Житие и творения Святителя Феофана Затворника

Посвящение в архимандриты

С началом военного конфликта миссию отозвали, и все священнослужители, входившие в ее состав, вынуждены были вернуться на родину. Путь пролегал через страны Европы. И здесь Феофан не упустил возможности почерпнуть для себя что-то новое. Природная жажда новых знаний не иссякла в нем до самых последних дней жизни.

  • В Италии святитель ознакомился с произведениями искусства великих мастеров, посетил многие музеи.
  • В Германии его заинтересовала манера преподавательского процесса основных дисциплин в учебных заведениях, в частности, богословия.

Житие и творения Святителя Феофана Затворника
Икона святителя Феофана Затворника

Возвращение в Россию для отца Феофана ознаменовалось посвящением в сан архимандрита и направлением в Санкт-Петербургскую академию для преподавания канонического права. Затем архимандрит назначается ректором Олонецкой духовной семинарии. Здесь он взял на себя обязательства по руководству строительными работами, которые проводились в рамках кампании по обустройству заведения.

В 1856 году святителю поступило предложение возглавить Православную посольскую церковь в Константинополе, переживающую не самые лучшие времена. Дело в том, что между греками и болгарами разгорелся конфликт из-за желания последних вести службы в храмах на родном языке и назначать в священнослужители представителей из болгарского народа. Однако Константинопольский патриархат не хотел идти на уступки. Отец Феофан, искренне желавший помочь болгарам в их проблеме, снискал большую любовь и уважение со стороны этого этноса. Но, благодаря своим дипломатическим качествам, он продолжал находиться в хороших отношениях и с греками, и с членами посольства, в котором пребывал с миссией.

В дальнейшем святителем был составлен подробный отчет касательно сложившейся ситуации, который имел важное значение для болгар, когда их вопрос рассматривался Священным синодом Русской православной церкви. В 1857 году Феофана вызвали в Петербург с целью назначения его ректором духовной академии

К тому времени святитель уже приобрел известность в широких кругах и снискал большое уважение за свои аскетический взгляды и образованность

В 1857 году Феофана вызвали в Петербург с целью назначения его ректором духовной академии. К тому времени святитель уже приобрел известность в широких кругах и снискал большое уважение за свои аскетический взгляды и образованность.

А через два года состоялось посвящение архимандрита в сан епископа Тамбовского и Шацкого.

Преподавательская деятельность 1841-1847

Успешно окончив Киевскую Академию со степенью магистра богословия, в 1841 году, иеромонах Феофан назначается исполняющим должность ректора Киево-Софийских училищ и преподавателем латинского языка. Духовные училища предназначались «для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви».
Сюда принимались дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий — с платою. Училища имели 4 класса, программа которых приближалась к программе четырёх классов гимназий.

Но недолго трудился отец Фео­фан в Киевском училище: уже через год он был назначен инспектором Новгородской семи­нарии. Новгородская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения северо-запада России в XVIII – начале XX вв. и одним из центров культурной жизни Великого Новгорода (одним из првых выпускников новгородской семинарии был Тихон Задонский, впоследствии святитель и угодник русской церкви). В семинарию принимали детей от 12 до 15 лет, обученных читать и писать.

В Новгороде иеромонах Феофан провёл 3 года. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и пре­крас­ный преподаватель психологии и логики.

Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незау­ряд­­ные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому в декабре 1844 года он был переведен в Петербургскую Духовную Академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.

К преподаваемым предметам иеромонах Феофан относился с большим вниманием. Оставив филосовско-умозри­тельные методы работы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и пси­хологический

Главными после Священного Писания и творений святых отцов источниками его лекций были жития святых и психология. За ревностное исполнение своих обязанностей, засвидетельствованное академическим начальством, иеромонах Феофан был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Молитвы святым

Память: 10 / 23 января, 16 / 29 июня (перенесение мощей)

В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор в Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его великие литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, многочисленная переписка с разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать – это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель Феофан оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на духовное состояние общества.

Святитель Феофан Затворник покровитель церковных учителей и миссионеров, семинаристов. Ему молятся для вразумления маловеров и близких, попавших в секты, иноверцев, в искушениях для укрепления веры.

Тропарь святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми Твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.

Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым – истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся – смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем – боговедение и мудрость, учащимся – ревность и помощь Божию; и всем православным – утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Величаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Труды святителя Феофана Затворника:

  • Размышления на Рождество Христово – святитель Феофан Затворник
  • Слово на Сретение Господне – святитель Феофан Затворник
  • Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы – Анатолий Баданов
  • Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника – игумен Амвросий Ермаков
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

>Православные иконы и молитвы

И в Москве можно сохранить уединение

Жалеете об уединении деревенском. Надо бы жалеть, если бы переезжали в маленький городок; а в Москве удобнее сохранить уединение даже более, чем в деревне. Там всяк занят собою и до других дела нет. Улицы полны народа, но вы можете шествовать по ним, как по пустыне. Только сами не затрагивайте никого… Не ищите знакомства и развлечений. Душа тогда, не подвергаясь разнообразию впечатлений, будет сама с собою свои думки вести… пережевывать жвачку… Бог даст, со временем встретите единомысленную другиню… и ею загородите дверь от других. На все, однако ж, глазок смотрок. Себя держать везде следует, и везде это есть труд, требующий борьбы… Рвение к должному когда присуще, оно все уладит

Страх Божий и внимание – охрана и покой. Молитву Иисусову творите всегда-всегда, с верою и упованием (4, с

130).

Статьи на Православие.Ru

12/25 марта Церковь чтит память преподобного Феофана Сигрианского, летописца и исповедника, небесного покровителя святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе.

В терпении этом есть доверие Промыслу Божию. Тогда, когда мы доверяем Богу, тогда-то мы и принимаем с благодарностью все суды, тогда мы не ропщем и не бунтуем. (MP3 файл. Продолжительность 6:11 мин. Размер 4.5 Mb)

10 / 23 января 2015 г. Пятница 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:05:03 мин. Размер 46.9 Mb)

9 / 22 января 2015 г. Четверг 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:11:43 мин. Размер 94.9 Mb)

В середине лета я наконец собрался в паломничество к месту упокоения святителя Феофана, куда влекло меня уже не первый год…

«Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни…»

16 / 29 июня 2014 г. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Память святителя Феофана Затворника, Вышенского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:16:06 мин. Размер 54.8 Mb)

15 / 28 июня 2014 г. Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:20:00 мин. Размер 100.9 Mb)

Вечерня уже закончилась, прихожане разошлись, ушел из храма и отец Василий. А мальчик задержался на колокольне: нравилось ему забираться сюда по крутым лесенкам, чинно звонить в колокол.

Наши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.

В наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал.

Урок пятый

Чтобы душа непрерывно возносилась к Богу
и пребывала с Ним, нужно, первое, в продолжение всего
дня как можно чаще взывать ко Господу краткими словами,
смотря по нужде души и текущим делам. Например,
начинаешь что – говори: “благослови, Господи”; кончаешь
дело – говори: “слава Тебе, Господи!”, да не языком
только, но чувством сердца. Поднимется какая-нибудь
страсть – говори: “спаси, Господи, погибаю”; находит
тьма смутительных помышлений – взывай: “Изведи из
темницы душу мою”. Предстоят неправые дела, и грехвлечет
к ним – моли: “настави мя, Господи, на путь” или: “Не
даждь во смятение ноги моея”. Грехи подавляют и влекут к
отчаянию – взывай мытаревым гласом: “Боже, милостив буди
мне, грешному!” Так и во всяком случае. Или просто
говори чаще: “Господи, помилуй; Владычица Богородица,
помилуй мя; Ангел Божий, хранитель мой святый, защити
мя”, или взывай другим каким-либо словом молитвенным.
Только старайся как можно чаще делать эти воззвания,
домогаясь всячески, чтоб они исходили из сердца, как бы
выжатые из него. Когда мы будем так делать, тогда у нас
будут частые умные восхождения к Богу из сердца, частые
обращения к Богу, частая молитва, а это учащение сообщит
навык умного собеседования с Богом.

Но чтобы душа стала так взывать, надобно
наперед заставить ее обращать во славу Божию все, всякое
свое дело, и большое, и малое. Это второй способ, как
научить душу днем чаще обращаться к Богу, ибо если
положим себе в закон заповедь апостольскую творить вся
во славу Божию, даже аще ямы или пиемы (1Кор. 10:31),
то непременно при каждом деле вспомним о Боге, и
вспомним не просто, а с опасением, как бы не поступить
неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и
заставит обращаться к Богу со страхом и молитвенно
просить у Него помощи и вразумления.

Но чтобы и делание
всего во славу Божию душа исполняла как должно, надо
настроить ее к этому с раннего утра, с самого начала дня,
когда человек исходит на дело и делание свое до вечера.
Настроение это производится богомыслием. Это третий
способ
обучения души частому обращению к Богу. Богомыслие есть благоговейное размышление о Божественных
свойствах и действиях и о том, к чему служит ведение их
и к чему обязывает нас их отношение к нам, есть
размышление о благости Божией, правосудии, всемогуществе,
вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об
устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благодати
и слове Божием, о святых таинствах, о Царстве Небесном.
О каком из этих предметов ни стань размышлять,
размышление непременно наполнит душу благоговейным
чувством к Богу. Начни, например, размышлять о благости
Божией – увидишь, что ты окружен Божиими милостями и
телесно, и духовно, и падешь пред Богом в излиянии
уничиженных чувств благодарения. Начни размышлять
о вездесущии Божием – уразумеешь, что ты всюду пред
Богом и Бог перед тобою, и ты не возможешь не
исполниться благоговейным страхом.
Начни размышлять о всеведении Божием – познаешь, что
ничто в тебе не сокрыто от очей Божиих, и непременно
положишь себе быть строго внимательным к движениям
своего сердца и ума, чтоб не оскорбить как-нибудь
всевидящего Бога. Начни размышлять о правде Божией – и
уверишься, что ни одно худое дело не остается без
наказания, и непременно решишься очистить все грехи твои
сердечным сокрушением пред Богом и покаянием.

Таким образом, о
каком бы свойстве и действии Божием ты ни стал
рассуждать, всякое такое размышление наполнит душу твою
благоговейными к Богу чувствами и расположениями. Оно
прямо устремляет к Богу все существо человека и потому
есть самое простое средство приучить душу возноситься к
Богу. Самое приличное и удобное для этого время есть
утро, когда душа еще не обременена множеством
впечатлений и заботами деловыми, и именно после утренней
молитвы. Кончишь молитву – сядь и с освященной в молитве
мыслию начинай размышлять ныне об одном, завтра о другом
свойстве и действии Божием и произведи соответственное
тому расположение в душе твоей. Труда тут не много, было
бы только желание и решимость, – а плода много.

Феофан Затворник, святитель

Читайте другие публикации раздела
“Творения православных Святых Отцов”

Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского

Будущий святитель родился в семье сельского священника Орловской губернии Василия Говорова, и при рождении был назван Георгием. Первые шаги в церкви святитель сделал еще в детстве: мудрые родители дали ему и начальное образование, и подготовку к священническому служению. В то время многие дети священников продолжали династию, священство было особым сословием. Маленький Георгий с детства прислуживал в алтаре и любил молитву.

В 1829 году Георгий окончил духовное училище в Ливне и поступил в Орловскую духовную семинарию: преподаватели ценили его за рвение к знаниям. Как лучший воспитанник семинарии за счет государства он был отправлен Киевскую духовную академию, находящуюся по сей день на территории Киево-Печерской лавры. Здесь святитель получил и знания, и духовный рост: он много времени проводил в молитве у мощей Киево-Печорских святых, в пещерах.

Здесь к концу курса обучения года он принял монашество — пройдя ряд трудов, положенных послушнику, над ним был совершен постриг в рясофорного инока с наречением имени Феофан. Известно, что на постриг святого собрались многие: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками.

Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святитель, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия — «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Через несколько месяцев святитель был посвящен в иеродиакона (священнослужителя, который прислуживает за богослужениями священнику, но не может совершать Таинства Церкви), а затем в иеромонаха — священника, носящего монашеский сан.

Будущий святитель остался преподавать: на протяжении нескольких десятилетий отец Феофан был ректором и инспектором ряда духовных учебных заведений: Киевско-Софийского училища, Новгородской и Олонецкой семинарий, наконец, Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Как преподаватель СПбДАиС святитель в 1847 году вошел в состав созданной Церковью Духовной Миссии в Иерусалиме — своеобразного церковного посольства. Здесь святитель налаживал контакты между Православными Церквями, а также занимался научной деятельностью: изучал языки, общался с представителями различных конфессий, рукописями Святых Отцов. В 1855 году святитель был награжден саном архимандрита и должностью настоятеля храма при дипломатическом посольстве России в Константинополе.

По возвращении в Россию святитель Феофан некоторое время был ректором Санкт-Петербургской ДУховной Академии, а затем был хиротонисан в архиереи. С 1859 по 1866 он занимал кафедру Тамбовскую и Шацкую, затем Владимирскую.

В обеих епархиях он был инициатором ряда просветительских миссий:

  • Организовал издания региональных газет «Православные ведомости»,

Совершал открытия епархиальных училищ для юношей и даже девушек, что в те времена было редкостью,

Совершал посещения даже самых отдаленных приходов.

Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, пьянством, хулиганством. Современники свидетельствовали, что везде, где святитель ни появлялся, он своим спокойным нравом, заботой о людях мог поднимал нравственность, заботился о молитве и богобоязненности в городе ли, в храме, в учебном ли заведении. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а многие пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям и тайно, чтобы подавать милостыню.

Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Феофан лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни. Он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведной жизни в трудах и молитвах владыка Феофан обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.

Всю жизнь он стремился к уединенной молитве и отшельничеству — возможно, это чувство появилось в нем после молитвенной практики в Киево-Печерской лавре. Потому в 1866 году святитель подал прошение об освобождении от управления епархией и выходе на покой. Конечно, многих это удивило. Святителя назначили настоятелем Вышенской обители в Рязани, а затем он попросил об увольнении и с этой должности, чтобы предаться молитве и трудам.

Труды святителя Феофана Затворника

  • Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы – Анатолий Баданов
  • Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника – игумен Амвросий Ермаков
  • “Размышления на Рождество Христово” – святитель Феофан Затворник
  • “Слово на Сретение Господне” – святитель Феофан Затворник
  • “Краткое учение о Богопочитании” – святитель Феофан Затворник
  • “Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения” – святитель Феофан Затворник
  • “Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем” – святитель Феофан Затворник
  • “Письма о духовной жизни” – святитель Феофан Затворник
  • “Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии” – святитель Феофан Затворник
  • “Письма о разных предметах веры и жизни” – святитель Феофан Затворник
  • “Письма” – святитель Феофан Затворник
  • “Два слова о Святом Таинстве Крещения” – святитель Феофан Затворник
  • “Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской” – святитель Феофан Затворник
  • “О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха” – святитель Феофан Затворник
  • “Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии” – святитель Феофан Затворник
  • “Простые истины сердца” – святитель Феофан Затворник
  • “Сборник проповедей “Небесный Покров над нами” – святитель Феофан Затворник
  • “Сборник проповедей “Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни” – святитель Феофан Затворник
  • “Сборник слов “Внутренняя жизнь” – святитель Феофан Затворник
  • “Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам” – святитель Феофан Затворник
  • “Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него” – святитель Феофан Затворник
  • “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни” – святитель Феофан Затворник
  • “Сборник слов на разные случаи” – святитель Феофан Затворник
  • “Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще” – святитель Феофан Затворник
  • “Душа и ангел – не тело, а дух” – святитель Феофан Затворник
  • “Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики” – святитель Феофан Затворник
  • “Пять поучений о пути ко спасению” – святитель Феофан Затворник
  • “Востани спяй” – святитель Феофан Затворник
  • “Как надобно молиться” – святитель Феофан Затворник
  • “Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия&quot – святитель Феофан Затворник

Воззрения Феофана

О молитве

Существенное место в трудах Феофана Затворника занимает сотериология, а именно конкретные указания относительно праведной жизни. Он высоко чтил Иисусову молитву, однако понимал её ограниченность, поскольку «чувство к Богу» («сердечная теплота») важнее имени Иисусова «на языке». Сердечная молитва важнее умной. Феофан настаивал, что молитва может быть «без слов».. Он критиковал отождествление молитвы с «богомыслием», то есть размышлением о Боге. Молитва — дела сердца, а богомыслие — дело ума Соответственно и богослужение для Феофана «устроено совсем не для поучений, а для излияния святых чувств»

Размышляя над тем, каким образом молитва верующего человека доходит до святых, к которым она обращена, Феофан сравнивал восприятие молитвы с действием электрического телеграфа: «Когда истинная молитва — сердечная — подвигнется в душе, тогда она по той стихии, воздействуя на неё, как лучом света пролетает до святых и сказывает им, чего мы хотим и о чём молимся. Между нашею молитвою и услышанием нет промежутка — только надобно, чтоб молитва шла из сердца. Оно у нас и есть телеграфный для неба снаряд. Те же молитвы, кои не из сердца, а из головы только и с языка идут, не дают луча, восходящего на небо, и не бывают слышны там. Да это и не молитва, а только приёмы молитвенные». Постоянная молитва является частью такого состояния как говение, в котором человек подготавливается ко встрече с Господом через принятие Таинств. Благоговение Феофан отождествляет со страхом Божьим.

О Церкви

В области экклезиологии Феофан, помимо новозаветной Церкви, признавал «Ветхозаветную Церковь». Феофан критикует «папистов» и «протестантов», которые ввергли Европу в кризис «лжеверия, неверия и индифферентизма». Он утверждает, что «когда нет Церкви, нет спасения», уподобляя Церковь Ноеву ковчегу. Логика святителя такова: «спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священства. Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения». Соответственно, духовный рост возможен только в Церкви, посредством «благолепных священнодействий» и «повседневного доброделания».

О благодати

В учении о благодати разработал учение о «благодатном возбуждении», которое приходи извне и ставит человека в «льготное состояние». При этом данное состояние может быть томительным и сопровождаться грустью, в которой человек начинает ощущать иную, более совершенную жизнь. Человек может либо воспользоваться этим состоянием и стать на путь спасения, либо впасть в обычную «дебелость». После того, как человек уже избрал путь спасения, к нему благодать приходит как «дерзновение», которое означает «сорастворение силы Божьей с силами человека» и высшую степень «упования».

Политические воззрения

Феофан критикует «прогрессисток» за то, что они воспринимают человечество «как одно лицо» и, радея об «благе всего человечества», часто пренебрегают своими близкими.

В одном из своих писем (от 3 мая 1881 года) писал: «Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек — ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря однако на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования — инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло всё вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения всё более и более приобретают вес и обобщаются. Силы ещё не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства — выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо — свободу замыслов пресечь — зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкою Дарвиновских бредней идет в уроках».

Епископское служение святого Феофана Затворника

Свои обязанности епископа отец Феофан исполнял с ревностно и с полной самоотдачей. Благодаря его неуемной энергии и таланту руководить, были открыты многочисленные школы и училища в епархии. Он часто разъезжал по области с целью личного знакомства и общения с паствой.

На заметку! При нем начал издаваться вестник «Тамбовские епархиальные ведомости».

И, хотя святитель очень многое делал для епархии, его все чаще одолевали мысли о затворничестве.

В 1863 году церковным руководством было принято решение о перемещении епископа на новую кафедру. Феофан приезжает в город Владимир-на-Клязьме, где разворачивает не менее активную деятельность по открытию приходских школ и других образовательных учреждений.

Здесь также начинают издавать «Владимирские епархиальные ведомости». Епископ участвовал в богослужениях, много проповедовал. В 1866 году святитель Феофан подал прошение в Синод об отстранении его от руководства епархией. После длительного рассмотрения и доводов епископа, просьба все же была удовлетворена.

Феофан выбрал для уединенного образа жизни Вышенскую пустынь, куда его назначили настоятелем. Однако и настоятельство тяготило святителя, в связи с чем от него последовала новая просьба о снятии с него данных полномочий.

Феофану Затворнику молитвы

К тебе, на Небесах перед Богом предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и взываем: испроси у Всещедрого Бога Церкви Российской и стране нашей мир и благосостояние, священнослужителям – достойное охранение Божественной Истины, прихожанам – доброе духовное наставление, лжеучителей и еретиков великое посрамление, подвижникам – смирение, страх Божий, чистоту душевную и телесную, учителям – Богопознание и мудрость, учащимся – усердие и помощь Божию.

Тропарь святителя Феофана, глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Феофана, глас 4

Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Феофана, глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Феофана, глас 4

Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря ? исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: