Силуан афонский житие

Прощенный убийца

Семен был человеком огромной силы. Но в один из вечеров она чуть не стала причиной убийства. Как рассказывал сам старец, на улице с ним, молодым крестьянином, стал задираться один мужик, сапожник, и Семен сначала думал уступить нахалу. Но потом решил не позориться перед девушками села – все высыпали в тот вечер на улицу – и сильно ударил драчуна в грудь. Тот отлетел, упал навзничь, и изо рта у него потекла кровь…

К счастью, сапожник выжил, но Семен тогда сильно испугался. Этот случай он вспомнил позже: увидев, как в какой-то праздник его односельчанин играл на гармошке и плясал, хотя недавно вернулся из тюрьмы, где сидел за убийство. Семен спросил его: «Как ты можешь плясать, ты же человека убил в пьяной драке?» А тот ответил: «Когда я был в остроге, то много молился Богу, чтобы простил меня, и Бог простил, потому я теперь спокойно играю». Тогда будущий подвижник стал понимать, что такое прощение и милосердие Бога.

***

«Я жалею, плачу и рыдаю о людях. Многие думают: я много нагрешил – убивал, грабил, насиловал, клеветал, распутничал и многое другое делал, и от стыда не идут на покаяние. Но они забывают, что все грехи их пред Богом, что капля в море».

Неформальное общение с Богом

Силуан афонский житиеВсе писания святого делятся на три больших блока. Первый посвящен личным отношениям с Богом. В нем святой смотрит вверх. Во втором блоке святой описывает то, как он видит себя по отношению к своему народу и Земле. В нем он смотрит вниз. И третий блок посвящен тому, что изменяет человека и приближает его к Богу – действию Святого Духа.

Мы почти все зашорены негласным запретом на самостоятельную беседу и на самостоятельные отношения с Богом. Нас учат, что это и опасно и дерзко. Более того, нам предлагают общаться с Богом посредством чужих диалогов – молитв, и то под наблюдением старцев или иных духовных вожатых. То есть наша самостоятельность в отношениях с Богом практически сведена к нулю. А наши отношения между священниками и мирянами отчуждаются до отношений посвященных медиумов, знающих о духовном мире почти всё, и профанов, не знающих о духовном мире почти ничего.

А теперь представьте себе, что вы приехали к родному отцу, в свой родной дом и беседуете с ним по методичке, да еще под наблюдением наставника, который вас не очень-то хорошо и знает.

Но хозяин дома – отец! Родной отец. Любимый. Доверенный. Он же всё знает про меня. И ни одна самая прекрасная молитва не может выразить всех наших нюансов отношений с Богом.

Например, мы часто читаем каноны и акафисты об исцелении или упокоении своих близких и родных. И большая часть текста абсолютно неприложима к нашей ситуации, потому что в ней описывается какая-то совсем другая ситуация, вытекающая из личного опыта святого. Да еще сама подача текста такова, что то и дело путаются диалоги от первого, второго и третьего лица.

Эта беседа святого, в которой смешано пространство и время, обычна для древности, но не совсем понятна сегодня. В этих произведениях часто описывается проблематика чужого горя и чужой беды. Но мы, отключив критическое восприятие текста и не вполне понимая целые его блоки, не имеющие к нам никакого отношения, читаем всё как есть, часто бессмысленно, за послушание.

Так уж сложилось и так делают все. Часто молитвы у нас имеют ценность подоходного налога на счастье и здоровье. Мы платим Богу терпением и временем чтения, а не осмысливанием и приложением души.

Отсутствие личного диалога с Богом – огромное упущение и даже в травма в отношениях с Ним.

Понятно, что есть профессионалы: архитекторы, врачи, учителя, автомеханики и электрики, которые умнее нас и помогают нам вести наше хозяйство. Так и в духовном мире. Наставник и священник есть лица недоступные нам по глубине харизмы и посвящению в таинства. Им прилично давать нам советы и мастер-классы. Но жить одними советами нельзя. Бог дал голову не для шапки, а сердце не для пангамата кальция.

Святой Силуан совершил прорыв в искусстве личного неформального общения с Богом. Мало того, он научил, как это делается.

Любит моя душа Господа,
И как скрою огонь сей,
Который согревает душу мою?

Как могу я не говорить о Боге,
Если душа моя увлечена Им?
Что скажу я душе своей –
Скрой словеса Господни в себе?

И я буду спрошен,
Зачем я скрыл милости Господни
И не сказал о них людям,
Чтобы все любили Бога
И нашли в Нем покой.

Всё как в семье. Есть старший брат и есть младший. Старший, например, чинит с отцом автомобиль, а младший стоит рядом и вникает, в чем суть дела, как и о чем беседуют они и как вместе работают. Он старается понять дело и научиться говорить с отцом о делах.

Так у нас со святыми. Мы, как младшие братья, учимся у них беседовать с Богом и работать вместе с Ним. Житие преподобного Силуана есть открытый мастер-класс жизни с Богом.

В чём помогает святой

Особенно молятся святому Силуану в дни его памяти. В праздничные дни, посвященные святому, на вечерней службе в храме обязательно прочитают ему канон и споют тропарь и кондак.

Дни памяти святого Силуана Афонского: 10 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных. 10 августа – Собор Тамбовских святых . 23 сентября – Собор Липецких святых. 24 сентября — день смерти святого.

Если святой близок, можно сугубо молиться ему на келейной молитве – например, прочитать акафист Силуану Афонскому. Канон можно также читать дома, а чтение акафиста любимому святому можно заказать в храме на молебне.

Усиленно помолившись дома или в храме святому Силуану, можно обратиться к нему и со своими просьбами, чтобы он донес наши молитвы Господу. Святые не волшебники, они стяжали у Бога такую благодать, что Он всегда слышит их молитвы. Вот почему мы грешные избираем святых ходатаями ко Господу о нас, и «почтальонами» для наших молитв.

Святой Силуан угодил Господу не только своими подвигами – трудами, бдениями, постоянной молитвой, но главное – глубоким покаянным чувством и детской любовью к своему Творцу.

Господь сказал «просите, и дано будет вам» ( Лк.11:9). Верим, что «истинно слово всяко Владыки и Бога моего», и там, в Горних обителях многое дерзновение и любовь имеет святой Силуан молиться за нас.

Преподобному молятся о даровании смирения и любви ко всем людям, об исправлении и улаживании ссор и раздоров, при одержимости страстью блуда и пьянства, от гневливости. Святой — помощник в иноческом делании. Стихи 7-го икоса акафиста, посвященного святому, указывают кому и в чем помогает Силуан Афонский:

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST “Большой и добрый великан”из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала “Остров”Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST “Гений”из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме “Темный дворецкий”из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен”Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST “Полный расколбас”OST “Свободный штат Джонса”OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек – птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Что в нем особенного

Семен Антонов, будущий Силуан, был простым, едва грамотным крестьянином Тамбовской губернии. Родился в 1866 году. Служил в армии. Высокого роста, крепкого телосложения. Добрый и очень чуткий — эту черту он унаследовал от отца. Уже на Афоне старец вспоминал, как, работая с отцом на поле, однажды приготовил на обед мясо — забыл, что была пятница. Отец как будто ничего не заметил, и лишь через полгода поведал, что ел тогда мясо с отвращением, как стерву (падаль — устар.), но замечания делать не стал, только спустя долгое время нашел он подходящий момент для укора.

В 12 лет Семен слушал рассказ о святом подвижнике Иоанне Сезеновском и вдруг понял: «Если он святой, то значит Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле — искать Его». Мальчик так живо и серьезно обратился к вере, что захотел сразу постричься в монахи. Родители удержали: «Сначала кончи военную службу, а потом будешь свободен пойти в монастырь». Жизнь снова потекла буднями, работа, суета и развлечения заглушили духовную жажду. Семен жил «как все». Сельские девки заглядывались на него, и Семен не устоял, согрешил с односельчанкой. На следующее утро после случившегося отец тихо спросил его: «Сынок, где ты был вчера? Болело сердце мое». Эти слова запали ему в душу, позднее старец говорил: «Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный…, но был кроткий и мудрый человек».

Уже приближалось время идти в армию, когда желание монашества воскресло. Во сне юноша вдруг увидел и понял порочность своей жизни и теперь уже навсегда решился спасать душу, уйдя от мира. Солдатское житье только укрепило его в этом.

На Афон Семен Антонов попал в 1892 году. Приняв постриг с именем Силуан, работал на мельнице, потом экономом. Русский Пантелеимонов монастырь тогда был целым городом со своим хозяйством, с населением в две тысячи человек. Умер монах Силуан в 1938 году. Биографические данные могут вызвать только разочарование — ни быстрого «служебного роста», ни какой-то яркой деятельности… даже особой известностью среди афонской братии старец Силуан не пользовался — некоторые восхищались, другие недоумевали: «Что вы в нем нашли особенного?»

К счастью, наши сведения о преподобном не исчерпываются данными монастырского архива. Ближайший ученик Силуана — архимандрит Софроний (Сахаров) составил его жизнеописание, духовный портрет: как он узнал старца за долгие годы жизни под его руководством. И, что еще более ценно, отец Софроний издал записи самого Силуана Афонского, удивительные капли золотых мыслей. Читая их, мы несколько приоткрываем тайну духовного пути святого. Пути ярчайшего и необычного, полного высших радостей и болезненных скорбей, пути, проходящего по самой границе отчаяния ада и небесного утешения.

Силуан афонский житие

Силуан не встретил на Афоне наставника, который бы уберегал его от опасностей, неизбежно предстоящих новоначальному иноку. Он руководствовался многовековыми традициями афонских подвижников, укладом монастырской жизни. Главное же средство к спасению было — предание себя Божией воле.

«Когда нет добрых наставников, — писал преподобный, — то должно предаться воле Божией во смирении, и тогда Господь Своею благодатью будет умудрять, ибо Господь так много нас любит, что и выразить невозможно, и ум постигнуть не может, и только Духом Святым познается Божия любовь от веры, от ума же не познается».

Так описывает Силуан свою духовную жизнь: череду искания, встречи с Богом, потери благодати, опять поиска: «Грешную душу призвал Господь на покаяние, и душа обратилась ко Господу, и Он милостиво принял ее и показал ей Себя. Господь очень милостив, смирен и кроток. По множеству благости Своей Он не помянул грехов души, и душа возлюбила Его до конца, и рвется к Нему, как птица из тесной клетки в зеленую рощу. Душа человека познала Бога, Бога милостивого, и щедрого, и сладчайшего, и возлюбила Его до конца, и по множеству жара любви влечется к Нему ненасытно, ибо благодать Господня сладка весьма и греет ум, и сердце, и все тело немощное. И вдруг душа теряет такую благодать Господню; и думает тогда: чем-нибудь я оскорбил Владыку; буду просить Его милость; может быть Он снова даст мне благодать, ибо душа моя уже ничего не хочет в мире сем, кроме Господа. Любовь Господня так горяча, что если вкусит ее душа, то уже ничего другого не желает она; и если потеряет ее или если умалится благодать, то какие молитвы изливает тогда душа пред Богом, желая снова обрести благодать Его. Так Преподобный Серафим выстоял три года день и ночь на камне, ибо душа его познала Господа, и усладилась Его благодатью, и возлюбила Его до конца».

С неба на землю, с земли на небо

Душа подобна невесте,
А Господь – жениху.
И любят они друг друга,
И скучают друг о друге.

Силуан афонский житие

Картина Елены Черкасовой

Святые чрезвычайно важны для народа. «Не стоит город без святого, а село без праведника».

Святые – послы Бога в народе. Святые – предстоятели за народ перед Богом. Без святых нет народа. Если какому-то народу не нужен Бог и Его святые, то и Богу не нужен такой народ.

Двадцатый век дал нам невероятное количество святых. Но среди этого многочисленного сонма особенно выделяются два человека. Их особенность в том, что они открыли нечто новое в отношениях народа и Бога.

Нашли не специально. Жили так, как понимали себя, но Бог дал им сделать непроизвольное открытие.

Сами по себе святые ищут одного своего спасения. Но для Бога и для народа святые важны все-таки не только своим спасением, но и тем, что обновляют отношения Бога и народа. Бог-то нас всегда видит, а вот народу нужен тот, кто научит его видеть Бога близко. Видеть Бога – это и есть вера. И святые учат народ вере.

Такими необычными святыми, которые совершили подвиг веры и научили народ чему-то новому в вере, стали Павел Груздев и Силуан Афонский.

Есть две точки зрения на мир: с неба на землю и с земли на небо.

Павел Груздев сумел посмотреть на народ с неба и увидел, что Церковь шире церковной ограды. Он смог увидеть сыновей и дочерей Бога не только в священниках, монахах и прихожанах, но в людях: шоферах, врачах, рабочих, крестьянах. Он догадался, что община – это не только общество за чаем после литургии или те, кто слушает батюшкины лекции после службы, но все те, кто служит Богу правдой и жертвой.

Он увидел, что Церковь – это на самом деле весь мир, работающий Богу, без разделений на епархии и приходы. Так сказать, очевидное и невероятное заключается в том, что и Сам Бог примерно так же смотрит на мир. Отец Павел научил нас видеть себя глазами Бога.

Силуан Афонский, наоборот, сумел привлечь внимание народа к небу. Он пригласил нас попробовать наладить беседу с Богом

В истории Церкви людей – собеседников Божиих не так уж много. Самым великим собеседником Бога был царь Давид.

Нет, не «Война и мир» и не «Гамлет» – самые лучшие книги, а Псалтырь. Именно она есть книга книг всех времен и народов. В ней верх поэзии, в ней верх драматургии и настоящие глубины премудрости.

Почти все святые ученые люди оставили после себя поучения. Но масштаб Псалтыри, мощь мысли, сила духа оказались непревзойденными.

Писатели делятся на тех, кто пишет для народа, тех, кто пишет для вечности, и тех, кто пишет Богу.

Как ни странно, но среди ученых святых людей таких, которые писали Богу, были единицы. Тех, кто поучал народ, было много. Тех, кто делился тайными знаниями, тоже было много, но тех, кто непрерывно смотрел на небо и всю жизнь обратил в диалог с Богом, – таких были единицы.

Внезапно такой человек родился в России, в Тамбовской губернии, в обычном русском селе. Бог избрал себе нового Давида не среди духовной профессуры и не среди князей Церкви, а среди пастушков, как это однажды было с юным Давидом. Им оказался Семен Иванович Антонов.

Силуан афонский житие

Христос

Поступивший в монастырь будущий преподобный был наивен и неподготовлен. Он много молился, но помыслы говорили ему: «Вот ты молишься, хорошо, может быть, ты спасешься. А что если в раю ты не увидишь ни матери, ни отца, ни сестер, ни братьев? Не будет тебе там никакой радости».

Однажды келлия монаха наполнилась светом, пронизывающим его насквозь, и он услышал: «Прими – это благодать». Но вместо радости он испытал смущение и не знал, что и думать. После этого ему трудно было по-прежнему молиться, однажды он даже расхохотался во время молитвы, правда, тут же сильно ударил себя кулаком по лбу, чтобы прийти в себя. И тогда понял, что явление света не имело отношения к Богу…

Он стал видеть бесов и по наивности разговаривал с ними, «как с людьми». Одни говорили ему: «Ты уже спасен!», другие: «Ты не спасешься». Когда он спросил, почему они сообщают разное, услышал насмешливый ответ: «Мы никогда правды не говорим».

Молодой монах мучился от всего, что с ним происходило, молился, но силы его таяли. Однажды он в отчаянии подумал, сидя у себя в келии: «Бога умолить невозможно». И почувствовал полную оставленность… Через час в состоянии страшной тоски он все-таки пошел на богослужение. И там, рассказывает старец, ему явился живой Христос… Это был момент, перевернувший жизнь преподобного и сделавшего всю ее стремлением к Богу.

***

«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: Ах, какой у нас Господь!… Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы… Господь Сам есть одна Любовь…»

Преподобный Силуан Афонский 6 историй из жизни, 7 изречений

«Он хоть очень просто, но как-то смело и дерзновенно говорил о молитве и о Боге, как о родном Отце, – вспоминал о преподобном Силуане один схимонах. – Я, бывало, останавливал его и говорил: «Перестань, отец»… Мне казалось, что он потерял страх Божий…Так вот скрыл от меня…Уж очень был он простой. Я только теперь понял всю ошибку… Он пришел в меру святых отцов».

Силуан афонский житие

Преподобный Силуан жил на рубеже 19-20 веков, сохранились его прижизненные фотографии. Это был обыкновенный крестьянин, закончивший только два класса сельской школы, живший, как все – работал, гулял с девушками, дрался, однажды даже чуть не убил человека, служил в армии. А в 26 лет уехал на Афон, чтобы остаться там до самой смерти.

Кто-то из святых известен милосердием, кто-то даром слова… Преподобного Силуана помнят за то, что он любил Бога на пределе человеческих сил и тосковал о Нем. «Тоскует душа моя по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя», – нередко так он прерывал свои записи. К нему тянулись необразованные и образованные, миряне и священники, и всегда оставались под впечатлением от этого человека.

Подвижник умер в 1938 году, после болезни. Умер так тихо, что этого не заметили те, кто лежал рядом с ним в больнице. У нас остались его поучения, молитвы, псалмы и биография, которую написал его близкий друг, отец Софроний (Сахаров), основатель православного монастыря в Англии.

Близость Бога к человеку

В итоге, оценивая наследие преподобного Силуана Афонского, можно сказать, что он не просто велик тем, что по времени жизни близок к нам и пишет о вещах, нам понятных. Он в самом деле велик, ибо приоткрыл тайну величия человека, факт близости Бога и сумел этой тайне научить народ.

Не всякому смертному дан такой великий дар – научить человека тому, что он сын Бога и Его любимое творение.

Невозможно без волнения читать Псалтырь Силуана – дневник бесед человека с Богом. В ней он устремляется к Господу своей сильной душой и максимально сокращает расстояние между Богом и человеком. И мы видим, как это делается.

Во многих местах святой спрашивает о чем-то Бога и получает ответ. И мы восторгаемся и содрогаемся от того, что его диалог с Богом реален. Мы поражаемся этим диалогам и чудесам, бывшим со святым, и говорим в своей душе:

– Работает!

Силуан Афонский обновил веру не только в своей душе, он обновил ее в душах десятков тысяч его читателей и почитателей. Он не только показал близость Бога к человеку – он открыл многим немые уста и научил беседовать со Христом, желать и приглашать к себе в душу Святого Духа и позволять Ему действовать в нас.

В преподобном Силуане Афонском явился редчайший тип святости, обращенной одновременно к Богу и к Его народу в нужное время и в нужном месте:

О, народы всей земли,
На коленях припадаю пред вами
И умоляю со слезами:
Придите ко Христу!

Я знаю Его любовь к вам,
Я знаю и потому кричу всей земле.

В то время, когда была разрушена Русская Церковь, в то время, когда шатаются устои всех Церквей во всём мире, в то время, когда соль становится не соленой, Бог вовремя посылает в мир Своего святого, который учит понимать Святого Духа в условиях разобщенности и нестроений, постигших мир.

Вот роль Святого Духа, указанная Богом, особенно востребованная в наше время:

Личное свидетельство о Боге и есть смысл проповеди. Святой на своем личном примере произнес проповедь длиною в жизнь о близости Бога. Преподобный Силуан на своем примере показал, как приходит Дух и как Он учит.

Силуан афонский житие

Картина Елены Черкасовой

Слава Богу, что Он посылает таких святых Своему народу в то время, когда они больше всего народу нужны. Лишний раз поражаешься заботливости Бога, Его любви к нам, которая из простого тамбовского мужика может создать нового Давида-псалмопевца. Любовь Божия не только создала духовного писателя, но и подарила народу человека, научившего его накоротке беседовать с Троицей. Эта Любовь Господа не только вернула народу дар слова, но и тронула сердце святого так, что он до сих пор молится о спасении людей и напоминает ему:

Господь любит всех людей,
Но кто ищет Его,
Того любит больше.

В этих словах великая радость:
Если Господь наш,
То и всё наше.

И ты, святой Силуан, приклони ухо свое к нам, к своему народу! Ты всегда со слезами и сердечным сокрушением думал о своем народе. Так помяни же и сейчас нас в Рае, где ты ныне живешь и наслаждаешься блаженством созерцания лика Господа и Бога нашего Иисуса Христа, чтобы и нам хоть что-то было послано от твоего блаженства и любви к Богу, по твоей молитве и по милости любимого нами Господа Бога Иисуса Христа.

Я стар и уже жду смерти,
И пишу по любви к народу –
Быть может, хоть одна душа спасется
И за нее я буду благодарить Бога.

Кто просит у меня молитв,
За тех слезно прошу Господа:

Господи, дай им Духа Твоего Святого,
Да познают тебя Духом Святым!

Силуан Афонский

Силуан афонский житие

Разрушающийся родной дом святого в Липецкой области, село Шовское

Мир и великодушие

Божие избранничество и харизма не от людей. Они дар Божий, вложенный Богом в особенную душу, подготовленную к выбору самим человеком.

Душа молодого крестьянина была воспитана его отцом. Главными отеческими добродетелями явились два очень важных мирских сокровища: мир и великодушие.

«Блаженны миротворцы – ибо они сынами Божиими нарекутся». А когда они нарекутся так, то становятся великими душами, питаемыми Святым Духом – и мы их узнаем по великодушию. Мир – это внутреннее устроение. Великодушие – мир души, явленный и основанный в Боге.

Пример такого мирного устроения души и великодушия крестьянского парня мы видим в двух фрагментах его жития.

Первый фрагмент – о мирном устроении души.

Однажды Семен со своим отцом пришел на свое поле и, увидев, что кто-то гребет руками их пшеницу, хотел остановить вора, но отец не дал, пожалев странника и помянув Бога, от Которого и бедность, и достаток.

Парня забрали в армию. Там у него был друг. Другу пришло письмо из деревни, из которого он узнал, что невеста изменила ему и прижила ребенка. И вот, просыпающееся в духе сердце будущего святого Силуана научило сердце товарища и миру, и великодушию, и блаженству.

Семен посоветовал другу простить невесту и принять ее вместе с ребенком. И, о чудо, произошло преображение и друга, и невесты, и родителей.

Когда солдат подходил к деревне, то его встретили родители и невеста с ребенком на руках. И все они стояли СКУЧНЫЕ. Солдат подошел, взял ребенка на руки и улыбнулся ему. И вдруг все ожили, засмеялись и стали обниматься.

Вот для этого и нужны святые – учить быть как Бог и жить в блаженстве вместе с Богом. Это блаженство и смогли принять наученные Семеном крестьяне.

Семен рано вкусил блаженства. А вкусив его, заболел тоской по небу, не отпускавшей его всю жизнь. Его душа стремилась к небу и всю жизнь искала источник блаженства – Бога. Вся жизнь святого превратилась в один непрерывный диалог с Богом, который подвижник отразил на бумаге.

Когда Господь посетит,
То душа знает, что был
Милый гость и ушел.
И скучает душа по Нему,
И слезно ищет Его.

Где Ты, Свете мой,
Где Ты, Радость моя?
Следы Твои благоухают
В душе моей, но Тебя нет
И скучает душа моя по Тебе.

Сила, с которой святой устремился душой к Богу, его честность и простота подняли его на уровень псалмопевца Давида.

Однако если Давид общался с Богом в понятиях Ветхого Завета и его книга наполнена мотивами борьбы, победы, кознями врагов и другими моментами духовной и физической борьбы, то у Силуана его Новая Псалтырь проникнута не духом военно-политического доминирования, не конями, мечами, сетями, колесницами, сокрушенными зубами, левиафанами, вранами на нырище, птицами особящимися на зде, военными трубами, а пропитана евангельским духом любви и населена святыми и ангелами. Пространство Псалтыри Силуана – это наполовину преображенный мир. Наполовину Рай на земле. Его Псалтырь – это дневник паломника, стоящего у врат Царства Небесного.

Такая Псалтырь Евангелия непременно должна была явиться и в христианском мире, и в Русской Церкви. Одним Давидом дело не могло окончиться.

Ведь жизнь не кончается завтра, 11 сентября 2016 года. Тысячи лет будет жить род человеческий, и непременно появится один человек, который будет Бога любить больше других и который опишет историю своей новой любви с Господом – еще одну Псалтырь Нового времени.

Странно не то, что она была написана Силуаном, а то, что она не была написана раньше.

Вообще жаль, что святые почти не оставили нам дневники. Слава Богу, что Павел Груздев и преподобный Силуан были так вдохновлены Богом, что нам приоткрылась тайна святости.

Жаль, что мы не знаем внутренних хроник преподобного Сергия Радонежского или полной духовной истории великого Серафима Саровского. Нет сомнения, что их повести, как и сотен других святых, были бы так же захватывающи и драматичны, как и писания св. Силуана.

Но вот Бог дал дар письма Силуану. Мы все, читая его произведения, узнаем себя в них. В его словах как бы и нет ничего нового. Всё это душа знает, но выразить не может. А он так тонко и так верно открыл нас в Боге и Бога в нас.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 – 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия “Grammy 2017”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: