Автозаводский благочиннический округ

История

Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.»

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.»

Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Автозаводский благочиннический округ

Святые Иоаким и Анна

У этой страницы есть следующие подстраницы.

  • Что нового?
  • Материалы

Православные Монастыри

Сохранились в Нижнем Новгороде и старинные монастыри – древнейшие мужские Благовещенский с Печерским, и женский Крестовоздвиженский. Посещать вам их или нет – решайте сами, мы просто дадим их очень краткую характеристику.

Благовещенский монастырь (Мельничный переулок, 8)

Старинный Благовещенский монастырь был создан практически одновременно с городом по распоряжению Юрия Всеволодовича и являлся некоторым образом оборонительным укреплением города со стороны Волги, поэтому он подвергался нападениям и разбою. Но постепенно жизнь налаживалась, монастырь рос, а с появлением рядом с ним здания Нижегородской промышленно-торговой ярмарки дела и вовсе наладились.

Автозаводский благочиннический округНижегородский Благовещенский монастырь на берегу Оки

Сегодня в этой действующей обители можно посмотреть отреставрированные храмы постройки 17 векаБлаговещенский и Успенский. А также Алексеевскую церковь, в которой в советские годы функционировал планетарий. Сейчас при монастыре имеется Центр духовной реабилитации наркоманов. Здесь находится и Духовная семинария.

Вознесенский Печерский монастырь (Приволжская слобода, 108)

Печерский монастырь возник другим способом – из монашеской общины, которая создалась вокруг инока-отшельника Дионисия Суздальского, поселившегося в пещере. Монастырь, построенный на том месте, неоднократно разорялся набегами кочевников и оползнями. Поэтому в 17 веке монастырское братство перебирается на новую территорию, сохраняя в названии место своего основания (пещера).

Автозаводский благочиннический округСтаринные строения Печерского монастыря на волжском берегу

Сегодня в монастыре находятся постройки первой половины 17 века – это Вознесенский и Успенский храмы. Также здесь можно увидеть надвратную церковь Св. Евфимия Суздальского и посетить музей церковно-археологических экспонатов, которые расскажут историю православия земель нижегородских.

Печерский монастырь располагается в очень живописном месте, которое привлекало многих русских художников. В свое время монастырь был запечатлен на картине русского живописца А.Саврасова, которую сегодня можно увидеть в городском Художественном музее.

Крестовоздвиженский монастырь (Окский съезд, 2)

Крестовоздвиженский женский монастырь возник из объединенной общины монахинь во второй половине 18 века, хотя первый женский монастырь появился на нижегородских землях уже в 14 веке. В 19 веке женская монастырская обитель осваивается на новом месте,где его можно осмотреть и сегодня. Туда перевезли прежние церковные постройки в разобранном виде и вновь их собрали. Были построены и новые здания, в том числе, храм, который напоминает Казанский собор в Петербурге.

Автозаводский благочиннический округКрестовоздвиженский храм женской обители

Главная святыня храма – почти 5 метровый крест-распятие с частицей Животворящего Креста Господня. Этот крест-распятие украшен троице-сергиевскими иконописцами.

Святыни

Обычно храмы, которые на протяжении долгого времени не закрывались, не были подвергнуты разорению, сохраняют много святынь. Преображенская церковь в этом смысле не исключение.

  1. Крест XVIII века.
  2. Плащаница с изображением Иисуса Христа также XVIII века.
  3. Икона Преображение Господне с частью камня с горы Фавор.
  4. Ковчег с частицами св. мощей: святые блгв. князья Петр и Феврония, святых князей Бориса и Глеба и Георгия Владимирского, свт. Иоанна Златоустого.

Автозаводский благочиннический округ
Казанская икона Божией Матери впервые прибыла в Спасо-Преображенский собор

Также в храме находятся почитаемые списки икон Богородицы: «Казанская», «Всецарица», «Знамение», «Иверская», «Тихвинская». Все они помещены в киоты.

Другие храмовые сооружения

Нижегородская соборная мечеть

Казанская Набережная, 6

Мусульманская религия получила в Нижнем Новгороде широкое распространение и сегодня это религиозное направление имеет свое Духовное управление, исламский институт, издательство и, конечно же, свои храмы, которые называются мечети.

Автозаводский благочиннический округМусульманская Соборная мечеть. Начало 20 века

Первая мусульманская мечеть появилась в районе Сенной площади незадолго до революционных событий в 1915 году. Этот образец мусульманского храмостроения сегодня видят все туристы, поднимающиеся по Казанской набережной к Нижегородской канатной дороге.

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Студеная улица, 10 Б)

Этот римско-католический храм сегодня находится в перестроенном с разрешения администрации комплексе зданий бывшей усадьбы Щелокова, являющейся историко-архитектурным памятником 19 века.

Автозаводский благочиннический округКатолический Храм Успения Девы Марии в усадьбе Щелокова

Посетить это место старинной части Нижнего Новгорода весьма интересно. Интересна и судьба католической общины города, ведь первые католики стали появляться здесь уже с 17 века. В первой половине 19 века около кремля появился первый католический храм, а в первой половине 20 века – второй.

За годы советской власти первый был уничтожен, а во втором со временем разместился городской ЦНТИ (его можно увидеть на этой же улице дом №8). В 90-е годы вновь зарегистрированной католической общине были предоставлены несколько строений щелоковской усадьбы, а именно бывшие конюшни

Автозаводский благочиннический округБывшие усадебные конюшни в 90-х были отданы католическому храму

В этих отреставрированных конюшнях и размещался католический храм до 21 столетия. Потом Храм Успения Девы Марии был перемещен в основное усадебное здание.

Автозаводский благочиннический округАлтарная часть католического храма

Нижегородская Синагога (Грузинская улица, 5 А)

Еврейская нижегородская община начала активно формироваться в Нижнем Новгороде со второй половины 19 века. Она состояла в основном из демобилизованных солдат, осевших здесь на постоянное место жительства и из купцов. В начале 80-х гг.19 века для представителей этого вероисповедания была построена Синагога (архит.Нейман).

Автозаводский благочиннический округНижегородская Еврейская Синагога

В советские годы этот храм был изъят у верующих, как и храмовые сооружения других вероисповеданий, но вначале 90-х его вернули в пользование общине.

Таким образом, вполне очевидно, что в количественном и качественном отношении нижегородские храмы вполне заслуживают туристического внимания. В них можно увидеть развитие архитектурных направлений храмостроения различных веков. А самое главное, в них сохранена история отдельных периодов развития города, великие и печальные моменты, судьбы уже ушедших поколений.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

История основания

Нижний Новгород был основан в 1221 году, для защиты от мордвы. В XIV веке город стал центром самостоятельного княжества, которое реально соперничало с Москвой за первенство. До революции в Нижнем было несколько десятков храмов, среди них и церковь в Карповке. Первый храм в Карповке был построен в 1722 году.

Автозаводский благочиннический округ
Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде

Тогда это была деревянная церковь, но она в 1801 году сгорела и на месте ее построен каменная Спасо-Преображенская церковь в Карповке. Прихожанам разрешили строить только каменный храм, именно из-за частых пожаров. Дальнейшая судьба храма складывалась следующим образом:

  • спроектировал церковь архитектор Иван Иванович Межецкий, кирпич изготовили специальный — пожароустойчивый;
  • в 1817 году церковь освятили;
  • очередной пожар в 1869 году сильно повредил церковь, но она сохранилась и была прихожанами снова восстановлена;
  • жителей в слободе становилось все больше и по проекту архитектора Р. Я. Килевейна храм был значительно расширен, надстроен второй этаж-трапезная, два придела перенесли именно туда;
  • Преображенская церковь Нижнего Новгорода была расписана по рисункам В. Васнецова и М. Нестерова в начале XX в.

При храме существовала церковно-приходская школа. В Советское время церковь была действующей. Закрывалась только на короткое время в 1941 году, но в 1943 году снова её открыли. Во время Великой Отечественной войны Нижний Новгород был тыловым городом, но в 1943 году подвергся все же бомбардировке.

Преображенский храм Нижнего Новгорода был сильно разрушен. Но усилиями прихожан, которые собрали быстро средства и заготовили необходимые строительные материалы, восстановлен в течение года. Службы в нем продолжились. Карповскую церковь посещали не только жители города, но и окрестных селений.

Ильинская улица это жемчужина старого Нижнего Новгорода, правда неухоженная и обветшалая. Простите за банальную фразу, но здесь все действительно дышит историей. Десятки красивых, но неопрятных домов.

Нынешние власти, наверное, не любят этот город, не ощущают родства с ним. Ощущение такое, что они не ассоциируют себя с Нижним, рассматривают его лишь в качестве места временного пребывания.

Посреди Ильинки стоит Храм в честь Вознесения Господня. Пока он не обрел былого великолепия, однако ему все же повезло больше многих других зданий на этой улице, реставрацией которых никто пока и не думает заниматься.

Лично у меня храм Вознесения всегда ассоциировался с колокольней Ивана Великого в Москве. Я, конечно, понимаю, что общего у этих двух построек мало, однако колокольня Вознесенской церкви напоминает последнюю своей мощью и статью. Она гордо возвышается над старинной двухэтажной застройкой Ильинки, будто охраняющий ее часовой. С высоты колокольни открывается неплохой вид на старый город, хотя в историческом центре понастроено уже достаточно элитных высоток, обзор с которых явно не хуже.

Первое упоминание о деревянной церкви Вознесения в Ямской слободе Нижнего Новгорода относится к первой четверти XVII века: о ней имеется запись в сотной книге, составленной в 1621 году. Однако считается, что Вознесенская церковь основана на этом месте еще в конце XVI века. Каменный храм был выстроен после пожара в начале XVIII столетия.

Вознесенский храм был одним из самых богатых в Нижнем Новгороде, он имел иконы, украшенные золотом, драгоценными камнями и бархатом. В церкви находилась икона святых мучеников Флора и Лавра, покровителей ямщиков, которая была подарена прихожанами (на Ильинке издревле селились ямщики, поскольку по этой улице проходила дорога на Владимир и Москву). К середине XIX века здание храма обветшало и казалось слишком маленьким для богатого прихода.

В 1866-1875 годах храм был перестроен по проекту архитектора Константина Тона – автора собора Христа Спасителя в Москве. Спустя два года была достроена колокольня.

Диктатура большевиков стала тяжелым испытанием для российского духовенства. Все знают о множестве репрессированных служителей культа и тысячах разрушенных храмов. Можно сказать, что Вознесенской церкви «повезло» – она пережила все невзгоды советского режима и даже не была перестроена.

Последнее заседание приходского совета при храме Вознесения состоялось в 1925 году, вскоре после этого богослужения в нем прекратились. В советское время в бывшем здании церкви располагались складские помещения и отдел периодических изданий областной научной библиотеки. В подвале и колокольне находились жилые квартиры.

Восстановительные работы в храме начались практически сразу после возобновления в нем богослужений в 2003 году. Первоначально службу приходилось вести в небольшом подвальном помещении.

В 2005 году была проведена первоначальная реставрация колокольни, установлены купол и крест. Параллельно с этим сносились перекрытия второго этажа – он был оборудован в советские годы для увеличения площадей фондохранилища библиотеки. В центре храма находился лифт, двигатель которого был установлен под самым куполом.

Летом 2015 года нижегородская общественность обеспокоилась исчезновением паперти Вознесенской церкви. Надо сказать, что этот объект прикладного искусства второй половины XIX века сочетал в себе элементы высокохудоженственного литья, ковки и резьбы. В Управлении госохраны объектов культурного наследия региона подтвердили, что чугунный козырек над главным входом церкви был демонтирован для его реставрации в августе 2015 года. Чиновники заверили, что после окончания работ чугунный навес будет установлен на прежнем месте. Однако вышло, мягко говоря, не совсем так: паперть сейчас восстанавливается с заменой подлинных чугунных элементов конструкции новодельными деталями. Дело в том, что часть столбов козырька была утрачена еще в советское время, другие – сильно повреждены. Поэтому навес и решили заменить.

Церковь однозначно хорошеет: вновь засверкали золотом кресты на ее куполах, стены храма покрываются красивейшими росписями. Здесь, кстати, сохранился мозаичный пол XIX века.

Отмечу, что летом 2015 года в порядок был приведен скверик, расположенный справа от храма: отсюда убрали ларьки и установили памятник в честь 650-летия пребывания преподобного Сергия Радонежского на Нижегородской земле.

Конечно, в одночасье восстановить то, что разрушалось десятилетиями, не получится, но работа в этом направлении уже ведется. Начало положено – будет и конец.

Сергей Котовский

Сюжеты:
Блог

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: