Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII в

Собор в честь святого Дмитрия

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII вТочная дата начала строительства церкви не установлена. Историки – благодаря архивным документам и археологическим данным – установили, что приблизительно в середине 90-х гг. XII столетия был заложен первый камень. Новый храм получил имя святого Дмитрия Солунского, в честь которого назван сын князя Дмитрий, да и сам Всеволод при крещении получил это же имя.Святой Дмитрий являлся реальной исторической личностью, погиб в борьбе с язычниками. Он был схвачен во время обороны города Солуни (нынешние Салоники) во время нападок варварских племен. В тюрьме его убили из-за проповедования основ христианской веры. Его останки похоронили недалеко от города, позже на этом месте императором Константином была основана небольшая церковь. Князь Всеволод лично ездил на место погребения, привез оттуда икону и часть одежды святого. Считается, что образ создавался прямо на гробе Дмитрия, поэтому является чудодейственным.

Особенности архитектуры

Дмитриевский Собор строился по канонам византийских храмов, что нашло отражение во внешнем и внутреннем оформлении. Его здание имеет четыре столпа, три полукруглых апсида, купол из золота и крест, сделанный из меди. Наверху последнего находится небольшой флюгер, который представлен фигуркой птицы мира – голубя.Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII вФасад храма имеет три яруса, каждый из которых уникален по-своему. Самый нижний ярус вообще не имеет никакого оформления- только порталы, украшенные резьбой. Второй оформлен в виде арок, опирающихся на колонны. Между ними находятся вырезанные из камня фигуры и орнамент. На самом верху – на третьем ярусе – расположены узкие окна и уникальный резной орнамент.Купол довольно-таки пологий, сделанный как шлем воина-дружинника. Он был позолочен, как и крест, который его венчает. На южном фасаде здания вырезана картина, которая рассказывает о вознесении на небеса Александра Македонского. В своих руках царь держит львят, за которыми охотятся грифоны. Северный фасад также украшен нетипичными для православия сюжетами из светской жизни. Здесь вырезан сам князь Всеволод с сыновьями.Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII вВнутри сакральный комплекс имеет довольно высокие своды и арки, поддерживающие купольный барабан. В отличие от богатой наружной резьбы внутри он практически был не украшен. К сожалению, до наших дней сохранились лишь фрагментарные части фрески про Страшный суд.Изначально архитекторы сделали вокруг храма крытые галереи, соединившие его с княжеской резиденцией. Во время татаро-монгольского набега, во время которого в 1240 г. был разрушен Киев и другие города, Дмитриевский собор также сильно пострадал. Реставрация храма началась в конце 1830-х гг. – по приказу Николая I. Тогда же разрушены галереи, а орнаментальные картины сильно повреждены. Их частично восстановили после повторной реставрации.

Византийские и балканские мотивы

Князь Всеволод для возведения собора пригласил искусных зодчих, которым помогали лучшие мастера из Болгарии, Сербии, Далмации и Греции. Благодаря этому в архитектуре и художественном оформлении Дмитриевского храма появились византийские мотивы, нехарактерные для православных религиозных объектов. Кроме того, балканские мастера придали строгости строению, сосредоточившись на духовном содержании фресок и резных композиций. Они инициировали появление фигуры царя Давида на каждом фасаде. Зодчие считали, что князь Всеволод воплощал мудрость и силу этого библейского героя.Всего на внешних фасадах балканские и владимирские мастера создали свыше 560 резных орнаментов. Зодчие соединили христианские мотивы с мифологическими и литературными элементами, поэтому вокруг святых были созданы животные и растительные образы. Интересно, что вся резьба выполнена на белом камне, из которого возведен собор. Орнаментальное украшение Дмитриевского собора является всемирным достоянием, поскольку находится под эгидой ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор во Владимире белокаменная поэма

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII в

Адрес: Россия, Владимир, ул. Большая Московская, 60Начало строительства: 1194 годОкончание строительства: 1197 годКоординаты: 56°07’45.2″N 40°24’39.3″EОбъект культурного наследия Российской Федерации

Ещё в начале XII века Суздальская земля была захолустьем на северо-востоке Руси, но уже в начале XIII века она становится княжеством, играющим решающую роль в жизни страны.

При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигает наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора свой «личный», придворный храм.

Между 1194 — 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя — Дмитрия Солунского.

Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия.

Дмитриевский собор — мощевик-реликварий

Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название — Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство.

Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру.

Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.

Спустя 8 веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии.

В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя.

Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец».

Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 — 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I.

Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами.

На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон.

На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно.

Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд», выполненной греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он строился исключительно для княжеской семьи и не был рассчитан на прихожан и богомольцев.

Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность.

Дмитриевский собор в г. Владимир

Описание Дмитриевского собора в г. Владимир

Дмитриевский собор города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») – придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. По Н. Н. Воронину, построен в 1194-97 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, в 1191 году.

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII в

Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой – его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.

Паломнические поездки к Дмитриевскому собору в г. Владимир

  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Торжка в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Волгограда в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Сергиева Посада в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Краснодара в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Ростова-на-Дону в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Коломны в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Дивеева в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Минска в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Краснодара в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Боголюбова (Владимирская обл.) в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Саратова в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Саранска в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Старицы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Саратова в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Арзамаса в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Валдая в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Мурома в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир

Описание архитектуры

В XII веке построенный на территории княжеского дома одноглавый храм был окружен галереями, вдоль них стояли лестничные башни. Так, дворец князя соединялся с церковью, по этим переходам княжье семейство попадало на храмовые служения. В XIX веке во время реставрации переходов не стало.

Глядя с фасада, можно увидеть три яруса. Нижний украшен только резными порталами, а над ним расположилось архитектурное чудо в виде аркатурного колончатого пояса, на котором вырезаны белокаменные фигуры и орнаменты.

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII в
Резьба по камню на фасаде Дмитриевского собора

Тончайшая резьба, напоминающая изысканное кружево, украшает третий ярус, она же встречается на барабане купола. Богатырский шлем золоченого пологого купола означает готовность церкви стоять всегда на защите христианских интересов.

Южный фасад привлекает экскурсантов масштабной композицией, рассказывающей о вознесении Александра Македонского. Такое панно не свойственно для православной церкви, но в XII веке эта тема была популярной. Маленькие львята, сидящие на руках Македонского, составляют контраст с ужасными чудовищами-грифонами, знаменуя борьбу сил добра и зла.

Руками зодчих было создано шестьсот барельефов, на которых изображены:

  • святые;
  • животные;
  • мифические существа.

Основной фигурой всех храмовых фасадов является пророк Давид, царь и псалмопевец. Реставрированные рельефы в основном сохранены в первоначальном виде с XII века. Львы, орлы, кентавры прославляли власть князя. Фасады украшали картины, изумляющие своими сюжетами. Здесь можно увидеть святого Никиту, избивающего беса, и царя Давида, играющего на гуслях; улыбающихся львов и птицу Сирин, которая борется с барсом; охотника, убивающего льва, и скачущего всадника.

На заметку! Исторически привлекательно панно с изображением великого князя Всеволода Юрьевича в окружении его пяти сыновей.

Белокаменные стены, рассказывающие целые истории своими картинами, можно сравнить с выставочным полотном. «Белокаменная книга» — так любовно отзываются о храмовых рисунках горожане.

Краткая история владимирской святыни

В XII веке мало кто знал о существовании суздальского княжества, пока им не стал править Всеволод Великий. На пике расцвета княжества решено было построить храм, стоящий невдалеке от собора Успения Богородицы.

Князь Владимира Всеволод, прозванный в народе Большим Гнездом, решил на своем подворье возвести церковь в честь ангела-хранителя святого Димитрия Солунского, погибшего за христианскую веру в Салониках и причисленного к лику святых мучеников. В 1191 году был заложен и освящен первый камень будущей жемчужины края.

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII в
Дмитриевский собор во Владимире

За 6 лет русскими мастерами была возведена белокаменная церковь, в которую внесли иконы великомученика Дмитрия Солунского и ковчежец с частицей окровавленной сорочки святого. Князь распорядился доставить в нововозведенный храм часть доски от гроба святого, находящегося в Салониках, которая постоянно источала благовония. Это миро обладало чудодейственной силой даровать исцеления.

1237 год стал временем первого разграбления и разрушения шедевра русского зодчества и христианской святыни, когда монголо-татары разрушающим ураганом пронеслись по владимирской земле. Впоследствии Дмитровский храм во Владимире восстанавливали, он несколько раз горел, и только в период прихода к власти в конце XIX века Николая Первого была начата его реставрация. Пытаясь вернуть Дмитриевскую церковь к первоначальному виду, мастера не сумели сохранить лестничные башни и галереи.

С приходом Советов богослужения запретили, в 1918 году решением государственной комиссии здание церкви отнесли к исторической ценности. К 1000-летию Крещения Руси завершился процесс реставрации, во время которого белоснежные рельефы были покрыты специальной смесью.

На заметку! Ныне Владимирский Дмитровский собор относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: