МенюПреподобный — Иоанн Кассиан Римлянинок. 360

Использование четырехчастной системы в творениях прп. Кассиана. Терминология.

В связи с этим учением возникает вопрос: а использовал ли сам прп. Иоанн эту модель, или же он всего-навсего слышал о ней от некоторых египетских отцов и ограничивается упоминанием о ней при этом никак не используя ее в своих творениях? Для этого необходимо обратиться к анализу латинского текста, в ходе которого определить частотность употребления вышеуказанных терминов.

Слово historica в его различных вариациях встречается в латинском тексте 7 раз, allegoria— 8 раз, tropologia— 4 раза, и anagoge— 5 раз.

Частотность такого порядка позволяет заключить, что св. Кассиан практически нигде не использует данные термины, за исключением тех мест, где он описывает саму герменевтическую систему, услышанную им от египетских отцов. Следовательно, данную систему он не применяет на практике, хотя само Писание он цитирует очень обильно. Если бы он практически использовал данную герменевтическую систему, то конечно же, где-нибудь еще в его творениях обязательно встречались бы эти термины (historicaallegoriatropologiaanagoge) или их вариации, чего не обнаружено.

Закономерно возникает вопрос: какую же герменевтическую систему использует св. Кассиан в своих творениях? В большинстве случаев святой отец использует двухуровневую систему. Очень часто он цитирует Писание толкуя его в буквальном смысле. Причем там, где он возвышается над буквальным смыслом до духовного, не существует каких-то устойчивых терминов, но есть разнообразные обороты, которые постоянно варьируются. Примеры таких оборотов можно увидеть в Таблице 1.

Таблица 1. Терминология для обозначения духовного смысла.

  Латинский фрагмент перевод
1 secundum litteram, spiritales sensus. буквальное значение (смысл), духовный смысл
2 mundi huius secundum historicum sensum. подлинный смысл этого исторического
3 figuraliter, figuralibushostiis,figura. образно ,образно жертвы, образ.
4 mystice, mysticum sensus. таинственно, таинственный смысл
5 super exterminatione gentium spiritalium quae aduersantur Israheli mystice legimus designatum,non secundum humilem litterae sonum, sed spiritaliter. в духовном смысле; подобное нечто таинственное изображено; не в простом буквальном значении, но в духовном.
6 intellectualis Iacob. умственного Иакова.
7 coelestemJerusalem, Sion spiritalis. небесный Иерусалим, духовный Сион.
8 secundum tropicum sensum, tropica significatione. в иносказательном смысле; в переносном значении.

Глава 7. Пример из мирского ристалища

Слушай, что говорит апостол: все
подвижники воздерживаются от всего (1Кор. 9:25).
Исследуем, от чего – всего, по словам апостола, надо
воздерживаться, чтобы от сравнения с плотским ристалищем
получить нам наставление в духовном подвижничестве. Тем,
кто старается законно подвизаться на этом видимом
ристалище, не позволяется употреблять всякую пишу, какую
желает похоть, а только установленную правилами
подвижничества. И не только от запрещенной пищи,
пьянства и любой нетрезвости необходимо воздерживаться,
но и от всякого бездействия, праздности, лености, чтобы
от ежедневного упражнения и постоянного размышления
возрастала сила их. И таким образом они становятся
чуждыми всякой заботы, печали и дел житейских, а также
расположения и дела супружеского. Так что, кроме
упражнения в своем искусстве, они ничего другого не
знают и совершенно никакой мирской заботой не связаны,
только от начальника ристалища надеются с похвалою
получить пособие для ежедневного пропитания, венок славы
и достойную награду за победу. Они настолько хранят себя
чистыми от всякой скверны совокупления, что когда
готовятся к борьбе на ристалище, то, чтобы во сне не
обольститься какими-либо ночными грезами, не уменьшить
силы, приобретаемой долгое время, – места почек
покрывают свинцовыми листами, именно для того, чтобы
силой этого металла, приложенного к детородным членам,
они могли воспрепятствовать истечению нечистых влаг,
зная, что они не смогут ослабленными силами совершить
предположенную борьбу и будут побеждены, если
обольстительный образ вредного удовольствия потрясет
заготовленную твердость целомудрия.

Глава 9. Забвение грехов полезно, и нужно избегать воспоминания о плотских грехах

А что ты сказал, что нарочно вспоминаешь
прежние твои грехи, то этого не должно быть; даже если
нехотя вспомнишь о них, то немедленно старайся забыть,
потому что это воспоминание, оскверняя ум нечистотами
мирскими, отвлекает его от созерцания чистоты, особенно
того, кто пребывает в уединении. Когда вспоминаешь
прежние грехи, или неведение, или слабости, то хотя и не
услаждаешься ими, впрочем, и одно прикосновение прежней
скверны портит душу и заражает ее зловонием. Поэтому,
когда возродится память о прежних грехах, то от нее
нужно отвращаться также, как благонравный, степенный муж
удаляется от объятий или разговоров с блудницею. Ибо как
он не избежит бесславия и осуждения проходящих, если
даст ей обнять себя или вступить в бесчестный разговор,
хотя бы и не имел согласия на срамное удовольствие; так
и мы, вспомнив прежние грехи, должны немедленно
отвращать ум от размышления о них и исполнять заповедь
Соломона, который говорит: уйди, не оставайся на месте
ее и глаз твоих не обращай на нее (блудницу)
(Притч 5:8), чтобы ангелам, когда увидят нас
занимающимися нечистыми помыслами, не воспрепятствовать
сказать нам: «благословение Господне на вас;
благословляем вас именем Господним!» (Пс.128:8). Ибо
когда ум обращен к предметам гнусным, земным, то душа не
может заниматься добрыми помыслами. Соломон верно
говорит: «глаза твои будут смотреть на чужих жен, и
сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как
спящий среди моря и как спящий на верху мачты. «били меня, мне не было больно; толкали меня,
я не чувствовал» (Притч.23:33–35). Оставляя не только
гнусные, но и все земные помыслы, мы должны устремлять
ум к небесным предметам и, как слуги, быть там, где
Господь наш (Ин.12:26). Часто случается, что неопытный,
скорбя о своих или чужих грехах, неприметным образом
поражается стрелою сладострастия, – таким образом
начатое для пользы оканчивается срамом и вредом. Ибо
«есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец
их – путь к смерти» (Притч.16:25). Поэтому мы должны
стараться возбуждать в себе сокрушение скорее
размышлением о добродетелях, о Царстве Небесном, нежели
вредным воспоминанием о своих грехах; ибо до тех пор не
перестанешь обонять вредное зловоние из нечистой ямы,
пока будешь стоять возле нее или ворочать грязь в ней.

О монашестве код

Кассиан много писал о монашеской жизни. В частности, в «Уставе иноческого общежития» он детально описывает монашескую одежду, которая состояла из кукуля (чепчик), коловия (κολοβος), нарамника (αναβολὴ), мафория (плаща) и милоти (кожаной куртки). Также монахи носили жезл и сандалии. Прежде всего, монах отказывается от всего мирского (в том числе имущества) и поступает в распоряжение старца. Пребывание в монастыре состоит из общих молитв (включая славословие и пение псалмов). Для общих молитв выбирается третий, шестой и девятый часы (от восхода солнца). Также производится чтение Писания и участие в общих трапезах. Остальное время монахи проводят в рукоделии или выполнении поручений.

Образ святого в представлении славян

  • В народном представлении образ «Святого Касьяна», несмотря на всю праведность жизни реального человека, рисуется как отрицательный. Суеверие доходило до того, что в некоторых сёлах он даже не признавался за святого, а само имя его считалось позорным.
  • В образе св. Касьяна, известном по восточнославянским легендам и сказкам, присутствуют демонические черты: несоразмерно большие веки, смертоносный взгляд («Касьян на что ни взглянет, всё вянет»), косоглазие («Касьян глазом косит»), дурной характер, злобность, связь с дьяволом и демонами, которыми он был украден в детстве (Касьян — сторож ада), а также завистливость, склочность, маленький рост (болг.) и др. (ср. Вий).

Структура смыслов.

Начать будет уместно с рассмотрения самой системы прп. Иоанна Кассиана. Как известно, главным образом эта система изложена прп. Кассианом в восьмой главе 14-го собеседования, в котором не сам Кассиан, а знаменитый тогда в египетской пустыни авва Нестерой (Nesterotis) излагает свое учение:

созерцательное знание, — говорит он, — разделяется на две части: на историческое (буквальное) толкование Св. Писания и духовное (таинственное) понимание… А роды духовного знания — тропология, аллегория, анагогия…

Таким образом, выделяются следующие уровни смысла Св. Писания:

  • исторический, или буквальный: historicam (literalem) interpretationem;
  • аллегорический — allegoria;
  • тропологический — tropologia;
  • анагогический — anagoge,

причем, как было заметно из цитаты, система на самом деле состоит из двух уровней, буквального и духовного. И уже духовный в свою очередь разделяется на три.

Если коротко обозреть каждый из них, то находим следующее. Относительно аллегорического смысла Нестерой Кассиана говорит, что это — раскрытие прообразовательного смысла, заложенного в буквальное повествование (типология), а «тропология, есть изъяснение нравственное, относящееся к исправлению жизни и деятельному наставлению», т.е. тропология — нравственно-аскетическое толкование. И, наконец, анагогическое толкование это восхождение от аллегории «к некоторым высшим и сокровеннейшим таинствам небесным» (ad sublimiora quaedam et sacratiora coelorum secreta). Описывает его Нестерой не очень детально, но из всех описаний можно заключить, что это толкование раскрывает эсхатологические тайны и тайны небесного (невидимого, духовного) мира.

Египетский период

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.

По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свёл их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.

Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке её населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.

Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они ещё только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме они оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.

Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

Глава 8. Сравнение с готовящимися вступить в борьбу на земном поприще

Итак, если мы знаем правила мирского
поприща, примером которого апостол хотел научить нас,
показывая, какая там соблюдалась точность, прилежание,
осторожность, то узнаем, что нам надо делать. Какой
чистотой нашего тела следует охранять также и целомудрие
души – нам, которым необходимо ежедневно питаться
священной плотью Агнца, к которой, по заповеди Ветхого
завета, не позволялось даже прикасаться никому
нечистому

Ибо в книге Левит так заповедуется: мясо
чистое может есть всякий чистый; если же какая душа,
имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы
Господней, то истребится душа та из народа своего (Лев.
7:19-20). Итак, вот каков дар целомудрия, без которого
даже и ветхозаветные не могли приступать к мирным
жертвам и желавшие получить тленный венец этого мира не
могли увенчаться.

Глава 4. Ответ аввы Пинуфия

На эти слова Пинуфий ответил так: для
меня весьма приятно ваше смирение, которое я видел и
тогда, когда жил с вами; потому что вы самим делом
усердно исполняете те правила, о коих прочим христианам
мы, может быть, только говорим, и, несмотря на труды
свои, скрываете добродетель, как будто еще ни в какой
добродетели не преуспели. Но поскольку такое
самоуничижение заслуживает величайшей похвалы, то я
постараюсь вкратце ответить вам на ваш вопрос. Уже
многие не только говорили, но и писали о необходимости
покаяния, пользе и силе его, которая обнаруживается в
том, что удерживает разгневанного нашими грехами Бога от
праведного воздаяния за них. И я уверен, что все это уже
известно вам как из непрерывного занятия Св. Писанием,
так и по отличному вашему разуму. Поскольку же вы
спрашиваете не о качестве покаяния, но о том, когда
оканчивать его и чем доказать, что удовлетворено за
грехи, о чем прочие еще не говорили, то я кратко
удовлетворю ваше желание.

Предисловие

Долг, обещанный блаженнейшему папе Кастору в предисловии к тем книжкам, в которых, при помощи Божией, насколько позволила слабость нашего дарования, изложены постановления киновитян и средства против восьми главных страстей, исполнен. Пусть видят, есть ли в написанном нами что-нибудь достойное вашего знания и желания всех святых братьев. А теперь, поскольку вышеупомянутый первосвященник, оставив нас, переселился к Христу, эти десять собеседований высоких отцов (которые он по ревности к святости велел мне написать ему, не обращая внимания на то, какую тяжесть возлагает на немощные плечи) я счел нужным посвятить преимущественно вам, блаженнейший папа Леонтий и святой брат Елладий. Один из вас, будучи соединен с упомянутым мужем и родственным положением, и достоинством священства, и, что важнее этого, горячностью святой ревности, по наследственному праву требует братний долг. Другой последовал высоким постановлениям отшельников не по своей самонадеянности, как некоторые, а по внушению Св. Духа, понимая законную стезю учения, захотел образоваться не столько своим измышлением, сколько учением святых отцов. В том, чтобы передать по памяти постановление и учение высоких мужей, открывается мне, находящемуся теперь в пристани безмолвия, неизмеримое море. Ибо настолько ладья слабого разума будет колебаться опасностями глубочайшего мореплавания, насколько отшельничество больше и возвышеннее общежитии, и созерцание Бога, которым всегда занимались те неоцененные мужи, выше деятельной жизни, в которой упражняются в общежитиях. Итак, ваш долг – помочь нашим стараниям благочестивыми молитвами, чтобы святой предмет, выражаемый хоть неискусной, но верной речью, не потерпел чего-либо от нас, или наоборот, наша необразованность не погрязла в пучине этого предмета.

Теперь от внешнего, видимого образа жизни монахов, который мы описали в первых книгах, перейдем к невидимому состоянию внутреннего человека, и речь от порядка установленных молитв должна перейти к постоянству той непрестанной молитвы, которую заповедует апостол (1Сол 5, 17), чтобы всякий, кто при чтении прежнего сочинения запинанием (удержанием) плотских пороков заслужил имя умственного Иакова (запинателя), принимая теперь наставления уже не столько мои, сколько отцов, созерцанием божественной чистоты переходя к заслуге и достоинству Израиля (зрящего Бога), также учился тому, что он должен соблюдать и на этой высоте совершенства. Итак, молитвы ваши да испросят у Того, Кто удостоил нас видения отцов, ученичества и общения с ними, чтобы Он даровал нам полную память учения их и легкое слово для выражения его, чтобы, изъясняя учение столь же свято и точно, как приняли от них, мы могли вам представить их как бы воплощенными в своих наставлениях и, что еще важнее, рассуждающими на латинском наречии. Прежде всего мы хотим предостеречь читателя как этих собеседований, так и прежних писаний, чтобы, если по качеству своего состояния и намерения или по общему образу жизни что-нибудь в них сочтет невозможным и суровым, судил бы о них не по мерке своей способности, а по достоинству и совершенству говорящих, сперва понял их ревность и намерение, по которому они, истинно умерши для мирской жизни, не связывались никаким пристрастием к плотским родителям, никакими узами мирских дел

Потом должны обратить внимание и на качество тех мест, в которых они пребывали, потому что, находясь в обширнейшей пустыне, отделившись от общения со всеми смертными и через это получив просвещение чувств, они созерцают и высказывают то, что неопытным и неученым может показаться невозможным. Впрочем, если кто захочет произнести истинное мнение об исполнимости учения старцев, пусть пожелает испытать на деле, поспешит сначала исполнить их намерение с подобным усердием и образом жизни и тогда наконец поймет, что то, что казалось выше способности человека, не только возможно, но и весьма приятно

Итак, приступим к изложению собеседований и наставлений отцов.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

День памяти: 1 марта

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства — искать защиты безвинно страдающему святителю.

В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417 — 419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге «О постановлениях киновий» речь идет о внешнем виде монаха; во второй — о чине ночных псалмов и молитв; в третьей — о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой — о чине отвержения от мира; в восьми остальных — о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю». В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам Блаженного Августина (память 15 июня), что «благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона». По словам преподобного Иоанна Лествичника (память 30 марта), «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно». Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.

Глава 4. Какое различие между чистотою и воздержанием, и пребывают ли всегда вместе то и другое

Впрочем, никто не должен из этого
заключать, будто мы не допускаем, что и между
пребывающими в собрании братьями находятся воздержные;
это мы признаем очень возможным, ибо иное – быть
воздержным, а иное – чистым и придти в расположение
непорочности, нерастленности, что называется
невинностью. Эта добродетель особенно присуща тем, кто
пребывает девственниками или по уму, или по плоти, как
два Иоанна в Новом Завете (Предтеча и евангелист), в
Ветхом были также Илия, Иеремия, Даниил. Справедливо к
чину их будут причислены и те, которые, после опытов
развращения, долгим трудом и старанием достигли
подобного по непорочности души и тела состояния чистоты
и жало плоти ощущают не столько по возбуждению гнусной
похоти, сколько по движению только природы. Мы говорим,
что весьма трудно (а может быть, и невозможно)
достигнуть такого состояния среди многолюдства. Это
пусть всякий узнает не из нашего мнения, а исследует
судом своей совести. Впрочем, мы не сомневаемся, что
есть много воздержанных, которые терпят возбуждение
плоти изредка или ежедневно, но страхом геенны или
желанием Царства Небесного укрощают и подавляют его.
Старцы утверждают, что они могут быть не подавлены
совершенно порочными возбуждениями, но не могут не быть
уязвляемы. Ибо необходимо всякому, поставленному для
борьбы, и самому иногда быть уязвленным, даже если он
час-то преодолевал и побеждал своего противника.

Почитание на христианском Востоке

Среди православных монахов аскетические произведения Иоанна Римлянина возымели уважительное отношение. В Палестине его узнали посредством кратких изложений. Святитель Фотий, носивший чин Константинопольского патриарха, упоминал о четырех книгах на греческом языке.

Богослужения в честь преподобного впервые проходили в Византии, зачинателями являлись монахи Палестины. Имя Кассиана встречается в константинопольских памятниках X столетия. Святому предопределили церковную дату — 29 февраля, его почитают в качестве исповедника, учителя умиротворенной созерцательной молитвы

На богослужениях большое внимание уделяют его основным сочинениям. Первое полноценное сказание о житии Иоанна появилось в 1431 г.
В православной Церкви Кассиана почитают через иконографию, изображения встречались в монастырях XIII века

На сохранившихся образах святой предстает с седой бородой, треугольной формы, в монашеских одеждах. На одной иконе он — с головным убором, на другой — без него. На христианском Западе известно больше икон с изображением Иоанна Римлянина.
Память о нем появилась в месяцесловах, изданных в российской столице в 1689 г. Очерки дополняли сведениями, взятыми из латинских книг, исследователи указывали на том, что преподобный был учеником И. Златоуста. Здесь же говорилось: Кассиан написал текст-опровержение учения Нестория, а также организовал два монастыря.
В начале XXI почитание возродилось в Румынии, куда входит родина святителя — Малая Скифия. В 2001 г. организовали обитель в честь Кассиана, место для возведения выбрали близ города Тыргушора.

Преподобный Иоанн обрел славу почитаемого аскетического богослова, сумевшего систематизировать учения древних, где излагаются каноны монашеского общежития. Преподобный жил в странах христианского Востока и Запада, что помогло ему сблизить мировоззрения двух частей одной религии. Он отличался праведностью в поведении и стремлением развить идею монашества.

Важно! Сегодня имя Иоанна Кассиана прославлено, ему выделяют церковные богослужения, а его сочинения имеют большой вес в среде священства. На христианском Западе Иоанн известен как аскетический писатель, в своих главных сочинениях («О правилах общежительных монастырей» и «Собеседования») он проанализировал опыт православного Востока и представил читателям перечень правил для внутренней и внешней жизни монашества

На христианском Западе Иоанн известен как аскетический писатель, в своих главных сочинениях («О правилах общежительных монастырей» и «Собеседования») он проанализировал опыт православного Востока и представил читателям перечень правил для внутренней и внешней жизни монашества.

В этих произведениях чётким образом, литературно обработанные и оформленные, передаются сведения о религиозных традициях и практиках, используемые египетскими святыми подвижниками IV века.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Биография

Родом из Марселя (по другой версии — из Добруджи), он прибыл в Палестину и в Вифлеемском монастыре принял монашество. С 390 года около десяти лет провёл в странствованиях по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества. Около 400 года прибыл в Константинополь, где Иоанном Златоустом был посвящён в диаконы.

В 405 году отправлен Константинопольской Церковью в Рим искать защиты для Иоанна Златоуста. Затем поселился в Марселе. Был рукоположён в пресвитеры. Основал в Марселе два монастыря — мужской и женский, по типу египетских монастырей.

Написал 12 книг «О пра­ви­лах об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей» (лат. De coenobiorum institutis) и 24 «Собеседования» (лат. Colla­tiones) с египетскими аввами о разных понятиях нравственного христианского учения. Cочинение Иоанна «О воплощении Господа, против Нестория» (лат. De incarnatione Domini contra Ne­sto­rium) в семи книгах — дог­ма­ти­ко-по­ле­мический трак­тат, на­пи­сан­ный Кассианом в 429–430 гг. по прось­бе римского ар­хидиа­ко­на Льва (бу­ду­ще­го па­пы). Не­смот­ря на не­ко­то­рые тер­ми­но­ло­гичические не­точ­но­сти и по­вто­ры, яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых ран­них за­пад­ных со­чи­не­ний про­тив ере­си не­сто­ри­ан­ст­ва.

Высказывания Иоанна Кассиана вошли в сборник «Филокалия» («Добротолюбие»), изданный в 1782 году в Греции и переведённый в России в 1793 году на славянский Паисием Величковским, и затем на русский язык Феофаном Затворником, и содержащий писания и речения Отцов церкви с III века н.э.

В Православной Церкви прославлен как святой, у католиков, согласно Католической Энциклопедии, отдельные его взгляды после его смерти осуждены как полупелагианские, однако сам он неофициально почитается в Марселе и упоминается в качестве святого папой Урбаном V (1362—1370).

Почитание православной церковью — в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), в високосные годы 29 февраля (13 марта).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: