КЛИМЕНТ РИМСКИЙ

Внешность

Молодой Климент VII, худ. Себастьяно дель Пьомбо,

Во время своего полугодового тюремного заключения в 1527 году Климент VII отрастил бороду в знак траура по разграблению Рима. Это было нарушением канонического закона, требовавшего от священников быть гладко выбритыми. Однако прецедент существовал и до того: папа Юлий II в течение девяти месяцев носил бороду в —1512 годах в знак траура по поводу потери папского города Болонья.

В отличие от Юлия II, Климент VII сохранил бороду до своей смерти в 1534 году, и его примеру последовали его преемник, Павел III, и ещё двадцать четыре понтифика, вплоть до Иннокентия XII, который умер в 1700 году.

Избрание

После похорон Климента IX шестьдесят два кардинала 20 декабря 1669 года начали конклав. Сорок два голоса были необходимы для избрания папы, и бурная дискуссия продолжалась в течение четырех месяцев. Кардинал Джованни Конти получил двадцать два голоса, кардинал Роспильози, племянник покойного папы, — тридцать, или, как говорят некоторые, тридцать три, а кардинал Черри — двадцать три голоса.

Наконец, кардиналы договорились прибегнуть к старому способу избрания папы при отсутствии согласия — предложили тиару самому пожилому кардиналу, почти восьмидесятилетнему Эмилио Алтьери, отчасти это было обусловлено тем, что Эмилио будучи человеком высоких моральных качеств, был очень хорошим дипломатом, долго и ревностно служащим церкви. За него высказались пятьдесят девять кардиналов, а против — лишь два. Однако сам Алтьери возразил: «Я слишком стар, чтобы нести такую ношу». Указывая на кардинала Бранкаччьо, Алтьери сказал, что он — тот, кого следует избрать. Но в конце концов, со слезами на глазах, он принял папскую тиару и был коронован 11 мая под именем Климента X, в честь своего благодетеля, папы Климента IX.

В кино

  • В биографической кинокартине «Челлини: Преступная жизнь» 1990 г. роль папы Климента VII исполнил шведский актёр Макс фон Сюдов.
  • В российско-итальянском фильме Золото 1992 г. — Россия, Италияроль папы Климента VII исполнил итальянский актер Энцо Яккетти.
  • В британско-ирландско-канадском сериале «Тюдоры» роль папы Климента VII исполнил североирландский актёр Иэн Макэлхинни.
  • В турецком сериале «Великолепный век» роль папы Климента VII исполнил Альп Ойкен.
  • в испанском сериале «Карлос, король и император» роль папы Климента VII исполнил .
  • Также Климент VII упомянут в британском сериале «Демоны Да Винчи».

Папа Медичи

Джулио де Медичи родился 26 мая 1478 года во Флоренции, месяц спустя после убийства его отца Джулиано Медичи (брата Лоренцо Великолепного) в ходе Заговора Пацци. Его матерью была Фьоретта Горини, которая вскоре умерла и оставила Джулио сиротой. Несмотря на то, что его родители не находились в браке, была найдена лазейка в законе, и после символического обручения его родителей Джулио был признан законным сыном. Таким образом, он был племянником Лоренцо Великолепного, который позаботился о его образовании.

Джулио в юности вступил в орден госпитальеров и был назначен приором ордена в Капуе, а после избрания его двоюродного брата Джованни Медичи на папский престол под именем Льва X (1513—1521) он стал влиятельной фигурой в Риме. Джулио стал министром папы и доверенным лицом. Лев X в мае 1513 года назначил его архиепископом Флоренции, а в сентябре того же года возвёл в достоинство кардинала. Заказал Рафаэлю строительство для себя виллы под Римом. Фактически Джулио был главным режиссёром папской политики на протяжении всего понтификата Льва X. Он также был титулярным епископом Вустера в графстве Вустершир в Англии.

Климент I

В Википедии есть статьи о других людях с именем Климент. Запрос «святой Климент» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Климент I
Clemens Romanus I
Рождение начало I века н. э.Рим, Римская империя
Смерть 97 (99) или 101Херсонес Таврический, Боспорское царство, Римская империя
Почитается в католической и православных церквях
В лике апостолы от семидесяти
День памяти 25 ноября (8 декабря) в православии, 23 ноября в католицизме
Подвижничество апостол от семидесяти
Категория на Викискладе

Кли́мент I (лат. Clemens Romanus I, умер в 97, или 99, или 101 году) — апостол от семидесяти, четвёртый епископ Римский (Папа Римский) (согласно официальной хронике Католической церкви, с 88 или 90 по 97 или 99 год), один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси. Почитаем в Православии как один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья, которые через тысячу лет стали землями Киевской Руси. По преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни, где проповедовал. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Память в Православной церкви — 25 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 23 ноября.

Другие достижения

Климент трудился, чтобы сохранить мир в Европе, хотя этому угрожали амбиции Людовика XIV (1643—1715), заявлявшему претензии на контроль над церковными доходами. Он также украсил мост Сант-Анджело десятью статуями ангелов из каррарского мрамора, которые можно увидеть там до сих пор.

Климент X инициировал строительство двух фонтанов, украшающих Площадь Святого Петра.

Климент X обладая от природы добрым и мягким нравом, был очень успешным дипломатом. Он умел находить компромиссы и улаживать скандалы. Миролюбивая политика Климента X привела к увеличению престижа папского двора, временному перемирию между Францией и Габсбургами и распространению влияния католической церкви. Именно благодаря усилиям Климента, контрреформация одержала окончательную победу в Польше, сделав её одной из самых католических стран мира. Единственной его большой ошибкой можно признать назначение кардиналом своего племянника Палуццо, который портил жизнь папе как только мог.

Примечания

  1. По мнению некоторых исследователей, это могут быть и другие места в окрестностях Херсонеса, например, мраморные каменоломни на берегу бухты Казачьей, однако православная традиция говорит именно о каменоломнях Инкермана.
  2. Православные источники считают местом упокоения святого Климента Казачью бухту в западной части Гераклейского полуострова.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 27 января 2016.
  4. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1993.
  5. ↑ Там же.
  6. Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева.
  7. Слово на обновление Десятинной церкви / Пер. Виталия Задворного // Истина и жизнь. 1994. № 10. С. 38.
  8. Роже — французский епископ города Шалон-на-Марне в Шампани.
  9. Назаренко А. В. «Западноевропейские источники». Стр.354. Пер. А. В. Назаренко по Glossa Remensis ad Psalterium Odalrici. Paris, 1904
  10. Бертье-Делагард А. Л. Раскопки Херсонеса // Материалы по археологии России. СПб., 1893. № 12. С.61.
  11. 1 Кор. Климента Римского 59:1-2; цитируется по публикации: Св. Климента Еп. Римск. къ Коринф. послание 1. — Писания мужей апостольских (в русс.пер., с введ. и прим. прот. П.Преображенского). — СПб., 1895
  12. Evangelisches Kirchenlexikon, Bd. 1. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1986 — S. 518: «Auf dieser Bahn geht 1Clem weiter, der das Bischofsamt unmittelbar auf die ordnungsgemäße Einsetzung durch die Apostel zurückführt und damit erstmals den Gedanken apostolischer Sukzession anklingen läßt (44,2f).».
  13. Цит. по: Ранние Отцы Церкви. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1988 — с. 70
  14. См. Grelot P., Dumais Μ. Homelies sur 1’Ecriture a Tepoque apostolique. — Paris, 1989. — P, 25 etc.).
  15. ↑ Mercer dictionary of the Bible / ed. Watson E. Mills, Roger Aubrey Bullard. Macon, GA: Mercer University Press, 1997. pp. 160—161.

Папство

Бюст Клемента X работы Джованни Лоренцо Бернини

Восьмидесятилетний Папа усыновил своего племянника Палуццо, дав ему фамилию Алтьери и назначив кардиналом-непотом. Палуццо-Алтьери не замедлил обогатить собственную семью.

Как и все понтифики, Климент X отправил послания христианским правителям с призывом любить друг друга и доказывать свою любовь к Всевышнему с помощью доверия, щедрости и благоразумия. Особенно папа пытался наладить отношения между Испанией и Францией.

Канонизация

12 апреля 1671 года Климент X канонизировал пять святых — Каетана Тиенского, Франсиско Борджа, Филиппа Бенития, Людовика Бертрана и Розу Лимскую.

Климент X подтвердил льготы, предоставленные папой Григорием XIII (1572—1585) Немецкому колледжу в Риме. 13 января 1672 года Климент X урегулировал формальности, которые необходимо было соблюдать при перемещении мощей святых со священных кладбищ. Никто не должен был перемещать такие реликвии без разрешения кардинала-викария. Они не должны были подвергаться почитанию верующих, если ранее этого не одобрил тот же кардинал.

В 1676 году Лоренцо Бернини создал одну из его последних статуй, бюст Климента X.

Внешняя политика

11 ноября 1673 года гетман Ян III Собеский разбил турок под Хотином. Папская дипломатия была склонна поддержать Собесского в борьбе с Турцией, но при условии, что будут сохранены интересы Габсбургов. Победа Контрреформации в Польше должна была содействовать укреплению роли этой страны как «форпоста христианства на Востоке». Данную роль ей отвело папство ценой государственных и национальных интересов поляков.

В 1673 году в Рим прибыли послы от русского царя Алексея Михайловича. Он запросил у папы титул царя, который, однако, он уже возложил на себя. Папа помнил, что русский царь оказал сильную финансовую помощь Яну Собескому в борьбе против турецких захватчиков. Но Павел Гаврилович Менезий, шотландец, который был послом, так и не смог получить подтверждение царского титула Алексея Михайловича, хотя и был принят с большим радушием. Русский царь не исповедовал католическую веру, поэтому папа не решился разрешить ему носить царский титул, чтобы не ссориться с королём Польши.

Климент X, видя результаты миссионерства в Канаде, решил учредить там епископство Квебек, зависимое напрямую от Святого Престола. Первым епископом стал Франсуа де Монморанси-Лаваль.

Местное управление

Между тем в Риме была причина опасаться неприятностей. Кардинал Палуцци-Алтьери, который был во главе правительства, решив увеличить доходы, установил новый налог в три процента на ввоз любых товаров в город, в том числе товаров для кардиналов и послов. Хотя правительство выразило недовольство, что послы превысили свои привилегии, дипломатический корпус проявил недовольство. Кардиналы также сначала жаловались, хотя и с умеренностью.

Палуцци утверждал, что Климент X в его собственном государстве может сделать все, что пожелает. Тогда послы Империи, Франции, Испании и Венеции послали своих секретарей требовать аудиенции у Папы Римского. Обер-камергер ответил, что папа в этот день занят, и так четыре дня подряд. Климент X, узнав, что произошло, заявил, что он не давал такой приказ. Тогда послы отправились на аудиенцию к Палуцци, но тот не только отказался их принять, но и закрыл двери и увеличил охрану в Папском дворце.

Конфликт продолжался в течение более чем одного года, и Климент X, который не любил скандалов, в конце концов передал этот вопрос на решение совету. Через некоторое время после этого кардинал Палуцци заявил, что на самом деле он никогда не относил послов к тем, на кого распространяется его указ.

Королева Швеции Кристина, принявшая католицизм и переехавшая в Рим в декабре 1655 года, вынудила Климента X запретить обычай прогонять евреев по улицам во время карнавала. В 1686 году она издала декларацию, по которой римские евреи были взяты под её защиту.

Юбилейный год

В год -й Климент X организовал празднование очередного Юбилейного года. Несмотря на свой возраст, он посетил церкви, сожалея, что подагра помешала ему совершить все паломничества, что он задумал. Он двенадцать раз являлся в больницу Троицы, чтобы омывать ноги паломникам, а после церемонии раздавал им подарки.

Священномученик Климент, папа Римский

День памяти: Ноябрь 25 Святитель Климент папа Римский Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы

В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания

Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67 — 79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79 — 91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год). Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Святитель Климент в Житии Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98 — 117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал. Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году. По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы, и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802 — 811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет. При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855 — 867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы. Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие — два послания к Коринфянам — первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)

Тропарь Клименту, папе Римскому:
Иже от Бога чудодействы преславно удивляя вселенныя концы мира, священный страдальче, паче естества морю составы водам содеваеши разделение в честней памяти твоей всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь чудесным твоим мощем, и по всенародном хождении море во едино течение чудодетельне твориши, Клименте предивный, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Избрание

После смерти Бенедикта XI в 1304 году наступил период междуцарствия — споры между французскими и итальянскими кардиналами, которых было почти поровну в конклаве, не позволяли избрать нового папу. В итоге преемником Бенедикта в июне 1305 года был избран Бертран под именем Климента V. Он был рукоположён 14 ноября. Бертран не был итальянцем и не был кардиналом, что могло стать определяющим при голосовании — его воспринимали как нейтрального кандидата. Однако хронист Джованни Виллани сообщал, что Климент был избран при содействии французского короля Филиппа IV, которому он за это обязался уступить на пять лет церковные доходы в пределах Франции и обещал полную покорность.

В Бордо Бертран был официально уведомлен о его избрании и призван в Рим, но он выбрал Лион для своей коронации 14 ноября 1305 года, которая была отмечена роскошью и присутствием Филиппа IV. Среди его первых действий было рукоположение девяти французских кардиналов.

Отношения с Римом

В марте 1309 году весь папский двор переехал из Пуатье (где он оставался в течение 4 лет) в окрестности города Авиньон, который не был тогда частью Франции, а считался имперским леном, находившимся под властью Сицилии. Этот шаг оправдывался соображениями безопасности, так как в Риме ситуация была нестабильной — римская знать и её вооружённые отряды боролись за влияние, а Латеранская базилика была уничтожена в результате пожара. Решение папы положило начало «авиньонскому пленению церкви», длившемуся до 1377 года и приведшему к полному падению её самостоятельности и престижа.

Понтификат Климента V пришёлся на катастрофическое время для Италии. Папская область была поделена между сторонниками трёх кардиналов, а Рим был неуправляем из-за войны между родами Орсини и Колонна. В 1310 году император Священной Римской империи Генрих VII вошёл в Италию и был коронован легатом Климента V в Риме в 1312 году.

В Ферраре, которая была занята папскими войсками в ущерб семье Эсте, новые власти столкнулись с Венецией и её поселенцами. Когда отлучение и интердикт не помогли, Климент V проповедовал крестовый поход против венецианцев, заявив, что венецианцы, захваченные за рубежом, могут быть проданы в рабство, как нехристиане.

При Клименте V особенно широко процветала симония. Он также запретил движение дульсинианцев в Ломбардии, которое он считал ересью.

Почитание

Святые Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим. Фреска XI века из Базилики Святого Климента

Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св. Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (Церковь Климента, Папы Римского), Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861 года. Святой равноапостольный Кирилл лично перевёз мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.

Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.

О глубоком почитании на Руси святого Климента свидетельствует «Слове на обновление Десятинной церкви» (XI веке). В нём Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Про Херсонес как место упокоения святого Климента было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:

В XIII веке французский монах Гильом де Рубрук писал:

Процесс тамплиеров

Монеты папы Климента V

Климент стал первым папой, короновавшимся тройной короной — тиарой.

В начале 1306 года Климент V фактически отменил буллу Бонифация VIII Unam Sanctam, утверждавшую папский примат над светскими правителями и угрожавшую политическим планам Филиппа. Климент, похоже, на посту понтификата был лишь инструментом французской монархии, что знаменовало собой радикальное изменение в папской политике.

Хетум Патмич передает папе Клименту своё сочинение о монголах «Цветник историй», 1307.

В пятницу 13 октября 1307 года сотни рыцарей-тамплиеров были арестованы во Франции по приказу короля Филиппа IV. Последовавший за этим процесс над тамплиерами по обвинению в ереси, содомии и безнравственности, бросил тень не только на короля, но и на Климента. В 1312 году дал согласие на разгром тамплиеров (булла Faciens misericordiam).

Между тем, адвокаты Филиппа IV попытались возобновить обвинения Гийома де Ногаре против покойного Бонифация VIII. Клименту V пришлось уступить давлению короля и принять участие в этом процессе, начатом 2 февраля 1309 года в Авиньоне. Климент V выражал свою личную убежденность в невиновности Бонифация VIII. Наконец, в феврале 1311 года Филипп IV написал Клименту V письмо, уведомив, что прекращает процесс. Со своей стороны, Климент V освободил от интердикта всех участников похищения Бонифация в Ананьи. В 1311 году Климент созвал вселенский Вьеннский собор. Главным вопросом, который рассматривался на нём, был вопрос о судьбе Ордена тамплиеров. Папа распустил Орден и конфисковал его имущество и земли, хотя окончательного решения принято не было.

Сочинения

Главный алтарь и хоры Базилики Святого Климента в Риме

Первое послание к Коринфянам

Святому Клименту приписывалось авторство двух посланий (1-е и 2-е к Коринфянам), направленных им в качестве епископа Рима, христианской церкви в Коринфе (Греция). В III и IV веках большинство христианских авторов рассматривало первое послание как каноническую часть Нового Завета; оно читались на воскресных службах наряду с Новым Заветом. Текст первого послания запечатлел весомое доказательство авторитета римского епископа по отношению к другой церковной общине. Папа Климент обращается к христианам Коринфской церкви как начальствующее лицо, желающее навести порядок в их делах: «Посланных от нас, Клавдия Эфеба и Валерия Витона с Фортунатом, немедленно отпустите к нам в мире с радостию, чтобы они скорее известили нас о желаемом и вожделенном для нас мире и согласии вашем, дабы и мы скорее могли порадоваться о вашем благоустройстве».

Считается, что идея апостольского преемства впервые была сформулирована Климентом в его первом послании к Коринфянам: «И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства».

Второе послание к Коринфянам

По жанру произведение, несмотря на своё название, никак не подходит под определение «посланий»: оно является типичной проповедью и, вероятно, первой по времени из сохранившихся христианских гомилий. Следует отметить, что предпосылки возникновения христианского жанра гомилий сложились уже в иудаизме на рубеже новой эры (Филон Александрийский, «Четвертая книга Маккавейская» и пр.), а основы его заложены в Новом Завете (Нагорная проповедь самого Господа, проповеди апостолов, частично сохраненные в Деяниях апостолов и т. д.). Чистота учения и назидательность второго послания вместе с его древностию были причиною того, что ещё в IV веке оно употреблялось для церковного чтения наравне с Первым посланием Климента. Свидетельство это сохранилось в собрании «правил апостольских», где оно упомянуто в числе книг, назначенных для общего употребления христиан, наряду с Первым посланием Климента и другими священными книгами. Такую честь оно получило и в Александрии, как это показывает кодекс Библии, в котором сохранился его отрывок.

Св. Климент в истории древней Руси

В древнерусском Тмутараканском княжестве, при тысяцком Ратиборе (1079) была выпущена серебряная монета. На одной стороне монеты лик Святого Климента. На другой надпись «От Ратибора». Имела хождение в Тмутаракани и Крыму. В настоящее время известно 11 таких монет.

Подложные сочинения

  • Апостольские постановления — написанный от лица Климента ранний кодекс канонического права (по мнению современных исследователей, составленный в Сирии около 380 года).
  • Восьмикнижие Климента (Clementine Octateuch) — хорошо известное в VI в. сочинение, переведенное в 687 году с греческого языка на сирийский Севиром Антиохийским.
  • «Климентины» или «Псевдо-Климентины» — группа памятников древнехристианской письменности IV века.
  • Два окружных послания «О девстве» («De virginitate»), написанные в III веке неизвестным автором в Палестине либо в сиро-палестинском ареале (входят в состав Климентин).
  • Климент Римский на гербе Инкермана

  • На фреске Дж. Б. Тьеполо

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: