Читать онлайн О посмертных мытарствах души. Чуткова Л. А

О мытарствах

Есть некоторые люди, утверждающие, что признание существования мытарств и воздушных духов проникло в христианство из гностицизма и паганистических мифов, которые в то время были распространены повсеместно.

Не вызывает никакого сомнения, что подобные учения можно встретить во многих текстах гностического происхождения, в языческих тезисах, встречающихся среди египетских и халдейских мифов. Однако нужно подчеркнуть, что многие отцы заимствовали учение о мытарствах и, очистив его от языческих и гностических элементов, заключили его в церковные рамки. Святые отцы не боялись совершать такой творческий труд.

Несомненно, что во многих моментах своего учения святые отцы потрудились творчески и вполне эффективно, восприняв многие теории и воззрения языческого мира, но придав им церковное содержание. Известно, что учение о бессмертии души, об экстазе человека и бесстрастии души и тела, учение о трехчастности души и многое другое отцы переняли от древних философов и древних преданий. Но очевидно и то, что учениям этим они придали иную перспективу и наполнили их иным содержанием. Учение о бессмертии души мы не можем отвергать по той лишь причине, что о том же говорили и древние философы. Мы должны увидеть то содержание, которое вкладывали в него святые отцы.

Следовательно, то же самое произошло и с учением о мытарствах. Конечно, никто не оспаривает то, что древние предания и еретические учения говорили о «начальниках звездной сферы», о «вратах звездного пути» и «воздушных духах». Некоторые подобные фразы мы встречаем в Священном Писании и творениях святых отцов. Как мы уже упоминали, многие из отцов Церкви говорят о мытарствах, воздушных духах, что, однако, наполняют совершенно иным содержанием. Святоотеческое учение о мытарствах необходимо понимать, имея в виду четыре момента.

Первое. Для символического языка Священного Писания совершенно необходимо толкование. Останавливающийся лишь на используемых образах искажает евангельскую весть. Для примера: сказанное в Священном Писании об аде может быть неправильно понято, если мы не рассмотрим богословского значения этих слов Писания. То же самое и в отношении учения о мытарствах. Мы вовсе не должны представлять в своем уме образ современной таможни на границах государств, через которую должны пройти все люди. Символический образ призван дать нам представление о чем-либо, но образ этот необходимо истолковать по-православному.

Второе. Существуют демоны – ангелы тьмы, – которые суть личности и потому свободны. По попущению Божию и благодаря тому, что человек использует свою свободу во зло, они стяжали господство над ним. То есть после исхода души из тела демоны требуют ее в свою собственность, потому что из-за ее нераскаянности они получили над ней власть. В известной Христовой притче о безумном богаче есть такая фраза: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20). По святоотеческому толкованию, взявшие душу безумного богача после ее выхода из тела – это демоны.

Третье. Демоны не имеют никакой власти над людьми Божиими. Люди, соединенные с Богом, в душе и сердце которых нетварная энергия Божия, не могут быть во власти демонов. Обоженные, таким образом, не будут проходить через мытарства.

Четвертое. Согласно учению святых отцов, которое мы рассмотрели выше, демоны, которые суть духи, действуют посредством страстей. Страсти, не могущие получить удовлетворения по выходе души из тела, суть удушье для души.

Когда мытарства мы рассмотрим в таких богословских рамках, тогда использование этого учения вполне уместно. Но если мы разделяем иные воззрения, тогда, несомненно, находимся на неправильном пути.

40 дней

Ключевой этап после физической смерти — это первые 40 дней. По разным данным мытарства длятся от 3 до 7 дней. Далее версии расходятся. По одной из них еще неделю душа посещает райские места, можно сказать знакомится с местами, в которых будет существовать. После райских красот ее ждет демонстрация адских мучений.

По другой версии они длятся дольше, вплоть до сорокового дня. На земле родственники за этот период проводят 2 обряда поминок: на 9 и 40 день. Первая дата связана с чинами ангельскими (их тоже 9) и с тем, что начиная с 9 дня показывают ад.

С обрядом смерти и похорон связано немало народных примет и представлений. У славян принято завешивать зеркала, носить траур, проводить определенные ритуалы на кладбище. Так делают даже православные люди, хотя в Библии либо других источниках религиозной мудрости об этом не сказано.

Чистилище

Вера в Чистилище есть у католиков. По их теории, в Чистилище душа освобождается от совершенных деяний, если это не смертные грехи. После очищения, она попадает в рай. Католики считают, что даже праведники должны некоторое время пребывать в Чистилище, чтобы предстать перед Богом без единого греха.

Наличие этого пункта отрицают только протестанты. Пребывание на освобождении от грехов не имеет ограниченного времени (в отличие от мытарств и земного пребывания в православии). Душа находится в Чистилище до того момента, как полностью не избавится от грехов и от земных привязанностей.

Читать онлайн О посмертных мытарствах души. Чуткова Л. А

Чистилище

Но не всем душам суждено попасть в Чистилище:

  • если человек до смерти покаялся;
  • невинные (маленький ребенок считается безгрешным и попадает в Рай);
  • язычники и некрещеные младенцы попадают в Лимбо: это нечто другое, чем Рай и Ад.

Представления у православных христиан и католиков похожи, но все же отличаются. В каждой из веток религии есть 2 ключевых понятия: Рай, куда попадают души чистые, безгрешные, и Ад, где предназначено место для грешников.

Не ушедшие в загробный мир

Бывает такое, что дух не отправляется на небеса, а остается на земле. Их называют неупокоенными. В народном представлении они существуют в виде призраков, приведений, нечистой силы либо просто блуждают по миру в поисках отмщения.

Так происходит по причине внезапной или насильственной смерти. Предки считали, что душа может быть доброй или злой. Иногда она вселяется в предметы, наводя ужас на жертву. Либо материализуется в разных образах, вводя путников в заблуждение либо убивая их.

Некоторые люди испытывают страх перед смертью, поэтому после физической кончины решают не покидать землю. Они боятся перейти на следующий уровень, поэтому вечно скитаются. Такие усопшие обречены быть невидимыми и страдать из-за своего страха.

Читать онлайн О посмертных мытарствах души. Чуткова Л. А

Неупокоенные души

Неупокоенными могут остаться и самоубийцы. Если христианин боится мести духов, ему нужно освятить жилище, место трагедии и молиться о благополучии. Он может принять облик и искушать других, но за ним не надо следовать. Еще требуется ходить в храм и заказывать службы за упокой.

Рекомендуют еще несколько надежных способов успокоения духов.

  1. Домашняя молитва, которую читают от момента смерти до сороковин. Также усопшего вспоминают добрым словом.
  2. Милостыня. Подаяние нуждающимся или на храм за упокой хорошо способствует успокоению. Только давать нужно от чистого сердца, не скупясь и не лицемеря.
  3. Поминовение на Божественной Литургии. В храмах регулярно проводят такие службы, можно заказать их.
  4. Еще полезно иногда бывать в церкви и ставить свечу за упокой. Можно просто помолиться о душе умершего.

В православной литературе есть упоминания о том, как искренняя молитва помогала душе преодолеть мытарства и успокоится. Но это не означает, что это спасет любого человека. Если при жизни он грешил, не искал спасения, то ему после смерти необходимо раскаяться самому.

Читать онлайн О посмертных мытарствах души. Чуткова Л. А

Путь души после смерти в православии длинный. Нужно завершить свои земные дела, посетить любимые места и отправиться на мытарства. В это время на земле скорбят об усопшем и молятся о его упокоении. После происходит частный суд, затем дух пребывает в Раю или Аду. Все живые и усопшие ожидают пришествие Христа и воскресение тел. Спаситель дарует праведникам вечную жизнь в радости.

Живые могут помочь душе преодолеть нелегкий путь молитвой, скорбью и литургией. Также можно подавать милостыню и ставить свечи. Неупокоенные духи не страшны христианину. Нужно освятить помещение и молиться о спасении. В православии смерть воспринимают как возрождение и приход к Христу, а не только как физическую кончину.

Притча о богаче и Лазаре

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме!умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят
(Лк. 16,19–31).

Второе пришествие Христа Воскресение

После Апокалипсиса произойдет второе пришествие Иисуса Христа на землю. Он вернется и подарит вечную жизнь спасенным. Они воссоединятся с нетленными телами и вкусят радость земного существования со Спасителем.

Читать онлайн О посмертных мытарствах души. Чуткова Л. А

А те, кто не принял любовь Господа, будут наказаны и низвергнуты в Ад вместе со своими земными телами. Также низвергнут дьявола и его приспешников, а огонь будет такой, который под силу сотворить только Богу. Вернется он на землю не чтобы прощать грехи, а чтобы судить души живых и живущих. Точная дата неизвестна, но в Новом Завете указаны предвестники события:

  • появление лжехристов;
  • оскудение веры и любви;
  • страх перед бедствиями;
  • появление антихриста (или беззаконника).

Теперь Христос пришел, чтобы судить. Он окружен Ангелами и каждый сможет увидеть его шествие.

Мытарство 17-е

Следующее мытарство было мытарством прелюбодеяния, где истязуются грехи живущих в супружестве: если кто не сохранил супружеской верности, осквернил свое ложе – здесь должен дать отчет. Истязуются здесь также и те, кто грешен в похищении для блуда, в насилии. Здесь же испытывают лиц, посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но не сохранивших свой обет и впавших в блуд; истязание этих особенно грозно. На этом мытарстве я оказалась много грешной, меня уличили в прелюбодеянии, и злые духи уже хотели похитить меня из рук Ангелов и отвести на дно ада. Но святые Ангелы много спорили с ними и едва искупили меня, оставив все добрые дела мои здесь до последнего и весьма много прибавив из сокровищницы преподобного Василия. И взяв меня от них, отправились далее.

Душа до момента Страшного суда

Всего должно быть 2 Пришествия Христа на землю. Первое уже произошло: Иисус умер, взяв на себя грехи человеческие. А затем воскрес, вернувшись на землю. Первое пришествие было предсказано в Библии, но произошло не в назначенный срок. Поэтому в православии ожидают Второе не к конкретной дате, а по предзнаменованиям.

Душа после мытарств проходит частный суд, т.е. решается, попадет она в Рай или Ад. Затем она существует по распределению до Второго Пришествия. Некоторые верят, что даже грешники смогут обрести вечную жизнь, если искупили вину в Аду.

Ад — это не окончательное место пребывания духа. Избавившись от греха путем мучений и очищения, можно получить шанс на спасение после Второго прихода Христа. В этом случае концепция Ада уподобляется католическому Чистилищу. Только у последних душа не мучается, а просто осознает свои ошибки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: