Костромская область

Пожар

Костромская областьЦерковь Преображения на территории Ипатьевского монастыря

4 сентября 2002 года в Ипатьевском монастыре, вскоре после закрытия музея, загорелась деревянная церковь Преображения. Начинающийся пожар случайно заметил плотник, и вскоре с огнем боролись и работники музея, и монахи местного монастыря. Однако когда за дело взялись пожарные, над монастырем уже стоял огромный столб пламени, горящие деревянные ошметки несло за монастырские стены на находящийся в сотне метров музей деревянного зодчества. После засушливого лета церковь сгорела как спичка; хорошо еще, что пожарным, на которых буквально плавились огнеупорные костюмы, удалось отстоять сам монастырь.

Сгоревшая церковь была уникальным памятником. Построена она была в 1713 году в низине у села Спас-Вежи, куда во время половодья достигал волжский разлив. На Волге церкви обычно ставились просто на возвышенностях, но в этом селе строители пошли иным путем – церковь была поставлена на сваи. Всего в России свайных церквей было три – еще две находятся в Кижах. Кроме того, само архитектурное решение (оригинальный вариант «клетской» схемы, который описывается даже в знаменитой «Истории русского искусства» И.Э.Грабаря, равно как и в других учебниках по архитектуре) делало церковь просто неповторимой. Это понимали уже столетие назад, и когда в начале XX века местные прихожане захотели заменить ее на каменную постройку, из Императорской Археологической комиссии поступил строжайший запрет, – церковь Преображения уже тогда была признана национальным достоянием.

В 1956 г. создавалось Горьковское водохранилище, и, чтобы спасти церковь от затопления, ее перенесли на территорию «Нового города» Ипатьевского монастыря. С того времени церковь Преображения стала настоящим символом Костромы, не меньшим, чем знаменитая каланча на центральной площади или сам Ипатьевский монастырь. Но пережив все перипетии XX века, она превратилась в прах из-за нелепой случайности.

Случайности ли? Анализ причин, приведших к гибели этого уникального памятника, заставляет вспомнить о борьбе, которая уже десять лет идет между епархией и музеем. Но сначала

Настоятели код

Список настоятелей

  • Феогност, игумен (1511)
  • Паисий, игумен (1537)
  • Вассиан, игумен (1558—1566)
  • Никандр, игумен (1572—1574)
  • Порфирий, игумен (?-1582)
  • Варлаам, игумен (1582—1584)
  • Гурий Ступишин, строитель (1585—1598)
  • Иаков, первый архимандрит (1597—1606)
  • Феодосий, архимандрит (1608)
  • Кирилл, архимандрит (1613—1616)
  • Иосиф, архимандрит (1617—1622)
  • Пафнутий, архимандрит (1622—1631)
  • Тихон, архимандрит (1631—1640)
  • Иосиф, архимандрит (1640—1641)
  • Авраамий, архимандрит (1642—1646)
  • Сергий (Шелонин), архимандрит (1646—1649)
  • Гермоген, архимандрит (1649—1653)
  • Тихон, архимандрит (1653—1663)
  • Мисаил, архимандрит (1663—1666)
  • Кирилл, архимандрит (1666—1670)
  • Феодосий, архимандрит (1670—1674)
  • Антоний, архимандрит (24 января 1675—1683)
  • Пахомий, архимандрит (1683—1684)
  • Феодосий, архимандрит (1684—1692)
  • Паисий, архимандрит (1692—1698) скончался в Москве 28 мая 1701 года
  • Симеон, архимандрит (12 сентября 1698 — 22 января 1711)
  • Тихон, архимандрит (1711—1720)
  • Гавриил (Бужинский), архимандрит (22 января 1721 — 24 марта 1722)
  • Серапион, архимандрит (1722—1730)
  • Платон (Малиновский), архимандрит (14 апреля 1730 — 12 августа 1732)
  • Амвросий (Юшкевич), архимандрит (1732—1734)
  • Никодим (Сребницкий), архимандрит (июль 1734 — 18 января 1736)
  • Пимен (Савёлов), архимандрит (февраль 1736 — 29 июня 1740)
  • Феофилакт (Губанов), архимандрит (9 октября 1740 — 14 сентября 1743)
  • Симон (Тодорский), архимандрит (12 сентября 1743 — 31 марта 1745)
  • Платон (18??—1845)
  • Иаков (в миру Беневоленский Мартын Евплаксиевич), архимандрит
  • Николай (Покровский), архимандрит (1918 — 1 марта 1919)
  • Иероним (Тестин), архимандрит (17 июля — 31 октября 1996)
  • Павел (Фокин), архимандрит (1996—2002)
  • Иоанн (Павлихин), архимандрит (2004—2011)
  • Алексий (Фролов), архиепископ (2011—2013)
  • Ферапонт (Кашин), епископ (2013—по наст. вр.)

Советский период | код

Уничтоженная в 1934 г. церковь Рождества Богородицы (автор фото С. М. Прокудин-Горский, 1910 год)

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.

Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.

В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса

В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.

Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь

Костромская областьОснователь обители преподобный Иаков Железноборовский происходил из семьи галичских бояр Аносовых. После смерти родителей он поступил в монастырь преподобного Сергия Радонежского и принял монашеский постриг от руки самого «игумена земли Русской». Испросив у аввы Сергия благословение на возвращение в родные места, преподобный поселился в уединении вблизи села Железный Борок; такое название объяснялось тем, что рядом с селом находился огромный бор с залежами железной руды, которую издавна добывали местные жители. Около двух десятилетий святой Иаков подвизался в одиночестве, затем к нему стала собираться братия. Около 1390 года, построив небольшую деревянную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, преподобный положил начало новому монастырю. Отошедший ко Господу 11 апреля 1442 года, угодник Божий был погребен в стенах основанной им обители. Учеником и сподвижником преподобного Иакова был преподобный Иаков Брылеевский – основатель Брылеевской пустыни, располагавшейся в нескольких верстах от Железноборовского монастыря.

В начале XVII века в обители проживал – а по некоторым данным, даже был пострижен вКостромская область монашество – Григорий Отрепьев, будущий самозванец Лжедмитрий I. В 1613 году состоялось обретение святых мощей преподобного Иакова, оставленных затем пребывать под спудом. В 1686-1701 годах Железноборовская обитель была приписной к московскому Донскому монастырю.

В 1743-1757 годах в монастыре был построен первый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и приделом во имя преподобного Иакова Железноборовского и святителя Николая. В 1761 году завершилось возведение каменного собора в честь Рождества Иоанна Предтечи с отдельно стоящей колокольней. В 1811 году деревянную монастырскую ограду сменила кирпичная. Около 1825 года были построены каменные настоятельские и братские кельи, в 1843-1850 годах – гостиница и братская трапезная близ башни (в которой прежде находился Трехсвятительский храм, обращенный в часовню).

Костромская областьПосле официального упразднения Иаково-Железноборовского монастыря в 1919 году он до 1927 года фактически продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. В 1927 году обитель была окончательно закрыта. Тогда же состоялось вскрытие святых мощей преподобного Иакова, однако гробница в Богородице-Рождественском храме оказалась пустой. По свидетельствам последних насельников обители, мощи были заранее перепрятаны – чтобы избежать поругания при вскрытии – и поныне находятся где-то на территории монастыря.

В 1995 году началось возрождение Иаково-Железноборовской обители, заброшенные храмы которой к тому времени находились в аварийном состоянии. Здесь было открыто подворье Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря, начались восстановительные работы в Богородице-Рождественском храме. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь был воссоздан как самостоятельная обитель.

Святыни монастыря:- святые мощи преподобного Иакова Железноборовского.

– нательный крест и вериги преподобного

Праздники:11/24 апреля – преподобных Иакова Железноборовского и Иакова Брылеевского; 5/18 мая – обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского; 24 июня / 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи; 8/21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

Справочная информация:Настоятель – игумен Андрей (Козлов).  Адрес: 157070, Костромская обл., Буйский район, с. Борок, ул. Колхозная, 43. Тел.: (49435) 3-31-80, 3-32-23 (факс). Проезд (от г. Костромы или г. Буя): междугородным автобусом «Кострома-Буй» до остановки «Село Борок».

История Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря

Есть красивая легенда о том, что монастырь сей был основан татарским мурзой, которого звали Чет и дал этот Чет начало рода Годуновых. А было дело так – плыл себе татарский мурза в Москву по реке да по Волге. А плыл за тем, чтобы православие принять. Плыл, плыл, да заболел дорогой мурза. И сильно заболел. И является ему то ли во сне, то ли в беспамятстве Богоматерь и велит построить монастырь и название ему дать по имени мученика Ипатия. Поправился мурза и до Москвы доехал. В первопрестольной он крестился и стал именоваться Захарием. И самое время пришло наказ Богоматери выполнить. Основал тот Захарий монастырь близ города Кострома, и сам там и поселился. Говорят, что и похоронен и он, и сын его в стенах основанного ими монастыря.

Костромская область

Однако, историки сомневаются в правдивости этой легенды. Существует мнение, что Захарий был, но был он богатым горожанином и христианином, а монастырь якобы основан князем Василием Квашней, но не как монастырь, а как крепость на границе города, чтобы обороняться от врагов. Как бы там не было – монастырь существовал уже в 14 веке и уже тогда он был под попечительством рода Годуновых, которые не жалели средств на его развитие. Благодаря щедрым вложениям Годуновых, к концу 16 века монастырь играл уже весьма значимую роль в жизни Русского государства.

Тяжелые времена пережил монастырь в годы Смуты. С октября 1608 по сентябрь 1609 года он был в руках сторонников Лжедмитрия Второго. А с 1612 года в его кельях жил совсем молодой Миша Романов со своей матерью. Отсюда в марте 1613 года он и отправился на царствование. С тех пор каждый следующий Романов, вступая на престол, посещал данную обитель и делал ей щедрые пожертвования.

Костромская область

Во время первой мировой войны здесь располагался лазарет. После революции в стенах монастыря размещались и рабочий поселок, и стадион, и антирелигиозный музей. Со звонницы были сброшены колокола, был разрушен Рождественский собор, уничтожено монастырское кладбище. С 60-х годов 19 столетия началось восстановление и реставрация Ипатьевского монастыря, и сейчас здесь располагается действующий мужской монастырь.

Противостояние

Борьба между музеем и епархией идет, конечно же, не по поводу одной выставки – речь о судьбе Ипатьевского монастыря в целом. История этой борьбы восходит к началу 90-х гг. Уже тогда владыка Александр заявил о необходимости переноса экспозиции по современному периоду из Ипатия и озвучил свои претензии на монастырь. Затем в «Северной правде» было опубликовано его заявление: в случае, если епархии будет передан Богоявленский монастырь в центре Костромы, то от Ипатьевского он откажется. В Богоявленском на государственные средства был сделан ремонт, монастырь передали – и что же? Через два года вновь начались претензии на Ипатий, причем с еще большей силой. Когда было принято-таки решение о возобновлении деятельности монастырской общины в Ипатьевском монастыре, первоначально речь шла о передаче ей «Свечного корпуса», где находится выставка церковной утвари. Но там помимо выставочных помещений размещается склад, реставрационные мастерские, электростанция, без которой музей просто не может существовать, и огромная часть фондохранения. Администрация музея предложила взамен другой корпус – «Кельи над погребами». Владыка вроде бы согласился, подписал соответствующий документ, в «Кельях» на средства областного бюджета был проведен ремонт, но через год возобновились претензии на «Свечной корпус», которые продолжаются до сих пор. Аналогичная ситуация и с главным памятником монастыря – Троицким собором. По договору с музеем количество служб в нем должно ограничиваться 20 в год, однако в действительности проводится в три раза больше, а ведь в храме – ценнейшие фрески XVII в., которые страдают от неумелого использования, свечной копоти и лампадного масла, не говоря уже о затруднениях в проведении экскурсий.

В августе в монастырь должен был приехать патриарх, и по этому случаю музей наконец заставили отдать весь «Новый город» в пользование монахам и вывезти находящийся на его территории музей природы. Его в спешке перенесли в центр Костромы, но из-за переноса уже изрядно обветшавшая экспозиция теперь нуждается в полной реконструкции и почти не выставляется. Кроме того, монахи поставили между Старым и Новым городом глухие железные ворота (без согласования с музеем), после чего начали использовать территорию, переданную им пока что только в пользование, полностью по своему усмотрению. Музейщики утверждали, что их и туристов даже не всегда пускали на эту территорию, хотя представители епархии теперь, после пожара, говорят обратное. Но я, будучи в Ипатии за полторы недели до пожара, сам очутился перед прикрытыми воротами, сфотографировал уникальную церковь Преображения через щель, после чего ворота окончательно закрылись…

Пожар вновь накалил обстановку. Музейщики утверждают, что они не имели возможности следить за безопасностью в создавшихся условиях, а некоторые высокопоставленные лица в епархии намекают, что пожар был прежде всего выгоден именно администрации музея. Слухи усиливаются еще и потому, что в момент пожара почему-то перестали работать телефоны и вызвать пожарных немедленно оказалось невозможно.

Музейщики обороняются. Они говорят, что не возражают против переноса музея современной истории в другое помещение в самом городе, но для этого нужно найти, во-первых, пригодное помещение, во-вторых, значительные средства для переноса экспозиции. У музея таких денег просто нет.

В конце августа, перед 850-летним юбилеем Костромы, Ипатьевский монастырь посетил патриарх Алексий. Он по-пастырски призвал обе стороны конфликта к миру, но тем не менее, высказался за «возрождение монашеской жизни» и поставил в пример сосуществования музея и монахов Троице-Сергиеву лавру. Однако пример этот при ближайшем рассмотрении явно не успокаивает.

Как добраться

Ипатьевский монастырь построен в живописном месте Костромы, там, где одноименная река впадает в величественную Волгу. Комплекс располагается на улице Просвещения, дом № 1.

Обитель работает каждый день, утренние богослужения начинаются в 7:00, а вечерня совершается с 17:00.

На территории пустыни действует музей, где каждый желающий увидит многочисленные церковные древности (книги, фото, кресты, иконы и облачения). Стоимость входа — 100 р.

Ближайшая остановка транспорта — «Ипатьевская слобода», до места едут: автобус № 14, маршрутное такси № 8, (14, 38).

Ипатьевская обитель, которую нередко именуют колыбель рода Романовых, считается великим символом не только Костромы, но и всего Российского государства. Монастырский комплекс славится архитектурной стилистикой и ежедневно проводить божественные службы. Православные верующие приходят сюда, чтобы прикоснуться к святым реликвиям и получить исцеление, а простым туристы интересны церковные музейные экспонаты.

Документальный фильм об Ипатьевском монастыре

Ипатьевский монастырь основание обители легенды и факты

Костромская область

Ипатьевский монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы, близ города Кострома, на старой ярославской дороге, проходившей ранее по левому берегу Волги

Изначально он имел важное стратегическое значение как укрепленный пункт на подступах к городу

Предание возникновения Ипатьевского монастыря

Согласно преданию, монастырь был заложен в 1330 г. влиятельным вельможей Золотой Орды татарским мурзой Четом, который направлялся через эти края в Москву.

По одному ему ведомым причинам он не ужился в Золотой Орде. Бежал оттуда в Москву, к Ивану Калите, стремясь принять христианство. По дороге в 1330 году занемог и слег как раз на том самом месте, где Кострома вливается в Волгу. В горячечном бреду Чету было видение Божьей Матери. Сопровождал Богоматерь святой Ипатий. Оправившись от болезни, татарский мурза повелел заложить на месте своего выздоровления в честь святого Ипатия монастырь.

Крестившись, Чет принял христианское имя Захарий. Его праправнуки Федор, по прозвищу Сабур, и Иван, по прозванью Годун, стали родоначальниками двух известнейших в России родов — Сабуровых и Годуновых.

Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне. Он был вполне конкретной исторической личностью. Жил в IV веке и был епископом небольшого городка в Малой Азии. Порой путешествовал по своим святым делам и однажды по дороге домой был убит религиозными фанатиками. Говорят, в момент кончины Ипатий молился за своих убийц и просил простить им грехи.

Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет.

Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.

Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.

Ипатьевский монастырь во время Смутного времени на Руси

Костромская область

К началу XVII в. Ипатьевский монастырь был превращен в мощную крепость. А потом наступило Смутное время на Руси.

В начале 1609 года в Костроме вспыхнуло восстание против Лжедмитрия II. Ставленник самозванца воевода Вельяминов со своими людьми и польским отрядом под командованием пана Лисовского затворился в Ипатьевском монастыре и несколько месяцев выдерживал осаду.

Опираясь на монастырские укрепления, поляки и русские мятежники нападали на находившиеся к северу от Костромы территории. Для борьбы с ними к стенам монастыря из Галича прибыли отряды народного ополчения. Они осадили крепость и вырыли вокруг стен осадный ров. Однако изгнать интервентов и изменников из такой хорошо укрепленной крепости, как Ипатьевский монастырь, было нелегко: слабо вооруженному войску ополченцев монастырь-крепость мог противопоставить вооружение из 37 пушек, большие запасы пороха. Продовольствия также имелось достаточно.

Для того чтобы взять крепость, нужно было подорвать ее стены. Выполнить эту задачу взялись костромские служилые люди Константин Мезенцев и Николай Костыгин. В ночь с 24 на 25 сентября 1609 г. они подвели подкоп под монастырскую стену, заложили туда бочку с порохом. Оба патриота погибли при взрыве, но ценой их жизни крепость была взята, засевшие в ней поляки и их сторонники уничтожены.

Но до завершения Смуты, однако, было еще далеко. Конец смуте положило ополчение, созванное гражданином Мининым и князем Пожарским. России был нужен новый царь. Земский собор 1613 года, избравший на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова.

Литература

  • Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. В 2-х томах / Авт.-сост. О. С. Куколевская (при участии А. А. Адашинской и Л. В. Нерсесяна). — М.: Северный паломник, 2008. — 288 стр. + 432 стр. ISBN 978-5-94431-258-7 (Т. 1), ISBN 978-5-94431-259-4 (Т. 2)
  • Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь: Памятники архитектуры и искусства: Очерк / Художник Е. Радченко. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1968. — 104 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. — М.: Искусство, 1982. — 208 с. — 30 000 экз. (в пер.)
  • Лукомские Г. и В. Кострома. — СПб., 1913.
  • Разумовская И. М. Кострома. — Л.: Художник РСФСР, 1990. — 208 с. — (Памятники городов России). — 50 000 экз. — ISBN 5-7370-0037-0. (в пер.)
  • Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. — М., 2003.
  • Бусева-Давыдова И. Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля // Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. — М.: Стройиздат, 1995.
  • Чернецов А. В. Золоченые двери XVI века: (Соборы Московского Кремля и Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме) / А. В. Чернецов. — М.: Наука, 1992. — 216 с. — 1 550 экз. — ISBN 5-02-010086-2. (обл.)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: