Икона Страшный суд значение. Икона Страшного суда описание

Сюжет Страшного суда в картинах художников

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема

Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Икона Страшный суд значение. Икона Страшного суда описание

Возникновение сюжета иконы и первые изображения

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Икона Страшный суд значение. Икона Страшного суда описание

Богослужебное значение в дореволюционной России

В одном из самых ценных источников о Русской православной церкви, в «Чиновниках Успенского собора», подробно описывается связанная с этой иконой особая служба. Называлась она «Действом Страшного суда». При ее проведении одноименная икона выносилась на поклонение патриарху и царю. Проводился этот православный обряд в воскресение перед самой Масленицей на соборной площади в Кремле. Сначала по уставу исполнялись стихиры, зачем освящались воды и читались Евангелия. На заключительном этапе патриарх протирал губкой образ “Страшного суда”. Затем он окроплял святой водой государя и простых людей.

Основные сцены

Согласно канонам, на такой иконе должны быть изображены «светлые» сюжеты:

Христос как судья мира с предстоящими ему просителями за людей – Богоматерью и Иоанном Предтечей.

Первые люди на земле — Адам и Ева.

Апостолы с книгами в руках со стоящими за их спинами ангелами.

Господь Саваоф. Иконы «Страшный суд» – единственные в православии образа, на которых изображается Бог-Отец в виде старца.

Изображение престола, на котором лежат риза Христа, Евангелие и гвозди.

Жители небес – ангелы со свитком, означающим конец земной истории.

Круг с Даниилом и толкующими его пророчество ангелами.

Шествие в рай ветхозаветных праведников, возглавляемое Петром и Павлом.

Также обязательными являются «темные» сцены:

Змей, олицетворяющий грех. Иногда его заменяют на огненную реку с горящими в ней душами.

Антихрист. Может изображаться стоящим или сидящим, в черных или алых тонах. В руках у антихриста иногда рисуется душа Иуды.

Четыре погибельных царства в отдельном круге (именно им на смену придет Царствие Небесное).

Икона Страшный суд значение. Икона Страшного суда описание

И нейтральные:

Праведные и грешные, восставшие на суд. Первые представляются по чинам святости в два ряда. Грешники изображаются в этнических костюмах, что символизирует многие народы.

Рука в полукруге с весами. Символизирует собственно сам суд, грехи и праведные дела людей.

Несколько сцен единоборства ангелов и бесов.

Темный круг с изображением Земли с гробницей и моря с кораблем как символ воскрешения мертвых. Фигурки животных и рыб, выплевывающих съеденных ими людей.

Изображения рая и ада.

Милостивый блудник, привязанный к столбу. Этот человек не попал ни в ад, ни в рай.

Также на иконе «Страшный суд» обычно изображаются такие дополнительные элементы, как:

полуобнаженная женщина;

белый заяц (только на русских иконах);

серый заяц.

Толкование отдельных элементов иконы такое: женщина – Земля, белый заяц – правда, серый – ложь.

Картины ада

Обычно
расположены
в
нижней
трети
композиции
, выделяются
как
узнаваемыми
образами
, так
и
определенными
цветами
. Черти
часто
пишутся
однотонно
, темными
или
даже
черными
красками
. Сатана
восседает
на
звере
, держа
в
лапах
душу
Иуды
. Муки
грешников
могут
изображаться
в
отдельных
клеймах
. К
верхнему
ярусу
, где
находятся
первые
люди
, из
пасти
зверя
поднимается
змей
– это
символическое
изображение
греха
. Вместо
него
может
быть
нарисована
река
огня
.

Грешники
, которые
находятся
в
огненном
потоке
, могут
представлять
разные
социальные
группы
(цари
, монахи
, знать
). Византийские
мастера
изображали
князя
тьмы
как
старца
с
неприятным
лицом
, наполовину
одетого
. Тело
его
может
быть
пепельного
цвета
. Зверь
, на
котором
он
сидит
, имеет
либо
одну
, либо
две
головы
, пожирающие
грешников
.

Милостивый судья

Икона Страшный суд значение. Икона Страшного суда описаниеИконы
Андрея
Рублева
известны
всем
, дошло
до
нас
изображение
Страшного
суда
, принадлежащее
кисти
знаменитого
мастера
. Это
роспись
в
Успенском
соборе
г
. Владимира
. До
этой
работы
русские
художники
изображали
эту
сцену
пугающей
, подобно
западным
мастерам
. На
фреске
Андрея
Рублева
нет
изображений
адских
мук
, злобных
чертей
, плачущих
грешников
. На
этой
композиции
все
равны
: бедные
и
богачи
, грешники
и
праведники
.

Даже
окружавший
монаха
мир
междоусобных
войн
не
повлиял
на
стремление
святого
объединить
всех
людей
– хотя
бы
там
, за
пределом
, откуда
нет
возврата
. К
сожалению
, большая
часть
композиции
навсегда
утеряна
. С
каждым
годом
фрески
все
больше
разрушаются
. Но
и
та
часть
, которая
еще
видна
, показывает
желание
художника
– он
хочет
, чтобы
каждый
нашел
дорогу
ко
Христу
, самому
милостивому
Судье
.

Описание картины Виктора Васнецова Страшный суд

Updated on 28.09.2014 By Admin

Икона Страшный суд значение. Икона Страшного суда описание

Художник Виктор Васнецов создал немало фресок религиозной тематики. Для оформления Георгиевского собора Васнецовым в 1896-1904 годах была написана картина-фреска «Страшный суд», первая вариация которого была написана им в 1885-1896 годах для Владимирского собора в Киеве. Мы поговорим в большей степени о первой и оригинальной версии автора, хотя сюжет всех трех вариантов неизменен.

Красочные сцены крещения Руси на стенах храма были уравновешены мрачной композицией «Страшного суда». Темные тона с множеством оттенков красного, что заставляет зрителя относиться к картине как к серьезному произведению и добавляет трагичности изображению. Отрицая существующие каноны, Васнецов написал фрески в стиле древнем и несколько театральном.

Сюжет картины построен на основе Библейского понятия о Судном дне, когда совершается разделение людей на праведников и грешников. Первые оказываются награждены, а вторые, соответственно, наказаны за свои деяния. В центре находится ангел с весами, вокруг которого строится композиция: внизу, на земле, вершится суд, на котором слева от зрителя находятся праведники, обращенные к небесам с молитвой, а справа – грешники, горящие в адском огне.

На небесах находится Господь, держащий Евангелие и крест, а рядом с ним мы видим Иоанна Богослова и Богоматерь, а также ангелов и апостолов. Лицо Бога озарено гневом на грешников, которым по сюжету картины предстоит гореть в Геенне огненной, где так и вьется Змий. «Перед Богом все равны» хочет сказать Васнецов, показывая одинаковые условия для суда Царей и бедных крестьян. Вестники судного дня – трубящие ангелы, объединяют небесную сферу с земной, паря в воздухе между ними.

Автор картины играет на контрастах и строит свои элементы таким образом, что произведение начинает вызывать ощущения мистичности. И благодаря мастерски построенной композиции и великолепной рисовке иллюстрации «Страшного суда» Васнецова получили множество восторженных отзывов.

opisanie-kartin.com

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в так и в Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда – неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Икона Страшный суд значение. Икона Страшного суда описание

Толкование святого образа

В центральной части композиции находится Спаситель, пришедший судить мир, рядом с ним Богородица и Иоанн Креститель, которые желают оправдать человечество. У ног святых располагаются первые люди Адам и Ева. По обе стороны от центрального фрагмента — 12 апостолов, держащие в руках открытые писания. За ними стоят Небесные стражники во главе с архистратигом Михаилом. Войско вскоре призовет человечество на суд звуком труб. Ниже апостолов демонстрирует грешный народ, идущий на суд.

В верхней части композиции чаще находится образ Бога Саваофа, который сбрасывает с небес своих ярых ненавистников в демоническом обличии. Небо здесь представлено в виде развернутого свитка и символизирует пришедший конец света.

Несколько ниже Христа-Судьи демонстрируется великий престол, где лежит одежда Спасителя, крест, орудия распятия и раскрытая рукопись Книги бытия. Несколько ниже видна рука, держащая младенцев, символизирующих праведные души. Рядом стоят весы, где происходит измерение дел хороших и дурных. Здесь вершится великая битва между падшими бесами и непорочными ангелами за сознание человека. Рядом с весами также стоит обнаженная фигура, олицетворяющая душу умирающего. Этот фрагмент иллюстрирует «Канон на исход души».
внизу иконографического полотна обычно изображают темную и круглую землю, в центре которой запечатлена фигура обнаженной женщины, вокруг нее находятся те, кто воскрес из мертвых. Сушу окружает наполненное рыбами водное пространство, они выплевывают всех, кого пожрали за время своего существования. Это же делают звери и птицы на земле.
Рядом расположена сцена «Видение юноши Даниила»

Небесный посланник показывает отроку четырех зверей, олицетворяющих государства, которым суждено погибнуть.
Большое внимание уделено сюжету ада, здесь правит сатана верхом на огромном и ужасающем звере, который держит в лапах душу предателя Иуды. В жестоком пламени несут наказание нераскаявшиеся грешники

Из огромной пасти зверя к стопам Адама вырывается огненный столб, символизирующий греховность.
Сверху от ада находится и рай, где восседают христианские праотцы и святые праведники. К вратам подходит апостол Петр с ключами в десницах. Рай олицетворяет Иерусалим с блаженными людьми.

Великая икона символически повествует православному народу о Втором пришествии Спасителя и Его суде над всеми грешниками. Композиция составлена из нескольких сюжетов, повествующих о главных воззрениях христианского учения

Икона призвана напомнить человеку о важности покаянии, которое является главным основанием для достижения Царствия Небесного

Икона Страшного суда Божия: презентация в Переславском музее-заповеднике

Роспись Рублева

В западноевропейской традиции изображение «Страшный суд» обычно напоминает о кострах инквизиции. То есть зачастую является именно способом устрашения. Бог изображается гневающимся, а грешники четко разделяются с праведниками. В русской традиции «Страшный суд» напоминает скорее о божьем милосердии. Четкого разделения агнцев и козлищ на православных образах с подобным сюжетом обычно нет.

Именно в таком «милосердном» стиле работал, как известно, и самый почитаемый иконописец Руси — Андрей Рублев. О его личности известно, к сожалению, очень мало. Однако, конечно же, такой известный церковный художник не мог пройти мимо очень популярных, часто изображавшихся в его времена, сцен икон «Страшный суд». Рублевым эти канонические сюжеты были выбраны для украшения собора Успения Богородицы во Владимире. Известно, что рисовать свою фреску он начал в 1408 году. Изображен Страшный суд Рублевым был на западной стене храма.

Руку с весами канонического сюжета иконописец поместил на торце входной арки вверху. Под ней художник нарисовал пророков Даниила и Исайю. Самого Христа Рублев изобразил на голубом фоне в своде над аркой. Еще выше иконописец нарисовал двух ангелов, сворачивающих старое небо в свиток. Звери, олицетворяющие уходящие царства, изображены Рублевым в арке, ведущей под купол. Шествие ветхозаветных праведников в рай под предводительством Петра художник расположил в южном своде над иконостасом. Напротив этой сцены Рублев изобразил сам рай. Первые обитатели его — Адам и Ева — нарисованы иконописцем у подножья престола с Евангелием и ризой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: