Ярославская область

Спасо-Преображенский монастырь Ярославля краткая история

Ярославская область

Спасо-Преображенский монастырь был основан в XII веке и со временем стал духовным, культурным и экономическим центром Ярославля. Находясь у переправы через реку Которосль, обитель также выполняла и серьезную оборонительную функцию.

В 1216 году именно там открылось первое в Северо-Восточной Руси духовное училище (оно просуществовало в монастырских стенах всего несколько лет, после чего переехало в Ростов).

Известно, что в обители имелись Спасо-Преображенский собор и небольшая церковь в честь Входа Господнего в Иерусалим.

Уже в начале XIII века в монастыре имелась солидная библиотека. Братия активно занималась переписыванием различных книг.

В 1501 году пожар существенно повредил многие монастырские постройки, в том числе и собор, после чего его возвели заново, взяв за образец соборы Московского Кремля.

Новый храм украсили фресками, которые считаются древнейшими в Ярославле памятниками настенной живописи. Только представьте – они создавались во времена Ивана Грозного, так же как и фрески Успенской обители в Свияжске. Других примеров от той эпохи не известно!

Монастырь был интересен еще и тем, что для его соборного иконостаса образа писались не только местными мастерами, но и московскими, причем часть из них сохранилась до наших дней!

Сам Иван Грозный очень любил Спасо-Преображенский монастырь. Он часто приезжал сюда помолиться, часто одаривая обитель селами, деревнями, рыбными ловлями и соляными варницами, освобождая от налогов и обеспечивая ей судебный иммунитет.

В Смутное время монастырь выдержал неприятельскую осаду, которая длилась почти месяц, и отсюда же отправлялись освобождать Москву ополченцы Минина и Пожарского.

Сюда по дороге в Ипатьевский монастырь заезжал Михаил Романов, и отсюда же он отправил согласие на престол.

В середине XVIII века в стенах Спасо-Преображенского монастыря распахнула свои двери Ярославская духовная славяно-латинская семинария – таких в то время в нашей стране практически не было. А к концу столетия обитель преобразовали в архиерейский дом – тогда кафедра владыки переехала из Ростова в Ярославль.

А в 1790-х годах А. И. Мусин-Пушкин в настоятельской библиотеке обнаружил текст «Слова о полку Игореве».

После революции реставрацией монастыря занимался П. Д. Барановский. Потом здания восстанавливали в 1950-х годах. В наше время его тоже регулярно поновляют, правда, сейчас бывшая монастырская территория принадлежит Ярославскому государственному историкоархитектурному и художественному музею-заповеднику.

История основания мужской обители

Нет точной даты постройки ярославской святыни. По неточным историческим сведениям, в 1615 году на месте церкви маленького прихода в честь Афанасия и Кирилла, которые погибли за православную веру, была воздвигнута мужская обитель.

Ярославская область
Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле

Этому строительству предшествовали события 1612 года, когда в тревожные времена нашествия поляков в городе собралось множество народа. Народное войско во главе с Мининым и Пожарским готовилось выступить против поляков, однако, началось нашествие моровой язвы. Повальный голод и множество смертей стали причиной организации крестного хода, который планировалось осуществить с Толгской иконой Богородицы, но случилось чудо.

Протопоп Илья увидел во сне Иисуса, который указал священнику место хранения иконы Спаса Нерукотворного и приказал совершить крестный ход именно с этим святым образом.

Во время Крестного шествия слепой нищий, который просил милостыню, прозрел, но на этом чудеса не закончились. По мере приближения к часовне, в которой прежде хранился святой образ, люди почувствовали, что их ноги не хотят идти дальше. Процессия остановилась. На месте часовни за один день построили деревянную церковь, после чего моровая язва оставила ярославцев.

Первыми в новоосвященной церкви молились Минин и Пожарский, поляки были побеждены, и в честь этого началось строение святыни.

Под предводительством земского старосты и горожан Ярославля было составлено прошение, по которому митрополит ростовский Кирилл благословил возведение в 1665 году на месте святой часовни мужской обители.

По неточным данным, Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле существовал ранее, а в 1665 году началось его возрождение, игумен и монахи не имели жалования, скит выживал по воле Господней и милости прихожан.

Царь Михаил Федорович даровал обители несколько деревень озеро Ущемер и множество льгот, после чего ярославская святыня начала процветать, восстанавливаясь каждый раз после множества пожаров, несмотря на то, что в ней постоянно проживало до 10 насельников.

Ярославская область
Храм святителей Кирилла и Афанасия

Строительство

Ростовский Митрополит Иона Сысоевич благословил и освятил в 1664 году первую каменную церковь, расписанную московскими мастерами.

1676 год ознаменовался строением с северной стороны собора теплого храма святого Алексия, митрополита Московского.

Невысокая каменная стена возвышалась с востока и севера. С других сторон монастырская площадь ограничивалась обывательскими домами и храмом Спасо-Пробоинским.

1736 год — к мужской обители Кирилла и Афанасия приписывают Знаменскую Часовню Власевского храма.

1764 год — упраздняется Александровская пустыня, и вся ее утварь передается в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле.

Через четыре года сильный пожар снова уничтожает монастырские строения, которые быстро восстанавливаются по милости царицы Екатерины ІІ.

В начале XIX столетия возводятся каменные постройки:

  • покои настоятеля;
  • монашеские кельи;
  • иконостас для храма Кирилла и Афанасия.

В 1831 году известный живописец Т.Медведев украшает росписью теплый храм, над монастырскими церквями устанавливают колокольный ансамбль, который величает колокол весом в 115 пудов.

Ярославская область
Историческое фото Афанасьевского монастыря в Ярославле

В 1857 году императором Александром утверждено постановление Синода о даровании Афанасьевскому приходу третьеклассной степени. Теперь в ней служит архимандрит, настоятель монастыря.

Внимание! В 1895 году Кирилловская обитель избрана в качестве резиденции епархии Ярославского края. До начала 20 столетия идет интенсивное строительство, храмы восстанавливаются, ремонтируются

Возводятся жилые постройки, в том числе баня и конюшня

До начала 20 столетия идет интенсивное строительство, храмы восстанавливаются, ремонтируются. Возводятся жилые постройки, в том числе баня и конюшня.

Война и восстановление

После революции до 1925 года на месте обители действовала община прихода, но в 1925 году Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь закрыли, братские кельи были отданы под общежития, колокольни разобрали. Некогда наполненное величием и красотой место превратилось в городскую свалку.

Только в 2006 году в церкви Кирилла и Афанасия решено было открыть духовную семинарию. Руками семинаристов началось очищение территории от мусора и восстановление придела св. Алексия.

2007 год — Ярославская епархия получает еще 2 храма. Новая жизнь мужской обители возрождается в 2009 году, за год удалось провести ремонт крыш и оснований строений.

Святыни и престольные праздники

Хранитель драгоценных христианских сокровищ, Кирилло-Афанасиевский монастырь привлекал множество прихожан и паломников своими святынями.

Интересно! Монастырская ризница хранит серебряный ковчежец с мощами Кирилла, около которых происходили чудеса исцелений.

С 1857 года христиане приходят помолиться к светлому лику святого Алексея.

Самой ценной святыней обители остается святой образ Спаса Нерукотворного, положившего основание мужского монастыря. Икона оставалась нетронутой во время разорений и пожаров, а была уничтожена людьми в советский период.

Ныне в мужском монастыре в Ярославле находится список со святого образа Спаса Нерукотворного.

Ярославская область
Икона Нерукотворного Спаса  и святых Кирилла и Афанасия в Ярославском мужском монастыре

В 2012 году обители были возвращены святые мощи преподобного Афанасия, 29 августа 2015 года мужской монастырь в Ярославле отметил свое 400-летие.

В настоящее время в храме Спаса Нерукотворного можно помолиться у святых икон и мощей:

  • Сергия Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Святителя Луки;
  • Святителя Агафангела.

На престольные праздники тысячи ярославцев собираются в монастырском дворе.

  • 31 января почитаются святые Кирилла и Афанасий.
  • 25 февраля церковь отдает почести памяти святого Алексия, Митрополита Московского.

Только к концу 2017 года на главной колокольне была установлена глава и крест. По мере возможности насельниками и мастерами восстанавливаются фрески, настенные рисунки и иконы.

Современное состояние

Сегодня музей-заповедник продолжает существовать. Многие постройки не дошли до наших дней в своем первозданном виде. Впрочем, монастырский ансамбль формировался в течение длительного времени.

Так, храмы Спасопреображенский и Входоиерусалимский, появление которых относится к XIII веку, сгорели дотла в огне пожара 1501 года. Сейчас от них остались только фундаменты, а над ними возвышается церковь Ярославским Чудотворцам. Основой комплекса монастыря являются постройки XVI столетия.

На заметку! Музей принимает посетителей ежедневно, закрываясь лишь в дождливые дни по рекомендациям реставраторов, дабы не повредились ценные древнерусские фрески.

В 2015 году было утверждено решение, согласно которому обитель поэтапно будет передана РПЦ. Экспозиция музея постепенно перебазируется в соседние здания Спасских казарм и Благородного пансиона.

История храма

Первый главный монастырский храм появился в Спасской обители, как уже упоминалось, в начале 13 века, по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Спасский собор, сооруженный к 1224 году, стал вторым каменным храмовым городским строением после Успенского собора в Рубленом городе. Сам Константин Всеволодович не дожил до окончания данного храмового строительства, и завершалась эта работа при его сыне Всеволоде, который стал первым князем ярославского удельного княжества.

Ярославская областьРостовский князь Константин Всеволодович

Этот собор как главный храм основной монастырской обители города был очень значим как политический и идеологический объект, посещаемый сильными мира сего.

Но в начале 16 века на территории монастыря произошел крупный пожар, в результате которого Спасский собор сильно пострадал и частично обрушился. Поэтому восстанавливать его не стали, а на основании изданного московским князем Василием Третьим указа в 1506 году началось строение нового Спасского собора.

Для сооружения нового храма были присланы московские мастера, среди которых, вероятно, находились и итальянские зодчие. Образцом монастырской постройки являлись храмы московского Кремля и, прежде всего, его Благовещенский собор. В качестве фундамента было решено использовать фундамент предшественника, поэтому новый храм повторил форму и размеры погибшего. Строительство собора шло 10 лет и завершилось к 1516 году.

Ярославская областьСтроительство Спасского храма. Миниатюра 16 века

В течении своего многовекового существования храм неоднократно перестраивался, видоизменялся и в конце концов полностью утратил свой первоначальный облик. Особо сильные видоизменения происходили в 18 и в первой половине 19 столетий

Реставрационные работы над восстановлением древнего храмового облика начались в 1919 году и шли поэтапно до 60-х гг. 20 столетия.

Внутреннее оформление храма

Стены Спасского собора расписали почти через полвека после его постройки. Художниками были местные и московские зодчие. Сегодня это один из немногих русских православных храмов, оформленных фресковой росписью в прижизненный период Ивана Грозного. В сохранившейся храмолетописи указана точная дата росписи и имеется перечень имен художников. Согласно этого списка первыми известными ярославскими храмовыми художниками являются братья Сидоровы.

Ярославская областьИнформационный текст храмолетописи

Как уже отмечалось, идеологическое значение Спасского монастыря в середине 16 века было довольно велико, поэтому внутреннему эстетическому оформлению его главного храма придавалось исключительное значение. Возможно, что Иван Грозный так же принимал участие в решении данного вопроса наряду с митрополитом Макарием.

Уровень фресковой росписи был достаточно высок как в художественном так и в духовном отношении. Интересно рассматривать композиционные сцены Преображения, Покрова Богородицы, сюжеты о Сорока мучениках Севастийских и Семи Вселенских соборах, выполненных более трех столетий назад. Здесь присутствует одно из первых живописных изображений Саваофа. Очень живописен и крылатый Иоанн Предтечи.

Ярославская областьИзображение Крылатого Иоанна Предтеча

Сам стиль росписи очень близок к византийской. Центральный купол украшен традиционным изображением Вседержителя. Барабанные простенки заполнены изображениями праотцов, паруса – образами евангелистов. 

Ярославская областьРосписи центрального купола

Подпружные арки заполнены образами апостолов, а в сводах – композиционные сюжеты некоторых православных праздников. Столпы расписаны изображениями русских князей, воинов из Византии и образами преподобных.

Ярославская областьФрагмент росписи храмовых столпов

Преображению Господня посвящена восточная часть свода. Западная стена центральной храмовой территории целиком занята картинами Страшного суда, в то время как стены северной и южной сторон состоят из четырех ярусов, нижний из которых является орнаментальным. 

Ярославская областьСтеновая роспись Спасо-Преображенского храма

Очень необычен фон евангелистских сюжетов, который представлен чаще всего в виде западноевропейских архитектурных кулис.

Ярославская областьСюжетная композиция фресковой росписи

Специалисты четко делят все росписи Спасского храма по манере их написания на две части. К первой части относятся центральная глава, своды и алтарная часть, которые выполнены, скорее всего, царскими мастеровыми. Эту живопись, написанную в сдержанном колорите, отличает высокое мастерство, очень крупный масштаб изображений, точность рисунка, выраженная рельефность ликов. 

Ярославская областьКрупномасштабный образ Саваофа

При создании образов часто употребляются изображения в профиль с крупными круглыми глазами, крючковатыми носами и тяжелыми подбородками. Фоны преобладают в темно-синем варианте, а основной колорит составлен из коричневых, желтых, зеленых, синих и белых красок.

Масштаб стеновых и столпных изображений центрального храма значительно мельче и отличается другой художественной направленностью и мягкой пластикой рисунка. Эти композиции в большинстве своем многолюдные и разноракурсные, имеют удлиненные пропорции тел и правильные иконописные лики – и все это выполнено в более светлых тонах.

Ярославская областьМелкомасштабная роспись

В обеих композиционных группах, объединенных одинаковыми левкасами, фонами, характерными разгранками и надписями, выделяются довольно индивидуальные почерки отдельных мастеров.

Надо отметить, что уникальная роспись Спасского собора оказала сильное воздействие на роспись остальных храмов Ярославля, таких как Церковь Николы Надеина и Николы Мокрого, Ильинского храма и т.д.

К сожалению, в результате многочисленных перестроек храма в 18-19 веках часть фресковых росписей была безнадежно утрачена, часть была покрыта сверху масляными красками. Интересно, что среди настенных изображений имелся очень редкий образ Христофора с песьей головой. После запрета Синодом подобных изображений в 18 веке этот образ был переписан. Восстановление фресок 16 века шло очень длительное время – практически в течение всего 20 столетия.

Ярославская областьОдна из уникальных фресок Спасского собора

Сегодня посетить этот недействующий храм, являющийся музеем Ярославского исторического заповедника можно только в летнее времяс мая по октябрь по расписанию работы самого заповедника, которое можно уточнить на его официальном сайте. Традиционно часы работы собора продолжаются с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме среды. Но в дождливую погоду храм тоже может быть закрыт.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: