Подготовка к исповеди. Список грехов для исповеди

Десять заповедей

Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами (даются по русскому изданию 1997 года, одобренному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) и некоторыми комментариями Андрея Кольцова.

  1. Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
  2. Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
  3. Не произноси имени Бога понапрасну. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
  4. Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
  5. Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
  6. Не убивай. «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
  7. Не прелюбодействуй. «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
  8. Не кради. «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
  9. Не лги. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
  10. Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Некоторые полагают, что шесть последних заповедей образуют основу Уголовного кодекса, поскольку не говорят, как надо жить, а только, как не надо. Другие считают десять заповедей аж Космическим кодексом. В любом случае, это выдержка мудрости, которой нельзя пренебрегать.

P.S. Выражаю свою благодарность Андрею Кольцову за его мысли, лёгшие в основу настоящей статьи, а также целому сайту под названием “7 Deadly Sins, 7 Heavenly Virtues”.

P.P.S.  Также рекомендуется к прочтению статья-энциклопедия «Мифы и заблуждения о христианстве».

Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.

Название и синонимы Англ. Пояснение Заблуждения
1 Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие. Pride, vanity. Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть. Envy. Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность.
3 Гнев. Anger, wrath. Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Леность, лень, праздность, уныние. Sloth, acedia, sadness. Избегание физической и духовной работы.  
5 Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. Greed, covetousness, avarice. Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.  
6 Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство. Gluttony. Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.  
7 Сладострастие, блуд, похоть, распутство. Lust. Страстное желание плотских удовольствий.  

Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу, «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.

Интересной может показаться статья «7 смертных грехов и здоровье», рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Ну и, конечно, дело не могло обойтись без «научного» оправдания тех природных свойств человеческой натуры, которые попали в список наиболее худших.

Понятие греха

Есть несколько разных взглядов на существование смертных грехов в буддизме. Этнолог Кристоф фон Фурер-Хаймендорф объяснил, что в буддийском мышлении вся Вселенная, как люди, так и боги, подчиняется правлению закона. Каждое действие, хорошее или плохое, имеет неизбежный и автоматический эффект, в длинной цепочке причин, эффект, который не зависит от воли любого божества. Несмотря на то, что это может не иметь места для понятия «грех» в смысле акта неповиновения против авторитета личного бога, буддисты говорят о грехопадении в буддизме, когда речь идет о преступлениях против универсального морального кодекса.

Американский писатель Брэд Уорнер утверждает, что в буддизме вообще нет понятия о грехе. Ассоциация образования Будды Дхармы также прямо заявляет, что идея о грехе или первородном грехе не имеет места в буддизме. Дзен-ученик и автор Барбара О’Брайен сказала, что у буддизма нет понятия о грехе.

Чогьям Трунгпа специально не соглашался с понятием «первородного греха». Проблема с этим понятием первородного греха или ошибки заключается в том, что он действует, как препятствие для людей. В какой-то момент, конечно, необходимо осознавать свои недостатки. Но если зайти слишком далеко, он убивает любое вдохновение и может также уничтожить свое видение. Таким образом, это действительно не полезно, и на самом деле это ненужное понятие.

Уолпол Рахула также не согласился с понятием греха. Он утверждает, что на самом деле в буддизме самого страшного греха нет, поскольку грех понимается в некоторых иных религиях.

Когда-то грех и болезнь были единым целым

В Античности, когда медицина только вставала на хлипкие ножки, а о психиатрии еще не было и речи, никто не проводил границ между аморальным поведением и душевной болезнью. Любую неадекватность считали следствием влияния сверхъестественных сил на разум и душу.

Такое положение дел раздражало медиков следующих эпох, которые в большинстве своем были материалистами, а не мистиками. Однако терпение лопнуло лишь под конец XIX века. К слову, тогда психиатрия уже закрепилась как отдельное направление в медицине.

Подготовка к исповеди. Список грехов для исповеди

В то время стал популярен нозологический подход, внедренный немецким врачом Эмилем Крепелином. Теперь доктор, прежде чем списать неадекватность пациента на его скверный моральный облик и одержимость демонами, должен был серьезно задуматься и ответить на несколько вопросов: что с этим человеком не так? чем именно он отличается от здорового? каковы возможные биологические и физиологические причины недуга? есть ли способ его вылечить?

Этот подход не только закреплял рациональный взгляд на состояние пациентов, но и помогал точнее классифицировать психические заболевания и совершенствовать таким образом диагностику.

Сейчас психиатрический диагноз в большинстве стран мира, в том числе в России, ставят, опираясь на Международный классификатор болезней (МКБ), а в США — на Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). В период их создания и наполнения оба перечня не раз страдали от моралистов, коим были неугодны некоторые явления, обнажившиеся в обществе. Например, в первых двух DSM (с 1952 по 1974 год) гомосексуализм считался психическим отклонением. Впрочем, и сегодня медицинские нормативные документы неидеальны: критерии некоторых недугов кажутся слишком размытыми. Потому часть особенно занудных грешников, сопоставив с этими описаниями свое поведение, может заподозрить у себя болезнь.

Смертные грехи

Однако, Будда проповедовал около пяти смертных грехов в буддизме или pañcānantarya (Pāli) которых следует избегать буддистам или не буддистам. Их не следует путать с «Пятью предписаниями» или «pañcasīla» (Pāli). Согласно буддизму, совершив такое преступление, человек не сможет достичь этапов Сотапанны, Сакадагами, Анагами или Архата в этой временной жизни.

Объяснения варьируются в зависимости от сутр и трактатов. Наиболее распространенным является следующий список грехов буддизма:

  • Поражение Будды;
  • Убийство Архата;
  • Создание раскола в обществе Сангхи;
  • Матереубийство;
  • Отцеубийство;

Поражение Будды

Согласно буддийским убеждениям, ни один человек (включая Дьюас, Асуры, Претасы, Брахмы) не может причинить какой-либо опасности, угрожающей жизни Будде. Во время жизни Гаутамы Будды один из его учеников Девадатта пытался и ранил его. Девадатта, желая взять на себя управление Великой Сангхой, пытался убить самого Будду, бросив на него скалу высотой, а Будда шел по склонам горы. По пути вниз, камень ударил другой камень, и осколок взлетел и ранил ногу Будды, заставляя кровь течь. Это тот случай, который сообщает о первом грехе.

Убийство Архата

Согласно летописям и шри-ланкийскому фольклору, король Каланитисса убил Архата. Архата поставили в котел кипящего масла и заставили умереть. Согласно фольклору после этого инцидента произошло переполнение моря.

Матереубийство

Великий Thero Maudgalyayana был избит до смерти группой воров в этой жизни. Говорят, что это был результат греха, совершенного им в предыдущей жизни, «убийство его родителей».

Отцеубийство

Царь Аджатасатру не смог достичь какой-либо стадии просветления, потому что убил своего собственного отца-короля Бимбисару.

Говорят, что те, кто совершает любой из пяти смертных грехов, неизменно попадают в ад непрекращающихся страданий. Последние три преступления коллективно называются тремя важными грехами. Девадатта, известен тем, что совершил эти три.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: