Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Пастырь для неподвластных

Любовь и терпимость потребовались и новому епископу. Некогда ему было протестовать. За всеми «делами» 1682 года забыли ему дать на учреждение новой кафедры необходимую сумму денег. Да заодно забыли и позаботиться о месте его жительства. Владыка Митрофан пишет челобитные: «отпущен из Москвы на Воронеж в Смутное время, и ничем не пожалован». А паства, между тем, опять ему была дана «на исправление». Еще из челобитной: «у нас место украинское (окраинное – ред.) и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле».

Переселенцы, беглецы от тяжелой жизни, казаки, раскольники, без зазрения совести строившие себе на придонской земле пустыньки — кого только не было на вольной придонской земле Воронежа. И все они делали свои дела очень далеко от Рязанского митрополита. Своего Рязанского архипастыря воронежцы не видели никогда. Городу на тот момент было только сто лет. И все эти годы население только и делало, что защищалось от нападений крымских татар.

Святитель Митрофан и царь Пётр I

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с царем Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Святитель Митрофан одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским».

В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен.

Призван исправлять

Святитель Митрофан, в крещении Михаил, родился в ноябре 1623 года во Владимирской губернии. До сорока лет он был приходским священником. После смерти жены принял постриг в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Монашеское жизнь в пустыни так нравилась ему, что он дает обет не покидать пустынь до смерти. Но через три года его благословили быть игуменом соседней Яхромской обители, уж больно просила та братия, а из Яхромской обители игумена Митрофана перевели настоятелем в богатый Унженский монастырь. Митрофан до конца своих дней скорбел о том, что не смог выполнить обета. Но это была не первая его скорбь. Всю жизнь желания монаха Митрофана не выполнялись. Разве что кроме пострижения в схиму. Зато труды его всегда были успешны. Так получилось, что его трудовой стезей стало дело исправления.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

В прориси иконы, приводящейся в современных богослужебных Минеях (т.н. «зеленые Минеи», 1970-80 гг.), была сделана попытка вернуться к более традиционному святительскому образу. Свт. Митрофан был изображен в архиерейском богослужебном облачении – в саккосе и в митре. В наши дни святитель чаще пишется на иконах как схиепископ.

Бумажные свидетели

Социальная жизнь Воронежа стала напряженной. На верфь стекалось много народа без рода и племени. Святитель выдавал странникам и неимущим из своей архиерейской казны одежду, белье, пособия деньгами, для нищих устраивал столы. Он благодетельствовал не только русским, но и иностранцам; умиравших на чужбине безвестных тружеников, если не кому и не на что было их похоронить, святитель погребал на свои средства. В некоторые месяцы, вероятно, во время повальных болезней, у святителя делались расходы на десятки гробов; покупались саваны, а иногда и прямо выдавались деньги на погребение неимущих. О всех этих делах свидетельствуют все те же записи в расходных книгах епархии. В соборный синодик он велел внести для постоянного поминовения имена тех, которые «при первопрестольнике преосвященном Митрофане скончались без покаяния и без причастия».

Не владыка, а батюшка

Может быть владыка каким то образом заменил царю отца? Мы этого не знаем, но можем наблюдать. «Приходит праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, — пишет святитель острогожскому полковнику Феодору Иоанновичу Куколю, пытаясь в этих заботах не упустить случая порадовать и царя Петра — а на Воронеже соборная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Пожалуй, Феодор Иоаннович, к такому честному празднику и ради пришествия великого государя, прикажи промыслить свеженького осетрика да белужины свежей или хотя новосольной. А у нас на Воронеже взять и сомины негде».

В 1700 году войны со Швецией стало нечем оплачивать. Святитель выдал из казне архиерейского дома 4000 рублей «на жалованье ратным людям морского воинского флота на Воронеже». Вскоре государь вынужден был переливать на пушки церковные колокола. Воронежский епископ опять пришел на помощь: теперь на строительство кораблей было выдано царю 3000 рублей. В 1702 году Петр опять приехал в Воронеж, и как сын показывает свои успехи отцу, желая получить заветное «я горжусь тобой», он дарит владыке «печатный чертеж о Слюсенбурхе», то есть изображение взятия русскими войсками шведской крепости Нотебург, переименованной впоследствии в Шлиссельбург.

Раскол от власти

– Тем не менее, в XVIII веке были совсем другие основания для религиозного протеста, чем в нынешнем Российском государстве. Ведь никто у нас при советской власти не благословлял, пойти и публично кричать, что товарищ Брежнев антихрист. Или что большевистская власть это власть безбожников. Я говорю про послевоенное время. Как-то эту большевистскую власть терпели. Что мы видим в истории с отцом Иоанном Борисовым из Ельца? Он все-таки восстает против того, что идет от антиклирекальной власти екатерининского времени

Это элемент протеста против культурной политики Екатерины, то есть, против культурной политики доминирующей власти, когда она устраивает Раскол в обществе, хоть и действует очень осторожно

Молитвы о жизненном устройстве

Безденежье, профессиональные неудачи, неуверенность в завтрашнем дне – это волны, которые захватывают верующих и опускают их в пучину страха, отчаяния и безнадежности. Искреннее молитвенное обращение к богоугодному позволяет найти спасительную соломинку тому, кто в ней так нуждается. Он помогает:

  • Пережить тяжелые времена – найти деньги на хлеб насущный и поддержание крова над головой.
  • Похлопотать перед лицом Господа – праведник попросит заступничества и покровительства для того, кто отчаянно в этом нуждается.
  • Наставить верующих на путь истинный – избавиться от черной зависти и очистить душу от внешних ценностей, которые выражены в материальных благах.
  • Получить защиту и помощь.
  • Позаботиться о жизненном благополучии детей.

Молитва Тихону Задонскому и Митрофану Воронежскому помогает верующему незамедлительно почувствовать облегчение и силы на борьбу с жизненными неурядицами. Божественные силы не обещают быстрое решение всех проблем, однако, может статься так, что человек сам почувствует в себе достаточно мощи для их преодоления.

Текст одного из молитвенных обращений к богоугодному старцу выглядит таким образом:

Смотрите еще видео с молитвами о занятии детей и работе:

Молитва Митрофану Воронежскому: о работе, сыне, о жизненном устройстве

Смерть Митрофана

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

На погребении святителя Митрофана присутствовал сам царь, выехавший из Москвы в день кончины епископа, 23 ноября 1703 года. По преданию, после панихиды 4 декабря царь, обращаясь к своим приближенным, произнес:

Святитель Митрофан был погребен в склепе Благовещенского собора. Во время перестройки собора, с 1718 по 1735 год, гроб с телом святителя Митрофана был помещен в церковь Неопалимой Купины под деревянной соборной колокольней. В 1735 году тело святителя перенесли в новый кафедральный собор и погребли «в правом крыле собора, близ самой южной стены, в вышнем первом месте, в углу».

Последние встречи

Однажды, в 1699 году епископ разболелся. Да так, что уже приготовился умирать. Он решил облечься в схиму. Но и тут послушание остановило его. Петр приехал к нему и стал отговаривать. Митрофан послушался царя, как всегда, ради мира и любви слушался власть имущих.

23 ноября 1703 года епископа не стало. За время своей продолжительной болезни святитель все сам приготовил к своим похоронам. Не имея собственных средств, он просит, чтобы вознаграждение за поминовение выдавалось из домовой архиерейской казны. На смертном одре он наконец исполнил свое желание и был пострижен в великую схиму с именем Макарий, но лечь в гроб в кукуле и аналаве, как он хотел, ему опять не удалось. Царь не разрешил: «преосвященному епископу в схимонашеском чину из дому не исходить» писал царь в ответ на просьбу. То есть, святитель мог носить одежду схимонаха только дома, а вне его должен был появляться в одеянии, присвоенном сану епископа. И хоронили его также в епископском облачении.

Да и в любимой Золотниковской пустыни святителю Митрофану не суждено было упокоиться. Со смирением он сам признает в своем завещании, что не находит возможным там «погребену быти». Слишком далеко везти.

На похоронах царь Петр лично нес гроб святителя, может быть единственного пастыря Церкви, который покорил Великого царя своей великой любовью. «Не осталось у меня такого святого старца». – сказал Петр, когда гроб опускали в землю.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Похороны свт. Митрофана Воронежского и обретение его святых мощей. Слева изображен Петр Великий. Религиозная картина ΧΙΧ века.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Гробница Петра I в Петропавловском соборе, Санкт-Пертербург. Известный духовный писатель рубежа XIX-XX вв. Евгений Поселянин описывает такой случай: «Есть трогательный рассказ, свидетельствующий о духовной связи между святителем Митрофаном и чтившим его Петром. Рассказ этот передан нам одним почтенным лицом, весьма достоверным. Как-то в Петропавловском соборе он встретил человека-простолюдина, усердно молившегося перед гробницею Петра Великого. «Что ты так усердно молишься о нем?» – спросил этот господин. «Вероятно, почитаешь память великого царя?» «Мне повелел молиться о нем святитель Митрофан». «Как так?» «А вот как это было. Я усердствовал в памяти святителя Митрофана Воронежского и часто призывал его в молитве. Однажды во сне я видел святителя, который сказал мне: “Если хочешь мне угодить, молись об упокоении души императора Петра Великого!”».

Рог антихриста

Эта воронежская история особенно запомнилась народу, потому что царь, которого сам патриарх не смог упросить о милости, смирился пред непослушным епископом. Обычно Петру не перечили. Во всяком случае, открыто. — Трудно реализовать протест в авторитарном государстве. Тебя схватят. Был конечно какой процесс Талицкого. Он обличал Петра как антихриста. Был Ларион Докукин, который свои тетради, обличающие Петра, прибил к Троицкому собору в Петербурге. Такие всплески были, и людей тащили в Преображенский приказ, и оттуда они живыми не выходили. Талицкого например четвертовали. Отдельные люди готовы были пострадать, но чтобы архиереи протестовали против самого всешутейского собора – такого не было Постепенно все большая часть русского населения начинала думать, что царь, это и есть антихрист. — Или «рог антихриста». То есть, антихрист, который только начинает показывать себя миру. Старообрядцы считали, что уже Алексей Михайлович – это «рог антихриста», а тут — православный царь, Богоизбранный помазанник, ездит на маскараде на свиньях и пародирует церковные обряды!

Нагая Венера не в счет

Первое время Петр не показывал своего отношения к Церкви. Ну а разные «игры» не в счет. — До возвращения из-за границы, когда он начинает брить бороды и менять летоисчисление, Петр, в общем, церковными делами не занят. Кощунствует понемножку. Но, это не воспринимается народом, как что-то ужасное. Всешутейный собор на Масленицу разъезжает в санях по Москве реке. И что ж? Это просто игры, масленичные гулянья. Собственно по-настоящему Петр начал править после подавления стрелецкого бунта 1689 года. Тогда он казнил публично 2000 человек. Это было страшно. — Патриарх Адриан, хотя и вел политику гибкую, но тут явился с иконой в руках печаловаться к царю. Но Петр его прогнал с позором. Сказал: «зачем ты пришел сюда с этой иконой! Бог нас поддерживает, а не этих мятежников». Природа печалования в том, что царь должен быть милосердным, это очень давняя традиция. А тут царь прогнал. Это более выразительная ситуация, чем несчастная нагая Венера в Воронежском дворце.

Неприятный царь

— И что же делает Петр? Он убирает эти статуи! После этого Митрофан является к нему с благодарностью за такое царское смирение. История выглядит не так, как ее изображает Голиков, мол, царь был снисходительный. Мы знаем, что Петр не был снисходительным. Просто он, встретив готовность пострадать, отступился вполне благоразумным образом. Трудно сказать, действительно ли он был готов казнить епископа. Бывали случаи сурового наказания архиереев. Например, был казнен Досифей Ростовский по делу царевича Алексия. Хотя все это дело было вымышленное. Скорей всего, царевич Алексий просто хотел сбежать, чтобы пересидеть в тихом месте, пока Петр не умрет. Царевичу, вероятно, сочувствовало девяносто процентов российского населения. Все-таки, Петр был очень неприятный царь.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

В многосерийном фильме «Россия молодая» замечательный актер Иван Лапиков сыграл архиепископа Афанасия, поддерживающего петровские преобразования, но готового спорить с царем. В архиепископе Афанасии можно увидеть черты свт. Митрофана, но у него иной прототип – архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов), также знакомый с Петром Ι.

Мощи назад

Тогдашний патриарх Иоаким поручил игумену Митрофану обитель с непростым наследством. Предыдущий игумен Никита с братиею, видимо, «по простоте душевной», не сообщил ни патриарху, ни царю об обретении в 1671 году мощей основателя монастыря преподобного Макария Унженского . При этом все положенные святым мощам почести, братия воздавала исправно. В монастыре даже совершали ежегодное празднование в память их обретения. Патриарх учинил следствие, в результате которого мощи положили обратно, под спуд, а игумена Никиту сослали. Залечить раны раздора и нестроения предстояло новому игумену. И он справился. Часто Митрофан ездил с иконой преподобного Макария в Москву, по просьбе царя Федора Алексеевича. Благодаря своей мудрости и терпеливому трудолюбию администратора, он стал известен при дворе.

Епископ Воронежский

2 апреля 1682 года игумен Митрофан  был хиротонисан во епископа Воронежского. Хиротонию совершил Патриарх Всея Руси Иоаким.

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве он участвовал в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.

Святителю Митрофану также пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле 1682 года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах.

В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от Москвы, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало — некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты (на территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения). Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам — благотворителям монастырей, чем духовной власти. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.

Прибыв в епархию, святитель Митрофан, в первую очередь, обратился к священникам своей епархии с архипастырским посланием, которое было проникнуто одной мыслью — о величии и святости пастырского служения.

В течение 20 лет трудился святитель на Воронежской кафедре. За это время святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Одной из первых забот св. Митрофана было построение нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и освящена в 1692 году. Великих трудов стоило это строительство святителю. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище.

За 20 лет&bbsp;служения святителя Митрофана в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

Проблемная паства

Во владение свт. Митрофану перешло 182 церкви. То есть, приблизительно одна церковь на восемьдесят квадратных километров. Монастырей было мало, да и те находились в постоянной опасности разграбления или татарами, или разбойничьими шайками, бродившими в крае под видом «воинских государственных людей». Неуважение к храму и духовенству даже среди высшего слоя населения — помещиков доходило до того, что были случаи, когда служба прерывалась, а храм делался местом избиения священника. Из-за отсутствия богоугодных заведений, монастыри наполнялись инвалидами, вдовами и сиротами. Насельники, попавшие в монастырь без призвания, втягивались в хозяйственные хлопоты, монастыри стали больше походить на поместья. Из-за хозяйственных угодий бывали не только судебные тяжбы, но и вооруженные столкновения.

Помощник реформатора

Инцидент с «идолами» произошел во время строительства в Воронеже царем двух фрегатов и двадцати трех галер для предстоящего Азовского похода. В это время Петр постоянно ездит на свои воронежские верфи, а у святителя Митрофана появляются новые заботы. С одной стороны у населения наконец-то есть работа, но с другой стороны приехало много иностранцев иноверцев, которые основали себе в Воронеже целые поселения. Паства владыки опять подвергалась опасности соблазнения разными протестантскими штучками и западным бесчинством. Епископ не унывает и оказывает неоценимую помощь царю, объясняя народу государственную необходимость строительства флота. Тяготы, связанные с постройкой флота, раздражали народ, который выражал свое недовольство в поджогах и побегах. Митрофан старался успокоить всех и действовал не только словом, но и делом.

Мученик

— Этот эпизод был описан историком Голиковым в его труде по истории царствования Петра I. Он был апологетом Петра, и соответственно конфликт царя и епископа интерпретировал в своих терминах: вот какую снисходительность проявил Петр по отношению к владыке, а мог бы сделать что-нибудь совсем другое. Мы можем реконструировать эти события с другой точки зрения, как сам святитель Митрофан мог воспринимать этот конфликт. Он пришел в царский дворец в Воронеже, и увидел там статуи Меркурия, Геркулеса, нагую Венеру. Тогда «он поворотился назад и ушел». Об этом донесли Петру. Петр приказал ему прийти опять, но Митрофан ответил: «Пока Петр не уберет этих идолов, не могу войти во дворец». Петр опять посылает за епископом и добавляет угрозу «если он не придет, то ослушанием придержащей власти подвергнет себя смертной казни». Что Митрофану делать после этого? Он воспринимает эту ситуацию, как типическую, про которую он много раз читал в житиях мучеников, когда их призывали нечестивые римские императоры. Он готовится к мученичеству. Под вечер царь вдруг услышал благовест в большой соборный колокол. Так как на другой день не было никакого праздника, то государь велел справиться у святителя о причине благовеста. «Понеже мне, — отвечал святой Митрофан, — от его величества сказана смерть, того ради я, яко человек грешный, должен пред смертию своею принесть Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением и для сего я назначил быть всенощному бдению».

Монашество и игуменство

На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. В 1663 году он поступил в Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а через 3 года рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель (Яхромский Космин монастырь), которой управлял в течении 10 лет. После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл 7 лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.

Монастырь игумена Митрофана часто посещал царь Феодор Алексеевич Романов, который нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра — Воронежская епархия, царь Феодор Алексеевич предложил назначить первым её епископом игумена Митрофана.

Обретение мощей святителя Митрофана и канонизация

Спустя 14 лет после смерти святителя Митрофана, в 1717 году, Благовещенский собор начал рушиться от близости рвов из-за нетвердости фундамента и его разобрали, чтобы из этого же материала построить новый. Строительство началось в 1718 году и закончилось в 1735 году. Тело святителя Митрофана было перенесено «в правое крыло собора». Именно тогда было замечено, что тело Святителя нетленно.

Через 100 лет, весной 1831 года, был проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка стлела) и нетленное тело епископа Воронежского.

6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей святителя Митрофана. На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Открытие мощей святителя Митрофана 6 августа 1832 года

Мощи торжественно были перенесены из Благовещенского (на время ремонта) в Архангельский собор. Благовещенский храм вновь открылся для верующих в 1833 году. Тогда же были перенесены мощи Святителя Митрофана. К этому событию воронежские купцы устроили серебряную вызолоченную раку весом семь пудов.

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. От его святых мощей по милости Божией начали происходить многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. При соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Духовное завещание

В своей келейной жизни святитель Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. За несколько лет до кончины он составил «Духовное завещание», в котором дал пастырские наставления для всех христиан: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь».

История Благовещенского собора в советское время

В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского. 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру.  Архиепископ совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора. Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся.

3 февраля 1919 года большевики ворвались в собор во время богослужения и пытались опорочить святые мощи Митрофана, сдернув с них одеяния и подняв на штыки. Тут же был проведен акт вскрытия мощей, по которому их признали поддельными. Митрофановский монастырь объявили оплотом контрреволюционных сил и по решению органов Советской власти закрыли. В 1922 году большевиками был инициирован раскол Православной церкви, Благовещенский собор стал обновленческим.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

20 августа 1929 года, в «Митрофанов день», органы советской власти запретили все богослужения. Некто партийный Варейкис объявил присутствующим, что мощи святителя изымаются в связи с закрытием Благовещенского собора на нужды социалистического строительства. Мощи епископа Воронежского Митрофана были переданы в Воронежский Краеведческий музей. В этот же день на площади у Благовещенского собора состоялись народные гулянья. В них участвовали все пять воронежских оркестров, исполнявших революционную музыку.

Во время Великой Отечественной войны собор был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века.

Возведение нового собора началось только в 1998 году. Вновь построенный собор не имеет внешнего сходства с утраченным. Он состоит из двух частей: верхнего и нижнего храмов, и способен вместить до 6 тысяч человек. Новый собор является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира — его высота 97 метров.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Благовещенский кафедральный собор Воронежа

Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. 5 декабря 2009 года из Покровского собора, в котором в 30-е годы XX века размещался Краеведческий Антирелигиозный музей, в Благовещенский Собор торжественно были перенены святые мощи святителя Митрофана Воронежского и святителя Тихона Задонского.

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Мощи святителя Митрофана Воронежского

Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 4Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога // стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 8Воздержанием тело духу поработив, / душу же равноангельну сотворив, / святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, / и ныне, всех Владыце предстоя, // моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Молитва святителю Митрофану ВоронежскомуО святителю, отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорбей и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков.         

Информация с сайта hram-troicy.prihod.ru

Информация с сайта hram-troicy.prihod.ru

Назад к списку

Опекая паству

Чтобы эти люди, только что с трудом привыкшие к разумным мерам управления, которые ввел свт. Митрофан, не впали вновь в соблазн от «идолов», святитель готов был пойти и на смерть. Даже от руки благодетеля.

Все время своего пастырского служения, владыка просил и просил у царя деньги, а потом их раздавал и раздавал. Об этом беспристрастно свидетельствуют записи в приходно-расходной книге епархии. В любое путешествие по епархии владыка обязательно брал с собой деньги на пожертвования: «в келью архиерейскую казенных денег 100 рублей для раздачи в милостыню погорелым, и по тюрьмам, и по богадельням, и по приказам, и нищим, и убогим, и ссылочным, и всякого чину людям и в раздачу ж в шествие архиерейское мужских и женских монастырей монахам и монахиням, где архиерей епархии своей в городах бывает».

Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Финифтянные или литые образки святителя часто приобретались паломниками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: