Тестимонии

Что означает стяжание Духа Святого

Вернемся к объяснениям Серафима Саровского. Он довольно подробно растолковал фразу. У человека есть три источника желаний, воли. Первая – духовная, она подталкивает к единению с Господом, обретению благодати. Вторая – собственная, третья – бесовская. Последняя заставляет действовать из корысти, гордыни или тщеславия. Есть она у всякого и очень опасна. Вторая воля дает человеку выбор. Он сам решает, какие побудительные мотивы им руководят, что предпринимать и для чего. Одни воруют, другие добро творят. Но они действуют ради мирского результата. Облагодетельствовали ближнего, чтобы ему и себе приятно сделать. Только первая воля от Бога. Она подталкивает человека творить добрые дела ради Духа Святого. Когда ее человек слушает, он тоже «капитал» собирает. Но не мирской, подобный злату и деньгам, а вечный. Серафим Саровский говорил, что людям нужно накапливать этого богатства как можно больше. Не бояться его, а стремиться к стяжанию. Суть веры не в молитве, как таковой, и не в оправлении обрядов. Смысл всего, что делает воцерковленный человек, в стяжании Духа Святого, накоплении этого вечного богатства.

Многие слова, которые активно используются в православной терминологии, не всегда понятны обывателю. При этом понимание таких терминов имеет существенное значение для укрепления разума и развития веры. Далее рассмотрим стяжание, какое это понятие имеет значение в православной традиции.

В прямом смысле значение слова «стяжать» указывает на приобретение различных материальных благ, то есть речь идет о том, чтобы накапливать имущество, работать ради получения выгоды. Как правило, термин имеет нейтральное значение и подразумевает просто действие накопления.

При этом он может видоизменяться, чтобы указывать на греховные страсти, к примеру, любостяжание является стремлением к накопительству и корысти, то есть имеет явно негативную интерпретацию.

Существует учение, которое дал Серафим Саровский о стяжании Духа Святого, обретении православным человеком ряда положительных заслуг и в итоге духовных благ. Нельзя сказать, чтобы ранее эта концепция отсутствовала, но старец Серафим более полно актуализировал концепцию и оформил, если возможно так выразиться, в полную технику духовной практики.

ТестимонииСаровский подвижник сам был из купеческой семьи, для таких людей наиболее существенным является стяжание различных материальных благ, получение выгоды.

Серафим сам потом сравнивал свое участие в торговом деле в молодости, когда искал выгоду, с духовным деланием, где тоже нужно выполнить определенные действия и в качестве прибыли получить духовные блага.

Таким образом, в православии чаще всего говорят именно про стяжание Святого Духа, которое обладает сугубо положительным значением. По сути, этот термин указывает на движение каждой души к Господу и взращивание веры в рамках индивидуального духовного пути. Вопрос, в действительности, довольно глубокий, поэтому следует разобраться с этой темой немного подробнее.

Основная цель

ТестимонииНа пути своего духовного бытия православный стремится оказаться в Царстве Небесном, то есть достигнуть Спасения души. Такая возможность предоставляется при достижении нужной степени безгрешности (условно говоря, в действительности это вопрос тоже неоднозначный и, как говориться, тут каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно), которая обеспечивает обретение благодати.

Проще говоря, схема выглядит примерно следующим образом:

  • человек борется с грехами и избавляется от страстей;
  • душа становится чище;
  • на смену страстям и грехам приходят добродетели;
  • человек приобретает Дары и плоды Святого Духа.

ТестимонииДля борьбы со страстями и грехами зачастую и используются различные добродетели. Таким образом, в этом процессе они вполне естественно вытесняют собой негативные стороны личности и заполняют православного целиком.

Если рассматривать детальнее, то процесс этот гораздо более многомерный. Ведь грехи устраняются не разом, а процесс восхождения души может сменяться периодами падений. В общем, эта тема вполне заслуживает того, чтобы каждый православный детально рассмотрел ее для себя самого.

Существенной деталью в рамках рассматриваемой сейчас темы является одно — стяжание Духа является движением человека к Господу. Чем лучше и продуктивнее выполняется этот процесс, тем больше святости и добродетели приобретает человек, и наоборот.

108 грехов буддизма

Будда однажды объяснил, как чувства, которые у нас есть, можно классифицировать. И что у человека присутствует до 108 видов чувств.

  • 2 чувства: телесные и психические чувства;
  • 3 чувства: приятные, болезненные и ни болезненные не приятные чувства;
  • 5 чувств: чувства удовольствия, боли, радости, грусти и невозмутимости;
  • 6 чувств: зрение, слух, нюх, язык, тело и ум;
  • 18 чувств: 6 чувств выше точки зрения и по 3 чувства, радости, грусти и невозмутимости (6 x 3);
  • 36 чувств: 18 чувств выше точки зрения двух способов жизни — лежали и бессознательного (18 x 2);
  • 108 чувств: 36 чувств выше точки зрения 3 чувств из прошлого, настоящего и будущего (36 x 3).

До тех пор, пока мы не освободимся от неудовлетворенности из-за присутствия или отсутствия 108 чувств выше, можно сказать, что у нас есть до 108 грехов (пороков), которые приводят к бедствиям.

По этой причине, на буддийских молитвенных бусинах (малас) 108 бусинок. Каждый раз, когда шарик перемещается во время пения, он символизирует завоевание каждого из 108 пороков. Хотя это редко бывает на практике, в буддизме понятие искупление грехов, на самом деле это стремление к осознанной победе над всеми грехами и пороками.

Смотрите еще видео о грехе самоубийства:

Грехи в буддизме

Раздел 1. ПРОТИВОПОЛОЖНО ЛИ ХВАСТОВСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ ПРАВДЫ

С первым обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что хвастовство не противоположно добродетели правды. В самом деле, правде противоположна ложь. Но хвастаться можно и безо лжи, как когда человек демонстрирует собственное превосходство. Так, сказано, что Артаксеркс «сделал пир,… показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего» (Есф. 1, 3, 4). Следовательно, хвастовство не противоположно добродетели правды.

Возражение 2. Далее, Григорий считает хвастовство одним из четырех видов гордости, «когда», так сказать, «человек хвастает тем, чего у него нет». В связи с этим сказано: «”Слыхали Мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, об его высокомерии, и его надменности, и кичливости его, и превозношении сердца его. Ведомо Мне хвастовство его», говорит Господь, «но это ненадежно; пустые слова его”” (Иер. 48, 29, 30). Кроме того, Григорий говорит, что хвастовство возникает из тщеславия. Но гордость и тщеславие противоположны добродетели смирения. Следовательно, хвастовство противоположно не правде, а смирению.

Возражение 3. Далее, хвастовство, похоже, обусловливается богатством; так, сказано: «Какую пользу принесла нам гордость, и что доставило нам хвастовство богатством?» (Прем. 5, 8). Но избыток богатства, похоже, связан с грехом жадности, которая противоположна правосудности или щедрости. Следовательно, хвастовство не противоположно правде.

Этому противоречит сказанное Философом о том, что хвастовство противоположно правде.

Отвечаю: непосредственно хвастовство (jactantia) обозначает, похоже, превозношение себя посредством слов; в самом деле, если человек желает далеко бросить (jactare) вещь, он её высоко поднимает. И превозносить себя в строгом смысле этого слова означает говорить о себе так, как если бы говорящий возвышался над самим собой. Это может происходить двояко. Так, иногда человек говорит о себе не выше, чем он есть сам по себе, а выше, чем оценивают его люди, и это то, что отказывался делать апостол, сказав: «Я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня» (2Кор. 12, 6). Иногда же человек словесно возносит себя выше, чем он есть в действительности. И коль скоро мы должны судить о вещах в соответствии с тем, какими они есть сами по себе, а не в соответствии с тем, какими их полагают другие, из этого следует, что хвастовство скорее означает возношение себя выше, чем есть сам по себе, а не возношение себя выше, чем полагают другие, хотя в обоих случаях это может быть названо хвастовством. Следовательно, хвастовство в строгом смысле этого слова противоположно правде со стороны преувеличения.

Ответ на возражение 1. В этом аргументе хвастовство понимается как превозношение с точки зрения мнения других.

Ответ на возражение 2. Грех хвастовства можно рассматривать двояко. Во-первых, с точки зрения вида акта, и в этом смысле, как уже было сказано, он противоположен правде. Во-вторых, с точки зрения той его причины, от которой он происходит наиболее часто, хотя и не всегда, и в этом смысле он проистекает из гордости как из своего внутреннего движителя и побудительной причины. В самом деле, если человек внутренне превозносится посредством высокомерия, то это часто приводит к внешнему хвастовству, когда человек говорит о себе выше, чем он есть, хотя иногда человек хвастается по причине не высокомерия, а своего рода тщеславия, получая удовольствие от своего хвастовства постольку, поскольку является хвастуном по навыку. Таким образом, высокомерие, каковое суть превозношение самого себя, является своего рода гордостью, хотя при этом оно не является тем же, что и хвастовство, но – чаще всего встречающейся его причиной. Поэтому Григорий считает хвастовство одним из видов гордости. Кроме того, хвастун часто стремится прославиться благодаря своему хвастовству, и потому, согласно Григорию, оно возникает из тщеславия как из своей цели.

Ответ на возражение 3. Богатство тоже обусловливает хвастовство двояко. Во-первых, как случайная причина, поскольку человек гордится своим богатством. Поэтому «богатство» многозначительно названо «гордостью» (Прит. 8, 18). Во-вторых, как то, что является целью хвастовства, поскольку, как сказано в четвертой «Этики», некоторые хвастают не ради славы, а ради наживы. Такие люди сочиняют о себе всякие истории для того, чтобы на этом заработать; так, например, они притворяются, что обладают знаниями прорицателя, мудреца или врача.

Определение

Слово любостяжание изредка заменяется синонимом лихоимство, потому что греческое слово «πλεονεξία» или плеонексия переводится именно так. Это можно проследить и в тексте Священного Писания: первое послание Коринфянам 6:10, Римлянам 1:29 и Колоссянам 3:5. Так что не будет ошибки использовать оба слова.

Библия осуждает грех любостяжания

Есть несколько вариантов толкования данного понятия:

  • св. Феофан объясняет любостяжание как пристрастие к имуществу и упования на него;
  • словарь же терминов объясняет явление как излишнюю заботу о богатстве и страстном стремлении увеличить его.

Любостяжание является страстным желанием не только иметь богатство, но и приумножать, не обращая внимание на моральность или законность методов. Причем речь идет не о необходимых для жизни человека благах (продукты питания, минимум одежды или обуви), но о богатстве «сверх меры», т.е

определенном капитале. Человек начинает любить «стягивать» к себе все, до чего может дотянуться.

Читайте о других грехах в православии:

  • Грех празднословия
  • Грех злословия
  • Грех лени

Проблема такого человека в том, что богатство заполонило все мысли, он страстно желает обогащения и эта страсть сводит с ума. Он пренебрегает жизнь близких и их чувствами, Богом и христианской моралью, единственное желание — иметь как можно больше денег или имущества. Несмотря на синонимичность понятий любостяжание и лихоимство у них есть незначительное семантическое отличие:

  • любостяжание — страсть по имуществу:
  • лихоимство — конкретные плохие поступки в угоду собственному обогащению.

То есть любостяжатель только начал накапливать имущество, а лихоимец уже обманывает людей ради этого. Семантическое отличие этих понятий невелико, так что не будет ошибки использовать их синонимично. Данный грех (независимо от определения) относится к идолопоклонству, поскольку человек сознательно выбирает страсть по материальным предметам, а не по Господу.

Идол — это некий предмет, который вызывает у человека чувство поклонения, обожания. А когда деньги стоят на первом месте и вызывают страстное желание ими обладать, это и есть поклонение. Человек служит богатству, а не своему Создателю и тем самым становится идолопоклонником.

Апостол Павел четко определяет любостяжание как идолопоклонство (послание к Колоссянам, третья глава) и сравнивает такую персону с блудником и нечистым. Об это говорит и Христос, упоминая в Евангелии от Матфея (6 глава), что нельзя служить богатству и Господу одновременно, потому что служба одному из них будет поверхностная.

Ответы знатоков

Marana_tha:

В монастырской жизни вкушение еды в тайне от других вне общей трапезы. Для мирян, слышал объяснение-это нарушение поста.

кошка с салом:

Типа мусульманский пост? Аллах не видит, что ночью чревоугодничают.

Царевна Мы которая Лягушка:

под кроватью или в шкафу

vento stellare:

ночью пока все спят:))))))))

Роман Шлыков:

Тайноедение — это прием пищи без молитвы, без благословления ее. А не то, о чем все подумали…)))

david сергий:

Отец…, дарует ведение пророкам…

Наташенька))))):

Когда ешь втайне от других, вкусное спрятала и сама съела.

ВЖИК ВЖИК:

Ночью, под одеялом :))

для кого свет — для кого тьма:

ТайноЯдение — это тайное вкушение пищи, что является грехом для подвизающихся в монастырях. По монастырскому уставу инок должен вкушать пищу исключительно на братской трапезе.

Мифодий мифодий:

Тайноядение — вкушение пищи в неположенное время, так, чтобы никто не видел. Употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.) .

Грех, относящийся преимущественно к монастырскому жительству.

Тайноядение — грех, связанный со страстью чревоугодия, входящей в восьмерку главных страстей.

К грехам чревоугодия относятся также многоядение и гортанобесие (удерживание пищи во рту с целью услаждения вкусом).

Т.Мара:

Тайноядение — вкушение пищи в неположенное время, так, чтобы никто не видел.

это когда человек на диете, но совершает ночные прогулки к холодильнику))

Алексей Сонный:

Когда тайно ешь

Аля:

это кога вы тайком от других кушаете ночью под одеялом. это детский вариант, а у кого то и с возрастом не проходит. плюс дни постные, дни в которые вообще есть нельзя. а самое главное, это когда в тайне от других, что б не поделиться.

Мо:

Оно трактуется не только так, а еще как чревоугодие.. .На сколько я помню.

Перпетуум Кобеле:

пост. вообще — с чревоугодием война, понимаете ли. а он ночью, спрятавшись, жует чего-то в темном углу кельи…

олег@тор:

Это когда во время поста ешь мясное в темой комнате, ночью в надежде на то, что Бог не увидит.

Стяжание, значение слова в творениях Св. Отцов

Святыми Отцами Церкви называют епископов древности, составивших толкования Евангелия и основные правила, по которым живут нынешние христиане. Величайшими из них были Иоанн Златоуст и Василий Великий, епископы Византии.

Св. Иоанн Златоуст, знаменитый проповедник и обличитель неправедных и немилосердных богачей, доступно для простого народа объяснял, что такое стяжание неправедное. Он употреблял слово «любостяжание» и «стяжательство» в значении порока, любви к приобретению лишнего, ненужного состояния путём насилия и лжи. Взяточник или вор
– все они называются любостяжателями. Св. Василий Великий отмечает: нет более страшного любостяжательства, чем то, когда человек не делится с неимущими тем, что «может повредиться», т. е. испортиться со временем.

В противоположность накоплению материальных богатств святые преподобные отцы (монахи) употребляют слово «стяжать» в значении приобретать духовные сокровища, воспитывать в себе добрые качества. В Патериках (сборниках поучений преподобных отцов)
часто можно встретить такие слова:

  • Стяжание Евангельских добродетелей (глава из Скитского Патерика).
  • Должно прежде всего стяжать смиренномудрие (наставление прп. Иоанна).
  • О стяжании любви к Богу (Свт. Игнатий Брянчанинов, проповедь).

Историческая справка

Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.

Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.

Источники и причины появления

Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.

Развитие и дальнейшая судьба

На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.

Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.

Современное положение

Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.

Тестимонии

Что означает слово стяжание

Чтобы получить дополнительные сведения, покопаемся в книгах. Д. Н. Ушаков приводит цитату А. С. Пушкина: «Из хат, из келий, из темниц они (разбойники) стеклися для стяжаний». Здесь понятно, что к духовной работе слово не имеет отношения. Однако оно означает работу, пусть и греховную, так как относится к деятельности бандитов. Те собирались, чтобы пополнить собственные карманы чужим богатством. Получается, что стяжание – это получение чего-то, приобретение. Причем конкретный философски-моральный аспект слова уточняется контекстом предложения. Можно говорить о стяжании богатства праведным трудом или воровством. Суть не изменяется. Слово означает приобретение или получение. А вот дополнительные термины в выражении наполняют его смыслом. У А. С. Пушкина это будет противоправная, аморальная деятельность. В устах же Серафима Саровского – высшая работа души.

Тестимонии

Примеры в литературе

В художественной литературе существует множество персонажей, чьей главной страстью является стяжательство. Зачастую описано проявление крайней формы этого качества, когда полностью теряется и исчезает личность человека. Вместо нее рождается некое существо, отдаленно напоминающее изначальный образ Божий.

Одним из ярких примеров является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

  1. Чичиков, главный герой романа, проворачивал аферу под прикрытием «благих намерений».
  2. Плюшкин собирал все подряд, был жаден по отношению к себе и родным.
  3. Манилов и его супруга отдались чревоугодию, они «прожигали жизнь», интересуясь только негой, телесными удовольствиями и вкусной едой.
  4. Помещица Коробочка вовсе не может говорить и думать ни о чем, кроме возможности что-то получить или продать.

Миф о царе Мидасе доносит до читателей мысль о том, как губительна может быть страсть к стяжательству. За свою услугу древнегреческому богу Дионисию повелитель пожелал обладать предметом, превращающим в золото все, к чему он прикоснется. Это и стало проклятием Мидаса, от которого царь едва не умер.

Тестимонии

Подведем итоги

Мотивация заключается в доброделании ради Христа. Не ради добродетели как таковой (просто чтобы делать добро), не ради тщеславия или чтобы себя хорошо чувствовать. Только если верующий отдается и предается Христу всем разумением и делами, он может стяжать благодать Всесвятого Духа Божия.

При этом Серафим Саровский советует верующим применять в деле стяжания разум, подобно тому как применяют его купцы, дабы получить больше барыша. Если вы можете искренне молиться, то через молитву, которая глубоко и искренне творится ради Христа, и возможно стяжать благодать. Кому-то Господь даровал стойкость выдерживать посты и другие понуждения тела, тогда нужно через эти старания возвышать себя духовно.

Значение старославянского слова «стяжание» – это приобретение, владение, собирание чего-либо. Оно часто встречается в молитвах и словах Священного Писания. При чтении в церкви можно услышать производные от слова «стяжание»: стяжатель, стяжательство, стяжания (существительное множественного числа), любостяжание и т. п.

Значение слова «стяжать»
может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Всё зависит от того, что именно приобретает человек, угодны ли Богу собранные им сокровища.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: