Житие и хождение игумена Даниила из русской землиДаниил игумен

Краткое содержание хождения Игумена Даниила

Современному человеку довольно сложно воспринимать текст, написанный около тысячи лет назад на славянском языке. Поэтому многие знакомятся с «Хождением» игумена Даниила в сокращенной форме.

Книга разделена на большое количество глав, они не очень длинные. Каждая имеет собственный заголовок, в котором отражена тема.

  • О том, как проходила дорога до Иерусалима.
  • Об острове Патмос.
  • О Кипре.
  • О горе, на которой св. Елена поставила Крест Господень.
  • О пещере, где родился Спаситель.

Конечно, принято в первую очередь посещать Храм Гроба Господня, пещеру Воскресения, проходить крестный путь, которым шел Христос. Но игумен Даниил на этом не остановился. Он посетил множество храмов, побывал в Греции — например, на острове Патмос, где находился в заключении апостол Иоанн. Также обошел всю Галилею.

Путнику удалось окунуться в воды священной реки Иордан, в чьи воды опускался Господь. Побывал он в церкви, где стояла горница Тайной вечери, молился в комнате, где совершилось успение Божией Матери. Посетил он множество мощей святых, чьими жертвами распространилось христианство в первые столетия. Восходил на Фаворскую гору, посетил и Назарет. Получилось насыщенное путешествие, полезное для души.

Даниил игумен

Житие и хождение игумена Даниила из русской земли

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН
Скачать книгу / TXT

«Житие и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена» — образец литературного жанра хождений, или, как сейчас бы мы сказали, путевых заметок. Написано было «Хождение…» в самом начале XII века и посвящено путешествию во Святую землю игумена Даниила, предположительно епископа Юрьевского (ныне Юрьев — это небольшой город Белая Церковь в Киевской области). О самом авторе почти ничего не известно, только его радостное замечание о том, как похож Иордан на реку Сновь в ее устье, подсказывает, что он хорошо знает Черниговскую землю, где, возможно, родился или жил.Игумен прожил в Палестине, обойдя в ней своими ногами буквально каждый значимый для христианина клочок, около двух лет, что дало ему возможность все осмотреть, всех провожатых расспросить, все сопоставить с Писанием и Преданием, которые он явно знал на уровне хорошего богослова, и описать все увиденные святыни. Изложение его впечатлений от паломничества в Палестину поражает обилием и точностью деталей: теологических, археологических, архитектурных, топонимических, географических и даже экономических. Чего стоит хотя бы такой отрывок: «И хлеба хорошие родятся около Иерусалима в камнях тех без дождя, но так, Божьим повелением и благоволением. Родятся изрядно пшеница и ячмень: ведь одну кадь посеяв, берут девяносто кадей, а другой раз сто кадей за одну кадь. Это ли не благословение Божие земле той святой! Много виноградников около Иерусалима и деревьев фруктовых многоплодных, смокв, шелковиц, маслин, рожков; и другие все различные деревья без числа по всей земле той растут». Или такой: «И полноводный ручей красиво течет там по камням в Иордан. Вода та весьма холодна и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча, когда жил в той святой пещере».Даниил пользовался (очевидно, за свое неподдельное смирение) благорасположением высокопоставленных особ, которые удивительным образом шли ему навстречу и помогали там, где это почти невозможно. Например, один из отрезков своего пути, который «тяжек велми и страшен и безводен», он совершает под охраной войска короля Балдуина с его крестоносцами, а также ухитряется получить разрешение и поставить лампаду «от всея Русьскыя земли» во время схождения небесного огня на святом гробе Господнем. Там, у гроба, игумен Даниил молился прежде всего о князьях русских, а только потом о себе.Упрекая себя за «худоумие и простоту», автор замечательного произведения древнерусской литературы единственной своей заслугой считает то, что дал себе труд очень основательно познакомиться с землей, по которой ступал Господь, обойти не спеша каждую пядь Иерусалима, посетить Тивериадское море, Назарет, Фавор, Вифлеем, Кесарию, Самарию, Содомское море, Акру, описывая памятники и достопримечательности, расстояние между ними, их вид, размеры, устройство, материал, из которого они сделаны, и повторяя, что «сего пути нельзя въскоре створити». 

О причинах, побудивших его взяться за свои путевые заметки, он пишет с естественной для священника кротостью: «…никакого ведь добра не сотворил я на пути том, — но по любви к святым тем местам описал я все, что видел глазами своими, дабы не забыто было то, что дал Бог видеть мне, недостойному. Убоялся я осуждения раба того ленивого, скрывшего талант господина своего и не получившего на него прибыли, и написал это для верных людей. Может, кто-нибудь, слыша о местах этих, потянется душой и мыслью к этим святым местам…»

Житие

О жизни Даниила сохранилось немного достоверных источников. По мнению большинства исследователей, этот святой родился и жил в 11-12 веках и родом происходил из Черниговской губернии.

Интересно! Михаил Карамзин полагал, что игумен Даниил и епископ Даниил, служащий в Юрьеве и ушедший из жизни в 1122 году — одно лицо. Однако большинство ученых не принимают эту версию, полагая, что речь идет о двух совершенно разных людях.

В житии игумена Даниила отсутствуют данные о том, с каким именем родился мальчик и когда был наречен Даниилом, кто были его родители и каков был его путь к Богу. Известно, что Даниил получил православное воспитание в Киево-Печерском монастыре, где впоследствии стал игуменом, а через некоторое время — епископом.

Житие и хождение игумена Даниила из русской землиДаниил игумен
Игумен Даниил из Русской земли

Большую известность игумен Даниил приобрел благодаря своим паломничествам по святым местам, считая свои путешествия делом всего народа. Именно ему удалось договориться с духовниками храма Гроба Господня о том, чтобы в Великую Субботу, предшествующую Пасхе Христовой, на Гробе Господа устанавливалась лампадка с надписью «от всей Русской земли».

Паломничество игумена Даниила

Свое паломничество игумен Даниил начал примерно с 1106 года.  Главной целью этого путешествия было посещение Палестины.  Ведь это страна, в которой жил и проповедовал Иисус Христос.  В этой стране находятся священные места для всех  православных людей : Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская и т.д.

Но в период с 1099 по 1187 гг Палестина находилась под контролем Крестоносцев, поэтому в это время разрушений и войны было особо тяжело путешествовать. В эти года на территории этой страны велись постоянные военные действия, поэтому эта земля подвергалась постоянному значительному опустошению.

После посещения этой земли паломник отправился в Константинополь. Это место для путешествия было выбрано не случайно. Ведь это исторический центр всего Православия.

Киевские князья были против проведения военных действий на территории Палестины. Они не поддерживали крестоносцев и арабов. Их очень сильно интересовало отношение  местных правителей к Православию. Поэтому во время путешествия разобраться в сложившейся ситуации. Вместе с ним было отправлено еще двое человек. К сожалению, их имена нигде не упоминаются. Но все же главной целью хождения было совсем иное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: