Женщина в православии. Церковное право и российская практика Е. В. Белякова, 2011

Факт 15

Никакого «языка русской деревни» — мата. Общение происходит радушно и просто, начиная с первых слов «здорово живешь!». Так они естественно приветствуют друг друга. Может быть, нам повезло, но, гуляя по поселению, мы не слышали бранного слова. Напротив, каждый поздоровается или кивнет тебе, проезжая мимо на машине. Молодые парни, останавливаясь на мотоцикле, спросят: «Чей ты будешь?», пожмут руку и поедут дальше. Молодые девушки отвесят земной поклон. Это поражает меня, как человека, жившего с 12 лет в «классической» русской деревне. «Куда все и почему это ушло?»— задаюсь я риторическим вопросом.

Старообрядческие кладбища первые шаги к разработке темы

М.С.Дроздов, Е.Н.Маслов

Большие города – столицы, губернские имели, чаще всего, отдельные старообрядческие кладбища: Громовское, Рогожское, Преображенское…И на этих кладбищах старообрядцы поддерживали свойственный им порядок захоронений. Как правило, на таких кладбищах устанавливались т. н. «Родовые» камни или монументы, например – на Преображенском кладбище: «Под сим камнем род потомственного почетного гражданина Ивана Никитича Зимина», в Гуслице в деревне Новой – монумент рода Руновых.

В т. н. малых городах и селах, где старообрядцы не составляли большинство, кроме редких исключений – Ржев, например, старообрядцы, в лучшем случае, получали отдельный участок на загородном кладбище. Если же кладбище располагалось при церкви, то место это располагалось уже за церковной оградой.

В Богородске, например, небольшой участок – на загородном кладбище в самом городе, а затем участок был выделен и на Глуховском кладбище. И в том и в другом случае участки были незначительные по площади и не соответствовали числу старообрядцев. Самое главное, что старообрядцы часто попадали в положение худшее, чем, например, евреи. Получали равные по площади участки кладбищ, при разнице в численности в десятки раз.

Из письма богородского священника Константина Голубева в консисторию:

Из письма причта церкви с. Петровского в консисторию:

Теперь о некоторых особенностях старообрядческих захоронений.

В Гуслице на могильном холмике часть можно увидеть камень, чаще – окатыш, реже – разной формы булыжник. Иногда выкрашенные, чаще всего, в синий цвет. Здесь такой камень называют окном. Историк С. С. Михайлов в одной из своих работ, в частности, пишет, что по поверьям Гуслицы на таком камне отдыхает ангел или «присаживается» душа умершего.

Такие камни мы встречали на старообрядческих могилах и в других местностях, но там они назывались – «Голгофой».

Во Ржеве совсем другая картина – на могилах т. н. фонари и целые киоты.

Интересны захоронения на кладбище беспоповцев в Псковской области около деревни Авдоши – здесь на могилах большие плоские камни с высеченными крестами, иногда – окрашенными, чаще – в белый и синий цвета.

Ярким примером нынешнего состояния кладбищ является Громовское кладбище в Петербурге. Разрушенные надгробия, снятые крышки саркофагов, поваленные кресты… Странно, но одновременно с разговорами о восстановлении православных святынь, в землю втаптываются поверженные кресты, память о предках повергается в полное забвение…

Следует обратить внимание на одну деталь: литые чугунные кресты на Глуховском и Громовском кладбище (а между ними почти 800 километров ) совершенно одинаковы

История движения

Староверов также называют старообрядцами, они являются адептами православного течения в России. Движение староверов создалось по вынужденным причинам. Дело в том, что во второй половине XVII века патриархом Никоном был издан указ, согласно которому необходимо было провести церковную реформу. Целью реформы являлось
приведение всех обрядов и богослужений к соответствию с византийскими.

В 50-х годах XVII века у патриарха Тихона имелась мощная поддержка царя Алексея Михайловича. Он пытался претворить концепцию: Москва – это третий Рим. В эту концепцию прекрасно должны были вписаться реформы патриарха Никона. Однако в результате произошёл раскол Русской православной церкви.

Это стало настоящей трагедией для верующих. Часть их никак не желала принимать новую реформу, ведь она полностью меняла их уклад и представления о вере. В результате этого и зародилось движение, представители которого стали называться староверами.

Те, кто был несогласен с Никоном, бежали как можно дальше в глушь, горы и леса и, не подчинившись реформам, стали жить по своим канонам. Нередко возникали случаи самосожжения. Порой горели целые деревни. Тему отличий староверов
и православных изучали и некоторые учёные.

Молитвы и слезы

Независимо от вероисповедания у восточнославянского крестьянства были приняты дневные и ночные бдения около усопшего вплоть до самых похорон. Положение во гроб сопровождалось оплакиванием — «голошением» женщин.

Над покойным с момента смерти до похорон (хоронили обычно на третий день) какая-либо женщина читала Псалтырь. У староверов надгробные молитвы читал начетчик; здесь же молились и распевали молитвы несколько старых женщин непременно с «лестовками» и «подручниками», без которых не обходилось ни одно моление старообрядцев.

Отпевание у старообрядцев Дальнего Востока так же, как и на Урале, заменялось пением по псалтырю канона «за единоумершего», совершалось иногда без наставника и могло происходить как дома, так и в моленной. Наставник вместе с певчими пел погребальный канон, произносил ему последнее напутствие, отпускал грехи. С умершим прощались. Лицо покойного закрывалось саваном и обычно уже не открывалось. Перед выносом тела снимают с него «пелену», которой был перевязан усопший, а также кольцо, сережки, т. е. все, что будет мешать в ином мире.

При выносе тела умершего из дома громко плакали и причитали. Это было не только эмоциональное выражение горя, но и общественное выражение любви к покойному, оценка его жизненного пути как со стороны близких, так и односельчан. Еще в середине XVI в. церковь наложила запрет на плачи, в которых она видела проявление языческих представлений о душе, признаваемой православием бессмертной. Запрещалось плакать и матерям по умершему ребенку, «чтобы не уронить на него своей слезы». Однако церковный запрет на плачи в крестьянской среде практически не соблюдался. Плакали в основном женщины, не родственницы. Умение плакать, «причитывать» было обязательным для каждой женщины. На Дальнем Востоке плачей и причитаний зафиксировано немного. Записи, сделанные сибирскими фольклористами, свидетельствовали об общем угасании этой традиции в Дальневосточном регионе.

В настоящее время по умершему в старообрядческой семье не причитают, а раньше, рассказывают, были и специальные плакальщицы. Характерно, что у эмигрировавших в Маньчжурию старообрядцев институт плакальщиц сохранился и был распространен вплоть до 50-х гг. XX в. Некоторые информаторы ссылаются на то, что в «Златоусте» пишется о том, что нельзя плакать об умерших. Согласно «Златоусту» староверы верили, что умерший в течение 40 дней проходит двадцать мытарств и только потом попадает в рай, если ничего не угодного Богу не сотворил.

Триллер для кающегося

Рыбацкое — южная окраина Питера с рядами однотипных высоток. Но и в этом сонном царстве есть своя достопримечательность — желтое трехэтажное здание, похожее на замок. Это храм староверов, называющих себя христианами Древлеправославной поморской церкви. Здание стоит немного на отшибе, как бы говоря о том, что дорога туда открыта не всем. В обители меня ждали Арсений и Татьяна Шамарины. Татьяна замужем за братом Арсения. Они не кровные родственники, однако, похожи несовременностью лиц. Голоса у обоих чистые, поставленные, что неудивительно. Таня поет на клиросе, Арсений — головщик (регент). Он определился с выбором в пользу служения, когда учился в университете. Думал об аспирантуре, но понял, что это отдалит от храма. Светской работы у него нет.

Круглолицый, румяный, в косоворотке под цвет глаз, 28-летний Арсений напоминает былинного героя. Рубаха с поясом для него привычная форма одежды, и она ему идет. На колоритного мужчину горожане реагируют по-разному: кто-то думает, что он из этнографического кружка, кого-то раздражает борода. На Татьяне длинная юбка, серая кофта, на лице ни грамма косметики. В храме не принято выделяться: прихожане и поют в один голос, и одеты одинаково.

Салоны красоты и фитнес-клубы Тане не нужны. В выходной ходит с мужем в парк, с ребенком — на аттракционы, встречается с родственниками. В театрах Арсений и его невестка принципиально не бывают. Когда спрашиваю, почему, Таня задумывается.

— Не стоит спрашивать женщину о причинах, об этом пусть говорят мужчины,— резонно замечает Арсений.— Ничего духовного в театре нет. А люди вместо того чтобы идти в храм, тратят время на зрелище. Все, что отклоняет от спасения души,— грех: телевизор, фильмы… Но смотреть или нет, каждый решает сам.

— У вас есть любимые фильмы? — интересуюсь я.

— Триллеры,— смущенно признается Арсений, помолчав.— Но это личный выбор, с верой не связанный. Фильм меня не уведет от веры, поэтому совесть позволяет. На исповеди скажу: «Прости, отче, смотрю кино». Получу епитимью, возможно, 10 лестовок (1000 поклонов). Я не стану смотреть фильмы о жизни Христа и богохульные. Когда ухаживал за будущей женой, мы ходили в кино, в театре был пару раз. В школе слушал русский рок. Мирская музыка греховна, так как нужна для услаждения. Понятно, что Рахманинов выше, чем попса или рок, и Толстого с Марининой не сравнить. Однако ко спасению души ни классическая музыка, ни литература не приведут. Выйти на духовный уровень помогают молитва, Писание, святоотеческие книги. Я читал Толстого и Булгакова, и мои дети прочитают. Вопрос не в том, можно или нельзя, а нужно или нет. Эти книги не нужны христианину.

А вот старовер Кирилл Кожурин сам пишет книги. Он кандидат философских наук, преподает в РГПУ им. А.И. Герцена, сочиняет стихи, занимается историей старообрядчества. Высокий щеголь с огненной бородой очень расстраивается, когда к староверам относятся как к «фольклорному элементу». Что не мешает ему любить наряды и коллекционировать косоворотки. Эта слабость простительна: наиболее консервативны — семьи священников и наставников, а обычные прихожане более демократичны. На прежней работе Кирилл Кожурин игнорировал корпоративы в пост. В новом коллективе празднует с коллегами старый Новый год после поста. Осознанно к вере он пришел в зрелом возрасте, хотя его предки по обеим линиям — староверы. Дед был наставником, отец работал директором Музея истории религии, свою веру, естественно, не афишировал, сына тайно крестили в отрочестве. С годами Кирилл стал задумываться об истории старообрядчества и подошел к мысли о возвращении к истокам и необходимости соединения веры и образа жизни.

Женщина в православии. Церковное право и российская практика Е. В. Белякова, 2011

— Перед службой я всегда кладу поклоны — «начал замирщения»,— смущенно улыбается мой визави, помешивая эспрессо в кафе.— Я много путешествую, бываю в ресторанах, люблю оперу — классические постановки. Кстати, многие деятели искусства были старообрядцами: Станиславский, Зимин… Смотрю исторические фильмы. Мне как историку и философу интересно все. Кстати, сериал «Раскол» понравился. Юлия Мельникова, сыгравшая боярыню Морозову, восхитила. Светскость нетипична для строгого старовера, но для меня старая вера — идеал, а я земной человек.

Вера потомственных старообрядцев не просто выбор, а суть человека, неотделимая от него, как национальность. Они бережно хранят ее, называют детей полными именами (коверкать имя — уничижать ангела-хранителя), надевают в храм косоворотки и сарафаны. Они — рядом с нами и — сами по себе. Вот уже больше 300 лет…

Факт 2

Несмотря на то, что они живут на земле, их заработки превышают заработки горожан.

В поселении почти у каждого старовера во дворе стоит ToyotaLandCruiser, просторный деревянный дом, от 150 квадратных метров на каждого взрослого члена семьи, земля, огороды, техника, домашний скот, заготовки и запасы… Они рассуждают категориями миллионов: «На одной только пасеке я поднял 2,5 миллиона рублей», — откровенничает дядя Ваня. «У нас нет нужды ни в чем, все, что нам надо, — купим. Но много ли нам надо здесь? Это в городе все, что заработал, уходит на продукты, а у нас тут они сами растут».

«Вот приехала сюда семья племянницы из Боливии, продали там технику, землю, привезли с собой 1,5 миллиона долларов. Они земледельцы. Купили 800 гектаров паханых земель в Приморском крае. Сейчас живет там. Все рады, все живут в достатке», — продолжает дядя Ваня. Вот после этого и думаешь: а так ли продвинута наша городская цивилизация?

Женщина в православии. Церковное право и российская практика Е. В. Белякова, 2011

Новые публикации

Памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой 26.11.2019

24 ноября 2019 года ушла из жизни председатель Попечительского совета фонда «Русский мир», известный учёный и общественный деятель Людмила Вербицкая. Людмила Алексеевна стояла у истоков фонда «Русский мир», она активно участвовала в деятельности организации, своими знаниями и безусловным авторитетом поддерживая и направляя его работу. Мы запомнили её жизнерадостным, увлечённым и ярким человеком. Людмила Алексеевна была лидером, умела заряжать энергией и создавать единомышленников.

«Спасибо, Константинополь!»: как сложилась судьба белоэмигрантов в Турции 26.11.2019

О жизни белоэмигрантов в Турции долгое время было известно очень мало. Хотя именно Константинополь стал главной перевалочной базой для сотен тысяч беженцев из России после Октябрьской революции и Гражданской войны. Возможно, это пробел очень долго так и не был бы восполнен, если бы не подвижнический труд нашей соотечественницы Марины Сигирджи. На днях она представила свою книгу «Спасибо, Константинополь! По следам белоэмигрантов в Турции».

Русская молодёжь Латвии в поисках своего пути 25.11.2019

В Риге прошла молодёжная страновая конференция русских соотечественников в Латвии. Молодые люди, представляющие разные политические партии и общественные движения, обсудили, на какой общей платформе они могли бы объединиться для сотрудничества в новых условиях.

«Словаки уже выходят за рамки стереотипных представлений о России» 25.11.2019

Год назад в Прешовском университете (Словакия) был открыт Русский центр. На сегодня это один из наиболее активно действующих подобных центров, сеть которых создана фондом «Русский мир» по всему миру. О ситуации с русским языком в Словакии, возможностях его изучения, о посетителях и мероприятиях центра мы поговорили с его руководителем Любомиром Гузи и методистом Габриелой Турисовой – сотрудниками Института русистики Прешовского университета.

Реликвии российских немцев 25.11.2019

В  минувшую субботу зал Молодёжного дома (Jugendhaus) баварского города Швайнфурт был переполнен. Здесь проходила презентация необычного проекта под названием «Частица Родины» (Ein Stückchen Heimat), в рамках которого российские немцы представили привезённые из России и Казахстана воспоминания и реликвии.

«В морду не бей, но смотри на него свысока». В Латвии разгорелся скандал из-за русофобского пассажа латышского классика 22.11.2019

Русофобия в Латвии с политических трибун и национальных кухонь уже добралась и до школьных программ. Скандал в стране разгорелся после того, как мама ученицы бывшей Русской рижской гимназии, а ныне обычной латвийской школы, заглянула в книгу, фрагмент из которой её дочка с недоумением прочла вслух…

Русский мир в Аргентине 21.11.2019

Недавно у Русского центра в Буэнос-Айресе появился новый руководитель. Им стала член Всемирного координационного совета российских соотечественников Сильвана Ярмолюк-Строганова. Одна из первых её задач – наладить сотрудничество между Университетом Буэнос-Айреса и ведущими российскими вузами. Но только этим планы не ограничиваются.  

Амазонка Серебряного века 19.11.2019

20 ноября исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус. Среди литераторов начала ХХ века она занимала совершенно особенное место. Умная, прозорливая, холодно-беспощадная в оценках, при этом тонкая и изящная, она поражала постижимым своеобразием. Александр Блок сделал запись в своём дневнике: «Единственность Зинаиды Гиппиус».

Факт 1

Жизненный уклад староверов практически не менялся уже более 400 лет. Дядя Ваня рассказывает:

И это лишь малая часть. Основательность и жизнестойкость этих людей потрясает. Убери сейчас у них машины или электричество — они не сильно пожалеют: ведь есть печка, есть дрова, есть вода из колодца, есть щедрый лес, река с тоннами рыбы, запасы еды на год вперед и опытные рабочие руки. Мне посчастливилось побывать на застолье по случаю приезда дочери. Картина маслом. Стол ломится, есть все, что недоступно в городских супермаркетах. Я такое видел только на картинках в учебниках истории: сидят бородатые мужики в рубашках-косоворотках с подвязанными поясами, шутят, смеются во весь голос, часто даже не понимаешь, о чем они шутят (к староверческому диалекту еще надо привыкнуть), но радостно от одного настроения, царящего за столом. И это при том, что я непьющий. Старорусское застолье во всей красе.

Женщина в православии. Церковное право и российская практика Е. В. Белякова, 2011

Факт 6

Поселения староверов есть по всему миру: в Америке, Канаде, Китае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Румынии, Австралии, Новой Зеландии и даже на Аляске. Сотни лет староверы уходили от гонений и раскулачиваний. «Срывали крестики. Заставляли бросить все. И наши бросили. Дедам приходилось по три-четыре раза в год переезжать с места на место. Возьмут иконы, посуду, детей и уезжают, — делится дядя Ваня. — И уезжали по миру. А там их никто не притеснял. Они жили, как русские: носили свои одежды, свой язык, свою культуру, свою работу… А прирастают староверы к земле с корнями. Как мне взять все бросить и уехать — не представляю. Выдирать придется только с кровью. Сильные были наши деды».

Теперь ездят староверы по миру друг к другу в гости, знакомят детей, делятся чистыми семенами для огорода, новостями и опытом. Там, где староверы, там начинает плодоносить земля, которую местные считали неплодородной, развивается хозяйство, зарыбливаются водоемы. Эти люди не сетуют на жизнь, а берут и делают свое дело изо дня в день, помаленьку. Те, кто далеко от России, тоскуют по Родине, кто-то возвращается, кто-то нет.

Женщина в православии. Церковное право и российская практика Е. В. Белякова, 2011

Факт 11

Свадьба — один раз и на всю жизнь. Возвращаясь из армии, сын начинает задумываться о своей семье. Происходит это по велению сердца. «Вот вошла Аннушка в дом, где мы готовились к празднику, и я сразу понял — это мое, — рассказывает дядя Ваня. — И пошел я свататься к ней в семью. В мае мы познакомились с Аннушкой — в июне уже сыграли свадьбу. И я не представляю себе жизни без нее. Мне спокойно и хорошо, когда я знаю: моя жена постоянно рядом со мной». Единожды выбрав жену или мужа, староверы связывают себя с ними на всю жизнь. Речи о разводе быть не может. «Жена дается по карме, как говорится», — смеется дядя Ваня. Они не выбирают долго друг друга, не сравнивают, не живут гражданским браком, их сердца с многовековым опытом помогают им определить «единственного» на всю жизнь.

Похоронно-поминальные обряды восточных славян на юге Дальнего Востока

Один из наиболее значимых обрядов в семейно-бытовом укладе восточных славян — похоронно-поминальный. Для него характерны достаточно продолжительная устойчивость всего ритуала и в определенной степени однородность локальных вариантов. Эволюционируя, как и другие семейные обряды, похоронно-поминальный обряд не отторг языческую архаику, которая с принятием православия была синкретизиро-вана христианской идеологией, обогатилась элементами традиционной культуры, народных представлений о жизни и смерти, нормами обычного права и крестьянской этики. Содержательная и функциональная много-слойность этого обряда сделала его, по мнению исследователей, противоречивым и затруднительным для понимания. Тем не менее учеными немало сделано в мировоззренческом осмыслении и описании оформления погребально-поминального культа, его структуры, степени сохранности дохристианских компонентов.

Традиционный похоронный обряд у русских, украинцев и белорусов, по мнению исследователей, в целом однороден. В нем продолжительное время устойчивы как архаические обрядовые элементы, так и целый комплекс представлений о взаимоотношениях живых и мертвых, свойственных не только восточнославянским, но и другим народам.

Краткий ретроспективный экскурс в эволюцию погребально-поминального культа возможен лишь при привлечении широкого круга исторических, лингвистических, этнографических, археологических и других источников. В этом отношении прекрасный материал дают фундаментальные исследования археологов, этнографов, фольклористов и других исследователей.

Наша задача гораздо скромнее: показать по мере возможности степень сохранности типологических черт похоронно-поминальной обрядности восточных славян, и прежде всего русских, в условиях Дальневосточного региона.

Я искал подругу жизни

— Мои дети сразу видели, одобряем мы их выбор или нет,— говорит Владимир Шамарин.— В хорошей семье и слова излишни. У дочери в ранней юности был избранник-старовер, но нам с женой он виделся неподходящим по ряду причин. Несмотря на сильную влюбленность, этот союз не состоялся…

В старообрядчестве брачные правила до сих пор соблюдают очень строго: семью нельзя создавать не только родственникам до 8-го колена, но и кумовьям, и сватам. Жизнь староверов циркулирует внутри общины, члены которой друг друга знают. Браки с иноверцами не приветствуются: пришлому необходимо принять крещение избранника-старовера. Разводы не приняты. Целомудрие до свадьбы по умолчанию. Часто будущие супруги знакомятся в церкви. Общины организуют выезды на природу, фестивали. Большинство семей не планируют беременность.

Мы встретились с отцом Игорем Карваненом после службы в храме в Транспортном переулке. В 2005-м Свято-Троицкий храм отдали старообрядцам-поповцам. В обители скромно, алтарь пышностью не отличается. Батюшке 46 лет. Отец Игорь рассказывает негромко, даже застенчиво:

— Мама из старообрядцев, отец был финном-лютеранином. Родители жили без венчания. Маму тяготило, что она живет, нарушая закон. Нелегко жить с человеком, когда нет понимания в вере.

Демобилизовавшись, Игорь стал искать жену из своего круга, не желая наступать на родительские грабли. Искал не «барби», а мать будущих детей. В поисках прошел год, пока жизнь не забросила его в станицу Старая Некрасовка. Там Игорь познакомился с 16-летней дочерью уставщика (так старообрядцы называют человека, следящего за соблюдением устава богослужения) Анютой… После окончания школы Аня прилетела в Петербург. Обвенчались. Сейчас у супругов Карванен две взрослые дочки и сын-школьник. Молодой человек старшей, Серафимы, тоже старообрядец.

Женщина в православии. Церковное право и российская практика Е. В. Белякова, 2011

— Мы с мужем познакомились в храме,— вспоминает флорист Алла Паныш, прихожанка храма отца Игоря.— На нашей свадьбе столы стояли во дворе храма. Ведь мы не отмечаем свадьбы в ресторанах. А вот нынешняя мода бросать букет прижилась и у староверов. Все больше из-за подружек невесты, которые надеются его поймать.

Дети из старообрядческих семей воспитываются в строгости. Если молодой человек начинает ухаживать за девушкой, значит, присматривается как к будущей супруге. Прежде чем сделать предложение, будущий муж ухаживал за Аллой 3 месяца. Гуляли по городу, ходили в театр. Сегодня у Аллы Паныш, мамы четверых детей, расписан каждый час. В выходные семья едет на службу из пригорода в Петербург, с 3 лет дети посещают воскресную школу. Телевизора дома нет, дети в Сети не висят — только по делу, в компьютерные игры не играют. Цветы от мужа Алла получает не 8 Марта, а в день ангела, годовщину свадьбы, День Петра и Февронии и праздник жен-мироносиц…

Факт 4

Вера — формирующая основа общины. Община регулярно встречается не в магазине или в пивнушке, а на молитве. Праздничная, пасхальная служба, к примеру, длится с 12 ночи до 9 утра. Дядя Ваня, пришедший утром с пасхальной молитвы, рассказывает: «Кости ломит, стоять, конечно, трудно всю ночь. Но сейчас такая благодать на душе, столько сил… не передать
». Его голубые глаза искрятся и горят жизнью.

Я представил себя после такого мероприятия и понял, что упал бы и спал еще трое суток. А у дяди Вани сегодня следующая служба: с двух до девяти утра. Обычной службой называется та, которая длится с трех до девяти утра. Проводится она регулярно, каждую неделю. «Без попа», — как говорит дядя Ваня. «У нас все участвуют: читают и поют все», — добавляет Аннушка.

Вот как. Что бы я ни читал про староверов, об этом действительно практически ничего не говорится. Скромно умалчивая главное: люди сами принимают решения, а не церковь за них. Вот в чем их главное отличие!

Путь старовера

— Что нас держит вместе? — спрашивает служитель Древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) Арсений Шамарин и отвечает: — Осознание истинности своего пути. Понимание, что именно мы несем православную веру, которую пытаемся сохранить и передать детям. У нас каждый сам в ответе за спасение своей души. Не батюшка спасает. Мне дали веру — я принял, никто не принуждал. Фактически реформа XVII века должна была разрушить осознанную веру. Сделать из таинств и чинов обряды, а молитву превратить в требоисполнение — поставить свечу, отпеть, окрестить.

От реформ XVII века, загнавших часть верующих в раскол, до сегодняшней поддержки староверами российской политики на Украине — рукой подать. К Киеву у староверов свой счет. Они помнят, что Русскую церковь изуродовали при Алексее Михайловиче и Никоне по киевскому образцу. От малороссов и белорусов пришли в Россию новые книги и новые обряды. А в XVIII веке уроженцы Западной Руси, заправлявшие духовными делами в Синоде, преследовали раскольников, на их счету тысячи загубленных жизней. Поэтому к Украине и сейчас настороженное отношение, а среди приверженцев «исконной» веры упорно ходят слухи о старообрядческом происхождении российского президента.

Старовер воспитывается в строгих правилах — религиозных и бытовых. Из-за этого может показаться, что староверие близко к фарисейству. Однако человеку, считают староверы, необходимы правила! Особенно на начальном этапе духовного развития. Кто-то ходит в моленную, потому что так делали родители. Кто-то знает правила и старается их соблюдать. Кто-то постиг нечто большее. Но самое главное в вере — это глубокое осознание…

— Старообрядчество — это русский религиозный национализм,— в личном разговоре сказал один из моих собеседников.— Все-таки в основе староверия лежат идеи о Москве — третьем Риме и о превосходстве русских (нового Израиля) над прочими народами.

Не все понимают, чем отличается старообрядчество от современного православия. Порой староверы кажутся экстравагантными, оригиналами, воплощением «потерянной России», что трогает утратившего связь с прошлым современника. Жизнь старовера вращается вокруг церкви и замыкается общиной и храмом. Этим объясняется самодостаточность староверов, воспринимаемая посторонними как нелюдимость и высокомерие. Смешивание с чужими грозит потерей самоидентификации «своих». Как и любые ортодоксы, староверы считают себя носителями истины. Как ни странно, сохранить веру в крупных городах, несмотря на их соблазны, проще. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани исстари существовали большие общины с храмами. К тому же в мегаполисе легче было затеряться в советское время. Толерантные столицы к старообрядцам относятся нейтрально. В селах и деревнях все друг друга знают, поэтому уживаются мирно. А вот в небольших городах случаются конфликты. Прихожанин ДПЦ Алексей Безгодов семь лет назад переехал из Москвы в Великий Новгород и почувствовал разницу в отношении к нему местных жителей.

— Люди считают: если ты старовер, почему не в лаптях и живешь не в тайге? В Новгороде и небольших городах из-за бороды (а попробуй с бородой устроиться на работу!) к нашим часто цепляются. Не раз незнакомые люди подходили ко мне со словами: «Дай бороду поносить!» или «Давай обрею»… ZZ-top, Дед Мороз, бен Ладен — самые безобидные оскорбления. И с кулаками нападали.

Десять лет Валерий Бутузов искал истину, занимаясь этнической психологией в СПбГУ. Университет оставил, а к истине пришел через старообрядчество. Воцерковился 14 лет назад. Валерий долго искал свой храм, а услышав знаменный распев, понял, что попал на свое место.

— Старообрядчество — это поиск истины,— размышляет Бутузов.— О своей вере я не кричу, но и не скрываю ее. Я не из тех, кто по поводу и без говорит о своей вере. Потребность убеждать окружающих в своей правоте возникает от слабоверия.

В вопросе о перспективах староверия представители разных согласий единодушны.

— В старообрядчество приходит множество людей,— говорит старовер из Москвы Дмитрий Урушев.— Правда, некоторые не выдерживают строгости и уходят. Однако народу столько остается, что из новоприбывших создаются приходы. Но это в крупных городах.

— Наш мир не настолько замкнут, как представляется со стороны,— размышляет наставник ДПЦ Владимир Шамарин.— Он пополняется и через браки, и за счет прихода людей, которым неприятен казенный церковный официоз. Старая вера не погибнет, пока крещенные в ней будут ощущать себя староверами.

Традиции родительского дня

Обращение к предкам входило органично во все календарные обычаи. Так, рождественское ряжение, по мнению исследователей, так или иначе связано с предками, с представлением об участии умерших в жизни живых, а некоторые «ряженые» (маски), безусловно, персонажи святочных «игр» в покойника. Особенно ярко эта сторона крестьянских воззрений выразилась на Фоминой неделе, следовавшей за пасхальной. Родительский день во вторник этой недели (как и в древности, у восточных славян Дальнего Востока она называлась «радуницей) считался «родительской пасхой». Накануне этого дня на Урале для умерших предков топили баню, приносили туда все необходимое для мытья, но сами топившие тут же удалялись. Нахождение в этот момент в бане живых считалось опасным для них, так как покой предков оберегал банник.

В самый родительский день вставали рано. Одни шли в церковь с кутьей (там служили панихиды и поминали умерших), другие готовили дома обильный поминальный обед. К возвращению ушедших в церковь накрывали поминальный стол, но сами домочадцы удалялись в соседнее помещение, чтобы не мешать трапезничать покойникам. Спустя определенное время семья возвращалась к праздничному столу и приступала к обеду.

Этот вариант обрядов родительского дня бытовал и на Дальнем Востоке в селах, где располагалась церковь или в ближайших от нее деревнях. В любом случае непременным было и посещение кладбища. В сельской местности Дальнего Востока кладбище посещается в этот день до настоящего времени. Этот обряд нам приходилось наблюдать весной 1971 г. в селе Харитоновка Шкотовского района Приморского края. Уже около десяти часов утра местные жители, преимущественно женщины, потянулись на кладбище. Застилали «свои» моги-лы скатертями светлых тонов, на кресты развешивали рушники. У подножия намогильного креста положили крашеные яички, сладости. Катали на могилах яйца, целовали их — «здоровались» и «христосовались» с умершим. Слышны были и причитания и «разговоры» с покойником. Женщины ходили по кладбищу, посещали другие могилы. К середине дня подошли мужчины, молодежь и даже те престарелые женщины, которые уже почти не выходили из дома. Взявшись за руки, все, кто был в силах, трижды обошли вокруг кладбища с пением молитв. Затем разбились на родственные и региональные группы (к примеру, уроженцы Пензенской области собрались все вместе, точно так же объединились черниговцы) и рядом с могилами устроили поминальный обед. Закончилось поминовение умерших вождением хороводов с одновременным исполнением традиционных песен.

Факт 5

Семья — это основа жизни. И здесь это понимаешь на все 100%. Средняя численность семьи составляет восемь детей. У Дяди Вани семья небольшая, всего пятеро детей: Леонид, Виктор, Александр, Ирина и Катерина. Самому старшему – 33, младшему – 14. А вокруг роится просто несчетное количество внуков.

Детей воспитывают всем родом, они с малых лет помогают в хозяйстве. Большие семьи здесь не тяготят, как в тесной городской квартире, а дают возможность опоры, помощи родителям и развития всему роду. Опираясь на семью и род, эти люди решают все вопросы жизни: «У нас в каждом староверческом поселении обязательно есть родственник».

Родственник — понятие очень объемное для старовера: это как минимум группа поселений, включающая несколько деревень. А чаще и гораздо больше. Ведь чтобы крови не смешивались, молодым староверам приходится искать себе пару в самых отдаленных уголках нашего мира.

Женщина в православии. Церковное право и российская практика Е. В. Белякова, 2011

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: