Покровский Тервенический женский монастырь

Молитва Покрывающей Домодедовской иконе Богородицы

 О Пресвятая Дево Богородице, Премлостивая Мати всех христиан, наипаче же скорбящих, гонимых и многоразличными недугами одержимых! Аз, яко нищ и убог душею и телом, представ пред святым Твоим образом, со слезами и умильно прошу Твоего благодатного подаяния. Ничто бо доброе и благое во мне есть, – весь обложен немощами, нищетою и убожеством, – нозе мои не обувени, дабы поспешати ми на дела святыя и богоугодные; руце мои загрязнены от множества содеянных мною беззаконий; очи мои потуплены от нечистыя совести. Зане не возмогут взирати на благолепие красоты Твоея, явленныя нам в чудотворном Твоем образе «Покрывающая». Все лице мое потемнено и испещрено печатью безчисленных моих пороков и грехопадений. Несть во мне ни спасительныя веры, ни утешительныя надежды, ни благостныя любве; аз есмь яко гнилостный сосуд, преисполненный всякия скверны: гордости, себялюбия, высокоумия, тщеславия, гнева, раздражительности, злобы, памятозлобия, недоброжелательства, зависти, ревности, осуждения, ропота, злословия, празднословия, лукавства, лести, обмана, лицемерия, уныния, нетерпения, малодушия, невоздержания душевных и телесных чувств, пристрастия, плотоугодия, всякаго сладострастия и иных тмочисленных страстей. И яково мое убожество духовное, таково же и телесное – болезни и напасти обдержаша мя и все житие мое, яко трость ветром колеблема полна непостоянства, страха и всякия опасности. По глаголу святаго апостола: беды отдухов злобы поднебесных; беды от ненавидящих, обидящих и враждующих противу меня человеков; беды от зверей, скотов и гад земных; беды от стихий мира – молнии, огня, воды, тлетворнаго воздуха, хлада, глада; беды от многих немощей и болезней моего тела; беды на пути и в дому; беды во дни и в нощи. Кто же мя поддержит, кто сохранит, кто от врагов избавит, кто к добродетели направит, кто болезни моя исцелит, кто утешит, упокоит, вразумит, наставит, спасет и помилует аще не Ты, Пресвятая Мати, Заступница и Покровительница моя Всеблагая! Ты разсеянный по миру ум мой собери, пбмыслы от всякия скверны очисти; чувства, отравленный всяцем злом, освежй; волю мою дряблую на все доброе укрепи и от пагубнаго безволия мя избави; сердце от страстей свободи и святой любовию к Богу и ближним наполни; всю внутреннюю храмину мою переустрой и удобным жилищем Духа Святаго соделай. Не остави мя, Премилосердая Владычице, и в телеснем моем многоскорбнем житий: болезни потреби; враги видимые и невидимые разжени; злыя обстояния разруши; страх, приходящий от духов злобы и человеков, хотящих мя погубити, отжени; вся потребныя и нужная ми даруй, бодрость духа посли. Да обновленный, да очищенный, да утешенный Тобою, Царица моя Пресвятая, прославлю Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа и Твое дивное о мне попечение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ЗНАЧИМОСТЬ ИКОНОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

Богоматерь на иконе представляется в полный рост в одеже бирюзовой и ало-бурой расцветки.

Основной тон олицетворяет собою Невинность и честь Богородицы, а 2-ой – обозначает, что Иисус Спаситель перенимал у Богородицы плоть и кровь, для того чтобы явиться на нашу планету и поддержать народ в тяжелый момент. В ладонях к Божьей Матери располагается покрывальце – нарамник, каковым она покрывает матушку-землю, оберегая человечество. Роль иконы «Покров Пресвятой Богородицы» состоит в сохранении света и единства среди народов.

С древнейших трактатов установлено, что почитание этого безгрешного вида завязалось в 1164 г., вследствие указа князя Андрея Боголюбского.

В 910 г. руссы и болгары осадили Царьград. Царем Византии в тот период был Лев Мыслитель. Атака на Византию в эту эпоху была не редкостью. Постоянные набеги осуществляли все окружающие страны, а кроме того касты идолопоклонников и мусульман.

В ночь осады городка масса окрестного населения направилось отыскивать спасения в здешний собор. Из числа данных христианин был блаженный Андрей, какому и относятся фразы данного знаменитого доказательства.

В 4 часа ночи блаженный приподнял голову и узрел в воздухе Пречистую богородицу Божью в обществе сонма священных: посланника Иоанна теолога и блаженного Иоанн Крестителя.
Матушка встала на колени и начала жалобно возносится за христианин, что обитают верой Господа. Пресвятая Дева чрезвычайно длительное время молилась, а после приблизилась к алтарю, сбросила собственную накидку (оболочку) и набросила ее на абсолютно всех, кто в этот период молился в соборе. Не веря собственным очам, Андрей задал вопрос Епифанию: «Видишь, ли ты Царицу Лазурную, что возносится за нас»? Епифаний дал ответ: «Вижу и ужасаюсь».

Далее Богоматерь завершила воссылать молитву к Богу и пропала со собственными провождающими и омофором. А у абсолютно всех, кто созидал данное, осталось чувство безмятежности, спокойствия в душе и благодати. А войско, что осадило Константинополь, разметалось как вихрь. Таким образом был избавлен Царьград.

В XX веке почитание Покров стает частью обыкновения православного собора. Заявляют, что лик Покрова Богородицы может помочь в период нападений противников и недоброжелателей.

Определенные священники отмечают, что облик Покрова Богородицы уберегла Грецию от покорения в период 2-ой мировой войны.

Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы

По всей России и далеко за ее пределами множество храмов, монастырей, соборов и церквей освящено в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Такая повсеместная любовь христианского народа к этому дню объясняется тем, что Матерь Божия всегда придет на помощь к тому, кто искренне и с верой в душе приходит к ней с молитвой.

Из самых известных храмов и монастырей в честь Покрова можно назвать:

  • Покровский монастырь в Москве. Женский монастырь, основан в середине 17 века. Кроме чтимой иконы Покрова, этот монастырь известен тем, что именно тут хранятся и открыты для прихожан мощи святой Матроны Московской. В воскресные дни количество прихожан может достигать 25 тысяч человек в день, а в престольный праздник собирается и до 50 тысяч.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. В советские годы в этом храме находился музей Андрея Рублева, открытый к олимпиаде 1980 года. Полностью в ведение Русской православной церкви храм был передан только в 2017 году. Храмовая икона Покрова сохранилась с самых первых времен основания храма в 17 веке.
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (Политехнический институт). Действующий храм, который находится при Государственном Политехническом институте Санкт-Петербурга. Особо посещаем верующей молодёжью и студентами.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Один из новый храмов, построен был только к 2010 году.
  • Храм Покрова Богородицы в Измайлово. Первые упоминания об этом храме относятся к 15 веку. Древняя церковь была сожжена, но на ее месте построили новый собор для царской усадьбы. Как и многие православные храмы, эта церковь была закрыта в годы советской власти, однако с 1990-х годов вновь передана Церкви. В ней возобновились богослужения, были восстановлены иконы и внутреннее убранство.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве. Появился с развитием усадьбы Братцево. Храм сильно пострадал в советские годы, был разграблен, обветшал. После 1990-х годов постепенно начал восстанавливаться, в храме стали служить службы. Сегодня это действующий храм и целый просветительский центр — тут работает воскресная школа, православный лекторий, ведутся различные курсы и мастер-классы

Посмотрите видео об Акафисте Покрову Пресвятой Богородице

Описание иконы

Посреди иконы изображен смертный одр, на котором возлежит тело Пресвятой Богородицы. Он покрыт багряной тканью, что не случайно. Багрянец во все времена считался символом власти императоров, поэтому и на иконе этот цвет указывает на царственное достоинство Царицы Небесной. Пурпурные сандалии, надетые на Ее ноги, тоже имеют свое обоснование — такую обувь могли носить лишь именитые византийские императоры.

Смысл багрянца на иконе Успения означает то, что власть Богородицы несравнимо выше, чем у самых могущественных царских особ.

Ложе Богородицы окружают апостолы, среди них Иоанн и Петр. Петр держит в руках кадильницу и окуривает Пречистое тело фимиамом. Иоанн оплакивает Богоматерь, склонившись над Ее телом.

Часто на иконе изображается святой Иоанн Дамаскин. Именно он воспевал Царицу Небесную в своих богоугодных трудах.

Пред одром горит свеча, но на других композициях вместо нее встречается изображение пары отрубленных запястий, а возле ложа стоит грешник с отрубленными руками. Он есть Афония, тот, кто в неверии пытался опрокинуть одр, но его чудесно остановил меч ангела.

Кстати, сам ангел с поднятым мечом часто изображается стоящим возле Афонии.

Событие Успения происходит в комнате с множеством колонн, арок и прочих архитектурных элементов.

Покровский Тервенический женский монастырь
Успение Пресвятой Богородицы

Иконография

Покровский Тервенический женский монастырь

Иконографически образ Божией Матери «Призри на смирение», принадлежит к типу «Одигитрия» («Путеводительница»).

Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.

На иконе «Призри на смирение» изображена Пресвятая Богородица, увенчанная короной. В  правой руке Ее находится скипетр, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, стоящего на Ее коленях. Младенец Христос своей правой десницей нежно прикасается к Ее ланите, а левой держит небольшой шар — державу, символ власти над миром. Данный извод иконы, вероятно, отличается от первообраза иконы латинского происхождения, где Богомладенец поднимал руку как оратор (ритор), выступающий на суде в защиту всех несправедливо обвиненных и страждущих. Название Иконы происходит от слов Евангелия от Луки «яко призре на смирение рабы Своея». Спаситель, держа Божию Матерь за ланиту, обращает Ее лик к молящимся, как бы говоря: «Призри на смирение тех, которые обращаются к Тебе с молитвой, которые так просят Твоего заступления».

Киево-Братской 1654 и Арапетской икон Божией Матери.

                                                                    19 Сентябрь 2013

Покровский Тервенический женский монастырь

Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 – 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание.

Покровский Тервенический женский монастырь   Покровский Тервенический женский монастырь

Существовала “Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери”, составленная вскоре после 1692 года. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона “мера в меру” находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Покровский Тервенический женский монастырь

Арапетская, или Аравийская, икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени её явления никаких не сохранилось. Одни относят её явление и прославление к началу IV века, называя конкретный год – 301. По другим же сведениям, явление Арапетской иконы относится к более раннему времени — I веку, и связано со святым апостолом Фомой во время его пребывания в Индии.Покровский Тервенический женский монастырь   Покровский Тервенический женский монастырь

Другое название иконы – «О Всепетая Мати» – следует из церковно-славянской надписи на кайме мафория Божией Матери строфы 13-го кондака Великого Акафиста Пресвятой Богородицы: «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа». Слово Всепетая» означает «всеми прославляемая». Всепетой Божия Матерь называется также в Каноне молебном к Богородице (песнь 3, песнь 4).Покровский Тервенический женский монастырь   Покровский Тервенический женский монастырь

На некоторых иконах Богородица увенчана широким царским венцом. Её облачения обычно состоят из хитона красно-коричневого оттенка и вишнёвого «облачного» мафория. По кайме мафория идут слова вышеуказанного песнопения, а на плечах и главе Марии вместо традиционных звёзд часто изображаются три оглавных ангела, которые иногда истолковываются как древний символический образ Троицы.Из-за наличия на образе текста из акафиста Божией Матери икону часто размещают в центральной части сложносоставных икон под названием«АКАФИСТНАЯ», поэтому нередко  икона «О Всепетая Мати» ошибочно называется «Акафистной»  иконой Божией Матери. День празднования 19 сентября (6 сентября по старому стилю).

http://troickiyhram.prihod.ru/

культура искусство общество история Во славу + Божию!

223

31

Тервеническая икона Божией Матери

Россия
Ленинградская обл,
Лодейнопольский р-н,
с. Тервеничи,
ул. Нагорная, 30
Покрово-Тервенический женский Монастырь


Тервенический
погост упоминается уже в 1137 г. в Уставе
Новгородского князя Святослава Ольговича. Над озером на горе в 1861 г.
на собранные “всем миром” деньги жители
деревни построили каменный храм Успения
Пресвятой Богородицы. В 1935 г. после прекращения
богослужений в церкви разместился клуб,  потом
храм использовали под склад зерна, а затем и
удобрений. К лету 1991 года, когда в
селе появились первые сестры, от храма оставлись
только развалины. Обитель была восстановлена
упорным трудом, много было приложено усилий и
вознесено молитв о даровании особо почитаемой
святыни обители, посвященной Богородице.

В феврале 1992 г. одному из
монашествующих в тонком сне было явление Божией
Матери – Пресвятая Богородица, стоя на
Тервенической земле, указывала на икону, лежащую
у Ее ног, из-под которой струилась вода. Икона эта
по написанию напоминала Касперовскую-Корсунскую
– один из древнейших иконографических типов,
именуемых “Умиление”. Вскоре в запасниках одной
одесской художницы был обретен образ Божией
Матери – список Касперовской
иконы, повторявший собой образ, указываемый
Богородицей. После молебна в Успенском
кафедральном соборе Одессы перед Касперовской
иконой вновь обретенный образ был приложен к ней
с теплой и усердной молитвой, обращенной к Божией
Матери, даровать Свою милость новой иконе и быть
Небесной Заступницей молодой обители. После этого образ
привезли в Санкт-Петербург и временно поместили
в церкви св. муч. Веры, Надежды, Любови и м. Софии.
Горячая просьба была услышана Божией Матерью –
еще до того, как икону торжественно перенесли в
Тервеничи, одна из монахинь обители, ничего не
знавшая об обретении святыни, услышала голос: “Чем
быстрее Моя икона будет здесь, тем скорее Моя
милость будет с вами”. Так Сама Царица Небесная
прославила Свой образ и явила Свое
покровительство этой земле.

Весной на месте,
указанном Божией Матерью, был обнаружен источник,
воды которого были освящены. Вскоре для удобства
там поставили сруб и ископали колодец.
Примечательно, что на этом месте еще раньше
пытались найти воду, но тогда все попытки ни к
чему не привели.

От иконы Божией Матери и
воды св. источника происходят многочисленные
исцеления, Царица Небесная подает помощь
страждущим, укрепляя сестер в вере, в выбранном
ими нелегком служении Богу и людям. С
благословения митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Иоанна (Снычева) почитаемая икона,
сначала именовавшаяся Касперовской, именуется
как Тервеническая икона Божией Матери.Божия Матерь являла Свою
милость обители от этой иконы. На праздник
Преображения Господня 1994 г. началось мироточение
новонаписанного образа, изображавшего Явление
Божией Матери в Тервеничах – капли мира как роса
покрывали низ одежд Богородицы и Тервеническую
икону, лежащую у Ее ног. Вскоре замироточила и
сама Тервеническая икона. Мироточение
продолжалось в течение года и зафиксировано на
видеопленке.Перед праздником Покрова
Пресвятой Богородицы 1996 г. сестры и паломники
работали у Покровского храма, приводя в порядок
окружающую территорию. Погода была солнечная,
вдруг на голубом небе рядом с куполом все увидели
яркую семицветную радугу, коромысла которой были
обращены вверх, будто Божия Матерь распростерла
Свой Покров. Это явление продолжалось несколько
часов, к великому утешению всех трудившихся.Зимой 1997 г. в открытом
недавно скиту замироточило фотографическое
изображение Тервенической иконы Божией Матери –
слезы крупными каплями лились из глаз Пресвятой
Богородицы.Вскоре случилась беда –
сгорел старый келейный корпус, подаренный
монастырю колхозом, с мастерскими и
хозяйственными помещениями. В нем была келейная
церковь, где пребывал почитаемый образ. Из всего
того, что находилось в корпусе, удалось спасти
только эту икону, с которой потом обошли пылающий
дом. Искры летели во все стороны, но ни одно
деревянное здание из находившихся в нескольких
метрах, не загорелось – Царица Небесная уберегла
Свою обитель.

Сегодня Тервеническая
икона Божией Матери находится в южном приделе
Покровского храма – главного храма обители. В
красивом позолоченном киоте икона украшена
дорогими крестиками, цепочками, другими
приношениями людей в благодарность Божией
Матери за помощь от Ее чудотворного образа.

Покровский Тервенический женский монастырь

Вернуться в раздел
“Иконы”
Вернуться к главному меню.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: