Золотые, зеленые, черные почему купола православных храмов бывают разного цвета

Значение храмов в жизни людей

Каждая народность имеет свою веру и необходимые сооружения церковь, храм, мечеть. В таких зданиях человек возносит молитву Господу о грехах своих, раскаивается, молится о близких, пребывает в состоянии душевного покоя. Любое такое здание имеет свод, который изготавливается из лучших материалов и имеет привлекательную окраску.

Значение цветов куполов храмов в любой религии имеет символизирующее определение. Можно сказать, что свод это основное украшение храма и его форма напоминает параболу или полусферу.

Родоначальниками куполов были римляне. Они с помощью бетона строили замечательные конструкции, которые перекрывали большие здания. Самый древний свод находится в римском Пантеоне, построенный приблизительно в 128 году.

Самым первым городом на Руси принявшим крещение был Киев. Послы князя Владимира были поражены красотой собора Софии в Константинополе. Именно это послужило основой русской архитектуры в возведении церквей. Мастера строили храмы на Руси в традициях Византийского зодчества с куполами.

Количество от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский соборМосковского Кремля.

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

Разнообразие форм куполов

Первые купольные конструкции появились в далёкие времена, еще до возникновения христианства. Это были так называемые поясные купола, образованные ступенчатым сводом. При таком способе кладки каждый новый слой выступает над предыдущим. Классическим примером служит древняя Сокровищница Атрея в Микенах.

Золотые, зеленые, черные почему купола православных храмов бывают разного цвета

На сегодняшний день известно несколько основных видов куполов:

Золотые, зеленые, черные почему купола православных храмов бывают разного цвета

Как видно, формы куполов очень разнообразны. Это обусловлено различными этапами развития архитектуры и обменом опыта между культурами разных государств. Помимо многообразия форм, купола имеют и другие отличия.

Почему купола православных церквей бывают разного цвета

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции – символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России – московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Что символизируют синие купола?

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Золотые, зеленые, черные почему купола православных храмов бывают разного цвета

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции – цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.

Золотые, зеленые, черные почему купола православных храмов бывают разного цвета

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Золотые, зеленые, черные почему купола православных храмов бывают разного цвета

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три – Святую Троицу.

Пять куполов обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Семь куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Если цвет церкви зеленый, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если желтый, то строилась в честь святителя.

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия. Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала. Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

Значение цветов куполов православных храмов

Что означают цвета куполов церквей в России? От того каким цветом окрашен свод зависит кому посвящено сооружение.

Значение цвета купола с позолотой — это знак небесной славы. Позолоченные своды существуют только в православной концессии. Золото для русских православных людей это знак нетленности, бессмертности, величия, идея пламенности и горения.

Синие своды, украшенные звездами, посвящают Богородице. Украшения напоминают о Вифлеемской звезде в честь рождения Христа Богородицей.

Зеленым тоном окрашивают своды, посвященные Святой Троице или какому-то иному Святому. Это и цвет Святого Духа. Могут быть также серого или серебристого оттенка.

Черный цвет куполов означает что такие строения имеют монастыри.

Сионская горница.

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница.

Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи, В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.

Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхаристию — Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сионская горница — прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.

Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом», а у римлян «экусом».

По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

Христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях — базилики.

Архитектурная символика храмов

Золотые, зеленые, черные почему купола православных храмов бывают разного цвета

Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Храм как целостный символ — это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.

Ярусы храма – символически отражают связь Земной Церкви с иерархией Церкви Небесной, с ярусами Небес, восходящих к престолу Божию. Уменьшение ярусов к верху является образом уменьшения числа восходящих в «вышние Небеса», то есть ступеней духовного восхождения, раскрытых в «Лествице» преп. Иоанна Лествичника.

Св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый Храм. Так же стены, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий.

Апостолов – зримый образ Закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных – жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры.

Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом.

Белый цвет стен храма означает возрождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.

Вход в храм всегда устраивается с запада — потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляющейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока.

Храмы обращены алтарем к востоку: восток есть образ светлого царства Иисуса Христа, в Которого верует и к Которому в царство стремится Церковь, т.е.

общество верующих; с востока происходит и сама Церковь: там была первая Церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы); там родился, страдал и устроил Свою новозаветную Церковь Спаситель Иисус Христос; с востока придет судить весь род человеческий и всех верующих Спаситель.

Внешний вид храмов.

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое.

Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь. Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Барабан световой — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода. Куб — основной объем храма. Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма. Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу. Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания , ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов (продольная галерея со сводчатым потолком с опорой на колонны). Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли. Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель. Подклет — нижний этаж здания. Поребрик — декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы. Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику. Портал — архитектурно оформленный вход в здание. Рустовка — декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней. Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний. Шатер — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века. Ширинка — прямоугольная впадина в стене. Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. Яблоко — шар на завершении купола под крестом. Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

Многоглавие храмов.

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо.

Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. 

Православной крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Одноглавый купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Формы куполов

Кроме непосредственного назначения как архитектурного строения храм значит в православной вере нечто большее. Храм это отображение неба на земле, человека и ковчега.

Форма купола бывает различной: овальной и луковичной, парусной и зонтиком, блюдцем и шатром, византийско-русский вариант. И так, формы:

  • Овальный свод напоминает яйцо и произошел от стиля барокко.
  • Зонтик имеет элементы, которые идут от центра к основанию.
  • Шлемовидная форма говорит о том, что церковь постоянно борется со злом и тьмой.
  • Самая популярная форма луковичная, которая означает знак свечи это свет миру.

Причудливый вид свода и окраска свидетельствует о красоте Небесного Иерусалима.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

В настенной росписи соборов чаще используют такие оттенки: красный, белый, зеленый, голубой, желтый. Значение цвета:

  • Белая окраска знак ясности и прозрачности преимущественно в храмах в честь Преображения и Вознесения.
  • Красный цвет предназначается для храмов великомучеников.
  • Голубая окраска посвящается соборам Богородицы, означает целомудрие и невинность.
  • Если храм возведён для почести преподобного, то присутствует больше зеленого цвета, как знака обновления.
  • Желтый цвет солнца — для почтения святителя.

Русские храмовые строения имеют особенность — многоглавое. Общепринято считать, что если церковь имеет несколько куполов, то она русского происхождения. Но отличительной особенностью русских соборов является окраска.

Цвет от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам – Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы – Успенский , Благовещенский , Архангельский .

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы , построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений – церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства – князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле – один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, – например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде . Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного . Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля .

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве – женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева . Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна – вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве . Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года – тогда храм восстановили и перестроили.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: