ПРИЧАСТИЕ

БОГОСЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА

Вот всё и исполнено. Прочитано молитвенное правило, исповеданы грехи, прослушана Литургия, причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские Врата.

Со страхом Божиим и верою приступите…» – провозглашает диакон в храме. Вера и страх Божий – вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше

Здесь нет места разговорам и суете, нет места уклонению своим вниманием к иконам, к святым мощам, но всё внимание должно отдать Христу Спасителю, присутствующему во Святой Чаше Своим Телом и Кровью. А на практике? Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди разговаривают, подчас толкают друг друга, стараются, как можно раньше, достигнуть Святых Даров, не внимают увещаниям священника

А ведь недостойным поведением перед Чашей можно в мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения и обрести в Святом Таинстве не жизнь вечную, а осуждение и Божию кару. Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять те немногие правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь.

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ

Раньше, даже во времена гонения церкви, бабушки все равно посещали храмы и водили на литургию своих детей, а потом внуков. Но, если говорить о православной грамотности, то ее почти не было. Каждый поступал так, как считал нужным, ведь люди боялись не то чтобы спросить, а и вести любые разговоры о Боге или церкви.

Сейчас эти дети и внуки выросли, но все также продолжают посещать храм. У них часто возникает вопрос: можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ, ведь бабушки учили одним правилам, а каноны церкви подразумевают совсем другое.

  • Посещение храма – это особенное событие, ведь мы встречаемся с Богом, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине.
  • Человек должен осознавать, что это праздник. Поэтому чистить зубы, мыться, умываться и принимать душ нужно
    ОБЯЗАТЕЛЬНО
    . В правилах церкви прописано, что если человек будет чистить зубы и глотнет немного воды или пасты, то это не считается, что он пил воду или ел. Нужно реально смотреть на ситуацию, используя мудрость и свой разум, которыми наделил нас Бог.
  • Также необходимо надевать чистые и красивые одежды. Божественная литургия — это праздник, встреча с Богом, жизнью в молитвах. Об этом нужно помнить, и тогда не будут возникать вопросы, можно ли мыться и как нужно одеваться.

Храм должен занимать особое место в жизни каждого христианина. Это дом Бога, куда мы должны приходить без скорби и уныния.

Что нельзя еще делать в день причастия

Житейский опыт многих людей говорит о том, что получить легче, чем удержать

Точно также можно сказать и о духовном опыте — важно уметь пользоваться даром — это самое тяжелое, что ожидает получателя. Что нельзя еще делать в день причастия? Вот несколько советов:

  • Грешить, раздражаться и прибывать в унынии.
  • Целовать животных, а также тискать их и разговаривать с ними.
  • Кашлять и сморкаться можно, но в платочек, а не сплевывать на землю.
  • Жевать жевательную резинку.

Существует такое сказание, что изгнанная нечисть после Причащения бродит по лесам и полям, и не нашедшая пристанища думает: «А не вернуться ли обратно в дом?». Она возвращается снова к человеку — духовно чистому после Причащения и призывает с собой еще 7 духов. Поэтому часто бывает, что после Причастия человек начинает грешить еще больше

Важно сохранить то состояние и благодать, данные во время принятия Святых Даров. Не нужно зацикливаться на суеверии, необходимо читать молитвы и каноны и жить согласно заповедям Господним

КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ КРЕЩЕНИЕМ и ПРИЧАСТИЕМ ЗАЧЕМ ПРИЧАЩАТЬСЯ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ

Крещение – это необходимое условие вхождения в Церковь. Другими словами, человек становится официально членом Церкви. А для того, чтобы из этого что-то получилось, есть Литургия и ее центральное предназначение – Причастие. Через Крещение человек входит в Церковь, через Литургию – воспитывается, растет, укрепляется и приближается к Богу.

Молитвы всех Таинств – очень глубоки по смыслу и очень красивые по своей образности. Вот, на мой взгляд, отрывки из молитв Таинства Крещения, которые наилучшим образом объясняют, ЗАЧЕМ крестят.

  1. .. и вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися… и назидай его на основании Апостол и пророк Твоих, и да не низложиши, но насади его насаждение истины, во святей Твоей соборней и апостольстей Церкви, и да не восторгнеши: яко да преуспевающу ему во благочестии.

(я, конечно, могу пересказать своими словами, но не рискну  

  1. …общник и воскресения будет: и сохранив дар Святаго Твоего Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным написанным на Небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе.

Они так быстро прочитываются, что на слух и при быстром темпе ничего не понятно! А жаль. Единственный выход – прочитать дома самому.

Лично мне, даже если бы я ничего не знала из того, что здесь пишу, нравится щедрость пожеланий в любом Таинстве, будь то Венчание, Елеосвящение, Рукоположение… Так  же и здесь: когда помазывают миром грудь (перси , уши и ноги, говорят: «Во исцеление души и тела», «В слышание веры», «Во еже ходити ему [или ей по стопам заповедей Твоих».

Причащение младенцев и детей

Для младенцев (маленьких детей дошкольного возраста) в зависимости от возраста в той или иной мере отменяются все условия, как дисциплинарные, так и сущностные. Происходит это под одним условием. Церковь крестит и причащает неразумных младенцев по вере их родителей. В древней Церкви крещение младенцев происходило только тогда, когда доподлинно было известно о христианской жизни их родителей, а также об их членстве в той или иной христианской общине. Дополнительным гарантом за церковность семьи выступали восприемники (крестные) детей. Основным мотивом, который допускает подобную практику является то, что в семье где все причащаются Христа и живут церковной жизнью младенец, не имеющий возможности соединиться со Христом, предстает как некое досадное «средостение» в семье между причащающимися родителями. Поэтому крайне желательно, чтобы причащение младенцев совершалось совместно с семьей или хотя бы вместе с одним из родителей. Ситуация, когда регулярно и часто причащают маленьких детей, а родители причащаются несколько раз в год, или не причащаются вовсе – не должна признаваться нормой

Для Церкви очень важно участие в Евхаристии всей семьи. Если в семье есть дети, то очевидно дисциплинарные требования для обоих родителей (а особенно для мам) значительно смягчаются

А для кормящих и многодетных матерей, в случае необходимости, они могут быть и полностью отменены.

По сложившейся традиции дисциплинарные условия в полноте не распространяются и на детей более старшего возраста. Исповедь происходит, как правило, не раньше семилетнего возраста (а в случае индивидуальной неготовности ребенка и позже, например, в 9 или 10 лет). Меру телесного и литургического поста, молитвы, участия детей в богослужении необходимо определять родителям, согласовываясь со священником

Важно постепенно и мягко воспитывать в ребенке стремление и возможность воздержаться от приема пищи и по возможности воды перед Причащением, сообразуясь при этом с физическим, моральным состоянием ребенка, с временем, потраченным на дорогу к храму, с продолжительностью богослужения, с усталостью ребенка. Литургический (а тем более телесный) пост не должен быть ни физически, ни морально обременителен для маленького христианина и затмевать его радость встречи со Христом

Важно воспитывать в ребенке собственную волю в этих вопросах подготовки, пускай ребенок откажется даже от самого малого или ничтожного, но сделает это сам, собственной волею, чем он что-то будет делать подчиняясь родителям или «из под палки». Недопустимо причащение младенцев (маленьких детей) в случае явного их нежелания и противления

Необходимо в этом случае, успокоить ребенка, а в следующий раз лучше подготовить к приему этого великого Таинства

Недопустимо причащение младенцев (маленьких детей) в случае явного их нежелания и противления. Необходимо в этом случае, успокоить ребенка, а в следующий раз лучше подготовить к приему этого великого Таинства.

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 23 собеседование – Третье Аввы Феоны о желании добра и делании зла, гл.21 // Писания. Изд. ТСЛ, 1993, с.605.
Мч. Иустин Философ, «Первая» Апология, поданная на имя императора Антонина, п.67, стр. 99.

ПРАВИЛА ПОДХОДА К СВЯТОЙ ЧАШЕ

 – После окончания проповеди или чтения поучения нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Святых Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми.

 – Перед Чашей надо сделать земной поклон.

 – Когда отверзаются Царские Врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться.

 – Подходить к чаше надо с правой стороны храма, а левую сторону оставлять свободной.

 – Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети, мужчины и женщины. Нужно уступать ближним дорогу и ни в коем случае не толкаться.

 – Женщинам, готовящимся причаститься, и вообще всем, идущим в храм, нельзя пользоваться косметикой.

 – Подойдя к Чаше, надо громко, отчетливо и внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христовы, немедля проглотить их, не крестясь поцеловать нижний край Чаши, символизирующий ребро Христово, и сазу пройти к столику с запивкой, где съесть антидор и выпить теплоту, запить Причастие.

 – У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и опрокинуть Святые Дары.

 – Во время причастия нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.

 – Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день – страшный грех.

 – Только после запивки можно прикладываться к иконам.

 – В этот день в храме после Причастия не принято становиться на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.

 – До окончания богослужения из церкви не уходить. Дома следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении. Если благодарственные молитвы читаются в храме, следует внимательно выслушать их.

 – В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, как можно чаще, со страхом Божиим, вспоминать, а лучше – постоянно помнить о том, что с нами сотворил Бог в Таинстве Причащения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56), и потому не только в храме или в кратчайшее время по выходе из храма, но и во все дни жизни быть особенно внимательным к себе, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Всё это обязательно и для детей с семи лет.

Православный должен причащаться как можно чаще. Не причащаясь по уважительным причинам, должен причаститься хотя бы пять раз в году – по разу во все многодневные посты, а также в день тезоименитства (именин). Если в местности нет храма, то нужно во что бы то ни стало изыскать возможность причаститься хоть раз в году, не реже – иначе можно отпасть от Церкви.

Конечно, причащаться нельзя для «галочки», ради исполнения определенных количественных норм. Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина потребностью души, как пища для тела, без осуществления которой нельзя прожить.

В выпуске использованы материалы изданий: «Азы православия», издательство САТИС, Санкт-Петербург, 1996; «Закон Божий», издание Сретенского монастыря; «Первые шаги в православном храме», Москва, Даниловский благовестник, 1997; из творений Святителя Игнатия Брянчанинова.

Оценить статью

Статьи на эту тему

Как карма проявляется через детей? Основы ведической культуры
Как печально, что вокруг почти никто не понимает, что жизнь-это сложнейший экзамен. Все хотят наслаждаться, получать удовольствие, удовлетворение, пытаются использовать друг друга для этого и расстраиваются, когда кто-то мешает им наслаждаться или не дает наслаждение.
Жена обижается на мужа, когда он её не развлекает, а развлекается отдельно от неё со своими друзьями или подругами. И это только начало вступления в действие семейной кармы, всю тяжесть которой мы ощущаем после рождения наших детей…

Дед Мороз и Санта Клаус коллеги?
В конце 1930-х годов в России официально появляется Дед Мороз. Новогодний сказочный персонаж и не в коем случае не рождественский. Такой добрый дедушка, который ездит на тройке лошадей и приносит советским детям подарки. Никакой связи с христианским учением или славянским язычеством Дед Мороз конечно не имеет…

Народные поверья о Медовом Спасе и Яблочном.
14 августа православные празднуют Медовый Спас, а 19 августа Яблочный Спас. Начало сбора мёда и яблок. Каждый из этих праздников связан со множеством традиций, соблюдение которых по народным поверьям может защитить от неприятностей и даже поможет исполнению заветных желаний!
Главное, что нужно сделать на Медовый Спас-это освятить мёд в храме. Так же в этот день принято печь медовики и медовые пряники. Угощать ими друг друга и раздавать нуждающимся.

Осипов А.И. Любовь, брак, семья. Разговор со взрослыми
«Любовь, брак и семья» — тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, «горизонтальной» стороны жизни человека, в современных условиях приобретающая особенную остроту. «Горизонтальность» эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружаться в глубины распущенности, противоестественности и измен. Эти векторы в огромной степени определяются уже в юные годы жизни человека

Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос». Эрос — античный бог любви

Но почему время, когда в человека «вселяется Эрос», философ назвал «роковым»?

Открытки к Пасхе своими руками
Пока старшие члены семьи выпекают куличи, готовят творожную пасху и красят яйца, дети могут занять себя изготовлением красивых открыток, которые можно будет подарить друзьям и близким при встрече. Ведь в вашей семье принято дарить друг другу открытки на Пасху? Если нет-нужно срочно восполнить этот пробел и список ваших семейных традиций приятно пополнится.

6

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Перейти в рубрику
Ребенок и религия. Статьи

ГОВЕНИЕ

«Ядущий пиющий недостойно суд себе яст и пиет» – вразумляет нас Апостол Павел.

Уставом Церкви издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней (каждому по силам его, и по рассуждению духовника; в среднем пост длится 3 дня, усердствующие продлевают го до 7 дней, в крайних случаях, либо по телесной немощи допускается пост в течении 1 дня) – воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц, и вообще умеренность в еде и питье, и воздержание от супружеских отношений на это время. Желающий достойно причаститься должен больше и усерднее молиться дома, чаще посещать Богослужения – каждый по мере своих сил и духовного опыта. Готовящийся к Святому Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от всякой злобы, осуждения, непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Есть добрый обычай – после исповеди и до Святого Причащения не есть, не пить, и не курить. Безусловно, запрещается это накануне Святаго Причащения, после полуночи. К воздержанию от пищи и питья перед причащением надо приучать и детей с самого раннего возраста.

ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВА

Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя, которые Он изрёк ещё при обетовании о Таинстве Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Само Таинство Причащения Иисус Христос установил во время Тайной Вечери, накануне Своих Крестных страданий и смерти. Благодаря Бога Отца Он взял хлеб, преломил и подал его ученикам, говоря: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Потом, взяв чашу, и так же, благодаря Бога Отца, подал её ученикам, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; Мк 14, 22-24; Лк. 22, 19-20; 1 Кор. 11, 23-25). Установив таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое воспоминание».

В этом Таинстве православный христианин под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни, потому что прежде всего Христос вечен. Таинство Причащения совершается, и будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века, за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это таинство называется «Евхаристией», что значит «Благодарение».

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом, смирением и покаянием. Подготовка к Таинству называется – говение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: