, преисполняя его чистыми помыслами.

Что касается выбора комнаты, в которой стоит повесить икону, то здесь решение полностью ложится на плечи хозяев жилища. Она может располагаться и в гостиной, и в прихожей (например, над входом в дом), и даже на кухне. Если у вас нет отдельной столовой, и ваша семья трапезничает на кухне, то непременно стоит расположить там икону, чтобы можно было помолиться перед приемом пищи. Хорошей идеей будет расположить икону в спальне, чаще всего здесь находит свое место образ тезоименитого святого. Некоторые считают, что в спальне молодоженов нельзя устанавливать икону, но мнение такое ошибочно. Непременно стоит повесить икону в детской, это может быть икона Ангела-Хранителя. которая будет оберегать ваше чадо.

Святая Троица

Наверно, нет ни одного человека, которому не известна икона Святой Троицы. Бог-Отец, Бог-сын, Святой Дух.

В православных учениях, Святую Троицу, именуют нераздельной, единосущной, святой и животворящей. Трисолнечный свет для православных. Само изображение Святой Троицы противоречило бы всем известным и неизвестным канонам. Ибо никто и никогда не видел Бога. Как же тогда можно написать его образ? Как же вечно, непостижимое? Икон Святой Троицы было написано множество. Но лишь единицы получили каноническое одобрение. Таковыми стали символические изображения. Главным образом является Троица Ветхозаветная. Изображение Новозаветной Троицы распространено по всему миру и по сей день, но, несмотря на это, Большой Московский Собор осудил это изображение.

Троица Ветхозаветная – воплощение трёх ангелов. В богословии три ангела всегда символизируют ипостаси Бога, которые всегда считаются нераздельными и неслиянные – Святая Троица.

Троица Новозаветная – это уже постсобытийная икономия. Выделяют две разные иконы Новозаветные: Сопристольничество – все равны, и Отечество – Бог на престоле, на коленях Сын, на коленях у Сына – Святой дух. Святая Троица Андрея Рублёва – наивысшая степень духовной сути Пресвятой Троицы. Его образ, не выделяет отдельные ипостаси. Простота и лаконичность, отсутствие лишних персонажей и элементов – икона произвела фурор.

Праздник Святой Троицы отмечают на 50 день, после Воскресения Христова. Иначе называют – Пятидесятница.

Пятидесятница – символизирует начало новой эры духовности в истории человечества, церкви и даже космоса.

В Новом Завете

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. ). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. ).

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и так как «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. ), все пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. ). В ответ на такую реакцию:

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян. )

Фрески Троица Феофана Грека и Андрея Рублева описание

  • Древнерусское искусство, унаследовавшее каноны написания Ветхозаветной Троицы от Византии, созда­ло образы огромной художественной глубины и духов­ной силы.
  • Среди них заметное место принадлежит фреске Фе­офана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.

Перед нами три ангела, сидящие за нехитрой трапе­зой. Один из них, изображённый в центре, как бы осе­няет двух других ангелов, сидящих по сторонам. Сред­ний ангел отличается величием и силой. На нимбе, что окружает его голову, знаки — три греческие буквы, го­ворящие всем, кто смотрит на изображение: «Это само Божество, Бог Сын».

Ангелы слева и справа занимают как бы подчинённое положение.

Троица история и суть праздникаЛучшее сегодняСмотрите также
Феофан Грек. Троица. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород

Под сенью широко распростёртых мощных крыл они покорно и смиренно склонили свои головы пе­ред высшим Божеством. Они слуги, исполнители его воли.

Подобное изображение не противоречило канониче­скому пониманию библейской легенды. В своей фреске Феофан Грек ещё раз говорил людям о необходимости подчиняться Провидению, учил молчаливой покорно­сти судьбе.

Иной смысл вложил в этот сюжет Андрей Рублёв в знаменитой «Троице». Не иллюстрацию события, рассказанного в Библии, не внешнее действие в его бы­товых подробностях пишет художник, а глубочайшее по мысли произведение, в котором воплощает идею, близкую и понятную не только современникам, но и последующим поколениям.

Три лица, три ангела… Но Бог един… Как осознать это человеку? Это так же трудно, как понять идею о бесконечности простран­ства или вечности бытия. Создавая икону, Андрей Ру­блёв знал: в ней ничего не будет отвлекать от главного.

Он оставил лишь самые необ­ходимые приметы библей­ской легенды: дом Авраама слева, Мамврийское древо, го­ру, чашу — знак жертвы Ав­раама. Не станет художник изображать подробности го­степриимства Авраама, его домашние и обыденные хло­поты.

Он покажет Троицу — образ единства и жертвенной любви.

Светится золотом образ вечного, несотворенного света, сияют нимбы вокруг голов ангелов. В руках каждого из них — посох странника (знак силы). Они склонили свои головы, а крылья, соприкасаясь друг с другом в лёгких волнообразных движениях, как бы перетекают одно в другое.

Чем заняты три крылатых юноши? Вкушают под­несённую им пищу?.. А может быть, просто ведут ти­хую беседу? Один повелительно говорит, другой покор­но внимает, а третий смиренно, в знак согласия, скло­няет голову. Несомненно, здесь есть и то и другое.

Вглядитесь в их лица. Они нераздельны и едины, но у каждого из ангелов своё действие, своё бытие, своё предназначение. Левый ангел — образ Отца, Творца мира. Его волей была создана Вселенная, а потому по­зади него изображены не просто палаты Авраама, а Дом, Храм Вселенной. Его лицу придана большая твёрдость и воля. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Андрей Рублёв. Троица. 1425—1427 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Средний ангел обращён к правому, но его слегка на­клонённая голова повёрнута к Отцу. Это Сын, тот, ко­му предстоит воплотиться в человеческом образе Хри­ста и жертвенной смертью искупить грехи людские. Его легко можно узнать по багряному хитону с широ­кой полосой (клавом) на плече.

Этим царственным зна­ком в живописи обозначалась только одежда Иисуса Христа. В его задумчивом облике — любовь к челове­ку, согласие на то, чтобы стать спасительной жертвой, решимость принять грядущие страдания.

За его спи­ной — древо, символическое напоминание о древе крестном, рука, благословляющая чашу, опущена — образ страдания и смерти.

С отблеском тихой печали на лице изображён тре­тий ангел — Дух-Утешитель. Возвышающаяся за ним гора — символ восхождения Духа.

Все три ангела воспринимаются как образ мирового устройства, символ Добра, Жертвенности и Любви. Позднее исследователи «Троицы» Андрея Рублёва на­зовут её «призывом к национальному единству русско­го народа», но истинный смысл произведения гораздо шире и глубже. Это творение художника — яркий итог всей его жизни.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Икона Святая Троица

Троица история и суть праздникаЛучшее сегодняСмотрите также

Иконы Божьей Матери» «Скоропослушница» и «Ирусалимская» их защищают. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу. Иконы « Всех скорбящих радость» и Казанская икона Божьей Матери- заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл — их ангел-хранитель.

Икона Троица является символом главного догмата православия — триединства Бога. Основой для изображения на иконе Святой Троицы используют библейский сюжет о явлении Аврааму трёх ангелов. Это чудотворная икона, одна из трёх самых почитаемых православными. Наша икона выполнена по всем канонам Русской православной церкви.

Она даёт возможность верующему обратиться к Первоисточнику всего сущего: Богу в его Совершенстве и Могуществе, который силой Святого Духа защищает каждого воззвавшего. Перед иконой Троицы, верующие обращаются к Всевышнему Господу с покаянием.

В молитве человек может раскрыть свою душу и сердце, очиститься от грешных мыслей. Икона Троицы считается исповедальной иконой, её используют во время таинства исповеди. Уповают на силы в преодолении искушений и соблазнов мирского существования.

В целом, святые отцы весьма строго отзываются об изображениях на теле человека, в лучшем случае не рекомендуя их наносить.

Главное, на что следует ориентироваться в этом вопросе – изображение Креста не должно никоим образом попираться, а значит и выбрасывать его вместе с помоями ни в коем случае не следует.

Тех, кто родился с 22 декабря по 22 января, защитит икона Божьей Матери «Нечаянная радость», ангелы-хранители у них святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.

https://youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI

Родившихся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты у иконы Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник. Иконы « Споручница грешных» и Иверская икона Божьей Матери защитят рожденных с 21 апреля по 20 мая. Святые Степан и Тамара, апостол Иоанн Богослов являются их ангелами-хранителями.

Охраняют святые Алексей Московский и Константин. Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа, а икона « Покров Пресвятой Богородицы» их защищает.

Просить защиты у иконы «Неопалимая купина» и « Страстная» следует тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября.

Святой Павел – ангел- хранитель родившихся с 24 октября по 22 ноября. Святой Николай-угодник и святая Варвара – их ангелы- хранители. В каждом доме желательно иметь Иверскую икону Пресвятой Богородицы ( Вратарница), которая защищает дом от врагов и недоброжелателей.

Главный Врач душ и тел, который ведает обо всем, и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение. По правилам эта икона ставится во главе иконостаса.

Икона с ликами «Святой Троицы» должна обязательно присутствовать в каждом православном храме и домашнем иконостасе. Икона получила наименование Казанской Божьей матери и была признана чудотворной. Икона Иверской Божьей Матери является заступницей тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта.Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: