Православный Церковный календарь Святитель Митрофан в схиме Макарий, епископ Воронежский

Икона Митрофана Воронежского, в чем она помогает и как выглядит

От всякого божественного лика снисходит благодатное вспоможение, причем чудотворный образ митрополита является тому самым явным доказательством. Известно множество случаев, когда праведник в ответ на молитвенные прошения нуждающихся через чудесное излечивание.

На иконе же епископ изображается в черном или в темно-синем одеянии духовного прислужника. Представленный божественный лик являет собою монастырское письмо, выполненное в классическом стиле. На сохранившихся до наших дней списках живопись устремляется к некой шаблонности и схематичности, т. к. для большинства храмов и богомолен Руси похожий образ писался довольно в больших количествах.

Правой десницей митрополит благословляет любого, кто устремит свой взор к божественному лику. В левой руке святца находится архиерейский жезл, указывающий на сан митрополита и ту архипастырскую духовную власть, которую он имеет над православным народом. А молитва, обращенная к лику святителя может помочь в разных ситуациях. К нему можно обращаться:

  • для обретения хорошего рабочего места, которое бы принесло трудящемуся материальное благополучие и пришлось бы по душе;
  • о будущем чад своих и о создании ими крепкой и хорошей семьи;
  • икона Митрофана Воронежского и Тихона Задонского может вспомочь нуждающемуся излечиться от душевных и телесных немощей;
  • в заботах о сохранении среди людей православного милосердия и о нравственной и внимательной обязанности пред обществом правительства и местных властей как гарантии его благосостояния;
  • молитвословие, обращенное к божественному лику святителя вспомогает в обретении добродетельности, сострадательности и внимательности к ближним;

Петр Первый

Святитель хорошо понимал значение и все начинания государя для отечества и народа. В своих проповедях угодник Божий призывал паству помогать царю в строительстве флота в Воронеже, так как многие считали это напрасным трудом. Он лично всячески содействовал Петру Первому, отдавая все средства на государственные нужды, понимая, что они идут на благо родины.

Наряду с этим, святитель свято следил за чистотой православия и не побоялся войти в конфликт с царем, когда посчитал нужным. В житии угодника Божия описан этот случай. Государь, приехав в Воронеж, пожелал увидеть у себя во дворце святителя, тот незамедлительно пешком пошел на встречу. Но, ступив на территорию дворца и увидев языческие статуи, Митрофан Воронежский (молитва которого могла воскресить умершего) повернулся обратно и ушел, не сказав ни слова, не подчинившись царскому приказу. Узнав причину непослушания святителя, Петр Первый разгневался и приказал передать ему, что своим ослушанием он может подвергнуть себя смертной казни. Но Митрофан Воронежский остался тверд в своих убеждениях. Под вечер царь услышал благовест к Всенощной и удивился, так как накануне не было церковного праздника. На вопрос Петра, почему звонят к службе, святитель ответил, что перед смертью решил подготовиться и соборной молитвой испросить у Господа прощения за свои прегрешения.

Конфликт был улажен, Петр Первый приказал убрать все статуи языческих богов. Только после этого святитель вошел к нему во дворец.

Рог антихриста

Эта воронежская история особенно запомнилась народу, потому что царь, которого сам патриарх не смог упросить о милости, смирился пред непослушным епископом. Обычно Петру не перечили. Во всяком случае, открыто.

— Трудно реализовать протест в авторитарном государстве. Тебя схватят. Был конечно какой процесс Талицкого. Он обличал Петра как антихриста. Был Ларион Докукин, который свои тетради, обличающие Петра, прибил к Троицкому собору в Петербурге. Такие всплески были, и людей тащили в Преображенский приказ, и оттуда они живыми не выходили. Талицкого например четвертовали. Отдельные люди готовы были пострадать, но чтобы архиереи протестовали против самого всешутейского собора – такого не было

Постепенно все большая часть русского населения начинала думать, что царь, это и есть антихрист.

— Или «рог антихриста». То есть, антихрист, который только начинает показывать себя миру. Старообрядцы считали, что уже Алексей Михайлович – это «рог антихриста», а тут — православный царь, Богоизбранный помазанник, ездит на маскараде на свиньях и пародирует церковные обряды!

Проблемная паства

Во владение свт. Митрофану перешло 182 церкви. То есть, приблизительно одна церковь на восемьдесят квадратных километров. Монастырей было мало, да и те находились в постоянной опасности разграбления или татарами, или разбойничьими шайками, бродившими в крае под видом «воинских государственных людей». Неуважение к храму и духовенству даже среди высшего слоя населения — помещиков доходило до того, что были случаи, когда служба прерывалась, а храм делался местом избиения священника. Из-за отсутствия богоугодных заведений, монастыри наполнялись инвалидами, вдовами и сиротами. Насельники, попавшие в монастырь без призвания, втягивались в хозяйственные хлопоты, монастыри стали больше походить на поместья. Из-за хозяйственных угодий бывали не только судебные тяжбы, но и вооруженные столкновения.

Митрофаний воронежский молитва о работе

Православный Церковный календарь            Святитель Митрофан в схиме Макарий, епископ Воронежский

Для наших читателей: митрофаний воронежский молитва о работе с подробным описанием из различных источников.

Митрофан Воронежский — великий святитель и чудотворец земли русской, совершивший немало добрых дел, как для Воронежа, так и для всей страны.

При жизни святого Митрофана по его величайшей милости от одного лишь прикосновения к его одежде совершались чудесные исцеления недужных людей, а по смерти молитва святителю Митрофану Воронежскому не сходит с уст православных христиан всего мира.

Святитель Митрофан был известен всей России подвижнической жизнью и делами милосердия. Его архиерейский дом одновременно служил странноприимицей, приютом для неимущих, убогих, сирот, училищем для детей из бедных семей. Царь Петр почитал святителя и часто прибегал к его мудрым советам.

От его святых мощей по милости Божией происходили и происходят многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных.

Святителю Митрофану молятся о помощи в различных житейских затруднениях, о даровании христианского милосердия, о добром нраве властей и правителей.

Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 4

Правило веры и образ кротости словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. Темже и во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаемь, моли Христа Бога стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 8

Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив, святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, и ныне, всех Владыце предстоя, моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Молитва святителю Митрофану Воронежскому

Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верою к тебе притекающим, уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас (имена) Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих. Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православныя Церкве обратят в святыя недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни: и тако всех введут указанным от Него путем в уготованное вечное Царство святых Его. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Митрофану Воронежскому

О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Личное прошение святителю Митрофану, епископу Воронежскому

О архиерею Божий, святителю Христов Митрофане, услыши мя, грешнаго (имя), в час сей, в оньже тебе моление приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, да отпустит грехи моя и подаст (содержание прошения) молитвами, святе, твоими.

Опекая паству

Чтобы эти люди, только что с трудом привыкшие к разумным мерам управления, которые ввел свт. Митрофан, не впали вновь в соблазн от «идолов», святитель готов был пойти и на смерть. Даже от руки благодетеля. Все время своего пастырского служения, владыка просил и просил у царя деньги, а потом их раздавал и раздавал. Об этом беспристрастно свидетельствуют записи в приходно-расходной книге епархии. В любое путешествие по епархии владыка обязательно брал с собой деньги на пожертвования: «в келью архиерейскую казенных денег 100 рублей для раздачи в милостыню погорелым, и по тюрьмам, и по богадельням, и по приказам, и нищим, и убогим, и ссылочным, и всякого чину людям и в раздачу ж в шествие архиерейское мужских и женских монастырей монахам и монахиням, где архиерей епархии своей в городах бывает».

Православный Церковный календарь            Святитель Митрофан в схиме Макарий, епископ Воронежский

Финифтянные или литые образки святителя часто приобретались паломниками.

Призван исправлять

Святитель Митрофан, в крещении Михаил, родился в ноябре 1623 года во Владимирской губернии. До сорока лет он был приходским священником. После смерти жены принял постриг в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Монашеское жизнь в пустыни так нравилась ему, что он дает обет не покидать пустынь до смерти. Но через три года его благословили быть игуменом соседней Яхромской обители, уж больно просила та братия, а из Яхромской обители игумена Митрофана перевели настоятелем в богатый Унженский монастырь. Митрофан до конца своих дней скорбел о том, что не смог выполнить обета. Но это была не первая его скорбь. Всю жизнь желания монаха Митрофана не выполнялись. Разве что кроме пострижения в схиму. Зато труды его всегда были успешны. Так получилось, что его трудовой стезей стало дело исправления.

Православный Церковный календарь            Святитель Митрофан в схиме Макарий, епископ Воронежский

В прориси иконы, приводящейся в современных богослужебных Минеях (т.н. «зеленые Минеи», 1970-80 гг.), была сделана попытка вернуться к более традиционному святительскому образу. Свт. Митрофан был изображен в архиерейском богослужебном облачении – в саккосе и в митре. В наши дни святитель чаще пишется на иконах как схиепископ.

В чем поможет святой

Обращаться в молитве к Митрофану Воронежскому можно в любой форме как дома, так и в храмах. Распространена практика соборной молитвы, когда верующие совместно в течение определённого срока (месяц, 40 дней, полгода, в течение церковного поста) молятся с определёнными прошениями, диапазон которых у Митрофана Воронежского велик. Можно попросить о:

  • исцелении тела и души;
  • жизненном устройстве;
  • сложностях с работой;
  • определении жизненного пути детей, их воспитании;
  • укреплении веры;
  • прекращении гонений на церковь;
  • преодолении невзгод;
  • финансовом благополучии;
  • получении утешения.

Выбрать свой путь и устроить жизнь

Многие люди долго не могут понять, какой путь избрать в жизни — это касается и верующих людей, и тех, кто в храмах бывает редко. Иногда не хватает твёрдости или ясности принять одно решение, тогда остаётся только молиться, чтобы понять волю Божию, благоприятную для себя. Митрофану Воронежскому тоже приходилось делать выбор о своём жизненном устройстве, поэтому он слышит просьбы людей, не знающих что предпринять дальше.

Молитву Митрофану Воронежскому полезно возносить, когда:

  • человек не знает, создавать семью или идти в монастырь;
  • нужно понять, где лучше жить, необходим ли переезд;
  • требуется уверенность в правильности выбранного пути;
  • непонятно, как дальше действовать;
  • нужно выбрать место учёбы;
  • принять решение о разводе или сохранить семью.

Православный Церковный календарь            Святитель Митрофан в схиме Макарий, епископ Воронежский

Найти работу и ускорить карьерный рост

Молитва Митрофану Воронежскому о работе читается, когда:

  • долго не удаётся найти никакую работу;
  • не получается устроиться по специальности;
  • трудоустройство в конкретную компанию проходит со сложностями;
  • не получается найти подход к руководству;
  • возникают конфликты с коллегами;
  • молящийся не справляется со своими обязанностями;
  • есть желание перейти на другую должность;
  • хочется открыть своё дело;
  • необходимо решить — увольняться или остаться;
  • не повышается заработная плата;
  • клевещут и подставляют сотрудники;
  • нет продвижения по карьерной лестнице;
  • не повышается зарплата.

Во всех этих случаях молиться можно весь день, если очень тяжело на душе, рекомендуется иметь перед собой икону Митрофана Воронежского. Нельзя в молитве просить зла коллегам, начальнику или желать им отомстить.

Обращаться к нему можно до исчезновения проблемы или после, когда требуется духовная помощь. Любой исход прошения необходимо принять со смирением, веря, что это во благо.

Защитить и воспитать детей

Для многих людей, даже таких, которые считают себя верующими, дети являются смыслом жизни. Но Митрофан Воронежский учил, что центральное место должен занимать Господь.

С ним надо согласовывать свои мысли и желания, он поможет выявить важные потребности. Это касается и детей. Об этом святитель знал не понаслышке — после смерти жены на его руках остался любимый сын Иван.

Давно известно, что материнская молитва имеет величайшую силу, поэтому для верующих матерей обращение к Митрофану Воронежскому очень ценно, он поможет их детям, в каком бы возрасте они ни находились, и самим матерям:

  • при трудностях с маленькими детьми;
  • когда ребёнок не слушается, хулиганит;
  • если имеются проблемы в школе;
  • не даются какие-то дисциплины;
  • при отправке сына в армию;
  • когда ребёнок попал в дурную компанию;
  • когда дети сильно болеют;
  • при отсутствии взаимопонимания между родителями и детьми;
  • если дети решили покинуть родительское гнездо;

Молитва Митрофану Воронежскому о сыне или дочери читается в виде акафиста вместе с другими матерями на протяжении определённого срока. Перед началом следует получить благословение священника. Молиться нужно со смирением, вручая своего ребёнка в руки святителя, и быть уверенной, что он устроит всё лучше, чем сама женщина желает для своего ребёнка.

Святитель Митрофан Воронежский необоснованно забыт многими верующими, хотя существует немало подтверждений его помощи в тех или иных жизненных случаях, часто разрешая безнадёжные ситуации. Он помогает при обращении к нему с крепкой верой в его заступничество и при желании человека жить согласно Божьим заповедям.

Неприятный царь

— И что же делает Петр? Он убирает эти статуи! После этого Митрофан является к нему с благодарностью за такое царское смирение. История выглядит не так, как ее изображает Голиков, мол, царь был снисходительный. Мы знаем, что Петр не был снисходительным. Просто он, встретив готовность пострадать, отступился вполне благоразумным образом. Трудно сказать, действительно ли он был готов казнить епископа. Бывали случаи сурового наказания архиереев. Например, был казнен Досифей Ростовский по делу царевича Алексия. Хотя все это дело было вымышленное. Скорей всего, царевич Алексий просто хотел сбежать, чтобы пересидеть в тихом месте, пока Петр не умрет. Царевичу, вероятно, сочувствовало девяносто процентов российского населения. Все-таки, Петр был очень неприятный царь.

Православный Церковный календарь            Святитель Митрофан в схиме Макарий, епископ Воронежский

В многосерийном фильме «Россия молодая» замечательный актер Иван Лапиков сыграл архиепископа Афанасия, поддерживающего петровские преобразования, но готового спорить с царем. В архиепископе Афанасии можно увидеть черты свт. Митрофана, но у него иной прототип – архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов), также знакомый с Петром Ι.

Бумажные свидетели

Социальная жизнь Воронежа стала напряженной. На верфь стекалось много народа без рода и племени. Святитель выдавал странникам и неимущим из своей архиерейской казны одежду, белье, пособия деньгами, для нищих устраивал столы. Он благодетельствовал не только русским, но и иностранцам; умиравших на чужбине безвестных тружеников, если не кому и не на что было их похоронить, святитель погребал на свои средства. В некоторые месяцы, вероятно, во время повальных болезней, у святителя делались расходы на десятки гробов; покупались саваны, а иногда и прямо выдавались деньги на погребение неимущих. О всех этих делах свидетельствуют все те же записи в расходных книгах епархии. В соборный синодик он велел внести для постоянного поминовения имена тех, которые «при первопрестольнике преосвященном Митрофане скончались без покаяния и без причастия».

Мученик

— Этот эпизод был описан историком Голиковым в его труде по истории царствования Петра I. Он был апологетом Петра, и соответственно конфликт царя и епископа интерпретировал в своих терминах: вот какую снисходительность проявил Петр по отношению к владыке, а мог бы сделать что-нибудь совсем другое. Мы можем реконструировать эти события с другой точки зрения, как сам святитель Митрофан мог воспринимать этот конфликт. Он пришел в царский дворец в Воронеже, и увидел там статуи Меркурия, Геркулеса, нагую Венеру. Тогда «он поворотился назад и ушел». Об этом донесли Петру. Петр приказал ему прийти опять, но Митрофан ответил: «Пока Петр не уберет этих идолов, не могу войти во дворец». Петр опять посылает за епископом и добавляет угрозу «если он не придет, то ослушанием придержащей власти подвергнет себя смертной казни». Что Митрофану делать после этого? Он воспринимает эту ситуацию, как типическую, про которую он много раз читал в житиях мучеников, когда их призывали нечестивые римские императоры. Он готовится к мученичеству. Под вечер царь вдруг услышал благовест в большой соборный колокол. Так как на другой день не было никакого праздника, то государь велел справиться у святителя о причине благовеста. «Понеже мне, — отвечал святой Митрофан, — от его величества сказана смерть, того ради я, яко человек грешный, должен пред смертию своею принесть Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением и для сего я назначил быть всенощному бдению».

Помощник реформатора

Инцидент с «идолами» произошел во время строительства в Воронеже царем двух фрегатов и двадцати трех галер для предстоящего Азовского похода. В это время Петр постоянно ездит на свои воронежские верфи, а у святителя Митрофана появляются новые заботы. С одной стороны у населения наконец-то есть работа, но с другой стороны приехало много иностранцев иноверцев, которые основали себе в Воронеже целые поселения. Паства владыки опять подвергалась опасности соблазнения разными протестантскими штучками и западным бесчинством. Епископ не унывает и оказывает неоценимую помощь царю, объясняя народу государственную необходимость строительства флота. Тяготы, связанные с постройкой флота, раздражали народ, который выражал свое недовольство в поджогах и побегах. Митрофан старался успокоить всех и действовал не только словом, но и делом.

Епископ Воронежский

2 апреля 1682 года игумен Митрофан  был хиротонисан во епископа Воронежского. Хиротонию совершил Патриарх Всея Руси Иоаким.

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве он участвовал в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.

Святителю Митрофану также пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле 1682 года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах.

В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от Москвы, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало – некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты (на территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения). Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам – благотворителям монастырей, чем духовной власти. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.

Прибыв в епархию, святитель Митрофан, в первую очередь, обратился к священникам своей епархии с архипастырским посланием, которое было проникнуто одной мыслью – о величии и святости пастырского служения.

В течение 20 лет трудился святитель на Воронежской кафедре. За это время святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Одной из первых забот св. Митрофана было построение нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и освящена в 1692 году. Великих трудов стоило это строительство святителю. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище.

За 20 лет служения святителя Митрофана в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

Пастырь для неподвластных

Любовь и терпимость потребовались и новому епископу. Некогда ему было протестовать. За всеми «делами» 1682 года забыли ему дать на учреждение новой кафедры необходимую сумму денег. Да заодно забыли и позаботиться о месте его жительства. Владыка Митрофан пишет челобитные: «отпущен из Москвы на Воронеж в Смутное время, и ничем не пожалован». А паства, между тем, опять ему была дана «на исправление». Еще из челобитной: «у нас место украинское (окраинное – ред.) и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле». Переселенцы, беглецы от тяжелой жизни, казаки, раскольники, без зазрения совести строившие себе на придонской земле пустыньки — кого только не было на вольной придонской земле Воронежа. И все они делали свои дела очень далеко от Рязанского митрополита. Своего Рязанского архипастыря воронежцы не видели никогда. Городу на тот момент было только сто лет. И все эти годы население только и делало, что защищалось от нападений крымских татар.

Раскол от власти

– Тем не менее, в XVIII веке были совсем другие основания для религиозного протеста, чем в нынешнем Российском государстве. Ведь никто у нас при советской власти не благословлял, пойти и публично кричать, что товарищ Брежнев антихрист. Или что большевистская власть это власть безбожников. Я говорю про послевоенное время. Как-то эту большевистскую власть терпели. Что мы видим в истории с отцом Иоанном Борисовым из Ельца? Он все-таки восстает против того, что идет от антиклирекальной власти екатерининского времени

Это элемент протеста против культурной политики Екатерины, то есть, против культурной политики доминирующей власти, когда она устраивает Раскол в обществе, хоть и действует очень осторожно

Время без святых

– Как велась эта осторожная политика? Например, канонизация святителя Митрофана только третья по счету за все время от начала XVIII до середины XIX в. (Святителя Митрофана Воронежского канонизировали в 1832 году. Мощи его были обретены нетленными). Новых чудотворных икон тоже практически не появляется. Более того, за известия об их явлении начинают преследовать. У нас много историй о том, как начинают преследования за «использование святынь в корыстных целях». Такая политика власти вносила раскол в общество.

Сейчас у нас совершенно другая ситуация. Я не могу сказать, что нынешняя власть отличается благочестием, но она явно не борется с Церковью. В 1920-е годы Церковь нуждалась в защите. А сейчас от кого ее защищать? У нас, конечно, есть некоторое количество безбожников, но это нормальное дело. Сейчас уже почти не осталось государств с однородно-религиозным населением. Теперь Церкви нужна только любовь и терпимость.

Краткое житие и молитвенная помощь

Младенец Михаил родился в селе Антиповка Московского уезда, здесь же рос и обучался наукам. Позже он женился, у супругов родился сын Иоанн. Но в возрасте 40 лет его любимая супруга отошла ко Господу. Михаил стал вдовцом и принял решение о монашеском постриге. В 1663 году он был пострижен в иночество и наречен именем Митрофан.

Митрофан Воронежский

Инок был строг к себе и к окружающим, эти качества сыграли важную роль для настоятеля Яхромского монастыря, который назначил монаха игуменом обители.

Святитель пользовался уважением братии, его особо ценили и уважали при царском дворе Феодора Алексеевича. Игумен величайшие поддерживал многие начинания Петра 1, был для него наставником и учителем.

В 1682 году Митрофан был возведен в сан епископа Воронежского. В это время воронежцы не доверяли Церкви Христовой, приходская жизнь отсутствовала, люди хулили Бога, степень их образования была слишком низкой. Но святой Митрофан активно поднимал православие, возводил церкви и монастыри в пределах епархии.

В 1703 году святитель заболел и почувствовал приближение своей кончины и вскоре умер. При его погребении находился император Петр 1 и лично нес гроб с телом усопшего.,

Читайте о других православных святых:

  • Святой великомученик Георгий Победоносец
  • Святой Дмитрий Ростовский
  • Святой великомученик Иоанн Новый, Сочаевский

В 1832 году монах был причислен к Лику святых Угодников Божиих. Его нетленные мощи покоятся в Воронежском кафедральном соборе, являющимся местом паломничества православных христиан всего мира. Мощи являются свидетельством истинности веры православной и придают великое утешение с верою притекающим к ним.

Святой еще при жизни завещал совершать по нему заупокойные службы. Память в его честь совершается трижды в году: 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря и 4/17 сентября.

Мощи назад

Тогдашний патриарх Иоаким поручил игумену Митрофану обитель с непростым наследством. Предыдущий игумен Никита с братиею, видимо, «по простоте душевной», не сообщил ни патриарху, ни царю об обретении в 1671 году мощей основателя монастыря преподобного Макария Унженского . При этом все положенные святым мощам почести, братия воздавала исправно. В монастыре даже совершали ежегодное празднование в память их обретения. Патриарх учинил следствие, в результате которого мощи положили обратно, под спуд, а игумена Никиту сослали. Залечить раны раздора и нестроения предстояло новому игумену. И он справился. Часто Митрофан ездил с иконой преподобного Макария в Москву, по просьбе царя Федора Алексеевича. Благодаря своей мудрости и терпеливому трудолюбию администратора, он стал известен при дворе.

Жизнь Митрофана Воронежского

Будущий святой сумел за свою жизнь проявить себя в разных сферах: был семейным человеком, государственным деятелем, монахом. Везде он показывал свои лучшие качества, поэтому всё выходило как надо.

При рождении в 20-х гг. XVII в. во Владимирской губернии его нарекли Михаилом. Воспитание мальчика протекало в духе православия. Повзрослев, юноша женился, но рано потерял супругу. У него остался сын, которого он очень любил.

В 40 лет Михаил решил оставить мирскую жизнь, и в обители недалеко от Суздаля был принят в монахи, получив новое имя — Митрофаний. Ему хотелось прожить там всю жизнь вдали от людей в подвижничестве, но Господь распорядился иначе.

Рядом находилась Яхромская обитель, братья которой уговорили Митрофана стать своим игуменом. Ему удавалось успешно совмещать монашеский подвиг с ревностным попечением о благоустроении обители. Заслуги игумена были оценены тогдашним патриархом, который поставил его настоятелем монастыря в Костромской области.

Игумен Митрофан пользовался доверием царя, после возникновения Воронежской епархии в начале 80-х XVIII в., он стал во главе её. Благодаря его деятельному участию были построены новые церкви, ремонтировали старые, появились школы.

Епископ Митрофаний был отличным пастырем, умевшим произносить проповеди и находить общий язык с верующими. Только не всегда ему удавалось ладить с Петром I, но на похоронах Макария (так было его имя в схиме, которую он принял незадолго до кончины) в 1703 году император прилюдно признал его заслуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: