Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

На православных иконах изображение Спасителя, встающего из гроба, вокруг которого лежат спящие воины, появилось поздно. Традиционно Воскресение Христово передают либо композиция Сошествие Христа во ад, либо Мироносицы и ангел у Гроба.

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоВоскресение Христово. Мозаика храма монастыря преподобного Луки в Фокиде (Осиос Лукас). XI век

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоСхождение во ад. Мозаика кафедрального собора Венеции — базилики Святого Марка. Венеция. 11 век. Христос попирает аллегорическую фигуру Ада – этот мотив часто встречается в иконографии

Пасха или Воскресение Христово — это не просто праздник. Это событие, факт, с которого началось Христианство. Слово «пасха» значит переход: от небытия — к бытию, из ада — в рай, от греха и смерти — к жизни и бессмертию.

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоВоскресение Христово. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

Главный факт Воскресения Христа – неоспоримый: Христианству более 2000 лет. Несмотря на гонения древние и новые. Несмотря на теорию эволюции, полеты в космос, обещания показать последнего попа в 80-х годах 20 века. Потрясенные событием небывалым – воскресением своего умершего на Кресте Учителя, апостолы не могли молчать и разошлись с вестью по многим странам. Весть о воскресшем Христе апостолы записали в книгу «Евангелие» (с греч. – Благая весть).

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово
Воскресение Христово. Изображение Суздальских златых врат. XII век

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоЯвление Христа женам мироносицам и Воскресение. Фрагмент диптиха из слоновой кости. Константинополь. X век

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоВоскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоАнгелы на Гробе Господнем, Явление Христа Марии Магдалине. Фреска Джотто в Ассизи. Ок. 1320 г

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоВоскресение Христово. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне. Конец XIII века

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоЯвление Ангела Женам-Мироносицам. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоВоскресение Христово. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоВоскресение Христово. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоЯвление Ангела Женам-Мироносицам после Воскресения Христова. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоЯвление Христа Женам-Мироносицам (Богоматери и Марии Магдалине) после Воскресения. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоУверение Фомы. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Но даже апостолы не все сразу поверили в то, что Христос воскрес из мертвых. А один, Фома, прозванный потом неверующим, даже попросил Христа потрогать руками раны на Его теле. Воскресший Бог ему это позволил. И ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:28-29). Господь это сказал всем тем, кто не видел исторического Христа, но кому дается сердечное, опытное общение с воскресшим Христом в таинстве Причастия.

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоВоскресение Христово и Сошествие во ад ( в двух разных сценах) со сценами Шествия праведных в Рай, Чудесного улова рыбы апостолами и Благоразумного разбойника в Лоне Авраамовом. Русская икона второй половины XIX века

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоЯвление Христа Марии Магдалине. Картина А. Иванова. 1835 г

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоВоскресение Христово. Палехская икона рубежа XIX-XX веков

Главный образ Пасхи икона Воскресение ХристовоВоскресение Христово. Мозаика храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург). Рубеж XIX-XX веков

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь, и вера наша тщетна», — пишет апостол Павел. Есть люди, которые верят во Христа, но не верят в Его воскресение. Такая вера действительно тщетна, пуста. Христос и Воскресение – неразделимы. Именно Своим воскресением Христос победил зло и смерть. И только веруя в Воскресшего Господа, мы приобщаемся этой победе. Вот почему Воскресение Христа — это ядро православной веры, которое выражается в пасхальном приветствии: «Христос воскрес – воистину воскрес!».

История основания

За полторы тысячи лет существования храм Рождества Христова пережил множество событий. Но, несмотря ни на что, он практически не прерывал своей работы.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово
Церковь Рождества Христова в Вифлееме

Святая Елена — мать первого византийского императора Константина — много времени посвятила поискам реликвий, связанных с библейскими событиями. В 30-е годы IX века она приехала в Вифлеем и уговорила местного раввина показать ей место, где появился младенец Иисус. На указанном месте построили небольшую церковь. Первоначально постройка не предназначалась для проведения богослужений. Она защищала святое место и давала возможность всем христианам увидеть его увидеть. Но уже через несколько лет в церкви проводились службы.

Интересно: историки отмечают, что первое здание Рождественского храма было похоже на церковь Гроба Господня в Иерусалиме.

Появление современного здания

В начале VI века первоначальное здание сгорело в ходе восстания самаритян. В 531 году на месте сгоревшей постройки по приказу императора Юстиниана возвели новый храм. Это здание в практически неизменном виде существует по сегодняшний день.

В начале VII века Вифлеем был практически полностью уничтожен во время персидского нашествия. Базилику Рождества Христова завоеватели не разрушили, так как их поразила фреска, изображённая на фасаде здания. На ней были изображены персидские волхвы, пришедшие с дарами к святому младенцу. Базилику в XI веке сохранили и даже использовали её южную часть в качестве мечети исламские завоеватели.

Храм в раннем Средневековье

В период христианского Иерусалимского государства в базилике службу проводил епископ Вифлеема и Аскалона. В это время к церкви со всех сторон примыкали монастыри. Этот комплекс был обнесен мощными оборонительными сооружениями.

В начале XVII века Палестину завоевал египетский султан Салах-ад-Дин. Он выгнал из храма Рождества Господня католических священников. Через некоторое время храм был передан Сирийской православной церкви. При этом в нём разрешили проводить службы двум католическим священникам.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово
Интерьер церкви Рождества Христова, Вифлеем

На протяжении XIII века Вифлеем захватывали разные правители, исламского происхождения. Но храм устоял, и в нем продолжали возносить молитвы господу.

Интересно: в начале XII века произошло второе чудо церкви Рождества Господня. В неё ворвались арабские захватчики, желая разместить в ней конюшню. В ответ на усердную молитву прихожан из одной колонны вылетели осы и жалили арабов до тех пор, пока они не покинули храм. Сегодня на колонне, из которой вы летали осы, имеются углубления в виде креста.

Османский период

Турки-османы не только не разрушили базилику, но и разрешили представителям христианских церквей совершать в ней богослужения. Ремонтные работы в разное время проводились на средства правителей Англии, Греции и Российской империи. Российские императоры пожертвовали древней церкви паникадила, расположенные у главного алтаря, колокола для звонницы и почитаемую чудотворную икону Вифлеемской Божьей Матери.

Праздник Светлой Пасхи среди двунадесятых праздников Церкви

Известно, что в Православной Церкви ежедневно совершается память святого или праздник в честь важного для учения Христова исторического события. Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл

Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников — это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.

Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.

Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.

Отметим, что к двунадесятым праздникам Светлая Пасха Господня не относится. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.

Празднование Пасхи в Иерусалиме

Каждая Пасха знаменуется чудом схождения Благодатного огня на Святой Земле. Оно происходит в Великую Субботу накануне Пасхи, его наблюдают тысячи паломников, а трансляцию смотрят христиане по всему миру.

Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его — самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.

Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света — от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм — здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны, где есть православные верующие люди.

В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру.

Да благословит вас Христос пасхальной радостью!

Что изображено на иконе

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

История

Воскресенский храм в Сокольниках был выстроен на месте, где некогда был небольшой храм при больнице, посвященный иконе Божьей матери «Всех скорбящих радость», настоятелем которой был отец Иоанн, возносящий ежедневные молитвы о своей церкви и пастве. Дело в том, что в конце XIX века район, где расположилась церковь был местом, где преимущественно жили простые рабочие люди. Ведя полунищее существование, они сосредотачивали все свои силы на том, чтобы заработать на пропитание.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово
Церковь Воскресения Христова в Сокольниках, Москва

Храм, таким образом, чаще пустовал, лишь единицы испытывали потребность в Боге и посещали это место. Отец Иоанн всецело доверял Господу и продолжал молиться, вскоре на его молитвы он получил ответ — во сне явилась ему Богородица и велела начать строительство большого, красивого храма в Сокольниках.

Сон этот батюшкой был воспринят не сразу, его одолевали сомнения в необходимости строительства нового храма, ведь и в нынешнем на службах очень мало людей, к тому же, средств на строительство совсем не было. Через некоторое время ему вновь приснилась Богородица, была она рассержена и со всей строгостью велела вновь начинать строительство. Отец Иоанн, всегда был послушный перед Богом, и теперь решил начать строительство церкви, доверяя проблему финансирования стройки Богу.

Удивительно, но ровно в это же время, в Москве, один знатный купец молил Бога о том, чтобы он указал ему место, куда стоит внести пожертвование. Вскоре во сне явились этому купцу апостолы Петр и Павел и поведали о строительстве храма в Сокольниках и нужде в финансах.

По мере того, как стройка подходила к окончанию, денег на оплату труда рабочих все больше не хватало. В один из таких дней к о. Иоанну на ночлег попросился старик, батюшка разместил его в одной из келий, накормил ужином и весь вечер провел в беседах с этим стариком. Утром, решив поздороваться со странником и пригласить его к завтраку, отец Иоанн нашел келью пустой, но на столе лежала довольно приличная сумма денег, которых как раз хватило на окончание строительства. Имя этого человека Иоанн запомнил за всю жизнь, его звали Николаем. С тех пор в храме особо чтут образ Николая Чудотворца.

Интересно! Даже в самые тяжелые для России годы многие храмы Москвы были закрыты, в них открывали архивы, музеи, библиотеки, двери же Церкви Воскресения Христова в Сокольниках оставались открытыми для прихожан, которые в эти моменты все чаще обращались к вере.

Архитектура и интерьер

Храм в Вифлееме, расположенный на месте Рождества Христова, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне церковь, построенная в форме базилики, напоминает каменную гору. Её принадлежность христианской религии обозначена небольшими крестами на крыше и колокольней над армянской частью здания.

Стены сложены из природного тесаного камня. В храм можно попасть через единственный сохранившийся вход — Врата смирения. Изначально они были значительно шире и выше, но были уменьшены во времена крестоносцев до современных размеров. В них можно пройти, только склоняя голову. Пять нефов собора разделяет колоннада из розового известняка, отполированного так, что он напоминает мрамор.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово
Расписные колонны храма Рождества Христова, Вифлеем

Колонны выполнены в коринфском ордере. Стены и полы, кроме участков с древними мозаиками времен императоров Константина и Юстиниана, облицованы мраморными плитами.

Интересно! Сегодня внутреннее пространство постройки имеет искусственное освещение. Но изначально свет поступал в помещение через 22 окна, которые сегодня заложены.

Хитон Господень

По европейскому преданию, святая царица Елена получила Хитон Господень и другие святыни (Терновый венец Христа) во время паломничества в Иерусалим. Хитон Господень она направила в Трир своему сыну, будущему императору Константину. Трир был родиной святого Константина, и одно время он даже думал сделать его столицей империи, но потом выбор пал на Константинополь. В первые века христианства этот город был одним из центров христианского мира: здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий Медиоланский, пострадали тысячи мучеников. Епископская кафедра в Трире — самая древняя в Северной Европе, она датируется 250 годом.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

Хитон Господень в Трире (Германия). Хитон Иисуса Христа в Трире чаще называют туникой.

По этой версии, Хитон сейчас хранится в особой часовне в Трирском кафедральном соборе Святого Петра, справа от главного алтаря.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

Кафедральный собор Святого Петра в Трире

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Елиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября).

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

Собор Светицховели, Мцхети

Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

Молитва перед Животворящим столпом

Что касается подлинности трирского Хитона, то даже хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку. Другая экспертиза показала, что на Хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, что и на Туринской плащанице. Но есть и другое, не историческое, свидетельство в пользу подлинности Хитона — свидетельство веры: в соборной хронике есть документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия людям, прикоснувшимся к святыне или помолившимся около нее.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

Хитон в Соборе Святого Петра в Трире

Не смотря ни на что, для жителей Трира и многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа, святое одеяние «является символом Спасителя». И хотя верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры, но им отрадно сознавать, что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня, свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа.

Схема расположения икон в храме

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

  1. Праздника
  2. Распятия с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом
  3. Поминальный столик (канон) с Распятием
  4. Божией Матери «Всех скорбящих радость»
  5. Божией Матери «Знамение»
  6. Божией Матери «Тихвинская»
  7. Божией Матери «Знамение»
  8. В центре – блаженного Василия Московского, в клеймах – праведной Анны, «Троица Новозаветная» («Отечество»), равноапостольной Марии Магдалины, святителя Петра, праведной Елисаветы, равноапостольной великого князя Василия, благоверного князя Александра Невского, преподобной Марии
  9. Божией Матери «Всецарица»
  10. Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца
  11. Божией Матери «Неупиваемая чаша»
  12. Божией Матери «Донская»
  13. Пророка Иоанна Предтечи
  14. Нерукотворный образ Спасителя
  15. Божией Матери «Казанская»
  16. Равноапостольной княгини Ольги
  17. Благоверного князя Александра Невского
  18. Преподобного Саввы Сторожевского
  19. Божией Матери «Трубчевская» (предположительно)
  20. Воскресения Христова; Божией Матери «Неопалимая купина»; Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками); Мученика Василия, пророка Амоса, архангела Михаила, благоверного князя Александра Невского, мученика Модеста
  21. Священномученика Владимира Моринского
  22. Святителя Спиридона Тримифунтского
  23. Мученицы царицы Александры
  24. Божией Матери с поясом
  25. Великомученика Георгия Победоносца
  26. Мученицы Александры, праведной Анны
  27. Рождества Христова
  28. Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца
  29. Христа ради юродивого иеросхимонаха Феофила и старца Досифея (с частицей мощей)
  30. Ковчег с частицами мощей и других реликвий
  31. Ковчег с частицами мощей и личных вещей блаженной Матроны Московской
  32. Архангела Михаила
  33. Нерукотворный образ Спасителя
  34. Архангела Гавриила
  35. Мучеников Адриана и Наталии (с частицами мощей)
  36. Божией Матери «Нечаянная Радость»
  37. Блаженного Василия Московского
  38. Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца
  39. Всех святых
  40. Божией Матери «Владимирская»
  41. «Троица Новозаветная» («Сопрестолие»)
  42. В центре – равноапостольных Петра и Павла, в клеймах – мученицы Наталии, равноапостольного царя Константина, мученицы Гликерии, великомученика Георгия, мученицы Гликерии, великомученика Георгия Победоносца, преподобной Марии, преподобного Сергия Радонежского, святителя Василия Великого, святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, святителя Афанасия Александрийского, благоверного князя Александра Невского, преподобного Василия Исповедника, святителя Алексия Московского
  43. Божией Матери «Державная»
  44. Великомученика и целителя Пантелеимона
  45. Рождества Христова
  46. Божией Матери «Утоли моя печали»
  47. Божией Матери «Смоленская»
  48. Преподобного Серафима Саровского
  49. Преподобной Марии, святителя Алексия, преподобного Андрея, мученицы Надежды
  50. Божией Матери «Новодворская»
  51. «Спас Вседержитель» (оплечная)
  52. Воскресения Христова
  53. Божией Матери «Феодоровская»
  54. Преподобной Марии Египетской
  55. Божией Матери «Иверская»
  56. Преподобного Сергия Радонежского
  57. Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, равноапостольного царя Константина, равноапостольной княгини Ольги, благоверного князя страстотерпца Бориса, праведной Евдокии
  58. Мученика Иоанна Воина
  59. Священномученика Григория Самарина
  60. Святителя Луки Крымского
  61. Мученика Трифона
  62. Преподобного Феодосия Печерского
  63. Всех святых
  64. Архангела Михаила
  65. Божией Матери «Скоропослушница»
  66. Блаженной Ксении Петербургской
  67. Новомучеников и исповедников Церкви Русской
  68. Благоверного князя Даниила Московского
  69. «Спас Вседержитель»
  70. Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому
  71. В центре – Воскресения Христова, в клеймах – двунадесятых праздников
  72. Архангела Гавриила
  73. Божией Матери «Нечаянная Радость»
  74. Воскресения Христова
  75. «Спас Вседержитель»
  76. Мучеников Адриана и Наталии, блаженного Василия Московского
  77. Архангела Михаила
  78. Божией Матери «Ахтырская»
  79. Божией Матери «Живоносный источник»
  80. Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками)
  81. Крещения Господня

Схему составили Александр Ананьев и Даниил Сидоров

Вперёд

Известные храмы во имя Воскресения Христова

Домашняя молитва является важной частью духовной жизни, но человек нуждается в живом общении с теми, кто имеет такое же упование, что и он сам. Посещение храма дает возможность участвовать в общей церковной молитве, приобщиться к святыням, имеющим культурную и духовную ценность

Храм Воскресения Христова в Сокольниках знаменит редкой коллекцией икон, которые передавались сюда из других общин во времена гонений. Самой известной является Иверская – чудотворная копия афонского образа. Богатый оклад изготовлен на пожертвования благодарных прихожан, получивших ответ на свои молитвы. В небольшом ковчеге, расположенном на иконе, содержится часть покрывала с Гроба Господня.

Церковь была построена в начале 19 в. Возведение сопровождалось интересной историей. Один купец хотел пожертвовать средства на храм. Во сне он увидел апостолов Павла и Петра, которые указали ему, куда отнести деньги. На следующий день мужчина явился к настоятелю Воскресенского храма. Ему как раз были необходимы средства для расчета с рабочими.

Особой красотой отличаются дубовые киоты, выполненные в византийском стиле.

Необычна ориентация алтаря храма – она направлена на юг, ко Гробу Господню.

Во время строительства храма ощущалась постоянная нехватка средств. Однажды настоятель приютил пожилого странника, который наутро оставил в келье значительную сумму. С тех пор свт. Николай – один из самых почитаемых храмовых святых.

Главной святыней всего христианского мира является Храм Гроба Господня. Возведен он над теми местами, где совершались все важнейшие события Страстной Недели. Это был самый первый христианский храм в истории, построенный императором Константином. До того, как он принял новую веру, последователи Христа повсеместно подвергались гонениям, пыткам и смерти. В некоторых странах такое происходит по сей день.

Богослужения на Пасху

В Пасхальную ночь во всех храмах совершаются торжественные крестные ходы, люди стараются прийти на службу хотя бы ненадолго. Правда, ночное богослужение зачастую совершается и на Рождество Христово, а в некоторых приходах и в другие праздники.

Нужно подумать о том, чтобы посещать храм и перед Пасхой, в неделю, которая называется Страстной седмицей, а еще лучше — загодя готовиться к Пасхе Великим постом.

Со Страстного понедельника начинаются особые вечерние службы. В Страстной четверг все христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин, ведь это день, когда Христос установил Таинство Причастия. Вечером в Страстной Четверг совершается служба Двенадцати Евангелий (о Распятии Христа), утром в Страстной Пяток (пятницу) читаются Царские часы (также о события Четверга и Пятницы Страстной седмицы, эту службу часто пропускают, поскольку она во многом повторяет Двенадцать Евангелий), днем совершается служба выноса Плащаницы, вечером — Погребение Христа (с длинным соборным чтением стасидий — особых стихов о значении смерти Христа). Утром в Страстную Субботу совершается особая утренний, священники уже одеваются в белые предпасхальные одежды.

Венчает все ночной крестный ход, Пасхальная заутреня и Литургия пасхальной ночью с субботы на воскресенье.

Сербская фреска

В мужской обители Милешева (Сербия) находится Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Смысл праздника смысл всей христианской жизни

Надо ли говорить о том, что Пасха — центральное событие не только христианства, но и каждой конкретной человеческой судьбы? Смог бы спокойно жить человек, зная, что лучший друг умер за него? А ведь здесь речь не просто о человеке — о Боге, который спустился с небес, чтобы дать вечную жизнь всем без исключения.

Почему не изображался сам момент Воскресения? Святые отцы считали таинство это столь великим, что изображение могло лишь умалить его. Иконопись должна была не только показать восставшего Христа, но и связать это событие со спасением рода человеческого, в чем заключается главная задача этого вида искусства.

Святые находились в аду, поскольку путь на небо был закрыт. Грех разорвал связь Бога и его творения, для этого и приходил Христос — восстановить утраченную гармонию Небесного Отца и Его блудных детей.

Икона Воскресение Христово. Значение

Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях. Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия. После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.

В православной иконографии НЕТ иконы Воскресения Христова

На иконах Воскресения Христова древняя каноническая православная иконография изображает нам, как ни странно, не само таинство Воскресения, а “Сошествие во ад” – повествующее о событиях, имевших место днем раньше – в Великую Субботу.  Потому как, в Православии принято считать каноническим (то есть признано истинным), что иконописуется лишь то, что было явлено миру. Такое явление было либо видимо, либо словесно, либо в откровении. Поскольку, собственно Воскресение не было явлено никому, иконы Воскресения Христова пишутся символически. Следует сказать, что древних икон праздника Воскресения Христова мы не имеем.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

А знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, – это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время она “оделась” в более каноническую форму и технику и  появилась в русских храмах. Так что, она вполне является православной, хотя и не имеет древних корней и символики, а лишь иллюстрирует евангельские слова иконографически.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

Однако, самой богословски верной Пасхальной иконой Православной Церкви является упомянутая нами выше икона “Сошествие  во ад”, та, в которой мы видим, как Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами. Христос на этой иконе держит за руки Адама и Еву. Он только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются, как после стремительного спуска. Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами – точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней – в Небо. По сторонам – ветхозаветные праведники, на первом плане пророк Давид и царь Соломон. В пещере ада лежат сорванные с петель двери, запоры, железные вереи. Рядом с Христом – Иоанн Предтеча. Под ногами Иисуса изображается сатана, закованный в цепи. Сам ад, как пекло, обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые, тайные адские бездны – мрачное пространство преисподней.

На этой иконе дан момент перелома: предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения.

Все изображения объединяет то, что Спаситель окружен сиянием, пронизан лучами, небесными кругами, знаменующими Его Божественное достоинство и славу.

Другой, часто встречающийся образ – “Явление Воскресшего Христа женам-мироносицам”. Так называется описанный в Евангелии приход ко Гробу Иисуса Христа через день после Его погребения женщин, принесших с собой миро, чтобы излить его, по обычаю, на Гроб. Жены-мироносицы, нашедшие Гроб пустым, являются первыми свидетелями Воскресения Христова. Ангел благовествует им об этом. Это изображение полностью соответствует тексту Евангелия.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

Духовный смысл события Воскресения Христова непостижимо глубок, и его нельзя выразить однозначно. Этим объясняется множество иконографических вариаций темы. 

Однако, сколько бы ни было вариантов иконы “Сошествие во ад”, каждый из них обязательно соответствует церковному канону. Он возник из живого опыта Церкви, стал плодом соборного постижения Воскресения. Глядя на икону, мы понимаем, что именно этот сюжет наиболее ярко свидетельствует о победе Иисуса Христа над мраком греха и бездной отчаяния.

Главный образ Пасхи икона Воскресение Христово

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: