Санкт-Петербург Церкви и соборыСанкт-Петербург Церкви и соборы

Рождественская Казанская церковь

Рождественская (Казанская)церковь

Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века была переведенская слобода. Рядом с пересечением Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня, а спустя два года на её месте появилась деревянная церковь Рождества Богородицы.

24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Автором проекта каменной церкви Рождества Богородицы часто называют М. Г. Земцова. Но более поздние исследования доказывают, что им был архитектор И. Я. Бланк. Заложен храм был 6 сентября того же года. Кирпичные стены храма были возведены уже к сентябрю 1734-го, после чего плотник Иоганн Геринг подписался, что:

“зделает он плотничною работою на колоколне шпиц, стропила, лантернин, кровлю покроет гонтом, купол и лантернин и шпиц обошьёт досками по чертежу; да столярною работою зделает с лица и внутри окна и двери, капители и базы, цимазы, базаменты, архитравы, триглифы, карнизы, лестницы и крыльца деревянные и часовые круги и с резною работою и с точною боляс, кроме статуй резных, совсем зделает самою чистою работою по чертежу” .

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Строительство храма было завершено в сентябре 1736 года, когда купол обили жестью. Торжественное освящение церкви состоялось 23 июня 1737 года в присутствии императрицы.

Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. Её шпиль перекликался со шпилем построенной в это же время башни Адмиралтейства. Вокруг храма был организован сад, окружённый оградой из кирпичных столбов и деревянной решётки.

2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I в 1708 году. До переноса в новый храм она хранилась в деревянной часовне на посадской улице, затем в Троицком соборе на Троицкой площади. Освящение церкви состоялось 13 июня (по мнению историка П. Я. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учитывать дату переноса сюда Казанской иконы. На церемонии присутствовала Анна Иоанновна. По хранимой здесь иконе церковь в народе стали именовать “Казанской”.

Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским. Во второй половине XVIII – начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1745 году – будущие императоры Пётр III и Екатерина II. С тех пор здесь венчались члены царской семьи. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу гвардии Екатерина II. В 1773 году Казанская церковь стала местом венчания будущего императора Павла I и принцессы Гессен-Дармштадская.

Список храмов

Большинство соборов находится в историческом центре Петербурга. Вот небольшой список храмов Санкт-Петербурга:

  • на Лиговском проспекте: Крестовоздвиженский и Исаакиевский собор,
  • на Адмиралтейской стороне: Никольский морской, Петропавловский, Спасо-Преображенский, Казанский, Троице-Измайловский соборы,
  • на Васильевском острове: Андреевский собор,
  • на Выборгской стороне: Сампсониевский собор,
  • на Петроградской стороне: Князь-Владимирский собор,
  • на Владимирской площади: Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Кроме того есть такие храмы, которые не функционируют или восстанавливаются: Смольный собор или Собор во имя Феодоровской иконы Богородицы. Есть и храмы пригорода и предместья, которые входят ныне в черту города:

  • Царское Село: Феодоровский Государев собор, Вознесенский собор,
  • г. Павловск: собор Николая Чудотворца,
  • г. Петергоф: собор Петра и Павла,
  • г. Ломоносов: собор Архангела Михаила,
  • г. Кронштадт: Николаевский Морской собор, собор Владимирской иконы Богородицы.

Казанский собор до 1917 года

21 декабря 1812 года, когда русские войска вышли на границы империи, Казанский собор стал местом празднования полного освобождения русской земли от завоевателей. В феврале 1913 года в Казанский собор прибыли ключи города Варшавы, которые доставил в столицу генерал Васильчиков.

Могила М. И. Кутузова, 1913 г.

Особым событием для Казанского собора стали похороны фельдмаршала М. И. Кутузова 13 июня 1813 года. Его могила расположена напротив Казанской иконы.

Кутузов скончался 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау. Там его тело набальзамировали, для чего внутренности вынули и захоронили на местном кладбище. Впоследствии возникла легенда, будто фельдмаршал повелел похоронить его сердце на месте смерти, на Саксонском тракте, дабы солдаты видели, что сердцем он остаётся с ними. Этот миф был развеян в 1933 году, когда произошло вскрытие гроба Кутузова:

АКТ. Ленинград, 1933 год, сентябрь 4-го дня. Комиссия в составе: директора Музея истории религии Академии наук СССР – проф. Богораза-Тана В. Г., учёного секретаря музея Блаканова В. Л., завед. Фондами музея Воронцова К. К., в присутствии представителя от П.П.ОГПУ тов. Бороздина П. Я. составили настоящий акт о нижеследующем.
Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М. И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотыми позументами), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце. Весь процесс вскрытия был зафотографирован – было произведено 5 снимков.
Настоящий акт составлен в 2 экземплярах …

Над могилой Кутузова повесили Смоленскую икону Божией Матери из Александро-Невской лавры.

Казанский собор являлся тем местом, откуда Император и члены его семьи отправлялись в действующую армию. С его посещения начиналось и возвращение Александра I в столицу. До окончания войны с наполеоновской Францией храм оставался местом празднования наиболее значимых побед российских и союзных войск. 2 сентября 1813 года здесь отмечали взятие Берлина, спустя один год – победу при Бриенне и взятие Данцига. В апреле 1814 и в июле 1815 года здесь праздновалось взятие Парижа.

Казанский собор играл важную роль в жизни царской семьи. В Исаакиевском соборе членов царского дома крестили, в Петропавловском – хоронили, а здесь – венчали. Каждый год в марте здесь праздновалось восшествие на престол Александра I. Ежегодно 30 августа отсюда начинался крестный ход к Александро-Невской лавре. Этот день считался в Петербурге выходным.

В 1840-х годах купол Казанского собора покрыли светло-зелёной краской. Позже его покрытие имитировало бронзу.

26 октября 1893 года в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Из-за огромного количества желающих проститься с композитором, было решено впускать посетителей в храм по билетам. Всего их было выдано 8 000. На литургии использовалась только музыка Чайковского, которую исполнял хор Императорской оперы. Из Казанского собора траурная процессия проследовала к Александро-Невской лавре, где композитор был похоронен.

Свечное освещение храма было заменено электрическим в 1903 году.

В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад. Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, не оказалось на это денег.

Примерно за две недели до февральской революции 1917 года по инициативе Общедоступного и передвижного театра в Казанском соборе была отслужена панихида по В. Ф. Комиссаржевской.

Прогулка по Невскому и окрестностям христианские храмы

Прогулка по Петербургу всегда начинается с Невского проспекта. Старт — от Гостиного двора. Перейдите на противоположную сторону проспекта, здесь находится Армянская апостольская церковь Святой Екатерины. Это красивый храм в классическом стиле, возведенный в конце XVIII века, во времена правления Екатерины Великой. Поэтому он носит имя небесной покровительницы императрицы — святой Екатерины Александрийской. Армянская община появилась в городе почти сразу после основания Петербурга и сейчас достаточно обширна: диаспора насчитывает около 20 тысяч человек. Еще одна армянская церковь, которую вы сможете посетить, если интересуетесь армянской культурой, располагается на Васильевском острове на территории Смоленского армянского кладбища (Церковь Святого Воскресения, набережная реки Смоленки, 27). 

Закрепить знакомство с армянской культурой можно в ресторане «Эривань», расположенном на набережной Фонтанки, 51, примерно в 500 метрах от Аничкова моста. Армянская кухня очень хороша и необычна, при этом армянских заведений в Петербурге не так много: из закавказских превалирует грузинская кухня. 

Следующая остановка — католическая церковь Святой Екатерины. Это большой красивый храм с живописными двориками. Перед церковью обычно продают картины местные художники. Католики также пришли в Петербург при Петре I: городу и стране нужны были иностранные специалисты, многие были католиками. Прихожанами освященного в 1783 году собора были многие выдающиеся деятели: создатель Исаакиевского собора Огюст Монферран, декабрист Михаил Лунин, светская красавица Зинаида Волконская, в литературном салоне которой собирался весь цвет эпохи — от Александра Пушкина до Адама Мицкевича. Сейчас прихожанами церкви являются журналист Илья Стогов и джазовый музыкант Геннадий Гольштейн. 

Прогуляйтесь по пешеходной Малой Конюшенной улице. В самом конце располагается романтичный неоготический храм, носящий, как и многие другие, имя Святой Екатерины. Первая каменная церковь относится к 1767 году, современная постройка была возведена сто лет спустя. Этот храм принадлежал шведской протестантской общине. Его посещали многие выдающиеся личности: прихожанином был ювелир Карл Фаберже, в церкви венчался Карл Маннергейм, будущей президент Финляндии. Сейчас храм действует, здесь очень интересно бывать здесь во время религиозных праздников: в день Святой Люси, например, устраивают красивый концерт с традиционными песнями, после этого гостей (за отдельную плату, конечно) угощают печеньем и глинтвейном. Вероисповеданием посетителей никто не интересуется. 

Параллельно малой идет Большая Конюшенная — пройдите на бульвар по Шведскому переулку. Здесь располагается финская церковь Святой Марии: здание в классическом стиле возведено в 1805 году. В 2010 году в храме установили новый орган. Если увидите на афише сообщение о концерте — непременно посетите.

Петр I с уважением относился к лютеранам и реформам Лютера, многие жители присоединенных во время Шведской войны земель были протестантами. До революции протестанты в Петербурге были одной из крупнейших религиозных неправославных групп. И сейчас в городе действует около двух десятков протестантских церквей различных направлений. 

Еще один любопытный протестантский храм — Петеркирхе — располагается на Невском, 22-24. Это старинная церковь, возведенная 1838 году. Автором проекта стал Александр Брюллов, брат знаменитого художника Карла Брюллова, автора картины «Последний день Помпеи». История общины началась гораздо раньше: в 1727 году землю в центре северной столицы немцам-протестантам успел пожаловать император Петр II, не так уж много сделавший на своем царственном посту. В советское время в церкви был бассейн: интерьеры до сих пор не соответствуют историческому облику, реставрация слишком сложна и дорога. Сейчас немецкая лютеранская община Святой Анны и Святого Петра проводит в церкви проводят богослужения, концерты, уроки немецкого языка. 

Следующая, и последняя на сегодня остановка — Исаакиевский собор. Поднимитесь на колоннаду и полюбуйтесь видами города.  

Прогулка по Коломне еврейские и православные святыни

Сегодня вас ждет прогулка по «Петербургу Достоевского» и старинному району Коломна. Здесь сохранилась историческая застройка — доходные дома XIX века. В Коломне жили многие известные личности — от самого Михаила Достоевского до Александра Блока, музей которого находится на улице Декабристов рядом с главной целью сегодняшнего путешествия — Большой хоральной синагогой. 

Начните прогулку от Сенной площади. Когда-то ее главным украшением был храм — церковь Спаса-на-Сенной, уничтоженная в советское время. О ней напоминают только картины художников и небольшая часовня. Идите по Садовой улице налево, мимо Юсуповского сада до Николо-Богоявленского морского собора. Это один из самых красивых храмов северной столицы, расположенный в изгибе канал Грибоедова у трех мостов. Само его метсоположение очень необычно.  

Пройдите по улице Глинки мимо Мариинского театра до улицы Декабристов. Здесь, на углу с Лермонтовским проспектом, находится крайне необычное сооружение — Большая хоральная синагога, решенная в мавританском стиле. Рекомендуем не только полюбоваться храмом изнутри и снаружи, но и закрепить знакомство с еврейской культурой посещением местного кошерного ресторана — единственного в городе. 

Рядом, на Декабристов, 54, располагается Яани Кирк, она же эстонская церковь Святого Иоанна. Это еще один протестантский храм. Известен в первую очередь как концертная площадка, но и богослужения здесь также проходят регулярно. Само здание из красного кирпича, построенное в готическом стиле в середине XIX века, очень красиво. Храм работает с 2011 года: правительство Эстонии выделило деньги на реставрацию, на церемонии освящения храма присутствовал президент страны Тоомас Ильвес. 

Вернитесь на Лермонтовский проспект, перейдите через Фонтанку до Троицкого проспекта — он приведет к храму, давшему ему имя. Громадный белоснежный храм с синими куполами, украшенными звездами — собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка — возведен по указанию Николая I на его личные и казенные средства. Проект создал архитектор Василий Стасов: ему было приказано взять за образец архитектуру старой деревянной церкви, вместо которой воздвигался каменный храм. Измайловский собор вмещает около трех тысяч человек, это один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга.  

Последняя остановка — петербургский дацан. В числе строителей Петропавловской крепости, как считается, были и первые буддисты Петербурга — калмыки. Однако настоящая буддийская община появилась в городе только в конце XIX века, хотя их число, если верить данным переписей, не превышало двухсот человек. Строительство дацана началось в 1909 году и завершилось спустя шесть лет. В 30-е годы священнослужители стали жертвами террора, дацан, получивший новое имя Гунзэчойнэй, открылся вновь только в 1991 году. Теперь это центр буддийской культуры, открытый для представителей всех религий. Храм находится неподалеку от станции метро «Старая Деревня». В свободное время можно прогуляться по Елагину острову.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: