Молитва и ее значение

История

История возникновения молитвы «Отче наш» дословно описана в книгах Евангелия. Однажды, ученики обратились к Христу, прося научить их молиться (евангелие от Луки), в ответ Он произнес слова моления.

Время не сохранило текст на родном языке Христа, которым был галилейский диалект арамейского. Первые письменные источники передают нам молитву на «койне», одном из видов древнегреческого. «Отче наш» содержится в двух евангельских текстах (от Луки и от Матфея), причем второй вариант преподносит его в более развернутом виде, как часть знаменитой нагорной проповеди Господа.

Церковь употребляет об варианта моления. Один из древнейших источников – «Дидахе», датируемый первым веком н.э. содержит в себе текст из матфеевского евангелия. Признанные исследователи Священного Писания считают, что завершающее славословие молитвы («Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь») имеет ветхозаветное происхождение и было частью раннехристианской литургической практики.

Пролог

Меня опалял лихорадочный жар нечистых страстей, когда ты, по своему обыкновению, прикосновением своих боголюбивых писем вновь возродил меня, ободрив ум мой, изнуренный самыми постыднейшими , блаженно подражая тем самым великому Наставнику и Учителю . И это неудивительно: уделом твоим, как и благословенного Иакова, всегда было славное. Ведь хорошо послужив ради Рахили и получив Лию, ты добиваешься и возлюбленной, из-за нее, вероятно, исполнив уже седмицу лет (Быт. 29:20–30). Что же касается меня, то я не отрицаю, что, потрудившись всю ночь, ничего не поймал (Лк. 5:5). Однако, по твоему совету забросив сети , выловил множество рыб – не думаю, что больших, но числом, тем не менее, «сто пятьдесят три» (Ин. 21:11). И посылаю тебе их в корзине любви, исполнив твое повеление через такое же количество глав.

Я удивляюсь и ревностно желаю подражать твоему прекрасному стремлению получить главы о молитве. Ибо ты не просто возжелал иметь их, запечатленных руками и с помощью чернил на хартии, но захотел обладать ими, незыблемо укорененными в уме любовью и непамятозлобием. Но поскольку, согласно премудрому Иисусу, «вся сугуба, едино противу единаго» (Сир. 42:25), то приими и по букве, и по духу. Ведь ум предшествует всякой букве, а если его нет, то не бывает и буквы. Поэтому и образ молитвы двойственен: один – деятельный, другой – созерцательный. Подобным же образом дело обстоит и с числом: то, что в нем очевидно, есть количество, а смыслом его является качество.

Разделив сочинение о молитве на сто пятьдесят три , мы послали их тебе, как евангельское воздаяние, дабы обрел ты приятное услаждение символическим числом, также найдя здесь фигуру треугольника и шестиугольника, указывающие одновременно и на благочестивое ведение Троицы, и на очертание этой вселенной. Ибо число сто само по себе – четырехугольно, а пятьдесят три – треугольно и сферично. Двадцать восемь – треугольно, а двадцать пять – сферично, поскольку пятью пять будет двадцать пять. Таким образом, ты имеешь фигуру четырехугольника благодаря четверице добродетелей, а также в числе двадцать пять имеешь фигуру круга, посредством кругового вращения времен премудрое ведение века. Ибо время катится неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом и пора за порой, как это мы видим в движении солнца и луны, весны и лета, и т.п. Треугольник же, вероятно, обозначает ведение Святой Троицы. Или иначе: если ты мыслишь число сто пятьдесят три, то оно, вследствие своего обилия и в качестве треугольника, есть деятельное, естественное и богословское. Оно также есть вера, надежда и любовь, или золото, серебро и драгоценные камни.

Таково то, что относится к числу. Что же касается глав, то не пренебрегай их скудостью, как научившийся и «терпеть голод, и быть… в недостатке» (Флп. 4:12). Помни о Том, Кто не отверг двух лепт вдовицы, но принял их благосклоннее, чем богатство многих других (Лк. 21:3). Поэтому, познав плод благоволения и любви, будь внимательным к искренним братиям своим, молись о немощном, чтобы он стал здрав и, взяв постель свою, мог ходить (Мк. 2:11) через благодать Христову. Аминь.

Молитва в буддизме

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона:Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов Ваджраяны, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 года по Рождестве Христовом.

В прошлом понятие «молитва» нередко использовалось для обозначения практик буддизма. В частности, так эти практики именуются в «Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». Однако выше уже было указано на механическое отношение к молитве в ламаизме (который иначе именуют «тибетским буддизмом», несмотря на то, что он распространен не только в Тибете, но и в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии). Как уже говорилось, далеко не все согласятся признать наличие обращения в чисто механическом процессе вращения так называемого «молитвенного барабана» («молитвенной машины», «молитвенной мельницы»).

Энциклопедия религий мира:Средством достижения состояния будды в ваджраяне считается йогическая практика (психотренинг) в сочетании с эзотерической и магической практикой, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника.

В настоящее время, описывая практику ваджраяны (к которой относится и «тибетский буддизм»), говорят не о молитве, а о медитации и чтении мантр (см. цитату из «Энциклопедии религий мира» во врезке).

Пожилая тибетская женщина с молитвенным барабаном, Лхаса (Тибет)

В учении тхеравады (которую считают той формой буддизма, которая ближе всего к первоначальному учению основателя этой религии) открыто говорится о том, что молитвы не способны поменять внешний мир: «Природа беспристрастна, на неё нельзя повлиять молитвами. Она не идёт на уступки по чьей-либо просьбе». У молитвы попросту нет адресата: «В Буддизме считается, что никакое высшее существо не руководит делами и судьбой человека».

Наименование молитвы в тхеравадских текстах продолжает употребляться. Однако то, что именуется молитвой, не способно воздействовать ни на природу (ввиду её бесстрастности), ни на высшее существо (поскольку предполагается отсутствие такового). Упомянутая «как бы молитва» составляет всего лишь часть процесса медитации и может воздействовать лишь на собственный ум того человека, который её произносит: «Человеческий ум сам отвечает на молитвы».

Из сказанного видно, что в практике тхеравады нет места молитве в собственном смысле этого слова (см. определение молитвы в начале статьи), а само учение в отдельных отношениях удивительно напоминает атеизм.

Примечания

  1. 1 2 3 Василенко, 1996.
  2. 1 2 Зорин, 2002.
  3. 1 2 3 4 5 6 Кырлежев А. И. Молитва // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  4. 1 2 РГЭС, 2002.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 Молитвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Молитвы: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная // Скурат, К. Е., Христианское учение о молитве и её значение в деле нравственного совершенствования
  7. 1 2 Святитель Феофан Затворник о молитве // Православие.Ru
  8. Мысленной, производимой в уме.
  9. 1 2 ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ// Православная Энциклопедия
  10. Василий Великий, свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве
  11. 1 2 3 4 Молитва и медитация
  12. Захария (Захару), архимандрит «Иисусова молитва и медитация — в чём разница?» // Ежедневное интернет-СМИ «Православие и мир»
  13. «Как православному относиться к йоге» // «Православие и мир»
  14. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин «Собеседования египетских отцов», Правило Веры, Москва, 2008, ISBN 978-5-94759-008-5 (ошибоч.)
  15. William Johnston, S.J. «Christian Zen: A Way of Meditation», Fordham University Press, 1997, ISBN 0823218015 ISBN 978-0823218011
  16. Hugo M. Enomiya-Lassalle «Zen meditation for Christians», Open Court Publishing Company 1974, ISBN 0875481515
  17. Bede Griffiths OSB «he New Creation in Christ: Christian Meditation and Community», Templegate Pub 1994, ISBN 0872432092 ISBN 978-0872432093
  18. Thomas Keating OCSO «Intimacy with God: An Introduction to Centering Prayer», The Crossroad Publishing Company 2009, ISBN 0824525299 ISBN 978-0824525293
  19. Fr. Ernest E. Larkin «Contemplative Prayer for Today: Christian Meditation», Medio Media 2007, ISBN 1933182555 ISBN 978-1933182551
  20. Благословите, о. Рафаил! В последнее время нередко случается встречаться с людьми, которые. Дата обращения 18 апреля 2013. Архивировано 19 апреля 2013 года.
  21. Вопрос заслуженному профессору МДА, академику РАЕН, доктору богословия Осипову А.И.: Молитва, медитация, мантры одно и тоже?.
  22. ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО В ОПЫТЕ МОЛИТВЫ // Электронная библиотека Одинцовского благочиния.
  23. Матфея 6:1-4
  24. Матфея 6:5-15
  25. Матфея 6:16-18
  26. В доталмудическом иудаизме молитва Пятикнижия Моисеева состоит из семи фраз (Исход 34:6-7). В христианстве молитва Отче наш состоит из семи фраз (Матфея 6:9-13). В исламе молитва Аль-Фатиха состоит из семи фраз
  27. «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» (Псалом 54:18), «Он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» (Даниил 6:10)
  28. Дидахе 8:2-3 «Трижды в день молитесь так»
  29. Мухаммад молился трижды в день (не пять раз)
  30. «Пощусь два раза в неделю» (Луки 18:12), (Дидахе) 8:1 «Они постятся во второй после шаббата и пятый»; «Пост в понедельник, четверг, понедельник » (Мишна-Таанит 2; Вавилонский Талмуд 12а; Шулхан-Арух Орах-Хаим 492)
  31. Дидахе 8:1 «Вы же поститесь в четвертый и подготовительный »
  32. Мухаммад постился дважды в неделю (не двадцатьдевять дней Рамадана-месяца) «Ведь если, говоря о посте в месяце Рамадан, мы будем руководствоваться примером из жизни Пророка, то следует отметить, что он постился не только в этот месяц, но и два месяца идущие перед ним, а также понедельник и четверг каждой недели» (т.е. понедельник, четверг, понедельник по лунному календарю, три раза в лунный месяц, всего тридцатьдевять дней за тринадцать лунных месяцев в год солнечного календаря)
  33. аль-Бухари «Сахих аль-джами» 631, 6008
  34. Ваджраяна // Энциклопедия религий мира
  35. 1 2 3 Смысл молитвы на сайте „Буддизм Тхеравады в Москве“
  36. «В процессе медитации молитва помогает исправить природу человека.» См. Смысл молитвы на сайте «Буддизм Тхеравады в Москве».
  37. Виктор Гюго. Собрание сочинений. — Т. 8. — М., 1972. — С. 382.
  38. Афанасьева, Э. М. «Молитва» в русской лирике XIX в. : Логика жанровой эволюции. Введение диссертации (часть автореферата).

Молитва в художественной литературе

Молитва в прозе

Виктор Гюго в своем романе «Труженики моря» так написал о молитве: «Молитва — могучая сила души, сила непостижимая. Молитва обращается к великодушию мрака; молитва взывает к тайне, сама подобная тайне, и мнится, что перед неотступной, неустанной мольбой не может устоять Неведомое».

Молитва в стихотворных произведениях

К теме молитвы обращались и продолжают обращаться поэты. При этом некоторые молитвы имеют стихотворные переложения. В частности, покаянная молитва Ефрема Сирина легла в основу известного пушкинского стихотворения.

* * *Отцы-пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,Сложили множество божественных молитв;Но ни одна из них меня не умиляет,Как та, которую священник повторяетВо дни печальные Великого поста;Всех чаще мне она приходит на устаИ падшего крепит неведомою силой:Владыко дней моих! Дух праздности унылой,Любоначалия, змеи сокрытой сей,И празднословия не дай душе моей.Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи.

А. С. Пушкин, 1836 г.

МолитваВ минуту жизни трудную,Теснится ль в сердце грусть,Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть сила благодатнаяВ созвучьи слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.С души как бремя скатится,Сомненье далеко —И верится, и плачется,И так легко, легко…

М. Ю. Лермонтов, 1839 г.

В истории русской лирики запечатлён негаснущий интерес поэтов к молитвенному слову.

Вступительное слово о молитве

Многие люди полагают, что молитва – это всего лишь текст, прочитав который, можно получить желаемое или избавиться разом от всех грехов. Однако это не так. Что же такое молитва, какое значение она имеет в нашей жизни?

Молитва – это огромная сила. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, – писал святитель Димитрий Ростовский, – но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников».

«Во время молитвы мы беседуем с Богом», – говорил святитель Иоанн Златоуст. Молитва – это бесценный дар человеку, с помощью которого он может беседовать с Господом, обращая к нему свои ум и сердце. Все на Земле дается нам Богом – пища, одежда, дом, наше существование, и поэтому мы обращаемся к Богу во всех случаях жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: