Софийский собор Полоцк

Как добраться

На площади возле вокзала стоит информационный стенд, где указаны разные контакты и карта города с интересными местами. От вокзала и автовокзала по улице Октябрьская, 25 отправляется автобус № 2. На нем доезжают до остановки «Швейная фабрика», если паломник едет с автовокзала или до остановки «Райисполком» при поездке с вокзала, расположенного на ул. Толстого.

Гость может совершить пешую и прогулку и добраться до памятника архитектуры самостоятельно. От вокзала нужно пройти по улице Гоголя до набережной Западной Двины по ул. Нижне-Покровская. Затем сворачивают направо и проходят 2 км.

Информация для паломников и туристов

Церковь находится в невероятно красивом месте на правом побережье Западной Двины, где в нее впадает река Полота. Храм Софии привлекает своим великолепием. В Полоцке расположено много исторических и архитектурных памятников, основная масса принадлежит православной вере. Комплекс состоит из культовых сооружений, построенных по просьбе Ефросиньи.

Софийский собор Полоцк
Борисов камень у Софийского собора

Неподалеку от собора расположены следующие достопримечательности:

  • Борисов камень на расстоянии 52 метров, это один из 4 белорусских валунов, на которые нанесены картинки крестов и древние надписи;
  • родник расположен при спускании к Нижне-Покровский улице;
  • памятник студенту в 468 м;
  • Полоцкий краеведческий музей;
  • художественная галерея в полукилометре;
  • монумент героям Отечественной войны 1812 г.;
  • памятник кривичам находится в 175 метрах;
  • памятник Ефросинии Полоцкой.

Полоцкий собор — историческая и архитектурная гордость, храм уважают все православные. Церковь по своей ценности, значимости и почитанию верующих стоит наравне со многими знаменитыми соборами.

Интересные факты

Софийский собор в Полоцке — одно из древнейших сооружений в Беларуси. При храме расположен концертный зал, в котором каждый год проводят свыше 300 концертов камерной и органной музыки. Чтобы самостоятельно посетить музей, посетителям предлагают аудиогид на белорусском, английском и русском языках. Также им вручают путеводитель с планом церкви и картой города.

В стенах Собора размещается музей истории архитектуры. Стал принимать первых гостей в 1987 году, а в 1983 г. открыли концертный зал. В музее находятся экспозиции, знакомящие прихожан с возникновением и развитием храма, его перестройках, реставрациях. Здесь имеются уникальные предметы — дошедший до 21 века фундамент и древние росписи 11 века.

Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в Полоцке фото история описание Полоцкой Софии

Софийский собор ПолоцкСофийский собор Полоцк

На фото: Распятие из Софийского собора. На нем ноги Христа пробиты каждая отдельным гвоздем. Такие изображения в католическом искусстве встречаются гораздо реже, но они, как видим, есть.

Декларативно Брестская уния представляла собой переход православной западнорусской Киевской митрополии в подчинение Папе Римскому с сохранением восточного (византийского) обряда.

На деле чаемое идеологами унии единство конфессий (сочинение одного из главных насадителей унии иезуита Петра Скарги так и называлось — «О единстве Церкви Божией под единым пастырем») на территории Речи Посполитой достигнуто не было. «Настоящие» католики относились к униатам только лишь терпимо, считая их «недоверками»; не удалось ликвидировать и православие.

А вот весь обиход церковной жизни греко-католиков постепенно «облатинивался». Их храмы с течением времени все более уподоблялись костелам по архитектуре и внутреннему устройству, церковное искусство ориентировалось на западные образцы.

Примером дрейфа в сторону католической изобразительной традиции могут служить предметы, представленные в качестве экспонатов в интерьерах Софийского собора, — скульптуры святых и, прежде всего, Распятия – Униатские кресты.

Отличия между Православным и Католическим Распятием

В первые века христианства крест обыкновенно изображался без распятого на нем Спасителя. Первые Распятия появляются в V—VI веках, а после XII века уже возможно проследить различия между Распятиями восточного и западного «стилей». К началу Контрреформации в Западной Европе (XVI век) они являлись — идеологически — полными противоположностями друг друга.

Для православного искусства характерно «безэмоциональное», символически-бесстрастное изображение распятого Спасителя. Он на кресте — и Распятый, и уже Воскресший. Крестом побеждена смерть, и Христос распростер руки, призывая «все концы земли» (Ис. 45, 22). Именно поэтому ладони Христа на православных Распятиях всегда изображаются раскрытыми.

Католическое искусство изначально стремилось к созданию чувственных образов (здесь имело бы смысл упомянуть об апофатизме и катафатизме, однако за недостатком места отсылаем интересующихся к соответствующим словарным статьям), и к XVI столетию это стремление нашло свое наиболее полное выражение. Широкое распространение в Западной Европе получают «Откровения» католической святой Бригитты Шведской (1303—1373), предельно натуралистично рисующие крестные страдания Спасителя:

Еще один признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздем ноги Спасителя — связан с тем, что в Риме хранятся три гвоздя, которыми именно, по утверждению католиков, и пригвоздили ко кресту Сына Божия, и отсюда постепенно проросла идея, что гвоздей было всего три. Но этот признак не является безусловно обязательным, встречаются (хотя и крайне редко) католические Распятия с четырьмя гвоздями.

По всем приведенным выше особенностям Распятия, находящиеся в Софийском соборе, принадлежат католической традиции. Исполненные в XVIII—XIX веках, они отчетливо демонстрируют полную латинизацию грекокатолического сакрального пространства к этому времени.

История основания обители

Полоцкий Собор поставили у правого побережья Западной Двины города Полоцк в 11 веке. В середине 18 столетия церковь реставрировали по проекту Яна Глаубица в стиле виленского барокко. Изначально сооружение отстраивалось по мотивам монументального древнерусского зодчества с элементами романского стиля.

Софийский собор Полоцк
Софийский собор в Полоцке, Беларусь

Храм расположен по сторонам света. На юге стоят возвышающиеся остроконечные башни высотой в 50 метров. Они символизируют объединение католической и православной церкви. Толщина стен составляла 1,45 м. Они были выложены из бутового камня, который чередовался с кирпичом по технике полосатой кладки. Образовалась двухцветная гамма, свойственная местной школе искусства.

В конце 15-начале 16 века сооружение перестроили в пятибашенный собор оборонительного вида. В 1620 году церковь претерпела существенные изменения. Происходило ее восстановление. В то время архиепископом служил Иосафат Кунцевич, мощи которого покоятся в католическом соборе Святого Петра в Ватикане.

Во время Северной войны с 1700 до 1721 года в церкви размещался пороховой склад русской армии. В 1710 году его взорвали, но была уничтожена лишь одна стена — алтарь слева.

Важно: За свою историю храм горел несколько раз. Претерпевала изменения принадлежность веры — от православия к униатам и обратно

Общее количество основательных перестроек Полоцкого Собора насчитывает 6 реставраций. В последний раз его меняли в 18 веке.

Архитектура Софийского собора

Софийский собор Полоцк

Архитектура Софийского собора

Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

  • – вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);
  • – семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.

Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.

Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

Расписание богослужений

В самом соборе не проводят Богослужения, только в день памяти Евфросинии. Но на территории расположен предел, в которой каждодневно совершают молитвы. Православная церковь открыта каждый день. Расписание предела следующее:

  • с понедельника по пятницу двери храма открыты с 06.30, когда проходят утренние службы, то в 05.45, с 16.30 Вечернее Богослужение, в том числе полунощницы;
  • в субботу и воскресенье храм открыт с 06.30 и с 22.20;
  • службы бывают полиелейными, акафисты Господу и Пресвятой Богородицы;
  • перед Литургией проходит исповедь;
  • каждый день проводятся уставные службы, панихиды, читают Неусыпаемый Псалтирь;
  • молебны с акафистами рядом с мощами преподобной.

Софийский собор в Полоцке

Софийский собор Полоцк

Средневековый Полоцк, был одним из крупнейших центров Киевской Руси. Материальным олицетворением особого статуса города, был Софийский собор, построенный в середине XI века. Два других Софийских собора, как известно, находились в Киеве и Новгороде.   

Строили храм по всей видимости византийские мастера. Архитектурное решение, собора было аналогично с одноименными храмами Киева и Новгорода. Подобно овгородскому храму, Софийский собор Полоцка был расписан только фресками, без мозаичной декоративной отделки. Согласно летописям храм был семиглавым и в отличие от соборов Новгорода и Киева не имел галерей.

Предполагаемый образ первоначального Софийского собора

На протяжении веков, Софийский собор был оплотом православия на полоцкой земле. Даже в 1579 году, когда войска польского короля Стефана Батория отобрали Полоцк у Ивана Грозного, храм оставался единственной православной церковью города.

Только в 1596 году Софийский собор был отдан униатам. В XVII веке, храм два раза страдал от пожаров (в 1607 и 1642 года) и оставался предметом спора между православными и униатами. Знаменитый  униатский архиепископ святой  Иосафат Кунцевич перестроил церковь в 1618 году.

В 1654 году, после взятия Полоцка московскими войсками, Софийский  собор посетил царь Алексей Михайлович. До 1667 году, храм оставался в руках православных, а потом снова перешел к униатам. 11 июля 1705 года, Софийский собор посетил царь Петр I.

Согласно униатским источником нетрезвый царь потребовал ключи от царских врат храма, а когда услышал, что на одной из икон изображен Св. Иосафат убитый схизматиками-православными, Петр выхватил саблю и стал рубить монахов. Тела убитых были утоплены в Двине.

Документы Кабинета Петра лакончино сообщают, что причиной инцидента было дерзкое поведение униатских монахов преступно спровоцировавших царя.  Далее Софийский собор был ограблен русскими войсками. В его стенах были устроены конюшни, а затем и пороховой склад. 1 мая 1710 года в храме прогремел взрыв.

На сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле позднебелорусского или  виленского барокко по проекту архитектора  Яна Криштофа Глаубица. Высота храма теперь достигала 50 метров. Второй и первый ярусы церкви были расписаны и украшены деревянной скульптурой.

До наших дней дошли копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный. Новый Софийский собор освятили в честь Сошествия Святого Духа. В годы войны 1812 года французские войска использовали храм в качестве конюшни. В 1839 году власти передали Софийский собор православным. В 1911-1914 года в храме был проведен капитальный ремонт. С 1924 году церковь была закрыта, а в помещение собора открылся краеведческий музей.

С 1985 года, когда в Софийском соборе был смонтирован орган чехословацкой фирмы «Rieger Kloss», в храме стали проходить органные концерты.

По праздникам в одном из пределов храма совершаются православные богослужения.

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,- таков был ответ монахов. Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах. В 1738 – 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко
.

Софийский собор Полоцк

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами. Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Который был известен, исходя из летописных источников, уже в 862 году. Все Полоцкое княжество было в свое время центром развития культуры и ремесел.

Софийский собор в Полоцке самая древняя святыня Белоруссии

Софийский собор Полоцк

Адрес: Республика Беларусь, г. ПолоцкДата первоначального строительства: 1030 – 1060 годыДата разрушения собора: 1710 годДата восстановления: 1738 -1750 годыАрхитектор: Иоганн ГлаубицКоординаты: 55°29’10.9″N 28°45’30.7″E

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св.

Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии. С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св.

Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом. Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии.

В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Вид на фасад собора

Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам.

Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче.

Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Фрагмент фасада собора

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов.

Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах.

В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: