Церковнославянский словарь

Содержание

Въ а҃-й де́нь: Ст҃а́гѡ прⷪ҇ро́ка і҆еремі́и:

Мѣ́сѧца тогѡ́же во в҃-й де́нь. Ст҃а́гѡ а҆ѳана́сїа вели́кагѡ, патрїа́рха а҆леѯандрі́йскагѡ

Приложе́ніе

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ г҃-й де́нь. Ст҃ы́хъ мч҃никъ, тїмоѳе́а и҆ ма́ѵры:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ д҃-й де́нь. Ст҃ы́ѧ прпⷣбномꙋ́ченицы пелагі́и

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ є҃-й де́нь. Ст҃ы́ѧ и҆ сла́вныѧ мч҃ницы і҆ри́ны

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ ѕ҃-й де́нь. Ст҃а́гѡ и҆ пра́веднагѡ і҆́ѡва многострада́льнагѡ

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ з҃-й де́нь. Воспомина́нїе на нб҃сѝ ꙗ҆́вльшагѡсѧ зна́менїѧ честна́гѡ крⷭ҇та̀, во гра́дѣ і҆ерⷭ҇ли́мѣ, ѿ ст҃а́гѡ ло́бнагѡ мѣ́ста протѧже́ннагѡ ѕвѣзда́ми, да́же до ст҃ы́ѧ горы̀ є҆леѡ́нскїѧ, въ г҃ ча́съ днѐ, при царѣ̀ кѡнста́нтїи, сы́нѣ вели́кагѡ кѡнстанті́на:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ и҃-й де́нь. Ст҃а́гѡ сла́внагѡ, всехва́льнагѡ, а҆пⷭ҇ла и҆ є҆ѵⷢ҇лі́ста, напе́рсника, возлю́бленнагѡ дѣ́вственника, і҆ѡа́нна бг҃осло́ва

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ ѳ҃-й де́нь. Ст҃а́гѡ прⷪ҇ро́ка и҆са́їи:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ і҃-й де́нь. Ст҃а́гѡ а҆пⷭ҇ла сі́мѡна зилѡ́та

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ а҃і-й де́нь. Ѡ҆бновле́нїе царѧ̀ гра́да: И҆ ст҃а́гѡ сщ҃енномꙋ́ченика мѡкі́а

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ а҃і-й де́нь. И҆̀же во ст҃ы́хъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ равноапⷭ҇льныхъ меѳо́дїа и҆ кѷрі́лла, ᲂу҆чи́телей слове́нскихъ

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ в҃і-й де́нь. И҆̀же во ст҃ы́хъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ, є҆пїфа́нїа, є҆пі́скопа кѵ́прскагѡ: и҆ ге́рмана, патрїа́рха кѡнстантїнопо́льскагѡ

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ г҃і-й де́нь. Ст҃ы́ѧ мꙋ́ченицы глѷке́рїи

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ д҃і-й де́нь. Ст҃а́гѡ мч҃ника і҆сі́дѡра, и҆́же во ѻ҆́стровѣ хі́осѣ:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ є҃і-й де́нь. Прпⷣбнагѡ ѻ҆ц҃а̀ на́шегѡ пахѡ́мїа вели́кагѡ:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ ѕ҃і-й де́нь. Прпⷣбнагѡ ѻ҆тца̀ на́шегѡ ѳео́дѡра ѡ҆свѧще́ннагѡ, ᲂу҆ченика̀ прпⷣбнагѡ пахѡ́мїа вели́кагѡ:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ з҃і-й де́нь. Ст҃а́гѡ а҆пⷭ҇ла а҆ндроні́ка, и҆ и҆̀же съ ни́мъ

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ и҃і-й де́нь. Ст҃а́гѡ мч҃ника ѳеодо́та, и҆́же во а҆гкѵ́рѣ:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ ѳ҃і-й де́нь. Ст҃а́гѡ сщ҃енномꙋ́ченика патрїкі́а, є҆пⷭ҇копа прꙋ́сскагѡ, и҆ дрꙋжи́ны є҆гѡ̀:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃-й де́нь. Свѧта́гѡ мꙋ́ченика ѳалале́а

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃а-й де́нь. Ст҃ы́хъ вели́кихъ царе́й и҆ равноапо́столѡвъ, кѡнстанті́на и҆ є҆ле́ны:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃в-й де́нь. Ст҃а́гѡ мꙋ́ченика васїлі́ска

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃г-й де́нь. Прпⷣбнагѡ мїхаи́ла и҆сповѣ́дника, є҆пⷭ҇кпа сѷна́дскагѡ:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃г-й де́нь. Прпⷣбныѧ ма́тере на́шеѧ є҆ѵфросѵ́нїи по́лотскїѧ

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃д де́нь. Прпⷣбнагѡ ѻ҆тца̀ на́шегѡ сѷмеѡ́на, и҆́же на ди́внѣй горѣ̀:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃є-й де́нь. Тре́тїе ѡ҆брѣ́тенїе честны́ѧ главы̀, свѧта́гѡ сла́внагѡ прⷪ҇ро́ка, прⷣте́чи и҆ крⷭ҇ти́телѧ і҆ѡа́нна

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃ѕ-й де́нь. Ст҃а́гѡ а҆пⷭ҇ла ка́рпа, є҆ди́нагѡ ѿ ѻ҃:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃з-й де́нь. Ст҃а́гѡ свѧщенномꙋ́ченика ѳерапо́нта:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃и-й де́нь. Прпⷣбнагѡ ѻ҆тца̀ на́шегѡ нїки́ты, є҆пі́скопа халкидо́нскаго:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ к҃ѳ-й де́нь. Ст҃ы́ѧ прпⷣбномꙋ́ченицы ѳеодо́сїи дѣ́вы:

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ л҃-й де́нь. Прпⷣбнагѡ ѻ҆тца̀ на́шегѡ і҆саа́кїа, ѻ҆би́тели далма́тскїѧ

Мѣ́сѧца тогѡ́же въ л҃а-й де́нь. Ст҃а́гѡ а҆пⷭ҇ла є҆рмі́а: И҆ ст҃а́гѡ мꙋ́ченика є҆рме́а

Знаки титла

Ряд слов в церковнославянском языке пишутся не полностью, а сокращенно. Сокращения выделяются при помощи специального знака, который называется знаком титла. Под титлом пишутся слова, относящиеся к сакральной сфере, т.е. обозначающие священные, почитаемые предметы, например  — Бог,  —Богородица,  — Спас.

В некоторых случаях знак титла используют для того, чтобы отличить Бога (это слово пишется под знаком титла, когда речь идет о Боге, в Которого веруют христиане) от языческих богов (в этом случае  пишется без знака титла). Точно так же, когда речь идет об ангелах Божиих, то слово  пишется под знаком титла, а если говорится о падшем ангеле, сатане, то слово  пишется полностью без знака титла и читается .

Имеется несколько вариантов знака титла:

  1.  — простое титло.
  2. буквенные титла, (т.е. способ сокращения слова, когда одна из пропущенных букв выносится над строкой):
    •  добро-титло — 
    •  глагол-титло — 
    •  он-титло — 
    •  рцы-титло — 
    •  слово-титло — 

Церковно славянский молитва перед началом

Церковнославянский словарь

Постараемся детально ответить на вопрос: церковно славянский молитва перед началом на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.

Молитвы ко Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери и Святым, имеющим от Него благодать исцеления и помощи в различных нуждах и немощах

Три канона (покаянный, Богородице и Ангелу Хранителю) в соединении: Читать >>>

Три канона (Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу Хранителю) в соединении: Читать >>>

Великий канон св. Андрея Критского: Читать >>>

Акафист Иисусу Сладчайшему: Читать >>>

Правило от осквернения (полное): Читать >>>

Правило от осквернения (краткое): Читать >>>

Последование ко Причащению: Читать >>>

Благодарственные молитвы по Причащении: Читать >>>

Тропари и кондаки воскресные: Читать >>>

Тропари и кондаки седмичные: Читать >>>

Тропари, кондаки, задостойники и величания дванадесятых праздников: Читать >>>

Тропари, кондаки, молитвы и величания избранные: Читать >>>

  • Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу:
  • Начало Индикта. Церковное новолетие
  • Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа
  • Обрезание Господне

Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии:

  • Пред Владимирской иконой
  • Пред иконой «Всех скорбящих Радость»
  • Пред иконой «Державная»
  • Пред иконой «Живоносный источник»
  • Пред иконой «Знамение»
  • Пред Иверской иконой
  • Пред Казанской иконой
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Пред Почаевской иконой
  • Пред иконой «Скоропослушница»
  • Пред Смоленской иконой
  • Пред иконой «Утоли моя печали»

Святым угодникам Божиим:

  • Блгв. кн. Александру Невскому
  • Прп. Амвросию Оптинскому
  • Ап. Андрею Первозванному
  • Свтт. Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
  • Равноап. кн. Владимиру
  • Всем святым
  • Всем святым, в земли Российской просиявшим
  • Вмч. Георгию Победоносцу
  • Прор. Божию Илии
  • Ап. и евангелисту Иоанну Богослову
  • Рождество Иоанна Предтечи
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • Прав. Иоанну Кронштадтскому
  • Равноапп. Константину и Елене
  • Блж. Ксении Петербургской
  • Равноапп. Мефодию и Кириллу
  • Собор Архистратига Михаила
  • Чудо Архистратига Михаила в Хонех
  • Свт. Николаю
  • Царственным страстотерпцам
  • Собору новомучеников и исповедников Российских
  • Священномученику Российскому
  • Равноап. кн. Ольге
  • Вмч. и целителю Пантелеимону
  • Апп. Петру и Павлу
  • Святителям Московским
  • Прп. Серафиму Саровскому
  • Прп. Сергию Радонежскому
  • Молитва св. Ефрема Сирина
  • Молитва при вкушении просфоры и святой воды
  • Молитва перед вкушением пищи
  • Молитва после вкушения пищи
  • Призывание помощи Божией на всякое доброе дело
  • Благодарение за всякое благодеяние Божие
  • Песнь хвалебная свт. Амвросия, епископа Медиоланского
  • О путешествующих
  • О болящих
  • О умножении любви, и искоренении ненависти и всякой злобы
  • О ненавидящих и обидящих нас
  • Во время бедствия, и при нападении врагов
  • Молитва перед учением
  • Молитва перед учением отроков
  • Молитва после учения
  • Молитва от осквернения
  • Прпп. Зосиме, Савватию и Герману
  • Прп. Зосиме
  • Прп. Савватию
  • Прп. Герману
  • Собору Соловецких святых
  • Свт. Филиппу
  • Пресвятой Богородице пред иконой «Хлебенная»
  • Свт. Маркеллу
  • Прп. Иринарху
  • Прп. Елеазару Анзерскому
  • Прп. Иову Анзерскому
  • Пресвятой Богородице в честь Ее явления прп. Иову Анзерскому
  • Прмч. Иову Ущельскому
  • Прп. Диодору Юрьегорскому
  • Прпп. Иоанну и Лонгину Яренгским
  • Прпп. Вассиану и Ионе Пертоминским

Молитвословия святым Архангельского края:

  • Собору Архангельских святых: Читать >>>
  • Прп. Евфимию, правв. Антонию и Феликсу Николо-Корельским: Читать >>>

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Молитвы по утрам в Великий пост

Пост — особое время очистки души и тела человека. Для православных — это также период воздержания в пище животного происхождения, отказа от мирских увеселений, суеты — того, что приносит в сердца верующих грязь и грех.

Великий пост также время наблюдения каждым богомольцем за собственной душой, усмирением своих желаний. Великопостные молитвы для покаяний изменяют читающего молитвослов изнутри, делают смиренным.

К утренним молитвам в Великий пост добавляется мольба преподобного Ефрема Сирина. Небольшая по величине, она объединяет основные духовные немочи, которым подвергается любой мирянин: лень, властолюбие, плетение словес, отчаяние, что не остается неотмеченным прислужниками «темной силы». Для них такой повод — призыв к свержению христианина с пути духовного очищения. А утренние молитвы в Великий пост укрепляют дух молящегося.

Молитву Ефрема Сирина надо читать с учетом особенностей. Песнопение преподобного святого сопровождается поклонами, затем 12 раз прочитывается «Боже, очисти мя, грешнаго», тоже с поклонами до пояса. После еще раз произносится мольба Ефрема Сирина и завершается одним глубоким поклоном. Нездоровым либо богомольцам преклонного возраста разрешается кланяться мысленно.

Прочитывается утренняя Великопостная мольба по ходу всего Великого поста, исключая выходные. Последний раз читают ее в Страстную среду.

Традиционные утренние тексты

Для воцерковленных в православие имеется три молельных перечисления.

Полное молитвенное правило предназначено для стойких духом благочестивых, состоящих из послушников, священнослужителей. Для мирских оно сложено из молебна, произносимого в утро.

В число основных молений входят обращения:

Их учат на память — при регулярном прочтении они запомнятся без труда. Большинство священнослужителей придерживаются мнения, что божественные воззвания, выученные назубок, глубже попадают в сердце верующего человека. Должно быть известно и значение мольбы, произнесенной на церковнославянском языке. Перевод на русский предоставит «Толковый молитвослов», это обеспечит понимание смысла каждого слова. Молитву нельзя читать бессмысленно, иначе Бог не услышит просьбу, обращенную к нему. А также накануне молитвословия нужно выгнать из сердца огорчение, раздражение, горечь.

Церковнославянский словарь

Краткое молитвенное правило

Для только что ступивших на путь к христианству и по исключительности обстоятельств, в которых находится православный, преподобный Серафим Саровский сократил список утренних молитв. Он предложил им своим «Серафимовским правилом» ограничиться тремя песнопениями. В его краткое утреннее молитвенное правило включены:

  • «Отче наш» (троекратно).
  • «Богородице Дево, радуйся» (троекратно).
  • «Символ веры» («Верую…») (единожды):

Мощной молитвой на утро для детей станет любая из них. И малолетним ребятишкам необходимо предоставить объяснение значения молитвенных слов, чтобы маленький человек понимал суть обращения к Всевышнему.

Особенно чтению богословских обращений к Всевышнему Творцу и Спасителю следует посвящать дни говения. Благочестивый обычай православных связан с подготовкой к обряду причащения. Накануне требуется соблюсти пост и воздержание, посещать все богослужения в продолжение одной недели (не меньше) и выполнять утренние домашние молитвы. Верующих, начавших новые сутки с утренней православной молитвы на хороший день при общении со Всевышним до завтрака, сопровождает благодать Божия.

Церковнославянский словарь

Полностью исключать молитвенное правило неугодно. Если хоть оно и сокращенное, и произносится без надлежащей сосредоточенности, воззвание к Высшей Власти проникнет во внутренний мир богомольца и освободит от всего наносного.

«Отче наш» на церковнославянском и русском языках

Чаще даже простую утреннюю молитву для начинающих православных воцерковленные произносят на русском языке. Но церковнославянское написание правильнее первоисточника. Слог моления должен разниться с языком общепринятой речи, поскольку диалог с Богом — отнюдь не разговор с человеком. Общаются со Всевышним на церковнославянском — так молитвословия приобретают высокий слог.

Но Церковь не возбраняет чтение песнопений и на привычном русском языке. Однако молитвослов — краткий либо полный упомянутых выше песнопений произносят на 2-х наречиях — церковнославянском и русском (в нем предусмотрено толкование непонятных поначалу слов).

Слова молитвы на церковнославянском языке:

На русском языке обращение к Всевышнему звучит так:

Утреннее правило Оптинских старцев

Идеальным местом для молитвослова является молельный зал в церкви. Туда отправляются не один год воцерковленные православные. Большинство верующих совершают молитвы дома перед иконами. Мужчины могут отправиться в близлежащий мужской монастырь.

Особую силу имеет воззвание к Небесным Покровителям, известное как утреннее правило монастыря Оптина пустынь (основан в начале XVIII века). Этому святому месту Господь даровал во множестве старцев — верных приверженцев Христа. Через таких святых православные христиане устанавливают живую связь с Пресвятой Животворящей Троицей.

В Оптину пустынь стекается нескончаемый поток воцерковленных православных. Посещение христианской святыни стоит совместить со слушанием утренних молитв Оптиной пустыни. Помогут правильно расставлять акценты и выбрать темп для чтения молитвы. Силу же молитвенные слова, услышанные и прочтенные полно либо кратко в лавре, имеют необыкновенную. Их можно читать по утрам дома.

Молитва Оптинских старцев, которую читают каждый новый день:

Короткие молитвы для начинающих

Недавно вступившим на стезю христианства и верования в Отца Небесного обязательным утренним молитвенным словом является «Отче наш», произносимый троекратно. Это поможет обрести защиту Бога и войти в новый день в нужном состоянии.

Богомольцу, осенившему себя божественным жестом и сделавшему поклоны, следует немного помолчать для вхождения в положение обожествления и преклонения перед Вседержителем. Все молитвословы должны проистекать из сердца, в них нужно вникнуть, а также осмыслить их.

Церковнославянский словарь

Произнося назубок «Отче наш», необходимо:

  • превознести Небесного Вседержителя;
  • представить под власть Спасителя собственную жизнь;
  • с искренностью оправдать должников, провинности других мирян — тогда и конкретный богомолец будет прощен Господом;
  • испросить Творца о благоволении в разрешении вопросов финансового и имущественного характера предложением «хлеб насущный дай нам на сей день»;
  • возгласить мочь Всемогущего в собственном бытие и защиту Владыки Небесного над богомольцем и его семьей.

Ангелу-Хранителю

Светлый Ангел ограждает телеса от угроз и заболеваний, а душу — от ошибочных решений, грозящих погибелью. Молитву разрешается читать не один раз, разговаривая со своим небесным покровителем. Читают молитву до тех пор, пока не появится вера в свои силы.

Деве Марии

После утреннего обращения к Богородице христианин получит день, заполненный сердечностью и удовольствием. На прошение о заступничестве и помощи Мать Христа откликнется тем, что сможет оградить от несчастий и натолкнуть на верное решение в сложных обстоятельствах.

Церковнославянский словарь

Святому Пантелеймону

Святой великомученик и целитель Пантелеймон дарил излечение смертельно больным, совершал чудеса на всем жизненном пути. Каждый день молиться целителю должны больные, а также православные смогут испросить здоровье и процветание своим близким. Желательно обращаться за помощью к святому перед его образом. Во время обращения к святому Пантелеймону необходимо концентрироваться на своей просьбе.

Перед началом песнопения утром важно сотворить знак креста. Но многие делают его неправильно, особенно начинающие

Запомните главные правила:

  • Пальцы правой ладони — большой, указательный, средний в благословляющем жесте складываются воедино, троеперстно (в щепоть). Это проявление единения в Святой Троице.
  • Мизинец и безымянный прижимаются к длани, напоминая, что Христос пребывал и Богом, и человеческим существом.
  • Правильно осенять себя крестом сложением пальцев надо поочередным их касанием. Сначала середины лба, затем места на теле ниже пупка с переходом к плесу справа, а потом слева. Завершается знамение поклоном.

Нельзя нерадиво относиться к благословляющему жесту — это бесам приносит радость. Исполненное с верой и священным трепетом крестное знамение преисполнено Божьей благодатью. Одновременно оно наделено устрашающей силой, действующей против сатанинских наскоков.

Нужно подходить к чтению священных песнопений, будучи освобожденным от мирских мыслей. Это бывает непросто. Но образно представив величайшее жертвоприношение Сына Божия, нетрудно вообразить и собственное нахождение перед Ним.

Другие тексты

Общий список складывается из непреложных молений для мирских людей. Персональное — из подобранных священнослужителем для богомольца с учетом его религиозности, энергии и самозанятости.

В утреннем молитвенном обращении содержатся (помимо упомянутых выше) последующие воззвания к Высшей Власти:

Церковнославянский словарь

Введенные в перечень моления формируют подобающее почтение молельщика к Вседержителю, праведникам. Молитвословие предохраняют православного от коварных помыслов, сдерживают от необузданности низменных страстей.

Акафисты в мирских надобностях

Акафисты — величальные песнопения в честь Сына Божия Иисуса, Богоматери, праведников. Такие славословия можно включать в утреннее правило, но не во время Великой четыредесятницы (исключение — сильный акафист Деве Марии на 5-й седмице и песнопения Страстем Христовым).

В полное правило произнесения акафистов введены тексты:

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы прочитывать:

После прочтения акафиста богомольцы молвят «Достойно есть».

Прочтение панегириков сообразно молитвам из утреннего перечня. Необходимо запомнить, что поначалу читаются отправные моления (как поутру «Отче наш»), затем и собственно акафист.

Церковнославянский словарь

Если православному сложно (особенно в начале пути вхождения в веру Бога) соблюсти каноны полного молитвенного правила, допустимо ограничиться чтением одного акафиста. И таковым может стать песнопение после сна на удачу из акафистника, которое вселит надежду в душу просящего у Высших Сил помощь. Подобное не считается ошибкой, главное — искренняя вера в Бога и глубокое благоговение пред святым, к которому богомолец обращается посредством панегирика.

В их числе песнопения 11-ти иконам Богоматери:

  • «Всецарица»;
  • «Воспитание»;
  • «Млекопитательница»;
  • «Неопалимая Купина»;
  • «Неупиваемая Чаша»;
  • «Казанская»;
  • Покрову Пресвятой Богородицы;
  • «Скоропослушница»;
  • «Утоли моя печали»;
  • «Умягчение злых сердец»;
  • «Целительница».

Акафисты 29 святым также включают песнопения:

Утреннее молитвенное правило — последовательное прочтение отобранных по наполнению и тематике мольб. Богомольцы осуществляют молитвослов частным образом в церкви либо в своем жилище. В утренних славословиях они испрашивают у Всевышнего напутствие на наступивший день, благодарствуют Его за минувшую ночь. Песнопения недопустимо пропускать — их произносят ежедневно, а не по хотению и по настроению. А также читают молитвы искренне, с пониманием своих действий, а не потому что это необходимо. Для тех кто только начинает воцерковление и спасение своей души рекомендуется приобрести молитвослов. Поскольку благодарю этой книге христиан сможет каждое утро обращаться к Богу, Богородице и к другим святым.

Знаки препинания

В церковнославянском языке правила постановки знаков препинания менее строгие, чем в русском, т.е. в одном и том же случае могут стоять разные знаки, а может и вообще отсутствовать какой-либо знак препинания

Следует обратить внимание на наиболее значительные отличия церковнославянских знаков препинания от современных русских:

  • Точка с запятой в церковнославянском языке указывает на вопросительную интонацию, т.е. выполняет те же функции, что и знак вопроса в современном русском языке:     —Маловерный, почему ты усомнился? .
  • В богослужебных книгах вместо часто повторяющихся молитв и возгласов приводятся только первые слова. Так, вместо возгласа                 приводятся слова   . При этом вместо многоточия ставится двоеточие. Если в богослужебной книге написано  , то в этом месте целиком читается молитва Отче наш .
  • Мы видели, что в церковнославянском языке знак (точка с запятой) соответствует вопросительному знаку современного русского языка. В функции точки с запятой в церковнославянском языке выступает точка, которая в этом случае называется малой точкой. По размеру она ничем не отличается от обычной точки, однако после нее предложение продолжается с маленькой буквы.
  • Строгих правил постановки запятых в церковнославянском языке нет. Но запятые, как и в современном русском языке, помогают понять членение предложения и выделить его основные части.

Цифровые значения букв

В церковнославянских текстах не употребляются арабские и латинские цифры. Для записи чисел используются буквы церковнославянского алфавита, которые имеют числовые значения. В этом случае над буквой ставится знак титла.

 — 1  — 8  — 60  — 400
 — 2  — 9  — 70  — 500
 — 3  — 10  — 80  — 600
 — 4  — 20  — 90  — 700
 — 5  — 30  — 100  — 800
 — 6  — 40  — 200  — 900
 — 7  — 50  — 300  — 1000

Если число записано двумя или более буквами, то знак титла, как правило, ставится над второй буквой от конца.

Числа от 11 до 19 записываются так: на первом месте — буквы, обозначающие единицы, а на втором буква , имеющая цифровое значение «десять», например  — 11,  — 12,  — 13 и т.д.; числа от 21 и далее записываются так: сначала пишется буква, обозначающая десяток, потом буква, обозначающая единицу, например  — 27,  — 53,  — 71. Это правило легко запомнить, если понять, что буквы в церковнославянском числе записываются так, как произносится число, например 11 — один-над-дцать (дцать — десять), 13 — три-над-дцать, 23 — два-дцать-три

Тысячи обозначаются знаком , который может присоединяться к любой букве, ниже уровня строки, например — 2000,  — 9000,  — 60 000,  — 500 000.

Летосчисление может вестись как от Рождества Христова, так и от сотворения мира. Временной промежуток между этими событиями, по церковному преданию, равен 5 508 годам. Следовательно, если дата указана как  (7 500), то это обозначает 1992 г. от Рождества Христова или же по-славянски 

Как вести себя при молитвослове

Воцерковленные в православие молитвенную беседу ведут стоя. Сидят по ходу воззвания к Высшим Властям лишь пожилые и больные. При прочтении молитвослова в подтверждение собственной грешности и пороков богомольцы делают поклоны. Они могут быть неглубокими до пояса, либо глубокими наземными. Тем самым верующие проявляют собственное смирение.

Некоторые богомольцы выполняют молитвенное общение коленопреклоненными, но это не обязательно. Подобное не одобряют Святые апостолы. Они полагают, что это предначертано рабам. Богомольцев же Церковь таковыми не признает, и в особенности детей. Но если совершивший считает, что вымолить прощение можно, находясь в покорности на коленях, подобное не воспрещается.

Церковнославянский словарь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: