Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова

Статья пятьдесят шестая

О песнопении святых и троякой «аллилуия», которую они поют при разорении Вавилона

Откр.19:1. После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!

Откр.19:2. Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.

Откр.19:3. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.

Откр.19:4. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!

Аллилуйя означает Божественное прославление; “аминь” же – истинно, да будет. Это воспевается ангельскими силами вместе с святыми людьми три раза Триипостасному Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу, Который отомстил за кровь рабов Своих, пролитую Вавилоном, и наказанием жителей его прекратил грех. Слова: «И дым ея восхождаше во веки веков» указывают или на то, что наказания не будут забыты, или наказанные будут за это мучиться в будущем в меньшей мере.

Откр.19:5. И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

Престол Божий – Херувимы, повелевающие воспевать Его великим и малым в добрых делах, соразмерно с силою каждого. Я думаю, что умершие младенцы, малые по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять Творца нашего Бога.

Откр.19:6. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

Откр.19:7. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца,

«Глас народа и вод многих и громов» – означает звучность песнопений ангельских и всех небесных сил бесчисленных, как их некогда разумели под водами, «яже превыше небес» (Пс. 148:4). С ними же поет славу Богу весь собор праведных. Господь Иисус Христос чрез Свое человеколюбие воцарился над всеми, которыми раньше обладал, как Творец. Он будет царствовать со властью, как Царь и Судия. «Брак Агнца» означает союз Церкви со Христом, которого божественные апостолы были устроителями, даровав Церкви духовное обручение, потому что некогда она получит обручение истинное.

Статья тринадцатая

Снятие первой печати, означающее апостольское учение

Откр.6:1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

И между сущими на небесах существует благой порядок, нисходящий от высших чинов к низшим, ибо первый голос, повелевающий Ангелу, таинственно изображающему видение, прийти, он услышал от одного из четыреобразных – льва. Первое животное – лев, как я думаю, указывает на царственную власть апостолов над демонами, так как о них сказано: «се, царие земстии собрашася» (Пс. 47:5), и в другом месте: «поставиша… князи по всей земли» (Пс. 44:17).

Откр.6:2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Некоторые относили снятие этой печати и всех других к домостроительству воплощения Бога Слова, а именно: первую – к Рождеству, вторую – к Крещению, третью – к Божественным знамениям, бывшим после Крещения, четвертую – к осуждению у Пилата, пятую – к распятию, шестую – к положению во гроб и седьмую – к разрушению и пленению ада. Мы же вполне согласны с мнением Мефодия, что относить это к родившемуся Христу нет никакой нужды, ибо таинство воплощения Бога Слова было много раньше этого откровения. Иоанн же говорит только о настоящем и будущем и здесь повествует о победе над огненным змием. Вот почему под снятием первой печати, по нашему мнению, нужно разуметь сонм апостолов, которые, направив против демонов, подобно луку, Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвленных спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления за то, что победили истиною князя тьмы и претерпели насильственную смерть за исповедание Владычнего имени ради второй победы. Поэтому и сказано: «изыде побеждали, и да победит», потому что первая победа есть обращение язычников, а вторая – добровольное мученическое оставление тела.

Авторство

Автор Откровения несколько раз называет себя Иоанном (, ). Кроме того, автор упоминает, что он был на острове Патмос, когда получил своё первое видение (, )

Поэтому автора книги Откровение иногда называют Иоанном Патмосским.

Апостол Иоанн

Церковное предание приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Хотя язык Апокалипсиса отличается от написанного Иоанном Богословом Евангелия в силу того, что, по словам патролога и богослова митрополита Илариона (Алфеева), Апокалипсис говорит языком ветхозаветных символов о новозаветных реалиях, в то же время анализ языковых образов, словаря и синтаксиса, выполненный Вильгельмом Буссе, позволяет А. П. Лопухину говорить в пользу Иоанна Богослова как автора Откровения.

«Пресвитер Иоанн»

Версия об авторстве апостола Иоанна с самого начала подвергалась сомнению

Уже епископ Дионисий Александрийский (середина III века) в сочинении «Об обетованиях» обращает внимание на значительные стилистические и богословские различия между Откровением и писаниями апостола Иоанна, не позволяющие утверждать единство авторства. Сомнения высказывают и некоторые современные библеисты, поскольку проблематика и стиль изложения Апокалипсиса значительно отличается от Евангелия от Иоанна и Иоанновых посланий

При этом следует иметь в виду, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, которые могли быть позднейшей традицией объединены в одну фигуру. Так, при перечислении своих учителей раннехристианский автор Папий различает «Иоанна ученика Господня» и другого ученика, «пресвитера Иоанна», которого он знал лично и многие рассказы которого передавал. По этому поводу Евсевий Кесарийский отмечает: «Если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму».

Статья семнадцатая

Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ ко Господу о кончине

Откр.6:9. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

Откр.6:10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Если относить снятие четырех печатей к событиям из жизни Христовой, то совершенно справедливо будет снятие ее отнести к скончавшимся прежде пророкам и святым, взывающим к долготерпению Божию, по которому Он терпел гонения от иудеев даже до крестной смерти. Если же это считать за предсказание о будущем, то, сообразно с церковными учителями, нужно думать, что этот вопль против гонителей приличествует замученным ради Христа, чтобы чрез это обратить достойных и положить конец нечестию непокорных всемирною кончиною, «яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих» (Пс. 124:3). Ибо хотя нечестивые уже испытали гнев Божий, но оставшиеся из них тем не менее нуждаются в наказаниях или для своего обращения, или для поражения навеки.

Откр.6:11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Слова «дондеже скончаются и клеврети их» указывают на то, что святые являются как будто молящими о кончине мира, поэтому им и повелено терпеть до скончания братии, дабы, по апостолу, не без них достигли они совершенства (Евр. 11:40). «Белая одежда» означает процветающую среди них светлость добродетелей, в которую они облекаются, еще не получив обещанного. Как свободные от всякой скверны, они упокояются на лоне Авраама и истинно блаженствуют в надежде получить то, что видят еще как бы в духовном зерцале. Так и многие святые отцы говорят, что каждый из делателей добродетелей унаследует достойное место, в чем он уверяется на основании известных признаков и уже думает о будущей славе.

Статья сорок девятая

О том, что от четвертой язвы люди опаляются зноем

Откр.16:8. Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.

Откр.16:9. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.

Может быть, люди будут опаляемы и зноем чувственного солнца, когда Человеколюбец Бог обуздает Ему непокоряющихся «уздою и удилами» (Пс. 31:9), чтобы обратить их к покаянию, хотя достигшие глубины зла и будут направляться своею злою волею и разумом не к обращению, а к хулению. Но, может быть, солнцем обозначается и течение дня, во время которого заслужившие наказание будут палимы зноем искушений, чтобы возненавидели они чрез скорби виновника их – грех. Однако, безумные, не сознаваясь в своем грехопадении, будут изощрять язык свой против Бога, как и ныне некоторые, угнетенные притеснениями от варваров, обвиняют Божественную благодать, что она попустила в такие бедствия род наш.

Богослужебное использование

Одной из причин скудости ранних текстов может являться тот факт, что чтение из книги Откровения никогда не входило в богослужебную практику Восточной Церкви, возможно, потому, что состав богослужения сформировался до окончательного включения книги в канон Нового Завета (и в настоящее время, книга Откровения не читается во время богослужения в Православной церкви, за единственным исключением, о котором сказано ниже). Поэтому, в частности, отрывки из Откровения отсутствуют в греческих лекционариях (литургических книгах, содержащих отрывки из Священного Писания, читаемые во время богослужения), являющихся одним из важных рукописных источников.

Вместе с тем второй главой действующего Типикона (Иерусалимский устав) предписывается чтение Апокалипсиса Великим постом на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней), отсутствовавшее в Студийском (ввиду отсутствия в нём бдений как таковых) и Евергетидском уставах.

В Католической церкви в настоящее время читается на воскресных мессах в пасхальный период (в литургический год C), песни из него входят и в «Литургию часов».

В Лютеранской церкви чтения из книги Откровения встречаются в литургическом календаре довольно часто: Первое воскресенье Адвента (круг С), воскресенье после Рождества Христова (В, С), третье воскресенье Великого поста (В), десятое воскресенье после Троицы (А), предпоследнее воскресенье церковного года (С), Новый год, Обрезание и наречение имени Иисуса (С), Благовещение (С), Преображение (С), день Архангела Михаила (А), День всех святых (А, С).

Статья пятьдесят вторая

О том, что чрез седьмую язву будет на людей град и землетрясение

Откр.16:17. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!

Откр.16:18. И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!

Раздался с неба ангельский голос, то есть совершилось Божественное повеление. «Голоса, молнии и громы», наподобие звучавших на Синае при явлении Божием, означают ужасающую силу того, что будет совершаться на земле во время второго пришествия Христова. «Землетрясение» указывает на перемену существующего, по словам апостола: «еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом» (Евр. 12:26).

Откр.16:19. И город великий распался на три части, и города языческие пали,

Мы думаем, что этот город, великий не по величине и числу зданий, но древнейший и великий по благочестию, есть Иерусалим, возвеличенный пред городами языческими и отличенный от них страданиями Христа.
Разделение его на три части» указывает на христиан, иудеев и самарян, живущих там, или означает разделение жителей на твердо верующих, осквернивших свое крещение и, иудеев, совершенно не послушавшихся проповеди, на безудержное и дерзкое исполнение последними своих похотливых желаний и низвержение их со своего места. И теперь из боязни благочестивых царей иудеи и самаряне притворяются принадлежащими к нам, не осмеливаясь открыто обратиться к своей ереси и скрывая свои убеждения, как будто и они истинные христиане и носят одно имя с нами. Но когда усилившиеся искушения обличат их, тогда произойдет разделение людей на благочестивых, нечестивых и грешников и все пойдут каждый к единомышленникам и к согласной с ними секте. Падение городов языческих указывает на их разрушение или на прекращение язычества с пришествием Царства Божия, которое, по Даниилу, унаследуют святые (Дан. 7:27).

и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.

Вавилон же великий, увлекшийся собственными житейскими заботами, и жители его, величающиеся своим богатством, как бы из забвения явятся на память Божию и за свои нечестивые дела и попирание правды испиют чашу гнева Божия.

Откр.16:20. И всякий остров убежал, и гор не стало;

Под островами мы должны разуметь, по Священному Писанию, церкви, а под горами – начальствующих в них. При наступлении всего вышепредсказанного они побегут, как говорит Господь: сущие на востоке побегут на запад, и сущие на западе – на восток. «Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти» (Мф. 24:21), когда не только от антихриста в муках за Христа, но и в бегстве, в горах и пещерах, куда они побегут из городов, чтобы сохранить благочестие, люди будут терпеть бедствия и нечестия, одни в наказание за свои грехи, а другие для испытания в добродетели.

Откр.16:21. и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.

Град, падающий с неба, означает гнев Божий, сходящий свыше. То же, что этот град величиною с талант, означает полноту гнева за тяжкие грехи людей; в подобном же смысле было видение и пророку Захарии (Зах. 5:7). От этого града поражаемые обратятся не к покаянию, а к богохульству, и это свидетельствует об их сердечном ожесточении, в котором они уподобятся фараону. Ожесточение это даже будет более фараонова, ибо тот все же несколько смягчался от казней и сознавал свое нечестие, а они и во время наказаний будут хулить Бога.

Статья пятьдесят девятая

Об антихристе и о вверженных вместе с ним в геенну

Откр.19:17. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба:

Мы считаем этого Ангела одним из высших, потому что он повелевает другим радоваться наказанию грешников и прекращению греха. «Птицами» – Ангелы называются ради высоты и быстроты своего полета для нашего исправления и научения, ибо исполнение воли Божией служит для них пищею, в чем они подражают Христу. Они парят посреде неба, чтобы открыть доступ на него к предсказанному веселию и святым, ибо их ходатайства служат как бы ступенью для восхождения снизу на небо. Поэтому ими же святые будут «восхищены в сретение Господне» (1Фес. 4:17).

летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,

Откр.19:18. чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

«Приидите и соберитеся на вечерю великую Божию». Всесильное желание Божие, называемое благоволением и вожделенною его вечерию, состоит в том, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4), обратились и живы были (2Пет. 3:9) и чтобы заслужившие наказания получили его. Христос называл “брашном” (духовной пищей – Ред.) волю Отца Своего (Ин. 4:34), а здесь она называется вечерию Божиею, потому что люди получат, что хотел каждый получить за дела свои – награду или наказание. «Снедение плоти” означает уничтожение всего плотского, исчезновение начальников земли. “Кони” упоминаются не потому, что и они тоже воскреснут и будут судимы, а для указания на людей женонеистовых, порабощенных лукавством. Всадники означают возлюбивших злое, что и поясняется словами: «свободных и рабов… малых и великих,» потому что свободными и великими называются здесь нагрешившие много и по своей воле, а рабами и малыми – согрешившие менее или по неразумению, возрасту и нужде.

Откр.19:19. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и воинством Его.

За многообразие грехов воинствующих вместе с диаволом он называет воинствами, хотя они и составляют меньшую часть по сравнению с ангельскими силами и святыми, а последователей Христа за единодушие их в стремлении к угождению Богу «воинством,» то есть в единственном числе.

Откр.19:20. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению:

«И ят бысть зверь и с ним лживый пророк». Они противились Христу с покорными им царями и князьями, но, будучи побеждены оба – антихрист и лжепророк, творивший чудеса для более успешного принятия обольстителя, были наказаны гневом Божиим.

оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;

Может быть, они избегнут общей смерти, но, умерщвленные во мгновение ока, осуждены будут в геенну огненную, на смерть вторую. Как на Суд пойдут оставшиеся в живых, о которых апостол говорит, что они «вдруг, во мгновение ока, изменятся» (1Кор. 15:52), так, наоборот, эти оба противника Бога перейдут прямо не на Суд, но во осуждение. На основании слов апостола, что антихрист будет убит духом уст Божиих (2Сол. 2:8), и мнения одного учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые понимают это иначе. Но мы утверждаем, что живые суть те, которых ублажает Даниил, а эти два, по отнятии Богом их власти, в неподвергающихся тлению телах будут брошены в геенну огненную, что и будет для них смертию и убиением по Божественному Христову повелению.

Откр.19:21. а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

Есть две смерти: одна – разлучение души с телом, а другая – ввержение в геенну. Прилагая это к восставшим на Бога вместе с антихристом, мы предполагаем, и не без основания, что им будет нанесена первая смерть – телесная – мечом, или повелением Божиим, а потом уже их постигнет и вторая. И это справедливо. Если же не так, то они вместе со своими обольстителями будут участниками вечных мучений – второй смерти. Насыщение плотию нужно понимать здесь, как и ранее. Как Бог говорил чрез Исаию грешникам: «бысте ми в сытость» (Ис. 1:14), так же неприятно и мерзостно для святых Его всякое плотское желание.

Статья шестьдесят восьмая

О чистой реке, казавшейся исходящей от престола

Откр.22:1. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

Рекою, исходящею из Церкви, называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла. А протекающая по горнему Иерусалиму полная воды Божия река есть исходящий от Бога Отца Дух Животворящий, напояющий чрез Ангела и высшие силы, именуемые престолами Божиими, и стогны святого города, то есть жителей его, увеличившихся, по слову Псалмопевца, «паче песка» (Пс. 138:18).

Откр.22:2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой;

Река, говорит он, напояет святых, насажденных при ней, названных иносказательно «древом жизни» за причастие и подражание древу жизни – Христу. Они производят двенадцать плодов, то есть непрерывно дают плоды, потому что там не будет зимы греховной, заставляющей, как это наблюдаем теперь, древо жизни ронять свои листья, но тогда начнется век непрестанного плодоношения святых. Приноровительно к обычному у нас годообращению, а также и ради проповеди апостольской он называется здесь двенадцатимесячным. Этот же стих можно объяснять и иначе. Под рекою можно понимать, как сказано, дары Святого Духа, ниспосылаемые чрез престол Отца и Сына, то есть Херувимов, на которых Бог восседает, как на престоле, на “стогны” града, то есть на многочисленное общество его; потому что эти дары изливаются от высших к низшим по чинопорядку Небесной иерархии. «Древо жизни» означает Христа, познаваемого чрез Духа Святого, ибо в Нем Дух, и Он покланяем в Духе и есть Податель Духа. Чрез Него же и двенадцать плодов апостольских даруют нам вечные, неоскудевающие плоды благоразумия. Или же здесь предуказывается «лето Господне благоприятное» и день воздаяния», о котором говорил пророк (Ис. 61:1, 2).

и листья дерева – для исцеления народов.

Листья древа жизни – Христа означают тончайшие и пресветлые разумения судеб Божиих, а плоды его – совершеннейшее знание, которое откроется в будущем веке. Для народов, стоящих низшими в делании добродетелей, эти листья будут служить во очищение их неведения и во исцеление. Ибо «ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам» (1Кор. 15:41), и многие обители у Отца (Ин. 14:2), чтобы каждого удостоить большей или меньшей светлости по характеру его дел. Это же можно понимать и иначе. Под древом жизни, приносящим двенадцать плодов, можно понимать лик апостольский по причине соучастия его с истинным Древом жизни, даровавшим и нам причастие Своего Божества чрез воплощение. Плоды его суть принесшие стократный плод, а листья – плод в шестьдесят крат. Эти, передавая низшим полученный ими от принесших сторичный плод луч озарения светом Божиим, принесут исцеление и здоровье народам, принесшим плод в тридцать крат. Ибо и между спасаемыми будет различие, как между листьями и плодами: одни прославятся более, а другие менее. Вообще в Священном Писании очень часто одно древо упоминается вместо многих, как равно много случаев, когда употребляется множественное число вместо единственного.

Откр.22:3. И ничего уже не будет проклятого;

Анафему, то есть отлучение, можно понимать в двух смыслах: или предоставленное одному Богу и недоступное для многих, или же как не касающееся твари и святых сил, а сказанное диаволу и отнесенное к нему ради его окончательного отчуждения от добра. Мы думаем, что здесь “анафема” употреблена в усиленном смысле, ибо сие не возлагается, а отлучается, будучи подчиненным диаволу, и осуждается на попрание. Такого проклятия в городе не будет.

но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

Откр.22:4. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.

Соделавшиеся престолами Божиими, по упокоению на них Владыки, будут жить в этом городе и увидят Его лицом к лицу не в гаданиях, но, по свидетельству великого Дионисия, в том виде, в каком Его видели апостолы на горе Фавор. Они будут иметь вместо золотой дщицы (пластинки с надписью: «Святыня Господня», которая прикреплялась к головному убору – Ред.) древнего первосвященника (Исх. 28:36) начертание имени Божия не только на челе, но и в сердце, то есть любовь к Нему твердую, непреложную и дерзновенную. Ибо начертание на челе означает дерзновение.

Откр.22:5. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

Праведники, по слову Христа, будут сиять подобно солнцу (Мф. 13:43), и для них, имеющих своим просвещением и Царем Господа славы, Которым они, воцарившись с Ним, будут управляться вечно, не нужен будет свет светильников или солнца.

Откровение святого Иоанна Богослова

Глава 1.

1Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
2который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

3Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

4Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
5и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
6и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

7Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

8Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

9Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

10Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
11то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

12Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников
13и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
14глава Его и волосы белы, как белая во’лна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
15и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.

16Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

17И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,
18и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

19Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

20Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Следующая книга

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Статья третья

Открытое Ангелу Ефесской церкви

Откр.2:1. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

Говорит с церковью чрез Ангела подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками чрез учителя. Потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика, – ошибки и успехи его. Под семью звездами, или Ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и чрез святых Ангелов управляет миром.

Откр.2:2. знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

Откр.2:3. ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Откр.2:4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Откр.2:5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела;

Хваля церковь в двух или трех отношениях, порицает и зазирает (упрекает – Ред.) ее в одном, о чем и упоминает в средине, а о похвалах – в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит; одобряет и то, что, “не веря всякому духу» (1Ин. 4:1), они испытывали выдававших себя за апостолов и, признав их лживыми, не принимали; хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами: «покайся, и первая дела сотвори».

а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Откр.2:6. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Движение светильника, или церкви, означает лишение Божественной благодати, когда она подвергается волнениям и колебаниям от духов злобы и злых людей, их пособников. Под этим же движением некоторые разумеют перенесение первосвятительского престола из Ефеса в Царьград. А отчего Богу дела Николаитов так ненавистны, известно всякому, кто испытал или знает по чтению эту презренную ересь.

Откр.2:7. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

«Имеющий ухо, да слышит». Все люди имеют телесное ухо, а духовное приобретает только человек духовный; такое имел, например, пророк Исаия (Ис. 8:5). Человеку, победившему бесовские искушения, обещает дать вкушать от древа жизни, то есть соделать причастником блаженства будущей жизни. Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть
«древо живота» (Притч. 3:18), а апостол говорит о Христе, что «Той есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин. 5:20). Если мы хотим его достигнуть, то умоляю вас исправить жизнь и победить страсти. Потому что, во всяком случае за труды последует награда по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцем и Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Статья шестая

Открытое Ангелу Фиатирской церкви

Откр.2:18. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

Огневидность очей указывает на просвещение праведников и попаление грешников.”Ноги” же и «халколиван» означают благоухание мысленного мира Христова в спасаемых и соединение во Христе Божества с человечеством нераздельно и неслиянно. Оно не доступно для человеческого понимания, как разжженное Духом Божиим.

Откр.2:19. знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

Откр.2:20. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

«Вем твоя дела». Если и хвалит за веру, служение, благодушие и терпение, то справедливо и порицает за попущение ереси Николаитов (по нечестию и порокам образно названной Иезавелью), которая дает повод верным к соблазнам и увлекает их к идолослужению, от которого они прежде прекрасно отреклись. Ее должно уничтожить, потому что при помощи лукавого духа она ложно выдает себя за обладающую пророчествами.

Откр.2:21. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

Откр.2:22. Вот, Я повергаю ее на одре и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

Откр.2:23. И детей ее поражу смертью.

«И дах ей время». Вредная ересь их не воспользовалась во благо временем, данным ей для покаяния –
«Се, Аз полагаю ю на одре». Продолжая говорить образно, сравнивает хитрость и лесть еретиков с блудницею, угрожая поразить болезнями и смертию ее, а также и всех осквернявшихся вместе с нею и любодействовавших перед Богом, если только они не раскаются и не обратятся к Нему.

и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

Откр.2:24. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;

Откр.2:25. только то, что имеете, держите, пока приду.

Говорит это к обольщенным еретикам и соблазняющим других, простейших же утешает: так как вы в простоте нравов не находите силы противостать лукавым и изобретательным на слова, ибо, как утверждаете, не знаете вполне глубины сатанинской, то Я не требую от вас словесной борьбы с ними, но сохраните только принятое вами учение до тех пор, когда Я возьму вас оттуда.

Откр.2:26. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками.

Откр.2:27. и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;

«Дам ему власть». Творящему Мои дела дам власть, как обещано в Евангелии, над пятью или десятью городами. Или же этим указывается на суд над неверными, когда прельщенные, осужденные уверовавшими во Христа, сокрушатся как пасомые жезлом:
«Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его», сказал Господь (Мф. 12:41). Слова: «якоже и Аз приях от Отца Моего» приведены по человечеству ради принятия плоти.

Откр.2:28. и дам ему звезду утреннюю.

Откр.2:29. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

Звездою утреннею называет или того, о ком возвещает пророк Исаия: «Како спаде с небесе денница восходящая заутра?» (Ис. 14:12), и обещает, сокрушив ее, положить под ноги верных (Лк. 10:16–19; Пс. 90), или же денницу, упоминаемую блаженным Петром, сияющую ясно в сердцах верующих (2Пет. 1:19), то есть просвещение Христово. Денницами также называются обыкновенно Иоанн Креститель и Илия Фесвитянин, предтеча первого восхода Солнца правды и предтеча второго пришествия Его. И мы веруем, что победители диавола будут их соучастниками. В том, что одним и тем же именем называются столь противоположные друг другу, нет ничего удивительного. Мы знаем из Священного Писания, что под именем, например льва, толкуемого в разных смыслах, разумеется и Христос – Лев от Иуды, и диавол – лев от Васана. И также: под востоком можно понимать начало будущего дня, с которым рассеется тьма настоящей жизни, и Ангела, благовествующего об этом дне, ибо он предшествует Христу – Солнцу правды, просвещающему верных и рассеивающему мрак настоящей жизни. Да просветимся и мы Его лучами благоволением Отца со Святым Духом. Ему слава во веки, аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: