Псалтирь 69 псалом

Псалом Давида 69

Псалтирь 69 псалом

  • История написания
  • Толкование псалма
  • Правила чтения

Ряд песен царя Давида, вошедших позже в Псалтирь, был написан им во время тяжелых семейных обстоятельств. Как известно, в семье Божьего помазанника происходило много трагедий, одна из которых — война Авессалома против отца. Псалом 69 написан в период этой войны и открывает душевные переживания псалмопевца.

История написания

Авессалом после того, как убил сводного брата Амнона за изнасилование сестры Фамари, скрывался от лица царя 2 года

Все это время он пытался обратить внимание отца на свою персону, просил и угрожал различным приближенным поспособствовать воссоединению с отцом

Псалом 69 Давид написал в период, когда подвергался гонениям от своего сына

После того, как царь простил сына, тот начал настраивать против него приближенных, весьма в этом преуспев — отец был вынужден бежать из Иерусалима с небольшим количеством еще верных людей. В период скитаний и бегства и был написана 69-я песня — каждая строчка в нем — это крик к Богу о помощи и жажде получить ответ на свой вопрос.

Важно! Это не просто прошение или жалоба, это крик об ответе. Испытания и горе не смогли пошатнуть веру Давида во Всевышнего, и он также ищет у Него ответов и просит о помощи

Толкование псалма

Данный псалом это — молитва к Господу о помощи в борьбе с врагами, поэтому он и является частью церковных богослужений. Слова данного текста фактически являются частью другого псалма — 39, автор которого Давид, но тот текст является чистой благодарственной песнью. Чтобы понять псалом следует разобрать песнь по стихам:

В первом стихе написано надписание «В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу» — это место является спорным и многие толкователи спорят о нем. Но наиболее правдоподобная версия такая: Давид написал 39 псалом уже по окончании борьбы с Авессаломом, а позже выделил молитвенную часть и сделал ее отдельной песнью. Для чего? Чтобы чаще вспоминать совершенный грех, который привел к семейной трагедии и молиться Господу о прощении.
Стихи 2-3: в этом месте автор использует сразу два имени Господа — Бог (Элохим) и Господь (Иегова), что говорит о разных сторонах Всевышнего. Также слово «потщися» означает тут поспешить, т.е. автор уже изнемогает

Он обращает внимание Бога на врагов, которые ищут убить Давида и просит защиты от них. Он описывает, процесс отмщения своего.
В стихах 4-5 автор возносит Господу хвалу и благословляет Его за то, что не оставил царя и помазанника без помощи.

Важно! Давид, несмотря на свой статус царя, обращается к Господу за помощью и понимает при этом, что он лишь пылинка в мире и единственная сила — это Бог

Правила чтения

Текст относится к 9 кафизме и читается во время православного повечерия — служба в монастырях, которая совершается после вечерней трапезы. Кроме этого, вся Русская православная церковь читает его во время Великого повечерия и Великой полунощнице субботней.

Псалом 69 очень эмоционально выражает требование о помощи

Помимо повечерия, псалом можно читать в рамках изучения Писания, а также в особые, трудные душевные времена, когда человек нуждается в ответах от Творца и Его заступничестве. Читать псалом можно, когда:

  • Есть нужда в защите от темных сил;
  • Страсти обуревают душу;
  • Есть трудности с ближними;
  • Когда нужно найти убежище от переживаний и проблем;
  • Когда нужны ответы.

Читать псалом можно на церковнославянском языке или современном русском — для лучшего понимания:

Псалтирь. Псалом 69

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Псалом 22

(1) Руководителю . На «утренней зари»1. Песнь Давида. (2) Всесильный мой, Всесильный! Зачем Ты меня оставил? Далеко спасение мое — слова вопля моего. (3) О Всесильный мой! Взывал я днем, но Ты не ответил мне, ночью — и нет мне успокоения. (4) Но Ты, святой, живешь славословиях Израиля. (5) На Тебя надеялись отцы наши, надеялись — и Ты избавлял их. (6) К Тебе взывали они — и были спасаемы, на Тебя надеялись — и не стыдились. (7) Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. (8) Все видящие меня насмехаются надо мною, устами шепчут, головой кивают. (9) Уповающий на Б-га — Он избавит его, спасет его, ибо Он благоволит к нему. (10) Ты ведь вывел меня из утробы, успокоил меня у груди матери моей. (11) На Тебя оставлен я от утробы, от чрева матери моей Ты — Всесильный мой. (12) Не удаляйся от меня, ибо беда близка, а помощника нет. (13) Множество быков обступили меня, тучные волы Башана меня окружили. (14) Раскрыли на меня пасть свою, лев, терзающий и рычащий. (15) Подобно воде пролился я, все кости мои разделились, сердце мое сделалось как воск, растаяло среди внутренностей моих. (16) Сила моя иссохла, как черепок, язык мой прилип к нёбу, Ты уготовил меня к праху смерти. (17) Ибо меня окружили псы, скопище злодеев обступило меня, словно лев руки мои и ноги мои. (18) Я могу сосчитать все кости мои, они же смотрят и делают из меня зрелище. (19) Делят одеяния мои между собою, об одежде моей бросают жребий. (20) Но Ты, о Б-г, не удаляйся; — сила моя! Поспеши на помощь мне. (21) Избавь от меча душу мою, от пса — единую2 мою. (22) Спаси меня от пасти льва, и от рогов буйволов Ты избавил меня. (23) Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания — славить Тебя. (24) Боящиеся Б-га, славьте Его! Все потомство Яакова, почитайте Его! Да благоговеет пред Ним все потомство Израиля, (25) ибо Он не презрел и не отверг страданий угнетенного, не скрыл от него лика Своего, но услышал его, когда тот воззвал к Нему. (26) От Тебя славословие мое в собрании великом, воздам обеты мои пред боящимися Его. (27) Есть будут кроткие и насыщаться, восхвалят Б-га ищущие Его; жить будет сердце ваше вовек!3. (28) Вспомнят и обратятся к Б-гу со всех краев земли, повергнутся пред Тобою все семьи народов, (29) ибо Б-гу принадлежит царство, Он властвует над народами. (30) Будут есть и поклоняться все тучные земли4, преклонятся пред Ним все сходящие в прах, души своей не могущие оживить5. (31) Потомство будет служить Ему, будет вещать о Г-споде поколению. (32) Они придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, о том, что сотворил .


1 Древний музыкальный инструмент (Мецудат Давид, Раши). Согласно другому толкованию, речь идет о народе Израиля, который называется в Танахе «ланью любви», которая подобна «утренней заре» (Раши).2 «Единая» — одно из названий души, которая едина, в отличие от тела, состоящего из множества частей (Мецудат Цийон).3 Жить будет сердце ваше — радоваться. Когда сердце печалится, оно словно мертво, как написано о Навале: «И умерло сердце его» (Шмуэль 1, 25:37) (Мецудат Давид).4 Все «тучные», все здоровые, насладившись изобилием, будут осознавать, что оно исходит от Него, и будут кланяться Ему (Мецудат Давид).5 Мудрецы сделали из этого вывод, что в тот момент, когда душа покидает тело, умирающие видят Шхину (Божественное присутствие) (РАШИ).

Псалом 20

(1) Руководителю . Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Псалом 69.

(1) Руководителю на шошаним1 — Давида . (2) Спаси меня, Всесильный, ибо воды достигли дыхания . (3) Погряз я в глубоком болоте, и не на чем стоять; вошел я в глубины вод — быстрое течение их уносит меня. (4) Изнемог я от вопля, гортань моя пересохла, истомились глаза мои от ожидания Всесильного моего. (5) Ненавидящих меня без вины больше, чем волос на голове моей; враги мои, ложью желающие меня уничтожить, усилились; чего не отнял, то отдаю! (6) Всесильный! Ты знаешь неразумность мою, грехи мои не скрыты от Тебя. (7) Да не будут пристыжены из-за меня все, кто надеется на Тебя, Г-сподь, Б-г воинств! Да не будут посрамлены из-за меня ищущие Тебя, Всесильный Израиля! (8) Ибо ради Тебя несу я поношение, позор покрыл лицо мое. (9) Странным я стал для братьев моих, чужим для сынов матери моей, (10) ибо ревность о Доме Твоем снедает меня, злословия злословящих Тебя падают на меня. (11) Плачу я в посте души моей — это стало позором для меня. (12) Возложу на себя вретище вместо одежды — стану для них притчею во языцех. (13) Обо мне толкуют сидящие у ворот, распевают песни пьющие вино. (14) А я в молитве моей к Тебе, о Б-г, во время благоволения, Всесильный, по великому милосердию Твоему ответь мне в истине спасения Твоего. (15) Извлеки меня из тины, дабы не погрязнуть мне . Избавлюсь я от ненавидящих меня, от вод глубоких. (16) Да не увлечет меня стремительный поток вод, не поглотит пучина, не затворит надо мною пропасть зева своего. (17) Ответь мне, о Б-г, ибо хорошо милосердие Твое; по множеству милостей Твоих обратись ко мне. (18) Не скрывай лика Твоего от раба Твоего, ибо я в беде, вскоре ответь мне. (19) Приблизься к душе моей, избавь ее; ввиду врагов моих спаси меня. (20) Ты знаешь позор мой, стыд и посрамление мое: все притеснители мои пред Тобою. (21) Позор сокрушил сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, утешителей, — но не нашел. (22) Положили мне в пищу полынь, в жажде моей напоили меня уксусом. (23) Их стол станет сетью им, мирное — западнею. (24) Помутнеют глаза их, чтобы им не видеть, чресла их всегда будут шаткими. (25) Излей на них негодование Твое, пламя гнева Твоего пусть настигнет их. (26) Дворец их да будет пустым, в шатрах их да не будет живущего. (27) Ибо тех, кого Ты поразил, они также преследуют, о страданиях павших Твоих рассказывают. (28) Приложи злодеяние к злодеянию их, чтобы не достигли они справедливости Твоей. (29) Да будут стерты они из книги живых, с праведниками да не будут записаны. (30) А я угнетен и страдаю; помощь Твоя, Всесильный, поднимет меня. (31) Я буду славить имя Всесильного песнею, буду превозносить Его благодарением. (32) Это будет угоднее Б-гу, нежели вол, телец с рогами и копытами. (33) Увидят это смиренные — возрадуются, оживет сердце ваше, искатели Всесильного. (34) Ибо Б-г прислушивается к нищим, не пренебрегает Он узниками Своими. (35) Славить Его будут небеса и земля, моря и все кишащее в них. (36) Ибо Всесильный спасет Сион, отстроит города Иудеи, и поселятся там, и овладеют ими. (37) А потомки рабов Его унаследуют их, любящие имя Его обитать будут в них.

1 См. прим. к 45:1. Согласно мидрашу, шошаним — от шошана («роза»). Песнь эта — молитва об Израиле, который сравнивается с «розой среди шипов», которые ее колют: «Словно роза среди шипов, любимая моя среди девушек» (Шир а-ширим, 2:2) (Раши).

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам (введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

История написания

Несмотря на множество испытаний и трудностей в жизни, пророк Давид всегда оставался непоколебимым в одном — своей надежде на Господа. Он был преследован врагами не раз, но всегда в такие периоды, помимо псалмов-плачей, были у псалмопевца и радостные, полные надежды произведения. Псалом № 3 был написан в один из таких периодов жизни Давида. В начале самим автором указано «когда бежал от сына своего Авессалома», что дает читателям понять исторический контекст написания.

Псалтирь 69 псалом
В псалме 3 Давид призывает не забывать о милости Божьей, которая неоднократно осеняла его

Сын Давида Авессалом переманил на свою сторону несколько уважаемых и могущественных людей в Израиле и поднял восстание против своего отца. Давид вынужден был бежать из города, чтобы спастись с небольшим количеством все еще преданных ему людей. Состояние царя тогда сложно представить: он болен, сын поднялся против, друг предал, ему некуда бежать, и никто не готов принять беглеца. Внешнее и внутреннее состояние Давида крайне разбитое.

Важно! Историки утверждают, что данный псалом был написан уже после бегства из Иерусалима, когда за Авессалома была большая часть войска, и царь был вынужден опасаться за свою жизнь. Именно поэтому начало псалма отличается унылым настроением и описанием безвыходности ситуации, но уже к середине настроения автора меняется, ведь он понимает, что Господь все равно не оставил

Именно поэтому начало псалма отличается унылым настроением и описанием безвыходности ситуации, но уже к середине настроения автора меняется, ведь он понимает, что Господь все равно не оставил.

Богослов Александр Лопухин говорит, что именно Всевышний стал для беглеца источником уверенности в будущем. Так псалом превращается из плача в хвалу Господу.

69 псалом это великая молитва

1 Начальнику хора. Псалом Давида. В воспоминание.

2 Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне.

3 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

4 Да будут обращены назад за поношение меня говорящие : “хорошо! хорошо!”

5 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Бог!”

6 Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли.

1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.

2 По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня.

3 Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя – Ты.

4 Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя,

5 ибо Ты – надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей.

6 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.

7 Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда.

8 Да наполнятся уста мои хвалою, всякий день великолепие Твое.

9 Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,

10 ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою,

11 говоря: “Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего”.

12 Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.

13 Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!

Толкование

Псалтирь 69 псалом

Псалом 72 посвящён теме несправедливости в мире и попыткам ее разрешения, попыткам найти ответ: почему благоденствуют нечестивые, терпят бедствия праведные.

  • Стих 1: Псалмопевец начинает с уверенного высказывания в милости Бога к праведным, к верующим людям.
  • Стихи 2-3: Псалмопевец в ярких выражениях описывает жизнь нечестивых и говорит, что, наблюдая за ними, он «поскользнулся», споткнулся, его душа смутилась: «я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых».
  • Стихи 4-9: И далее автор перечисляет точные характеристики жизни людей, не знающих Бога: им нет страданий в жизни, их силы крепки, они не трудятся как все остальные, не подвергаются ударам. Оттого гордость как ожерелье обложила их, и дерзость как наряд одевает их. Выкатились от жира их глаза, бродят помыслы в сердце, они над всем издеваются, злобно возглашают клевету, говорят свысока, поднимают к небесам уста свои и язык их расхаживает по земле.
  • Стихи 10-15: Люди, которые так живут, в конце концов, по своему хитрому сердцу уверяются, что Бога нет, они спрашивают: «Как узнает Бог об их делах?». Псалмопевец смотрит на это, и сердце его болит. Он говорит: «если я буду размышлять так, что нечестивые живут хорошо, успешно, то я буду виноват перед родом сынов Твоих».
  • Стихи 16-21: Автор признается, что понять это для него было трудно до тех пор, пока он не вошел во святилище Божие и не уразумел конец нечестивых. То есть Господь как бы ответил ему: «Не смотри на то, что есть сегодня, подумай о том, что будет после, они исчезнут также, как исчезает сон пробудившегося человека».
  • Стих 22: Здесь пророк удивляется, насколько человек глуп перед Богом в своем маловерии.
  • Стихи 23-28: Душа псалмопевца смущалась от незнания, что счастье нечестивых кратковременно, но потом ему открылась конечная судьба злодея и праведного. Не до конца будет хвалиться нечестивый, счастье его уйдет как вода, и не до конца будет забыт у Бога «нищий». Узнав об этом, можно ли завидовать человеку гордящемуся? – спрашивает пророк. И тогда он делает вывод: «Я узнал Бога, и главное мое счастье в том, чтобы к Нему прилепиться, потому что земное богатство недолговечно». Он видит, как Господь истребляет всякого, который сам себя от Него удаляет своими поступками.

Для современных христиан смысл псалма с древних времен не изменился. Видя мирскую несправедливость, можно бунтовать и устраивать революции, а можно посмотреть в конец человеческой жизни и понять, что исчезнут как сон успехи нечестивых, а те, кто мыслями и делами с Богом, будет иметь вечное благо. Псалом 72 – чудесный, глубокий по смыслу, врачующий разум общества. Эта песнь – как дерево для измученного зноем житейской несправедливости человеческого сердца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: