Жития святыхЖитие и страдание святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы

Литература

Сочинения святителя Димитрия
  • Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского: В 5 т. — М.: В Синодальной Тип.
    • Том первый, содержащий в себе разные небольшие сего Святителя творения, с присовокуплением жития его и келейных записок. — 6-е изд. — 1839. — VI, 525 с.
    • Том второй, содержащий в себе поучения на Воскресные дни. — 6-е изд. — 1840. — III, 694 с.
    • Том третий, содержащий в себе Поучения на разные праздничные дни. — 6-е изд. — 1840. — III, 640 с.
    • Часть четвёртая, содержащая в себе Летопись, сказующую деяния от начала мира бытия до Рождества Христова. — 7-е изд. — 1849.
    • Том пятый, содержащий в себе: Зерцало православного исповедания, Краткое Христианское нравоучение и Разные слова. — 4-е изд. — 1835. — 146 с.
  • Жития святых. — К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1764.
Биография
  • Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). — СПб., 1891.
Частные вопросы биографии
  • Крылов А. О. Московские знакомые митр. Димитрия Ростовского и «киевская учёность»: восприятие западной образованности великорусской церковной элитой на рубеже XVII—XVIII вв.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 8. — С. 86—88.
  • Мельник А. Г. // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 183—186.
Сочинения
  • Зубов В. П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. — Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с. — ISBN 5-8360-0292-4.
Богословские воззрения
Житие и почитание
  • Федотова М. А. Житие, почитание и прижизненные чудеса св. Димитрия Ростовского // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 273—310.
Иконография
  • Мельник А. Г. // Книжная культура Ярославского края-2011. — Ярославль, 2012. — С. 5—12. — ISBN 978-5-91637-019-5.
  • Пархоменко Н. В. Портреты свт. Димитрия Ростовского и его отца Саввы Туптало в собрании Национального художественного музея Украины // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 387—397.

Житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Будущий святитель родился в 1651 году в семье военного — сотника Туптало, в городе Макарьев неподалеку от Киева. Семья была благочестивой, воспитывала будущего святого мать: отец много времени проводил в военных походах, поскольку отношения России с Польшей были в то время напряженными.

Несмотря на желание сделать сына также военным, родители отдали Данила (имя святителя при рождении) в Киевское Братское училище, чтобы он получил хорошее образование. Здесь он овладел многими иностранными языками, в том числе древними, полюбил чтение и много времени проводил за книгами. К сожалению, Данил вынужден был вернуться домой в 1665 году после взятия поляками Киева и сожжения училища, однако он продолжил заниматься самообразованием. Вскоре будущий святой понял, что сердце его склоняется к монашеству. В 18 лет он взял родительское благословение на жизнь в обители и принял монашеский постриг, пройдя ряд трудов, положенных послушнику. В постриге он принял наречение нового имени — Димитрий, символическое пострижение волос, надел монашеские одежды, мантию — «малый ангельский образ», малую схиму. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира, целомудрия и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежало монастырю и сам монастырь брал на себя обязанность обеспечивать жизнь святого. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Через год будущего святителя рукоположили в иеродиакона, то есть сделали монашествующим священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику. В 1675 году он был хиротонисан во священника, став иеромонахом, а в 1681 году — настоятелем, игуменом (сан выше иеромонаха) Максаковского монастыря. Просветительская деятельность, пламенные и мудрые проповеди молодого священника расположили к нему гетмана Украины Самойловича. Он предлагал ему ряд монастырей для управления. Святитель Дмитрий по благословению митрополита Лазаря (Барановича) вынужден был управлять рядом обителей Украины, однако тяготился этим послушанием, ища молитвенного уединения.

В 1684 году святой поселился в Киево-Печерской лавре и взялся за составление Житий всех святых, прославленных Православной Церковью — идея появилась у будущего святителя еще в юности. Это гигантский труд, ведь в Церкви тысячи святых. Известно, что во время создания Четьих-Миней (так на церковнославянском называется сборник житий) святому Дмитрию являлись святые, о которых он писал, укрепляя его в работе. Вскоре святителя вновь благословили на управление украинскими монастырями, а в 1700 году Киевский митрополит предложил его кандидатуру императору Петру Первому как будущего просветителя Сибири. Царю приехавший в Москву владыка Дмитрий понравился, но вскоре святой заболел. Известно, что это, возможно, произошло от скорби: он понимал, что в Сибири не сможет завершить составление Житий святых, дело его жизни, его главное служение Богу и Церкви. Пробыв в Москве около года, он испросил у царя и церковного начальства благословения остаться в Центральной России и был назначен на кафедру митрополита Ростовского и Ярославского.

В 1702 году святитель приехал в Ростов, в Спасо-Яковлевский (ныне называющийся дополнительно Димитриевским в честь святого) монастырь. Очевидно, он чувствовал себя болезненным, поскольку сразу указал в Зачатьевском храме место своего будущего погребения.

Тем не менее, владыка прожил еще 5 лет, успев завершить свой великий труд составления Четьих-Миней, несмотря на болезни и множество дел, касающихся управления епархией.

Известно, что епархия пребывала в бедности: и священники, и миряне были необразованными. Святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно. При собственных покоях в монастыре он организовал духовное училище, где сам вместе с преподавателями из духовенства готовил будущих священников, совершал богослужения. Также святитель трудился над борьбой с остатками языческих обычаев, преодолением суеверий проповедью. Святой также сам писал музыку духовных песнопений и тексты.

В 1705-1707 году он вновь ездил в Москву, чтобы помогать в борьбе с сектантами проповедью. Увы, здоровье его было окончательно подорвано этой долгой поездкой. За три дня до своей кончины святитель Дмитрий Ростовский совершил богослужения Дня своего Ангела — небесного покровителя, великомученика Димитрия Солунского — и слег. 21 сентября по новому стилю 1709 года монастырские певчие последний раз спели для него несколько сочиненных им же песнопений и святитель закрылся в келье, где и скончался, стоя на молитве перед иконами.

Канонизация код

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)

Икона XVIII века

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Pостовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем того же епископа Амвросия, другая — с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757—1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

Другие труды святого подвижника и его духовные дарования

Имея опыт написания большого церковного труда, митрополит Димитрий решил написать еще одну книгу, повествующую о событиях Библии. Дело в том, что в то время Библия на славянском языке была большой редкостью, и стоила очень дорого. Поэтому большинство простого населения не могли позволить себе подобную роскошь и были лишены благодатного чтения Святого Писания. Более того, даже многие из священства плохо разбирались в библейских событиях и путали хронологию.

Жития святыхЖитие и страдание святых  преподобномучеников Галактиона и Епистимы
Икона Димитрию

Святой Димитрий начинает новый труд. В нем он использует основные библейские события и сюжеты, а к ним приписывает поучения и толкования. Читая это произведение, даже совсем незнакомый с Библией человек мог составить себе ясное представление о Священном Писании. К сожалению, окончить этот великий труд святителю так и не удалось из-за очень ослабленного здоровья.

Кроме написания книг, всю жизнь подвижник занимался проповедничеством веры Христовой. Обладая уникальным даром слова, он умел так выстроить свою речь, что равнодушным не оставался никто их слышащих. Поскольку чаще всего его слушателями оказывался простой народ, то и проповеди свои он выстраивал просто, как беседу отца с любимыми детьми. И какие бы труды и заботы не выпадали на долю подвижника, он никогда не оставлял подвига проповедничества до самых последних дней своей жизни.

Одним из его аскетических подвигов была молитва, которую он никогда не оставлял. Стараясь ежедневно бывать в храме, он в каждое воскресенье и церковный праздник служил литургию. Всех, кто был в его ближайшем окружении, учил постоянно и ревностно молится, каждую минуту памятуя о Господе.

Интересно! Очень строгим был и пост подвижника. Так, на Страстной неделе он ел только один раз — в Великий Четверг.

Конечно же, такая глубокая духовная жизнь сказывалась и на его земной жизни, на общении с людьми. С каждым, кого доводилось встретить Дмитрию Ростовскому, он был внимателен и обходителен. Всю жизнь помогал неимущим и страждущим — кому словом утешения, а кому и деньгами. Святой Димитрий отличался крайним нестяжанием, всегда довольствовался только необходимым минимумом благ для себя, а остальное раздавал нуждающимся.

Результатом такого внимательного отношения к собственной душе стало стяжание величайшего смирения. Подвижник всегда помнил слова Господа о том, что кто хочет быть первым в Царствии Небесном, тот должен быть последним в жизни земной. В жизни митрополита Димитрия эта заповедь воплощалась в глубоком почтении к любому начальству, в милости к подчиненным, в сострадании скорбящим.

Жизнеописание

Родился 11 () декабря  в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Туптало.

Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины.

Портрет митрополита Димитрия (из фондов НХМУ)

После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). В марте 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Максаковский Преображенский монастырь. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 26 октября (5 ноября)  оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) переехал в Киев. С 23 апреля (3 мая)  поселился в Киево-Печерском монастыре, в котором получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.

По поручению патриарха Адриана поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

Царь Пётр I 18 июня 1700 года шлёт указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), в котором требует прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С такой же просьбой обратился к Варлааму и патриарх Адриан. 16 октября 1700 года патриарх Адриан умер, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митрополит Стефан (Яворский). Указом от 27 дек. 1700 г. царь Петр I назвал две кандидатуры на Сибирскую кафедру: Димитрия (Туптало) и Переяславского епископа Захарию (Корниловича) и велел им приехать в Москву не позднее первых чисел февраля 1701 года.

10 февраля 1701 года Димитрий переезжает в Москву как кандидат на Тобольскую кафедру, 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта Димитрий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определён на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию, Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.

Как малороссиянин, Димитрий не мог быть знаком с расколом до тех пор, пока не стал управлять Ростовскою епархиею; здесь, увидевши всю силу зла, он решился вооружиться против него. «Окаянные последние времена наши! — писал Димитрий. — Святая церковь сильно стеснена, умалена, с одной стороны, от внешних гонителей, с другой — от внутренних раскольников. С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере».

Смерть и погребение

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) , оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.

В могиле, вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.

В настоящее время мощи святителя Димитрия Ростовского пребывают в Спасо-Яковлевском монастыре.

Примечания код

  1. ↑ Димитрий св. митрополит Ростовский // Русский биографический словарь
  2. А. А. Крумминг «Святой Димитрий Ростовский: точная дата рождения» //  Музей, 1992
  3. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114.
  4. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114—115.
  5. Известен указ Синода об 30 сентября 1798 года об утверждении празднования Феодосию Тотемскому, но он, по мнению Е. Е. Голубинского, лишь подтвердил прежнее местное почитание святого (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 9. С. 336—337).
  6. Лихачев Д. С. История древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 266.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 11 января 2008.
  8. Державин А., прот. «Радуются верных сердца»: Четии-Минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник: в 2 ч.. — Москва, 2006. — С. 298. — 384 с.
  9. Скарга, Петр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века
  11. . rusk.ru. Дата обращения 9 ноября 2019.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: