Значение слова laquoсоборование

Соборование два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского. 

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. 

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным. 

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Соборование как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. 

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. 

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. 

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. 

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Покаяние и Елеосвящение. Общее Елеосвящение

Прощение грехов в таинстве Елеосвящения ставит его в связь с таинством Покаяния. Однако Елеосвящение не упраздняет Покаяния, а лишь восполняет его для тяжелобольных. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. Необходимость совершения елеопомазания над больными с целью отпущения грехов объясняется тем, что тяжесть болезни может оказаться препятствием для принесения достойного покаяния. Лежащий на одре болезни и изнемогающий душою и телом, по немощи может не вполне исповедать свои грехи или «вовсе не исповедать по забвению». В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение останется единственным средством разрешения его от грехов. Митр. Макарий (Булгаков) указывает также, что «некоторые, особенно тяжкие, грехи и после исповеди могут сильно беспокоить совесть болящего».

Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему также и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами. По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было средством присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов.

Блж. Симеон Солунский писал о связи Покаяния и Елеосвящения: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу елей в знамение Его милосердия и сострадания, в которых сияет божественный и тихий свет благодати… Когда же и молитва исполняется, и елей освящается, помазуемые елеем получают отпущение грехов». В другом месте блж. Симеон засвидетельствовал, что таинство Елеосвящения может быть совершено «для всякого верного, хотящего приступить к страшным Таинам, особенно для всякого, впавшего в грехи и исполнившего правило покаяния, готовящегося к Приобщению и получившего прощение от отца; через этот священный обряд и помазание святым Елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев». Таким образом, к Елеосвящению приступали, в том числе, и как к средству подготовить себя к более достойному Причащению Святых Христовых Таин. Вполне понятно, что, руководствуясь таким мотивом, к Соборованию могли прибегать все христиане. И поскольку временем присоединения кающихся к Церкви была в древности по преимуществу Страстная седмица, а в последующие века и вплоть до наших дней покаянный настрой и стремление приобщиться Святых Таин неизменно сопровождают великопостный подвиг христиан, время Страстной седмицы и стало наиболее благоприятным для совершения так называемого общего Елеосвящения.

В России практика совершения «общего маслоосвящения» в соборах и монастырях в день Великого четверга укоренилась не позднее, чем в XVI веке. В XVIII–XIX вв. эта практика сделалась редкостью, но, все же, вплоть до революции сохранялась в некоторых важнейших соборах. К концу XX в. общее Елеосвящение вновь стало очень распространено в российских храмах — но, в отличие от старой русской практики, сейчас оно уже совершается, во-первых, не только в Великий четверг; во-вторых, чин общего Елеосвящения в наши дни не отличается от чина, изложенного в Требнике и предназначенного для совершения над одним больным. Здесь необходимо отметить, что общее Елеосвящение имело то отличие, что помазание в нем совершалось однократно: священнослужители сначала прочитывали весь чин целиком до момента возложения Евангелия, после чего молящиеся поочередно подходили к епископу или старшему священнику, который помазывал их со словами: «Благословение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во исцеление души и тела рабу Божию имярек всегда, ныне, и присно и во веки веков, аминь»; после этого над головой предстоящего разгибалось Евангелие и читалась соответствующая молитва, чин заканчивался обычными ектенией, стихирами и отпустом. В современной греческой практике сохраняется именно такой чин общего Елеосвящения, и совершается он в монастырях только в Великий четверг и навечерие Рождества Христова, но не в другие дни. Поэтому можно было бы поставить вопрос о возрождении старой практики совершения общего Елеосвящения.

Соборование прощение забытых грехов

Значение слова laquoсоборование

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Елеосвящения
чаще называют Соборованием
(поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля

Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения
. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования
получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Как подготовиться к таинству Соборования

Значение слова laquoсоборование

На Соборование надо записаться в день Соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу (ее зажигают во время чтения Евангелия). По традиции за Соборование можно принести жертву в храм. За записанных в тетрадь людей молится собор священников (отсюда название Таинства — «Соборование»). В случае необходимости Таинство может совершать и один священник.

Во время Соборования семь раз крестообразно помазываются лоб, щеки, ноздри, губы, шея, кисти рук. Эти части тела символизируют наиболее удобные «пути» для греха (ум, слово, чувство, дело).

Лучше прийти в одежде с открытым воротом.

После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но выбрасывать ее нельзя: либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание. Детей соборуют с того возраста, когда они могут самостоятельно исповедовать грехи.

Отличие отпущения грехов на исповеди и при соборовании

Однако с этой целью верующие люди регулярно исповедуются. Тогда какую задачу в связи с этим выполняет соборование? Что это, форма углублённого покаяния или что-то иное? Нет, дело в ином. Во время исповеди мы получаем отпущение тех грехов, которые были нами названы. Но ведь в повседневной жизни мы постоянно, вольно или не вольно, нарушаем Божьи заповеди и часто, идя на исповедь, не можем вспомнить большинство из них.

Значение слова laquoсоборование

Даже если записывать свои прегрешения, то и тогда едва ли удастся назвать их в полном объёме, так как подчас мы грешим, даже не сознавая этого. Вот для того, чтобы очиститься от всех грехов, осознанных или нет, названных на исповеди или забытых, и даровано нам таинство соборования. Помазание освящённым маслом несёт нашим душам исцеление от греха.

Что собой представляет Таинство Соборование

Соборование проводится для того, чтобы исцелиться от телесных и душевных заболеваний, очистить душу от согрешений, забытых человеком.

В процессе Таинства священник помазывает лоб, губы, щёки, нос, ноздри, грудь и руки больному. Повторяется процесс не менее 7 раз. Каждое помазание сочетается прочтением молитвы. Таинство обычно совершается несколькими священниками, но это необязательно.

Значение слова laquoсоборование

Соборование для тяжелобольных проводится на протяжении года

Таинство Соборования исцеляет человека всецело, то есть, происходит излечение не только от болезней, но и от грехов. Сам Иисус Христос, когда исцелял одного парализованного мужчину во время пребывания на земле, сказал, что все недуги происходят от греха. А без его отпущения выздоровление не наступит.

Значение слова laquoсоборование

Таинство Соборования исцеляет человека всецело

Напрасно полагать, что Соборование проводится только перед смертью человека, чтобы он быстрее отошёл в мир иной. Елеосвящение совершается над людьми, которые страдают от различных заболеваний и не только телесных, но и душевных. После этого сам Господь решает, исцелять человека или забирать его к Себе, лишая мук и страданий перед смертью. Вот, что означает Соборование больного.

Из глубины веков

Значение слова laquoсоборование

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Елеосвящения
, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения
в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Материал по теме

Значение слова laquoсоборование

Таинства Православной Церкви – это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании.

Богослужебный чин таинства Соборования
известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Значение слова laquoсоборование

Фото Юлии Маковейчук

Иногда спрашивают – а когда Соборование
начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число ? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение
достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение
принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию
, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Определения и предварительные замечания

Согласно классическим догматическим определениям, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные»; «Таинство Покаяния, как благодатное врачевство, предназначено для всех христиан, но только для исцеления одних болезней их духовных. Таинство Елеосвящения есть другое спасительное врачевство, предназначенное для христиан, больных по своему телу, и имеющее целью врачевать не одни болезни их духовные, но и телесные».

Еще одно определение дает блж. Симеон Солунский († 1421): «Елей есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его».

Из этих определений следует, что содержание таинства Елеосвящения имеет несколько аспектов. С одной стороны, Елеосвящение — таинство, «имеющее целью врачевать болезни… телесные». С другой стороны, оно «очищает от нечистоты греховной» и поэтому может рассматриваться как дополнение или альтернатива таинству Покаяния. Таинство Елеосвящения «укрепляет силы, как телесные, так и духовные». Наконец, оно подает принимающим его милость Божию. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Елей и врачевание

Как хорошо известно, елей в древности был не только одним из основных продуктов питания, но и широко распространенным медицинским и косметическим средством. Так, само греческое слово «елей», по данным корпуса классических греческих текстов (TLG), встречается в сочинениях медиков — Гиппократа, Аэция и Галена — намного чаще, чем у всех остальных античных авторов.

В Ветхом Завете елей упоминается многократно; в Септуагинте слово употребляется для перевода еврейских слов шемен и, значительно реже, ицхар; первое из этих двух слов обозначает именно оливковое масло. Оно, наряду с хлебом и вином было важнейшим продуктом питания (см.: 3Цар. 17:12-16; Втор. 7:13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51; 2Пар. 31:5; 32. 28 и др.), использовалось в качестве косметического средства (2Цар. 14:2; Пс. 103:15; Притч. 27:9). Символически помазание елеем служило выражением радости (Пс. 44:8; Ис. 61:3). С радостью связывалось не только помазание елеем, но и сам елей как таковой — в том числе, и потому, что оливковые деревья начинали плодоносить далеко не сразу после посадки. Елей использовался в лампадах (Исх. 25:6; 27. 20; Лев. 24:2) и при целом ряде священнодействий — при помазании царей и священников, жертвенников, принадлежностей скинии и Храма (вероятно, этот елей помазания смешивался с различными ароматическими добавками), а также входил в состав некоторых видов ветхозаветных жертв. Наконец, елей употреблялся и при лечении болезней, особенно язв и ран (Ис. 1:6).

Целебное значение елея в полной мере сохранялось в новозаветную эпоху. Филон Александрийский писал: «Что можно бы искать для натираний лучше плода, выжимаемого из маслины? Ибо он смягчает и утомление тела и содействует здоровью, и, если окажется какая-нибудь язва, он полностью затягивает и сообщает более всякого другого плода силу и бодрость»4. Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:30,33–34a).

Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней средиземноморской практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью полученной от Христа. Исцеляя при помощи елея, апостолы совершали действие Богоучрежденное, так как поступали, следуя «строгому смыслу данной им Христом заповеди».

Тщетность таинства без искренней веры

Следует остановиться и ещё на одном важном заблуждении, которого придерживаются многие, над кем впервые совершается соборование. Что это таинство благотворно влияет на здоровье человека, знают, пожалуй, все

Но очень многие, к сожалению, воспринимают его как некое магическое действие, результат которого зависит исключительно от правильно выполненных обрядовых действий. Это глубоко ошибочное мнение.

Масло, которым совершают помазание, не является лекарством от всех болезней, и исцеление приносит не оно, а всемилостивый Господь. К нему обращены наши молитвы, и в Его власти ниспослать исцеление. Вот стать достойными этой милости Божией действительно в наших силах. Для этого и дарованы таинства. Они помогают нам с помощью Благодати Божией очиститься от грехов. Болезни – это ведь их порождение. Следовательно, для исцеления тела нужно прежде очистить душу и покаяться в грехах.

Нужно ли поститься, причащаться и исповедоваться перед соборованием

Абсолютно здоровых людей почти не существует. А болезни, как мы знаем, это результат нашей греховной жизни.
И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов.

А очищение происходит через Таинство Покаяния,
в ходе которого вспоминаются и называются совершённые греховные деяния, в которых необходимо с сокрушением сердца покаяться. Поэтому в первую очередь рекомендуется побывать на исповеди.

Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. Прощаются лишь грехи, начисто забытые или совершенные несознательно.

Это же относится и к Таинству Причащения: если есть возможность, хорошо причаститься перед Соборованием. Но чаще всего это происходит после него, на ближайшей Божественной литургии.

Несколько слов о духовной подготовке

Большая часть болезней признается в христианстве последствием греха

Чем более осознанно и серьезно, со вниманием и усердием человек отнесется к предстоящему событию, чем правильнее внутренне настроится, тем лучшего результата достигнет

Что нужно делать, чтобы совершаемое таинство принесло максимальную пользу?

Кроме раскаяния в грехах, отягчающих душу, надо еще и примириться с людьми
– и с теми, которых вы обидели, и с теми, кто обидел вас.

Даже если человек тяжело болен, надо изыскать для него возможность примирения – по словам молитвы, читаемой перед Причащением: «…первее примирися тя опечалившим», которые весьма уместны и в случае Соборования.

Потому если мы ждем от Елеосвящения отпущения наших грехов, то стоит простить и ближнего в его заблуждениях.

Перед таким важным событием душа просит молитвы. Как готовиться в этом смысле? Специального молитвенного правила перед Соборованием не существует.
Но это вовсе не мешает помолиться-подготовиться по своему усмотрению. Существуют такие общие рекомендации:

  • накануне таинства или в день его совершения можно почитать Покаянный канон;
  • вполне уместно выбрать и почитать акафисты Иисусу Сладчайшему, или Пресвятой Богородице, или святым, стяжавшим дар исцеления болящих (например, великомученику и целителю Пантелеимону, Луке Крымскому или любому другому, к кому особо «душа лежит»);
  • создать необходимый покаянный настрой могут и просто искренние молитвы.

Можно ли кушать перед таинством?

Значение слова laquoсоборование Специально поститься перед Таинством не обязательно. Люди, которые часто причащаются Святых Христовых Тайн, знают, что это таинство совершается сугубо натощак.

Касается ли подобное Соборования? Здесь все зависит от самого человека, его самочувствия. Иногда Елеосвящение может быть назначено на вторую половину дня или вечер: сможете вытерпеть и не кушать – никто не запрещает. Как никто и не запрещает подкрепиться.

И «пищевой» пост накануне Соборования тоже не предусмотрен: специально поститься нет необходимости. Достаточно того, что таинство для желающих совершается в храмах в период многодневных постов – Великого или Рождественского.
А раз пост, который касается любого христианина, то и пищу нужно есть соответствующую, исключающую мясные, молочные, яичные продукты.

К больным же людям, находящимся дома или на излечении в больнице, священник приезжает по мере необходимости в любой оговоренный день года.

Смысл соборования

Во время елеосвящения (помазания освященным церковным маслом) возьми человека снисходит божья благодать. В это время можно исцелиться с тяжких недугов. Но главным смыслом соборования является отпущение аж тех грехов, о которых человек не ведает либо забыл. Пусть бы соборование проводят для умирающих людей, но оно предназначено в целях всех верующих. Не соборуют только детей до семи парение, так как они не совершают осознанных грехов.

Соборование является одним с семи церковных Таинств и отличается от молебна или литургии. Коль скоро во время молебна мы свидетельствуем свою веру, надеемся держи прощение и милость бога. То во время Таинств на человека снисходит божья оттяг, независимо от его заслуг.

Таинство елеосвящения было установлено апостолами, учениками Иисуса:

Значение слова laquoсоборование

Неизвестно зачем как большинство болезней вызвано грехами человека, то отпущение грехов приводит к телесному исцелению. Всё же лукавство не поможет человеку получить божью благодать. Если нате исповеди верующий утаил грехи, рассчитывая на автоматическое прощение посредством елеосвящение, этот вариант не пройдет. Бог зрит сердце человека и и старый и малый его тайные помыслы знает. Поэтому перед соборованием следует проследовать исповедь и во всем раскаяться чистосердечно.

Почему елеосвящение именуется соборованием? Вследствие чего что в обряде принимают участие 7 священников — собор. Во старинны годы елеосвящения вычитывают 7 глав из евангелия после обязательных молитв. Число 7 в христианстве считается священным и обозначающим полноту чего-либо. После каждого вычитывания главы с евангелия священник совершает помазание тела верующего елеем. Всего совершается 7 помазаний.

Соборование соборования проводят в храме в дни Великого поста, а также в любом другом месте, идеже находится тяжело больной человек. Если верующий соборуется в Великопостные пора, он должен соблюдать церковный пост. Однако тяжело больным людям сего правила можно не придерживаться, если им прописана врачебная питание.

Что нужно сделать после елеосвящения? Необходимо причаститься Святых Даров в ближайшую литургию.

Распознавание елеосвящения от миропомазания

Некоторые верующие не видят разницы среди миропомазанием и соборованием, а также помазанием Всенощного бдения. Миропомазание (печать Святого Духа) проводится враз же после крещения человека, это два взаимодополняющих друг друга Таинства. Помазание умереть и не встать время Всенощного бдения не относится к Таинствам, это часть церковного обряда.

Значение слова laquoсоборование

Подготовка к таинству

Есть и ещё несколько вопросов, часто возникающих у тех, кто решил пройти соборование. Например, нужно ли перед ним поститься или можно не ограничивать себя в еде? Ответ совершенно однозначный: нет, поститься не нужно. Единственное таинство, которое совершается на голодный желудок, это Причащение Святых Даров. К тому же нужны силы, чтобы выстоять те два часа, в течение которых совершается соборование.

Как готовиться к нему, что приносить с собой в церковь, тоже порой вызывает вопросы. Обычно рекомендуют перед соборованием исповедаться и причаститься, но, если это не выполнено, не беда, можно это сделать потом. Во время соборования принято держать в руках зажжённые свечи, но их можно купить в свечной лавке и приносить с собой не нужно. А вот текст чинопоследования иметь при себе очень рекомендуется, так как в этом случае удаётся глубже и обстоятельней понять смысл читаемых молитв.

Значение слова laquoсоборование

Выяснив, что такое соборование и как оно проводится, следует добавить в заключение следующее. Очень часто возникает ситуация, когда человек, желающий принять участие в нём, по тем или иным причинам не успевает к началу таинства. Как сказано выше, оно состоит из семи повторяющихся циклов. Если он опоздал и пришёл ко второму или третьему, будет ли для него такое соборование действительным? На этот вопрос всегда дают однозначный ответ: да, будет. Даже если опоздавший получил лишь одно помазание, это считается достаточным. Однако всегда рекомендуется приходить вовремя.

Тяжелобольным людям, находящимся в безвыходной ситуации верующие, рекомендуют пройти особый ритуал – соборование. Но не всем понятно, что такое соборование и зачем нужно собороваться? Ниже мы рассмотрим эту тему.

Исторические сведения о совершении таинства

Своими корнями соборование, или, как его иначе называют, елеосвящение, уходит в библейские времена. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть Евангелие от Марка. В нём описывается, как Христос посылает святых апостолов благовестить приход Царствия Божия, призывать всех к покаянию и врачевать телесные и душевные недуги.

С этой целью Его ученики помазывали страждущих елеем, то есть маслом. Подобные их действия, получившие благословение от Самого Иисуса Христа, и являются прообразом нынешнего таинства, которое мы именуем соборование. Что это именно так, нет ни малейших сомнений. Кроме того, о помазании елеем упоминает в своём послании святой апостол Иаков. Он пишет о необходимости совершения этого действия в случае болезни кого-либо из братии. По его словам, Благодатью Божией страждущий получает при этом исцеление от недуга и отпущение грехов.

Кто может пройти елеосвещение

Согласно церковным правилам допускаются
:

  • Только христиане, находящиеся в сознании;
  • Те, кому исполнилось 7 полных лет;

Однако нельзя совершать духовное очищение над агрессивными психическими больными и неадекватными в поведении верующими.

В таинстве могут участвовать сразу несколько человек, проводиться оно может в храме и в другом помещении по необходимости.

Один раз в год ритуал могут пройти здоровые люди. Обычно это происходит в Великий четверг.

Так как соборование проводят только священники высшего ранга, христианам разрешается приступать к очищению без исповеди.

Да, чаще всего елеосвещение принимают нуждающиеся – хворые и мучающиеся душой

Но важно понимать, что любой желающий может это сделать. Ведь в своих молитвах святые отцы просят о новой жизни, чистой и без грехов

Значение слова laquoсоборование

Соборование путь к исцелению души и тела

Значение слова laquoсоборование

Два приведённых Новозаветных эпизода неопровержимо свидетельствуют об ошибочности распространённого мнения относительно соборования — что это таинство совершается исключительно над умирающими и является как бы напутствием в иной мир. Апостолы совершали его для исцеления, и апостол Иаков в своём послании рекомендует совершать его именно для того, чтобы избавить от болезни. Следовательно, нет оснований смешивать его с какими-либо предсмертными ритуалами.

Ошибочность такого понимания объясняется тем, что в средневековой западной церкви это таинство действительно являлось напутствием умирающему и называлось «последнее помазание». В XV-XVII веках оно перекочевало к нам в Россию и утвердилось тут в подобном статусе. Но уже в середине XIX века Московский митрополит Филарет предпринял самые решительные действия для того, чтобы придать ему именно то значение, которое оно имеет сейчас.

Соборование что это и для чего нужно

Елеосвещение
(соборование) – особое таинство помазания елеем (освященным оливковым маслом), совершающееся в католической и православной церкви для лечения телесных болезней и духовных недугов.

Второе название, как некоторые ошибочно думают, произошло не от слова «собор», а от слова «сбор». Для его выполнения приходят несколько святых отцов.

Цель ритуала – очистить человека от грехов, которые влекут за собой болезни. В библии сказано, что, когда к ногам спасителя принесли умирающего, он не стал лечить его тело, а занялся очищением души: «Дитя, прощаю тебе грехи».

Конечно, известно таинство исповеди, но человек, самостоятельно признающийся в своих проступках, обязательно скроет что-нибудь
, умышленно или просто от непонимания содеянного. Поэтому и появился еще один чин.

Суть елеосвещения как раз в том, что больной не в состоянии самостоятельно представить свои грехи
, за него это делают священники.

Во время ритуала верующему прощаются особые проступки:

  1. Давно забытые и не отпущенные;
  2. Совершенные в неведении;
  3. Которые в связи с тяжким недугом не может исправить добрыми делами.

Однако, если исповедаться может каждый, то пройти данный обряд нет.

Значение слова laquoсоборование

В этом видео профессор духовной академии Алексей Осипов расскажет, для чего нужно таинство соборования, каким людям оно может помочь:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: