Толкование на послание к Галатам святого апостола ПавлаГлава вторая

Содержание послания к Галатам

Послание к Галатам содержит в себе шесть глав. По главному предмету своего содержания оно имеет большое сходство с посланием к Римлянам и от начала до конца представляет собою сильную, воодушевленную речь, дышащую ревностью о Христе и любовью к галатам. Доводы, убедительные для разума, перемешиваются постоянно с внушениями, способными затронуть струны сердца. Основная мысль всего послания та, что все люди, а не одни иудеи, призываются Господом в основанную Им Церковь, и спасаются они в Церкви не исполнением обрядов Моисеева закона, а верою в Господа Иисуса Христа, проявляемою в делах любви.
Все содержание послания можно разделить на следующие части:
1) Предисловие, которое содержит надписание, приветствие и вступление, в каковом вступлении св. апостол Павел уже намечает главные мысли своего послания (1:1-10);
2) Защитительная часть, в которой св. апостол Павел разъясняет и доказывает галатам свое апостольское достоинство, поколебленное в их глазах иудействующими лжеучителями (1-11; 2:1-21);
3) Вероучительная часть, в которой св. апостол Павел с силой и полнотой раскрывает основную мысль послания — об отношении Ветхого Завета к Новому и о прекратившемся значении обрядового Моисеева закона, потерявшего силу по пришествии Христа Спасителя (гл. 3 и 4);
4) Нравоучительная часть, в которой раскрываются начала христианской жизни при свободе от ветхозаветного закона (5 и 6:1-10);
5) Заключение, в котором даются наставления об отношении к обрезанию и к почитанию Креста Христова и преподается обычное апостольское благословение (6:11-18).

Глава II

1-8. Потом, чрез четырнадцать лет опять ходил в Иерусалим, – не без повеления (свыше), а по откровению, чтобы объявить им в присутствии Тита Евангелие, которое я благовествовал у язычников, так как я ради откровения, которое послало меня, заботливо опасался того, чтобы не вотще подвизался я в этой проповеди. Но даже и Тит, который из язычников был, а не из нас, в Иерусалиме не принял обрезания, как настаивали лжебратья, хотевшие повергнуть нашу свободу, которую имеем во Христе, в рабство закона, – коим ни даже на малое время не унизили мы себя подчинением, исполнением, то есть, закона, так что и вы подражателями нашими будьте и не уступайте, дабы истина благовестия, которое мы проповедали вам, пребывала твердою у вас. Те же, кои горделиво мнят о себе, что они есть (составляют, значат) что то (6:3) благодаря тому, что соблюдают ветхое с новым, как при этом мнении были они, – никакой заботы у меня нет о них; ибо Бог лицо людей не приемлет, то есть тех, кои думают о себе, что они угождают Ему соблюдением закона и обрезания Авраамова. Они-то и восстали против меня, когда увидали, что я верен Евангелию среди язычников необрезанных, как и Петр был верен у покоренных им чрез Евангелие обрезания. Ибо Содействовавший Петру в апостольстве обрезания, чтобы, то есть, научил обрезанных чрез это, – послал меня для научения язычников – без сего.

9-14. Когда же узнали (благодать данную мне) Петр и Иаков и Иоанн, главные из апостолов, кои действительно были столпами церквей, то они ничего не уменьшили и ничего не прибавили к тому, что я открыл им касательно проповеди моей у язычников, но руку (правую) согласия дали мне и Варнаве, чтобы мы проповедывали у язычников, как и было повелено нам, а они – у обрезанных, как и им заповедано. Только повеление дали они нам о том, чтобы мы заботились о бедных, кои были у язычников, что и делали мы действительно. Но заботились мы также и о бедных, кои были в Иерусалиме. Делать это я старался потому, что враги креста нисколько не заботились восполнить недостаток у тех возлюбленных Христом язычников. Но дабы вы узнали, что если бы пришли сами Апостолы к язычникам, то стали бы возвещать ту же проповедь, какую возвещаю я, – сообщу вот что: когда приходил Кифа в Антиохию, сама глава Апостолов и основание (?) Церкви, я осмелился (тогда) обличать его, – не потому, чтобы сам он заслуживал обличения, – но потому, что подвергался обвинению от обрезанных, ходивших с ним. Ибо прежде, чем пришли к нему обрезанные от Иакова брата Господа нашего, он с язычниками вместе и от пищи языческой ел; когда же пришли они, стал делать различие, то есть не безразлично, а с различением, опасаясь за обрезанных, кои были между язычников, чтобы они, уверовав в Христа, не возвратились опять к сынам народа своего, как бы отчужденные от Христа. И не он (Петр) один это делал, но и Иудеи, ставшие учениками в Антиохии, кои прежде не лицемерили, как Симон, стали и они лицемерить вместе с Симоном. Так даже и Варнава, который был из язычников, вынужден был ради Симона различать роды пищи Евреев. Но когда я увидел, что они не прямо идут к истине Евангелия, – поелику были и язычниками и иудеями, последователями Христа и закона, – а Симон боялся что-либо говорить им, чтобы не соблазнить их, – тогда я сказал Петру, не наедине, но пред всеми, – ибо не сам он был в чем-либо нетверд, но ради нетвердых по необходимости вынужден был делать это. Итак, в лице его я сказал к обрезанным: если ты, Иудеем будучи, по язычески жил вчера, то как сегодня принуждаешь, – не словом, но делом, – язычников иудействовать?

Послание к Галатам святого апостола Павла

Глава 4.

1Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”

7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

8Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

9Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19Дети мои, для которых я снова в му’ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

20Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

21Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

22Ибо написано: || Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.

23Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.

24В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам.

27Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.

28Мы, братия, дети обетования по Исааку.

29Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.

30Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

31Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

План Гал.

I. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства (1.6 – 2:21)

1. Свидетельства о призвании к апостольству (1:18 – 1:24)

2. Второе посещение Иерусалима (Апостольский собор) (2:1 – 10)

3. Апостолы Петр. и Павел в Антиохии (2:11 – 21)

II. Закон и обетование в истории спасения (3:1 – 25)

1. Верующие – семя Авраама и наследники обетования по дару Святого Духа (3:1 – 14)

2. Закон, данный позднее, не отменяет обетования (3:15 – 22)

3. Закон – детоводитель ко Христу (3:23 – 25)

III. Освобождение от закона и усыновление Богу. Пример Исаака и Измаила (3:26 – 4:31)

IV. Свобода – основание нравственной жизни (5:1 – 6:18)

Послание к Галатам святого апостола Павла

Глава 1.

1Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
2и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским:
3благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5Ему слава во веки веков. Аминь.

6Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

8Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.

9Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.

10У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

20А в том, что́ пишу вам, пред Богом, не лгу.

21После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.

22Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,-
24и прославляли за меня Бога.

Глава 2.

1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

6И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.

7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников),
9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

11Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

12Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

Глава III

1-10. После того как убедил их касательно события в Антиохии, возвращается к порицанию и увещанию Галатов, говоря так: о неразумные Галаты, склоняющиеся ко всем учениям! Кто вас очаровал? Ведь, вы прежде оказали успех в усвоении Евангелия, а теперь хотите отступить? Ибо вот пред глазами вашими написано и в Новом и в Ветхом (Завете) о Христе Иисусе, как об имевшем претерпеть распятие, ибо древнее Писание, которое любите вы, свидетельствует, что Он должен быть распят. Теперь сие только от вас желаю узнать: от дел закона, кои заставляют вас ныне подвергаться обрезанию, Духа приняли вы пророчества и языков и истолкования языков, или от слуха (посредством восприятия слухом наставлений) веры, которую мы проповедали вам? Ведь если бы вы были отринуты за то, что не соблюдали постановлений закона, то каким образом ныне соделались достойными даров Духа? – Если же вы были совершенны, то смотрите, как не разумны вы (есте) тем, что, между тем как Иудеи оставили закон и перешли к этому Новому (Евангелию), вы, начав духом, то есть Евангелием, теперь благодаря закону хотите плотию окончить? А если это так, то и скорби, кои вы претерпели ради обетования Христова, напрасно претерпели вы. Но скажите мне: кто даровал вам Духа и совершил у вас силы (чудеса) Того же Духа, от дел ли закона, коих не исполняет человек, совершил Он (Бог), или от слуха веры? Если же думаете вы или ваши учители, что вера меньше дел, то вот Авраам не потому, что совершил дела (закона), а потому, что уверовал в Бога, вменено ему в правду. Понимаете ли из этого, что верующие, подобные Аврааму, называются сынами Авраама? Провидело, то есть от самых дней Авраама указало, Писание, что от веры (верою) оправдает язычников Бог, когда говорил ему: благословятся в тебе все народы (Быт.12:3). Итак, уверовавшие благословляются с Авраамом верным. Ибо все, кои от дел закона (суть) под проклятием находятся, ибо написано: проклят, говорит, всяк человек, кто не пребудет во всем написанном в книге закона, чтобы исполнять это (Втор.27:26).

Глава V

1-6. Твердо да стоим во Христе, и опять игу рабства закона да не подвергаемся. Вот я Павел, который более вас знаю это, говорю вам, что если будете обрезываться, как говорят вам, то в этом и ради этого Христос вам ничем не будет полезен. Притом, ведь всякий, кто допускает обрезание, должен потом исполнять он и весь закон; то есть хранить субботы его, совершать праздники его, вкушать опресноки его и агнца и горькие травы. А если это вы будете делать, то вы остались без Христа, кои этим законом хотите оправдаться. Если хотите получить оправдание своими делами по закону, то от благодати, которая совершена у вас, как и у всех язычников, вы отпали. Но (ибо) мы духом веры, которую приняли, надежду оправдания, которое дается этою верою, ожидаем: ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет никакой силы, ни необрезание, но вера, чрез любовь превозмогающая, чрез веру, очевидно, нашу в Господа нашего и нашу взаимную любовь друг к другу.

7-12. Хорошо шли вы в том, что указал я, – кто вас остановил и прельстил отпасть от истины, которую я предал вам? Ибо то, во что уверовали вы (прежде, происходит) от Того, Кто вас призвал, а убеждение это, противоположное прежнему – от того, кто вас прельстил и остановил теперь, – или: убеждение ваше от Бога есть, от Коего и призвание всех язычников. Подобно закваске (дрожжам) всякое учение: в кого оно влагается, ум того, как тесто, заквашивает собою. Но я надеюсь на (о) вас в Господе, что ничего другаго кроме того, что я предал вам, не помыслите. А смущающий истину, которую я посеял в вас, он один понесет осуждение, которое придет на того, кто соблазняет ближнего (ср. Мф.18:6 сл.). Я же, если бы обрезание проповедывал (продолжал проповедывать), конечно, не подвергался бы гонению от самих Иудеев. Следовательно упразднен соблазн Креста, то есть уничижение Креста, которое мы проповедуем, – чрез обрезание, которое они проповедуют. О если бы и совсем удалены были за нашу ревность те, кои возмущают вас!

13-15. Вы же, братья, к свободе призваны были, поэтому не обращайтесь к закону. И свобода ваша да не будет в пробуждение (пожеланиям) плоти, но любовию рабствуйте друг другу, а не чуждым учением. Ведь закон, к коему вы прибегаете для исполнения многих постановлений его, в немногих делах исполняется, именно: возлюбишь ближняго твоего как себя самого (Лев.19:18 ср. Мф.22:39, Мк.12:31. Рим.13:8 сл.). Если же друг друга ненавидите и угрызаете, то не только закон не исполняете, но и друг от друга истребляетесь.

Правило поведения духовно совершенных по отношению к немощным Гал.6110

Изложив начала духовной жизни христиан и показав, как тяжела духовная борьба, в которой человек может временами падать и восставать, Апостол теперь обращается к «духовным», т. е. предстоятелям общин, и заповедует им не тщеславиться собой, своим совершенством, ибо оно есть плод благодати Св. Духа, а впадших в прегрешение исправлять в духе кротости, снисхождения, долготерпения и любви.

«Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1–2).

Закон Христов, таким образом, есть закон любви; любовь же есть служение, ношение «бремени друг друга». Апостол предостерегает от самообольщения, самохвальства, зная, сколь изменчиво и непрочно наше духовное состояние, как легко мы теряем его, не укрепляемые благодатью: поэтому «каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (Гал.6:4). И усовершившийся в чем-либо должен сравнивать себя не с немощным братом, а с совершенной нормой христианства: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» (Мф.5:48). Рассматривая себя так, мы убедимся, что нечем нам гордиться.

Апостол призывает верующих оказывать пресвитерам всякую честь и помощь в их нуждах, давая тем самым повод к обнаружению дел любви и милосердия: «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал.6:6). Суетно и неразумно христианину полагаться на жизнь плотскую, – ведь все, что отдано плоти, посеяно в плоть, оканчивается тлением и исчезает. Только «сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:8).

Ап. Павел призывает пребывать в добре независимо от награды и не унывать, если эта награда приходит не скоро. Награда бывает не в начале рабочего дня, а в конце его: «в свое время пожнем» (Гал.6:9), – говорит Апостол. Нельзя также откладывать делание добра на будущее, ибо в любой момент может случиться так, что даже и при желании делать добро уже будет поздно, ибо время неумолимо идет к концу. «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).

Вопросы для повторения Послания к Галатам

I. 1. Что известно об основании Церкви в Галатии?

2. Что составляет повод и цель написания Послания? Какие главные разделы Послания?

3. Чем характерно вступление Послания (Гал.1:1–5)?

4. За что укоряет ап. Павел галатов (Гал.1:6–7)?

5. Какой суд произносит Апостол над лжеучителями (Гал.1:8–9)?

II. 1. Какой источник благовестия ап. Павла (Гал.1:11–12)?

2. Какие биографические сведения привел ап. Павел и зачем (Гал.1:13–24)?

3. Что говорит ап. Павел о встрече с ап. Петром (Гал.1:18–19)?

4. Как встретили ап. Павла «столпы апостолов» (Гал.2:2)?

5. Как вел себя ап. Павел на Апостольском Соборе (Гал.2:4)?

6. Как отозвался ап. Павел о непринципиальном поведении ап. Петра (Гал.2:11–21)?

7. Почему при вере во Христа невозможно надеяться на оправдание от Закона (Гал.2:17–20)?

III. 1. Каким образом показывает Апостол необязательность закона Моисеева в деле спасения (Гал.3:1–14)?

2. Кто суть истинные сыны Авраама (Гал.3:7)?

3. Кто освободил нас от клятвы закона (Гал.3:8–13)?

4. В чем состояло несовершенство закона (Гал.3:15–18)?

5. Зачем дан был закон и на какой срок (Гал.3:19)?

6. Через кого преподан закон, а через кого обетование (Гал.3:19–20)?

7. Чему уподобляется закон (Гал.3:24)?

8. Какие обетования дает вера (Гал.3:26–27)?

9. Имеют ли значение национальные, социальные и другие различия людей в их отношении ко Христу (Гал.3:28)?

IV. 1. С чем и почему сравнивает ап. Павел подзаконных (Гал.4:1–3)?

2. Когда мы освобождаемся от рабства закону (Гал.4:4–6)?

3. Апостол на Рождество Христово (Гал.4:4–7).

4. Какое мы имеем свидетельство нашего сыновства Богу (Гал.4:6)?

5. За что укоряет Апостол Галатов (Гал.4:9–10)?

6. Как возбуждает Апостол Галатов к прежней вере (Гал.4:14–15)?

7. Какое прообразовательное значение было в рождении сынов Авраама (Гал.4:22–25)?

8. Какое пророчество Исаии о свободных чадах Церкви и синагоге дал Апостол (Гал.4:27–29)?

V. 1. Как называет ап. Павел время подзаконное и время новозаветное (Гал.5:1)?

2. Почему при вере нельзя обрезываться (Гал.5:2–5)?

3. На какую веру указывает Апостол (Гал.5:6)?

4. Что является главным принципом христианской жизни (Гал.5:13–14)?

5. Как ап. Павел изображает духовную брань в человеке (Гал.5:16–22)?

6. Где незаметна, где возникает и до каких пределов надо вести духовную борьбу (Гал.5:24)?

7. Как должны относиться духовные к согрешившим (Гал.6:1–2)?

8. Как можно исполнить закон (Гал.6:2)?

9. Как предостерегает ап. Павел от самообольщения (Гал.6:4–6, 6)?

10. Нечему неразумно полагаться на плотскую жизнь (Гал.6:8)?

11. Почему надо спешить делать добро (Гал.6:9–10)?

12. Чем хвалится Апостол (Гал.6:12–14)?

13. Что означают слова Апостола: «язвы Господа Иисуса Христа на теле моем» (Гал.6:17)?

Смысл послания апостола

В древней христианской традиции его принимали все единодушно и не высказывали никаких противоречий относительно правильности суждений, которые описаны в нем. Многие относят его написание к 48 году. Считается, что сделано это было в Антиохи после первого апостольского путешествия. Это было самое первое и самое раннее послание Павла. В ее основе положена северо-галатийская теория.

Другое мнение основано на том, что оно написано было в 56 году в Эфесе. Многие ученные отмечают сходство его с посланием к римлянам. Специфические черты в тексте свидетельствуют о том, что оно было произведено на свет после апостольского собора. Вневременные принципы в Послании к Галатам могут быть использованы и сегодня. В них изложены все истинны, которые необходимо соблюдать не зависимо от века и происхождения.

Особое внимание в данном труде уделено процессу обрезания. В послании нет разницы между верующими и язычниками

Там говорится о том, что перед Господом все равны. Пророк говорит о том, что спасение можно обрести только верой в Бога и благодатью. А вот «законные дела» успокоят только совесть, но не душу. Павел описывал также и некоторые исторические события. Немало уделил внимания пониманию любви к ближнему, а также отделил такие термины как «плод духа» и «дело плоти».

Приложение 1. Общие сведения о Послании ап. Павла к Галатам

Авторство Послания

Послание к галатам открывается приветствием ап. Павлом своих адресатов. Это Послание было написано апостолом собственноручно (см. Гал. 6:11), а не продиктовано секретарю.

«Из всех посланий Павла аутентичность Послания к галатам меньше всего вызывала сомнения. Она столь очевидна, что только самые радикальные критики подвергли ее сомнению» (Гатри).

Адресаты Послания

Послание адресовано «церквам Галатийским». Однако в науке нет однозначного ответа, кто именно те галаты, к которым ап. Павел обращает свое Послание.

Все комментаторы вплоть до XIX в. считали, что под Галатией здесь понимается страна Галатия, лежавшая в центре Малой Азии и граничившая с Пафлагонией, Понтом, Каппадокией, Ликаонией, Фригией и Вифинией и получившая название от своих обитателей – галатов (так греки называли восточных кельтов, переселившихся в эту область в III в. до Р.Х.). Впервые ап. Павел посетил эту область во время своего второго путешествия (Деян. 16:6). Второй раз ап. Павел проповедовал в этой области во время своего третьего путешествия (Деян. 18:23). Именно эту область и называет Галатий ев. Лука в книге Деяний. Этой так называемой «северо – галатийской теории» придерживается и подавляющее большинство исследователей (Аверкий, Кассиан, Лопухин).

Некоторые ученые высказывают предположение, что под Галатией здесь имеется в виду не только страна, где обитали галаты, но вся римская провинция Галатия, в которую входили собственно Галатия, а также страны Фригия, Писидия и Ликаония, т. е. те области, которые ап. Павел и Варнава посетили во время первого апостольского путешествия (Деян. 13:14 – 14:23). Так называемая «южно – галатийская теория» (см. Лопухин, Гатри).

Время и место написания

Определение места и времени написания Послания зависит от того, кого понимать под галатами, к которым обращено послание. В Послании к галатам ап. Павел пишет, что дважды посещал эту Церковь (см. Гал. 4:13). Северную область Галатии ап. Павел посещал во время своего второго (Деян. 16:6) и третьего (Деян. 18:23) путешествий. Таким образом, Послание было написано во время третьего путешествия.

Исследователи, придерживающиеся «южно – галатийской теории», первое пребывание ап. Павла в Галатии относятся к первому путешествию, а второе – к Деян. 16:6. Это позволяет перенести датировку Послания на более раннее время. «Но замечательно, что не только защитники «северо – галатийской теории», но и большинство защитников «южно – галатийской теории» считают, что Послание к галатам было написано апостолом в Македонии, в дни его третьего путешествия, на пути из Асии в Элладу (ср. Деян. 20:1 – 2)» (Кассиан).

Но и среди исследователей, относящих написание этого Послания к третьему путешествию» апостола, вопрос о времени и месте решается по-разному.

Послание написано во время пути из Ассии в Элладу (см. Деян. 20:1 – 2).

Аргументы: Несомненна близость между Посланием к галатам и Посланием к римлянам, что может свидетельствовать, что оба Послания были написаны в течение недолгого промежутка времени. Послание к римлянам было написано ап. Павлом в Коринфе, значит, Послание к галатам было написано незадолго до того, перед самым отбытием апостола из Македонии в Элладу, т. е. приблизительно тогда же, когда и 2 Кор. (Кассиан).

Послание написано во время пребывания в Эфесе.

Аргументы: Ап. Павел выражает удивление, что Галаты так скоро переходят к иному благовествованию от призвавшего их благодатью Христовой (Гал. 1:6). Из этого делается вывод, что Послание написано вскоре после второго посещения апостолом Галатии, т. е. из Эфеса (Аверкий).

Сведения о стране, называемой Галатией

Галатией называлась малоазийская область, находившаяся почти в середине Малой Азии и окруженная с севера Вифинией, Пафлагонией и Понтом, а с юга Фригией, Ликаонией и Каппадокией. Страна эта первоначально была населена греками, но в третьем веке до Р. Хр. в ней поселились вторгшиеся с берегов реки Рейна в Македонию и Грецию, а затем перешедшие в Малую Азию (в 280 г). древние Галлы (одно из Кельтских племен), которые и сообщили ей свое имя Галатии, или Галло-Греции. В 189 г. до Р. Хр. римский консул Манлий подчинил эту страну власти Римлян, оставив ей собственное управление. В 26 г. по P.Хр. Август обратил Галатию в римскую провинцию. Поселившись здесь, воинственные прежде Галлы обратились к мирным занятиям и искусствам и стали возделывать свою плодородную и цветущую страну. Постепенно они смешались с местными греками, усвоив их нравы и язык. Богатая Галатийская страна начала привлекать Евреев, которые со времени Александра Македонского вынуждаемы были выселяться из Палестины в разные другие области. Имп. Август заявил свое особое покровительство переселяющимся в Галатию иудеям, о чем сообщает иуд. историк Иосиф Флавий.

Повод к написанию

Поводом к написанию послания к Галатам послужило вторжение в церковь Галатийскую иудействующих еретиков, которые внушали Галатам мысль о необходимости для спасения соблюдать обрезание и прочие обряды и установления ветхозаветной иудейской религии. Продолжая свое третье благовестническое путешествие, святой Апостол Павел из Галатийской страны прибыл в Ефес (Деян. 19:1). Сюда-то вскоре и дошли до него слухи о волнениях, какие посеяны были среди Галатов иудействующими еретиками, по-видимому, прибывшими из Палестины, так как местные иудеи, вследствие долгой совместной жизни с язычниками, едва ли могли держаться таких фанатичных узко-национальных иудейских взглядов. Эти иудействующие Павлово учение о свободе от ветхозаветного закона объясняли лишь желанием его приобрести любовь среди язычников и указывали на то, что он не был призван к Апостольскому служению непосредственно Самим Иисусом Христом во время Его земной жизни и не был живым свидетелем Его дел и слушателем Его учения.

К великому огорчению и удивлению святого Апостола Павла, многие из Галатов поддались этой развращающей проповеди, скоро «перешли в иное благовествование” (Гал. 1:6) и охладели к его личности. Пораженный таким неожиданным легкомыслием и безрассудством Галатов (3:1), Святой Апостол Павел тотчас же решился написать им послание, по поводу их заблуждения и в обличение их совратителей, причем написал его собственноручно (Гал. 6:11), дабы не терять времени от переписчиков и устранить всякие подозрения насчет его подлинности.

АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К ГАЛАТАМ

Приветствие и предисловие (Гал.1:1–10)

Уже в самом начале Послания св. Павел называет себя «Апостолом» с целью подчеркнуть свое право на это звание, ибо он «избран не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» (Гал.1:1). Его апостольство не присвоено самовольно, и не воспринято от других, пусть даже самих апостолов, но принято от Самого Господа (это не противоречит рассказу ап. Луки о том, что предстоятели Церкви в Антиохии совершили рукоположение над Савлом и Варнавой и отправили их на проповедь (Деян.13:2–3), т.к. Сам Дух Святый повелел им это сделать). Ап. Павел выражает свое крайнее удивление тем, что галаты так быстро забыли его наставления, призвание благодати Божией и «так скоро перешли к иному благовествованию» (Гал.1:6). Но как истина одна, так и благовестие Христово одно, поэтому иное учение о Христе может быть только извращением истины.

Апостол объявляет анафему (проклятие) всякому, даже ангелу и себе самому, кто посмеет учить о Христе и о пути спасения по-иному, чем это было возвещено им, ап. Павлом ранее (Гал.1:8). Смелость Апостола здесь необычайна, но она справедлива и основательна, ибо он воспринял благовестие не от людей, не от ангелов, но от самого Иисуса Христа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: