Икона Иисуса Христа Вседержителя Пантократора значение, каноны иконописи

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

Для верующих христиан мотив, связанный с распятием Иисуса Христа, один из важных библейских сюжетов. Несмотря на то что многие иконы, раскрывающие «страсти Христа» могут выглядеть немного по-разному, большинство их них имеют и некоторые общие канонические тенденции, среди которых:

  • изображение на иконе Божией матери, которую обычно иконописец помещает справа от Иисуса;
  • с противоположной стороны от Богоматери обычно находится Иоанн Богослов — один из 12 апостолов Христа;
  • с каждой стороны от Спасителя расположены два распятых разбойника;
  • на переднем плане, словно бы под крестом обычно располагаются три римских воина.

Значение иконы «Распятие Иисуса Христа» раскрывается главным образом в том, что такой тип иконы можно считать кратким изложением Евангелия. Для тех, кто мало осведомлен о событиях, происходящих во времена Христа, такая икона служит как бы главным источником знаний, необходимых для каждого христианина.

Интересно! Во многих храмах икона «Распятие Христа» расположена так, что при входе в церковь прихожане видят ее первой, в тех храмах, которые пребывают на реставрации, первой восстанавливают именно этот иконописный образ.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА СПАС В СИЛАХ ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

  1. МОЛИТВА В ДОРОГУ
  2. МОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ ЗЛА ПАНСОФИЯ
  3. МОЛИТВА МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ В БОЛЕЗНИ
  4. МОЛИТВА ОТ ТЮРЬМЫ

Титул Вседержителя или Пантократора (дословный перевод — Всесильный, Властитель всего) пишется на иконе «Спас в Силах» рядом с обычным для икон Господа именем Иисуса Христа. Это первый визуальный богословский элемент иконы: такой титул означает полноту Боговоплощения. Господь как Сын Божий и Сын Человеческий — Начальник над духовным и земным миром, Всемогущий Бог, Правитель мира, имеющий возможность сотворить и изменить абсолютно всё.

Призвание Бога как Вседержителя встречается и в Ветхом Завете, например, в псалмах Царя Давида, и в Новозаветных текстах. В Евангелии и молитвах первых христиан, дошедших до нас, это слово употребляется только в контексте Страшного Суда, его называет в книге Апокалипсиса евангелист Иоанн Богослов: вот почему икона «Спас в Силах»-Пантократор изображает Второе пришествие Христа.

В православной традиции иконописи Византии икона Христа Вседержителя присутствовала еще на фресках первохристиан, созданных тайно — в римских катакомбах; на иконах Христос на троне и с Книгой появляется в IV—VI веках. Древнейшая дошедшая до нас икона Вседержителя — Синайский Христос середины VI века, созданный в монастыре святой Екатерины на горе Синай.

Этот образ — важнейший в иконографии Христа (включающей такие типы изображений, как Спас Эммануил, Спас Нерукотворный, Распятие и другие). Он встречается в одиночных иконах, в «оплечной» (до начала груди, по плечи) и поясной композиции, в иконостасах и отдельных триптихах (складень из трех икон, включающих образ Господа, Богоматери и почитаемого святого), на фресках и настенных мозаиках: именно Спас Вседержитель является традиционным изображением Бога, которое пребывает под центральным куполом православного храма.

Спас на престоле — основа иконы «Спас в Силах» — также один из древнейших подтипов иконографии Спаса Вседержителя. Престол — символ власти Божией, отражение ветхозаветных явлений Господа Саваофа пророкам и слов Евангелия о том, что судить людей Господь будет с престола. Название также отражает композицию иконы: Спаситель изображается анфас, полностью повернутым к молящимся и сидящим на троне и алой подушкой, Его ноги — на подножии престола.

Икона «Спас в Силах» — сложившаяся в XIV-XV веках разновидность изображения Господа Пантократора как осмысление древнерусскими иконописцами Апокалипсиса.  В традиционном русском иконостасе именно она заняла центральное место, никакие другие иконы Христа традиционно в главном, деисусном ряду иконостаса не размещают.

Иконописный канон «Спаса в Силах» основан на библейских текстах, поэтому он тщательно описывается в руководствах для иконописцев («подлинниках») и сохраняется в мелочах на протяжении веков до сегодняшнего дня.

Описание святого лика

Икона отличается от всех прежних своих изображений, прежде всего вот чем:

  • Спаситель показан во всем своем величии, восседающем на троне;
  • он облачен в царские одежды, которые называются далматик, т. е. рубашку с рукавами до запястья и лор, длинную ленту, которой подвязывалась одежда царей и высших сановников.

И далматик, и длинная лента, все это одежда одновременно простолюдинов и вельмож. Просто далматик простолюдины не подвязывали. В иконе Иисус Христос царь славы они преображаются в своем виде, объединяясь в своем значении и приобретая особое право, как объединяющая принадлежность всех людей через Иисуса Христа.

Важно! В данном случае образ Царя Царей интерпретируется и как настоящего правителя, судии над народом и как архиерея, который решает все дела своих людей. Отделяет праведника от грешника и определяет судьбу каждого из них

Фактически эта икона определяет то, за что формально был казнен Иисус Христос, то, что было изображено на дощечке, прибитой на кресте по приказу Понтия Пилата. А именно, что он «Царь Иудейский». Это можно было воспринимать как политическую претензию на господство над определенной территорией, но на самом деле это было провозглашение Царя Царей вообще над всеми владыками мира по праву своего небесного царствования, определенного Господом.

ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

Описание иконы, созданной Христом для царя Авгаря и сохраняемой эдессцами, дошло до нас по историческим свидетельствам. Известно, что убрус — ткань с отпечатком Лика — была натянута на деревянной раме, как сегодня художники делают холст на подрамнике.

Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи — действительно, как если бы человек умылся и отерся полотенцем до подбородка.

Пожалуй, это единственная икона, которая специально концентрирует внимание на Лике Христа, особенно же Его глазах. Узнаваемость и особое впечатление об иконе создает и симметричность изображения Лика Спасителя

Глаза Христа на образе часто смотрят в сторону, указывая на промысл Божий о человеке. Скошенность взгляда делает выражение лица одухотворенным, исполненным понимания Тайны Мироздания. Искусствоведы оценивают новгородский список Спаса Нерукотворного как воплощение идеальной красоты в Древней Руси и античности, находят в нем пропорции золотого сечения и идеал симметрии — такое изображение указывает на Совершенство Господа и созданного Им.

Большую роль в создании впечатления и молитвенного настроения при взгляде на икону играет выражение Лика Спасителя: мимолетные эмоции отсутствуют на Нем, Лик отражает лишь духовный покой, чистоту, безгрешность.

Новгородский список является редкостью: чаще на иконах Спаса Нерукотворного изображается Мандалион или «Спас на убрусе». Лик Христа явлен в золотом сиянии на фоне белой ткани (иногда даже подчеркивается ее назначение полотенца полосками по краям) с разными складками, узлами наверху и даже держащими концы ткани Ангелами. Реже Лик изображается на фоне собственно кирпичной кладки или просто на золотом фоне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: