Преподобная Мария Радонежская биография, икона. Храм Кирилла и Марии Радонежских

Роль святого Кирилла в христианстве

Святой Кирилл (в миру Константин) проживал со своим братом Мефодием в IX веке в Салониках — городе, в котором жили одновременно две культуры — славянская и византийская. Впоследствии братья стали одними из самых известных и значимых в истории России фигур, ведь именно они первыми составили славянскую азбуку и перевели Библию на славянский язык.

Преподобная Мария Радонежская биография, икона. Храм Кирилла и Марии Радонежских
Икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Предназначением обоих братьев стало нести христианство в люди через перевод священных текстов на славянский язык. Им приходилось много странствовать и терпеть многие лишения, в результате которых Кирилл (тогда еще Константин) тяжело заболел и перед самой смертью принял схиму.

В каких храмах есть икона святого

Икона святого Кирилла хранится в храмах таких стран, как Чехия, Македония и Болгария. Все эти иконописные изображения датируются XIX веком, причем самый древний из них лик написан в 1893 году. Эта икона находится в Храме Василия Великого, что расположен в Талице.

Также образ святого Кирилла представлен на южном приделе церкви апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге. В некоторых храмах Москвы также имеются иконы этого святого.

Икону святого Кирилла писали несколько раз и на каждой из икон он представлен по-разному. На более ранних иконах святой Кирилл запечатлен в одежде монаха со свитком в руках, по одним данным, это Священное писание, по другим — алфавит. Более ранние иконы представляют образ святого Кирилла иначе — правой рукой он благословляет верующих, а в левой — держит свиток.

Как защищает икона

Часто приходится слышать, что люди ищут защиты у каких-либо «сильных» икон. Такая формулировка неверна, ведь помощь и сила исходит не от самой иконы, а от Господа Бога. Мы молимся перед образом, но не самому образу. Та икона, которую не освятили в церкви, является скорее предметом интерьера. Говоря о помощи иконы в каком-либо деле, нужно понимать, что помогает, прежде всего, искренняя вера в то, о чем молишься.

Преподобная Мария Радонежская биография, икона. Храм Кирилла и Марии Радонежских
Икона святого равноапостольного Кирилла

Это означает, что если в сердце нет веры в помощь свыше, то никакое обращение к святому образу не поможет. Здесь уместно упомянуть известную мысль о том, что человеку кажется, что Бог следит за его внешними поступками, но Господь видит, прежде всего, сердце человека.

История жизни Кирилла и Мефодия

Кирилл и Мефодий – это имена братьев Константин и Михаил, родившихся в Македонии, в семье военачальника. Эти имена они примут значительно позже, когда станут православными монахами. Братья говорили на славянском языке с детства, так как это был родной язык их матери. Старший из семи братьев, Мефодий, сделав военную карьеру, через 10 лет решил посвятить свой жизненный путь служению Богу. К такому же решению пришел и самый младший брат, Константин, закончивший лучшее образовательное заведение в Византии.

Блестящий лингвист, философ, он прекрасно зарекомендовал себя в интеллектуальных кругах, но стал библиотекарем при Патриархе, а затем, следуя велению сердца и примеру старшего брата, удалился в монастырь, чтобы приложить все свои знания и силы в переводах святых писаний на славянский язык.

Именно поэтому в молитве Кириллу и Мефодию к ним обращаются как к просветителям славянских народов. Братья возглавили миссию к хазарам, проживающим в те времена на территории современного юга России, где они с увлечением рассказывали о вере Христа, побуждая своими речами принять и мусульман, и иудеев христианство.

Преподобная Мария Радонежская биография, икона. Храм Кирилла и Марии Радонежских

Плодом труда братьев стало появление славянской азбуки и переводы священных писаний — первым они перевели Евангелие. Теперь Богослужение среди многих народов могло проходить не только на латинском и греческом языках, но и на родном для них, славянском.

За свою просветительскую деятельность Мефодий получил сан епископа, а Кирилл принял схиму. После смерти братья были причислены к лику равноапостольных святых и очень почитаемы в православных церквях.

Литература

  • Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. — ЧОИДР. — 1846. — № 3, отд. 1. — С. 46;
  • Шафарик П. И. Расцвет славянской письменности в Болгарии / Пер. с чеш. О. Бодянского. — ЧОИДР. — 1848. — № 7. — С. 50—51;
  • Малышевский И. И. Свв. Кирилл и Мефодий : (Речь, произнесенная на акте в Киевской духовной академии 7 апреля 1885 г.) // ТКДА. — 1885. — Т. 2, кн. 8 (август). — С. 552—553;
  • Fгankо I. Kleine Beiträge zur Geschichte der kirchenslavischen Literatur. I. Konstantins «Alphabetisches Gebet» // AfslPh. 1914. Bd 25. S. 150—179;
  • Георгиев E. Две произведения на св. Кирила. София, 1938;
  • Георгиев E. Кирил и Методий — основоположници на славянските литератури. София, 1956. С. 141—201;
  • Зыков Э. Г. К вопросу об авторе Азбучной молитвы // Изв. на Ин-та за българска литература. София, 1960. Кн. 9. С. 173—197;
  • Зыков Э. Г. Судьба «Азбучной молитвы» в древнерусской письменности // Труды отдела древнерусской литературы. — 1971. — Т. 26. — С. 177—191;
  • Зыков Э. Г. Русская переделка древнеболгарского стихотворения // Труды отдела древнерусской литературы. — 1974. — Т. 28. — С. 308—316;
  • История на българската литература. София, 1963. Т. 1. Старобългарска литература. С. 115—117;
  • Куйо Куев. Към въпроса за авторството на Азбучната молитва // Славист. студии. Сборник по случай V международен славист. конгр. в София. — София, 1963.
  • Трифунoвић Ђ. Азбучник српских средњовековних књижевних појмова. Београд, 1974. С. 13—14;
  • Речник на българската литература. София, 1977. Т. 2. С. 238—239;
  • Джамбелука-Коссова А. Възстановим ли е текстът на Азбучната молитва? // Palaeobulgarica / Старобългаристика. 1978. Кн. 2. С. 52—65;
  • КМЕ. София, 1985. Т. 1. С. 49—54;
  • Попов Г. Триодни произведения на Константин Преславски. София, 1985. С. 122—128 (Кирило-Методиевски студии; Кн. 2);
  • Трендафилов X. Неизвестный список Азбучной молитвы // Старобългаристика. 1986. Год. 10, № 1. С. 77—80.
  • Родник златоструйный : Памятники болгарской литературы IX—XVIII вв. / Пер. И. Калиганова и Д. Полывянного. — М., 1990. — С. 144—145;
  • Старобългарска литература : Енцикл. речник. София, 1992. С. 18—19.
  • Велинова Вася. Слово за епископ Константин Преславски. — София: Време, 1998. — ISBN 954-4568-12-8.
  • Veder, William R. Utrum in alterum abiturum erat: A Study of the Beginnings of Text Transmission in Church Slavic. — Bloomington: Slavica, 1999. — ISBN 0-89357-277-2.
  • Панайотов Веселин. За редакциите на Азбучната молитва // Годишник на ШУ «Еп. Константин Преславски», XV А. — Търново, 2000.
  • Українська радянська енциклопедія.

Равноапостольным Киpиллу и Мефодию, учителем Словенским тропарь, кондак, молитвы и величание

Тропарь, глас 4:

Я́ко апо́столом единонpа́внии/ и слове́нских стpан учи́телие,/ Киpи́лле и Мефо́дие Богому́дpии,/ Влады́ку всех моли́те,/ вся язы́ки слове́нския утвеp­ди́ти в Пpавосла́вии и единомы́слии,/ умиpи́ти миp // и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 3:

Свяще́нную дво́ицу просвети́телей на́ших почти́м,/ Боже́ственных писа́ний преложе́нием исто́чник Богопозна́ния нам источи́вших,/ из него́же да́же додне́сь неоску́дно почерпа́юще,/ ублажа́ем вас, Кири́лле и Мефо́дие,/ Престо́лу Вы́шняго предстоя́щих // и те́пле моля́щихся о душа́х на́ших.

Молитва первая

О пресла́внии просвети́телие слове́нских язы́к, святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле, ва́ших письме́н и уче́ний све́том просвети́вшеся и в ве́ре Христо́вой наста́вльшеся, я́ко ча́да ко отце́м, усе́рдно ны́не прибега́ем и сокруше́нием серде́чным мо́лимся: а́ще и заве́т ва́ших не соблюдо́хом, о угожде́нии бо Бо́гу небрего́хом и от бра́тняго единомы́слия в ве́ре отпадо́хом, оба́че я́коже дре́вле в земно́м житии́ ва́шем, си́це и ны́не гре́шных и недосто́йных не отврати́те тщи, но, я́ко иму́ще ве́лие ко Го́споду дерзнове́ние, приле́жно Того́ моли́те, да обрати́т нас в путь спасе́ния, да умири́т раздо́ры единове́рных, да приведе́т к единомы́слию отпа́вших и всех нас ду́хом любве́ да соедини́т Еди́ней Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви! Ве́мы бо, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́ведных по благосе́рдию Влады́ки. Не оста́вите у́бо нас, уны́лых и недосто́йных, чад ва́ших, и́хже ра́ди грехо́в па́ства ва́ша, враждо́ю разделя́ема и собла́знами иносла́вных прельща́ема, ума́лися, о́вцы же слове́сныя, разрыва́емы, восхища́ются во́лки губи́тельными. Пода́ждьте у́бо нам моли́твами ва́шими ре́вность Правосла́вия, я́ко да оте́ческая преда́ния до́бре сохрани́м, кано́ны церко́вные ве́рно соблюде́м, вся́ких лжеуче́ний стра́нных отбежи́м и, та́ко в житии́ богоуго́дном преспева́юще, жи́зни ра́йския на Небеси́ сподо́бимся, иде́же ку́пно с ва́ми просла́вим в Тро́ице Еди́наго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О всехва́льнии равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле, припа́дающе пред честно́ю ико́ною ва́шею, усе́рдно мо́лим вы: воззри́те ми́лостивно на нас, и́хже трудо́м ва́шим просвети́ли есте́, и огради́те нас неусы́пным предста́тельством ва́шим от злых ко́зней вра́жиих! При́зрите у́бо на виногра́д сей, его́же насади́ли есте́, и не преда́йте ди́веему ве́прю озоба́ти его́. Сохрани́те, святи́и уго́дницы Бо́жии, Це́рковь на́шу Правосла́вную, ю́же вы назда́ли есте́ на краеуго́льном Ка́мени, Христе́, я́ко да бу́дет недви́жима, но да разсы́пятся о Ка́мень сей во́лны вся́каго малове́рия. Укрепи́те па́стырей на́ших во всех доброде́телех и в по́двизе пропове́дания, вразуми́те же пасо́мых, во е́же послу́шати гла́са их. Сохрани́те вся страны́ слове́нския от вся́каго оскуде́ния, от огня́ и меча́, от смертоно́сныя я́звы и от вся́кого зла. Услы́шите и вся́каго челове́ка; с ве́рою к вам приходя́щаго и благода́тныя по́мощи ва́шея тре́бующаго. В стра́шный же час сме́ртный предста́ните всем нам блази́и хода́таи и те́мных зра́ков де́монских прогони́телие, да в ми́ре и покая́нии сконча́вше земно́е по́прище, дости́гнем ве́чных благ наслажде́ния и ку́пно с ва́ми просла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу — Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем вас,/ святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле,/ вся слове́нския страны́ уче́ньми свои́ми просвети́вшия // и ко Христу́ приве́дшия.

Назад к списку

В гостях у родителей преподобного Сергия

Преподобная Мария Радонежская биография, икона. Храм Кирилла и Марии Радонежских

31 января – день памяти преподобных Кирилла и Марии.

Святые мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца, покоятся в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре. Обитель расположена в 10 км от Троице-Сергиевой Лавры, недалеко от Радонежа, на берегу реки Пажи на Обнорской горе. Монастырь был основан при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре, митрополите Московском (1308–1326). Точная дата образования монастыря неизвестна, однако впервые Хотьковская обитель упоминается в летописях под 1308 г.

Преподобные Кирилл и Мария со всем своим семейством переселились в Радонеж из Ростова Великого около 1328 года. Вскоре они постриглись в Покровском Хотькове монастыре, где и почили в 1337 году. Кроме преподобных Кирилла и Марии в Хотьковской обители покоятся и другие члены их семьи (младший сын Петр и его супруга Екатерина, супруга старшего сына Стефана Анна и его сын Климент) – обитель стала усыпальницей рода Сергиева.

Преподобная Мария Радонежская биография, икона. Храм Кирилла и Марии Радонежских

Покровский Хотьков женский монастырь. Открытка начала 20 в.

В 1544 г. монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Долгое время все постройки монастыря были деревянными. В начале XVII в. обитель была сожжена польско-литовскими войсками, 16 месяцев осаждавшими Троице-Сергиев монастырь и разорившими радонежские окрестности. Но по молитвам угодников Божиих Покровскую обитель быстро восстановили. Первым каменным строением стал Покровский собор (1648), простоявший до 1811 г. В 1816 г. строят другой, более просторный собор с двумя приделами: во имя Преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского. В нем во все века и в настоящее время покоятся святые мощи преподобных Кирилла и Марии.

Преподобная Мария Радонежская биография, икона. Храм Кирилла и Марии Радонежских

Рака с честными мощами прпп. Кирилла и Марии

В 1768 г. был выстроен, а в 1904 г. – возобновлен храм в честь Святителя Николая Чудотворца с двумя приделами: во имя святых апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В 1791 г. был построен северный надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (ныне это самое древнее здание на территории монастыря), а в 1833 г. – храм святителя Митрофана Воронежского над южными вратами. В 1834 г. была возведена высокая колокольня, простоявшая ровно 100 лет – до 1934 г. Один из ее колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 г. в Москве.

Были также выстроены гостиница для богомольцев (1879), больница на 10 кроватей (1890), богадельня на 40 престарелых сестер (1826), церковно-приходская школа на 60 детей (1884) и мастерские. В XIX в. монастырь стал особенно известным. Сюда приходили все благочестивые паломники, следуя заповеди Преподобного Сергия, который завещал: прежде чем идти в Троице-Сергиеву Лавру – поклониться его святым родителям.

Преподобная Мария Радонежская биография, икона. Храм Кирилла и Марии Радонежских

Рождение сына у Кирилла и Марии

К началу XX в. в монастыре жило около 400 сестер. Было развито огородничество, золотошвейное и иконописное искусства, насельницы пряли тонкую нить, ткали из нее полотно и украшали его кружевом, золотом и шелковым шитьем. Свое мастерство передавали девочкам из сирот, которых воспитывали при монастыре.

После революции монастырь был закрыт. Церковная утварь и имущество сестер перешли государству. Была разрушена колокольня, уничтожен некрополь в крипте Никольского собора, перестроены монастырские здания, которые стали использовать в хозяйственных целях. В апреле 1931 г. арестовали последнюю игумению обители Варсонофию и отправили по этапу в Казахстан, где она скончалась в мае того же года. В 1960 г. полуразрушенный Покровский монастырь был признан историко-архитектурным памятником и взят под охрану государства. В 1985 г. сильный пожар, вспыхнувший в Покровском соборе, уничтожил не только химический цех, который в нем располагался, но и всю оставшуюся настенную живопись. И лишь в 1989 г. Покровский собор был передан в ведение Московской Патриархии. Начались восстановительные работы.

В год 600-летия со дня преставления Преподобного Сергия – в 1992 г. – на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилось общецерковное прославление местночтимых святых преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев. С 1 августа 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

Преподобная Мария Радонежская биография, икона. Храм Кирилла и Марии Радонежских

Покровский Хотьков монастырь

По молитвам святых родителей Преподобного Сергия во все времена и в наши дни совершаются исцеления от их святых мощей Кирилла и Марии и является помощь верующим во всех скорбях и нуждах.

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме: «Азбучная молитва»

  • Азбучные стихи (азбучная молитва)
  • Середа Е. В. Аз, буки, веди… Материалы к уроку по славянской азбуке. — Учительская газета, № 17 от 22 апреля 2003 года.

(20 голосов: 4.5 из 5)

А́збучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв. Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова. «Aз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону):

Аз сло́вом сим молю́ся Бо́гу:Бо́же всея́ твари Зижди́телю,Ви́димым и неви́димым,Го́спода Ду́ха посли Живу́щего,Да вдохне́т в сердце́ ми сло́во,Еже бу́дет на успе́х всем,Живу́щим в за́поведех Ти.Ѕело́ бо есть свети́льник Жи́зниЗако́н Твой, свет стезя́м,Иже и́щет Ева́нгельска сло́ваI про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.Ко креще́нию обрати́шася вси́,Лю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,Ми́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́,Но мне ны́не простра́нно сло́во даждь,Отче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,Прося́щему по́мощи от Тебе́.Ру́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,Си́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.Ты бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.Упова́ние всех конце́в земли́,Фарао́на мя зло́бы изба́ви.Херуви́мскую ми мысль и ум даждь.WC, Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость преложи.Целому́дренно да начну́ писа́тиЧудеса́ Твои́ преди́вные зело́Шестокрыла́тых си́лу восприиму́.Ще́ствую ны́не по сле́ду Учи́телю, и́мени Его́ и де́лу после́дуя.Явным сотворю́ Ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́, Юже пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом, Язы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху, Ему́же честь и держа́ва и сла́ва от всея́ тва́ри дыха́ния во вся ве́ки и наве́ки. Ами́нь.

* * *

Аз есмь свет ми́ру, Бог есмь пре́жде всех век, Ве́даю всю та́йну в челов́еце и мысль, Глаго́лю лю́дем зако́н Мой. Добро́ есть творя́щим во́лю Мою́, Есть гнев Мой на гре́шникы. Живо́т дах всей тва́ри. Ѕло есть законопресту́пником. Ни на чем Зе́млю утверди́х, Престо́л мой, Иже на небесе́х, I шед на а́дова врата́ сокруши́х и ве́реи желе́зныя сломи́х. Ка́ко лю́дие беззако́нии не сотвори́сте во́ли Моеа́, Лю́дие Мои́ непоко́рные Мы́слете на Мя зл́аа?! Наш еси́ Бог и засту́пник! Оны Моя́ призову́ язы́ки и ти́и Мя просла́вят, Поко́й дах всей тва́ри Свое́й. Рече́те Ми сло́во не творя́щие во́ли Моея́, и не услы́шу вас. Сло́вом Мои́м вся́ утверд́ишася. Тверда́ рука́ Твоя́, Влады́ко! Фарао́на потопи́х в Чермн́ом мо́ри, Херуви́ми слу́жат Мне́ со стра́хом, Tве́рзу рай христиа́ном. Ци не дах вам пи́ща в пусты́ни? Червь и огнь угото́вах на гре́шникы — Шу́мом и попали́т дубравы. Щито́м вооружи́хся на брань, Го́ры взыгра́шася явле́нием Мои́м, Ыорда́нь освяти́ся креще́нием Мои́м, Ересь погуби́х, Югом ве́тром разве́ю всю́ вселе́нную, Юже Мя пророци пропове́доша и апосто́ли е́же о Мне научи́ша.

Икона прп. Сергия Радонежского, родителей его прпп. Кирилла и Марии, с частицами мощей святых

Подробности
Категория: Святыни храма
Опубликовано 18.11.2015

Преподобная Мария Радонежская биография, икона. Храм Кирилла и Марии Радонежских

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр.13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника… Вместе со святителем Платоном мы можем сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!

Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.

3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Тропарь, глас 3

Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся,/ восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,/ тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,/ ко Единому во Святей Троице Богу,/ Отечество наше в правоверии утвердити,/ домы миром оградити,/ юныя от напастей и соблазнов избавити,/ старость укрепити// и спасти души наша.

Величание

Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.

Молитва 

О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующим на месте сем и приходящий с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Использованы материалы сайта azbyka.ru

Структура

«Азбучная молитва» представляет собой акростишную молитву, в которой каждый стих начинается с очередной буквы славянского алфавита (’ακροστιχίδα κατ’ ’αλφάβητον). Стихотворение написано 12-сложным размером — «политическим стихом» (στίχος πολιτικός). В 40 стихотворных строчках реконструированного текста преобладает цезура после 5-го слога (5+7), в двух случаях она делит строку на 7 и 5 слогов, а в двух стихах — на 6 и 6. Образцом метрики и акростиха для «Азбучной молитвы» послужили «Мысли, написанные одностишиями» Григория Богослова — 24 строчки, образующие азбучный акростих и начинающиеся стихом: «’Αρχὴν ‛απάντων καὶ τέλος ποιοῦ θεόν». Это изречение перефразировано Константином Преславским: «Добро есть от Бога начинати и до Бога коньчавати яко же рече етер Богословьць Григор». С него Константин начинает свое прозаическое вступление к «Учительному евангелию».

По содержанию это молитвенное обращение автора по завершении труда (сборника воскресных проповедей) к Святой Троице с похвалой крещению славянских народов («Летить бо ныне и словеньско племя / К Крещению обратишася вьси / Людье твои нарещися хотяще») и оценкой своей работы как продолжения дела славянских первоучителей («Шьствую ныне по следу учителю. / Имени ею и делу последуя, / Яве сътворю еваньгельско слово»). «Азбучная молитва» отражает идеи IX—X вв., связанные с крещением Болгарского государства при князе Борисе-Михаиле и созданием славянской письменности братьями Кириллом и Мефодием. В стройной композиции произведения раскрывается образ лирического героя. Одним из первых среди славянских книжников он ищет силу, творческое вдохновение, чтобы записать словесную мудрость. Автор горд тем, что он продолжает эпохальный подвиг своих учителей. Звучит восторг и решимость «нового народа» — славян-неофитов — утвердить свое право создавать культуру на родном языке вопреки запретам средневековой реакции. Впечатление полёта создается метафорой: «И летит ныне словеньско племя». Гражданственность и гуманистический пафос сближает «Азбучную молитву» с апологией славянской письменности того же времени — «Сказанием» Черноризца Храбра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: