Откуда возникает любовь между мужчиной и женщиной, это дар Божий или свободный выбор каждого В нашей ли воле разлюбить

Семя христианства

— Первый пример мученичества дал Сам Бог, когда стал Человеком и принял крестную смерть, чтобы спасти всех нас?

— Верно. Мученичество — в какой-то мере и в каком-то смысле всегда подражание крестной жертве Спасителя, только Господь, идя на распятие, приносит жертву за весь мир, а мученик приносит в жертву свою жизнь ради любви ко Христу.

— Три года назад произошла история, которая потрясла всю Россию. Во время военных учений в Амурской области офицер Сергей Солнечников накрыл своим телом гранату с выдернутой чекой, чтобы спасти солдат, которые находились поблизости. Как военный он не мог не знать, каковы будут последствия его действий, и все же принял это решение. С точки зрения христианства, это…

— Самый настоящий христианский подвиг. Господь говорил, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Иоанна 15, 13). Человек, на войне бросающийся с гранатой под танк, — не самоубийца. Он ценой своей жизни спасает своих товарищей, свою страну.

— Террористы-смертники, которые взрывают себя в людных местах и уносят множество невинных жизней, тоже заявляют, что они совершают мученический подвиг. Так ли это? Или между этим «мученичеством» и жертвенным подвигом христианских мучеников есть отличие?

— Безусловно. Поразительная разница между человеком, который отдает свою жизнь за веру, и человеком, который отнимает чужие жизни во имя идеи борьбы с неверными. В первом случае человеком движет любовь ко Христу, во втором — ненависть к людям.

Откуда возникает любовь между мужчиной и женщиной, это дар Божий или свободный выбор каждого В нашей ли воле разлюбить— Евангелие учит нас тому, что Бог есть любовь. Как же могут сочетаться любовь и нечеловеческие страдания, которые выпадают на долю тех, кто любит Бога больше жизни? Зачем Ему такие доказательства?

— Они не для Бога, а для нас. Мученик, в переводе с греческого «мартириос», означает «свидетель». Каждый, кто решит следовать за Христом, призван свидетельствовать о Нем. Свидетельство о Христе в широком смысле — это прославление Бога и в жизни, и в умирании: «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем» (Римлянам 14, 8).  Свидетельствовать можно по-разному. Праведные люди, поступающие по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Луки 1, 6), служащие Богу постом и молитвою день и ночь (Луки 2, 37), делают это по-своему. Монашествующие — «добровольные мученики», ведущие постоянную невидимую брань против страстей и похотей, против духов злобы — по-своему. Но самые яркие свидетельства — это мученики, пострадавшие за веру «даже до крови», поскольку нет в этом мире более сильного оружия, чем слово, подтвержденное делом. Они умирали, благословляя своих мучителей, становясь для тех, кто это видел, живым свидетельством присутствия Христа в их жизни и во всем мире. «Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28, 20). Каждая смерть мученика оборачивалась победой Христа, крещение принимали тысячи людей, в том числе и те, кто был в числе гонителей, вера распространялась по городам и континентам. И кровь мучеников, по слову Тертуллиана (раннехристианского богослова и писателя. — О.П.), действительно становилась семенем Церкви.

Наименьшее зло

— В чем смысл повторного брака, с точки зрения Церкви? Ведь второй брак констатирует окончательное разрушение первого?

— Второй брак — это проявление церковной икономии, то есть снисхождения к слабости человека. Он благословляется Церковью с той лишь целью, чтобы удержать человека от жизни во грехе. По принципу «наименьшего зла».

Но важно не забывать, что второй брак — это отступление от евангельских принципов. Господь говорит, «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф

5, 32). Так что второй брак — это всегда нарушение евангельской чистоты. Например, священники во второй брак вступать в принципе не могут.

— А что ждет мирян, вступающих во второй брак?

— Их грех может быть прощен, но по канонам на христиан, вступающих во второй и третий брак, должна накладываться епитимья. Они должны на определенное время отлучаться от причастия. Сегодня на практике это правило не соблюдается.

— В каких случаях второй брак действительно необходим?

— Второй брак допускается Церковью, когда очевидно, что данный человек не может быть один. В частности, чтобы уберечь его от блудного сожительства. До революции в России обычно благословляли вступать в брак вдовцам.

Из жития Ксении Блаженной известно, что святая как-то сказала одной девушке: «Иди на кладбище, там твой муж свою жену хоронит». Та послушалась, пошла и потом вышла замуж за этого вдовца.

— На что Вы ориентируетесь как духовник, когда советуете кому-то вступать в повторный брак или остаться одному?

— Каждая ситуация строго индивидуальна. Главное, чтобы человек, решая такие вопросы, прежде всего искал волю Божию. А воля Божия — это не свод каких-то строго определенных законов и правил. Она может открываться совершенно по-разному. И советоваться с духовником нужно именно в том смысле, чтобы пытаться понять волю Божию относительно себя.

Практических сторон тут не так много, основная — дети. Лично я советовал одному своему прихожанину, у которого умерла жена и осталось несколько маленьких детей, искать вторую жену. Я сам вдовец, воспитывал один четырех детей и знаю, насколько это трудно.

— Правда ли, что нельзя быть по-настоящему счастливым во втором браке?

— Да, не всегда вторые браки бывают счастливыми. Я знаю девушек, которые вышли замуж за вдовцов и не смогли наладить отношения с пасынками и падчерицами, принять их как своих. В жизни вообще редко все бывает идеально и просто. Но есть и другие примеры — счастливых супругов во втором браке.

Откуда возникает любовь между мужчиной и женщиной, это дар Божий или свободный выбор каждого В нашей ли воле разлюбить

photosight.ru. Фото: Михаил Rayne

Любовь прошла

— Владыка, в чем Вы видите главную причину распада браков в нашем обществе? Как получается, что люди сначала любили друг друга, а потом перестали любить?

— Главная причина разводов в том, что люди, в основном, вообще не умеют любить. Или не хотят любить сами, но хотят, чтобы любили их. А отсутствие любви от отсутствия веры в Бога, от незнания Его. Другая немаловажная причина — браки заключаются слишком поспешно. Вступая в брак, люди доверяют своим переменчивым чувствам, не стремясь собственно к любви. Уже в браке часто они ощущают, что находятся рядом с чужим человеком, это их тяготит.

— В какой степени увеличение количества разводов — явление социальное?

— Безусловно, общая ситуация в стране усугубляет распад семьи. Наше общество очень нестабильное, в нем мало традиций, устоев. И брак не является теперь какой-то непреложной нормой, нет понятия о том, что нужно стремиться жить со своим суженым несмотря на все трудности.

— Но ведь сегодня разводы стали частым явлением и среди православных людей, для которых брак, казалось бы, безусловная ценность…

— Из моего опыта священнического служения могу сказать, что современные православные люди (в своей общей массе) не очень отличаются от неправославных. Когда они расходятся, они так же, как и неверующие, объясняют свой поступок несходством характеров или тем, что «любовь ушла». Это происходит потому, что из людей, называющих себя православными, лишь немногие живут церковной жизнью: исповедуются, причащаются, стараются исполнять заповеди.

— Чем тогда объяснить разводы среди воцерковленных, регулярно исповедующихся и причащающихся?

— Сама по себе воцерковленность ничего не дает. В истории Церкви было немало людей, достигших определенных высот духовной жизни, но затем ставших отступниками. Грех не знает границ. Даже среди апостолов нашелся Иуда.

Откуда возникает любовь между мужчиной и женщиной, это дар Божий или свободный выбор каждого В нашей ли воле разлюбить

photosight.ru. Фото: Дмитрий Шацкий

Уйти нельзя остаться

— Что является законным основанием для развода с точки зрения Церкви?

— Нужно понимать, что церковная традиция исключает понятие развода. «Церковного развода» в принципе не бывает. Просто в ряде случаев, когда брак распадается по вине одной из сторон, вторая сторона, пострадавшая, может получить благословение на повторное вступление в брак. Традиционное основание для того, чтобы брак был признан распавшимся, с точки зрения Церкви, только одно — супружеская измена.

Поместный собор 1917–18 годов уточнил, что могут быть дополнительные основания, как-то длительное безвестное отсутствие одного из супругов, покушение одного из супругов на жизнь другого супруга и детей, отказ в супружеском общении, болезнь сифилисом, психическая болезнь, которая была скрыта или была неизвестна на момент заключения брака. Еще в Основах социальной концепции РПЦ сегодня указаны алкоголизм и наркомания. Но все-таки основное — это измена.

— Как Вы считаете, можно ли измену простить и продолжать жить в браке?

— Лично я не могу себе представить, как это возможно. Но я знаю много женщин, которые измену прощали и сохраняли тем самым свой брак. Вообще простить можно многое. Очень часто, имея основание для развода, супруг (как правило, это женщина) все же стремится сохранить семью, например, ради детей.

Откуда возникает любовь между мужчиной и женщиной, это дар Божий или свободный выбор каждого В нашей ли воле разлюбить

photosight.ru. Фото: fotoARSENIY

— А если муж, например, годами пьет, не проявляя ни малейшего желания излечиться от алкоголизма? Какой смысл женщине, если детей нет или они уже выросли, оставаться с таким мужем?

— Конечно, если мы «вынесем Бога за скобки», то смысла в этом никакого нет. В мире, где люди Бога не признают, есть свои правила и стандарты, согласно которым жить с таким мужем абсурдно. И в самом деле, такой женщине лучше этого пьяницу бросить и попытаться устроить собственную жизнь получше. Найти другого мужа или обеспечить себе более здоровую и спокойную старость… Но я знаю женщин, которые таких мужей не бросают и в этом видят смысл своей жизни. Например, каждая из них точно знает, что этот мужчина без нее просто погибнет. Или погибнет более быстрой и тяжелой смертью. Будет он жить или нет напрямую зависит от нее. С точки зрения веры лично я могу этих женщин оправдать.

Подтвердите мне мое существование

Откуда это ощущение берется? Из детства. Когда ребенок не получает ответ на свой запрос, когда его потребности не удовлетворяются или удовлетворяются с искажениями. Искажения могут быть как в сторону «переизбытка» — слишком много заботы, как в примере с сорокалетним мужчиной, или в сторону «недостатка», когда слишком мало заботы. Неполная семья — это тоже фактор риска, это не совсем те условия, в которых ребенок может полноценно развиваться.

Часто получается, что у ребенка нет примера в его жизни здорового отношения к себе. К чему это приводит? Это приводит к тому, что, вырастая, он все время ищет: а кто бы обо мне позаботился, кто бы удовлетворил мои потребности? То есть маленький ребенок в нем сидит и говорит: а вообще любовь-то есть? Кому-то я нужен?

И дальше две стратегии. Кто-то уходит в «махровый» эгоизм – все мне. Причем, заметьте, эгоисту всегда маловато. Сколько бы ему ни давали, сколько бы он себе ни брал, все равно у него не появляется ощущения достаточности, ему все равно чего-то не хватает. Но таким образом он пытается восполнить тот дефицит, который сформировался в глубоком детстве.

А другая крайность – это так называемая «невротическая жертвенность». Когда человек пытается заслужить у других одобрение, благодарность, поощрение или признание того, что он вообще существует, он есть, он ценный, он нужный. Ему кажется, что если он этого делать не будет, если он не будет «хорошим», тогда с ним и дружить не будут, его любить не будут. И он начинает насиловать себя, не спать, не есть ради того, чтобы получить подтверждение значимости своей жизни. Это доводит до болезни рано или поздно.

Невротическая жертвенность – это тот же самый эгоизм, просто в другой форме. Ведь я делаю что-то хорошее, даже действительно хорошее — для чего? Для того, чтобы получить принятие, признание, уважение, подтверждение ценности себя. То есть просто так я это не делала бы, потому что у меня нет для этого ресурса, щедрости, у меня нет желания. Я не хочу это делать, мне самой это не нужно. Но я сделаю это для вас, чтобы вы потом – мне… подтвердили мое существование.

Это делается бессознательно, не всегда человек это осознает, но, тем не менее, он так живет. Здесь мы можем говорить об эффекте эмоционального выгорания. Потому что, когда человек делает не то, что он любит, хочет, не то, что он делал бы с радостью, а все время себя насилует, то рано или поздно его чувства скажут: хватит, я больше так не могу.

Признаки эмоционального выгорания – раздражительность, утомляемость, уныние, какие-то депрессивные проявления, нежелание общаться, тревожность повышается. Очень много разных, казалось бы, мелочей, которым мы не придаем значения, но которые являются симптомами того, что человек не умеет к себе относиться по-человечески.

Откуда возникает любовь между мужчиной и женщиной, это дар Божий или свободный выбор каждого В нашей ли воле разлюбить

Фото: demotivators.kiev.ua

Кроме Него ничего не нужно

— Сегодня всевозможные «психотерапевты» и целители предлагают разведенным супругам процедуру так называемого «развенчания». Якобы в момент Таинства Венчания психика людей «кодируется» на безусловную верность супругу, и для того, чтобы быть счастливым во втором браке, нужно пройти «религиозное декодирование»…

— Популярность таких услуг связана с тем, что наши люди в основном остаются по своей вере язычниками. Они ощущают «что-то», что произошло с ними во время венчания, но в силу невежества не могут это правильно классифицировать. Поэтому и обращаются к колдунам и шарлатанам.

Таинство Венчания, конечно, сообщает людям благодать Божию, и не ощущать этого нельзя. Я лично ясно помню тот день, когда мы с супругой обвенчались, а это был не день гражданской регистрации, потому что мы вступили в гражданский брак, еще будучи неверующими людьми. И я помню, какое необъяснимо-светлое чувство у меня было на следующий день с утра. Какой-то необыкновенной радости и счастья. Никакой магии в этом нет, но, конечно, люди не могут о таком чувстве забыть, это совершенно естественно.

— Вы, конечно, много общались с людьми, которым изменили супруги и бросили их. Что самое трудное в их переживаниях, с точки зрения духовной жизни?

— Человек, переживший развод, — это человек, переживший самое страшное предательство. Это человек, оказавшийся лицом к лицу с Иудой.

— Что Вы посоветуете тем, кто столкнулся с предательством в браке? Какие формы церковной поддержки существуют для переживших развод? Нужны какие-то специальные встречи или беседы для таких людей?

— Единственное, что я советую таким людям, — это Христос. Только Христос. Кроме Него ничего не нужно. Разговоры, общение сами по себе не помогут. Человеку, которого предали, нужно просто обратиться к Богу так, как он умеет. Наладить с Богом живую связь. На самом деле Христос, если его принять всем сердцем, может заменить человеку все: и мужа, и жену, и ребенка, и друга, и здоровье, и материальное благополучие. Можно не иметь ничего, но иметь Христа в своем сердце и быть абсолютно счастливым.

Беседовала Анастасия Коскелло

Невидимая катастрофа, или накануне развода

Журнал «Вода живая»

Цифры, философские суждения, экспертные оценки будут в других материалах. А здесь мы предлагаем прислушаться к словам супругов, которые подошли к черте развода вплотную. Может быть, в этих рассказах мы узнаем самих себя?

На суд архиерея

— Как на практике современный архиерей принимает решение по конкретной разведенной паре, кому из бывших супругов дать возможность второго брака, а кому не дать? Какие здесь действуют правила?

— На практике у нас сейчас все не совсем правильно. Можно сказать, что традиционная система заключения браков в Церкви сегодня вообще не работает. Поэтому и в плане благословения на второй брак происходят искажения. Уже в XIX – начале XX века венчались люди, номинально относящие себя к православию, но реально уже отошедшие от Церкви. И Церковь тогда не смогла справиться с проблемой, потому что разобраться в каждой конкретной ситуации было очень сложно.

Наши сегодняшние неурядицы — продолжение дореволюционных. Ведь архиерей, к которому поступает прошение о благословении на повторный брак, не знает обстоятельств заключения первого брака и дальнейшей жизни семьи и не имеет возможности их проверить. Поэтому он вынужден, за редкими исключениями, удовлетворять прошение автоматически.

Современная практика сводится к тому, что Церковь просто признает факт разрушения брака в соответствии с заявлениями супругов, но не определяет при этом, кто из них виноват в распаде семьи. Вступление в новый брак благословляется по умолчанию обоим.

— Каковы перспективы возвращения к традиционному положению вещей? И как в нынешних условиях при распаде брака может быть определена «пострадавшая» сторона?

— Ситуацию эту нужно постепенно менять. Церковь не всегда должна давать благословение на вступление в повторный брак. Думаю, в том случае, если у кого-то из разводящихся есть духовник, архиерею было бы разумно спрашивать его мнение. Конечно, архиерей из-за своей занятости едва ли имеет возможность вникать во все внутрисемейные дела. Но ввиду того, что сегодня у нас увеличивается количество епархий, а сами епархии становятся меньше, возможно, контакты архиерея с духовниками станут более тесными.

Любовь как образ жизни

Знание, внимание, время, забота, уважение свободы выбора и адекватная ответственность. Получая такое отношение, да еще если его не оценивают, не сравнивают ни с кем и не ставят условия, ребенок учится так же относиться к себе, а потом и к другим людям

Вот эта способность любить в нем развивается, становится осознанным выбором. И с адекватной ответственностью и, самое главное, с чувством меры у него все хорошо.

Человек начинает осуществлять любовь как деятельность, потому что любовь – это не чувство. Точнее, не только чувство. Это не разовая акция – я тебя люблю. А это действительно образ жизни. Любить себя и любить другого – это образ жизни, потому что это поступки, это отношения, это слова, это мысли. У любящего человека — это одно отношение, поступки и так далее, а у нелюбящего – совершенно другие.

Когда такой человек вырастает, никакой эгоизм ему не страшен, потому что эгоизм – это совершенно отличная вещь от любви к себе. Эгоизм растет из ощущения неполноты, неполноценности. В нем есть постоянная ненасыщаемость, неудовлетворение – «мне все время чего-то не хватает». А здесь всего хватает.

Более того, здесь человек учится сам удовлетворять свои потребности. Каким образом? Он видит, как родители о нем заботятся, и постепенно учится сам о себе заботиться точно так же.

Поэтому, когда он вырастает, у него не возникает вопросов: хочу я сейчас есть или не хочу? Есть такой анекдот: мама высовывается из окна и говорит: сынок, иди домой. Мальчик ее спрашивает: что, я уже проголодался? Она говорит: нет, ты уже замерз.

Вот здесь такой проблемы не будет, потому что человек внимательно относится к себе, он себя знает, он знает какие-то свои особенности, и он свои потребности удовлетворяет сам. У него появляется ресурс для щедрого отношения к другим людям, для уважения, принятия, для заботы. И тогда у него будет здоровый альтруизм.

Откликнуться на призыв

Откуда возникает любовь между мужчиной и женщиной, это дар Божий или свободный выбор каждого В нашей ли воле разлюбить— Сохранилось свидетельство о смерти священномученика Игнатия Богоносца: когда убийцы вынули его сердце, на нем было начертано имя Божье. Бог знает потенциал каждого человека. Наверное, люди, которых Господь подводит к мученическому концу, особенные? Они избраны   для этого венца?

— В духовной жизни избранными являются не по праву рождения, а по способности откликнуться на призыв Божий. Господь не избирает тех, кто не готов избрать Его, иначе в этом избрании была бы некая несправедливость, а никакой несправедливости у Бога нет. Среди мучеников немало людей, которые не отличались благочестием при жизни, но смерть их стала свидетельством их веры во Христа. Самый известный пример — святой Вонифатий, который вел разгульную, распутную жизнь, но, прибыв в область, где происходили гонения, и увидев пытки христиан, пожелал разделить с ними их участь. Господь видел в его сердце готовность пострадать за Него и сподобил подъять подвиг мученичества. Поэтому нужно говорить не об избранничестве, а о свободном выборе человека.

— Что давало возможность христианам переносить столь страшные мучения? Что служило для них «анестезией», обуславливало нечувствительность к нечеловеческим пыткам?

— Понять это можно из жизнеописаний мучеников, например «Страстей святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших». Жительница Карфагена Фивия Перпетуя приняла крещение вопреки указу римского императора. Вместе с ней крестились ее раб Ревокат, его жена рабыня Фелицитата, а также еще два свободных гражданина. За это власти схватили «преступников» и осудили на смерть, отдав на растерзание диким зверям. Известно, что на момент ареста у Перпетуи был грудной ребенок, а Фелицитата была в положении. Судья дал рабыне отсрочку, потому что по римским законам нельзя было казнить беременную женщину. Фелицитата молилась о том, чтобы Господь призвал ее одновременно с ее братьями и сестрой во Христе, и ее молитвы были услышаны. Она родила ребенка преждевременно. Роды были очень тяжелыми, женщина мучилась, кричала. Глядя на это, римский стражник сказал ей: «Подумай, ты сейчас всего лишь рожаешь ребенка, и не можешь стерпеть боль. Как же ты собираешься перенести мучения, которые гораздо страшнее?». На это Фелицитата ответила: «Сейчас страдаю я, а там со мной будет страдать Другой, так как я готова страдать с Ним». В этих словах и заключается ответ на вопрос, как же мученики выносили то, на что их обрекали палачи. Их укреплял Господь. Порой сила Божия проявлялась в том, что враги не могли причинить телам мучеников никакого вреда. Кого-то из мучеников, претерпевших пытки, Господь исцелял, так что утром стражники находили их совершенно здоровыми. Но чаще все-таки Господь давал им силу вытерпеть боль, не сломаться от нее. Никому Он не посылал сверх того, что человек мог понести.

— С точки зрения обычных людей, эти две женщины заслуживают порицания. У них на руках новорожденные дети, которым они нужны, а христианки выбирают мученическую смерть.

— Человек, для которого в жизни определяющим фактором является вера, умом и сердцем понимает, что все в этом мире находится в руках Божьих. Они знали, что Господь позаботится об их детях. А иметь родителя-предателя — разве для ребенка лучше? Когда стоит выбор — предать Христа и сохранить жизнь или умереть, но остаться Ему верным, и выбирать-то нечего. Есть вещи, сделав которые ради сохранения жизни ты собственно смысл жизни потеряешь. Предательство Христа — из этой категории. Тем более что, бывало, человек отрекался от Христа при угрозе смерти, а его все равно убивали. В такой кончине вообще никакого смысла нет.

Сказка про норму

Я сейчас расскажу вам «сказку про Норму» — это наши студенты прозвали так мои рассказы про идеальные семейные отношения.

Перед нами картина идеальной семьи. Точнее, идеальных условий, в которых личность развивается нормально, гармонично, радостно. Для этих условий необходимы оба родителя — и мама, и папа. Причем, родители для ребенка составляют единое целое.

Что для этого нужно? Для этого нужно, чтобы между папой и мамой было согласие, чтобы не было конфликта. Если между родителями конфликт, то мир ребенка раскалывается на две половинки, и ребенок попадает в ситуацию, когда ему нужно выбирать, на чьей он стороне. Но выбрать он не может, потому что любит и папу, и маму, поэтому его сердце разрывается от боли и печали.

В нашем идеальном случае папа с мамой без всяких конфликтов. Мы же можем помечтать, что такое бывает? Ребенок, родившийся в таких условиях, имеет потребность и способность любить и быть любимым. Эта потребность и способность есть у каждого человека. С точки зрения христианской психологии, это заложено в нас Богом. Мы знаем, что в каждом из нас есть образ и подобие Божие, а Господь есть любовь.

То есть, предрасположенность к любви у нас есть, и этот потенциал совершенно бесконечный, неистощимый. Он есть независимо от условий, от ситуаций, независимо от того, чувствуем мы это или нет, осознаем или нет, пользуемся или нет.

У ребенка этот потенциал ищет ответа, и родители отвечают ему, тем самым подтверждая ценность ребенка: мы тебя любим, ты для нас важен, мы тебе рады. И рады какому тебе? Любому! Потому что в нормальных отношениях есть безусловное, безоценочное принятие.

Ребенка ни с кем, ни с чем не сравнивают, его принимают независимо ни от чего. Можно сказать: любить, несмотря ни на что. А можно сказать: любить, смотря на все. Так вот, в здоровой, функциональной семье ребенка принимают полностью, целиком. И тогда потихонечку у ребенка его потенциал начинает развиваться.

Понятие Божественной любви

В христианстве проводится разграничение Божественной любви и человеческой любви. Человеческая любовь после грехопадения рассматривается как несовершенная, заражена эгоизмом и грехом.

Божественная любовь – одно из основополагающих
и важнейших понятий христианства . Оно неразрывно связано с основным принципом Бога -Творца – принципом свободы. Бог-Творец, создавший вселенную, создал всё сущее в ней свободным
, то есть имеющим право определять свою волю. Таким был создан и мир и в том числе человек (акт творения описан в первой книге Библии – «Бытие»). Свобода – это благодать, дар
Бога-Творца каждому своему творению, имеющему право быть (существовать) независимо от Творца, и в то же время соединяясь с Ним. Эта форма соединения (со-творения) и называется Божественной любовью
. Божественная любовь – это стремление к тому, чтобы быть (существовать) не для личного блага, но для блага другого, и поэтому Божественная любовь неотделима от свободы
, так как в свободном выборе
и проявляется акт Божественной любви.

По христианскому учению, соблюдение основополагающих принципов «возлюби врага своего», «возлюби ближнего твоего, как самого себя» – ведёт человека к Божественной любви.

Понятия христианства, связанные с понятием Божественной любви

Согласно христианскому вероучению, Бог есть любовь . (1Ин. 4:8)

Любовь к Богу возникает при осознании того, кто есть Бог. Это чувство может начать развиваться на основе благодарности к Богу, когда человек осознаёт, как Господь любит его, что Бог сделал для него лично и для всего человечества в целом:

Любовь к ближним неразрывно связана с любовью к Богу:

Любовь к Богу и ближним является плодом Духа Святого :

Что мешает эгоисту построить идеальный мир вокруг себя

То мироощущение, которое предлагает человеку религия, не является средством для здоровья и личного покоя. Только лишь как путь к высшей цели. В этом уже содержится исцеляющая сила, доверие к высшей ценности и предназначение человеческой личности. Высшей же целью является открытие в себе духовной сферы, образа, не имеющего аналога с материальным миром, а также воссоединение личностных связей с невидимым, но реальным источником этого образа.

Высшая цель всегда поднимает человека над мелочностью и суетой, всегда вдохновляет на внутренние победы, раздвигающие горизонты человеческого развития. Это прекрасно известно из мудрой педагогической практики.

Высшая цель, которую человек ставит перед собой, всегда обладает мощной силой, ведущей к победе, прежде всего, над собой, над неверием в себя. Это справедливо опять же на любом бытовом уровне. И тем более, когда касается духовного плана.

А вот когда люди полагаются на победы во временных рамках, связанных с видимой жизнью: карьера, спорт, власть, слава, то тогда все успехи и заслуги сводятся лишь к служению себе и своему имени. Своему представлению об удачной, благополучной жизни.

Откуда возникает любовь между мужчиной и женщиной, это дар Божий или свободный выбор каждого В нашей ли воле разлюбить

Эгоистически любящий себя человек умеет эффективно использовать умственные, физические, эмоциональны возможности для комфортного обустройства жизни — своей и своей семьи.

Эгоист не всегда идет к своей цели по трупам. Он может разумно и корректно вести себя с окружающим миром, плодотворно трудиться и добиваться больших успехов в своем деле, с интересом и усердием выполнять работу. Он способен нежно и самозабвенно любить своих детей и супруга (или супругу). Такая любовь помогает ему с наслаждением отдыхать и путешествовать, читать умные книги и слушать классическую музыку. Сажать цветы и трезво оценивать политическую ситуацию.

Одним словом, эгоист умеет любить и любит жить, никому особенно не мешая и никого не поглощая. Но все же этими приятными моментами жизнь не исчерпывается. И далеко не у всех имеются благоприятные начальные условия, идеальные характеры.

В результате не все идет так гладко, как записано в мечтах.

Даже если все удачно, благополучно и жизнь проходит без страданий и болезней, остаются еще старость и смерть, которых не избежать никому.

Молчаливый спутник каждого из нас — душа, у которой свои запросы, своя пища, своя природа. Ей нужно нечто иное, чем телу, чувствам, амбициям. И если с ней не считаться, она будет заявлять о себе тоской, унынием, апатией, депрессией. Тогда человек начинает ищет психолога, который бы снял боль и распутал клубок внутренних и внешних проблем.

Чтобы тебе было стыдно, что ты есть

Проблема с ощущением ценности собственной личности и проблема принятия себя очень часто встречается  в нашей психологической консультации в клиентской практике. Есть много примеров, что происходит с человеком в результате того, что его в детстве не научили относиться к себе «по-человечески».

Например, «замечательная» фраза, которую обращает родитель к ребенку: «чтобы тебе было стыдно, что ты есть». В этой фразе сконцентрирована главная мысль самоуничижения — человеку должно быть стыдно за то, что он есть. Слова такого плана, обращенные к личности, приводят к очень серьезным последствиям. Я приведу в качестве примера высказывания людей, которые на консультации рассказывают о своем самоощущении. Это то, с чем они приходят на консультацию, и это самоощущение как раз и есть результат обесценивания себя.

Жить с таким самоощущением очень тяжело. Но в фундаменте этого самоощущения глубокое неприятие себя, заложенное в раннем детстве.

Или вот такой пример:

«Жить нельзя» — самый страшный результат неприятия себя – это суицид.

Еще одно последствие обесценивания жизни, обесценивания личности – это аборт. Ведь если человек не ценит свою собственную личность и свою собственную жизнь, то с какой стати он будет ценить жизнь другого человека?

Нужно понимать, насколько тяжелые последствия могут быть в случае намеренного обесценивания, унижения личности и потери ощущения собственной ценности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: