АННА КАШИНСКАЯ

Вместо княжеских хором – иноческая келья

Во время княжения сына Василия Анна участия в тверских событиях не принимала. Историки пишут, что родной Ростов воспитал княгиню в вере и благочестии, научил покоряться воле Божией, т.е. принимать свою земную долю, как дарованную свыше. Княгиня Анна направляется в Девичий Афанасьевский монастырь, именуемый в народе «Софийский».

АННА КАШИНСКАЯ

Житие Анны следует образцу всех монашеских житий, перечисляя подвиги Анны–инокини: молитва, всенощное бдение. Прибегая к расчетам, можно сказать, что доподлинно установить количество лет, проведённых Анной в Софийском монастыре, нельзя. Однако в 1358 году она уже была монахиней. По просьбам сына Василия она решает уехать в Кашин из Твери. Преставилась благоверная Анна 2 (15) октября 1368 г. В год преставления Анны скончался ее сын Василий. Погребли благоверную княгиню под соборной церковью Успения Божией Матери. Исследовательница Манухина замечает, что все, что известно о благоверной княгине Анне, хранит черты древнерусской «благоверной княгини»: целомудрие брака, материнская любовь, безутешность вдовства, иноческие подвиги, покорная своей доле безмерно-терпеливая христианская душа.

В чем помогает икона Анны и Иоакима

Чаще всего к этим святым обращаются по теме, связанной с браком и семейными отношениями, просят о том, чтобы Господь помог даровать ребенка или наладился семейный уклад. В общем, обо всем каким-то образом, связанным с семьей и гармонией в доме.

Во многом икона праведной Анны матери Пресвятой Богородицы является символом женского смирения и выдержки. Ведь Анне пришлось немало выдержать в те далекие времена, когда женщина ценилась в основном по наличию детей. Только представьте, как тяжело ей было на протяжении практически всего земного пути, но она не утратила веру и продолжала молиться, благодаря чему получила невероятное чудо.

АННА КАШИНСКАЯ

К слову, есть другие образы с этим именем, которые говорят о женском смирении и выдержке. Речь про икону Анны пророчицы – она тоже на протяжении всего земного своего бытия много молилась и усердно трудилась, благодаря чему получила дар пророчества и свидетельствовала о приходе Христа. В свою очередь Анна Мученица, которая есть во многих храмах и также называется иконой Агнии мученицы, проживала в Риме в период гонений на христианство, но не отступила от веры даже в самые трудные времена.

Трагедия жены и матери

В 1305 г. князь Михаил Тверской получил ярлык на Великое княжение и тем самым нажил себе врага в лице князя Юрия Московского. Кроме этого, семейную жизнь омрачали болезнь князя и детей, природные катаклизмы (мор, засуха). Князь Юрий Московский воспротивился законному наследнику престола. И в 1317 г., расположив к себе хана, женился на его сестре Кончаке и был возведен в достоинство великого князя Владимирского. Князь Юрий Московский решил подчинить себе Тверь. Однако Юрий понимал, что получил ярлык не по законам Древней Руси. В 1317 г. произошла битва возле села Бортенево, но Юрий был разбит и бежал в Новгород, а Михаил, захватил в плен жену Юрия – Кончаку, которая, вероятно, была отравлена монголами и скончалась в Твери. Великий князь Михаил Тверской был оклеветан перед ханом. В августе 1318 г. Михаила вызвали в Орду, где Тверской князь вскоре был казнен.

После трагической кончины супруга княгиня Анна в 1319-1320 гг. женит одного за другим трех своих сыновей. В 1322 г. старший сын Дмитрий получил ярлык на Великое княжение. Однако, встретив в Орде убийцу своего отца, Дмитрий в порыве гнева заколол князя Юрия Московского. Хан, разгневавшись на Дмитрия за его самоуправство, приказал казнить его 15 сентября 1326 г., но ярлык на Великое княжение передал князю Александру Тверскому.

АННА КАШИНСКАЯ

В 1327 г. в Твери произошло восстание и тут же двинулся татарский карательный поход на Тверское княжество. Анна с сыновьями Константином и Василием, с боярами укрылись в Ладоге, а Александр Михайлович с женой и детьми – в Пскове. У Александра и Анастасии было восемь детей. Десять лет прожил Александр с семьей в Пскове. В 1337 г. Александр прибыл в Тверь проездом в Орду, где Анна после десятилетней разлуки увидалась с сыном. В Орде хан простил Александра и вернул ему Тверское княжество.

В 1339 г. Александр с сыном выехал в Орду, где без всякого суда их казнили. Анна, братья, княгиня Анастасия с детьми и весь город плакали о них горько и долго. Таким образом, Анна пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей и внука. После трагедии 1339 г. вновь интриги родственников поспособствовали вызову в Орду правившего в это время третьего сына Анны – Константина Михайловича, однако дело до тяжбы не дошло: Константин Михайлович скончался в Орде.

Анна Кашинская святая о чем молиться

Трудная судьба праведной женщины и ее образа не повлияли на милосердие и смирение. Преподобная всегда и доносит просьбы страждущих до Господа.

  • Просите Святую Анну перед иконой об исцелении и облегчении болей. Она посылает душевную стойкость и крепкую веру.
  • Благоверная покровительствует семье и способствует благополучию в доме. Молите ее о счастливом браке, здоровых детях.
  • Перед принятием сложных решений рекомендуется обратиться к Святой Анне Кашинской за советом и указанием верного пути. Собираетесь ли вы стать солдатом, монахом или студентом, Блаженная подскажет правильные и угодные Богу решения.
  • Выходите замуж или женитесь, но у вас есть сомнения? Вознесите молитву Анне Кашинской. Она успокоит душу и откроет истину.
  • Если вы оказались в ситуации, из которой нет выхода, а единственным вариантом кажется самоубийство – обратитесь к Блаженной Анне. Смиренная Святая отгонит искушающих бесов, которые хотят заполучить еще одну душу для Сатаны.

АННА КАШИНСКАЯ

Почитание

Прославление

Останки Анны Кашинской были найдены в 1611 году в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы, причём долгое время находились в небрежении. По преданию, княгиня явилась пономарю Герасиму, исцелила его, а затем ещё нескольких больных; началось почитание её останков как чудотворных мощей. В 1649 году мощи освидетельствовали тверские духовные по повелению царя Алексея Михайловича , причём были зафиксированы новые чудеса. В 1650 году в Кашин приехал царь, мощи Анны были перенесены в соборную Воскресенскую церковь, состоялась официальная канонизация. Службу на перенесение мощей составил известный писатель Епифаний Славинецкий , в 1660-1670-е годы был написан также обширный агиографический корпус текстов: житие, сказание об обретении и перенесении мощей, «плач княгини Анны» – в подражание плачу Евдокии, жены Дмитрия Донского. Во второй половине ХХ века её мощи лежали в Церкви Святых Апостолов Петра и Павла

Деканонизация

Спустя 10 лет после окончательного соборного анафематствования старообрядцев («раскольников»), 12 – 21 февраля 1677 года, в Кашин по распоряжению Патриарха Иоакима была отправлена новая комиссия, осмотревшая мощи княгини и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 года, которые, в частности, утверждали, что правая рука княгини сложена двуперстно, что использовалось раскольниками как аргумент в пользу своих убеждений. Осмотр 1677 года, согласно протоколу, показал, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Кроме того, обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями и летописями: так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярышней, якобы родилась в Кашине, дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п.

Малый церковный собор в Москве в 1677 году принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя её исключить из святцев, приделы и церкви, освящённые в её честь, переименовать. Собор 1678-1679 годов подтвердил это решение. Было определено петь по Анне панихиды (а не служить молебны как святой), покров с мощей и иконы с её изображением доставить в Москву.

Восстановление официального почитания

Однако, несмотря на деканонизацию, почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений (до 1746) и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899-1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II . 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст. в XX и XXI в.) – годовщину перенесения мощей в 1650 году. В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 года подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 году – церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

В наше время Анна Кашинская почитается также в день своей кончины (2 октября ст. ст.) и в Соборе Тверских святых (1-е воскресенье после 29 июня ст. ст.).

В 2009 году мощи святой княгини находились для поклонения в Санкт-Петербурге , в церкви Анны Кашинской подворья Введено-Оятского монастыря (самый первый русский храм, посвящённый этой святой).

Испытания святости жизнью

Житие Анны Кашинской рассказывает о том, как много скорбей ей пришлось пережить, под тяготами испытаний в конце жизни она выбрала для себя монашеское служение Богу.

Анна Кашинская была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича. Она являлась правнучкой святого Василия Ростовского, замученного врагами за то, что он не предал свою православную веру. В ту пору Святая Русь находилась под игом языческой татаро-монгольской Орды, и поэтому любой верующий в Иисуса Христа мог претерпеть за исповедь своей веры мученические страдания.

Еще в юности Анна Кашинская очень быстро поняла всю скоротечность и непрочность мирских благ и земного счастья. Удары посыпались не нее со всех сторон. Сначала скончался ее отец (в 1294 году). Через два года полностью сгорел их великокняжеский терем, затем тяжело заболел ее супруг князь и умерла новорожденная дочь Феодора.

В 1318 году супруга Анны князя Михаила за отказ поклониться язычеким идолам Орды до смерти замучили татары. Сначала они отрезали ему голову, а потом расчленили.

В истории православной церкви есть примеры супругов, принявших мученическую смерть, ими стали Андриан и Наталия, сохранившая свое вдовство после исповеднического подвига мужа.

АННА КАШИНСКАЯ

Явление таинственной жены

Память о княгине Анне угасла вместе с родом кашинских удельных князей, вместе с потомками ее – князьями тверскими, подпавшими под власть Москвы (в 1485 г.). Имена тверских князей сохранились в летописях, но большинство их из народной памяти исчезло бесследно. В исторической реальности поводом к воскресению забытой памяти о княгине Анне послужило событие, или даже, лучше назвать, сверхъестественное явление, случившееся в 1611 году.

Больному пономарю Успенского собора Герасиму явилась во сне некая жена, в «велицем иноческом образе одеяна» (т. е. в схимне), назвала себя «Анною», обещала ему исцеление, но при этом с упреком сказала:

Таинственная жена повелела Герасиму сказать священнику собора и всему причту, чтобы возжгли над гробом свечу перед образом Нерукотворного Спаса и не клали шапки на гроб.

АННА КАШИНСКАЯ

Таинственный сон и чудесное исцеление пономаря Герасима всколыхнуло весь город. Люди вспомнили недавние события: в годы 1606-1611, когда поляки и литовцы грабили и жгли русские города, три раза враги подступали к Кашину, однако уходили всякий раз, не причинив самому городу особого вреда. В ту же пору возник в Кашине сильный пожар, но быстро прекратился и город не погорел.

Настоятель собора Василий Михайлов и церковный причт стали приводить гробницу в порядок. Народ повалил в собор. Пробудилась благочестивая ревность, стали допытываться: кто же эта погребенная в соборе схимонахиня Анна?

Неожиданно узнав от соборного священника Василия о явлении великой княгини Тверской Анны и о почитании ее гробницы, родственник царя Михаила Федоровича, Василий Иванович Стрешнев, почел известие столь значительным, что повелел священнику немедленно подать челобитную Государю и известить о случившемся. Но Михаил Федорович умер, а в первые годы царствования Алексея Михайловича было не до них: венчание на царство молодого государя, его бракосочетание, а потом тревожные события – угроза крымских татар, неурожай, голод, сильный пожар в Москве, беспорядки. Во многих городах нарастало общее недовольство. Для умиротворения страны царь спешно созвал Земский Собор в 1649 году. Кашинцы воспользовались относительным затишьем и подали новую челобитную.

В правление Михаила Федоровича были найдены исчезнувшие во время пожара Твери при нашествии литовцев в 1606 г. мощи ее супруга, Михаила Ярославича. Они оказались спрятанными чьей-то попечительной рукою в земле у соборной стены и были торжественно водворены в 1643 г. в новостроенный собор, в придел его имени.

АННА КАШИНСКАЯ

На челобитную последовали распоряжения от патриарха – немедленно направить в Кашин комиссию для освидетельствования мощей. В Кашин прибыл архиепископ Тверской и Кашинский Иона, архимандрит Андрониева монастыря Сильвестр и игумен Данилова монастыря Иоанн. Досмотр оказался благоприятным для судьбы мощей. Была спешно составлена Служба на их обретение. Кашинские ревнители памяти княгини Анны, священник Троицкой церкви Иоанн Наумов и посадский человек Семен Сухоруков, сочинили тропарь, кондак и канон. Акт досмотра с описанием чудес, с тропарем, кондаком и каноном был представлен комиссией патриарху, который, по извещении Государя, собрал архиерейский собор; по рассмотрении материала было поставлено: мощи блаженной княгини Анны, как новой святой Русской Церкви, для общего поклонения – открыть.

Церковное прославление благоверной княгини Анны состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. Покрывало для мощей с изображением княгини собственными руками вышила супруга государя царица Мария. В тот же день на глазах у всех совершилось чудо: исцеление снохи кашинского губного старосты Скобеева. Царь привез с собой службу на перенесение мощей, которую по его заказу написал известный киевский ученый Епифаний Славенецкий. Вскоре архиерейский собор оформил канонизацию и установил празднование благоверной княгини Анны дважды в год: 2 октября
, в день ее преставления, и 12 июня
, в день перенесения ее мощей.

Анна Кашинская, блгв.

АННА КАШИНСКАЯСвятая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская(память 12 июня и 2 октября по старому стилю)Святая благоверная великая княгиня Анна — дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы — дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси… — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь выстроенный для нее монастырь. Здесь она н преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви.

Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.АННА КАШИНСКАЯАННА КАШИНСКАЯАННА КАШИНСКАЯАННА КАШИНСКАЯАННА КАШИНСКАЯ

В православии есть немалое количество праведных примеров супружеских пар. Эти люди, житие, которое они оставили являют перед верующими множество положительных качеств, пример, которому нужно следовать. Иконы этих святых пользуются искренним почитанием. К таким относится и икона Иоакима и Анны – супружеской пары родителей Богородицы.

Многие верующие до сих пор обращаются к этим святым с молитвой, для того чтобы они могли ходатайствовать у Всевышнего.

АННА КАШИНСКАЯ

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

празднование – 25 июня и 15 октября

Святая благоверная великая княгиня Анна родилась в конце ХIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Промыслом Божиим ей, дочери Ростовского князя и супруге великого князя Михаила Тверского, предназначено было испить горькую чашу страданий и стать утешительницей горя народного, известной в истории как «Анна, Кашинская чудотворица».

Княгиня Анна — правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского (Василька) и внучка святого князя Михаила Черниговского, принявших в Орде мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Она выросла в страхе Божием, в умилении перед родственниками — мучениками за веру. Благоверная княгиня Анна всей своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной женственности — целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-кроткой покорности и верности мужу, а затем — подвиг безутешного вдовства, украшенный монашеским чином.

Господь благословил ее брак четырьмя сыновьями и дочерью, умершей во младенчестве. В эпоху монголов жизнь благоверных княгинь была тяжела: беспрестанное чувство тревоги, неуверенности в будущем, опасения за жизнь князя, детей, за родную землю. Княгине Анне не раз приходилось провожать мужа в походы, оплакивая его, как перед смертью.

В 1318 году князь Михаил отправился в Орду, чтобы отвратить нашествие татар, которое должно было принести разорение всей Тверской земле. Княгиня Анна знала, что он идет на верную смерть, но как истинная христианка благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой, когда предстанешь пред нечестивым царем как добрый воин Христов и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса , ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно… Возлюби, господин мой, единого Господа Иисуса Христа». В прощальных словах княгини Анны — вся глубина любви ее к Богу, жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души. Христианская разлука князя Михаила и княгини Анны, когда он сознательно на подвиг шел, а она волю Божию принимала и на страсти провожала, навсегда осталась в народной памяти красотою веры и супружеской любви. Святой князь Михаил Тверской был замучен в Орде. Только через год получила Анна нетленное тело своего князя.

По кончине мужа скорби княгини Анны умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын — великий князь Тверской Димитрий «Грозные очи». В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан разгромил Тверь. Княгине Анне со снохами и внуками пришлось долго скитаться, пока сыновья ее были в бегах. В 1339 году князь Александр и его сын Федор были убиты в Орде. Испытания следовали одно за другим, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Анна вынесла все. Измученная горем, она приняла монашество, уже, будучи старицей, после гибели сына Александра и внука Федора — крайнего предела своих страданий. «В женском естестве мужескую крепость имела еси» — так ублажает Церковь святую Анну за ее душевную стойкость. По просьбе своего любимого сына Василия княгиня Анна перебралась в его удел, в город Кашин, в специально для нее построенный Успенский монастырь.

Анна-инокиня — любимый народом образ настрадавшейся русской женщины, которая, как обычно бывало в Древней Руси, обрела, наконец, за монастырской стеной покой в Боге. 2(15) октября 1368 года она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. Так закончилась многострадальная земная жизнь великой княгини Анны.

После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля (3 августа) 1649 года были обретены ее нетленные мощи, а 12(25) июня 1650 года княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12(25) июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.

Ныне мощи преподобной Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе. К ним притекает множество верующих за помощью благоверной княгини, особо проявляющуюся в заботе о немощных, болящих и страждущих. Благоверная княгиня Анна является покровительницей семьи, ее благополучия, умирительницей раздоров и неурядиц.

Царь

В 1677 году в Кашин поклониться святым мощам святой схимонахини Анны захотел приехать сам царь Феодор Алексеевич, но в последний момент он отказался от этой поездки, по примеру отца своего Алексея Михайловича. Вместо этого проводилось заседание, датированное 12-21 февраля этого же года, по распоряжению патриарха Иоакима была создана комиссия из митрополита Иосифа, архиепископа Симеона, игумена Варсонофия, протопопа Иоанна Лазарева, которые, осмотрев мощи святой, выявили свои «несогласия» и пришли к выводу, что правая рука княжны Анны сложена двуперстно.

И тогда ее светлая память опять пострадала, канонизация имени святой была отменена. Это был единственный такой очень необычный случай на Руси в православной церкви.

АННА КАШИНСКАЯ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: