Новодевичий монастырь

Монастыри Москвы

С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский, чьими силами были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры.

В 1930-х годах территорию монастыря было решено реконструировать, превратив в сквер с зелеными газонами и асфальтовыми аллеями. В некрополе Новодевичьего монастыря до его «реконструкции» было свыше 2000 захоронений, после реконструкции осталось около сотни. Большая часть надгробий была снесена, а о месте расположения могил все забыли. По-прошествии некоторого времени начали внезапно появляться воронки в земле. Грунт оседал, а стены некоторых более современных построек покрывались трещинами. О многих старых захоронениях и склепах никто не помнил, а тем более нигде не сохранились карты и планы с указанием мест этих захоронений. Однажды под землю рухнула одна из сотрудниц музея — ни о чем не подозревавшая женщина провалилась в склеп с пятью гробами. После обследования территории монастыря, геофизиками была составлена карта с подробным указанием 20-ти максимально опасных районов.

На месте некогда гигантского монастырского кладбища стоит сейчас лишь несколько надгробий. Уничтоженный большевиками местный некрополь попытались восстановить наши с вами современники, но памятники, которые удалось найти в укромных уголках Новодевичьего, расставили не там, где они стояли изначально. Никто не знает – где находятся могилы… Об этом известно лишь тем, кто в них похоронен. Среди монастырских старожилов ходят слухи, что местонахождение каждой могилы определяется лишь ночью – по слабому свечению из-под земли… На монастырской территории сохранились могилы героя войны 1812 года и поэта Дениса Давыдова, декабристов князя Сергея Трубецкого, создателя «Союза спасения» А. Н. Муравьёва и подполковника М. И. Муравьёва-Апостола, покоятся поэт А. Н. Плещеев создатель сиротского приюта Николай Рукавишников, командующий юго-западным фронтом генерал А. А. Брусилов.

В ХХ веке появилось «новое» Новодевичье кладбище – за монастырской стеной, с южной стороны. Оно стало одним из самых престижных мест захоронений – в Советском Союзе – после кремлевской стены. Здесь похоронен Н.В. Гоголь — в 1930-е годы его прах перенесли сюда из закрытого Даниловского монастыря – и это еще более увеличило количество легенд, связанных с этим место – всем известная скандальная история об исчезновении черепа великого писателя…

По иронии судьбы на Новодевичьем кладбище покоятся рядом палачи и их жертвы. Здесь похоронены сотни тех, кто прошел все круги гулаговского ада, тюрьмы и лагеря — главный маршал авиации Новиков, академики, Туполев, Ландау, поэты Заболоцкий, Смеляков. И здесь же лежат те, кто выполнял волю вождей. Например, соратник Сталина Лазарь Каганович. Разрешение покоиться на Новодевичьем ему должны были подписать автоматически, так как партстаж покойного перевалил за 50 лет, но к моменту своей смерти он лишился партбилета, проиграв в 1957 году схватку за власть вместе с Молотовым и Маленковым. Дочь покойного в своем письме к властям не стала перечислять все регалии отца, лишь попросила разрешения похоронить пожилого человека в одной могиле с его женой. Остается лишь закончить рассказ стихотворной строкой: «От коммуниста и до дворянина недвижны все до Страшного Суда»…

Легенды Новодевичьего монастыря интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

Новодевичий монастырь в Москве

Новодевичий монастырь

Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) – заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска — иконы Смоленской Божией Матери.

«Лета 7032-ого (1524) майа в 8 день, — гласит летопись, — поставиша Нов монастырь Девичь у града Москвы за посадом».

Монастырь был Новым по отношению к более древним московским обителям — Алексеевскому (Зачатьевскому) монастырю и Кремлёвскому Вознесенскому, древнюю славу которых Новодевичий перенял, став новой придворной обителью и куда в XVI-XVII веках поступали представительницы наиболее родовой знати. Как следует из патриаршей грамоты 1598 года, полное название святыни звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.

Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии (в переводе с греческого — Наставница, Путеводительница). Так назывался древний образ Богоматери из знаменитого константинопольского храма Одигон. Икона Одигитрии, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, вместе со священной ризой и поясом Богоматери почиталась в Византии как хранительница Империи.

В 1046 году царевна Анна, дочь русского императора Константина IX Мономаха, привезла икону Пречистой Одигитрии на Русь, как благословение родителй на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. В последствии эта икона стала святыней русских князей. На Руси икону почитали как символ преемственности и близости двух православных монархий: Константинополя (Второго Рима) и молодого Русского Государства.

History

The Novodevichy Monastery was founded in 1524 by Grand Prince Vasily (Basil) III in commemoration of the conquest of the city of Smolensk in 1514. It was built as a fortress at a curve of the Moscow River and became an important part of the southern defenses of the capital, a ring of defenses that already included a number of other monasteries including the Donskoy Monastery. When it was founded, Novodevichy Convent was granted 3,000 rubles and ownership of the villages of Akhabinevo and Troparevo. Ivan IV later granted a number of other villages to the convent.

The nuns of Novodevichy were women from noble families. The convent was known to have sheltered many ladies from Russian royal and boyar families who had been forced to take monastic vows. These included Feodor I’s wife Irina Godunova, Sophia Alekseyevna (Peter I’s sister), and Eudoxia Lopukhina (Peter I’s first wife). In 16101611, during the Time of Troubles, the convent was captured by a Polish unit commanded by Aleksander Gosiewski. Once the monastery was liberated, Tsar Michael supplied it with permanent guards (100 Streltsy in 1616 and increased to 350 soldiers in 1618) for defense.

The first abbess of the monastery was Elena (Devochkina), a nun from the Intercession Monastery of Suzdal. In the mid-seventeenth century, a number of nuns were transferred from Ukrainian and Belarusian monasteries to the Novodevichy Convent. In 1721, some aged nuns, who had left the Old Believers, were given shelter at Novodevichy. In 1724, the monastery housed a military hospital for soldiers and officers of the Russian army and an orphanage for female foundlings. By 1763, the convent housed 84 nuns, 35 lay sisters, and 78 sick patients and servants. Each year, the state provided the convent with 1,500 rubles, 1,300 loaves of bread, as well as 680 rubles and 480 loaves of bread for more than 250 abandoned children under the care of the nuns.

In 1812, after he had occupied Moscow, Napoleon’s army attempted to destroy the convent on its departure, but the nuns discovered and extinguished the incendiaries and set fuses and managed to save the monastery from destruction.

In 1871, the Filatyev brothers donated money for a shelter and school for orphans of “ignoble origins”. Also, the convent housed two almshouses for nuns and lay sisters. In early 1900s, the Smolensky Cathedral was surveyed and restored by architect and preservationist Ivan Mashkov. By 1917, there had been 51nuns and 53lay sisters in the Novodevichy Convent at the eve of the Bolshevik revolution.

In 1922, the Bolsheviks closed down Novodevichy Convent although the cathedral remained open until 1929, after which it was turned into the Museum of Women’s Emancipation. By 1926, the monastery had been transformed into a history and art museum. In 1934, it became affiliated with the State Historical Museum while much of its facilities were turned into apartments, thus sparing the convent from destruction. In January 2010, the convent was returned to the Russian Orthodox Church under an order signed by Prime Minister Vladimir Putin.]

In 1943, when Joseph Stalin began to make overtures to the Russian Orthodox Church as a reward for its support in defense of the Russian lands against the Nazis during World War II, he sanctioned opening the Moscow Theological Courses school at the convent. The next year the program was transformed and became the Moscow Theological Institute. Since 1980 The Novodevichy Convent has been the residence of the Metropolitan of Krutitsy and Kolomna.

Although nuns returned to the convent in 1994, some of the churches and other monastic buildings are still affiliated with the State Historical Museum. In 1995, services resumed in the convent on patron saint’s days.

История обители от конца XVII века

В 1689 г. здесь была заточена и насильно пострижена в монахини царевна Софья, а спустя некоторое время Петр I поместил в темницы ее сестер. Вскоре на глазах царевны повесили участников стрелецкого бунта.

  • София принимала активное участие при возведении основных зданий обители: на денежные средства царевны построили Успенскую церковь и два надвратных храма. В 1690 г. на территории сооружается выдающаяся колокольня.
  • В 1727 г. в Новодевичьей обители поселили постриженную в монахини царицу Евдокию. Спустя время её внук Петр II вернул ей государственные полномочия.
  • В 1724 г. здесь открывают приют, вмещающий 250 девочек-подкидышей. Их обучали ремеслу плетения кружев и правилам поведения.
  • В отечественную войну французские войска желали взорвать Новодевичью обитель, но одна из монахинь успела потушить водой фитили, которые подвели к погребам с порохом.
  • В 1908 г. настоятельницей обители становится игуменья Леонида, тетка патриарха Алексия I. Она скончалась через 12 лет, ее тело погребли на территории монастыря и воздвигли памятный крест из мрамора.
  • После революции обитель фактически закрыли, организовав здесь галерею царевны Софьи и стрельцов. В 1934 г. обитель являлась филиалом музея истории. В 1943 — 1944 г. на территории начинают работать богословские курсы и институт, ставший духовной академией.
  • В середине 90-х митрополит Крутицкий распорядился о восстановлении монашеской общины. В 2006 г. Алексий II направил письмо, в котором рассматривался возможный переход Новодевичьего монастыря под опеку РПЦ. Этот вопрос полноценно разрешился спустя 4 года, и обитель перевелась во владение Московской епархии. В мае 2012 г. в Новодевичий монастырь торжественно перенесли Иверскую икону, которая находилась в фонде музея истории.

Интересно! Предание гласит: на месте, где изначально желали основать монастырь, забил сильнейший ключ, поэтому строительство перенесли. На источник, который символично назвали «Вавилоном» (так как библейский Вавилон тоже не смогли достроить), положили большую плиту и воздвигли часовню. Сооружение было передано Чудову монастырю в начале XIX столетия.

Cemetery

Like other Moscow monasteries (notably the Danilov and the Donskoy monasteries) the New Maidens’ Monastery was coveted by the Russian nobility as a place of burial. Sergey Solovyov and Alexei Brusilov are only two of the many prominent Muscovites buried within convent walls. The Napoleonic war hero Denis Davydov is also buried on the grounds. In 1898, the new Novodevichy Cemetery was opened outside the monastery walls in which Anton Chekhov was among the first of many Russian writers, poets, artists, and other notables, to be interred there. Later, Nikolai Gogol was also reburied in the new cemetery. During the Soviet years, it became the most high-profile cemetery in the Soviet Union, in which were buried Peter Kropotkin, Nikita Khrushchev, Sergei Prokofiev, Dmitri Shostakovich, Konstantin Stanislavski, and Boris Yeltsin, amongst others.

History

The Novodevichy Monastery was founded in 1524 by Grand Prince Vasily (Basil) III in commemoration of the conquest of the city of Smolensk in 1514. It was built as a fortress at a curve of the Moscow River and became an important part of the southern defenses of the capital, a ring of defenses that already included a number of other monasteries including the Donskoy Monastery. When it was founded, Novodevichy Convent was granted 3,000 rubles and ownership of the villages of Akhabinevo and Troparevo. Ivan IV later granted a number of other villages to the convent.

The nuns of Novodevichy were women from noble families. The convent was known to have sheltered many ladies from Russian royal and boyar families who had been forced to take monastic vows. These included Feodor I’s wife Irina Godunova, Sophia Alekseyevna (Peter I’s sister), and Eudoxia Lopukhina (Peter I’s first wife). In 1610–1611, during the Time of Troubles, the convent was captured by a Polish unit commanded by Aleksander Gosiewski. Once the monastery was liberated, Tsar Michael supplied it with permanent guards (100 Streltsy in 1616 and increased to 350 soldiers in 1618) for defense.

The first abbess of the monastery was Elena (Devochkina), a nun from the Intercession Monastery of Suzdal. In the mid-seventeenth century, a number of nuns were transferred from Ukrainian and Belarusian monasteries to the Novodevichy Convent.

Новодевичий женский монастырь

Так же можно переключиться с карты Ростелекома на более подробную кару Яндекса с районами города.

Географические координаты Новодевичьего Монастыря площадь для GPS или ГЛОНАСС навигатора нужно вводить : широта 55.726872, долгота 37.560754. Как доехать до площади на городском транспорте смотрите на странице сайта с маршрутами.

Индекс дома на Новодевичьего Монастыря площадь:

Индексы домов, расположенных по адресу Россия, Москва, Новодевичьего Монастыря площадь имеют значение . Дома по площади обслуживает почтовое отделение с индексом 119435.

2013 — 2018 Поиск по карте, маршруты, панорамы

Панорама Новодевичьего Монастыря площадь:

Панорама позволит совершить виртуальную экскурсию по Новодевичьего Монастыря площадь в г. Москва не выходя из дома.

Вы сможете увидеть:

  • памятники архитектуры,
  • интересные достопримечательности,
  • прогуляться по прилегающим к площади паркам, площадям и скверам,
  • прокатиться на виртуальной машине по перекресткам и развязкам дорог.

Все это позволит создать первое впечатление и выбрать лучшие места для посещения г. Москвы offline.

Для перемещения по панораме воспользуйтесь стрелками «вперед» и «назад», а также кнопками «+» и «-» для регулировки масштаба изображения.

Посетители нашли в Москве:

Novodevichy Monastery, also known as Bogoroditse-Smolensky Monastery (Russian: Новодевичий монастырь, Богородице-Смоленский монастырь), is located in the southwestern part of Moscow on bank of the Moscow River. Its name, sometimes translated as the New Maidens’ Monastery, was assigned to differentiate it from the older maidens’ convent, Ascension Monastery, in the Moscow Kremlin. Unlike other Moscow monasteries, it has remained virtually intact since the seventeenth century.

Использованные материалы

Москва, Новодевичий проезд, д. 1.Тел.: +7 (495) 246-5607, +7 (495) 246-8526

Монастырь открыт ежедневно с 9:00 до 17:00

Памятка для паломников и туристов

В древней обители Вам будут признательны за неукоснительное соблюдение правил поведения Новодевичьего монастыря.

Экскурсии проводятся по территории Новодевичьего монастыря с посещением монастырских храмов и выставок экскурсоводами «Церковного музея» по предварительной заявке.

Допускаются для проведения экскурсии гиды-переводчики, имеющие карту аккредитации «Музея».

Свадебные процессии допускаются на территорию Новодевичьего монастыря исключительно для участия в Таинстве венчания. Одежда участников свадебных церемоний должна соответствовать требованиям, предъявляемых к внешнему виду прихожан православного храма.

В монастыре не приветствуется:

  1. Осуществлять профессиональную фото и видеосъемку без согласования с Московской Епархией,
  2. Вести любительскую фото и видеосъемку без предварительной оплаты в кассе «Музея» согласно утвержденному тарифу. На 1 января 2018 года за осуществление любительской фотосъемки взимается плата в размере 100 рублей, за видеосъемку – 200 рублей. Фото и видеосъемка духовенства и монашествующих может производиться исключительно с их личного согласия,
  3. Курить, распивать спиртные напитки, находится в нетрезвом состоянии,
  4. Входить на территорию Новодевичьего монастыря в одежде, которая нарушает общепринятый порядок нахождения на территории православного храма: женщинам в брюках, коротких и открытых платьях, мужчинам в шортах и открытых майках,
  5. Ходить по газонам – под ним находится монастырский некрополь,
  6. Входить на территорию Новодевичьего монастыря с животными,
  7. Кататься на велосипедах, самокатах, роликах и пр.,
  8. Пользоваться звукоусиливающей аппаратурой,
  9. Входить в служебные, хозяйственные и жилые помещения монастыря

Спасибо за понимание!

Новодевичий монастырь в Москве является древним живописным храмовым комплексом, расположенным в историческом месте неподалеку от Лужников. Эта обитель представляет собой один из старинных православных ансамблей христианской религии, находящийся на территории государства и почитаемый уже не одно столетье. По существующему поверью, в период существования монголо-татарского иго, именно на этой местности производили отбор русских красавиц для Золотой Орды.

Новодевичий монастырь

Иконы Новодевичего монастыря

Вблизи центрального входа в общину располагается Навратный храм Господня Преображения, украшением которой служит чудотворный лик Смоленской Божьей Матери. В Успенском соборе, возведенном по указу царской дочери Софьи, пребывает на хранении одно из старинных священных изображений Новодевичьей обители, то бишь лик Иверской Небесной Царицы.

Сам православный комплекс включает в себя немалое количество художественно-архитектурных памятников искусства исторической значимости, в которых сохраняется и по сей день множество чтимых древних святынь.

Недавним важным событием в общине стало обретение старинной реликвии Ватопедского храма Св. горы Афон – божественного лика Девы Марии «Отрада и Утешение». А этот список со священным изображением обители еще в 1854 г. вручил старейшина Святогорец.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

После того как в страшный богоборческий период произошло закрытие этого святого места, святыню считали утерянной, однако по счастливому стечению обстоятельств в нынешнее время, ее смогли вновь обрести в Вышенском храме. Причем следует отметить, что на тыльной части чудотворного образа присутствует надпись, которая как раз-таки и является доказательством принадлежности этого лика к этой Московской обители. А в чем новообретенной православной реликвии, а соборе было проведено церковное служение посвященной обретению старинного образа.

История основания монастыря

Архитектурный ансамбль, сформировавшийся в первое столетие жизни этого церковного комплекса, до сегодняшнего дня практически не претерпел изменений. Новодевичий монастырь в Москве имеет колоссальную популярность и славу в христианском мире, сюда стекается большое количество паломников.

Новодевичий монастырь
Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Церковный комплекс основал Василий III, который дал обет обязательно построить ее в честь Пречистой Девы, если сумеет вернуть Москве Смоленск. Правитель праздновал победу, и в 1524 г. дал указание возложить первый камень Новодевичьего монастыря.

На заметку! 10 августа установили церковную дату, восхваляющую возвращение Смоленска в границы Руси. В этот день также славят икону Пречистой Девы «Смоленскую». Торжество знаменуется крестным ходом, проложенным от стен Кремля в Новодевичью обитель.

Для возведения церковного комплекса правительство пожаловало 3 тысячи серебряников, сельские земли, угодья, а также особые грамоты, освобождающие от платы в государственную казну.

  • В 1525 г. в монастырь торжественно, крестным ходом, перенесли из Кремля Смоленский образ Пречистой Девы. Во главе шествия стоял сам Василий III и тогдашний митрополит Даниил.
  • Игуменьей правитель назначил благочестивую монахиню из суздальского монастыря Елену, высоко почитаемую за праведный образ жизни, силу ее веры, а также княжеский род. Выбор подобного человека в управление обителью привносит некоторую стойкость и терпимость для послушниц.
  • Инокиня Елена обладала высокой мудростью и руководила делами монастыря до преклонных лет. Когда её постигли слепота и глухота, чин игуменьи приняла Евникия. Написанная преподобной Еленой духовная грамота считалась законодательным уставом поведения в храме Господа. В этом послании также содержались данные о постриге женщин из знатных родов. Первая игуменья-настоятельница покинула бренный мир в 1547 г. Её тело похоронили на территории обители. Почитание преподобной началось еще при царствовании Алексея Михайловича.
  • Когда власть принадлежала Ивану IV, в Новодевичьем комплексе официально поселились его родственницы, поэтому за обителью утвердился статус придворной. В 1564 г. постриг приняла Иулиания Палецкая, вдова князя Юрия. Княгиня имела отдельную келью, личных придворных, погреба и столовые. Через некоторое время она переселилась в другую обитель. Однако её постигла страшная участь от рук И. Грозного, слуги которого утопили монахиню в реке.

Интересно! Летописи утверждают, что идея возведения Новодевичьего монастыря возникла у Василия III одновременно с личным бракоразводным процессом.

Изначально обитель сооружалась для его супруги Соломонии, которая за 20 лет брака не сумела родить князю наследника. Василий III ревностно относился к потомству и запрещал братьям бракосочетания, пока он не родит сына. Соломонию насильно постригли в монахини, а вторая супруга царя Елена Глинская родила Иоанна IV.

Новодевичий монастырь стоимость билетов 2018 и режим работы, как добраться и официальный сайт

Documentation dates its construction to 15241525; yet its lofty ground floor, imposing proportions, and prominent central gable are typical of monastery cathedrals built at the direction of Ivan IV (the Terrible). Most scholars agree that the cathedral was rebuilt in the 1550s or 1560s; it was formerly ringed by four smaller chapels, in an arrangement reminiscent of the Annunciation Cathedral in the Kremlin. Its frescos are among the finest in Moscow.

While Smolensky Cathedral is the focal point of the monastery, but there are other churches within the walls, most of which date from the 1680s. At that time the convent was thoroughly renovated by the regent Sophia Alexeyevna (who, ironically, was be incarcerated there later). The blood-red walls and crown-towers, two lofty over-the-gates churches, a refectory, and residential quarters were all designed in the Muscovite Baroque style, supposedly by Peter Potapov.

In the old cathedral, a new basin for holy water and gilded carved iconostasis were installed in 1685. Four tiers of the iconostasis contain sixteenth-century icons endowed by Boris Godunov while the fifth tier displays icons by leading seventeenth-century iconographers, Simeon Ushakov and Fyodor Zubov.

The monastery’s belltower, that also was commissioned by Sophia, was built in six tiers to a height of 240 feet (72meters), making it the second highest structure in eighteenth-century Moscow, after the Ivan the Great Bell Tower in the Kremlin.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: