После чтения канона Андрея Критского

Чем помогает

Известно, что к чтению канонических стихов критского епископа прибегали ещё наши предки во времена различных бедствий.

Сейчас, согласно, церковного устава, Великий канон читается с целью подготовки верующих к подвигу воздержания во время поста. Церковь наставляет своих прихожан выйти из состояния греха, искренне покаяться и тем самым приблизиться к Богу. А сделать это возможно только в молитве, смирении и вере.

Великий канон представляет собой панораму библейских сюжетов. Христианин видит перед собой всю историю человеческой души — от её первого грехопадения и до последних дней Иисуса Христа.

Рассказ идёт о природе человека. Стихи пробуждают желание заглянуть к себе в душу, проанализировать её состояние с христианских позиций и покаяться. Но человеку не воцерковленному с первого раза будет сложно понять это произведение. Понадобиться предварительная подготовка.

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон – бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И ещё – вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. Великий покаянный канон – не единственное сочинение святого Андрея Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского – более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришёл на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяжённостью. Так, Великий покаянный канон – отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского Устава, который предписывал петь Великий Покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском Уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5.Изначально же Великий Покаянный Канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы. Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создаёт свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6.Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Видео о каноне Андрея Критского:

Источник

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Появление канона никак изначально не соотносилось с Великим постом. В VII столетии он даже читался в другие дни. Собственно, и сама служба в те времена велась несколько иначе.

После чтения канона Андрея Критского
Чтение канона в храме после Великопостной службы

Имеется ещё несколько интересных сведений о произведении Андрея Критского:

  • Из-под пера святителя, помимо канона, вышло ещё порядка семидесяти сочинений, посвященных главным праздникам Византии.
  • Распевы придумал также сам епископ.
  • Святой стал основоположником новой стихотворной формы — 9-частного канона.
  • До XIV века в религиозной жизни Руси следовали положениям Студийского устава. Согласно ему Великий канон читался на пятой постной седьмице. Чаще всего его полностью включали в воскресную службу, но иногда и разделяли на менее объёмные части. После принятия Иерусалимского устава священнослужители перешли на новую традицию читать канон в первые 4 дня поста.
  • Великий канон — это своего рода покаянная автобиография Андрея Критского. Так считают исследователи. Вероятно, он каялся за своё участие в ложном соборе 712 года, когда подписал осуждение положений шестого собора.
  • Греческое название частей канона — «мефимоны». Но в русском наречии они стали называться «ефимоны».

О преподобном Андрее Критском и его Покаянном Каноне

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?

Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, — отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Немного о самом Каноне.

“Помилуй мя, Боже, помилуй мя”«можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой»

Когда читается и поется Канон св. Андрея Критского.

Согласно Типикону Великий канон читается только во время Великого Поста, на Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы Великого Поста Канон Андрея Критского поется и читается по частям.

На утрене же четверга пятой седмицы Великого ПостаКанон Андрея Критского поется и читается в полном составе. На богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого Поста читается житие преподобной Марии Египетской. Чтение жития разделяется пением Великого канона, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона преподобной Марии (эти тропари добавляются к Покаянному канону также в среду и четверг первой седмицы Великого Поста). На каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона. Послушать и почитать весь канон можно здесь. Наверх

Святой Андрей Критский. Историческая справка.

Канон Андрея Критского четверг

Канон Андрея Критского четверг и в другие дни чтения рассказывает об историях Ветхого и Нового Завета. При этом слушание или самостоятельное чтение канона нашу душу наставляет, просвещает и исцеляет. Но это происходит только в том случае, когда мы понимаем, какие примеры Андрей Критский приводит. В каждом имени заложены нравственные или безнравственные поступки.

По форме канон выглядит как разговор кающегося грешника со своей душой. Об обращается к ней с призывом к покаянию, сокрушаясь, что душа, согрешая, становится похожа на разных грешников из Ветхого Завета. Истории грехопадения рисуются в красках, поэтому они зримы, достоверны, правдивы. Но тут же Андрей Критский ставит в пример самому себе образцы покаяния праведников, таких как царь Давид. Он призывает душу подражать богоугодным деяниям, и избегать грехов людей порочных.

Так же Великий канон Андрея Критского четверг и предыдущие три части затрагивает евангельские истории Нового Завета. Плач Марфы и Марии над Лазарем, смирение мытаря и высокомерие фарисея. Задача этих примеров такая же, как и образов Ветхого Завета: демонстрировать своей душе образцы истинного покаяния, уберечь от греха, понудить задуматься о жизни вечной.

Канон — это пересказ личного опыта общения с Богом Андрея Критского

События и образы из Библии — это не просто новый, удачный, творческий приём святителя Андрея Критского, это демонстрация своего личного духовного общения с Богом, с указанием печальных примеров отпадения от Него. Этот пересказ в поэтической форме событий из жизни известных героев Священных Писаний способствует настрою верующих людей на чистосердечное покаяние, работу над осознанием и преодолением греховности своих мыслей, чувств, поступков.

Послушать Великий канон Андрея Критского четверг собралось в храме Николая Чудотворца 57 человек. В небольшом храме земные поклоны такому количеству прихожан было делать неудобно, но люди без ропота переносили тесноту помещения.

После чтения канона Андрея Критского

Все четыре дня пел хор в составе: Шподаревой Н.И., Мелкоедовой С.Ю., Спириной Л.Д. и Стрельниковой Л.А.

Следует отметить слаженное пение хора в составе: Мелкоедовой Светланы Юрьевны, Стрельниковой Лидии Александровны, Шподаревой Наталии Ивановны и Спириной Людмилы Дмитревны. Все четыре дня, когда читались части канона Андрея Критского, они пели с огромным воодушевлением, настроем, старанием. Великое повечерие четверга завершилось проповедью настоятеля храма Сергия Оксаныч.

Почему канон называется великим

Особенностью Великого канона, прежде всего, является его внушительный объём. Если обычные каноны включают не более 30 тропарей, то творение Андрея Критского насчитывает до 250. Но помимо этого, сочинение святителя отличается духовной глубиной и проникновенностью описываемых чувств.

В его сюжетной линии читающий увидит всю историю человечества от Ветхого и до Нового Завета. Канон затрагивает обширную тематику: догматическую, нравственную, аскетическую. В тропарях показана вся омерзительность греха и красота добродетели. Через примеры в тексте человека побуждают искренне раскаяться, возвыситься духовно. Тема отношений Бога со своим творением тесно переплетена с темой личного покаяния.

Важно! Автор намеревался с помощью своего произведения разбудить спящую душу грешника, вывести её из тьмы и обратить к Божественному свету

Я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства

После чтения канона Андрея Критского

Канон начинается с глубоко личного вопля:

Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?

С чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христос, нынешнему рыданию?

Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу; история первого грехопадения — это моя личная история:

Первозданного Адама преступлению поревновав; познах себе обнажена от Бога, и присносущного Царствия и сладости, грех ради моих…

Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…

Я потерял все божественные дары:

Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу, Спасе, и по подобию. Омрачих душевную красоту страстей сластьми, раздрах ныне одежду мою первую, юже ми истка Зиждитель из начала, и оттуда лежу наг…

Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

Зачем говорить о Каине и Авеле, когда проще сказать я согрешил

После чтения канона Андрея Критского

В течение четырех вечеров девять песен Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью.

Примеры из Священного Писания не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий Канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Такие люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния.

Исповедуемся, но не каемся

После чтения канона Андрея Критского

Действительно, та культура, в которой мы живем и которая образует наши современные взгляды, в сущности просто исключает понятие греха. Потому что грех это, прежде всего, падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания». Но какое значение это может иметь для культуры, которая не знает и отрицает эту «духовную высоту», это «призвание» и оценивает человека не «сверху», а «снизу», — для культуры, которая если и не отрицает открыто Бога, то фактически вся, сверху донизу, материалистическая и потому рассматривает жизнь человека только с точки зрения материального благополучия, не признавая его высокого, трансцендентального призвания? В ней грех рассматривается главным образом как естественная «слабость», происходящая в основе от социального неустройства и поэтому исправляемая лучшей социальной и экономической организацией.

Поэтому современный человек, если он и исповедует свои грехи, уже не раскаивается в них. В зависимости от того или иного понимания им своих «религиозных обязанностей», он либо формально перечисляет свои прегрешения и нарушения обрядовых правил, либо же говорит с духовником о своих «проблемах», ожидая от религии своего рода терапии, лечения, которое вернет ему счастье и спокойствие.

Ни в том, ни в другом случае мы не видим раскаяния, потрясения человека, который, узрев себя как образ неизреченной славы, сознает, что он изменил этому «образу», запятнал и отверг его своей жизнью; нет раскаяния как печали о грехе, исходящей из самой глубины человеческого сознания, как желания вернуться, как отдачи себя Божьему милосердию и любви. Вот почему недостаточно просто сказать: «я согрешил». Эти слова приобретают свое подлинное значение и действенность только тогда, когда грех воспринят и пережит во всей его глубине и горести.

Почему многие считают Великий Канон скучным

После чтения канона Андрея Критского

Для того, чтобы по-настоящему «услышать» Великий Канон, требуется, конечно, знание Библии и способность усваивать значение библейских образов. Если в наши дни столь многие находят его скучным и не относящимся к нашей жизни, это происходит оттого, что вера их не питается из источника Священного Писания, которое для Отцов Церкви было именно источником их веры. Мы должны вновь научиться воспринимать мир таким, каким он открывается нам в Библии, научиться жить в этом библейском мире; и нет лучшего способа научиться этому, как именно через церковное богослужение, которое не только передает нам библейское учение, но и открывает нам библейский образ жизни.

Вот почему постный путь начинается с возврата к «исходной точке», к Творению мира, Грехопадению, Искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

* * *

После чтения канона Андрея Критского

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон – бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И еще – вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. Великий покаянный канон – не единственное сочинение святого Андрея Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского – более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришел на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяженностью. Так, Великий покаянный канон – отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского устава, который предписывал петь Великий покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5. Изначально же Великий покаянный канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы. Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создает свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Видео о каноне Андрея Критского:

Великий канон святого Андрея Критского – текст канона, перевод, АУДИО

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: