Преподобный Феодор Студит и его времяГлава V. Столкновение императора Константина VI с Саккудионскими иноками

Содержание

Жизнь и подвиги преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, описанные монахом Михаилом(Житие 1 – Vita A)

Предисловие. Особое почитание преп. Феодора среди монахов

Родители преп. Феодора, их добродетели

Император-иконоборец Константин V Копроним

Рождение и юность преп. Феодора

Стяжание добродетелей. Добродетели главные и вытекающие из них

Император Лев Хазар и св. царица Ирина

VII Вселенский Собор

Преп. Платон

Монашество и труды преп. Феодора

Добродетели преп

Феодора

Вся гармония добродетелей

Важное основание – подражание Христу

Обитавшая в преп. Феодоре благодать и его молитва

Душа и плоть – лучшее и худшее

Преп

Феодор – почитатель Св. Писания и Св. Предания

Свт. Василий Великий

Величие священства

Духовное делание преп. Феодора

Трудность и ответственность духовного руководства

Игуменство преп. Феодора

Духовная брань

Мысль – корень и источник совершаемого в теле

Мудрое и опытное духовное руководство преп. Феодора

Совершенное учение – в слове и образе жизни

Преп. Феодор разрывает общение с императором

Страдания преп. Феодора и его учеников

Икономия и акривия

Студийский монастырь в Константинополе

Истинный пастырь полагает свое спасение в спасении паствы

Братолюбие преп. Феодора

Учреждение монастырской иерархии

Монашеские установления преп. Феодора

Начала общности и равенства

Сочинения преп. Феодора

«Малое оглашение»

Другие сочинения преп. Феодора

Письма преп. Феодора

«Антирретики» преп. Феодора

Император Никифор

Акривия преп. Феодора

Изгнание преп. Феодора

Добродетель достойна уважения даже врагов

Пророчество преп. Феодора

Кончина преп. Платона

Ученики преп. Феодора

Слава студийских монахов

Император Лев Армянин

Обращение православных архиереев к императору-иконоборцу

Речь преп. Феодора к императору-иконоборцу

В Своем воплощении Бог показал подобие Своего славного образа

Божественный образ

Разница между иконой и идолом

Икона и Крест

Власть церковная и власть светская

Ссылка и заточение преп. Феодора

Страдания преп. Феодора

Освобождение

Чудеса преп. Феодора

Жизнь после возвращения из изгнания

Кончина преп. Феодора

Чем богат человек Божий

Жизнь и подвиги преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена обители Студийской, описанные монахом Михаилом (Житие 2 – Vita B)

Слава преп. Феодора

Другой св. Василий Великий

Детство и юность преп. Феодора

Духовные подвиги и добродетели преп. Феодора

Рукоположение преп. Феодора

Игуменство преп. Феодора

Преступным душам непричастен Христос

Отвращение от прелюбодеяния

Первое изгнание преп. Феодора

Страсти, оставляемые без наказания, постоянно стремятся к худшему

Возвращение из ссылки

Евангельская заповедь единобрачия

Переселение в Студийский монастырь

Послушание – святейший способ служения Богу

Организация преп. Феодором монашеской жизни

Сочинения преп. Феодора

Второе изгнание

Пророчество преп. Феодора

Возвращение из второго изгнания

Студийская обитель – земное небо

Лев Армянин

Отличие икон от идолов

Именование иконы

Беседа преп. Феодора с Львом Армянином

Различие власти светской и церковной

Дерзновение преп. Феодора

Третье изгнание и тюремное заключение преп. Феодора

Исполняющие должное не оставляются Богом

Ученики преп. Феодора

Возвращение преп. Феодора из третьего изгнания

Чудеса преп. Феодора

Пребывание в Крискентиевых местах

Кончина преп. Феодора

Последние слова преп. Феодора к ученикам

Мощи преп. Феодора

Тропарь преподобному Феодору

Отрывок из Жития 3 (Vita C) о кончине преподобного Феодора Студита

Молитва при болезнях желудка Преподобному Феодору Студиту

22.11.2010 14:05 | Обновлено 28.04.2011 10:07

Кондак. Глас 2:

Постническое и равноангельское житие твое страдальческими уяснил еси подвиги и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Затем читается молитва  Всем святым и бесплотным небесным силам:

Боже Святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый; давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

А затем молитва:

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Феодор Студит и его времяГлава V. Столкновение императора Константина VI с Саккудионскими иноками

  Следующая >

Глава II. Col. 417 О том, что описуемый Христос имеет искусственное изображение, на котором Он созерцается, подобно тому как и само изображение созерцается во Христе

1. Искусственное бывает по подражанию естественному (κατὰ μίμησιν τοῦ φυσικοῦ τὸτεχνητὸν), ни о чем искусственном невозможно было бы говорить, если бы предварительно не существовало естественное. Итак, существует искусственный образ (τεχνητὴ εἰκὼν) Христа, как и Он – естественный образ (φυσικὴ εἰκών) родившей Его Матери. Если же одно из двух истинно, а другое ложно, то Он не был бы естественным образом Родившей и не имел бы искусственного изображения, сходного с первым, а это нелепо.

Другое

2. Образ имеет сходство (ἐμφέρεια) с первообразом, но природный природно (φυσική φυσικῶς), а искусственный – искусственно (τεχνητὴ τεχνητῶς). И первый как сущностью, так и подобием не отличается от того, отражением (ἀποσφράγισμα) коего он является; так Христос по божеству         со        Своим Отцом, по человечеству – со Своею Матерью. Второй же образ , будучи тождественным по своему подобию, чужд сущности подлинника; в таком именно отношении изображение Христа находится к Самому Христу. Итак, возможно искусственное изображение Христа, с Которым оно имеет сходство.

Возражение – как бы от лица иконоборцев

3. Если Христос, поскольку Он есть природный образ Родившей, имеет искусственное изображение, так что, насколько возможно, не уклоняется от Своего подобия (ἐμφέρεια), то Он может иметь искусственное изображение и постольку, поскольку Он есть образ невидимого Отца. Если же это , то Божество не находится вне описуемости, – а это нечестиво.

Разрешение этого

Иконоборцы, смешивая по великому неразумию то, что нельзя смешивать, не умеют воздать каждому рождению свойственные ему качества, в силу которых Христос и описуем, и неописуем. Поскольку происходит из неописуемого Отца, Он, будучи неописуем, не может иметь искусственного изображения. В самом деле, какому подобию могло бы быть уподоблено Божество, изображение (ἴνδαλμα) Которого в Боговдохновенном Писании совершенно запрещено? Поскольку же Христос рожден от описуемой Матери, естественно, Он имеет изображение, соответствующее материнскому образу (εἰκονουργία). А если бы Он не имел , то и от описуемой Матери и, значит, имел бы только одно рождение – очевидно, от Отца; но это является ниспровержением Его Домостроительства.

Другое

4. Если указание на изображение имеет отношение к первообразу и если невозможно, чтобы при существовании первообраза не существовало и изображение, согласно слову Господа: чье это изображение и надпись? (Мф. 22:20), причем Он спросившим Его добавил: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу(Мф. 22:21), – то, следовательно, Христос, как сделавшийся подобным нам, имеет искусственное изображение, относимое к Нему Самому вследствие уподобляющего сходства (τῆς ὁμοιωτικῆς ἐμφέρεια). Если же Он не имеет , то Он не есть и то, как называется, – Христос. Но Христос в самом истинном смысле и есть, и называется. Следовательно, Он имеет и изображение, возношение к которому поклонения переходит к Нему Самому и никогда не разрывается разделением славы.

Иное на : Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26)

5. То , что человек сотворажений есть дело что устройство изображений (εἰκονουργίας εἶδος) есть в некотором роде дело Божественное. Так как изображение описывается с первообраза, то Христос, будучи человеком, хотя в то же время Он и Бог, может быть изображаем – не по духу, но по телу. Если же Он по одному из двух изображается, то, конечно, имеет и соответствующий образ (εἰκών), во свидетельство сходства (ομοιότητος) с Ним.

Другое

6. Если Адам, первый человек, описывается по внешнему своему виду, то, значит, и Христос, второй Адам, будучи Богом и человеком, в равной степени должен быть изображаем по телесному Своему виду. Если же каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные (1Кор. 15:48), а мы, будучи таковыми , изображаемся, то, следовательно, и Христос, как Началовождь спасения (ср. Евр. 2:10) всех, есть первообраз Своего собственного изображения.

Иное

7. Если Бог не нуждается ни в какой помощи и не может испытывать какое бы то ни было страдание, то как же о Нем говорит апостол: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями

навык послушанию (Евр. 5:7–8)? Не очевидно ли, что Бесплотный,

принявши плоть, стал чужд страданий и подвержен им, не имеет нужды и нуждается, равно как стал и неописуем, и описуем. Если же описуем, То, следовательно, имеет и соответствующее изображение, во свидетельство сходства с Ним.

План.

Введение.

Искусство сакральное и профанное. – Иконопочитание и иноноборчество. – Место прп. Феодора Студита в защите священных образов.

Учение прп. Феодора Студита о священных образах.

Сложность эпохи, на которую приходилось богословская деятельность прп. Феодора. – Догматико-полемические сочинения прп. Феодора против иконоборцев. – Культ икон на Православном Востоке VI – IX вв.: Краткий экскурс. – Первый опыт обоснования иконопочитания: Ипатий Ефесский. – Богословие чествования икон и житейское поклонение иконам. – Образ и первообраз: Какая связь? Прп. Максим Исповедник и прп. Иоанн Дамаскин. – Седьмой Вселенский собор (787г.). – Иконопочитание во времена прп. Феодора и его участие в спорах с иконоборцами. – Учение прп. Феодора Студита об иконах. – Христологический принцип в учении об описуемости Христа по плоти. – Связь образа и первообраза: субъеткивно-объективный принцип. – Икона и сила воображения. – Принцип объективного представления субъективного. – Икона, как подражание и искусство. – Иконопочитание и Предание Церкви: Разбор и критика прп. Феодором некоторых «иконоборческих» высказываний др.-церковных писателей. – Философский характер учения прп. Феодора Студита об иконопочитании. – Прп. Феодор Студит и Псевдо-Дионисий Ареопагит.

Заключение.

Эпоха иконоборчества – сложная эпоха в истории христианства. – Благочестие не по разуму и не икономический метод борьбы с ним может привести болезням церковным. – Прп. Феодор Студит – столп Православия, который, сочетая икономичность со строгостью учения Церкви, в вопросе об иконах, является образцом пастыря и богослова.

Мощи

В Студийском монастыре, посвященном пророку Иоанну Предтече, в Турции изначально находились мощи святого Феодора Студита. Студийский монастырь — место, которое пробудил от запустения преподобный Феодор. Именно в эту обитель он вложил всю свою жизнь: здесь был написан Студийский устав и многие важные богословские произведения Феодора.

Однако, после нескольких пожаров, происшедших в XVIII и XX веках, обитель изрядно пострадала, поэтому сегодня от нее остались лишь руины, глядя на которые можно лишь отдаленно представить, каким был Студийский монастырь.

Следует добавить, что в разное время главный храм обители становился мечетью, а потому православные реликвии, в том числе и святые мощи Феодора Студита были утеряны. Но любой, кто посетит эти места, ощутит святость самого места.

Житие преподобного Феодора Студита

Предисловие

О Давиде, писателе псалмов, рассказывается, что он одним ударом камня поразил иноплеменника Голиафа (1Цар. 17:49–51). Я же, неопытный в борьбе, присоединяя к двум прежним этот третий удар слова, желаю поразить иноплеменную мудрость иконоборцев, хотя бы эта попытка была выше моих сил. При обсуждении этого предмета я буду пользоваться некоторыми умозаключениями, не отличающимися искусным сплетением по правилам науки Аристотеля, а также и пустословием, но опирающимися на более простую речь, на силу истины. И может быть, этот труд окажется небесполезным для читателей: для сведущих он может дать повод к более мудрому исследованию, а для несведущих он представляет некоторые основные начала в помощь для правильного воззрения, ныне очень страдающего от неистовствующей иконоборческой ереси. Так как отчетливая раздельность приятна читателю, то я разделю слово на четыре главы, причем в каждой главе представлю положения, направленные к одной и той же цели.

1. Об изображении Христа в телесном виде.

2. О том, что описуемый Христос имеет искусственное изображение, на котором Он созерцается, подобно тому как и само во Христе.

3. О том, что поклонение, тому и другому – Христу и Его изображению, есть одно и нераздельно.

4. О том, что Христос, будучи первообразом Своего изображения, имеет одно с ним подобие и одно поклонение.

Память 11 ноября по ст.ст.

В Константинополе проживал некогда богатый и благородный человек по имени Фотин, женатый на одной благородной женщине, по имени Феоктисте. Оба они были благочестивы и боялись Бога. От них и родился блаженный Феодор. Родители, просветив его святым крещением, воспитывали его в добрых правилах и отдали в книжное обучение. С воцарением нечестивого царя Константина Копронима, стала распространяться иконоборческая ересь и было воздвигнуто сильное гонение на православных. Вследствие сего, Фотин, отказавшись от занимаемой им важный государственный должности и посоветовавшись с своею супругою, роздал все имение и, отрекшись от мира, посвятил себя, вместе с Феоктистою, иноческой жизни, в которой они ревностно подвизались до самой кончины. Блаженный же Феодор, обучившись Еллинской премудрости, сделался выдающимся оратором и превосходным философом и препирался с злочестивыми еретиками о православной вере. Он настолько был сведущ в Божественном Писании и догматах, что еретики никогда не могли противостоять ему.

По смерти злочестивого царя Константина Копронима, на престол вступил сын его Лев, также иконоборец, но он царствовал недолго и вскоре умер. После него на престол вступила супруга его Ирина вместе с своим сыном Константином. Нося имя, означающее “мир”, она и на самом деле водворила в Церкви мир и прекратила иконоборческую смуту. Она собрала множество преподобных отцов и вместе с святейшим патриархом Тарасием созвала в Никее седьмой вселенский собор, на котором, отвергнув нечестивое учение еретиков, снова установила, как то было прежде, почитание божественных икон и поклонение им. Собравшихся на собор отцов было более трех сот; в числе их присутствовал и преподобный Платон, которой первоначально подвизался на горе Олимпе. Он был блаженному Феодору дядею – по матери; в нем жил Дух Божий и, как человек, начитанный в Божественных Писаниях и искусный вития, он был полезен для всех.

По окончании собора, Платон захватил с собою блаженного Феодора и с ним двух его братьев, Иосифа и Евфимия, изъявивших желание принять иночество. Удалившись с ними, он пришел в одно уединенное место, называвшееся Сакудион.

Видя блаженного Феодора сиеющим столь добродетельною жизнью, преподобный Платон чрезвычайно радовался за него. Решив почтить святого Феодора священным саном, он отправился с ним в Византию к святейшему патриарху Тарасию, который и рукоположил Феодора в сан пресвитера, не столько по его доброй воле, сколько по понуждению; ибо блаженный, считая себя недостойным, не желал принимать на себя такого сана и говорил, что он выше сил его. Но, будучи не в силах противоречить воле своего отца духовного Платона и патриаршей, а более всего Божественному изволению, он повиновался и принял священство. Вернувшись затем в монастырь, преподобный устремился к еще большим подвигам и трудам, которых невозможно и описать.

По прошествии нескольких лет, преподобный Платон, ставши немощным, вследствие многолетней и утружденной старости, решился сложить с себя начальствование над монастырем и пожелал, дабы после него власть принял блаженный Феодор. Он часто говаривал о семь последнему, умоляя и наставляя его, дабы он облегчил бремя отца своего и согласился быть начальником в монастыре. Феодор всячески отказывался от власти, лучше соглашаясь сам жить под начальством других, нежели начальствовать над другими, полагая, что легче и для спасения полезнее получать наставление от других, нежели самому наставлять кого-либо. Преподобный Платон, видя, что Феодор не оказывает повиновения в сем его желании, придумал следующую хитрость: он слёг в постель, как бы больной, – да он и в действительности был слаб, – и, созвав всю братию, сообщил о себе, что он чувствует приближение своей кончины, а затем спросил: кого они желают после него иметь своим настоятелем, кого они считают наиболее способным для сего? Преподобный знал, что они не иного кого пожелают иметь своим настоятелем, как только Феодора, ибо все любили его и почитали за великие его добродетели. Так и случилось: все единодушно отвечали:

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • Вперёд
  • В конец
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: