Чудотворные иконы пресвятой богородицы в москве

Молитвы перед иконой

Народные обычаи

Праздник Покрова, назначенный в России на день языческого праздника, долгое время воспринимался как «встреча осени с зимой», связывался с циклом сезонных работ по хозяйству. К началу октября завершались полевые работы, загонялся в стойла скот. Свободного времени становилось больше, приходило время свадеб и гуляний. Как отзвуки «народного» восприятия церковного праздника, остались обычаи молиться перед иконой Покрова о удачном замужестве, здоровье детей, о делах, связанных с семьёй и хозяйством.

Христианские традиции

Церковь не запрещает такие молитвы, однако призывает помнить, что христианство наполняет древние обычаи новым содержанием. Господь показал Св. Андрею славное видение не ради здоровья скота или исправности домашнего хозяйства. Оно напоминает верующим о верном оружии, о единственном средстве защиты от духовного врага — молитве Богородицы. Оградившись от греха, приобретя мир в душе, человек получает и остальное, необходимое для житейских потребностей.

Чудотворные иконы пресвятой богородицы в москве
Малороссийская икона «Покрова Пресвятой богородицы» начала XVII века с изображением казаков

Значение молитв, посвященных иконе Покрова

Православные христиане обустраивают в своих домах целые домашние иконостасы, чтобы в любой момент можно было помолиться перед святым образом. Значение иконы Покрова становится понятным уже из самого названия — мы просим Пресвятую Богородицу укрыть нас от зла, покрыть своим честным омофором и уберечь от всех бед и несчастий.

Обычно икону размещают с другими образами на восточной стороне дома, но если такой возможности нет — можно обустроить иконостас и в любом другом месте. Главное, чтобы к Красному углу относились почтительно и с благоговением все домочадцы

Для исполнения правильных, христианских традиций следует вдуматься в смысл произносимых молитв.

  • Тропарь праздника объясняет, для чего христиане собираются в церкви в этот день, испрашивает у Богородицы избавления от любого зла и указывает на единственный Источник благодеяний — Христа Бога.
  • Кондак описывает видение Св. Андрея, указывает на торжественность события и причину всеобщей радости — моление Божией Матери Богу за людей.
  • Акафист в подробностях возвещает историю влахернского чуда и восхваляет Божию Матерь, призывая Её защиту для всех молящихся.
  • В молитве, читаемой после Акафиста, содержатся все прошения, какие могут быть адресованы Господу христианином. Начинается она с прославления Божией Матери, продолжается просьбами о помиловании и прощении грехов, которое подает Господь по молитвам Богородицы. После этого следует перечисление насущных потребностей, начиная с помощи в трудах духовенству и «градоправителям» и заканчивая «послушанием для чад». В конце молитвы собравшиеся испрашивают упокоение усопшим и предаются воле Божией.

Чудотворные иконы пресвятой богородицы в москве
Икона «Покрова Богородицы» — конец 17 – начало 18 века. Черниговщина

ВЛАХЕРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ ТУРЦИЯ

Влахернский храм был выстроен в 5 веке специально для хранения величайших святынь христианского мира – Честной ризы Богородицы, Ее пояса и иконы, написанной апостолом Лукой. Позже во Влахернском храме совершилось чудо, внесенное в церковные летописи и календари.  Возникновение Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма, за пределами Феодосиевых стен, затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды. Храмовый комплекс, расширенный при Юстине и Юстиниане, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского почитания Богоматери.Чудеса Храмовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону. По возвращении из похода против персов отвоевавший у них Животворящий Крест император Ираклий был торжественно встречен патриархом в этом храме — единственном, который пощадили нападавшие. Во избежание новых разорений император приказал обнести Влахернское предместье небольшой стеной. Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718, русами в 864 и болгарами в 926 году. Про нашествие русов рассказывают, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Во время осады сарацинами — мусульманами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Свято-Покровский Храмовый комплекс на Оболони в Киеве

Известно три списка иконы, сделанных в различное время:

1. Принадлежавший роду Строгановых, а с середины XVIII века — роду Голицыных. Икона хранилась в имении селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы. В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее. Первое упоминание об иконе относится к 1716 году, но по датировке Г. В. Сидоренко образ относится к VII веку. Древнее происхождение иконы связано с семейным преданием Строгановых и Голицыных о том, что царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы. О возможности изготовления списка иконы в технике, аналогичной первообразу, свидетельствует письменное указание о составе мастики и отливке — «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» из сборника XVII века. 2.Из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году), в настоящее время хранится в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове) 3. Из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году, в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва)

Современная церковь на месте древней Чудотворные иконы пресвятой богородицы в москвеВнутри храмаЧудотворные иконы пресвятой богородицы в москвеЧудотворная икона. Хранится в храме в России.Чудотворные иконы пресвятой богородицы в москвеСтрогановский список. Хранится в Третьяковской галерее

Святыни кремлевских соборов и Храма Василия Блаженного

В Успенском соборе Московского Кремля находится посох св. митрополита Петра, древние иконы XIV-XV вв (Спас «Ярое око», икона св. Троицы, икона Успения Богородицы). Доступ ко всем святыням возможен во время нечастых богослужений, которые проводятся по благословению Патриарха. В обычное время в соборе работает музей.

Св. Василий рано принял подвиг юродства – особого пути к Богу, известного в христианстве. Скитаясь, он не имел ни крова, ни одежды. Так прожил он 72 года, пророчествуя, наставляя и исправляя людей, которые безмерно почитали его. Сам царь Иван Грозный нес его гроб к месту погребения. От мощей Василия Блаженного известно множество исцелений.

История постройки

Храм Покрова Пресвятой Богородицы имеет долгую и интересную историю. Первое упоминание о церкви приписывают к 1629 году. Сама же она была построена в селе Покровском всего за несколько лет до этого. В 1620-ых годах местный дьяк Михаил Данилов выкупил земли под храм у сына местного боярина. Последний был одним из «переплетчиков», которые присоединились к лагерю Лжедмитрия II. Но это только первая версия.

Чудотворные иконы пресвятой богородицы в москве
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешнево

Существуют мнения, что 1629 год, это год пристройки к уже существующему храму трапезной. Главная же часть церкви была построена намного раньше, но когда, не известно. Именно благодаря известности и постройке этого храма началась история и села Покровское.

С момента постройки храм Покрова Пресвятой Богородицы пережил много перестроек и разграблений. Так, в 1750-ых годах владелец местной усадьбы и ближайших земель запланировал серьезную реставрацию храма и его перестройку. Церковь была оформлена в четырех стилях барокко. Внешне она была сильно изменена, но вод строение осталось старым. Ровно через десять лет к храму была пристроена колокольня, которая имела 3 яруса.

Вплоть до первой четверти XIX века церковь Покрова Пресвятой Богородицы не меняла своего облика и оставалась в целости и сохранности. Однако все изменилось при войне с французами. Местные земли были захвачены, а из храма сделали конюшню. Ярус колокольни был разрушен, а сама церковь разграблена. В 1812 году после победы храм был полностью отреставрирован.

С каждым годом количество прихожан росло. Храм богател и развивался. Были попытки, предпринятые княгиней, переманить паству к другому приходу, но это дело увенчалось провалом. 1894 год стал временем обновления и получения второй жизни для церкви.

Прихожане написали в Москву обращение с просьбой о расширении церкви. Так вскоре была отремонтирована старая трапезная и пристроены два придела в честь Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла. В 1905 году были заново расписаны стены и потолок.

Чудотворные иконы пресвятой богородицы в москве
Внутреннее убранство Покровского храма

С приходом Советской власти стали закрываться церкви. То же случилось и с храмом Покрова Пресвятой Богородицы в 1931 году. За время Великой Отечественной войны и после нее полностью преобразился облик здания. Не осталось ничего от прежде богатого интерьера и волшебных росписей. Стало рушиться и здание, которое отвели для лаборатории.

Святыни Храма Христа Спасителя и других храмов

Храм Воскресения в Сокольниках (Сокольническая  пл., д.6) стал местом на востоке столицы, куда переносили святыни из разрушавшихся в советское время церквей. Это — Иверская, Страстная, Боголюбская, Грузинская иконы Богоматери, образ св. Пантелеймона, ковчег с частицами мощей Сорока мучеников Севастийских и другие почитаемые святыни.

Святому Иоанну Воину посвящен один из красивейших храмов Москвы, (ул. Большая Якиманка, д. 46). К его заступничеству прибегают в житейских невзгодах. По легенде, храм выстроен по проекту самого императора  Петра I в память о победе над шведами при  Полтаве. Этот храм также не закрывался во все время существования  советской  власти. Его красивое убранство – пример московского барокко начала XVIII в. В алтаре храма хранится часть перста с перстнем св. великомученицы Варвары.

В Москве представлены «церковные посольства». Это подворья других православных церквей: например, Сербской (ц. Петра и Павла, Петропавловский пер., д. 4-6), подворье Православной Церкви в Америке в Москве (ц. св. Екатерины на Ордынке, ул. Большая  Ордынка, д. 60/2), патриаршие подворья: Антиохийское (Архангельский  пер, д. 15а,) и Александрийское (Славянская пл., д. 2) и др. В Иерусалимском патриаршем подворье  (храм Воскресения Словущего, Филипповский  пер, д.20) хранится десница св. Евстафия Плакиды, мученика I в. н.э., а также редкие Иерусалимская и Ахтырская иконы Богоматери.

Среди «посольств» особое место занимает Афонское подворье (ул. Гончарная, д. 6), которое расположено в храме св. Никиты за  Яузой. Выстроенный в XVI-XVII веках на высоком месте над Москвой-рекой, этот храм является одним ярких из примеров московского средневекового зодчества. В храме находятся чтимые иконы св. Силуана Афонского и св. великомученика Пантелеймона с  частицами  мощей. К помощи св. Пантелеймона прибегают во время болезней.

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

Известные иконы Божией Матери в Москве

В Москве есть иконы, к которым традиционно прибегают в определенные  моменты жизни. Так, например, Иверская икона Божией Матери (Воскресенский  проезд, 1) считается заступницей града Москвы

Перед ней молятся, когда начинают важное трудное дело либо долгое путешествие. Ее образ можно увидеть в восстановленной в 1990-е годы часовне у Иверских (Воскресенских) ворот Красной площади

Икона Божией Матери «Державная» находится в Казанской церкви на территории музея-заповедника «Коломенское» (Андропова пр-т, 39). Эта  икона была чудесно обретена в этой бывшей загородной царской резиденции в 1917 году. По преданию, это произошло в день, когда император Николай II отрекся от трона. На иконе Богоматерь восседает на  троне в образе Царицы небесной с атрибутами царской  власти – скипетром и державой. Своим обликом она словно указывает, что после отречения божьего помазанника она становится главной заступницей и покровительницей России.

В храме св. Троицы в Никитниках  (Никитников пер, д.3) находится почитаемая икона Божией Матери «Грузинская». Она была привезена в Россию в XVII веке из Персии, и после молебна у этой иконы в Москве прекратилась ужасная эпидемия чумы. 22 августа каждый год празднуется день этой чудотворной иконы.

Одним из известнейших московских храмов является Богоявленский собор в Елохове (ул. Спартаковская, д.15), который в течение почти всего советского периода (с 1930-х гг.) был кафедральным собором русской православной церкви.

Чудотворные иконы пресвятой богородицы в москве
Казанская икона Божией матери.

И, конечно же, при посещении Москвы невозможно  обойти вниманием восстановленные храмы православной церкви. Казанский собор на Красной  площади (ул

Никольская, д.3) был основан еще в XVII веке. Полностью разрушенный в 1930-е годы, он был восстановлен в своем изначальном виде в  1993 году. На его примере можно приставить себе типичное убранство и вид храма Московской Руси XVII века. В нем хранится список Казанской иконы Божией матери.

Святыни древних монастырей Москвы

Святитель Алексий также основал в Москве неподалеку от Кремля первый женский монастырь – Зачатьевский (2-й Зачатьевский пер, д. 2). Разрушенный в годы советской  власти, Зачатьевский монастырь был восстановлен в XXI веке. В нем можно найти захоронения свв. Иулиании и Евпраксии – основательниц обители и сестер свт. Алексия.

храме Ильи Обыденного,

Самым древним московским монастырем является ставропигиальный Даниловский монастырь (Даниловский вал, д. 22). Он был основан более семи веков тому назад первым московским князем – св. князем Даниилом Московским. Именно с него началось возрождение православной Москвы на закате советского периода: в 1983 году разоренный монастырь был передан православной церкви и стал резиденцией Патриарха московского и всея Руси. В монастыре сейчас расположены отдел внешних церковных связей и Синодальная резиденция.

Чудотворные иконы пресвятой богородицы в москве

Святыней Донского монастыря является одна из самых почитаемых на Руси святынь – Донская икона Божией матери, которая считалась заступницей русских воинов. Она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, дом 10, в зале древнерусского искусства. Каждый год, в день празднования дня иконы, этот древний образ доставляется в Донской монастырь и принимает участие в торжественной службе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: