Справочник архитектурного строения церкви приложение к проекту по МХК, истории на тему Этот удивительный храм

Иконостас

Не только Царские врата, но и Иконостас в целом можно украсить цветами. При оформлении последнего отталкиваются от храмовой архитектуры.

Декорировать иконостас можно с помощью букетов в вазах, отдельных цветочных композиций, а также гирлянд, которые отличаются по техникам плетений.

Выполнить сложные гирлянды начинающему флористу нелегко, но профессионалы могут создавать настоящие цветочные шедевры. Самое главное для флористов создать ритмическую структуру с чередованием элементов, с заданным направлением листьев и цветов вверх и в сторону от центра.

По техникам различают следующие цветочные гирлянды:

  1. Традиционная композиция – это плотное черепичное плетение коротко нарезанных цветов на основу с помощью проволоки;
  2. Ампельная композиция – цветы помещают в пробирки с жидкостью и тейпируют на плетях из ампельных растений или длинных ветках;
  3. Вытянутая рыхлая композиция – выполняется на губках-оазисах, переплетенных между собой и закрепленных на сетке или раме;
  4. Букетная композиция – небольшие букетики помещаются в пластиковые или металлические емкости жидкости, затем их крепят на раму. Сложность заключается в декорировании емкости, чтобы ее было не видно;
  5. Композиция со смешением техник – цветы помещаются в губку-оазис или пробирку, а затем вплетаются на основу зеленью.

Выбор цветов для гирлянды зависит от избранной техники. Например, для первого и третьего варианта подойдут различные мелкоцветковые растения – альстромерия, астры, гвоздики, гортензия, лимониум и другие.

Примеры украшения иконостаса представлены на фотографиях:

История появления полумесяца

Когда в мусульманских общинах зародился ислам, ещё не придумали: в головы людей даже не приходила мысль о необходимости их существования. При жизни Мухаммеда армия использовала простые однотонные флаги: белые, зелёные или чёрные. Так продолжалось аж до 1453 года, когда турки перехватили власть в халифате и заняли Константинополь. От здешнего народа они и переняли изображение полумесяца: его начали рисовать на флагах и украшать им мечети.

Справочник архитектурного строения церкви приложение к проекту по МХК, истории на тему Этот удивительный храм

По другой легенде, основателю Османской империи приснился сон, в котором он увидел огромный полумесяц, что простирался от одного края земли до другого. Правитель посчитал это добрым знаком и решил сделать его символом своей династии. В эти времена полумесяц и звезда стали эмблемой боевых знамён и штандартов. Но не стоит также забывать, что изображение ночного светила активно использовалось задолго до возникновения этой религии. Например, нынешний символ ислама — полумесяц — венчал голову Артемиды.

Что говорят их оппоненты

Как противовес предыдущему суждению, некоторые приверженцы религии приводят противоположные доводы. Символы ислама и их значение они трактуют по-своему. Мол, пятиконечная звезда — это пять столбов их религии, а также пять обязательных ежедневных молитв. Что касается полумесяца, то он изображается на мечетях и минаретах, как символ почитания мусульманами лунного календаря.

Справочник архитектурного строения церкви приложение к проекту по МХК, истории на тему Этот удивительный храм

Дискуссии между двумя противоположными сторонами ведутся уже не один десяток лет, и более убедительными аргументами оперирует всё-таки первая группа. Действительно, если заглянуть глубоко в историю, можно увидеть, что в самом начале основоположники ислама и их ученики не поклонялись никаким изображениям и статуям. Они просто ходили по миру и проповедовали свою веру. Даже религиозные сооружения были тогда без украшений и символов. В отличие от христианских церквей, мечети имеют очень бедный вид. В середине нет никаких икон, алтарей и позолоты — только мозаика на стенах, цветы возле окна и ковры для удобства верующих, которые склонились в молитве.

Иконы и раки с мощами

Иконы и особо чтимые гробницы с мощами – это предметы, которым уделяет много внимания храмовая флористика. Пасха – это великое событие для православного мира, во время которого принято украшать цветами эти церковные святыни.

На Пасху в первую очередь украшают икону к празднику, которая носит название Воскресение Христово. Помимо данной святыни украшают и иконы иконостаса, а также особо значимые храмовые иконы, перечень которых у каждой церкви свой.

Как же оформляют иконы? Их принято украшать в большинстве случаев с помощью цветочных рамок в форме буквы П или квадрата, реже в форме овала или полуовала, для иконостаса украшение выполняют в виде арочной формы или гирлянды.

Для создания цветочных форм берут цветы с крупными бутонами, такие как георгины, розы, ромашки, хризантемы и дополняют их крупной и мелкой зеленью, фруктами, маленькими цветочками или ягодами.

Рисунок можно выполнить и из одноименных цветов в виде двух линий, например из гвоздик, с буквенным орнаментом ХВ, обозначающим сокращенные слова «Христос Воскресе».

Кроме икон на Великий праздник декорируют раки с мощами святых. Их драпировка зависит от внешней формы гробницы и возможности крепления для цветов.

Цветочные композиции могут быть совершенно разных форм. Это и прямые в виде линий или прямоугольников, и изогнутые в виде извилистой дорожки, и букеты в вазах, и гирлянды в виде лиан, обвивающих полностью основу ковчега и купол над ней.

Цветы могут также висеть в виде садов Семирамиды, спускаясь сверху купола вниз и создавая необычную картину. Для создания висячей композиции лучше всего подходят лизиантусы, орхидеи и некоторые виды ампельных растений.

Помимо икон и рак с мощами святых украшают и различные церковные атрибуты, что дополняет атмосферу Великого праздника.

Буддизм

Дхармачакра, или «колесо драхмы», а также «колесо закона», является символом учения Будды и изображается в виде колеса с пятью, шестью или восемью спицами. Ступица (центр колеса) символизирует светящуюся точку сознания, которая излучает душевный свет, а восемь спиц – следование «Благородному восьмеричному пути» (восьми благородным принципам), являющемуся сутью учения Будды. Вот эти принципы: правильное воззрение, правильное мышление, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание, правильное созерцание.

Дхармачакра

Иногда по бокам колеса изображаются две газели, которые являются символом буддистской проповеди. Это связано с преданием, что первой проповеди Будды внимали и эти животные.

Бхавачакра – сходный символ, также напоминающий колесо («колесо сансары»), обозначает бесконечное круговращение бытия, характеризующееся рождением, смертью и новыми рождениями.

Бхавачакра

Полумесяц и Османская империя

Как известно, держава турок просуществовала не одну сотню лет. Её жители активно использовали символ веры в исламе — полумесяц, поэтому сегодня многие народы ассоциируют его именно с этой религией. Хотя вначале он оставался просто эмблемой Османов, а не их верования. Ведь мусульмане на протяжении многих лет яро осуждали преклонение перед идолами, истуканами, любыми изображениями. У них не было амулетов и талисманов, икон и религиозных атрибутов. Поэтому и во времена Османской империи, и в современном мире полумесяц — скорее символ турецкого народа, так же как скрещённые сабли и пальмы — эмблема Саудовской Аравии. Мусульмане в этом отношении могут использовать разные изображения, главное, чтобы они не противоречили шариату.

В Османской империи свято чтили месяц. Турки говорили, что он играет важную роль в жизни людей. Во-первых, освещает дорогу ночью, в кромешной тьме. Во-вторых, благодаря его видоизменениям, человек может ориентироваться во времени. Символ ислама — полумесяц и звезда, его постоянная соседка, со временем трансформировались в понятие «огонька во мраке», который указывает путь всем истинно верующим людям.

Царские врата

Центральным элементом иконостаса выступают Царские Врата. Именно на них обращается взор любого человека, входящего в храм.

Царские врата представляют собой двери, ведущие в алтарь, и символизируют вход в Царствие Божие. Именно поэтому их принято украшать на различные праздники цветами.

Украшение церкви на Пасху предполагает больше использование живых растений, но возможно и добавление искусственных элементов, например, в виде декоративных листьев, плюща.

В зависимости от архитектурной формы Царские врата можно украсить как небольшими цветочными букетами, так и арочными длинными композициями. Также врата могут быть украшены по бокам стоячими композициями в вазах или пасхальными яйцами на подставке.

Украшение может быть выполнено и в виде длинной цветочной гирлянды, которая будет возвышаться не только над вратами, но и над иконами, расположенными рядом.

Наряжают вход в алтарь композициями из георгин, гвоздик, лилий, роз, тагетисов и хризантем, дополненных такой зеленью как гипсофила, папоротник, рускус и салал. Украшением могут служить и другие цветы с зеленью. Варианты декора представлены в галерее.

Оформление царских врат цветами на фото:

Суть ислама. Основные символы религии

Верование широко распространено в Азии. Около 23% людей на земле который был основан ещё в VII веке пророком Мухаммедом. Само понятие переводится как «послушание Богу и мир», что уже отображает основные догмы религии. Мусульмане проповедуют человечность и гармонию отношений, правильную честную жизнь на благо обществу и Родине, а также простоту, разумность, единство материального и духовного.

Все эти правила описаны в священном «Коране». Согласно легенде, книгу от имени Аллаха передал Мухаммеду С тех пор все мусульмане чтут описанные на этих страницах каноны, даже малейшее нарушение правил в Азии сурово карается. Символ ислама — полумесяц и его верная спутница Они неизменно красуются на всех мечетях — храмах, где истинные верующие молятся своему Аллаху. Кроме религиозных сооружений, символ ислама также часто встречается на флагах многих государств: Турции, Туниса, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана, Сингапура, Пакистана и других.

Даосизм

Знаменитые черно-белые «рыбки» Инь и Ян являются одной из основных концепций древнекитайской натурфилософии. Концепция Инь и Ян обозначает два положения: во-первых, что все в этом мире постоянно меняется, а во-вторых, что противоположности дополняют другу друга (в этом даосизм отчасти напоминает масонскую философию с одним из ее символов – шахматным полом; подробнее о масонстве и его символах читайте в статье Марины Птиченко «Масонство: не тайное общество, а общество с тайнами»). Целью человеческого существования по даосизму является баланс и гармония противоположностей, с чем трудно не согласиться. Инь обозначает черное, женское и внутреннее, Ян – белое, мужское и внешнее.

Инь Ян

Оккультизм

Общему названию учений, основанных на вере в потусторонние и сверхъестественные силы, – оккультизму, тоже соответствует свой символ – пентаграмма. Она является древнейшим и сложным мистическим символом, первые упоминания о котором относятся к Древней Греции. Пентаграмма в переводе с греческого дословно означает «пять линий». Этот символ, например, был отличительным знаком школы Пифагора, последователи которой считали, что красивый многоугольник обладает многими магическими свойствами. Исследователи считают, что пентаграмма, вероятно, появилась 4 тыс. лет назад в Месопотамии и обозначала, по всей видимости, астрономическую схему движения планеты Венеры. Этот звездный символ, как правило, обозначает человека, где верхняя точка – голова, а четыре остальные – конечности. Иногда пентаграмму рассматривают также как изображение пяти чувств.

Пентаграмма

Православный крест

Православный крест, как известно, отличается от католического и состоит из четырех перекладин. Малая горизонтальная обозначает табличку с начертанием «Иисус Назарей Царь Иудейский». Косая перекладина символизирует двух распятых рядом с Иисусом разбойников, где направленный вверх конец перекладины обозначает прощенного из них, а направленный вниз – второго, который попал в ад. Другая версия, однако, гласит, что перекладина – это просто упор для ног распятого, который не давал ему умереть сразу после казни.

Форма креста в виде двух балок, как и у католиков, пришла из древней Халдеи, где, как и в соседних странах, символизировала бога Таммуза.

Католический крест

Каждая религия имеет свои символы. Они — не только рисунки, которые выдумали древние народы из-за собственной прихоти или любви к искусству. Созданные ими изображения — их абстрактное видение и понимание Бога, его сущности. помогающая людям понять основы верования, его глубину, связь с эмоциональным началом. В нашей жизни много символов, но только религиозные отображают целый спектр моральных ценностей, а также имеют большую силу и неоспоримое влияние на простого человека.

Святые храмы и иконы

Храмы на Руси стали строить сразу же после принятия крещения. Самые большие храмы в центральных городах строили из камня. Для этого вызывали из Греции мастеров. Остальные храмы были деревянными. Первой церковью, упоминаемой в летописи, была деревянная церковь в честь святителя Василия Великого — небесного покровителя св. кн. Владимира. Это была традиция на Руси — освящать храмы в честь князей-покровителей. Это означало сугубый покров над ним, а значит и над всем народом. Также это было символом и исповеданием веры в то, что князь имеет тесную связь с Царством Небесным, а также в то, что он, а значит, и весь народ находится под небесным покровительством. Другую церковь кн. Владимир построил на месте мученической смерти свв. Феодора и Иоанна — подобно тому, как в Римской Римской империи храмы строились на местах мученической смерти и духовных подвигов святых. Этот храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы. Его строительством на Руси начинается усиленное почитание Божией Матери. Одной из первых церквей была церковь св. Георгия Победоносца. Россия всегда жила среди врагов и почти непрерывно воевала. Теперь уже воинский подвиг освящался верой и примером святых и был под покровительством воина-мученика. Только сначала называли «церковь в честь св. Георгия Великомученика», а уж через несколько столетий, когда Россия вышла победительницей во многих войнах и когда от военных побед стала зависеть жизнь всей страны, стали называть «церковь в честь св. Георгия Победоносца». Также одной из первых церквей, основанных св. Владимиром, был каменный храм в честь Преображения Господня. Тоже очень знаменательно, потому что преображение души благодатью Божией является целью христианской жизни и стало целью жизни русского народа.

В подражание храму Святой Софии в Константинополе, главному храму Византийской империи, в двух главных столицах Киевской Руси — в Киеве и Новгороде — главные храмы были освящены «во имя Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса Христа». Это было символом преемственности Православия от Византии, а также исповеданием причастности к святости и славе Матери-Церкви. Но храмы в честь Софии не получили распространения в России. В Византийской империи главный храм был освящен в честь Софии еще при по откровению, бывшему равноапостольному Константину свыше, потому что Византии предстояло явить христианскую мудрость в борьбе с языческой философией, еретиками, в прояснении православного вероучения на Вселенских и Поместных Соборах и в трудах святых отцов, в развитии церковных канонов, богослужения и т.д. Поэтому храм св. Софии в Константинополе отражал служение византийской Церкви Вселенскому Православию. Русь приняла христианство практически в готовом виде. Целью русских подвижников стало не развитие православного богословия, а его хранение и осуществление его в жизни, то есть спасении души. Поэтому храмы в честь Христа, у нас стали называть «в честь Спаса».

На Руси не было языческих храмов. Появившиеся православные храмы и развитое богослужение свидетельствовали нашим предкам о величии Православия. О том, какое значение имело богослужение для русского народа в тот период, какой оно стало неотъемлемой частью русской жизни свидетельствует то, что в XII в. только в одном Киеве было более 600 храмов. Современный церковный историк В.И.Петрушко полагает, что к концу правления Ярослава в Киеве было до тысячи церквей. Киев насчитывал около 100 тыс. жителей, т.е. на 50-100 человек приходился один храм. Причем по свидетельству греков, «церкви там полны людей, в селениях и городах благоверных все прилежат к молитве, все предстоят к Богу». Для сравнения можно привести тот факт, что сейчас в Москве действует менее 500 храмов, т.е. один храм приходится примерно на 28 тысяч жителей Москвы (вместе с приезжими).

В Православной Церкви неотъемлемой принадлежностью храма и богослужения являются иконы. В XI в. на Руси появился первый русский иконописец — преподобный Алипий. Главные храмы в Киеве и Новгороде были украшены фресками и орнаментной мозаикой. «В киевском храме Св. Софии, Премудрости Божией, главном храме русской митрополии, появилась сюжетная мозаика работы византийских мастеров». Иконы Божией Матери стали покровителями России и русских городов. Божия Матерь велела св. Андрею Боголюбскому перенести свой образ во Владимир, и там началось объединение Руси. Так Владимирская икона Божией Матери стала покровительницей и символом русской православной государственности. Когда святой князь Андрей хотел наказать Новгород за сопротивление объединению Руси, Божия Матерь через Свою икону Знамение защитила кающихся новгородцев.

Правила украшения храма на Пасху

В отличие от богатого и роскошного убранства католических храмов, в православных церквях допускают цветочные украшения, но в менее пышном исполнении. При этом украшать разрешается далеко не все предметы в храме.

Строгих норм украшения не существует, но существуют некоторые ограничения и требования к оформлению дома Божьего. Поэтому на сегодняшний день негласные правила по украшению выглядят следующим образом:

  1. Цветочного оформления должно быть в меру, поскольку чересчур богатый интерьер будет отвлекать от молитв;
  2. Не желательно декорировать цветами большое количество икон в храме, а украшать лучше особенно чтимые иконы, икону к Празднику, иконы у Царских врат;
  3. При составлении композиции цветы не должны заслонять иконы и другие церковные атрибуты;
  4. Желательно использовать в композиции не более трех видов цветов;
  5. Не стоит выбирать для украшения сильно-пахнущие растения, чтобы не вызвать у прихожан плохого самочувствия;
  6. Растения не должны быть ядовитыми или опасными для людей;
  7. В праздничной пасхальной палитре в большей степени должны использоваться белые, красные, желтые и оранжевые оттенки;
  8. При украшении икон симметричными композициями нужно использовать зеркальное соответствие как по длине и высоте, так и по цвету и размеру цветов;
  9. По форме работы нужно выполнять круглыми, прямоугольными или треугольными;
  10. Композиция должна выглядеть гармоничной в целом.

Следуя этим правилам можно приступить к флористическому оформлению храма.

Но стоит отметить, что праздник Пасхи допускает небольшое отклонение от указанных правил и позволяет оформлять храмы и соборы чуть более пышно, чем в другие крупные праздники.

Это связано с тем, что праздник выступает символом возрождения, воскрешения, он выражает самые светлые людские чувства и говорит о вечной жизни и спасении для всех людей.

На Пасху наиболее часто украшают Плащаницу, Царские врата, элементы иконостаса, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки, некоторые церковные атрибуты, решение об оформлении которых принимает отец-настоятель.

Плащаница

Плащаница – это особенная святыня в православии. Она представляет собой холст, на который нанесено изображение Иисуса Христа, лежащего во гробу. Вокруг этого плато совершаются важные религиозные обряды как до наступления Великого Воскресения Христова, так и после него.

Плащаница устанавливается на постамент после выноса из алтаря во время Великой Субботы. Это возвышение располагается в центре храма, поэтому декорирование цветами не просто красиво подчеркивает религиозный рисунок, но и позволяет и совершать богослужения рядом, и молиться прихожанам.

В оформлении плащаницы цветами на Пасху традиционно используют белые растения. Дополняют их цветами розовой, красной или бордовой гаммы. Флористы располагают растения другой гаммы достаточно редко, на таком расстоянии, чтобы лишь создавать небольшие акценты, но не нарушать основной цвет.

Во флористике при составлении композиций используют цветочный прямоугольный орнамент, который чаще создают из амариллисов, гвоздик, гербер, лилий, роз и хризантем, чем из калл и тюльпанов. Разбавляют цветочный декор зеленью или ягодами, например, гипсофилой или гиперикумом. Красные ягодки последнего символизируют капли крови Христа.

Украшение плащаницы цветами на Пасху допускает и дополнительные декорации рядом с Плащаницей в виде ваз, корзин и цветочных постаментов. Вазы и постаменты подбирают белого цвета и наполняют их высокими цветами, такими как гладиолусы, ранункулюс, розы и хризантемы с остроконечной зеленью.

Декорирование плащаницы также зависит от пожеланий священнослужителей. Так некоторые священники просят создавать цветочные композиции с таким количеством цветов, которое будет символизировать 33 года, прожитых Иисусом Христом. Какие виды украшения создают, смотрите в галерее ниже.

Украшение плащаницы живыми цветами на Пасху, фото и картинки:

Мастер-класс Изготовление пасхального яйца для украшения храма

Один из интересных мастер-классов по оформлению храма на пасху цветами – это изготовление большого пасхального яйца.

Для выполнения данной работы понадобятся определенные материалы и инструменты:

  1. Флористическая губка-оазис в количестве восьми штук;
  2. Канцелярский нож;
  3. Лента флористическая Анкор;
  4. Секатор или остро-наточенные ножницы;
  5. Бамбуковые палочки длиной пятнадцать сантиметров несколько упаковок (зависит от количества штук в упаковке);
  6. Гвоздики красного цвета в количестве не менее 200 штук;
  7. Гвоздики белого цвета в количестве не менее 80 штук;
  8. Листья аспидистры в количестве нескольких упаковок;
  9. Деревянная опора-подставка;
  10. Церковный подсвечник;
  11. Степлер со скобами.

Последовательность действий по изготовлению будет следующая:

  1. Берем деревянную опору и вставляем ее в подсвечник;
  2. Подгоняем опору до необходимой высоты: снизу – по длине подсвечника, сверху – по длине трех устанавливаемых губок-оазисов;
  3. Подготавливаем гвоздики: удаляем все листья, укорачиваем стебель на 2 см, ставим в воду 20-25 градусов на 7-8 часов;
  4. После завершения времени стебель цветов косо подрезаем секатором, оставляя на стебле 4-5 см длины, удаляем старые лепестки на бутоне;
  5. Берем емкость, заполняем ее водой, укладываем губку-оазис и ждем, когда она сама полностью погрузится в воду, после этого вытаскиваем ее. Пропитываем таким образом все губки;
  6. Создаем первый ярус композиции. Для этого: устанавливаем по две губки с двух сторон от опоры, удаляем середину у губок канцелярским ножом и ставим рядом с деревянной опорой, закрепляем лентой-анкором;
  7. Создаем второй ярус композиции. Для этого: берем одну губку-оазис и в центр помещаем две бамбуковые палочки до середины их длины. Затем вырезаем середину губки, там где должна быть расположена опора, и производим фиксацию с помощью ленты-анкора;
  8. Ставим второй ярус на первый и делаем тоже самое еще с тремя губками;
  9. Проверяем фиксацию, при необходимости дополнительно укрепляем анкором;
  10. Данную конструкцию обрезаем ножом, создавая картинку в виду яйца;
  11. Берем аспидистру и аккуратно сгибаем напополам, скрепляя края скобами, ставим по нижнему краю формы-оазиса;
  12. Берем гвоздику красного цвета и плотно заполняем цветами по кругу снизу вверх созданную форму, чтобы не оставалось пустого пространства;
  13. Дополняем форму пасхальной надписью в виде двух букв «ХВ» из белых гвоздик.

Такую композицию не сложно исполнить своими руками, единственно, что она потребует – это несколько часов на исполнение.

Кроме данного мастер-класса интересный и познавательный уроки по созданию флористической композиции для храма представлен на видео:

Церковные атрибуты

В каждом храме находится множество церковных атрибутов, которые или служат необходимым предметом церковного интерьера, или применяются во время богослужений. Но некоторая храмовая утварь украшается во время праздников.

Украшение храма на Пасху предусматривает добавление цветочных композиций на следующие атрибуты:

  1. Аналой – особый деревянный столик-подставка, на который устанавливается икона, крест или кладется церковная книга. Аналой принято украшать рядом стоящими композициями, например, треугольными. Дополнить аналой с двух сторон могут и пасхальные яйца из цветов;
  2. Выносные свечи оформляют снизу небольшими цветочными букетиками, в состав которых входят несколько крупных цветов, к примеру – герберы или розы, дополненные мелкими соцветиями или различной зеленью;
  3. Крест, один из важных предметов в православии, кладут на постамент и окружают цветами, создавая крестоообразную или овальную форму с помощью губки-оазиса. Чтобы выделить крест лучше выбирать крупные цветы и обрамлять их большими листьями зелени. Например, хорошее сочетание – это гвоздики с листьями аспарагуса или розы с листьями папоротника;
  4. Подсвечники оформляют вьющимися растениями с добавлением крупных бутонов цветов, обрамляют лентами и нитями бусин. Украшение может состоять также из маленьких букетиков с мелкими соцветиями, также дополненных декором в виде лент, тесьмы, бусин и небольших пасхальных яиц;
  5. Паникадило – это главная люстра в храме, которую часто украшают во время Пасхи. Люстра имеет круглую многоярусную форму, но в основном цветами украшают нижний ярус. Для этого создается цветочный венок, например из хризантем и зелени, и подвешивается снизу паникадила. Украсить люстру могут и подвесные композиции в виде небольших букетов или цветочных шаров.

Также церковный зал можно украсить различными подвесными элементами в виде пасхальных яиц, цветочных гирлянд на стенах и других композиций.

Существуют различные мастер-классы по оформлению храмовой утвари в церкви, одни из них более простые, другие более сложные, но мы рассмотрим урок: как изготовить крупное пасхальное яйцо – символ Великого праздника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: