Молитвы на каждый день в жизни православного христианина

Правило 11.

Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам.

Зонара. Некоторым изверженным запрещается только священнодействие. Но не запрещается общение с ними или присутствие вместе с ними в церкви; а другие вместе с извержением лишаются и общения и подлежат отлучению. Итак, это правило или должно быть изъясняемо об изверженном и вместе с отлученном, и кто молился вместе с таковым, тот должен подлежать извержению. Или выражение: «молиться вместе» должно принять вместо выражения: «священнодействовать вместе». Ибо хотя бы изверженный и не был отлучен, но если кто священнодействовал с ним вместе, должен подлежать извержению.

Аристен. Молящийся вместе с изверженным подлежит тому же осуждению. Молящийся или служащий вместе с изверженным да будет извержен и сам.

Вальсамон. Некоторые употребленное здесь выражение: «молиться вместе» принимали вместо выражения: «священнодействовать вместе». Но я не так думаю. Ибо правило дано о всяком клирике, а не об одном священнике. А другие говорили, что здесь изверженный подлежит и отлучению, и что посему запрещена молитва с ним. А мне думается, что цель правила здесь та, чтобы подвергаем был наказанию всякий клирик, молившийся вместе, когда бы ни было, с каким бы ни было клириком, изверженным и после извержения совершавшим что-либо священнослужебное. Посему и извержению он подвергается; между тем как тот, кто молился вместе с каким-либо отлученным, подвергается не извержению, а отлучению, как повелевает 10 правило.

Славянская кормчая. Моляйся со изверженными, сам такожде осужден будет.

Толкование. Аще кто молится, рекше аще служит презвитер в церкви с презвитером, егоже епископ изверже от сана, да извержен будет и сам.

Элитное общество особо приближенных ко Христу

Следующая проблема прихода: братие, хорошо нам здесь быти, сделаем себе такие-то кущи, но никого другого в эти кущи мы не допустим. И поэтому бывает, что вот, всенощное бдение, Божественная литургия, приходят прихожане в храм, друг с другом все целуются, обнимаются, проявляют такую замечательную братскую христианскую любовь, апостольскую любовь друг ко другу. Но стоит зайти в эту общину человеку новому, человеку, никому не знакомому, на него так посмотрят горделиво-презрительно: что он за человек? что ему здесь надо? не хочет ли он войти в наше элитное общество особо приближенных ко Христу? не хочет ли и он тоже быть среди нас, которые как “живые камни” строили этот замечательный дом Божий, втесаться в наше прекрасное устроение? — Нет.

И здесь человека очень часто холодно и гордо, но очень интеллигентно поставят на своё место, дадут ему понять, что он здесь не приживётся, что вход здесь по особым приглашениям, которые высылаются в специальных конвертах на мелованной и гербовой бумаге, только для самых-самых. И человек, конечно, уйдёт из храма.

Молитвы на каждый день в жизни православного христианина

Очередь к исповеди. Фото nsad.ru

Я никогда не забуду тот случай, который произошёл в моей собственной общине. Я её, слава Богу, как-то сразу почувствовал, эту опасность, и отнёсся к ней, может быть, даже слишком болезненно и резко, потому что понимал, что если вдруг наступит такое заболевание в общинной жизни, если это станет нормой, когда людям будет хорошо только с самими собой и каждый новоприходящий будет чужим, то это будет смерть для общины и Христос от нас просто уйдёт.

Я это нашёл на нашей пасхальной трапезе, куда мы обычно (так у нас заведено было всегда) приглашаем всех людей, пришедших в храм. А на пасхальную трапезу приходит очень много людей, которые не являются членами нашей общины. Часто приходят люди, которые впервые пришли в храм, и те, которых привели какие-то знакомые и знакомые знакомых, чтобы и те порадовались нашей христианской радостью, чтобы каждого из них свет Христовой истины возродил (не совсем хорошо это слово), чтобы Христос уловил их Своей любовью, как вот Апостолы уловляли в сети человеков.

Пасхальная трапеза готовится всегда самими прихожанами, и там, конечно, хороший стол, с любовью приготовленные блюда, на столах стоит вино, — разговение.

И вдруг я захожу на трапезу и вижу, что есть места в нашей трапезной, где помечено: занято, занято, для своих, и даже написано по именам, чьё место где. И вдруг я понял, что в нашей общине произошло что-то ужасное. Что слово Христово, Евангельское слово, которое звучит о том, что когда ты будешь зван кем-то, займи последнее место, чтобы не случилось так, чтобы хозяин пира тебе сказал… Вот это слово не было соблюдено.

Наши прихожане по-человечески действительно всё правильно рассудили: мы трудились, можно сказать, от первого часа, а те пришли только в одиннадцатый, и им то же самое? и они будут вкушать то же? насладятся того же пира веры, что и мы, которые трудились и принесли все труды? и мы тут готовили, и мы тут на службах стояли, и мы тут на клиросе пели, и вот придут какие-то — опять-таки это слово — чужие люди и займут наши места, а нам места не хватит?

И вот я вдруг понял: Господи, ведь только же что была Страстная неделя, и в эту Страстную неделю пелись песнопения как раз о том, как Христос умывает ноги Своим ученикам, о том, что кто хочет быть из нас первым, будь всем слугой. И вдруг эти слова оказались совершенно неузнанными и неуслышанными, а самое главное — это то, чтобы сесть за трапезу. И опять-таки со своими; со своими дорогими любимыми людьми провести вот такой семейный праздник. То есть общение Христово превращается в узкое семейное торжество, которое закрыто для всех остальных. Но семья Христова обнимает весь мир, поэтому, конечно, когда я это увидел, я был очень этим расстроен, мягко говоря; это и дало мне повод поговорить всерьёз с нашими прихожанами, с нашей общиной, чтобы разбить такой стереотип.

Молитвы на каждый день в жизни православного христианина

В трапезной храма Святой Троицы в Хохлах

Додуматься трудно, прочитать можно

Но богослужение — это не только определенная последовательность песнопений, молитвословий, действий священника и диакона. Это еще и очень глубокая символика, изначально присущая ему. Что, например, означает каждение, кроме того, что в момент его совершения храм наполняется благоуханием ладана? Это образ Духа Святого, действующего в Церкви, и в то же время — образ молитвы, восходящей, как сказано в Апокалипсисе, к небу, словно фимиам [].

Или что значит такая маловажная деталь на подризнике священника, как бахрома внизу, почему без нее его нельзя шить? Это — ангельское оперение. И орарь диакона — в какие-то моменты он становится крылом, которым он, подобно шестокрылатым серафимам, закрывает глаза, не могущие взирать на Божественную славу.

До всего этого сам навряд ли додумаешься. Но об этом тоже можно прочитать в книгах по литургике, науке о богослужении. Из наиболее простых и, если можно так сказать, базовых нужно назвать, наверное, две. Это “Новая скрижаль” епископа Нижегородского и Арзамасского Венимина и творения святителя Симеона Солунского. Понимание символической стороны богослужения сделает наше восприятие его более полным и глубоким.

Правило 55.

Если кто из клира досадит епископу: да будет извержен. Правителю людей твоих да не говори зла.

Зонара. Архиереи, будучи образом Господа нашего Иисуса Христа и почитаемые главою тела церкви, большей достойны и чести. Посему причинивший им обиду извергается. А пресвитеры и диаконы, имеющие образ рук, так как через них епископ производит управление церкви, хотя и достойны чести, но не такой как епископ. Ибо не одинакового попечения заслуживают голова и руки. Посему и причинивший им обиду менее наказывается, ибо только отлучается.

Аристен. Правило 55. Клирик, причиняющий обиду епископу, извергается. Правило 56. Причиняющий обиду пресвитеру или диакону, отлучается.

Вальсамон. Эти два правила 55-е и 56-е определяют наказание клирикам, причиняющим обиду; но 55-е говорит, что клирик, причинивший обиду епископу, извергается; а 56-е определяет, чтобы клирик, причинивший обиду пресвитеру или диакону, был отлучен; конечно, потому, что епископ имеет большую честь. Каноны так различают наказание клирикам, причинившим обиду; а гражданский закон определяет каждого обидчика подвергать бесчестию и вместе взыскивать денежную пеню. Думаю, что бесчестие сопровождается и извержением.

Славянская кормчая. Правило 55. Аще который причетник досадит епископу, да извержется, писано бо есть, князю людей своих, да не речеши зла.

     Толкование. Епископы убо по образцу сущее Господа нашего Иисуса Христа, и глава церковного телесе именуеми, и большая чести достойны суть: тем же аще кто досадит им, да извержется. Пресвитеры же и диаконы по образу суще рук, яко теми церковное правление содевает епископ: чести убо и тии достойны суть, но не тако якоже епископы, глава бо рук честнейши есть: тем же аще кто сим досадит, меньше мучится, токмо бо отлучится. Правило 56. Аще который причетник досадит пресвитеру, или диакону, да отлучится. Аще не перестанет да извержется.

Практические советы по организации здорового образа жизни для православных

Здоровый образ жизни включает в себя не только физическую нагрузку. Это целый комплекс мероприятий по оздоровлению и поддержанию организма в хорошей форме. И первое, с чего надо начинать — это питание.

О вреде чревоугодия православие говорит очень много, поэтому духовных препятствий для выстраивания полезного рациона нет. Православный человек, соблюдающий посты, со временем привыкает ограничивать себя в пище и ему гораздо легче будет отказать себе в чем-либо запретном.

Многие верующие говорят, что для начала им было достаточно просто соблюдать все посты и постные дни, согласно уставу церкви, и они очень быстро начинали чувствовать улучшение своего здоровья.

Животная пища необходима человеку, как источник незаменимых питательных веществ, однако, ее избыток так же вреден, как и недостаток. Временное ограничение такой пищи очищает организм, помогает бороться с лишним весом. С духовной точки зрения, пост — необходимый инструмент духовного роста и борьбы со страстями.

Молитвы на каждый день в жизни православного христианина
Питание спортсменов в пост

Многие современные тренера говорят о вреде поста для тех, у кого повышены физические нагрузки. Это обусловлено тем, что для эффективной мышечной работы требуется большое количество аминокислот, которые содержатся в пище животного происхождения (в основном, в мясе). Поэтому не следует во время поста ставить себе какие-то серьезные спортивные цели. Лучше их перенести на дни мясоеда, а в пост давать щадящие нагрузки.

Кроме развития силы воли, пост помогает очистить рацион от вредной еды. Большинство колбас, кондитерских изделий, майонезов, полуфабрикатов является не только вредной, но и непостной пищей. Исключая на время пищу животного происхождения, человек автоматически оздоравливает свой рацион. Временный отказ от мяса не будет вреден для здорового человека, а вот польза от исключения вредных продуктов очевидна.

Для того чтобы не впасть в крайность и не сделать здоровый образ жизни кумиром, нужно внимательно следить за своей внутренней духовной жизнью. Православный человек должен постоянно задавать себе вопрос «Зачем я это делаю?». Если ответ уходит в плоскость тщеславия, гордыни, если личные достижения выставляются на всеобщее обозрение с целью получения похвалы — нужно пересмотреть подходы к ЗОЖ.

Практически, если человек ведет внимательную духовную жизнь и регулярно посещает храм, у него не должен сформироваться перекос в сторону заботы о своем теле. Духовная жизнь требует много усилий и времени, и верующий человек должен, прежде всего, удовлетворять духовные потребности.

В жизненной иерархии христианина Бог всегда должен быть на первом месте, поэтому, если стоит выбор, куда отправиться — в храм или на тренировку — христианин всегда выберет храм. Но при этом никто не запрещает ему так выстроить график занятий, чтобы они не попадали в одно время с церковными богослужениями.

Важно! Таким образом, занятия спортом и в целом организация здорового образа жизни не только не противоречит канонам православной церкви, но даже способствует их выполнению. Телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, и глупо считать, что влияние на тело не сказывается на душе

И, напротив, очищая себя духовно, мы укрепляем себя и физически

Телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, и глупо считать, что влияние на тело не сказывается на душе. И, напротив, очищая себя духовно, мы укрепляем себя и физически.

Протоиерей Андрей Ткачёв о занятиях спортом

В молитве однообразия не бывает

Но перед значением иных слов или молитв мы все равно будем стоять, словно перед стеной, пока нам не поможет понять их наша собственная жизнь — жизнь реальная, внешняя. И вместе с тем жизнь внутренняя, в том числе и молитвенная. Вообще молитва домашняя, частная — одно из лучших средств к пониманию храмового богослужения. И не только потому, что в ней человек больше располагает собой и своим временем и может разобраться в том, что ему еще не ясно. В молитве домашней у нас есть время и свобода и для другого: для того, чтобы остановиться на том, что коснулось нашего сердца, вызвало его сочувствие, есть возможность молиться более сосредоточенно, осознанно, даже — творчески. И этот опыт молитвы, постепенно приобретаемый нами, помогает потом в храме. И человеку, который не просто присутствует на службе, а молится на ней, она уже не кажется однообразной, потому что на одни и те же слова сердце его будет откликаться каждый раз по-иному.

Откровение Царствия Божия

Но богослужение Православной Церкви не только имеет свою историю, не только обладает глубоким символизмом, оно еще и глубоко мистично. Храм — место, где Небо соприкасается с землей, это откровение Царствия Божия на земле. В нем незримо присутствуют небесные силы, в него спускаются к нам из горнего мира святые, которых мы видим изображенными на иконах, память которых мы совершаем, те, кого мы призываем здесь в молитве. Это поле совершенно особого действия Божественной благодати. Что происходит во время Великого входа на литургии, что происходит, когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы, когда они преподаются верующим? — Некоторые святые видели это, видел это составитель литургии святитель Иоанн Златоуст, как свидетельствует об этом в одном из своих писем его пламенный почитатель преподобный Нил Синайский. Видел это и бывший некогда великим грешником и ставший великим праведником святой Нифонт, епископ Кипрский. Видели и другие святые, и свидетельство об этом дошло до нас в их творениях, в житиях, которые повествуют о них.

Хорошо прочитать об этом. Но очень много значит в это верить. Помнить, что, войдя в храм, мы действительно оказываемся на Небе, действительно вступаем в то, что принадлежит Небесному Царствию. Хотя бы это и был самый скромный храм, даже убогий. Хотя бы и был он наполнен грешными людьми, и самыми грешными из них были бы мы сами, все равно это так. Дай Бог это чувствовать и нам. Чувствовать и переживать то, что переживал архимандрит Павел (Груздев), когда после освящения Даров опускался на колени и тихо говорил: “Господи, Ты снова с нами”.

Святость святых

Какое
значение имеет наше признание себя христианами, посещение нами храма, исповедь
и причащение святых Таин? Печально, у кого это только
простая традиция и нежелание выделяться из того круга общества, в каком
приходится вращаться. Если бы это было с нами так, то какие бы мы были
христиане? А притом еще и православные?

“Ваше призвание — святость,”
внушает нам Апостол. Высокого душевного состояния требует от нас наша вера.

Но
дерзаем ли мы думать о себе, что мы способны собственными силами достигать
порога у входа в святость? Не будем так самонадеянны. Мы для того-то и
находимся в Церкви, чтобы она освятила нас. А личная наша задача скромна:
очищать поле своей души, как очищается почва для цветника, для огорода.
Освящаемся мы в наших личных искренних молитвах, в
таинствах Церкви, в богослужении. И укрепляемся мы молитвенным общением со
святыми Небесной Церкви и, преимущественно, неустанными молитвенными
обращениями к Заступнице нашей Пресвятой Богородице, — и этим путем отдаем себя
под влияние их святости. Скажем словами преп. Иоанна Дамаскина:
приносящий молитвы Богу и святым так сам освящается ими, как приносящий
кому-либо благовонное миро незаметно принимает на себя и в себя аромат мира. И
скляница мира, которое женщина возлила на ноги Спасителя и отерла их своими
волосами, облагоухала руки и волосы ее самой. Так в
двустишии русского поэта: “Простой цветочек дикий нечаянно попал в один пучок с
гвоздикой. И что же? От нее душистым стал и сам.”

Что
же такое святость святых? Аскетизм ли и умерщвление плоти? Уход от мира?
Совершение ли чудес?

То,
и другое, и третье находит себе место в христианстве. Но не они являются
сущностью святости.

Святость
есть исполнение Нагорной проповеди Спасителя. Святость есть чистота мыслей,
чувств и воли. Святость есть правдивость, искренность, опасение перед малейшим
оттенком лжи, обмана, хитрости или, как говорят, “задней мысли” и расчета.
Святость есть безбоязненное исповедание веры. Святость есть желание добра ближнему и дальнему. Святость есть “правда, мир и радость о Духе Святом.” Ее плоды по Апостолу: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание.”
Святость возвышает веру святых в “видение
божественных тайн.” Святость не есть выражение подъема той или иной способности
человека, а составляет преображение его природы в целом и имеет право быть
названа “цветом человечества.”

Как
же нам подниматься мыслями и сердцем к святым Церкви Христовой? Они, живя в
Боге, как бы в окружающем их воздухе, зовут к тому же и нас. Они открывают нам,
в чем состоит истинное счастье человека. Они убеждают нас в истинности нашего
церковного пути. Одна и та же святость дышит как со страниц Евангелия, так и из
чистых и светлых молитв и песнопений, оставленных для нас святыми отцами Церкви
и находящихся в постоянном богослужебном пользовании Церкви. Влиянием их
святости проникнуты также другие чисто-назидательные их творения, а затем, и
благочестивые повествования о их жизни. С каждым шагом
следования этим путем крепнет вера христианина, а с нею и надежда перехода за
порог земной жизни к Невечернему Свету, согласно обетованию: “по вере вашей
будет вам.”

Миссионерский Листок # 92

Издательство храма
Покрова Пресвятой Богородицы

Holy Protection Russian Orthodox Church
2049 А
rgylеАv, Lоs Аngеs, Cаlifоrniа, 90068, USА

Правило 48.

Если который мирянин, изгнав свою жену, поимет иную, или иным отринутую: да будет отлучен.

Зонара. Тот, кто не изгнал свою жену, но, имея ее при себе совокупится с другою, в строгом смысле совершает прелюбодеяние; точно также и жена, если, живя вместе с мужем, совокупится с другим. А по гражданскому закону таковый судится как блудодействующий. Следуя гражданскому закону, Василий Великий говорит: если муж, сожительствуя с женою, пребудет с другою, такового почитаем блудником и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергать его вине прелюбодеяния, аще грех содеян со свободною от брака. И жена должна принять мужа своего, обращающегося от блуда; но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома. Причину сему дать не легко, но тако принято в обычай (Василий Великий пр. 21). Но тот, кто принял к себе в дом отпущенную мужем без вины, явно есть прелюбодей по изречению Господа, в котором говорится: женяйся пущеницею прелюбы деет (Мф. 19, 9).

Аристен. Мирянин, изгнавший свою жену и приведший другую, или отпущенную, должен быть отлучен. Если кто изгонит свою жену без какой-либо узаконенной причины, и приведет другую, подвергается отлучению.

Вальсамон. Изгнавший свою жену без причины не может взять другую, иначе подвергнется отлучению. Равным образом отлучению же подвергается и тот, кто взял жену не свободную (от брака), но отпущенную (а отпущенная есть та, которая разведена с мужем не по закону), и осуждается как прелюбодей по слову Господа, Который говорит: женяйся пущеницею прелюбы деет (Мф. 19, 9). Таким образом, по правилам, как говорят некоторые, и прелюбодею, и блуднику церковное наказание есть отлучение; но мне это не кажется правильным. Прочти правила святого Василия, в которых вводится различие между блудником и прелюбодеем. Знай, что муж, при существовании еще брака, совокупляющийся с другою женою свободною, грешит блудом, а не прелюбодеянием; но если с замужнею, тогда наказывается как прелюбодей. А жена, при существовании брака, совокупившаяся с другим кем бы то ни было, наказывается как прелюбодейка. И это так. А Юстинианова новелла, помещенная в 28-й книге титул 7-й, Василик говорит, что если прежде и мог тот и другой из супругов, каким хотел образом, посылать развод, ибо муж говорил: жена, делай, что хочешь, а жена: муж, делай, что хочешь, но в последствии развод бывает по определенным причинам. В новелле указаны и самые разные причины. Впрочем, и в древности развод совершался не самочинно, а после судебного разбирательства, и тот, кто женился на отпущенной не таким образом, считался прелюбодеем.

Славянская кормчая. Мирский человек жену свою пустив, и другую поим, или пущеницею оженился, да отлучен будет.

Толкование. Аще который мирский человек кроме законом положенных вин, свою жену пустит, и иную поймет, или пущенною от своего мужа оженится, да будет отлучен.

Вхождение в церковную жизнь

Как же происходит самый процесс вхождения в церковную жизнь? Первый этап соприкосновения с церковной жизнью известен всем. Это время, когда человек только заходит в храм, чтобы поставить свечу, помолиться перед той или иной иконой, зачастую даже не зная толком, кто на ней изображен. Просто человек нуждается в помощи и за этой помощью приходит в храм, поскольку больше ему идти уже некуда. Это еще во многом корыстный или, если сказать мягче, прагматический подход к области духовного. Хотя и здесь проявляются различия в человеческом устроении: кто-то относится к походу в храм как к некой формальной процедуре, которую он торопится как можно скорее завершить. А кто-то постепенно начинает понимать, что такое молитва. И как следствие, приходит в храм уже не только потому, что случилась какая-то беда или, скажем, надвигается экзаменационная сессия, но и просто потому, что ему хорошо здесь побыть наедине с Богом и наедине с самим собой.

Следующий этап — когда человек начинает понимать, что здесь, в Церкви, течет какая-то своя, не бросающаяся, может быть, сразу в глаза жизнь. Понемногу у него начинает появляться к ней интерес: а что это за жизнь, в чем она заключается, какой в ней смысл? И это уже, безусловно, шаг вперед на пути к Богу. Потому что многие, и осознавая наличие этой жизни, совершенно не испытывают желания быть к ней причастными. Они так и говорят о жизни Церкви: “это их жизнь”.

Однако человек глубокий, не поверхностный со временем обязательно начинает испытывать желание если и не приблизиться к жизни Церкви, то, по крайней мере, ее понять. Он начинает приходить в храм чаще, регулярнее, бывает здесь уже не только в промежутке между богослужениями, но и на самих богослужениях. Но, несмотря на это, остается риск не разобраться до конца в происходящем в храме. И можно видеть, что очень многие люди так вот никак и не разберутся. А причина этого очень проста: узнать и понять церковную жизнь можно только изнутри, являясь ее частью.

Преддверие веры

Религиозная
вера дает широкое мировоззрение не одними лишь соображениями нашего разума.
Ведь приходится признать, что достижения как
обыденного нашего опыта, так и опыта научного и, соответственно этому, вся
область достижений разума имеет границы, за которыми находится неизвестное.
Открывать новое и новое для себя в природе, хотя бы и такое, что раньше
человеку и не снилось, — вот область поисков разума. И все- таки это не больше
того, как открывать уже готовое, в природе данное. Такие открытия совершает
наука. В этом состоит первое достижение разума человека. Вторая задача науки —
постигать соотношение между открытыми элементами и силами природы, находить
причины и делать прогноз следствия явлений. Третье — задумывать и вводить в
новые соотношения, в новые связи элементы и силы природы, изолировав
предварительно намеченные и нужные из них от данной в природе связи их. Это
третья задача — самая трудная, но и самая эффектная и практически ценная работа
разума.

Однако
установить первую причину жизни, объяснить, что есть жизнь, сказать, имеются ли
объективные цели в жизни мира, объяснить происхождение самого разума — все это
выходит за пределы научного опыта, а значит, и за пределы области разума. Эти вопросы предлагаются разуму, но он на них отказывается
отвечать, так как это значило бы сойти со своих методических рельс в науке,
уйти в гадания, предположения. Разум отвечает на эти вопросы от имени
науки: ignoramus, не знаю. Разум по своей природе
агностик.

Но
разум еще не весь человек. Разум только орудие у человека, не им самим
придуманное, а от природы его данное ему так же, как руки и ноги. От имени
науки разум может сказать о том или о другом вопросе: это меня не касается. Но
его душа скажет: а меня то как раз наиболее всего
касается. Вопросы вечности существуют и требуют ответа. Человек нуждается в
полном мировоззрении, охватывающем всю его личную жизнь, ее смысл, ее цель, — а
это неразрывно связано со смыслом, с целью жизни всего мира.

По
какой-то врожденной причине людей влечет к высшему служению, к самоотверженной
деятельности, и каждый признает, что чем благороднее человек, тем сильнее это
влечение; человечество ставит памятники тем, кто, пренебрегая личным счастьем,
отдавал свою жизнь на служение обществу или умирал за высокую идею. Откуда это
влечение ввысь? Откуда тяготение к чистому, высокому,
жертвенному, идеальному? Откуда наше преклонение перед чужим
самопожертвованием?

При
одной мысли об этих частных фактах у человека расширяется кругозор. Он видит в
себе и в других качества, не оправдываемые эгоистическими, земными интересами
жизни, в таких свойствах, как отвращение от лжи,
кротости, неосуждение других, воздержании от
чувственных вожделений, от борьбы за земные блага. И тогда у человека рождается
сознание, что именно такие качества дают ему наибольший
душевный мир, и мало того — они выводят его за пределы этого будничного
земного бытия, он входит в мир, расширяющийся до беспредельности, притом в
область света и некую высшую область бытия.

Приглядываясь
к людям вокруг себя, такой человек видит, что он не одинок. В разных местах,
далеко и близко, но сердцем почувствует или заметит он подобных емулюдей. Сердце сердцу весть подает. Зрение его
души обострилось, стало более духовным. Духовное
зрение представляет собой соединение разума с чувством и волей в направлении к
чистому, высокому и святому, к молитве, к обращению с братьями по духу.

Когда при свете этого духовного зрения взор
человека опускается вниз, он видит суету и мелочность, а часто пустоту и
ничтожность земных привязанностей и утех. Взор поднимается ввысь — и душа
открывается для веры: “Готово сердце мое,
Боже, готово сердце мое. Воспою и пою во славе моей. Восстань слава моя,
воспрянь псалтирь и гусли, я встану рано”
(Пс. 56
и 107). “Сердце мое говорит от Тебя:
ищите лица Моего, и я буду искать лица Твоего,
Господи”
(Пс. 26:8).

Найдена
дорога для веры, готовы условия для широкого религиозного мировоззрения.

Правило 19.

Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быть в клире.

Зонара. Брак, не дозволенный законом, не только препятствует быть в клире, но и подвергает епитимиям. И светский закон подвергает наказанию вступивших в незаконный брак, с уничтожением и незаконного брака.

Аристен.Не может быть принят в клир женатый на двух сестрах или племяннице. Таковый не только не может быть клириком, но вместе с сим подлежит и очень тяжким епитимиям, с уничтожением при сем и беззаконного брака.

Вальсамон. Племянницею называется дочь брата или сестры. Итак, вступившему в брак с двумя сестрами, или с теткою и племянницею правило не дозволяет быть в клире, с совершенным уничтожением и брака. Ты же знай, что не только учинивший что-либо такое, но и вступивший в другой брак, запрещенный по причине кровного родства или свойства, не должен быть принят в клир, но должен еще подвергнуться и епитимии. А какия епитимии впавшим в кровосмешение, это узнаешь из различных правил Василия Великого.

Славянская кормчая. Не приидет в причет, иже две сестренице, или сестричну поим.

Толкование. Аще кто оженится первою, и та умрет, и поймет сестру ея, или кто сестричну поймет свою, таковии не токмо священническаго чина недостойни суть, но и тяжким запрещением повинни, и градскими законы мучими бывают, разрушаему прежде и беззаконному браку.

Книга Правил.Сие апостольское правило постановлено для тех, которые в таковое супружество вступив еще в язычестве, оставались в сем незаконном сожитии некоторое время и после крещения. А которые по крещении не оставались более в таком супружеском сожитии: те по 5 правилу св. Феофила Александрийскаго могут быть терпимы в клире; потому что грех языческаго жития очищен святым крещением.

От веры в веру

Откуда
приходит вера в сердце человека?

Христианская
вера не создается на основе одних логических размышлений. Можно сказать, она
зажигается у одного человека от веры другого, как свеча от свечи. “Открывается правда Христова от веры в веру,” — свидетельствует апостол Павел (Рим. гл. 1), так как верующий по мере
своей веры влияет своими духовными качествами на других людей. Так апостолы
Христовы, покоренные небесной святостью своего Учителя, передали свою веру тем,
кто имел счастье слушать их проповедь, и передается она до наших дней, как
сказано у того же Апостола: “Вера от слышания, а слышание от Слова Божия.” О том же пути еще
полнее читаем у ап. Иоанна Богослова: “О том, что было от начала, что мы слышали,
что видели своими очами, что рассматривали, и что
осязали руки наши, о Слове Жизни, — ибо Жизнь явилась, и мы видели и
свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную Жизнь, Которая была у Отца и
явилась нам, — о том, что мы видели и слышали возвещаем вам, чтобы и вы имели
общение с нами, а наше общение — с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.”

Вот,
через это духовное общение, таинственным влиянием передается и как бы вливается
христианская вера. Души людей подобны сосудам, взаимно соединенными
так, что жидкость, имеющаяся в одном, может распространяться в другие сосуды,
если не нарушено соединение. Содействующей же силой, для влияния веры от одного
к другому, как написал апостол, является светлое состояние радости, проникающей
в сердца от зарождающейся веры, — и это чувство есть не мимолетная обыденная
радость, а возвышающее душу благодатное осенение.
Этим путем распространялось христианство, этим состоянием в тайниках душ живет
святая Церковь, переживая, в разные периоды и в разных местах своего рассеяния,
то открытые подъемы веры, не страшащейся никаких испытаний и гонений, то
ослабление веры в массах, пока Господь соответствующим течением исторических
событий не укрепит слабеющие сердца верующих людей.

Вот
уже на два тысячелетия распространилась зажженная Спасителем и Его Апостолами
эта сила веры. Казалось бы, мы так далеко отошли в смысле исторического времени
от апостолов! Нет, они так же близки к нам. И не потому только, что мы читаем
их вечные Писания, и что благодатная сила Духа Святого живет и действует на нас
в чтении этих Писаний, но и потому, что они сами продолжают жить, невидимо для
нас, в Христовой Церкви, и мы имеем через Церковь духовное общение с ними.
Через Церковь мы не лишены такого же духовного общения и со святителями, с
мучениками, запечатлевшими свою веру своей кровью, с праведниками. Через чтение
их творений и через молитвенное общение с ними мы имеем
возможность открывать им свои сердца, чтобы заимствоватьблагодатный елей их веры. Для этого нам
необходимо только жить одной жизнью с жизнью святой Христовой Церкви. Тем же
обстоятельством, что мы с детства крещены, лишь облегчается это общение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: