Вологда – храмы и часовни

Легенды Софийского собора

Возведение Софийского собора в Вологде, этого каменного колосса, затянулось на многие годы. И однажды строительство могло закончиться, едва начавшись.

Однажды в недостроенный храм явился сам Иван Грозный. Царь остался доволен и ходом работ, и их результатами. Как раз накануне царского визита на кровлю собора были подняты огромные купола, увенчанные ажурными крестами. Однако произошло непредвиденное: с крыши храма случайно упал камень и, словно направленный чьей-то меткой рукой, угодил самодержцу прямо в голову.

Удар был столь силен и болезнен, что разгневанный государь готов был тотчас отдать приказ разобрать дерзновенное здание, однако вовремя передумал. Так или иначе, именно с этим досадным эпизодом в истории Софийского собора молва связывала скорый отъезд Ивана Грозного из Вологды и почти двадцатилетнее последующее забвение государем главного городского храма.

Разумеется, царь, скорее всего, поспешил в столицу в связи с неотложными государственными делами. Историки напомнят, что в декабре 1569 года Иван Грозный с опричным войском выступил на Новгород, весь 1570-й год в Москве шел «розыск» о новгородской измене, а уже в 1571-м крымский хан Девлет Гирей сжигал московские предместья, и царю было не до вологодского храма.

Но факт остается фактом: Софийский собор действительно достраивался и был освящен в честь Софии Премудрости Божией уже только в годы царствования преемника Ивана Грозного – царя Федора Иоанновича.

Колокольня

О первой деревянной колокольне Вологодского храма Успения Богородицы известно только то, что она была освящена в конце 16 столетия и сгорела во время нашествия польско-литовских войск в 1612 году.

В двадцатых годах 17 века Софийский собор украшала колокольня восьмиугольной формы у основания, шатровый верх которой украшало чешуйчатое покрытие. Для прохода к одиннадцати колоколам и большим часам вели три лестницы, но и это строение сгорело в 1636 году.

В 1642 году возводится третье колокольное здание, оно было заменено каменным строением в 1659 году, которое по форме напоминает свою предшественницу. К 1863 году в звоннице Софийского Кафедрального собора в Вологде насчитывается четырнадцать колоколов.

В 1969 году в течение двух лет велась перестройка третьей каменной колокольни, в ней разобрали верхние ярусы, оставив только нижний, высота которого достигала 17-ти метров.

Вологда - храмы и часовни
Колокольня Успенского собора

Архитектор В.Шильдкнехт разработал проект новой колокольни, на 32 м высшей предыдущей, вершину которой величает купол с крестом, покрытый позолотой. Софийская колокольня к 1701 году являлась хранительницей 22 колоколов, изготовленных мастерами всего мира, голландцами, русскими, немцами в разные столетия, начиная с 17 по 19 века, и новых часов.

К середине 18 столетия 26 колоколов создавали особую праздничную атмосферу в городе своим переливчатым звоном, с 1989 года над Вологдой вновь слышен колокольный звон 25 колоколов, самый маленький был утерян.

Каждый колокол имеет не только свой голос, мастера, но и имя. Так, «Белый лебедь» был преподнесен в подарок Царем Петром Первым, а на «Малом лебеде» имеются оттиски святых образов святых. Самым старинным считается «Часовой», есть еще Водовоз, Большой, Праздничный.

Архитектурные особенности

Вологда - храмы и часовниСофийский собор в Вологде имеет вид прямоугольника с шестью столпами и пятью главами. Каждая из них накрыта серебристым куполом. Колокольня имеет высоту больше 75 м, что делает ее высочайшим зданием в местной епархии.
Что касается внутреннего устройства, то храм разделен на 3 нефа с помощью столпов, имеющих крестчатую форму. Главы с крестовыми сводами дают упор на подпружные арки, находящиеся между столпами. Освещение обеспечивается окнами, расположенными в два яруса. Все они практически одинаковы по ширине, отличаются лишь высотой.
Находящиеся на верхнем ярусе окошки установлены на достаточно большой высоте. Окна в барабанах также дают свет, что делает верхнее освещение лучшим, нежели нижнее. Войти в здание собора можно по открытым порталам и через двухарочное крыльцо.

Реставрация храма

За свои годы Софийский собор пережил множество переделок. Например, самыми значительными стали изменения в покрытии кровли и растеске оконных проемов, но их снова сделали оригинальными во время реставрации, проведенной в ХХ веке. Считается, что главы в самом начале были шлемовидными, но после пожаров они переделались на лучинистые, с железным покрытием.
1670-е гг. ознаменовались установкой новых глав, покрытых чешуей, но уже в конце столетия им вернули былую форму с большими размерами. В результате этого центральная глава несколько осела, чем повредила другие главы. После восстановления меньших глав, их больше не меняли.
Еще при советской власти велись работы по восстановлению входов, отремонтирована штукатурка снаружи, стены побелили, а внутри собора закрепляли старинную фресковую живопись. В начале XXI века снова началась комплексная реставрация. Лицевая кладка восстанавливалась, цоколь обработали влагонепроницаемыми материалами. Собор теперь имеет теплые полы с вентиляцией. Не оставили без внимания и иконостас.

Стенная роспись

Вологда - храмы и часовниТакой вид оформления был впервые использован в Вологде именно в описываемом Софийском соборе. Случилось это в 1686 г. – под руководством Дмитрия Плеханова. Площадь под роспись составляла около 5 тысяч кв. м. Интересно, что над этим работали люди, отвечающие за отдельные этапы: процарапывание росписи на еще влажной штукатурке, нанесение рисунка на стенах, пр.
Разные специалисты писали одеяния святых, рисовали растительность, наносили надписи и орнаменты. Над созданием ликов трудился личник. Все это заняло два года, но практически через 200 лет все фрески решили обновить и дополнить, что сильно изменило внутренний вид храма. В 1963 г. начали устранять неудачную переделку и восстанавливать первоначальную роспись.

Гордость Собора – фреска Страшный суд

Фреска с таким сюжетом на стене Софийского собора является самой большой во всей России, занимая 400 кв. м. Вверху создан образ Бога, как Вседержителя, совершающего Суд. Ниже можно увидеть сцены, где на весы возлагают грехи и добрые деяния человека.
Слева изображены праведники с апостолом Петром, у которого есть ключ к вратам рая. Грешники стоят с правой стороны, около них вьется змей с пороками и грехами. Огромная по размерам композиция свидетельствует о высоком статусе сакральной достопримечательности.

Побывать в Софийском соборе сегодня представляется возможным в качестве посещения музея. Службы же здесь проводятся достаточно редко – на большие религиозные праздники и только в летний период.

История Софийского собора

Вологда - храмы и часовниПо некоторым данным, Иван Грозный хотел иметь в Вологде образец Успенского собора, находившегося в Москве. Он лично наблюдал за строительными работами, много времени проводил в городе. Основное строительство закончилось в 1570 г., но тогда царь уехал из Вологды и собор был заброшен. Лишь спустя 17 лет его начали доделывать. После Смуты в XVII столетии здание было разгромлено, крыша и главы сгорели.
Уже в 1612 г. храмовый комплекс отреставрировали и вновь освятили. Сделали это в честь Софии Премудрости Божией Слова, поскольку ее олицетворяли с мудростью Бога. Такое посвящение являлось традиционным еще со времен Византии. Во многих городах мира были Софийские соборы. Возможно, таким образом хотели продемонстрировать некую независимость Вологды от Великого Новгорода.

Усыпальница вологодских архиереев

Начиная с 1587-го и по 1923 год, Софийский храм был кафедральным собором Вологодской епархии. Ныне ему возвращен этот статус наряду с Воскресенской церковью: оба являются кафедральными соборами Вологодской митрополии. Примечательно, что в нем по большей части сохранились вплоть до сегодняшних дней уникальные фрески XVII века и иконостас, датируемый началом XVIII столетия. На протяжении всей своей истории этот храм был и остается усыпальницей вологодских архиереев.

Еще до освящения главного престола Софийского собора Антоний, епископ Вологодский и Великопермский, в 1587 году освятил его южный придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Выбор не был случайным: пророк и креститель Господень считался патрональным святым Ивана Грозного, который был крещен в день памяти этого святого.

Храм серьезно пострадал и был опален огнем в 1612 году, когда Вологду захватили «польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры». Пришлось восстанавливать иконостас и сгоревшие вместе с крышей главы, увенчанные крестами.

Восстановлению собора помогали все, кто мог. Из двух монастырей прислали утварь для совершения богослужений, а медное паникадило в 1639 году лично даровал храму государь Михаил Федорович. Расписывали эту огромную церковь по всему внутреннему пространству вплоть до оконных откосов ярославские иконописцы во главе с артельным мастером Дмитрием Григорьевым.

Нынешний уникальный иконостас Софийского собора в пять высоких ярусов был изготовлен после губительного городского пожара 1724 года. В том же году во время своего приезда в Вологду храм посетил император Петр Великий. К 1851-му в ходе капремонта к каждому входному порталу церкви пристроили каменные притворы, а позднее окружили собор каменной оградой.

Однако прошло 70 лет, и Софийский собор закрыли. Новоиспеченные большевистские власти Вологды решили передать его здание местному краеведческому музею, устроив в нем агитационную экспозицию по истории религии и атеизма. В 1929 году внутри храма установили маятник Фуко как символ победы науки и материализма над «религиозным дурманом». Прежний облик, соответствующий эпохе XVII столетия, храму возвратили в ходе реставрационных работ середины 1960-х годов; удалось также частично укрепить уцелевшие старинные фрески настенной росписи.

Ныне Софийский собор находится в ведении Вологодского государственного музея-заповедника, летом он открыт для посетителей. Службы здесь проходят в дни великих церковных праздников.

Архитектура

Минимальный внешний декор, массивные конструкции и узкие оконные проемы Софийского кафедрального собора Успения Богородицы в Вологде подобны архитектуре многих московских и новгородских храмов.

Вологодская святыня имеет пять куполов, три алтарные апсиды выделяются выступающими полуокружными строениями. Величественные своды опираются на арки, вызывает восхищение кретчатая форма столпов, форма которых напоминает аттическую базу. На пониженных подпружных арках, переброшенных между стенами и столбами, закреплены барабаны крестовых сводов и глав.

Вологда - храмы и часовни
Внутренняя роспись Софийского собора

Два яруса узеньких оконных проемов освещают внутреннюю часть храма, при этом в нижнем этаже окна высокие, а на втором — средние. Барабаны и апсиды также имеют оконные пространства, через которые в солнечные дни яркий свет золотистыми лучами освещает уникальные фрески и иконостасы древней вологодской святыни.

Фресковая роспись стала новинкой того времени, впервые появившаяся в вологодском храме. Эмоциональная окраска оживляет библейские сюжеты, размещенные в каждом соборном уголке, на стенах, куполах, арках столбах, над оконными и входными арками.

Интересно! Знаменитыми художниками Максимом Греком и Дионисием Зобниновским выполнены многочисленные росписи, основной темой которых была жизни Иисуса Христа и Божьей Матери.

Софийский собор

Вологда - храмы и часовни

Софийский собор

Сооружение вологодского Софийского собора связано с именем Ивана Грозного. Предание рассказывает, что Иван Грозный, которому очень полюбилась Вологда, пожелал сделать ее своей северной резиденцией и даже перенести сюда столицу. При нем в Вологде началось большое каменное строительство. Софийский собор строили с особой тщательностью и под личным наблюдением Ивана Грозного. Но однажды, когда Грозный находился в соборе, ему на голову упал кирпич, выпавший из кладки сводов. Царь отделался, что называется, «легким испугом», но немедленно уехал, и с той поры ноги его не было в Вологде.

Так ли было, не так, но известно, что Софийский собор в Вологде, строительство которого завершилось в 1570 году, 18 лет простоял неосвященным, и был освящен только после смерти Ивана Грозного, в 1588 году.

Первоначально собор был посвящен Успению Богоматери, но позже он был освящен заново во имя Софии, Премудрости Божьей. В этом некоторые исследователи видят стремление вологодского духовенства утвердить свою самостоятельность по отношению к новгородской епархии, главным храмом которой был, как известно, Софийский собор в Новгороде Великом.

Фрески вологодского Софийского собора созданы при архиепископе Гаврииле артелью ярославских иконописцев в 1686-88 годах. Возглавлял артель выдающийся ярославский мастер стенного письма Дмитрий Григорьевич Плеханов, с именем которого связаны также росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде и церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле. В середине XIX-го столетия фрески Софийского собора были переписаны артелью ярославского же иконописца А. М. Колчина.

По грандиозным масштабам, а площадь фресок составляет около 5000 квадратных метров, по полноте и своеобразию иконографии, по мастерству исполнения, по сохранности фрески Софийского собора относятся к лучшим памятникам русской монументальной живописи второй половины XVII века.

Рядом с собором возвышается колокольня. Свой нынешний вид она приобрела в 1869-70 годах, в результате перестройки ее вологодским губернским архитектором В. Н. Шильдкнехтом. В основе колокольни находится старая постройка 1654-58 годов. На колокольне сохранились колокола старинного литья: «Большой» («Праздничный»), отлитый в 1687 году в немецком городе Любеке, «Архангельский», изготовленный в 1689 году, «Большая Лебедь» – его отлил в 1682 году мастер Иван Моторин. Колокол «Часовой» отлит в 1677 году, а «Великопостный» («Водовоз») – в 1643 году.

Справочная информация |
География и экономика |
История и культура |
Гостиницы и турагентства |
Важные телефоны |
Заречье |
Посад |
Вологодский музей-заповедник |
Архиерейский музей |
Архитектурно-этнографический музей Вологодской области |
Спасо-Прилуцкий монастырь |
Софийский собор

История постройки

Шел 1566 год, время разгула опричников. Царь Иван Грозный повелевает построить город и возвести в нем храм. Царь планировал создать кремль в центре будущей опричной столицы. Грандиозное строительство начали в 1568 году, используя для его стен камень, из которого строили сторожевые башни и военные укрепления.

Вологда - храмы и часовни
Софийский Успенский кафедральный собор в Вологде

К возведению православной святыни были привлечены лучшие мастера и зодчие, создавшие великолепный Софийский храм, простоявший более 400 лет без капитального ремонта, образцом для строительства его Кремлевский собор Успения Богородицы.

К 1570 году черновое строительство было завершено, Иван грозный сам следил за его ходом, однако, после 1571 году внезапно покинул город, внутренняя отделка так и не была начата. По недостоверным слухам, якобы при последнем посещении царя ему на голову со свода упал камешек, разгневанный Иван Грозный уехал из Вологды.

Работы были продолжены только при царствовании Федора Иоанновича, сына Грозного в 1587 году. При завершении отделки южного придела, епископом Вологодским Антонием был проведен чин его освящения в честь Усекновения головы Иоанна Крестителя, покровителя царя Ивана Грозного.

Исторические данные молчат о продолжении строительства вплоть до 1612 года, когда банды Лжедмитрия Второго, а затем поляки с литовцами, вторглись в Вологду, разграбили город и осквернили Софийский храм, устроив там пожар.

В том же году после освобождения в храмовых постройках был произведен ремонт и повторное освящение церкви. Царем Михаилом Федоровичем в 1639 году собору Софии было подарено паникадило из меди, затем докупили еще 3 церковные люстры.

Епископ Гавриил в 1686 году благословил иконописцев из Ярославля на роспись храмовых стен. Работой руководил Дмитрий Григорьев, под его руководством появились окна четверика и в нижних апсидах.

Пожары 1698, 1724 года нанесли существенный ущерб святыне, но к 1744 ремонтные работы были завершены, центральный храм был украшен новым пятиярусным иконостасом. Богослужения в Софийском храме Вологды велись ежедневно.

Вологда - храмы и часовни
Интерьер Софийского собора

В 1776 году было завершено строительство теплого храма Воскресения Господня.

Пребывая с царскими визитами в Вологде, православная древняя святыня была удостоена посещением:

  • 1724 год — Петром Первым;
  • 1824 год — Александром Первым;
  • 1858 год — Александром Вторым.

Капитальный ремонт, начатый в 1848 году, длился 3 года, после него появились новые притворы из камня, были увеличены окна и окрашена в зеленый цвет крыша, а к 1860 году храм Премудрость Божьей обнесли каменной оградой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: