Православный Церковный календарь Преподобный Евгений Антиохийский, Мавританский, пресвитер

Священномученик Евгений Бетинский, протоиерей Харьков

†1937г. 10/23 декабря Родился 1 декабря 1891 года в с. Бетино Касимовского уезда Рязанской губернии в семье диакона Казанской церкви Иакова Николаевича Харькова его супруги Ольги Афанасьевны. Отец его, будучи родом из духовного звания, окончив два класса Рязанской Духовной семинарии, по семейным обстоятельствам вынужден был оставить учебу и вернуться в родное село, где 11 января 1871 года был определен пономарем к Казанской церкви. В 1885 году он стал штатным псаломщиком, а 19 марта 1886 года рукоположен во диакона и определен на штатное место в тот же храм. Несмотря на то, что он был только диаконом, отец Иаков проявил себя как подвижник на ниве народного просвещения. С 1885 по 1896 год он пребывал соответственно учителем и законоучителем Ананьинской школы, затем помощником учителя Бетинского земского училища, а с 1891 года безвозмездно был учителем и законоучителем в Ерденево. Первоначальное духовное образование Евгений Яковлевич получил в Касимовском училище, а в 1912 году закончил полный курс Рязанской семинарии. По окончании семинарии он до 1914 года служил заштатным псаломщиком ком в родном с. Бетино. В клировых ведомостях церквей Касимове 1915 год нигде не прослеживается церковного служения Евгения Харькова. Видимо, с началом Первой мировой войны, в которой участвовала Россия, он считал своим священным долгом, несмотря на духовное происхождение и образование, встать в ряды защитников Отечества. Священного сана он еще тогда не имел и ему канонически не возбранялось взяться за оружие для защиты своей Православной державы и единоверных православных братьев – славян. Об этом мы можем сделать вывод потому, что в 1919 году он закончил воинскую службу в чине штабс-капитана Белой армии адмирала Колчака. Это свидетельствует о его верности боевому девизу русского воинства: « За Веру, Царя и Отечество». Трагические события тех лет привели Евгения Яковлевича к выводу, что в такой ситуации Россию может спасти только Милость Божия. И он решает вернуться к изначально выбранному им жизненному пути – начать пастырское служение и смиренной молитвой водворять мир в людских душах. Видимо, с учетом прошлого служения в рядах Белом армии и для проверки его лояльности Советской власти его уже в священном сане дважды арестовывали. Первый раз в 1929 году на два месяца и в 1932 году на три месяца. Местом его служения была все та же Казанская церковь. На момент ареста семья о. Евгения состояла из тридцатисемилетней жены Елены Александровны, четверых детей от четырех до двенадцати лет и 83-летней матери Ольги Афанасьевны. Арестовали о. Евгения 21 сентября 1937 года по тому же обвинению в «активном участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации», о которой, как отмечено в допросе от 22 ноября 1937 года до производства ареста ему ничего известно не было. Виновным в предъявленном ему обвинении о. Евгений себя не признал. Постановлением «тройки» при УНКВД по Рязанской области от 6 декабря 1937 года протоиерей Евгений Яковлевич Харьков по ст. 58 п. 10-11 приговорен к расстрелу. Новомученики Касимовские причислены к лику святых Деянием Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 13-16 августа 2000 года в г. Москве.

Тропарь, глас 5Страстотерпцы Господни,/ земли Касимовский доброто и украшение,/ кровию своею землю Рязанскую омочившие,/ в жизни временней верно Господу послужившие,/ и за Христа пострадав венцы нетленные приимшие,/ Того яко Блага молите;// спастися, молимся, душам нашим.

Молитвы

Тропарь преподобномученице Евгении Римской

А́гница Твоя́, Иису́се, Евге́ния/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод:

Агница Твоя, Иисусе, Евгения, взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак преподобномученице Евгении Римской

Благоро́дия нра́вом тя честноподо́бне украси́в обожи́вый Госпо́дь,/ в ра́бии о́бразе от Де́вы нам соедини́ся,/ И́же тя в лик дев свещено́сиц вчини́/ и с му́ченики сочета́, Евге́ние,// я́ко вои́стинну благоро́дия Боже́ственныя сла́вы вене́ц улучи́.

Перевод:

Благородным нравом (Евгения от греч. Εὐγενής – благородный) с подобающей честью тебя украсивший и даровавший тебе Господь, в образе раба () от Девы с нами соединился. К сонму дев со светильниками () Он причислил тебя и с мучениками сочетал, Евгения, ибо воистину венец благородства Божественной славы ты стяжала.

Молитва святой преподобномученице Евгении Римской

Де́вственниц похвало́ и му́чениц сла́во, Евге́ние преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц припа́даем и заступле́ния твоего́ у Го́спода про́сим! Ты́ бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие дерзнове́ние ко Влады́це все́х стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой душе́ твое́й и телеси́ твое́м страда́льчестем, зане́, вся́ прельще́ния врага́ и преще́ния мучи́теля презре́вши, вся́ терпя́щи, вопия́ла еси́: «Христо́с е́сть бога́тство мое́ и похвала́!» Те́мже от того́ бога́тства и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний на́с предста́тельством твои́м огради́, дру́г ко дру́гу на́с в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же при́сно сла́вити на́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.

СВЯТЫЕ НАШЕГО КРАЯ. Священномученик ЕФРЕМ и другие священномученики ХЕРСОНЕССКИЕ.

        Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке.
        Еще задолго до крещения равноапостольного князя Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. 
        Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным.
        Дальнейшему распространению Евангелия там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианской Церкви были исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98-117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский († 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.
        Язычники упорно сопротивлялись распространению Евангелия. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. 
         Многие благовестники положили свою жизнь в этой борьбе.
        В царствование Диоклетиана (284–305) в 300 году по Рождество Христово патриарх Иерусалимский Ермон, последний из бывших при языческих царях-преследователях, разослал нескольких епископов в разные страны для проповеди. Святители Ефрем и Василий посланы были им, первый — в Скифию, второй — в Тавриду. Они поселились в главном городе полуострова — Херсонесе, или Корсуне, и оба приняли мученическую смерть: Василий — в Херсонесе от иудеев, которые озлобились на него за успешность Евангельской проповеди и сначала изгнали его из города. Святой Василий ушел на гору и поселился в пещере. Вскоре после этого у одного знатного гражданина умер сын. Родители его, по внушению свыше, посредством сновидения, обратились за помощью к Василию, и святой Василий молитвами своими возвратил его к жизни. После этого чуда многие уверовали, и тогда язычники и иудеи, окончательно раздраженные успехом Василия, напали ночью на дом его и побили его камнями и палками.
        Ефрем, побыв некоторое время в Херсонесе, отправился далее проповедовать Евангелие. Он дошел до Дуная, многих обратив в христианскую веру, чем также возбудил против себя негодование в большинстве народа, и, наконец, вытерпев много гонений и оскорблений, был, по приказанию начальников страны, усечен мечём.
        Та же участь постигла через год епископов Евгения, Елпидия и Агафодора, прибывших в Херсонес из Геллеспонта, куда посланы были тем же патриархом Ермоном. Евреи и язычники вооружились против них и умертвили их 7-го марта.
        Через некоторое время патриарх Иерусалимский снова прислал в Херсонес епископа, по имени Еферий. Он также распространял слово Божие, примером своей добродетельной жизни полезно влиял на христиан и мирно скончался на острове Алосе, в странах Днепра, на пути из Царьграда.
        После него «по мнозе времени минувшу гонению» император Константин Великий послал в Херсонес епископа Капитона под защитою 500 воинов и военачальника Феоны. Предание говорит, что когда Капитон прибыл к язычникам, то они потребовали от него знамения в подтверждение свидетельства его о Боге, и что он с твердою верою в помощь Божию вошел в разложенный огонь и после продолжительной молитвы среди пламени вышел невредимым. Такое очевидное чудо поразило неверующих и убедило их в силе и истине Единого Бога христианского. Об этом чуде, совершенном Капитоном, сообщено было императору Константину, находившемуся тогда на Никейском соборе. Святой Капитон был несколько лет епископом в Херсонесе. Однажды на пути в Константинополь он был застигнут бурею, и корабль, на котором он ехал, был занесен в устье Днепра. Жители той страны, суровые язычники, захватили корабль и всех бывших на нем потопили в море… 
        Церковь установила совершать 7-го марта (20 марта нов. ст.) память этих первых семи епископов, проповедовавших в Херсонесе Таврическом и Северном Причерноморье.
        Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианская вера распространяется на север в сторону Руси. В 988 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью Церкви для Руси.

Тропарь Херсонесским священномученикам:

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Православный Церковный календарь            Преподобный Евгений Антиохийский, Мавританский, пресвитер

Назад к списку

Значение иконы Святого Евгения

Икона святого покровителя Евгения Севастийского, как и иконы других святых, призваны помогать мирянам, верующим в Иисуса Христа, в ситуациях, когда нужна молитвенная поддержка и защита, а также к помощи святого прибегают тогда, когда верующему кажется, что его молитва не сильна, потому так важна молитвенная помощь Святого.

Православный Церковный календарь            Преподобный Евгений Антиохийский, Мавританский, пресвитер
Святой Евгений Севастийский

Одному из самых почитаемых угодников Господних — Святому Евгению Севастийскому посвящен один из храмов Новосибирска, там же имеется и монастырь, посвященный этому святому. Икона Святого Евгения Севастийского — главная святыня монастырского храма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: