ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Придел Ангела

Придел Ангела, паломники у входа в Святой Гроб. На переднем плане постамент со священным камнем

Придел Ангела (греч. παρεκκλήσιον τοϋ Αγγέλου) — небольшое помещение (3,4 × 3,9 м) в восточной части , которое является единственным проходом в Гроб Господень. Согласно Евангелию, на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший жёнам-мироносицам Воскресение Христа: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мёртвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. ).

Согласно преданию, мироносицам о Воскресении Христа возвестил архангел Гавриил. Именно его имя начертано на беломраморном барельефе, который украшает вход из придела Ангела в Святой Гроб. Слева от входа на барельефе изображены небольшие фигуры жён-мироносиц, а справа фигура простирающего к ним руку Ангела. Между ними над входом вдоль мраморных складок идёт надпись по-гречески «Что ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь, Он воскрес».

В северной и южной стенах придела устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30—40 см. Они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подаёт огонь православным, через южное армянский архимандрит армянам. Под потолком придела подвешены 15 лампад.

Камень, отваленный от двери Гроба

Постамент с частью священного камня

Согласно Евангелию этот камень был «весьма велик» (Мк. ), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 году. Кроме того, позднее, по словам русского купца-путешественника XVI века Трифона Коробейникова, паломники «тот камень для благословения брали на мощи», то есть попросту уносили его по кусочкам. Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии. Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома первосвященника Каиафы, вне стен Старого города, справа от Сионских ворот.

Доступ к Святому Гробу

Вход в Кувуклию

Гроб Господень доступен для любого паломника или посетителя в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. У Святого Гроба постоянно дежурит православный греческий монах. Когда желающих много, монах поторапливает паломников. Существует устоявшийся православный обычай поклонения Святому Гробу, согласно которому сначала надо помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Потом, поцеловав низкий вход и читая про себя молитву: «Воскресение Христово видевше…», медленно и благоговейно входить в Живоносный Гроб. Войдя, поставить свечи, затем преклонить колена и молиться. Можно положить на Ложе для освящения принесённые с собой иконы, крестики и медальоны. Многие стараются непременно коснуться устами и челом головной, западной, дальней от входа части Ложа. Обратно принято выходить пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу.

Цкав фактиред. ред. код

За понад півторатисячну історію існування Храм Гробу Господнього «обріс» деякими цікавими фактами, у правдивість яких подеколи важко повірити.

Порівняння світлин драбини біля вікна ( і роки)

Ефіопський монах на даху Храму,

… У Великодню Суботу в Кувуклії Храму Гробу Господнього відбувається диво сходження Благодатного вогню. … Як відомо, жодна з конфесій, які правлять служби в само́му храмі, не контролюють головний вхід до нього. Ще далекого року Саладин поклав відповідальність за нього на дві мусульманські родини. Представникам роду Джудехів довірено ключі від Храму, а роду Нусейбехів, члени якого охороняли Храм від часів правління Умара в році, — храмові двері. Цікаво, що ця традиція є безперервною і зберігається до наших днів. Двічі на день член роду Джудехів приносить ключі до дверей, які відчиняє і зачиняє член сім’ї Нусейбехів. … Ще в часи до початку дії статус-кво між конфесіями не раз траплялися ситуації, коли члени однієї з них не пускали представників інших у середину храму, тому звичною справою було використання різного роду сходів, мотузок тощо. Вважається, що хтось ще до року приставив до одного з вікон храму дерев’яну драбину, яка збереглася дотепер у тому ж самому положенні, як і попервах. Зображення цієї драбини можна бачити як на світлинах і гравюрах столітньої давнини, так і на сучасних фото. … Монахи Ефіопської православної церкви і копти крім притвору всередині храму розміщаються на його даху, влаштувавши там своєрідне поселення.

Нерухома драбинаред. | ред. код

Нерухома драбина (івр. סולם הסטטוס קוו‎, араб. السُّلَّم الثَّابِت‎) — дерев’яна драбина у правого вікна фасаду. Драбина є символом розбрату серед християн . Наразі жодна з шести християнських конфесій не може ремонтувати, зсувати та змінювати у храмі без згоди решти. Вперше драбина згадується у 1757 р. в фірмані султана Абдул-Гамід I

План – схема Храма Гроба Господня

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

1 Площадь перед Храмом. 2 Место,  где пресвятая Дева и св. Иоанн стояли во время распятия. 3 Дверь входа в церковь. 4 Диван турецкой гвардии. 5 Место, где стояли три Марии. 6 Гробница Иосифа Арифамейского. 7 Коптская часовня. 8 Гробница Спасителя. 9 Придел Ангела. 10 Алтарь явления Пресвятой Богородицы. 11 Место, где стояла Мария Магдалина. 12 Место, где Христос явился Марии Магдалине. 13 Пещера, где Иисус ожидал казни. 14 Часовня Лонгина. 15 Придел Деления Риз. 16 Часовня святой Елены. 17 Пещера обретения Креста. 18 Место, где молилась святая Елена. 19 Пуп Земли. 20 Камень Миропомазания. 21 Вход в капеллу Адама. 22 Место, где стоял крест. 23 Голгофа. 24 Алтарь Stabat Mater, место, где стояла Богоматерь при распятии. 25 Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

Как уже упоминалась в статье о Виа Долороса, последние пять остановок Крестного пути Иисуса находятся под сводами Храма.

Десятая остановка отмечена часовней Разоблачения, придел Деления Риз. Стражники, приведя Иисуса, бросая жребий, делят между собой его одежду. В часовне ведет службу армянская церковь.

Одиннадцатая остановка. Здесь Иисуса пригвоздили к кресту. На этом месте алтарь, над ним изображено происходившее тут. На плане №25.

Двенадцатая остановка. Смерть Иисуса на кресте. Серебряный диск под алтарем обозначает место, где стоял крест и где умер Иисус.

Примечания

  1. Архиепископ Серафим. . www.russian-inok.org. Дата обращения 2 ноября 2016.
  2. Трибельский И. Иерусалим. Тайна трех тысячелетий. — Ростов н/Д.:Феникс, 2007. — С. 192—193. ISBN 978-5-222-11110-9.
  3. ↑ Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. акад. М. В. Бибиков. — Израиль: J.C.A. Holyland, 2000. — С. 46—47. ISBN 5-93632-002-2.
  4. Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. — М.: Индрик, 2008. — С. 66—69. ISBN 978-5-85759-441-4.
  5. Тимаев Н. Иерусалим и Палестина, гл 33. // Андреев А. Р. История Иерусалима. — М.:Эксмо,Алгоритм, 2004. — С. 236. ISBN 5-699-07644-1.
  6. В 1244 году Иерусалим был взят наёмным войском из Хорезма под командованием султана Египта Ас-Салих Айюба из династии айюбидов. — Трибельский И. Иерусалим. Тайна трех тысячелетий. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — С. 201. ISBN 978-5-222-11110-9.
  7. Тимаев Н. Иерусалим и Палестина, гл. 51. // Андреев А. Р. История Иерусалима. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2004. — С. 266. ISBN 5-699-07644-1.
  8. Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. акад. М. В. Бибиков. — Израиль: J.C.A. Holyland, 2000. — С. 54. ISBN 5-93632-002-2.
  9. Трибельский И. Иерусалим. Тайна трех тысячелетий. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — С. 194. ISBN 978-5-222-11110-9.
  10. Трибельский И. Иерусалим. Тайна трех тысячелетий. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — С. 193—194, 203. ISBN 978-5-222-11110-9.
  11. Клермонский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Храм Гроба Господня

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

В окне горят 3 неугасимые лампады.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Двор храма Гроба Господня.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Служители храма Гроба Господня, охранники.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Очередь в кувуклию.

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Кувуклия

Кувуклия, вид до реставрации 2016 года. Видны скрепляющие металлические балки по бокам.

Куву́клия (греч. Κουβούκλιον — «покой, опочивальня», лат. Cubiculum) — это небольшая (6 × 8 м) купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и . Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен .

Схема Кувуклии

История

Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в —335 годах и была полностью разрушена мусульманами в 1009 году. Вторично Кувуклию отстроил в —1048 годах византийский император Константин Мономах, затем в XII веке её обновили крестоносцы. В 1555 году Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский, и она простояла до 1808 года, когда была уничтожена опустошительным пожаром. Существующая Кувуклия восстановлена в —1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина (греч. Κομιανός, 1770—1821) из Митилини. Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 года и была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками. В 2016—2017 годах были проведены археологические исследования и реставрация Кувуклии, после которой внешние укрепляющие конструкции были убраны.

Описред. ред. код

Структура Храму Гробу Господнього

Храм Гробу Господнього — це великий релігійний і архітектурний комплекс, що включає в себе Голгофу з місцем Розп’яття, доволі велику ротонду з великим куполом, під яким безпосередньо розташовані Кувуклія, Кафолікон або соборний Храм, що є кафедральним для Патріархів Єрусалимської Православної Церкви, підземний храм Обретіння Животворного Хреста, храм святої рівноапостольної Єлени і декілька притворів. В межах Храму Гробу Господнього також розташовані декілька діючих монастирів, він включає низку допоміжних будов, галерей тощо.

При вході до Храму знаходиться камінь Помазання — видовжена низька плита, облицьована мармуром. За переказом, на цю брилу поклали тіло Ісуса, зняте з хреста, для змащення його, за юдейським звичаєм, ароматичними оліями перед похованням і тут же загорнули його в плащаницю.

Каплиця Гробу Господнього, звана «Кувуклія» у церкві Воскресіння Христового в Єрусалимі

У центрі храмової зали-ротонди міститься невелика каплиця з рожевого мармуру, споруджена в році над печерою Гробу Господнього (Кувуклія). У гробницю веде вузький прохід. Гробниця освітлена лампадами, у ній міститься мармуровий надгробок. Розмір гробниці — 2×1,5 м.

Перед каплицею — кафолікон Єрусалимської православної церкви. У ньому, серед іншого, містяться мармурова півсфера «мезомфалос», що символізує «центр землі», розташований у Єрусалимі (т.зв. «пуп Землі»), і трон патріарха.

У західній частині до Кувуклії прибудована каплиця Глави, що належить до Коптської церкви.

При вході до храму, неподалік каменя Помазання, двоє сходів ведуть нагору — до Голгофи, місця, де, за переказом, стояв хрест, на якому було розп’ято Ісуса Христа. Колонада поділяє цей простір на дві частини: одна належить Єрусалимській православній церкві, інша — римо-католицькій.

Один з розписів у Храмі Гробу Господнього

У глибині грецького притвору — розп’яття над відкритим престолом. У долівці під престолом міститься срібний диск з отвором, позначаючи місце, куди було встромлено хреста, ще двома чорними колами позначено місця хрестів, на яких одночасно з Христом катували двох злодіїв.

Католицький притвор прикрашено мозаїчними картинами на біблійні сюжети. Тут міститься вівтар «Прицвяховування до хреста». Біля однієї з колон, що розділяють притвори, є скульптурне зображення святої Діви Марії, оздоблене золотом та коштовним камінням — його було подаровано португальською королевою Марією Благочестивою у другій половині XVIII століття.

Ступаючи галереєю вздовж стіни Храму і спустившись на 30 сходинок, можна потрапити до грецької православної церкви Святої Єлени. Ця церква, у свою чергу, веде до печери Обретіння Хреста. Мармурова плита в печері позначає місце, де, за переказом, було знайдено хреста, на якому розіп’яли Ісуса.

Праворуч від каменю Помазання, під Голгофою, розташований вхід до каплиці праотця Адама, який, за переказами, після вигнання з раю жив у Єрусалимі. Адам, згідно з легендою, передрік, що якщо Христа буде розп’ято, кам’яний підмурок Голгофи розколеться. Через скляне віконце в глибині каплиці показують розщелину, що, як вважають, утворилась від землетрусу під час розп’яття Христа.

Описание

Гроб Господень. Свечи горят на том месте, где находилась Глава Христа. Хорошо видна поперечная трещина на мраморной плите

Реконструкция гробницы Гроба Господня. Рис. Л. Венсана. 1912 год.

Гроб Господень является типичной гробницей, высеченной в природной скале, периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 × 80 см, высота от пола 60 см) согласно религиозной традиции: ногами на восток (ко входу), головой на запад. С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году). Несколько столетий назад плита треснула поперёк. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60—90 см высотой) и часть входа. Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 × 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведёт низкий арочный вход (всего 112 × 72 см и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

Исследования 2016 года

В 2016 году в Кувуклии проводились реставрационные работы, в ходе которых 27 октября с Ложа была впервые с XVI века снята закрывающая его мраморная плита и обследована оригинальная поверхность камня, на которой, как считается, три дня покоилось тело Христа. Под снятой мраморной плитой обнаружили вторую плиту с изображением креста, положенную, по версии учёных, во времена крестоносцев. Под второй плитой было обнаружено Ложе, по заверению археологов, сохранившееся неповреждённым.

Иконы, лампады и отделка

Католический барельеф (слева) и православная икона (справа) над Святым Гробом

Лампады над Святым Гробом

Все внутри отделано белым и жёлто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа. Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе. Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того, что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день. На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.

По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина: «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, тринадцать из которых принадлежат православным, ещё тринадцать католикам, тринадцать армянам и четыре коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляции.

В начале XII века игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: